Старый князь болконский. Характеристика и образ николая болконского в романе толстого война и мир сочинение Князь николай война и мир

Главная / Измена жены

Время действия романа Толстого «Война и мир» - одна из самых значительных эпох в истории России. Но эта конкретно-историческая тема не стоит в романе отдельно, она поднята до уровня общечеловеческого значения. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Толстой воспроизводит его облик и историческое развитие на протяжении жизни трех поколений. Воссоздавая без прикрас «дней Александровых прекрасное начало», Толстой не мог не затронуть предшествующей екатерининской эпохи. Эти две эпохи представлены двумя поколениями людей. Это старики: князь Николай Болконский и граф Кирилл Безухов и их дети, которые являются продолжателями отцов. Взаимоотношения между поколениями - это прежде всего семейные отношения. Ведь в семье, по мнению Толстого, закладываются духовные начала личности и нравственные моральные понятия. Рассмотрим сына и отца Болконских, их взаимоотношения друг с другом.
Князь Николай Андреевич - представитель родовой русской аристократии, человек екатерининской эпохи. Эта эпоха уходит в прошлое, вызывая, однако, почтение, которым по праву пользуется ее представитель - старик Болконский - у соседских помещиков. Николай Андреевич - человек, безусловно, незаурядный. Он принадлежит к тому поколению, которое в свое время строило мощную российскую государственность. При дворе князь Болконский занимал особое место. Он был приближенным Екатерины II, но своего положения добился не подхалимством, как многие в его время, а личными деловыми качествами и талантами. Уже то, что при Павле он получил отставку и ссылку, указывает на то, что служил он отечеству, а не царям. В его облике отразились черты знатного и богатого деда по матери - боевого генерала. С именем этого человека связана семейная легенда: гордец и атеист, он отказался жениться на любовнице царя, за что был сослан сначала в далекий северный Трумант, а затем в свое имение под Тулой. И старый Болконский, и князь Андрей гордятся древним родом и его заслугами перед отечеством. Андрей Болконский унаследовал от отца высокое понятие о чести, благородстве, гордость и независимость, а также острый ум и трезвое суждение о людях. И отец, и сын презирают выскочек и карьеристов, таких как Курагин. Князь Николай Болконский не водил в свое время дружбы с такими людьми, которые ради своей карьеры были готовы поступиться честью и долгом гражданина и человека. Старик Болконский, правда, ценит и любит графа Кирилла Безухова. Безухов был фаворитом Екатерины, некогда слыл красавцем и пользовался успехом у женщин. Но первоначальная философия наслаждения жизнью графа Кирилла с годами претерпела изменения, может, поэтому теперь он стал ближе и понятнее старику Болконскому.
У Андрея много общего во внешности и во взглядах с отцом, хотя в том, что касается последних, хватает и разногласий. Старый князь прошел суровую жизненную школу и судит о людях с позиции той пользы, которую они приносят как отечеству, так и другим людям. В нем удивительным образом сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты человека большого ума и жизненного опыта. Сына и дочь он воспитал в строгости и привык распоряжаться их жизнью. Старый Болконский не смог понять чувство сына к Наташе Ростовой. Не веря в искренность их любви, он всячески препятствует их отношениям. Нечто подобное происходило и в случае с Лизой. Брак, по понятиям старого Болконского, существует только для того, чтобы дать роду законного наследника. Поэтому, когда у Андрея с Лизой возникали трения, отец утешал сына тем, что «все они такие». У Андрея было много утонченности, стремления к высшему идеалу, может быть, поэтому чувствовалась постоянная неудовлетворенность собой, чего никак не мог понять старый Болконский. Но если с Андреем он все-таки считался, даже потом прислушивался к его мнению, то его отношения с дочерью были гораздо более сложными. Безумно любя Марью, он предъявлял непомерные требования к ее образованию, характеру, талантам. Он вмешивается и в личную жизнь дочери, вернее совсем лишает ее права на эту жизнь. Из-за своих эгоистических побуждений он не хочет выдавать дочь замуж. И все же, в конце жизни старый князь пересматривает свое отношение к детям. Он с большим уважением относится к взглядам сына, по-новому смотрит на дочь. Если раньше религиозность Марьи была предметом насмешек со стороны отца, то перед смертью он признает ее правоту. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно - у сына.
Старик Болконский верил в прогресс и будущее величие родины, поэтому служил ей всеми силами. Даже будучи больным, он не выбрал позицию стороннего наблюдателя в войне 1812 года. Князь Николай Болконский создал свой отряд ополчения из крестьян-добровольцев.
Взгляды Андрея на предмет славы и служения родине отличаются от отцовских. Князь Андрей скептически относится к государству и власти вообще. Такое же отношение у него и к людям, которые поставлены судьбой на высшую ступень власти. Он осуждает императора Александра за то, что тот передоверил власть иностранным генералам. Князь Андрей со временем пересмотрел свои взгляды на Наполеона. Если в начале романа он воспринимает Наполеона, как властителя мира, то теперь он видит в нем обыкновенного захватчика, который служение родине подменил стремлением к личной славе. Высокая идея служения отечеству, воодушевлявшая его отца, перерастает у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человека с природой. Андрей начинает понимать те христианские мотивы, которыми руководствовались в жизни его сестра и которые он
не мог понять раньше. Теперь Андрей проклинает войну, не разделяя ее на справедливую и несправедливую. Война - это убийство, а убийство несовместимо с человеческой природой. Может бьггь, поэтому князь Андрей погибает, не успев сделать ни одного выстрела.
Надо вспомнить еще одну черту сходства обоих Болконских. Оба они всесторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства. Поэтому, при всей их внешней строгости, они гуманно относятся к своим крестьянам. Крестьяне Болконских зажиточны, князь Николай Андреевич всегда в первую очередь учитывает нужды мужиков. Он заботится о них и при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Это отношение к крестьянам перенял у отца и князь Андрей. Вспомним, что он, возвратившись после Аустерлица домой и занявшись хозяйством, многое делает для улучшения жизни своих крепостных.
В конце романа мы видим еще одного Болконского. Это Николинька Болконский - сын Андрея. Мальчик почти не знал своего отца. Когда сын был маленький, Андрей сначала воевал в двух войнах, затем надолго задержался за границей из-за болезни. Умер Болконский, когда сыну исполнилось 14 лет. Но Толстой делает Николиньку Болконского преемником и продолжателем идей своего отца. Уже после смерти князя Андрея младшему Болконскому снится сон, в котором отец приходит к нему, и мальчик дает себе клятву жить так, чтобы его «все узнали, все полюбили, все восхитились» им.
Таким образом, в романе Толстой представил нам несколько поколений Болконских. Сначала боевого генерала - деда старого князя Николая. Мы не встречаем его на страницах «Войны и мира», но о нем упоминается в романе. Затем старого князя Николая Болконского, которого Толстой описал очень полно. Представителем молодого поколения показан Андрей Болконский, один из любимых героев Толстого. И наконец, его сын Николинька. Именно ему предстоит не только сохранять традиции семьи, но и продолжать их.

Меню статьи:

Одним из самых ярких и производящих впечатление на читателя второстепенных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Николай Болконский, князь, отставной генерал, живущий в имении под названием Лысые Горы. Этот персонаж отличается рядом противоречивых качеств и играет в произведении особенную роль. Прототипом Николая Андреевича Болконского является дед Льва Толстого по матери – Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии рода Волконских.

Семья Николая Болконского

Николай Андреевич Болконский – являетя отцом двух центральных персонажей романа «Война и мир» – князя Андрея и княжны Марии. К своим детям он относится по-разному, хотя они оба воспитываются в строгости. Привыкший жить по расписанию, не любивший праздно проводить свое время князь Николай требует такой же пунктуальности и работоспособности от своих детей, которых очень любит.

Отношение к дочери

Особенно уделяя внимание обучению и воспитанию дочери, князь Николай проявляет к ней чрезмерную строгость, раздражаясь из-за суеверий, придирается к каждой мелочи, как говорится «перегибает палку».

Конечно, он понимает, что поступает не совсем правильно, но ничего не может сделать со своим тяжелым характером, который проявляется при каждом, на его взгляд, неверном поступке и действиях Марии.

Причиной излишних запретов и придирок к девушке является желание воспитать дочь хорошо.

Князь не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, интересующихся лишь сплетнями и интригами. .
Несмотря на постоянные придирки князя Николая, богобоязненная девушка со смирением и кротостью переносит все оскорбления и унижения. Она любит отца, стараясь жить по заповедям Божьим.

Отношение к сыну

Усердно воспитывая в сыне настоящего мужчину, князь, тем не менее, не желал допустить его продвижения по карьерной лестнице, и Андрей вынужден добиваться всего собственными усилиями. Но именно это не сломало сына, но научило его отстаивать свою точку зрения.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с по главам

Особенное упорство проявил князь Николай, когда Андрей заявил о желании жениться на Наталье Ростовой. Выслушав сына, раздраженный отец приказал отложить свадьбу на год, и отменить это решение было невозможно. «Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца для князь Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись. И это последнее мое слово, знай, последнее…» – утверждал он.


Когда Андрей Болконский отправляется на войну, отец не обнимает сына, из его уст не звучат напутственные слова, он только молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». Ценя свою фамильную честь, Николай Болконский говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Внешность Николая Болконского

Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

Характер Николая Болконского

Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

Отличительными чертами Николая Болконского являются пунктуальность и строгость. Он никогда не тратит свое драгоценное время впустую. В доме все живут по установленным им правилам и придерживаются строгого распорядка.

Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.


Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие. Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

Предлагаем ознакомиться с в романе Л. Толстого “Война и мир”

Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

Николай Болконский.
Николай Болконский-дворянин и важный вельможа, ведущий жизнь отшельника, добровольно отдалившись от общества.

Благодаря колоссальной силе воли и твердости духа, дослужился до высшего армейского руководящего поста. Но несгибаемый характер сыграл с Николаем злую шутку: он позволял ему быть благородным гражданином, приносящим пользу обществу, а с другой стороны - делал его тяжелым, резким человеком, которого не каждый может выдержать. Видимо из-за своей дерзости, которой кто-то из высших должностных лиц оскорбился, князь и был сослан в поместье в Лысых Горах, где муштровал своих детей, как муштруют солдат, и ломал их характеры.

Николай все стремится подчинить себе: в его поместье царит строгий распорядок, нарушение которого грозит домашним-детям и слугам - суровым наказанием (чего только стоит прощание с сыном, идущим на войну, в соответствии с расписанием отца).

Жизнь дочери Марьи и сына Андрея так же подконтрольны ему. Мы не видим в романе детства Андрея и Марьи, но глядя на воспитание внука Николая, становится понятно, что князь не позволял своему потомству быть детьми и делать все, что положено детям. Они выросли в суровой атмосфере, близкой к армейской, когда весь день расписан поминутно. Их эмоции и проявления характера пресекались, отец всегда относился к ним, как к взрослым, требуя, чтоб они вели себя «как подобает детям Николая Болконского».
Вспомним, как своего грудного внука старик уже именовал «маленьким князем Николаем». «Маленький» здесь-не ласкательная приставка, а знак того, что есть еще князь Николай «большой». То есть, Николенька не маленький, а просто младший, а это не мешает ему с пеленок именоваться князем.
Николай Болконский, умеющий пресекать свои слабости, не терпим к слабостям других. Он любит своих детей и желает им счастья, но из-за своей жесткости не может осознать, что детей нужно воспитывать лаской и даже немного баловать, не подавлять их характеры, агрессивно навязывая свое видение мира. Дети должны сами постичь мудрость, на пути к которым они, возможно, столкнутся с неприятностями, но эти неприятности сделают их сильнее. А те тепличные условия, которые создал для них отец, губят их - они не имеют собственного опыта общения с внешней средой и полагаются лишь на опыт отца. Но чужой опыт-это не собственный. Им не на что опереться, поэтому столкновения с жизнью так трудны для Марьи и Андрея.
Николай Болконский старается уберечь детей от жизненных искусов, но при этом он подавляет их собственное «я». Он предпочитает видеть свою дочь Марью незамужней старой девой, которой чужда глупость и безнравственность, царящая в высшем обществе. Но счастлива ли сама Марья? Отец настолько сильно подавил ее характер, что она выдает его желания за свои: она уже заранее смирилась с ролью старой девы и приняла ее, не в силах противостоять мнению отца. Единственной отдушиной для Марьи в этом суровом, солдатском мире, созданном ее отцом и не подходящем для жизни женщины, является религия и переписка с подругой Жюли. Но даже эти сокровенные, личные вещи отец стремится контролировать. Если чтению личной переписки Марья не находит сил сопротивляться, то в религию она вцепилась, как утопающий в соломинку: заберите ее последнюю отдушину - и она задохнется.

Неизвестно когда и при каких обстоятельствах Николай Болконский потерял жену, но становится ясно, что он воспитывал Марью и Андрея самостоятельно. Если бы жива была их мать, она бы, благодаря природному женскому чутью, вырастила их как положено. Но матери не было и отец, закостенелый суровый солдат, делал это, как умел, не понимая, что детей надо воспитывать, а не муштровать, что сыну нужно в какой-то мере предоставлять свободу, а не ломать его характер, а предназначение дочери-не геометрия и заточение, а замужество и материнство.
Он аристократ до мозга костей, ставящий вопрос о происхождении превыше всего. Он кичится своим благородным происхождением (вспомните родовое древо во всю стену столовой), его сущность наполняют предубеждения и неприязнь по отношению к людям более низкого происхождения. Он ставит на одну планку распутную, подлую француженку м-ль Бурьен и графиню Наташу Ростову, не смотря на то, что Бурьен – блудная девка, а Наташа-глубокая, философская личность. Но обе они ниже по происхождению, обе из другого круга, и всего лишь поэтому князь отожествляет их.
По какой-то причине князь стремится показать, что и ему ничто человеческое не чуждо, и он стремится к равенству и братству: усаживает за один стол со своей семьей мужика-архитектора.
Николай Болконский желает своим детям счастья, но он совершает большую ошибку, которая сломает судьбу его сына, а дочь сделает несчастной. Он призывает замечать только положительную, хорошую, возвышенную часть жизни, а плохую, отрицательную, но неотделимую от хорошей, учит игнорировать.
Но это невозможно: хорошее и плохое, возвышенное и обыденное представляют собой одно целое, как свет и тень, день и ночь. Так аристократия неотделима от крестьянства, а любовь-от бытовых проблем.
Даже сам роман называется «Война и мир», а не «война или мир»-Толстой стремится показать, что нет на свете абсолютной, идеальной чистоты, так же, как и нет абсолютной грязи. Идеализировать мир-это утопия.
Этого так и не поймет князь Андрей и, умирая, подумает: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Разумеется, ведь он старался замечать только одну, величественную сторону жизни, а обыденную, прозаическую не принимал, тогда как и одна, и другая сторона представляют собой целостную картину. Из-за этого можно сказать, что Андрей не познал суть жизни из-за того, что запретил себе принимать ее такой, какая она есть.
Из-за этого непонимания, непостижимости им смысла жизни, Андрей сломал не одну судьбу.

Старый князь Николай Андреевич Болконский — выдающийся представитель той смеси старого русского барства с «вольтерьянством», которая из 18 столетия зашла и в 19. Это один из тех сильных людей, для которых отсутствие веры в Бога окончательно уничтожило всякие препятствия для самодурства. Но его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие», с другой стороны, «есть только две добродетели: деятельность и ум». Но круг деятельности для него закрылся и, жалуясь на то, что у него отняли возможность общественной работы, он мог себя уверить, что его насильно заставили предаться ненавистному пороку — праздности.

Прихотями он вознаграждал себя за свою, как ему казалось, совершенно невольную праздность. полный простор для прихоти — вот в чем заключалась для старого князя деятельность, это его любимая добродетель, тогда как другая добродетель — ум — обратилась в озлобленное, подчас несправедливое порицание всего, что происходило только вне границ его вполне независимых Лысых Гор. Во имя прихоти, говорит Толстой, к столу, например, допускался архитектор старого князя. Озлобленный и в то же время руководимый прихотью ум князя привел его к убеждению, что все теперешние деятели были мальчики … и что Бонапарт был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уж не было Потемкиных и Суворовых… Завоевания и новые порядки в Европе «ничтожного французишки» представляются старому князю чем-то вроде личной обиды. «Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, — сказал князь Николай Андреич. — Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово … » Когда князь Болконский соглашается на поступление своего сына в действующую армию, то есть на участие его «в кукольной комедии», то он соглашается на это только условно и видит тут исключительно личные служебные отношения. « … Напиши, как он [Кутузов] тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет» . Те же сверстники князя, которые, не брезгая своими связями, достигли «степеней высоких», были ему не милы. Когда же в начале зимы 1811 года князь Николай Андреевич с дочерью переехал в Москву, в обществе было заметно «ослабление восторга к царствованию императора Александра» и благодаря этому он сделался центром московской оппозиции правительству. Теперь, на закате дней, перед старым князем открылось широкое поле деятельности или, по меньшей мере, явилась возможность к тому, что он мог принять за деятельность, — широкое поле для упражнения его озлобленного критикующего ума. Но это было уже поздно, чтобы отвлечь его от обратившейся в привычку наклонности к безграничной власти в пределах своей семьи, — то есть над дочерью, бессловесно ему подчинившаяся. Княжна Марья ему, безусловно, необходима, так как на ней он может срывать свою злость, может ее пилить, распоряжаться ею по своему усмотрению. Мысль же о возможности выхода замуж княжны Марьи старый князь гнал от себя, наперед зная, что он ответил бы по справедливости, а справедливость противоречила больше чем чувству, а всей возможности его жизни. Отметив эту черту, Толстой указал и на то, что справедливость существовала в сознании старого князя, но переходу этого сознания в действие препятствовала непокладистая властность и привычка к однажды сложившимся условиям жизни. «Он не мог понять того, чтобы кто-нибудь хотел изменить жизнь, вносить в нее что-нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась». Вот поэтому-то со злобой и недоброжелательством он принял намерение сына вторично жениться. « … Я тебя прошу, отложить дело на год … », — решительно заявил он сыну, очевидно, рассчитывая на то, что в течение года, может быть, все это само собою расстроится, но при этом он не ограничился одним таким предположением, а для надежности дурно принял невесту сына. На случай, если бы вопреки воле отца, князь Андрей все-таки женился, у старика родилась «мысль-шутка» и самому удивить людей совершенно непредвиденной переменой в своей жизни — собственным браком с m-Ile Воuriеппе, компаньонкой дочери. Эта шуточная мысль все более и более нравилась ему и понемногу даже начала принимать серьезный оттенок. « .. Когда буфетчик … по прежней привычке … подал кофе, начиная с княжны, князь пришел в бешенство, бросил костылем в Филиппа и тотчас же сделал распоряжение об отдаче его в солдаты … Княжна Марья просила прощенья … и за себя, и за Филиппа». За себя в том, что являлась как бы преградой для m-lIе Bourienne, за Филиппа — в том, что он не мог угадать мыслей и желаний князя. Созданный самым князем разлад между ним и дочерью держался упорно. Но при этом, как видно, потребность справедливости не заглохла. Старому князю хотелось услышать от сына, что виною этого разлада — не он. Князь же Андрей, напротив, стал оправдывать сестру: «виновата эта француженка», а это было равно обвинению отца. «А присудил! .. присудил! — сказал старик тихим голосом, и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: «Вон, вон! Чтоб духу твоего не быпо!». Смущение в данном случае вытекало из сознания, крик — из не терпящей никакого суда и отпора воли. Сознание, однако, в конце концов, одержало верх, и старик перестал допускать к себе m-lIе Воuгiеппе, а после извинительного письма сына и совсем отдалил от себя француженку. Но властная воля по-прежнему сказывалась, и несчастная княжна Марья еще больше прежнего стала предметом шпилек и пиления. Во время этой домашней войны и застигла старого князя война 1812 года. Долго он ни за что не хотел признать ее настоящего смысла. Только весть о взятии Смоленска сломила упрямый ум старика. Он решил остаться в своем имении Лысых Горах и обороняться во главе своих ополченцев. Но ужасный, так упорно им не признаваемый нравственный удар вызывает и удар физический. Уже в полусознательном состоянии старик все спрашивает о сыне: «Где же он?» В армии, в Смоленске, отвечают ему. «Да, — сказал он явственно тихо. — Погибпа Россия! Погубили!» И он опять зарыдал. То, что представляется князю гибелью России, только дает ему новый сильнейший повод корить своих личных недругов. Физическое потрясение организма — удар — расшатывает и властную волю старика: постоянно необходимая жертва ее — княжна Марья, только тут, в самые последние минуты жизни князя, перестает быть предметом его пиления. Старик даже с благодарностью пользуется ее уходом и перед смертью как бы просит у нее прощения.


Одним из образов романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, вызывающим симпатию автора, является образ Николая Андреевича Болконского. Это генерал-аншеф, князь, отправленный в отставку во время царствования Павла I, сосланный в свою деревню Лысые Горы и проживавший там безвыездно. Прототипом образа Николая Андреевича был дед Толстого по матери, князь Н.С. Волконский, к которому автор испытывал глубокое уважение.

К своему герою писатель тоже относится с теплотой. Он рисует человека с тяжелым характером, но умного, умеющего глубоко чувствовать. Он и детей – княжну Марью и князя Андрея – воспитывает в соответствии со своими моральными принципами.

Князь Болконский живет в деревне, но ему некогда скучать – он слишком бережно относится к своему времени, не вынося безделья и праздности.

Он прежде всего ценит порядок во всем. Все его дни были заняты занятиями с Марьей, работой в саду, написанием мемуаров.

Николай Андреевич любит своих детей, но в силу своей сдержанности, не показывает этого. Наоборот, он излишне придирается к княжне Марье, но только потому, что не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, которые интересуются лишь интригами да сплетнями.

По отношению к детям князь Болконский суров, ценя свою фамильную честь, он говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» Отправляя князя Андрея на войну, он не обнимает сына, не говорит напутственных слов, лишь молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

Простились… ступай! - вдруг сказал он. - Ступай! - закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета». За этой сердитостью скрывается глубокое чувство любви к сыну и тревоги за него. После того, как за Андреем закрылась дверь, «из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания». И в этих звуках мы слышим всю гамму невысказанных чувств старого князя, которые он испытывает по отношению к сыну, но которые считает лишним произносить вслух.

Внешняя характеристика персонажа проста. Николай Андреевич «ходил по-старинному, в кафтане и пудре», герой отличается невысоким ростом, «в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Характер героя отличается требовательностью и резкостью, но справедливостью и принципиальностью. Князь Болконский умен, горд и сдержан. Интересуют старого князя и политические, и военные события, происходящие в стране. Князь, как глава поколения Болконских, описанных в романе, сам обладает чувством долга и патриотизма, порядочностью, благородством и воспитывает эти качества в своих детях. Семья Болконских имеет резкие отличия по сравнению с другими семьями высшего света. Для Болконских характерны трудолюбие и жажда деятельности. Старый князь твердо уверен в том, что «…только две добродетели - деятельность и ум» являются главными в мире. И в своей дочери княжне Марье он желает воспитать эти добродетели, поэтому и обучает ее математике и другим наукам.

Во время похода французов на Москву князь Болконский исполняет должность главнокомандующего ополчения. Николай Андреевич не смеет отказаться от этой должности, поскольку руководствуется чувством патриотизма, долга и любви к Родине.

Продолжая характеристику героя, нельзя не сказать о еще одной положительной черте всей семьи Болконских и Николая Андреевича в частности. Это близость к народу, желание вникнуть в его проблемы и понимание их. Старый князь заботливо относится к своему хозяйству, не притесняя крестьян.

Образ Николая Андреевича Болконского описан автором как воплощение всего поколения русских патриотов, высоконравственных людей. Но это не уходящее поколение. Подобным отцу был его сын – Андрей Николаевич. Такие люди будут всегда в авангарде русского народа, пока живы их потомки. Об этом свидетельствует еще один маленький герой романа - Николенька Болконский.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры