«Стойкость и героизм участников сражения. Анализ произведения шолохова они сражались за родину Анализ рассказа они сражались за родину

Главная / Измена жены

Произведение повествует нам о трех товарищах-однополчанах, которые вместе в начале войны помогали защищать переправу нашей армии через Дон.

За небольшой украинский хутор была ожесточенная битва. Из наших солдат осталось в живых 117 человек. Измученные бойцы отступали, но одно их оправдывало. Они спасли знамя полка. И вот, наконец, они дошли до маленького села, где расположилась военная кухня. Один из наших главных персонажей Иван Звягинцев отдыхая на привале, разговорился со своим товарищем Стрельцовым о семье.

Николай, никогда так много не говорил, а тут вылил другу всю свою душу. Оказывается, ему изменила супруга, она бросила его с двумя маленькими детьми. Звягинцев тоже стал жаловаться на свою жену. Хоть она и работала в колхозе, все равно очень изменилась, когда стала читать женские романы. Женщина стала просить у супруга, чтобы тот относился к ней вежливо, называл ее ласково, что не нравилось Ивану. Он ведь был простым колхозником, и таким нежностям не научен. Его раздражало, что супруга литературу читала ночью, а днем, не выспавшись, ничего не могла сделать по дому. Дети ходили грязные.

Да и на фронт письма писала такие, что он боялся прочитать своим бойцам, вдруг засмеют. Она использовала такие книжные выражения, что Звягинцеву становилось нехорошо.

Долго Иван рассказывал о своей жизни, а Николай тем временем уснул. Когда пробудился, то услышал ругань Петра Лопахина с поваром по причине горелой каши. Петр по профессии был шахтером, никогда не унывал, любил шутить и верил в свою красоту.

Стрельцов расстраивался по поводу отступления нашей армии на всех фронтах. Простым людям было тяжело объяснять, почему это так происходи. Старики, женщины, дети, оставшиеся в тылу врага, считали наших бойцов предателями. И если он не верил, что они победят фашизм, то Лопахин говорил, что время еще не пришло, наши солдаты, когда обозлятся по-настоящему, то разобьют немецких захватчиков. Наговорившись вдоволь, друзья искупались в реке, хотели наловить раков и поесть их, но им предстоял жестокий бой.

Тяжело им пришлось в этой битве. Каждый сражался до последнего вздоха. Кругом разрывались бомбы, и ничего не было видно, чувствовалось, что небо сравнялось с землей. Возле Николая разорвался снаряд и его контузило. Он видел, как бойцы рванулись в следующую атаку, попытался встать, но не смог. Его потом вскоре нашли санитары и отправили в лазарет.

А наши бойцы опять отступали. Звягинцев, когда шел по дороге, видел, как горят хлебные поля, и он очень переживал, что гибнет такое богатство. А Лопахин шел и пошучивал над немцами.

И вот полк вновь приготовился к новому бою. Во время укрепления окопов Лопахин заметил молочную ферму, где по-быстрому он принес молока, но тут начался наступление немецкой авиации. Во время этого сражения Лопахину удалось подстрелить фашистский самолет, за что получил награду от лейтенанта стакан спиртного для храбрости. Командир предупредил, что дан приказ, биться насмерть.

Не успел лейтенант все это сказать, как началось мощное наступление немцев. Звягинцев все считал, сколько же они отбили атак. Без Стрельцова ему было скучно, ведь Лопахин мог только шутить. Выдержав еще несколько мощных наступлений, Звягинцева ранило. Лейтенант Голощекин умер от тяжелого ранения, и теперь солдатами командовал старшина Поприщенко.

Из трех друзей остался только Лопахин, который шел по дороге и боялся, что их полк расформируют и отправят в тыл. Неожиданно, он видит Стрельцова, но он не слышит друга, так как потерял слух после контузии. А из госпиталя просто сбежал.

Разговорившись, Стрельцов тоже расстроился, что их хотят расформировать. Ведь он хочет воевать. Зато совсем еще молодой солдат Некрасов совсем не прочь уехать в тыл и отлежаться не печи у какой-нибудь женщины. Лопахин разозлился на него, но Некрасов признался, что он страдает лунатизмом. Но Лопахин напомнил ему о его родных, о погибших солдатах, отдавших жизни за Родину. И Некрасов тоже решил остаться.

Полк по распоряжению командования отправляется дальше и останавливается в небольшом хуторе. И тогда, считая себя привлекательным мужчиной, Лопахин решил обольстить хозяйку, чтобы та накормила солдат. Однако, женщина оказалась верной женой, и Лопахину дала отпор. А утром он увидел, что колхозницы приготовили им завтрак. Они же думали вначале, что бойцы бегут с поля боя. Но этот полк, отступал,отвоевывая каждую пядь земли и, сохранив свое знамя.

Полк из 27 человек прибыл в штаб дивизии. Полковник Марченко принял полковое знамя, прошедшее не одну войну и заплакал.

Роман учит нас помнить героизм наших солдат, отдавших жизни за Родину, жить в мире и согласии и не допускать новых войн.

Картинка или рисунок Они сражались за Родину

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шекспир Ричард III

    Мать рожала его в муках. На свет появился ужасный, уродливый младенец. Всё детство над ним издевались и насмехались. Однако, несмотря на свой жалкий внешний вид, Ричард был крайне амбициозен, коварен и честолюбив

  • Краткое содержание Платонов Никита

    Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына

  • Пантелеев

    Леонид Пантелеев с раннего детства был пристрастен к чтению книг, а в 9-летнем возрасте написал свои первые приключенческие рассказы и стихи.

  • Краткое содержание Успенский Меховой интернат

    Люся является обычной ученицей четвёртого класса. В дачном посёлке она знакомится с человекообразным барсуком. Животное говорит, что оно является директором интерната для зверей. Также рассказывает о том, что им в Меховой интернат нужна преподавательница

  • Краткое содержание Домашнее сочинение Алексина

    В одной обычной семье жил мальчик Дима, который очень любил читать. Он прочитал все доступные ему книги, предназначенные для детей его возраста. Мама волновалась, что он обратил внимание уже на книжный шкаф отца.

В этой статье мы расскажем вам о романе, который написал Михаил Шолохов в 1969 году. Вашему вниманию представлено его краткое содержание. "Они сражались за Родину" - произведение известное. Сергей Бондарчук снял фильм с одноименным названием. В основу картины лег сам роман, его краткое содержание. "Они сражались за Родину" - фильм, вышедший на экраны в 1975 году. Он имел большой успех. "Они сражались за Родину" отзывы собрал в основном положительные. Он даже стал лучшим фильмом согласно проведенному в 1976 году журналом "Советский экран" опросу.

Роман Шолохова начинается следующим образом. Из всего полка в сражении за один из хуторов, Старый Ильмень, уцелело лишь 117 солдат и командиров. Бойцы, измученные бесконечным отступлением и тремя танковыми атаками, брели по безводной, знойной степи. Только в одном повезло полку: удалось сохранить полковое знамя. Бойцы наконец дошли до затерянного в донской степи хуторка и обрадовались, увидев, что походная кухня уцелела.

Беседа Звягинцева со Стрельцовым

Беседа Звягинцева со Стрельцовым, описанная в произведении "Они сражались за Родину", - отрывок, который стоит хотя бы вкратце пересказать читателю, описывая роман. Она состояла в следующем. Иван Звягинцев, напившись из колодца солоноватой воды, завел беседу с Николаем Стрельцовым, своим другом, о семье и доме. Неожиданно разоткровенничавшись, Стрельцов, видный, высокий мужчина, до войны работавший агрономом, сказал своему товарищу о том, что от него, оставив двух маленьких детей. Семейные проблемы были также у Звягинцева, бывшего тракториста и комбайнера. Его жена, которая трудилась прицепщиком на тракторе, через художественную литературу "испортилась". Женщина увлеклась дамскими романами и начала требовать от своего супруга "высоких чувств". Этим она его приводила в большое раздражение. Жена Звягинцева читала ночами книги, а днем ходила сонная. В результате пришло в запустение хозяйство, а дети бегали, словно беспризорники. Она писала такие письма мужу, что их стыдно было прочесть и друзьям. Бравого тракториста жена называла то котиком, то цыпой, а про любовь писала "книжными словами". От этих слов у Звягинцева начиналось "кружение в глазах" и "туман в голове".

Петр Лопахин

Продолжаем описывать краткое содержание. "Они сражались за Родину" далее знакомит нас с таким героем, как Петр Лопахин.

Пока Иван жаловался Николаю на все вышеописанное, тот крепко заснул. После пробуждения Николай почуял запах пригоревшей каши. Он также услышал, как с поваром переругивается Петр Лопахин, бронебойщик. Из-за пресной каши, надоевшей изрядно, тот находился с поваром в постоянной конфронтации. Николай познакомился с Лопахиным в сражении за колхоз "Светлый путь". Потомственный шахтер Петр был человеком неунывающим, любил пошутить над своими друзьями и всем сердцем верил в собственную мужскую неотразимость.

Отступление русских войск

Непрекращающееся отступление русских войск угнетало Николая. Хаос царил на фронте, и Советской армии не удавалось никак организовать отпор немцам. В особенности трудно было глядеть в глаза людям, которые остались в тылу врага. Местные жители относились к отступающим бойцам как к предателям. Стрельцов не верил в то, что русским удастся выиграть войну с немцами. Лопахин полагал, что они еще не научились бить врага, не накопили злости, достаточной для победы. Когда это произойдет, они прогонят врага. А тем временем Лопахин не унывал, ухаживал за молодыми медсестрами, шутил.

Еще один тяжелый бой, ранение Стрельцова

Друзья, искупавшись в Доне, наловили раков. Однако попробовать их им не удалось. Гул артиллерийской стрельбы донесся с запада. Полк вскоре по тревоге подняли и приказали солдатам держаться до последнего, заняв оборону на скрещении дорог, на высоте над хутором.

Бой был тяжелым, что отмечает Шолохов. "Они сражались за Родину" - роман, в котором дается описание его подробностей. Остаткам полка приходилось сдерживать танки противника, стремившиеся вырваться к Дону, где тем временем происходила переправа главных сил. Высоту после двух атак с применением танков начали бомбить с воздуха. Разорвавшимся неподалеку снарядом сильно контузило Николая. Стрельцов, очнувшись, увидел, что началась атака его полка. Он попытался вылезти из окопа глубиной в человеческий рост, однако не смог этого сделать. Стрельцова накрыло долгое беспамятство.

Отступление полка

Вновь полк отступал по дороге, которая была окружена горящими хлебами. При виде народного богатства, гибнущего в огне, у Ивана болела душа. Для того чтобы не уснуть на ходу, он начал поносить немцев вполголоса. Лопахин услышал это бормотание и стал насмешничать. Друзей теперь осталось лишь двое: Николая Стрельцова обнаружили раненым и отправили для лечения в госпиталь.

Очередная оборона, Лопахин подбил вражеский самолет

Полк вскоре вновь занял оборону. Она проходила на подступах к переправе. Линия ее шла возле села. Лопахин ("Они сражались за Родину" - роман Михаила Шолохова, а главную роль в одноименном фильме исполнил другой русский писатель - Василий Шукшин), вырыв укрытие для себя, усмотрел невдалеке черепичную крышу, а также услышал голоса женщин. Как оказалось, они доносились с молочной фермы. Ее обитателей готовили к эвакуации. На молочной ферме Лопатин взял молока. Однако не успел сходить за сливочным маслом: начался авианалет. Полк на этот раз без поддержки не остался: зенитный комплекс прикрывал солдат. Из бронебойного ружья Лопахин подбил один вражеский самолет, получив за это стаканчик водки от лейтенанта Голощекова. Тот предупредил его, что стоять придется насмерть: бой предстоит тяжелый.

Лопахин, возвращаясь от Голощекова, едва успел добежать до вырытого им окопа - начался авианалет. На окопы, воспользовавшись наличием прикрытия с воздуха, поползли танки немцев. Их тут же накрыла огнем батарея противотанковой обороны и полковая артиллерия. Бойцы сумели отбить до полудня шесть тяжелых атак. Их боевой дух поддерживало то, что они сражались за Родину. Автор отмечает, что Звягинцеву странным и неожиданным показалось недолгое затишье. Он скучал по своему другу, Стрельцову Николаю, полагая, что с Лопахиным, этим завзятым зубоскалом, невозможно серьезно поговорить.

Ранение Ивана Звягинцева

Далее автор произведения рассказывает о том, как был ранен Иван Звягинцев. Это один из главных героев, которого создал в романе Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину" - фраза, которая относится ко всем солдатам Великой Отечественной войны. Иван Звягинцев показан в произведении одним из храбрых бойцов, боровшихся вместе с другими за освобождение своей страны от захватчиков.

Немцы спустя некоторое время принялись за артиллерийскую подготовку. Огненный шквал обрушился на передний край. Звягинцев под таким плотным обстрелом не был уже давно. Около получаса продолжался он. После этого прикрытая танками немецкая пехота двинулась на окопы. Этой зримой опасности почти обрадовался Иван. Стыдясь собственного недавнего испуга, он ворвался в бой. Полк вскоре начал наступление. Оглушительно громыхнуло позади, и Иван упал, обезумев от боли.

Отступление на другой берег Дона

Немцы, вымотанные неудачными попытками захватить переправу, прекратили атаки к вечеру. Был получен приказ остаткам русского полка отступать, перебравшись на другой берег Дона. Тяжело ранило лейтенанта Голощекина, поэтому командовать стал старшина Поприщенко. Во время перехода к полуразрушенной дамбе полк еще дважды попал под артобстрел немцев. Лопахин теперь остался совсем без друзей. С ним рядом шел лишь Копытовский Александр, 2-й номер его расчета.

Смерть лейтенанта Голощекина, возвращение Николая Стрельцова

Умер лейтенант Голощекин, так и не сумев переправиться через Дон. Похоронили лейтенанта на берегу реки. Тяжело было на душе у Лопахина. Он боялся того, что полк на переформирование отправят в тыл, и ему придется забыть о фронте надолго. Это казалось бойцу несправедливым, особенно сейчас, когда на счету был каждый солдат. Лопахин, поразмыслив, отправился к старшине для того, чтобы сказать свою просьбу: он хотел остаться в действующей армии. Он увидел по дороге Николая Стрельцова. Петр, обрадовавшись, окликнул своего друга, однако тот даже не оглянулся. Как вскоре выяснилось, он оглох от контузии. Николай, немного отлежавшись в госпитале, принял решение сбежать на фронт.

Ранение и лечение в госпитале Ивана Звягинцева

Продолжим знакомить читателей с произведением "Они сражались за Родину", автор которого - Михаил Шолохов (на фото ниже).

Звягинцев, очнувшись, увидел, что бой идет вокруг него. Он ощутил сильную боль и понял, что осколки бомбы, взорвавшейся сзади, иссекли всю его спину. Солдата на плащ-палатке тащили по земле. Потом он почувствовал, что падает куда-то, и вновь потерял сознание, ударившись плечом. Во второй раз очнувшись, Иван увидел лицо медсестры над собой. Девушка пыталась дотащить Звягинцева до медсанбата. Хрупкой, маленькой медсестре тяжело было тащить Ивана, однако она не бросила его. Звягинцев в госпитале поссорился с санитаром, распоровшим ему голенища новых сапог. Он также продолжал ругаться, когда усталый хирург вытаскивал осколки из его ног и спины.

Решение друзей остаться на фронте

"Они сражались за Родину" - книга, в которой описаны разные характеры, мотивы людей и их личные качества. Читая следующий эпизод, мы ближе знакомимся с внутренним миром героев произведения.

Стрельцов, как и Лопахин, решил остаться на фронте. Он не для того сбежал из госпиталя, чтобы отсиживаться в тылу. Вскоре Копытовский и флегматичный немолодой солдат Некрасов подошли к друзьям. Их беседа - важный момент, который автор не зря включил в произведение "Они сражались за Родину". Некрасов был не прочь попасть на переформировку. Этот солдат планировал отыскать сговорчивую вдову и отдохнуть с ней от войны. Планы Некрасова привели в ярость Лопахина. Но тот, не став ругаться, объяснил ему спокойно, что у него что-то вроде лунатизма, "окопная болезнь". Проснувшись утром, Некрасов нередко обнаруживал, что забирался в неожиданные места. Один раз он даже оказался в печи. Солдат решил, что был завален в окопе взрывом, и принялся звать на помощь. От этой болезни Некрасов и хотел спастись в объятиях тыловой вдовы. Разозленного Лопахина не тронул грустный рассказ этого героя произведения "Они сражались за Родину". Анализируя его реакцию, можно сказать также, что Лопахин напомнил товарищу о его семье, которая осталась в Курске. Он отметил, что если все защитники станут думать об отдыхе, до нее наверняка доберутся фашисты. Подумав над словами Лопахина, Некрасов принял решение остаться. Сашка Копытовский поступил так же. Такое общее решение приняли главные герои произведения "Они сражались за Родину". Книга эта учит верности, патриотизму, товариществу.

Полк отправляется в штаб дивизии

Они вчетвером подошли к землянке Поприщенко, которого солдаты уже успели разозлить своими просьбами остаться на фронте. Старшина объяснил Лопахину, что дивизия их является кадровой, стойкой и видавшей виды, сохранившей свое знамя - боевую святыню. Такие бойцы не останутся без дела. Майор уже отдал приказ старшине отправляться в хутор Таловский, в котором был расположен штаб дивизии. Здесь полк будет пополнен свежими силами, после чего отправлен на наиболее важный участок фронта.

"Они сражались за Родину": описание отдыха полка по пути в штаб

Солдаты полка отправились в этот хутор, заночевав по пути в другом, небольшом хуторе. Поприщенко не хотел, чтобы в штаб пришли ободранные и голодные бойцы. Он хотел добыть у председателя местного колхоза провиант для них, однако кладовые оказались пустыми. Тогда Лопахин пустил в ход свою мужскую привлекательность. Этот солдат попросил председателя предоставить им жилье у небедной солдатки не старше 70 лет. Она оказалась женщиной неправдоподобно высокого роста, примерно тридцати лет. Невысокого Лопахина восхитила ее стать, и он пошел ночью на приступ. Петр вернулся к товарищам с шишкой на лбу и подбитым глазом - солдатка, как оказалось, была верной женой. Лопахин, проснувшись утром, обнаружил, что она готовит завтрак для всего полка. Как выяснилось, женщины, оставшиеся в хуторе, отказались кормить отступающих солдат, которых они посчитали предателями. Старшина рассказал им о том, что полк отступает с боем. Тогда женщины сразу же собрали провизию и накормили солдат.

Встреча полка с командиром дивизии, полковником Марченко

Полк, прибывший в штаб, встречал полковник Марченко, командир дивизии. 27 бойцов привел старшина Поприщенко, из которых пятеро были легко ранены. Полковник, сказав торжественную речь, принял полковое знамя, которое прошло уже всю Первую мировую войну. Лопахин увидел, что, когда полковник перед ним преклонил колено, слезы потекли по щекам старшины.

На этом заканчивается краткое содержание. "Они сражались за Родину" - произведение, которое стоит прочесть и в оригинале. Роман передает атмосферу времени, с которым многие из нас знакомы лишь по рассказам немногих оставшихся в живых участников событий, а также по учебникам истории. Но в учебниках можно найти лишь факты, перечень событий, их краткое содержание. "Они сражались за Родину" позволяет представить военное время так, как если бы мы являлись непосредственными участниками событий, пережить то, что чувствовали другие. С такими задачами может справиться только художественная литература. Произведение "Они сражались за Родину", суть которого мы только что изложили, - один из лучших романов о Великой Отечественной войне.

МОУ СОШ «Эврика-Развитие»

____________________________________________________________

Загадка русской души в романе «Они сражались за Родину»

руководитель

Учитель

Ростов - на - Дону

Часть 2. «Они сражались за Родину» - роман о загадке русской души.

Часть 3. Единство с природой как основание народного духа в романе «Они сражались за Родину».

Заключение

Введение

В прошлом году исполнилось 65 лет победе России в Великой Отечественной войне. К сожалению, всё меньше остаётся людей, принимавших в ней участие. Тем дороже для нас все источники, которые могли бы рассказать нам об этом событии, оставившем огромный след в истории государства, в истории каждого человека. Именно поэтому роман «Они сражались за Родину» для меня – один из самых главных источников о Великой Отечественной войне. Ведь именно благодаря этому роману мы можем узнать не только факты, мы можем узнать о самом человеке того времени, о его душе и переживаниях. И тогда к знаниям фактическим добавится эмоциональное осознание прошлого. А чувствовать порой важнее, чем знать.

«Война - величайшее испытание в жизни народа. В годину военных бурь, становятся явными, очевидными физические и духовные возможности, и потенции народа; война обнажает все внутренние противоречия и пороки общества, она проверяет готовность народа к борьбе, способность правящих и управляющих элит, их соответствие требованиям времени»,- так писал о войне Юрий Андреевич Жданов. Он дал очень глубокое определение такому понятию как война, а Михаил Александрович Шолохов в романе «Они сражались за Родину» раскрыл саму проблематику такого явления как война. Шолохов писал так, что судьбы его героев поразительно точно отражали сложную эпоху войны. Михаил Александрович Шолохов показал нам, что может быть мир в войне, и это будет спасение, а война в мире - это самое страшное и беспощадное, от чего спасения нет. Ведь если человек может из последних сил в окопах, под взрывами пуль находить, то, ради чего будет рисковать собой, спасая товарища, и видеть в конце яркий и тёплый свет, значит, он уже победитель своей войны. А если человек не может выиграть войну в своей душе, то от такого солдата и на фронте можно будет ждать лишь поражения. Кто же выберет свою душу, того сама судьба на фронте сбережет. Ведь известно, что человек сам распоряжается своей судьбой. Эту мысль рассматривает в своей статье «Мир в войне и война в мире» . Он пишет: «В творчестве художника такой величины, каким был и остаётся Шолохов, всегда множество тем - от малых до космических, масштабных, от интимных до общественных и государственных. В переломные исторические эпохи все они оказываются между плюсами добра и зла, любви и ненависти, мира и войны. Антитезы - организующий принцип произведений Шолохова. В его произведениях, на одной плоскости оказываются два плана: атрибуты мира и войны» . Только где грань между миром и войной? Этим вопросом задаются многие герои Михаила Шолохова, отсюда и трагедия их мечтаний и выбора. Вопрос о войне и мире, о жизни и смерти, о созидании и разрушении – главный вопрос XX и уже XXI века. «Грань очень зыбка, различие столь затруднительно, что герои, помимо своей воли, переходят от жизни в мире к жизни в войне». Война в мире для Михаила Александровича Шолохова всегда страшнее, чем мир в войне. И это в первую очередь относится к роману «Они сражались за Родину».

Писатель, который ни разу не обращается от своего лица к читателю, но мы всегда чувствуем это обращение. В прошлом году я впервые подробно познакомилась с творчеством писателя, открыв для себя «Донские рассказы», в которых описываются события гражданской войны, действия белой и красной армии. Но с первой же страницы рассказа «Родинка» я перестала следить за тем, кто за кого воюет, и начала читать историю об отце и сыне, о предательстве и честности выбора, о совести и о душе. Автор не говорит нам об этих вещах напрямую, но каждый читатель видит и понимает, что Михаил Александрович Шолохов пишет не только о войне, а о чём-то большем, безграничном. Безграничном, как человеческая душа. Чем больше я читала произведения Шолохова, тем больше понимала, что есть душа. А, значит, больше понимала себя.

Эта проблема рассматривалась очень многими исследователями творчества. Прочитав разные работы, я выбрала для себя наиболее близкие и созвучные моему пониманию. В своем исследовании я опиралась на статью Юрия Андреевича Жданова «Судьбы народного духа» и предисловие к последнему изданию романа, написанное дочерью писателя. Кузнецовой «Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества» помогла мне в исследовании истории написания романа, изменения мыслей и настроения самого автора. Интересную и неординарную трактовку идеи русской души в произведениях Шолохова я нашла в работах, и.

В своей работе я попытаюсь понять и проанализировать такое тонкое и зыбкое понятие как «загадка русской души». Не претендуя найти однозначное и полное решение, я надеюсь найти для себя путь прочтения великого произведения гениального писателя. Своё понимание этой проблемы я разделила на три этапа, каждый из которых в результате превратился в раздел этой работы. Первая часть называется «Автор и герои: единство судьбы – единство души». В ней рассматривается идея о том, что писать с такой достоверностью об истории Родины, о нравственном становлении человека может лишь автор, во всей полноте обладающий высокими моральными качествами. Таким человеком и писателем и был Михаил Александрович Шолохов. Во второй части работы - «Они сражались за Родину» - роман о загадке русской души» - я пытаюсь проанализировать сам феномен этого понятия и его трактовку в романе. «Единство с природой – как основание народного духа в романе «Они сражались за Родину» - третья часть работы – своеобразный ответ на поставленный в работе вопрос, моя попытка прочтения великого романа.

Предполагаю, что результатом моего исследования станет осмысление, понимание и истолкование того, что хотел сказать нам автор. Создание произведения, подобного роману «Они сражались за Родину», под силу лишь автору такой величины, как Михаил Александрович Шолохов. Потому что он сам человек великой души, человек, понимающий и любящий людей, человек, умеющий свои мысли, переживания, свою душу передать через художественные образы в своих произведениях.

В работе над этой частью исследования я опиралась на книгу Надежды Тимофеевны Кузнецовой «Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества» и воспоминания старшей дочери писателя Светланы Михайловны Шолоховой. - близкая подруга дочери, а сам считал её близким человеком для своей семьи, поэтому она, как никто другой, знает о том, как задумывались и создавались многие произведения писателя. И роман «Они сражались за родину» не стал исключением. написала книгу о Михаиле Александровиче Шолохове, в которой раскрыла все реалии его жизни и творчества. На страницах книги мы можем узнать о том, как создавался роман «Они сражались за родину». принимала личное участие в подготовке последнего издания романа «Они сражались за Родину». Именно со статьи Светланы Михайловны современный читатель и начинает своё знакомство с романом. «Большие русские художники всегда рождались не вовремя, то ли рано, то ли поздно и всегда были неугодны правителям. Таким художником был. В такой ситуации жизнь его не могла быть не чем иным, как трагедией, а творчество постоянной борьбой «на два фронта», с одной стороны с «доброжелателями, критиками» и цензурой, а с другой - самим собой. И, может быть, этот второй фронт – самая страшная для писателя борьба, обрекавшая на поражение, то есть молчание». Михаил Александрович Шолохов, находясь на разных фронтах в первые месяцы войны, пережил огромное потрясение, наблюдая, как непрерывно отступает наша армия, как остро не хватает самолётов, танков, простых винтовок, какие неисчислимые потери несут воинские части. Светлана Михайловна пишет о том, что для первых публикаций Михаил Александрович выбрал те главы, которые могли заставить читателя – солдата, на минуту отвлечься, улыбнуться. По замыслу автора, первая книга должна была начать рассказ о будущих её героях задолго до войны гг., о событиях в Испании и на Халхин-Голе, а уже 2-й и 3-й тома - об Отечественной войне. «Отец был из тех, кто не мог ни по своему характеру, ни по своим убеждениям «носить камень за пазухой». Он хотел при своей жизни рассказать своему читателю о том, что пережил, передумал со своим народом, со своей страной». Меня поразило, что, работая над таким монументальным полотном, писатель в то же время не забывал о самых близких и родных. «Отец был научен всем горьким опытом своей жизни, тем же 1937г, когда его жизнь висела на волоске, а дети отвечали за отцов полной мерой. Нас у него в то время было трое», - пишет в своей статье Светлана Михайловна. Для меня в этом нет противоречия, ибо, прочитав роман, я поняла, что только человек, искренне любящий своих близких, тех, кто рядом, плечом к плечу, может также искренне любить весь мир, всех людей, далёких и незнакомых.

Изначально роман «Они сражались за Родину» задумывался как трилогия. Но не один том так и не стал законченным. Остались лишь главы из разных томов, собранные в одной книге. Надежда Тимофеевна Кузнецова пишет, что у писателя была толстая папка с опубликованными и неопубликованными главами. «В первоначальной рукописи Николай Стрельцов, будучи глухим, возвращается на фронт, где он погибает», - вспоминает в беседе с. В публикации же Николай, будучи глухим, вернулся к своим друзьям на фронт, но о его смерти уже ничего не говорилось. приводит свидетельства исследователей и И. Лежнева о первоначальных замыслах романа. В одном из первых вариантов биография Лопахина дана более подробно: из купцов, семья раскулачена, становится шахтером.

Черновые рукописи глав романа не сохранились. По свидетельству Светланы Михайловны Шолоховой, после того, как главы романа были опубликованы в газете «Правда» в искорёженном виде, писатель «действительно сжег очень большую папку рукописей «Они сражались за родину», поскольку после его смерти её в его бумагах не обнаружили». Мне жаль, что практически все черновики уничтожены, и роман так и не стал законченным. Было бы очень интересно узнать больше о прошлом и будущем героев. Но и сохранившиеся главы могут очень о многом рассказать читателю. О войне, о дружбе, о любви, о душе и русском духе.

«Шолохов последовательно боролся за искусство, способное воодушевить людей на борьбу и труд во имя добра и справедливости, за социальную свободу и гуманистические идеалы, стремился «говорить с читателем честно, говорить людям правду - подчас суровую, но всегда мужественную», - пишет в статье «Реализм в романе «Они сражались за Родину». И пусть эта книга по времени охватывает небольшой период, всего несколько недель 1942 года, но по глубине описания военных будней, по образам, чувствам, мыслям, психологии героев, по богатству изобразительных средств этот незаконченный роман занимает одно из виднейших мест в советской литературе о Великой Отечественной войне. Мы видим в книге прекрасное знание автором войны. Оружие, военная техника, тактика боевых действий, звуки и запахи войны – все выписано с необыкновенной точностью. Это детали, которые может знать только человек, прошедший войну непосредственно в строю, не раз участвовавший в боях.

Главные герои – три бойца Красной армии, представители трёх классов советского общества; рабочий Лопахин, крестьянин Звягинцев и интеллигент Стрельцов. Они не идеальны, имеют свои достоинства и недостатки. Но они положительные герои, настоящие патриоты, защитники Родины. Шолохов создал типичные образы. Всех их роднит и объединяет одна черта – любовь к Родине, решимость защитить её любой ценой, даже собственной жизнью. И вторая черта – ненависть к врагу-оккупанту, принесшему неисчислимые беды нашему народу. Преодолевая страх, идёт в штыковую атаку Звягинцев. Стрельцов контуженным уходит из госпиталя, чтобы быть в своём батальоне, терпящем поражение. Даже второстепенные герои в точности и выразительности изображения мало в чём уступают главным. Шолохов каждому персонажу дал своё лицо и свой характер, в этом и заключается сила шолоховского реализма. Стрельцов умён, серьёзен, молчалив – это склонный к самоанализу интеллигент. Пётр Лопахин – бывший шахтёр, твёрд, резок и остроумен, языкат, ловок, бесстрашен в боях, в жизни он легкомысленный человек. Иван Звягинцев – бывший комбайнёр, простоватый, солидный, медлительный, мягкий, добрый – настоящий русский богатырь. Все они как бы дополняют друг друга, поэтому и сдружились. Характерно, что солдаты в боях проявляют героизм, а в обычной жизни - обыкновенные люди. Здесь и незлые ссоры, перебранки, и высмеивание друг друга, и грубоватые шутки, и ловля раков, и походы Лопахина в госпиталь в надежде поухаживать за какой-либо медсестрой. Шолохов не идеализирует, не приукрашивает своих героев, но в то же время неравнодушен к ним, относится к каждому с разной долей иронии или юмора, но, кажется, любит их всех одинаково. В этом и проявляется истинное единство автора и его героев.

«Они сражались за Родину» - роман о загадке русской души.

Мы часто видим что-либо внешним зрением, и этого созерцания нам чаще всего, к сожалению, хватает. Но что если попытаться не смотреть, а чувствовать. Не пытаться привыкнуть, а пытаться понять, понять, то, что нас окружает. Ведь только тогда, когда начнёшь не видеть, а чувствовать мир и людей, которые тебя окружают, только тогда для тебя начнётся настоящая жизнь. Михаил Александрович Шолохов - человек, который постиг жизнь в абсолютной гармонии. Он умел, не заглушая голос своей души, слушать разум. Поэтому каждое его произведение помогает постичь новую истину, о которой он даже не задумывался, но в глубине души всегда в ней нуждался. во всех жизненных ситуациях оставался патриотом, был, прежде всего, русским человеком. Как бы порой больно его не обижала собственная Родина, он всегда свято верил ей, и считал, что любая его книга сначала должна издаваться именно в России, а лишь потом за рубежом. - писатель, в романе которого каждая глава, строчка, фраза являются отдельным, реалистичным, неповторимым произведением. Именно в его произведениях с такой масштабностью и жизненной значимостью проявилось понятие «русская душа». Впервые для меня стёрлась параллель между миром, который меня окружает, и миром, который создал писатель Михаил Александрович Шолохов. Ведь в его мире я увидела разных людей, каждый герой был совершенно не похож на другого. Умный, выдержанный, серьёзный Николай Стрельцов; весёлый, ловкий, возможно даже ловелас – Петр Лопахин, и, конечно же, добрый, мягкий, простоватый Иван Звягинцев. Их троих, столь разных людей, с разными взглядами на жизнь и целями что-то всё же объединяло. И чем больше я читала, тем больше понимала, что это была не война, в которой они героически сражались, и это были не общие, сырые, порой жуткие окопы. Это было что-то другое, что-то неосязаемое человеческим глазом. И я попробовала понять, почему Николай так заботился о Звягинцеве, человеке, ему ранее незнакомом, и откуда у него была такая уверенность в Лопахине, человеке, готовом рисковать всем. Как они могли стать товарищами? В эпизоде, когда, надоев друг другу своими взаимными придирками, герои расходятся едва ли не поссорившись, Лопахин вдруг увидел, как ноги Звягинцева на ходу стали медленно подгибаться в коленях, и он понял, что Звягинцев уснул и вот-вот упадет. Бегом, догнав товарища, Лопахин крепко взял его за локоть, встряхнул. В этот момент для меня уже неважно, почему он спас человека, который его обидел. Была ли причиной просьба Николая: “Смотри, - говорит,- за этой полудурой, за Звягинцевым, а то неровен час, еще убьют его по глупости”. В этот момент во мне проснулось какое-то странное чувство, теплое, согревающее, чувство, сравнимое с любовью, простое, искреннее. Как будто это меня взяли за локоть и хорошенько встряхнули. С этого момента я открыла для себя доброго, чуткого Лопахина, который далее каждый раз в ситуации простой, житейской мог показать холодность. Но когда на кону стояла жизнь товарища, он проявлял нежную мужскую заботу, которой порой он сам стеснялся, которую тщательно пытался скрыть. Ведь он мог спорить с военным поваром, грубить ему по мелочам. Но когда повар погиб, это стало горем, от которого и у меня стало обливаться сердце кровью. Но не один Лопахин был не тем, кем казался на первый взгляд. Звягинцев тоже покажет себя с другой стороны, он не побоится выйти из окопа и в открытую начать нападение на врага. Быть на волоске от смерти и тонкой нитью быть связанным с жизнью. Откуда в столь мягком Звягинцеве героизма в самый переломный момент будет больше, чем у храбреца Лопахина? Ведь он мог просто от ужаса так и просидеть в своем окопе, но он откуда-то взял в себе силы, вдруг нашёл в доброй душе непоколебимый героизм. А дело все в том, что не лютая ненависть сплотила их, и не жажда быть победителями, а стремление не быть проигравшими, рисковать собой не ради убийства врага, а ради спасения жизни товарища. Ведь в то время каждый ходил по линии фронта, как по границе, отделяющей жизнь от смерти. Поняв это, я стала по-другому смотреть на поступки, не смотреть, а чувствовать их. Я почувствовала, что Лопахин подошел в ту ночь к Звягинцеву, с горестью смотревшему на сгоревший хлеб не из-за просьбы, а потому что в душе разделял эту горечь и чувствовал, что нашел душу, которой так же горестно, как и ему за родную землю. Именно это чувство связи между землей, которую они защищали, и ими самими – для меня есть русский дух. Именно он сделал из Звягинцева героя, заставил отчаянно рисковать Николая и быть чутким Лопахина. Именно эта горечь за то, что было дорого всем солдатам, за родину, землю – сплотила их, а никак не ненависть к врагам. Она, конечно, тоже имела место, но лишь потом. Наверное, поэтому этот роман читают и любят люди во всём мире, в том числе и те, против кого мы тогда воевали – немцы.

в «Донских рассказах» показал нам гражданскую войну глазами разных людей: ребенка, солдата, отца, сына. Мы можем представить их трагическую судьбу в рассказах «Родинка», «Жеребенок» и других. Переживания этих героев понятны любому человеку в любой стране, в этих произведениях нам важны сами чувства, переживание становится центром повествования. Предательство и раскаяние для героев, как закат и восход солнца для земли. Это трогает душу, напоминает о главном - о человечности. Роман «Они сражались за Родину» воспринимается совсем по-другому. Героев романа невозможно представить в другое время, в других обстоятельствах, в другой стране. Мы чувствуем их необъяснимую связь с Родиной: ведь именно в кувшинках, плавающих на реке, в испепеляющем солнце они находят силы быть твердыми снаружи и полными чувств в душе. Или быть таким теплым, как солнце, но и уметь обжигать, как огонь. Просто, защищая Родину, они начали защищать друг друга. В романе «Они сражались за родину», как и в «Донских рассказах», мы видим изображение войны, но это уже другая война. Мы видим её взглядом взрослого человека. И мы так же, как Лопахин, Звягинцев, Стрельцов можем сражаться и забыть о личных неурядицах. Парадоксально, но именно в жестоком и античеловеческом понятии «война» выкристаллизовываются и самые гуманистические идеи: любить людей, защищать нечто общее - эту родную землю.

И «Донские рассказы», и роман «Они сражались за Родину» уникальны тем, что они учат не забывать, что такое родной человек. Главное не потерять это чувство, зародившееся нашими предками. Да, именно предками, ведь герои романа стали для меня реальными людьми, живыми людьми того тяжелого военного времени. Автору романа удалось очень точно проникнуть в психологию русского человека на войне. И если тогда люди смогли сохранить эту связь друг с другом, названную русским духом, то Михаил Александрович Шолохов дает нам шанс не забывать об этой связи сейчас. Этот гениальный писатель позволил не только увидеть историческую картину, он помогает понять глубину чувств людей того страшного времени. Всех людей, не важно, русский ты или немец, главное, каков ты в душе. О том, как приняли и как читали роман «Они сражались за Родину» в Германии, рассказывает в статье «Военная проза в немецком восприятии» Николай Иванович Стопченко. Он пишет: «Шолохов увлек немцев, как писатель в русской, философской традиции, исповедью пронзительного гуманизма, открытием новых пластов человеческого бытия "святой русской литературой " русского характера». Признание Шолохова в Германии произошло раньше, чем в других странах, было глубже и вместе с тем драматичнее». Так произошло, наверное, потому что чувства, описанные Михаилом Александровичем, равно знакомы людям любых национальностей. Но та историческая реальность, с какой выписаны подробности этих событий, доступна лишь человеку, эти события и эти чувства пережившему. Например, дружба Лопахина, Стрельцова и Звягенцева - больше чем только фронтовое товарищество: она объединяет патриотическое чувство и жажду жизни, которые, углубляясь войной, делают их дружбу богаче и крепче. Чувства эти знакомы и русским и немцам. «Они притягательны для немцев не только тем, что Шолохов показал войну и революции трагедией, но как разрушительные для человека и человечества силы», - пишет, - «Художник поражал сложнейшей философией войны, напоминая классиков прошлого века, исповедальными мыслями о ее безнравственности».

В своей работе приводит цитаты из критической статьи М. Ланге, поразившей меня своим названием - "Они сражались за нас". Для меня роман "Они сражались за Родину" стал настоящим откровением. Разве не удивительно, что роман о горьких судьбах русских людей, сражавшихся с немцами, смог и немцев пронзить этими чистыми, человеческими переживаниями. Это еще раз доказывает, что, в первую очередь, ты человек, а лишь во вторую - солдат. Шолохов говорил о советском солдате с теплотой и любовью, как о человеке, бесконечно родном и близком ему. Советские люди "помогли засеять окровавленную, испепеленную почву Германии добрыми семенами жизни". Шолоховские герои, в том числе основные персонажи произведений о войне, - люди необычайной духовной и практической активности, любящие выступать в ситуациях, где требуются присутствие духа, мужество, сила характера, острое слово.

В этой же статье приводятся интересные данные о том, что «издания и рецензии творчества Шолохова, до объединения Германии (1991), обнаружили два полярных подхода. Если в ФРГ творчество Шолохова отрицалось - замалчиванием, прямым запретом, фальсификацией, клеветой, то в ГДР русский художник нашел не только глубоко заинтересованных читателей, но и вдумчивых переводчиков, проницательных критиков, истинно научное исследование. К пятнадцатилетней годовщине освобождения Германии от фашизма в ГДР вышел в свет третий знаменитый роман Шолохова – «Они сражались за Родину».

Роман и сегодня продолжают издавать не только в нашей стране. И это свидетельство того, что проблемы, поднятые в нём, актуальны. Есть ли то, что позволит миру стать тем, что он изначально представляет собой на самом деле? Думается, да! Прежде всего, это духовная память, зафиксированная в вечных истинах: труде, доме, детях. Случайно ли для Звягинцева самым страшным испытанием стало зрелище горящего хлеба, а Стрельцов погрузился в воспоминания о мире, увидев мальчика, похожего на сына, и подсолнух, заросший сорняком? «Своей жизненной глубиной и демократичностью содержания, психологическим обнажением затаенных чувств и ощущений человека на войне, проникновением в душу простых людей, ведущих беспримерное сражение - даже незаконченная эпопея вызвала труднопереоценимый резонанс на немецкой земле, написанная в полную силу Шолоховского гения. Немецких серьезных читателей и критиков не мог не покорить размах и безоглядная смелость, с какими писатель повествовал о труднейшем этапе войны».

Войны всегда начинаются раньше конкретных дат. Они зреют внутри мира. Это ведь от войны: зависть, ложь, непомерная гордыня, неприятие другого человека. Война рождается сначала в людских сердцах, в повседневных отношениях между ними, а лишь затем материализуется в факте истории. В этом смысле «внутренняя война» может длиться годы и десятилетия, разрушая важнейшие устои мира, делая свой слой истинных чувств и мыслей тонким, податливым силам зла. Книги, подобные роману «Они сражались за Родину», помогают нам находить своё отражение в образах героев, попавших в сложнейшие испытания, физические и духовные. Те переживания, которые мы испытываем, читая роман, сопоставимы с реальными жизненными испытаниями. И это тоже наш путь в понимании собственной души.

Единство с природой – как основание народного духа в романе «Они сражались за Родину».

В романе "Они сражались за Родину" Михаилу Александровичу Шолохову удалось создать таких героев, которые ни одного читателя не могут оставить равнодушным. Нам дается шанс одновременно радоваться за одного героя и страдать вместе с другим. И это удивительно. Юрий Андреевич Жданов писал об этом в статье «Судьбы народного духа»: « магией своего таланта вызвал из небытия целый мир пленительных и драматических образов, тревожных и трагических судеб, погруженных в катастрофические коллизии эпохи. Шолоховский Космос населен людьми не менее реальными, чем живые прообразы его произведений; к ним можно прикоснуться, вместе с ними радоваться и страдать, гневаться и веселиться, мучительно искать истину, правду жизни, ощутить их тепло и пот, богатство мира и природы. Но главное, все они причастны народному духу».

В романе «Они сражались за Родину» каждый герой, его образ неотъемлемо связан с природой. Даже серьёзный, порой слишком рассудительный Николай Стрельцов мог чувствовать свою родную любимую землю, так, как, возможно, никто не мог. Мы видим полное единство земли и героя. "Николай не слышал потрясшего землю, обвального грохота взрыва, не видел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли. Тугая волна горячего воздуха, смахнула в окоп насыпь переднего бруствера, с силой откинула голову Николая". Благодаря выразительным эпитетам: потрясший, обвальный грохот, тугая волна, горячий воздух, большая масса, вздыбившаяся земля, мы можем понять, что окружающие вокруг - полное, зеркальное отражение того, что происходит у Николая в душе. Стоит лишь слово «земля» («потрясшего землю») заменить словом «душа» («потрясшего душу»), и мы почувствуем, насколько образы героя и земли слились воедино и стали зеркальным отражением друг друга. «Единство, слитность с природой, выступает у Шолохова как основание народного духа. Природа у Шолохова - не внешняя рамка, она всегда рядом с мастером и его героями; как античный хор, она сопровождает их поступки, выносит свой суд».

Именно природа становится источником жизнестойкости человека, «ведь дух народа своими корнями уходит в ту природную среду, с которой связан он своим трудом и бытом, досугом и мечтой. Природный мир формирует эстетические и нравственные ценности, умение прислушаться к окружающей жизни, оценить красоту». Вспомним, какое значение для Лопахина имела река. На войне он был собран, беспощаден, о жалости к противнику даже на секунду задуматься не мог. И когда на фронте он забывал о чувствах и выполнял свой военный долг, его окружали грязные и сырые окопы. Но стоило ему только оказаться около речки, где «жёлтые кувшинки плавали в стоячей воде», «пахло тиной и речной сыростью», как от этого пленительного пейзажа его душа, пусть на пару секунд, но распускалась, как эти прекрасные, согретые солнцем кувшинки. Из его мыслей уходила война, оставался лишь покой, но, к сожалению, он длился совсем недолго. Ведь его снова ждали сражения, снова война, и снова сумрачные, ненавистные, вырытые в сырой земле окопы. «Для Шолохова народный дух проявляет себя решающим образом в стихии труда, неустанной работы на земле, в бесконечных тяжелых заботах народа». Каждая фраза, каждое слово писателя очень выразительны. Шолохов показал чувства и ощущения в разной фронтовой обстановке, особенно обострённые во время напряжённого боя.

Главные герои романа - три товарища, безусловно, отличаются смелостью, отвагой и героизмом. Но главное – они готовы рисковать жизнью ради друг друга. Однако в обычной жизни это три типажа людей, ничем между собой не схожи. И в той мирной жизни они вряд ли стали бы общаться. Так что же тогда их объединяет? Я не верю, что это лишь война, общий окоп, ненависть к врагу. Ведь ненависть – это чувство, безусловно, присущее всем, кто сражается с врагом. Но во власти этого чувства, люди не учатся сопереживать. Я попыталась найти то, что может собрать их воедино. Это чувства и переживания, от природы свойственные человеку: любовь, дружба, самопожертвование во имя других людей, во имя Родины.

У Николая Стрельцова было двое детей и жена Ольга. До войны он был агрономом. Но с женой у Николая, к сожалению, был разлад. Он понимал, что она его уже не любит, но боялся начать разговор. Ему было тяжело от этой мысли, ведь он любил детей, и быт, который они создали, его устраивал. Но сил молчать об их разладе у него больше не было, а говорить он так и не решался. Так они и бегали друг от друга. Ольга начала увлекаться учебой, слишком много встречалась с учителем Юрием Овражным и все меньше уделяла времени ребенку. Из-за этого и были ссоры и горькая пустота в душе Николая. Однажды он встретил Юрия, он хотел его убить, но, будучи человеком интеллигентным, он смог сдержаться и обмолвился с ним лишь приветствием. На время приезда Александра Михайловича, брата Николая, он с женой делал вид, что у них всё хорошо, но это было лишь на время, ведь брат потом уехал, и началась война.

У другого героя, Ивана Звягинцева, была жена Настасья Филипповна и трое детей. Они жили сначала душа в душу, но вскоре их отношения изменились. Звягинцев через десять лет совместной жизни уже перестал признаваться ей в любви, она же, начитавшись книг, из простой женщины превратилась в героиню своих романов. «8 лет жили как люди, не в обмороки не падала, никаких фокусов не устраивала, а потом повадилась читать разные художественные книжки – с того и началось все. Такой мудрости набралась, что слово попросту не скажет, а все с заковыркой…» Хоть она и писала ему письма на фронт, но не те, которые хотел он получить. Он просит: напиши мне про МТС, а она ему про незнакомую, странную любовь, да ещё и «цыпой» назвать может. Вот он и не хочет никому эти письма показывать.

Третий герой, Петр Лопахин, был человеком, любящим женщин. Даже на фронте его не покидала тяга к ним. Он любил заигрывать с медсестрами. Перед битвой он легко мог заглянуть в ближайший посёлок, влюбиться в первую доярку и жалеть, что если б не война, то точно бы женился. Но он мог не только влюбиться и заигрывать с женщинами, но и понимать их. Как это вышло с хозяйкой дома, в котором он остался со своим полком на ночь. Хоть он и пытался выпросить еды у неё обольщением, то лишь синяк получил. Когда же председатель рассказал хозяйке, что это солдаты, не бегущие в отступление, а герои, конечно же, их накормили. Тогда-то и понял Лопахин: «выходит так, что не тот ключик к вашему замку мы подбирали?». « Выходит, что так», - улыбнулась ему тогда хозяйка.

Любовь – естественное, заложенное природой в каждом человеке чувство. У каждого из героев она была разной, поэтому они не всегда могли понять переживания друг друга. Но это непонимание не мешало зарождению в них другого важного для человека чувства – дружбы.

У Николая на фронте было два друга: Лопахин и Звягинцев. С первым они могли обсуждать обстановку на фронте, взгляды на жизнь и на войну, на отступление полка. Порой спорили из-за этого, но никогда не ссорились. Со вторым он мог обмолвиться словом о личной семейной жизни. Звягинцев уважал Николая, тот же в ответ проявлял к нему заботу. И когда ему пришлось покинуть на время фронт, он попросил Лопахина за ним присмотреть. Звягинцев был тем человеком, который мог прислушиваться к людям, уважать их мнение. Таким человеком для себя он считал Николая. С Лопахиным у него были порой тяжелые отношения, они могли ссориться, но, будучи человеком отходчивым, он легко мог забыть обиды и выкопать окоп и себе и другу, который пять минут назад был, чуть ли не врагом. Лопахин был тем человеком, которого можно было назвать настоящим другом, ведь не зря говорят, что друг – это тот человек, который познается в беде. И пусть он мог подшучивать и язвить, когда всё тихо, зато, когда начинался бой, он никогда не забывал о своих товарищах. Он мог сказать, что не переживает за жизнь своих товарищей, но стоит лишь перечесть строки о том, как Лопахин переживал о смерти Петьки Лесеченко, и сразу понятно, что о герое можно судить по поступкам, а эти, порой, язвительные фразы – лишь отголосок жестокой жизни вокруг. Для меня Лопахин – человек с большой чистой душой, ведь за грубостью голоса он всегда скрывал мягкость сердца.

Безусловно, все три героя впоследствии стали друзьями. Они могли рисковать друг ради друга и проявлять заботу в сложные моменты. Благодаря столь отважным поступкам, на которые они шли, их отношения есть дружба в самом своём прекрасном проявлении. Но тогда появляется еще один вопрос: а что мотивирует людей на эти поступки, рождающие дружбу? Может, это общая цель? Цель, корнями уходящая в их прошлое, объединяющая в настоящем и создающая веру в будущее. Природная естественность поведения героев и есть самый верный камертон истины.

Вспомним, как сначала Николаю было трудно на войне, ведь поначалу ему было тяжело стрелять в противников, за это его сослуживец Лопахин часто ругал: «что же ты не стреляешь, в гроб твою душу!? Не видишь, вон они, лезут!» - орал Лопахин. И Николай быстро привык к выстрелам и пулям, он уже не думал отступать. Он стал сражаться до последнего, и, получив ранение, от которого потерял слух, уже думать не мог, чтоб уйти с поля боя, как бы это ни было безрассудно. Никакой медсанбат не мог удержать его. Иван Звягинцев, будучи человеком добрым, мягким, мог проявить в сражении героизм, которого сам от себя не ожидал. Так, однажды он не побоялся в разгар боя выйти из окопа и сразиться в рукопашную. Пусть его поначалу и мог одолеть страх, от которого страшно было вздохнуть, но потом он мог набрать полную грудь воздуха, и от былого страха не было и следа. Лопахин был тем солдатом, который ничего не боялся, он был храбрым, отважным и решительным. Он хотел стать командиром полка. Он даже в одном из сражений героически сбил вражеский самолет. В обычной жизни он был шахтером, на войне – незаменимым солдатом. Патриотизм – во время войны это чувство особенно сильно обострялось и доходило до абсолюта. Ведь каждый хотел защитить Родину – место, где родился и жил, где впервые заговорил, сделал первые шаги и стал тем человеком, которым является. А, значит, у истоков самого человека хранится то, что может объединить разных людей воедино, собрать, на первый взгляд, совершенно разные части в одно целое. Именно поэтому Михаил Александрович Шолохов есть гениальный писатель и мудрый человек. Ведь в своих произведениях он открывает человеку глаза на мир, мир, который скрывается внутри самого человека. Я попыталась найти что-то общее между героями. Но лишь когда смогла почувствовать, поняла, что не надо что-либо искать. Это заложено в нас с рождения. Это душа. Важно не забывать о ней, ведь люди порой забывают про духовные ценности в обычной жизни. И порой тяжелые ситуации напоминают нам об этом. Человек должен прислушиваться к себе и идти вперед не за корыстью, и не думать лишь о своей выгоде.

Михаил Александрович Шолохов и герои его романа напоминают нам об этом. О душе, благодаря которой у человека есть такие чувства, как любовь, дружба, любовь к родине - патриотизм. Просто надо не забывать об этом первоисточнике, сплачивающем самых разных людей.

Заключение

Роман «Они сражались за Родину» показывает нам не что такое война, а что такое человеческая душа. «Произведения Шолохова пропитаны тем светлым духом исторического оптимизма и жизнерадостности, который присущ эпохе Возрождения», - пишет, - «Шолохов органически связан с искусством и философией той давно прошедшей эпохи, в которую человек осознавал свои огромные возможности как творец истории и человеческой судьбы». Что может быть выше подобных признаний для художника! Авторитет Шолохова преодолевает барьеры предрассудков, иногда - откровенной враждебности и побеждает их общественным значением, и великим гуманизмом.

Светлана Михайловна Шолохова пишет: «Как и у других у него была возможность уехать из Советской России, жить спокойно и без проблем, но это была бы для него не жизнь, а нравственная и духовная смерть. Он считал, что раз мы считаем свою родину матерью, то нет ничего более кощунственного и омерзительного чем ополчать свою мать, гнусно оскорбить её, поднять на неё руку. Его непоколебимая вера в коммунизм, не в его книжном, чисто философском понимание, а как в «последовательное бескорыстие , не на словах, а на деле», как построение такого общества, в котором каждый будет способен жертвовать личным ради общих высоких целей, творческих интересов, вплоть до собственных творческих интересов, когда его интересы идут с общенародными, ведут к разрушению.

И он жертвовал… всем.

Только такой человек имеет не только талант, но и право говорить о самом важном со своими современниками и потомками. Через образы своих героев писатель передаёт нам не факты истории, а частичку своей души, своего сердца.

Список использованной литературы:

2. «К истории ненаписанного романа», М., «Голос», 2001.

3. «Судьбы народного духа», в сборнике «Войны России XX века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996

4. «Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества», М. 2005

5. «Мир в войне и война в мире», в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996

6. «Реализм в романе «Они сражались за Родину».

в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996

«Судьбы народного духа», в сборнике «Войны России XX века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.6

«Мир в войне и война в мире», в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.113

«Реализм в романе «Они сражались за Родину», с.147

«Военная проза в немецком восприятии»,

в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.126

«Военная проза в немецком восприятии»,

«Военная проза в немецком восприятии»,

в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.128

«Военная проза в немецком восприятии»,

в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.127

«Военная проза в немецком восприятии»,

в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.124

«Судьбы народного духа», в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.3

«Судьбы народного духа», в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.4

«Судьбы народного духа», в сборнике «Войны России XX века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.4

«Судьбы народного духа», в сборнике «Войны России XX века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.5

«Военная проза в немецком восприятии»,

в сборнике «Войны России 20 века в изображении », Ростов-на-Дону, 1996, с.131

Произведение относится к разряду самых значительных в творчестве писателя и в качестве основной тематики рассматривает совершение русским народном немыслимого подвига в борьбе против фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны.

Сюжетная линия романа повествует о событиях битвы за Сталинград, являющейся переломным моментом в истории войны, демонстрируя в качестве центральных персонажей трех защитников родины, рядовых солдат.

Героями произведения становятся Петр Лопахин, работающий в довоенное время на шахте, Николай Стрельцов, являющийся агрономом, а также Иван Звягинцев, трудившийся в мирное время на комбайне. Оказавшись в условиях боевых действий на фронте, между тремя разными по характеру и жизненным целям мужчинами завязываются крепкие дружеские отношения, в основе которых лежит истинное патриотическое чувство к своей родной земле.

В образе Николая Стрельцова писатель изображает молчаливого человека, угнетенного отступлениями советских войск, а также переживающего за собственных детей, оставленных у пожилой матери после ухода супруги перед началом войны. Но, несмотря на депрессивное настроение, Стрельцов выражает активное желание сражаться наравне с товарищами, несмотря на тяжелую контузию.

Звягинцев, являющийся добрым, простодушным человеком, поддерживает друга, сочувствуя ему и рассказывая свою историю неудачной попытки построения семейной жизни, при этом Иван с тоской вспоминает мирное время и свою работу комбайнером, тяжело воспринимая горящие поля, в которых огонь от снарядов уничтожает спелые хлебные колосья.

Образ Лопахина представляется писателем в качестве насмешливого, злого на язык, мужика, отличающегося увлечением женским полом и постоянным весельем. Однако балагур Лопахин проявляется незаурядную смекалку, мужество и смелость, бросаясь на уничтожение танков и взятие боевых высот.

Роман «Они сражались за Родину» без прикрас изображает реальную военную действительность, описывая сцены батальных эпизодов, усиливающих сильную эмоциональную атмосферу повествовательного содержания. Кроме того, военную обстановку иллюстрируют и изображения пейзажных природных зарисовок, в которых природная красота представляется кощунственной и чудовищной.

Мастерский талант писателя проявляется в изображении бессмертного героического поведения русского народа в лице рядовых солдат, командиров, простых женщин, детей, стариков, сумевших преодолеть тяготы, невзгоды, жестокость военного времени и дождаться победы над фашистскими захватчиками.

Роман, являющийся сильным реалистическим произведением о военном времени, экранизирован в виде одноименного кинофильма, получившего многочисленные национальные и международные награды.

Анализ 2

Великая Отечественная война повлияла на судьбу русского народа. Война показала силу и величие духа русских. Победа над врагами досталась страшной ценой. Вся страна вела войну с немцами. На фронт уходили все, вне зависимости от профессии и национальности. Кроме простых рабочих, тяжесть войны испытали на себе писатели того времени. Многие из них написали о войне множество произведений.

Свое произведение «Они сражались за Родину» Шолохов посвятил войне. В книге автор описывал первые годы ВОВ. Сюжетная линия книги рассказывает о событиях, произошедших в Сталинграде. Данное событие стало переломным моментом во всей истории. Героями романа являются 3 друга, которые защищали переправу через реку Дон. По реке они переправляли советских солдат. У каждого из героев произведения была собственная миссия и чувства. Им пришлось взять в руки оружие и сразиться за Родину.

Одним и героев творения Шолохова является Петр Лопахин, который ранее работал на шахте. Второго героя зовут Николаем Стрельцевым, который был агрономом. А Иван Звягинцев ранее трудился на поле и водил комбайн. Оказавшись на поле битвы 3 разных героев крепко подружились. Их объединяло чувство патриотизма за свою Родину. Автор изобразил Николая Стрельцова как неразговорчивого человека. Стрельцева угнетало отступление советской армии. Он переживал за судьбу своих детей, которых оставил старой матери. Несмотря на полученную контузию и травму головы Стрельцов рвался уничтожать фашистов.

Звягинцев являет простодушным и добрым человеком. Он поддерживал контуженного Стрельцова и рассказывал ему о своих неудачных попытках женитьбы. Герой тосковал по мирным дням, когда работал на поле и собирал пшеницу. Он видел, как вражеские огни уничтожили целые поля поспевших хлебных колосьев. Третьего героя Лопахина автор описал как несерьезного человека, который постоянно насмехался и имел «острый язык». Он любил веселиться и гулять с женщинами. Однако на фронте герой проявил отвагу и мужество, также необыкновенную смекалку. Он бросался на танки и армию фашистов, желая всех уничтожить.

В своем романе автор изобразил эпизоды сражений, которые усиливали эмоциональность содержания книги. Кроме того военная обстановка была приукрашена пейзажем. Роман олицетворяет замысел автора, который заключается в победе над врагами. В лице героев писатель изображает героичность и волю русского народа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Береги честь смолоду по повести Капитанская дочка Пушкин 8 класс

    Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта

  • Виконт Мортемар в романе Война и мир характеристика, образ сочинение

    Виконт Мортемар является одним из второстепенных персонажей романа известного русского писателя Льва Николаевича Толстого под названием "Война и мир".

  • Анализ поэмы Руслан и Людмила Пушкина 5 класс, 10 класс

    Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.

  • Сочинение Великая мечта (что означает словосочетание)

    Рассуждая о великой мечте, целесообразней было бы сравнить её с великой и глобальной целью, так как каждая из них является частью человеческой жизни.

  • Образ и Характеристика Карла Ивановича из повести Детство Толстого сочинение

    Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался

1. История страны в творчестве М. Шолохова.

1. Судьбы трех солдат.

1. Героизм русского народа.

Михаил Александрович Шолохов отразил в своем творчестве главные эпохальные события в нашей стране. Его произведения о гражданской войне, коллективизации и Великой Отечественной войне правдивы как сама история, они точно воссоздают жизнь и дух времени. Главной задачей для себя писатель считал изображение истинного положения вещей, не приукрашивая войну и жизнь людей того времени. Шолохов изучает историю по документам, собирая факты по крупицам. Борьба против старых порядков и насильственное введение новых не заканчивается в его повестях и романах благополучно. Первые произведения на эту тему - «Донские рассказы». Следом Шолохов создает роман-эпопею «Тихий Дон», где особое внимание уделено истории верхнедонского восстания казаков-контрреволюционеров. Есть у Шолохова и роман о коллективизации - «Поднятая целина». С началом Великой Отечественной войны он пишет очерки и в 1943 году начинает работать над созданием романа «Они сражались за Родину». Еще в 1942 году Сталин посоветовал Шолохову написать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...». Роман был задуман как трилогия, писался отдельными главами в 1943-1944, 1949, 1954, 1969 годах, но так и не был закончен. Он состоит из солдатских рассказов и разговоров, в 1960-х годах Шолохов добавил «довоенные» главы о репрессиях 1937 года, но цензура купировала их, что лишило писателя желания продолжать роман. После окончания войны он опубликовал рассказ «Судьба человека», где жизнь героя отражает жизнь всей страны.

Рассказывая в романе «Они сражались за Родину» о Сталинградской битве, которая явилась переломным моментом войны, М. Шолохов показывает жестокость войны и героизм русского народа. Он считает, что подвиг - не только чей-то отважный поступок, но и вся тяжелая фронтовая жизнь. В этом обыденном для солдат нет, на первый взгляд, ничего героического. Но фронтовые будни Шолохов описывает как подвиг, а сам подвиг у него лишен глянцевого блеска.

В центре повествования - судьбы трех рядовых солдат. В мирное время Петр Лопахин был шахтером, Иван Звягинцев - комбайнером, Николай Стрельцов - агрономом. На фронте между ними завязывается крепкая дружба. Люди различных профессий, с разными характерами, они схожи в одном - их объединяет безграничная преданность Родине. Стрельцов тяжело переживает отступление полка. Оглохнув от контузии и попав в госпиталь, он убегает оттуда сразу, как только перестает идти кровь из ушей, и возвращается на фронт. «Я просто не мог там оставаться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?» - говорит он Лопахину.

Дома у Николая остались трое детей и старуха-мать, жена ушла от него до войны. Сочувствуя фронтовому товарищу, простодушный и добрый Иван Звягинцев придумывает и рассказывает ему историю о собственной неудачной семейной жизни. Комбайнер Звягинцев тоскует по своей мирной профессии, его сердце не может остаться равнодушным при виде горящего поля, он говорит со спелым колосом, как с человеком: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет - как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал». Сожженное поле и убитый юноша-пулеметчик в цветущих подсолнухах подчеркивают жестокость и ужас войны.

Петр Лопахин тяжело переживает гибель однополчан - лейтенанта Голощекова, Кочетыгова, который поджег танк: «Танк его уже задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!» Сам Лопахин подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик. Николай Стрельцов восхищается Лопахиным в бою. Молчаливый Николай и «насмешливый, злой на язык, бабник и весельчак» Лопахин сдружились, словно дополняя друг друга. Лопахин понимает не только тяжкую долю солдата, но и генерала, которого могут подвести и солдаты, и обстоятельства.

Когда полк получает приказ удержать высоту, Николай думает: «Вот она, романтика войны! От полка остались рожки да ножки, сохранили только знамя, несколько пулеметов и противотанковых ружей да кухню, а теперь вот идем становиться заслоном... Ни артиллерии, ни минометов, ни связи... И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!» Но он не страшится мысли, что подкрепление может не успеть, убежденный, что полк продержится на одной ненависти к фашистам. Перед боем он видит мальчика, похожего на его сынишку, на глаза наворачиваются слезы, но раскиснуть он себе не позволяет.

Такие герои, как брат Стрельцова, генерал, чьим прототипом стал репрессированный и направленный на фронт генерал Лукин, командир дивизии Марченко, думают: «Пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами». Сохраненное боевое знамя несут сто семнадцать человек, «остатки жестоко потрепанного в последних боях полка». Полковник благодарит их за спасенное знамя: «Вы принесете ваше знамя в Германию! И горе будет проклятой стране, породившей полчища грабителей, насильников, убийц, когда в последних сражениях на немецкой земле развернутся алые знамена нашей... нашей великой Армии-Освободительницы!... Спасибо вам, солдаты!» И эти слова вызывают слезы даже у суровых сдержанных бойцов.

Свою задачу и главную тему романа писатель обозначил так: «В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя - это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба». По роману Шолохова режиссер С. Бондарчук создал фильм, и писатель его одобрил. И роман, и фильм без прикрас показывают нам суровую правду войны, огромную цену и величие народного подвига.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры