Судьба барабанщика спектакль. Билеты на спектакль судьба барабанщика

Главная / Измена жены

Ударная постановка

Бей, барабанщик, бей, барабанщик, бей, барабанщик, в старый барабан! Перед глазами уже замелькали пионерские галстуки, красные знамена, голые коленки?... «Псевдосовковый» стиль сегодня вновь актуален, хорошо (или не очень хорошо) забытое старое возвращается в массы. Все лучшее – детям, все лучшее – на сцену (как будто лозунг с агит-плаката): премьера детского спектакля в камерном «Эрмитаже» по вечноживому Гайдару – не ахти какое, но все же событие – «для тех, кому нет 13 и для тех, кому за 50» – в программке так и указано. Честное пионерское, постановка заслуживает долю нашего внимания, и не (с)только благодаря постановочным стараниям режиссера Сергея Олексяк – интересен сам факт обращения к старым-добрым книжкам, в которых, если разобраться, все «по совести» написано. Человечность, дружба, сознательность, повседневность, «мальчишковость», уместность подвига – все это так знакомо и так по-гайдаровски. Родителям выбирать не приходится, ориентиры в воспитании контрадикторны: или Запад, или СССР, третьего не дано. То ли детские современные писатели все разом и с головой ушли в творческий кризис, то ли этот кризис кем-то спланирован (план – какое правильное, знакомое народу Дело!) – не суть важно. Запах дешевенькой советской макулатуры все-таки легче сносить, чем резкий, сильно бьющий в нос аттракционный диснеевский лак. Так что будьте готовы, товарищи! К тому, что СССР на сцене и в жизни будет отвоевывать позиции.
Почему-то барабанщиков в нашей стране особенно жаловали. О них и книги писали, и песни в их честь распевали. «Погиб наш юный барабанщик, но песня о нем не умрет», есть и более оптимистичные варианты – о живом и веселом музыканте, помнится, на стихи Окуджавы. У Гайдара – тоже простая история, тоже о простом советском парнишке, только вкупе со шпионскими выкрутасами: козни «нехороших людей» – основополагающие в сюжете. Этот безобидный рассказ цензура хотела запретить, но не вышло: Гайдару очень вовремя дали Сталинскую премию, и «запретители» посягать на святое не решились. Книга вышла в свет, и все узнали о судьбе обыкновенного, но честного и доверчивого 12-летнего мальчика, у которого отец в тюрьме, мать умерла, а мачеха – на курорте, мальчика, которого шайка воров берет на абордаж. Все кажется простым как дважды два, все – в духе идеологемы тридцатых годов. И все-таки можно почуять «неладное»: с беспримерной для своего времени смелостью писатель вкладывает советские постулаты и штампы-формулы в уста подозрительно-омерзительного типа, «дяди» – сниженного донельзя образа. Все, что он ни говорит – гнусная ложь, следовательно, и постулаты... Завершать мысль чревато, догадайтесь, мол, сами...
Наверное, не стоило бы и писать о новом детском спектакле в не самом известном театре, если бы не одно «но». Зримыми и осязаемыми становятся микросмыслы, аллюзии, изначально существовавшие в рассказе Гайдара в форме скрытой, неявной, междустрочной. Пьеса напоминает слоеное пирожное: те, кто помладше, слижут верхний слой крема – усвоят «главное», послушают добрую сказку о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Немногие взрослые – доберутся-таки до сердцевины. Гайдар не так прост, как кажется, да и не вяжется его облик пропойцы-писателя с амплуа мудрого и во всех отношениях благонадежного товарища. Скорее на ум приходит Другой, писавший «о советском не по-советски» – со своим псалмом о Мастере и его спутнице. Нехорошая пустая квартира. Откуда ни возьмись появляются незваные гости, и с этого самого момента начинают происходить странные вещи – не чертовщина, так шпионские штучки. Дядя и его немногочисленная свита даст фору любому Воланду. Барабанщик искушению подвергся, под чары попал, но потом все лучшее пионерское, что было в его душе, восторжествовало. Судьба барабанщика иначе сложиться и не могла: зло всегда помогает благу.
Оказывается, даже барабаны могут звучать так пронзительно и заунывно. Опустошенность. Стены, облепленные советскими обоями в розаны. Уюта - нет. Родителей - нет. Иди, куда хочешь, поступай, как знаешь. Это история не о героизме простого мальчика, даже не о «плохих взрослых», это откровение о безотцовщине, тоже своего рода «Евангелие от дьявола», ведь там, где нет отца, о святости не может быть и речи. Но «славная эпоха» требует от автора той самой злополучной святости, а попросту – святотатства, требует подвига, который не уместен настолько, что превращается в вандализм. Дьявол в той или ином обличии являет себя лишь тогда, когда бога нет в душе, отца нет дома. А куда отца-то дели? Правильно: за решетку упекли, спрятали, как иконку в стране Советов – подальше. Не только мальчик, весь народ обездолен был, «обездомлен», вместо отца заявился «дядя» - и назвали его «вождем», а на самом-то деле был он просто главарем шайки разбойников – не больше. Парам-парам-па-пам. Барабанная дробь и занавес.
Эта неоднозначная, грустно-счастливая, загадочная и почти вечная история на сцене Эрмитажа смотрится особенно хорошо. Тесный зал – элемент художественного мира, не разделимого на «актерское» и «зрительское». «Здесь, тут, немедленно» - все как в жизни, и слышно даже, как дышат герои, и почти слышно, как бьются их сердца под аккомпанемент барабанной дроби – и в унисон, и невпопад одновременно.
Хорошо бы, наши дети не были сиротами, хорошо бы, они ходили в театр на новые спектакли, уму-разуму учились, барабанщикам подражали, или еще кому-нибудь, кто сегодня «востребован». А историю лучше знать, это ведь не судьба какого-то там мальчишки, это судьба миллионов. «Воспитаем поколение, беззаветно преданное делу...» Нет, не коммунизма, а, пожалуй, человечности.

Театр Эрмитаж не самый известный театр, но новая постановка Сергея Олексяка позволяет увидеть банальное и давно знакомое немного другими глазами. Тут осязаемыми и зримым становятся те аллюзии и микросмыслы, что изначально существовали в рассказе Гайдара в скрытой, междустрочной, неявной форме. Заказ билетов на спектакль «Судьба барабанщика» посредством компании «Vipticket».

Хорошо и то, что пьеса стала напоминать слоенное пирожное - те, кто младше «съедят» лишь верхний слой крема, они усвоят основное - послушают добрую сказочку о том, что есть хорошо, а что есть плохо. Но немногие взрослые, купившие билет или слушающие вместе со своими малышами смогут добраться до сердцевины.

Все не так просто

Гайдар не столь прост как на первый взгляд, кажется, и не вяжется его облик писателя-пропойцы с амплуа мудрого и благонадежного товарища. На ум приходит другой писатель, писавший не по-советски о советском, с его magnum opus о Мастере и его спутнице.

Пустая нехорошая квартира, внезапно откуда не возьмись появляются гости, и с этого момента происходят весьма странные вещи, не то чертовщина, не то шпионские штучки. Дядя и его небольшая свита, дают фору даже Воланду. Барабанщик подвергся искушению, попал под чары, но затем, все лучшее пионерское, что присутствовало в его душе - восстало. Судьба его иначе и не могла сложиться, зло во все времена помогало благу.

Для тех, кто не может купить билеты в Театр Эрмитаж на спектакль «Судьба барабанщика»в кассе, компания «Vipticket» предлагает заказать билеты на спектакль «Судьба барабанщика» онлайн.

В этой постановке сыграли такие замечательные артисты:

Евгений Фроленков; Петр Кудряшов; Александра Володина-Фроленкова; Артем Сучков; Алексей Шулин; Лариса Панченко; Сергей Щепачев; Александр Андриевич; Сергей Олексяк; Леван Брегвадзе, Влад Чистяков.

На этой страничке вы можете купить билеты в Театр Эрмитаж на спектакль «Судьба барабанщика».

На площадке театра Эрмитаж появился замечательный, камерный спектакль «Судьба барабанщика » , в котором отражена вся человечность, и доброта гайдаровской повести, все переживания и смыслы, которые ищет герой.Сергей Олексяк, режиссер постановки, оставил гайдаровскую повесть в первозданном виде, не добавляя никаких излишеств, и не перегружая ее «отсебячиной». Поэтому в истории сохранены все микросмыслы и аллюзии двоякого сюжета - о проделках шпионов и темой безотцовщины.

Зритель сможет увидеть выступления артистов Фроленкова (роль Сережи), Кудряшова (роль рассказчика), Черных, Володина-Фроленкова, Шулина, Никоновой и других, очень лирично, комедийно, передавших образы персонажей.Спектакль «Судьба барабанщика » - поможет стать частью событий, разыгрываемых на сцене, сценография которой, с одной стороны - минималистична, а с другой - очень здорово передает оттенок довоенного времени. Присутствуют здесь и элементы видеоарта - смена картин Москвы и Киева.

По сюжету подросток Сережа остался без родителей. Сначала умерла мать, и они с отцом, чтобы забыть горе, переехали в Москву. Так, отец Сережи знакомится с Валентиной, и они начинают привыкать друг к другу. Затем Валентина отдаляется от них с отцом, отца арестовывают за шпионаж, и она уезжает на курорт. Так, Сергей остается наедине со своими мыслями. Затем к теме одиночества добавляется динамика - дядя Сережи оказывается двуличным негодяем - хочет выманить у Сережи вместе с другом секретные документы.

Спектакль Судьба барабанщика раскроет перед гостями театра одну из самых известных драматических повестей Аркадия Гайдара. Режиссер постановки Сергей Олексяк и творческая группа смогли мастерски передать атмосферу того тяжелого времени, которое красочно и выразительно описал в своем произведении советский классик. Действие переносит зрителей в далекий 1939 год, эпоху сталинских репрессий, когда многие невинные представители гражданского населения арестовывались и отсылались в лагеря в качестве врагов народа. Известный многим сюжет в спектакле решается довольно интересно - здесь расставляются иные акценты, что позволяет увидеть историю несколько иначе, нежели в первоисточнике.

В центре - судьба подростка Сережи, волею случая оказавшегося связанным с плохими компаниями. Его мать давно умерла, а отца совсем недавно арестовали по подозрению в растрате. Теперь же юный герой оказывается предоставленным самому себе. Неопытный, плохо разбирающийся в человеческой психологии, он легко становится игрушкой в руках преступников и бандитов. Перед подростком проходят разные типы людей, с которыми он пытается найти общий язык. Но его новые знакомые оказываются людьми, нечистыми на руку, обучают героя воровству и мелкому хулиганству.

Несмотря на множество трудных испытаний, с которыми сталкивается Сережа, он умеет сохранить человеческое достоинство. Интрига закручивается, когда его мнимый «дядя» пытается вовлечь героя в преступление против отца его ровесника, мальчика Славки. Как подросток поведет себя в этой ситуации? Хватит ли у него смелости спасти невинного человека, ставшего объектом интереса преступников? Чтобы узнать это и многое другое, нужно непременно купить билеты на спектакль Судьба барабанщика.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры