Тёмные аллеи.

Главная / Измена жены

Это случилось в одной глухой гористой местности на юге Испании.

Была июньская ночь, было полнолуние, небольшая луна стояла в зените, но свет ее, слегка розоватый, как это бывает в жаркие ночи после кратких дневных ливней, столь обычных в пору цветения лилий, все же так ярко озарял перевалы невысоких гор, покрытых низкорослым южным лесом, что глаз ясно различал их до самых горизонтов.

Узкая долина шла между этими перевалами на север. И в тени от их возвышенностей с одной стороны, в мертвой тишине этой пустынной ночи, однообразно шумел горный поток и таинственно плыли и плыли, мерно погасая и мерно вспыхивая то аметистом, то топазом, летучие светляки, лючиоли. Противоположные возвышенности отступали от долины, и по низменности под ними пролегала древняя каменистая дорога. Столь же древним казался на ней, на этой низменности, и тот каменный городок, куда в этот уже довольно поздний час шагом въехал на гнедом жеребце, припадавшем на переднюю правую ногу, высокий марокканец в широком бурнусе из белой шерсти и в марокканской феске.

Городок казался вымершим, заброшенным. Да он и был таким. Марокканец проехал сперва по тенистой улице, между каменными остовами домов, зиявших черными пустотами на месте окон, с одичавшими садами за ними. Но затем выехал на светлую площадь, на которой был длинный водоем с навесом, церковь с голубой статуей Мадонны над порталом, несколько домов, еще обитаемых, а впереди, уже на выезде, постоялый двор. Там, в нижнем этаже, маленькие окна были освещены, и марокканец, уже дремавший, очнулся и натянул поводья, что заставило хромавшую лошадь бодрей застучать по ухабистым камням площади.

На этот стук вышла на порог постоялого двора маленькая, тощая старуха, которую можно было принять за нищую, выскочила круглоликая девочка лет пятнадцати, с челкой на лбу, в эспадрильях на босу ногу, в легоньком платьице цвета блеклой глицинии, поднялась лежавшая у порога огромная черная собака с гладкой шерстью и короткими, торчком стоящими ушами. Марокканец спешился возле порога, и собака тотчас вся подалась вперед, сверкнув глазами и словно с омерзением оскалив белые страшные зубы. Марокканец взмахнул плетью, но девочка его предупредила:

Негра! - звонко крикнула она в испуге, - что с тобой?

И собака, опустив голову, медленно отошла и легла, мордой к стене дома.

Марокканец сказал на дурном испанском языке приветствие и стал спрашивать, есть ли в городе кузнец, - завтра нужно осмотреть копыто лошади, - где можно поставить ее на ночь и найдется ли корм для нее, а для него какой-нибудь ужин? Девочка с живым любопытством смотрела на его большой рост и небольшое, очень смуглое лицо, изъеденное оспой, опасливо косилась на черную собаку, лежавшую смирно, но как будто обиженно, старуха, тугая на ухо, поспешно отвечала крикливым голосом: кузнец есть, работник спит на скотном дворе рядом с домом, но она сейчас его разбудит и отпустит корму для лошади, что же до кушанья, то пусть гость не взыщет: можно сжарить яичницу с салом, но от ужина осталось только немного холодных бобов да рагу из овощей... И через полчаса, управившись с лошадью при помощи работника, вечно пьяного старика, марокканец уже сидел за столом в кухне, жадно ел и жадно пил желтоватое белое вино.

Дом постоялого двора был старинный. Нижний этаж его делился длинными сенями, в конце которых была крутая лестница в верхний этаж, на две половины: налево просторная, низкая комната с нарами для простоте люда, направо такая же просторная, низкая кухня и вместе с тем столовая, вся по потолку и по стенам густо закопченная дымом, с маленькими и очень глубокими по причине очень толстых стен окнами, с очагом в дальнем углу, с грубыми голыми столами и скамьями возле них, скользкими от времени, с каменным неровным полом. В ней горела керосиновая лампа, свисавшая с потолка на почерневшей железной цепи, пахло топкой и горелым салом, - старуха развела на очаге огонь, разогрела прокисшее рагу и жарила для гостя яичницу, пока он ел холодные бобы, политые уксусом и зеленым оливковым маслом. Он не разделся, не снял бурнуса, сидел, широко расставив ноги, обутые в толстые кожаные башмаки, над которыми были узко схвачены по щиколке широкие штаны из той же белой шерсти. И девочка, помогая старухе и прислуживая ему, то и дело пугалась от его быстрых, внезапных взглядов на нее, от его синеватых белков, выделявшихся на сухом и рябом темном лице с узкими губами. Он и без того был страшен ей. Очень высокий ростом, он был широк от бурнуса, и тем меньше казалась его голова в феске. По углам его верхней губы курчавились жесткие черные волосы. Курчавились такие же кое-где и на подбородке. Голова была слегка откинута назад, отчего особенно торчал крупный кадык в оливковой коже. На тонких, почти черных пальцах белели серебряные кольца. Он ел, пил и все время молчал.


Рассказ Ивана Алексеевича Бунина "Ночлег" - самый поздний из цикла "Темные аллеи": он был написан в марте 1849 года.

Целью написания рассказа является, в некоторой мере, завершение цикла "Темные аллеи", потому что он, если присмотреться повнимательнее, есть зеркальное отображение рассказа "Темные аллеи", открывающего этот цикл. В произведении описывается небольшой, но значимый эпизод из жизни главного героя. Также цель рассказа - показать, что человек, в своей страсти напоминающий, порой, животное, был убит животным. Я думаю, что это очень похоже на пословицу.

Главный герой рассказа не назван нам по имени, Бунин называет его просто "марроканец".

Лишая героя имени он еще больше указывает на сходство марроканца с животным, что помогает раскрыть основную мысль произведения. По описанию героя мы можем заметить сходство с Николаем Алексеевичем из первого рассказа цикла: например, "лицо, изъеденное оспой" и "по углам верхней губы курчавились жесткие черные волосы". Вряд ли это случайное совпадение. Марроканец страшный человек, мы можем заметить это из описания его глаз: "синеватые белки, выделяющиеся не сухом и рябом темном лице", а они - зеркало души. С помощью речи марроканца раскрывается основная мысль текста: в его словах часто используется повтор для того, чтобы мы поняли состояние героя:лихорадочное, бешеное.

Например:"Сядь возле меня на минутку, сядь, сядь, послушай... только послушай..."

Как и почти во всех рассказах И.А. Бунина, пейзаж играет очень важную роль. Вот, например, город поначалу выглядит для марроканца вымершим. В самом деле, посреди темного, заброшенного места только небольшой островок света - площадь с постоялым двором. По-моему, очевидно, что у марроканца с хромающей лошадью, голодного и усталого, не было другого выхода, как остановиться на этом постоялом дворе на ночь. Это вносит некий элемент случайности, как и в рассказе "Темные аллеи". Также в описании пейзажа используется антитеза: долина идет между перевалами, соаершенно отличающимися друг от друга. С одной стороны шумит горный поток, светлячки сияют как драгоценные камни... А с другой - древняя каменистая дорога и темный, почти нежилой городок. Это напоминает мне два мира. И марроканец из первого направляется во второй, из мира живых - в мир мертвых.

Читая этот рассказ, мы понимаем, что все кончено, ничего не изменить - марроканец мертв. Бунин не сообщает нам ничего, что происходит дальше - жизнь героя заканчивается одновременно с рассказом.

Рассказ заставляет нас задуматься над проблемой поведения людей в порывах страсти. Это чувство нельзя даже приблизить к любви, оно животное, дикое. И это, по-моему, и хотел показать нам Иван Алексеевич Бунин.

Обновлено: 2017-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ночлег

Это случилось в одной глухой гористой местности на юге

Была июньская ночь, было полнолуние, небольшая луна стояла

в зените, но свет ее, слегка розоватый, как это бывает в жаркие

ночи после кратких дневных ливней, столь обычных в пору

цветения лилий, все же так ярко озарял перевалы невысоких гор,

покрытых низкорослым южным лесом, что глаз ясно различал их до

самых горизонтов.

Узкая долина шла между этими перевалами на север. И в тени

от их возвышенностей с одной стороны, в мертвой тишине этой

пустынной ночи, однообразно шумел горный поток и таинственно

плыли и плыли, мерно погасая и мерно вспыхивая то аметистом, то

топазом, летучие светляки, лючиоли. Противоположные

возвышенности отступали от долины, и по низменности под ними

пролегала древняя каменистая дорога. Столь же древним казался

на ней, на этой низменности, и тот каменный городок, куда в

этот уже довольно поздний час шагом въехал на гнедом жеребце,

припадавшем на переднюю правую ногу, высокий марокканец в

широком бурнусе из белой шерсти и в марокканской феске.

Городок казался вымершим, заброшенным. Да он и был таким.

Марокканец проехал сперва по тенистой улице, между каменными

остовами домов, зиявших черными пустотами на месте окон, с

одичавшими садами за ними. Но затем выехал на светлую площадь,

на которой был длинный водоем с навесом, церковь с голубой

статуей Мадонны над порталом, несколько домов, еще обитаемых, а

впереди, уже на выезде, постоялый двор. Там, в нижнем этаже,

маленькие окна были освещены, и марокканец, уже дремавший,

очнулся и натянул поводья, что заставило хромавшую лошадь

бодрей застучать по ухабистым камням площади.

На этот стук вышла на порог постоялого двора маленькая,

тощая старуха, которую можно было принять за нищую, выскочила

круглоликая девочка лет пятнадцати, с челкой на лбу, в

эспадрильях на босу ногу, в легоньком платьице цвета блеклой

глицинии, поднялась лежавшая у порога огромная черная собака с

гладкой шерстью и короткими, торчком стоящими ушами. Марокканец

спешился возле порога, и собака тотчас вся подалась вперед,

сверкнув глазами и словно с омерзением оскалив белые страшные

зубы. Марокканец взмахнул плетью, но девочка его предупредила:

Негра! -- звонко крикнула она в испуге, -- что с тобой?

И собака, опустив голову, медленно отошла и легла, мордой

к стене дома.

Марокканец сказал на дурном испанском языке приветствие и

стал спрашивать, есть ли в городе кузнец, -- завтра нужно

осмотреть копыто лошади, -- где можно поставить ее на ночь и

найдется ли корм для нее, а для него какой-нибудь ужин? Девочка

с живым любопытством смотрела на его большой рост и небольшое,

очень смуглое лицо, изъеденное оспой, опасливо косилась на

черную собаку, лежавшую смирно, но как будто обиженно, старуха,

тугая на ухо, поспешно отвечала крикливым голосом: кузнец есть,

работник спит на скотном дворе рядом с домом, но она сейчас его

разбудит и отпустит корму для лошади, что же до кушанья, то

пусть гость не взыщет: можно сжарить яичницу с салом, но от

ужина осталось только немного холодных бобов да рагу из

овощей... И через полчаса, управившись с лошадью при помощи

работника, вечно пьяного старика, марокканец уже сидел за

столом в кухне, жадно ел и жадно пил желтоватое белое вино.

Дом постоялого двора был старинный. Нижний этаж его

делился длинными сенями, в конце которых была крутая лестница в

верхний этаж, на две половины: налево просторная, низкая

комната с нарами для простоте люда, направо такая же

просторная, низкая кухня и вместе с тем столовая, вся по

потолку и по стенам густо закопченная дымом, с маленькими и

очень глубокими по причине очень толстых стен окнами, с очагом

в дальнем углу, с грубыми голыми столами и скамьями возле них,

скользкими от времени, с каменным неровным полом. В ней горела

керосиновая лампа, свисавшая с потолка на почерневшей железной

цепи, пахло топкой и горелым салом, -- старуха развела на очаге

огонь, разогрела прокисшее рагу и жарила для гостя яичницу,

пока он ел холодные бобы, политые уксусом и зеленым оливковым

маслом. Он не разделся, не снял бурнуса, сидел, широко

расставив ноги, обутые в толстые кожаные башмаки, над которыми

были узко схвачены по щиколке широкие штаны из той же белой

шерсти. И девочка, помогая старухе и прислуживая ему, то и дело

пугалась от его быстрых, внезапных взглядов на нее, от его

синеватых белков, выделявшихся на сухом и рябом темном лице с

узкими губами. Он и без того был страшен ей. Очень высокий

ростом, он был широк от бурнуса, и тем меньше казалась его

голова в феске. По углам его верхней губы курчавились жесткие

черные волосы. Курчавились такие же кое-где и на подбородке.

Голова была слегка откинута назад, отчего особенно торчал

крупный кадык в оливковой коже. На тонких, почти черных пальцах

белели серебряные кольца. Он ел, пил и все время молчал.

Когда старуха, разогрев рагу и сжарив яичницу, утомленно

села на скамью возле потухшего очага и крикливо спросила его,

откуда и куда он едет, он гортанно кинул в ответ только одно

Далеко.

Съевши рагу и яичницу, он помотал уже пустым винным

кувшином, -- в рагу было много красного перцу, -- старуха

кивнула девочке головой, и, когда та, схватив кувшин, мелькнула

вон из кухни в ее отворенную дверь, в темные сени, где медленно

плыли и сказочно вспыхивали светляки, он вынул из-за пазухи

пачку папирос, закурил и кинул все так же кратко:

Внучка?

Племянница, сирота, -- стала кричать старуха и

пустилась в рассказ о том, что она так любила покойного брата,

отца девочки, что ради него осталась в девушках, что это ему

принадлежал этот постоялый двор, что его жена умерла уже

двенадцать лет тому назад, а он сам восемь и все завещал в

пожизненное владение ей, старухе, что дела стали очень плохи в

этом совсем опустевшем городке...

Марокканец, затягиваясь папиросой, слушал рассеянно, думая

что-то свое. Девочка вбежала с полным кувшином, он, взглянув на

нее, так крепко затянулся окурком, что обжег кончики острых

черных пальцев, поспешно закурил новую папиросу и раздельно

сказал, обращаясь к старухе, глухоту которой уже заметил:

Мне будет очень приятно, если твоя племянница сама

нальет мне вина.

Это не ее дело, -- отрезала старуха, легко переходившая

от болтливости к резкой краткости, и стала сердито кричать:

Уже поздно, допивай вино и иди спать, она сейчас будет

стелить тебе постель в верхней комнате.

Девочка оживленно блеснула глазами и, не дожидаясь

приказания, опять выскочила вон, быстро затопала по лестнице

А вы обе где спите? -- спросил марокканец и слегка

сдвинул феску с потного лба.

Тоже наверху?

Старуха закричала, что там слишком жарко летом, что когда

нет постояльцев, -- а их теперь почти никогда нет! -- они спят

в другой нижней половине дома, -- вот тут, напротив, -- указала

она рукой в сени и опять пустилась в жалобы на плохие дела и на

то, что все стало очень дорого и что поэтому поневоле

приходится брать дорого и с проезжих...

Я завтра уеду рано, -- сказал марокканец, уже явно не

слушая ее. -- А утром ты дашь мне только кофе. Значит, ты

можешь теперь же счесть, сколько с меня следует, и я сейчас же

расплачусь с тобой. -- Посмотрим только, где у меня мелкие

деньги, -- прибавил он и вынул из-под бурнуса мешочек из

красной мягкой кожи, развязал, растянул ремешок, который

стягивал его отверстие, высыпал на стол кучку золотых монет и

сделал вид, что внимательно считает их, а старуха даже

привстала со скамьи возле очага, глядя на монеты округлившимися

Наверху было темно и очень жарко. Девочка отворила дверь в

душную, горячую темноту, в которой остро светились щели

ставней, закрытых за двумя такими же маленькими, как и внизу,

окнами, ловко вильнула в темноте мимо круглого стола посреди

комнаты, отворила окно и, толкнув, распахнула ставни на сияющую

лунную ночь, на огромное светлое небо с редкими звездами. Стало

легче дышать, стал слышен поток в долине. Девочка высунулась из

окна, чтобы взглянуть на луну, не видную из комнаты, стоявшую

все еще очень высоко, потом взглянула вниз: внизу стояла и,

подняв морду, глядела на нее собака, приблудным щенком

забежавшая откуда-то лет пять тому назад на постоялый двор,

выросшая на ее глазах и привязавшаяся к ней с той преданностью,

на которую способны только собаки.

Негра, -- шепотом сказала девочка, -- почему ты не

Собака слабо взвизгнула, мотнув вверх мордой и кинулась к

отворенной двери в сени.

Назад, назад! -- поспешным шепотом приказала девочка.

На место!

Собака остановилась и опять подняла морду, сверкнув

красным огоньком глаз.

Что тебе надо? -- ласково заговорила девочка, всегда

разговаривавшая с ней, как с человеком. -- Почему ты не спишь,

глупая? Это луна так тревожит тебя?

Как бы желая что-то ответить, собака опять потянулась

вверх мордой, опять тихо взвизгнула. Девочка пожала плечом.

Собака была для нее тоже самым близким, даже единственным

близким существом на свете, чувства и помыслы которого казались

ей почти всегда понятными. Но что хотела выразить собака

сейчас, что ее тревожило нынче, она не понимала и потому только

строго погрозила пальцем и опять приказала притворно сердитым

На место. Негра! Спать!

Собака легла, девочка еще немного постояла у окна,

подумала о ней... Возможно, что ее тревожил этот страшный

марокканец. Почти всегда встречала она постояльцев двора

спокойно, не обращала внимания даже на таких, что с виду

казались разбойниками, каторжниками. Но все же случалось, что

на некоторых кидалась она почему-то как бешеная, с громовым

ревом, и тогда только она одна могла смирить ее. Впрочем, могла

быть и другая причина ее тревоги, ее раздражения -- эта жаркая,

без малейшего движения воздуха и такая ослепительная,

полнолунная ночь. Хорошо слышно было в необыкновенной тишине

этой ночи, как шумел поток в долине, как ходил, топал копытцами

козел, живший на скотном дворе, как вдруг кто-то, -- не то

старый мул постоялого двора, не то жеребец марокканца, -- со

стуком лягнул его, а он так громко и гадко заблеял, что,

казалось, по всему миру раздалось это дьявольское блеяние. И

девочка весело отскочила от окна, растворила другое, распахнула

и там ставни. Сумрак комнаты стал еще светлее. Кроме стола, в

ней стояли у правой от входа стены, изголовьями к ней, три

широких кровати, крытые только грубыми простынями. Девочка

откинула простыню на первой от входа кровати, поправила

изголовье, вдруг сказочно осветившееся прозрачным, нежным

голубоватым светом: это был светляк, севший на ее челку. Она

провела по ней рукой, и светляк, мерцая и погасая, поплыл по

комнате. Девочка легонько запела и побежала вон.

В кухне во весь свой рост стоял спиной к ней марокканец и

что-то негромко, но настойчиво и раздраженно говорил старухе.

Старуха отрицательно мотала головой. Марокканец вздернул

плечами и с таким злобным выражением лица обернулся к вошедшей

девочке, что она отшатнулась.

Готова постель? -- гортанно крикнул он.

Все готово, -- торопливо ответила девочка.

Но я не знаю, куда мне идти. Проводи меня.

Я сама провожу тебя, -- сердито сказала старуха. -- Иди

Девочка послушала, как медленно топала она по крутой

лестнице, как стучал за ней башмаками марокканец, и вышла

наружу. Собака, лежавшая у порога, тотчас вскочила, взвилась и,

вся дрожа от радости и нежности, лизнула ей в лицо.

Пошла вон, пошла вон, -- зашептала девочка, ласково

оттолкнула ее и села на пороге. Собака тоже села на задние

лапы, и девочка обняла ее за шею, поцеловала в лоб и стала

покачиваться вместе с ней, слушая тяжелые шаги и гортанный

говор марокканца в верхней комнате. Он что-то уже спокойнее

говорил старухе, но нельзя было разобрать что. Наконец он

сказал громко:

Ну, хорошо, хорошо! Только пусть она принесет мне воды

для питья на ночь.

И послышались шаги осторожно сходившей по лестнице

Девочка вошла в сени навстречу ей и твердо сказала:

Я слышала, что он говорил. Нет, я не пойду к нему. Я

его боюсь.

Глупости, глупости! -- закричала старуха. -- Ты,

значит, думаешь, что я опять сама пойду с моими ногами да еще в

темноте и по такой скользкой лестнице? И совсем нечего бояться

его. Он только очень глупый и вспыльчивый, но он добрый. Он все

говорил мне, что ему жалко тебя, что ты девочка бедная, что

никто не возьмет тебя замуж без приданого. Да и правда, какое

же у тебя приданое? Мы ведь совсем разорились. Кто теперь у нас

останавливается, кроме нищих мужиков!

Чего ж он так злился, когда я вошла? -- спросила

Старуха смутилась.

Чего, чего! -- забормотала она. -- Я сказала ему, чтобы

он не вмешивался в чужие дела... Вот он и обиделся...

И сердито закричала:

Ступай скорей, набери воды и отнеси ему. Он обещал

что-нибудь подарить тебе за это. Иди, говорю!

Когда девочка вбежала с полным кувшином в отворенную дверь

верхней комнаты, марокканец лежал на кровати уже совсем

раздетый: в светлом лунном сумраке пронзительно чернели его

птичьи глаза, чернела маленькая коротко стриженная голова,

белела длинная рубаха, торчали большие голые ступни. На столе

среди комнаты блестел большой револьвер с барабаном и длинным

дулом, на кровати рядом с его кроватью белым бугром была

навалена его верхняя одежда... Все это было очень жутко.

Девочка с разбегу сунула на стол кувшин и опрометью кинулась

назад, но марокканец вскочил и поймал ее за руку.

Погоди, погоди, -- быстро сказал он, потянув ее к

кровати, сел, не выпуская ее руки, и зашептал: -- Сядь возле

меня на минутку, сядь, сядь, послушай... только послушай...

Ошеломленная, девочка покорно села. И он торопливо стал

клясться, что влюбился в нее без памяти, что за один ее поцелуй

даст ей десять золотых монет... двадцать монет... что у него их

целый мешочек...

И, выдернув из-под изголовья мешочек красной кожи,

трясущимися руками растянул его, высыпал золото на постель,

Вот видишь, сколько их у меня... Видишь?

Она отчаянно замотала головой и вскочила с кровати. Но он

опять мгновенно поймал ее и, зажав ей рот своей сухой, цепкой

рукой, бросил ее на кровать. Она с яростной силой сорвала его

руку и пронзительно крикнула:

Он опять стиснул ей рот вместе с носом, стал другой рукой

ловить ее заголившиеся ноги, которыми она, брыкаясь, больно

била его в живот, но в ту же минуту услыхал рев вихрем

мчавшейся по лестнице собаки. Вскочив на ноги, он схватил со

стола револьвер, но не успел даже курка поймать, мгновенно

сбитый с ног на пол. Защищая лицо от пасти собаки,

растянувшейся на нем, обдававшей его огненным псиным дыханием,

он метнулся, вскинул подбородок -- и собака одной мертвой

хваткой вырвала ему горло.

Идти к великим изобретениям, исходя от самых ничтожных начал, и видеть, что под первой и ребяческой внешностью может скрываться удивительное искусство, - это дело не дюжинных умов, а под силу лишь мысли сверхчеловека.

Великий писатель, Иван Алексеевич Бунин, родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Алексей Николаевич Бунин, отец писателя, принадлежал к древнему дворянскому роду. Мать писателя, Людмила Александровна Бунина (Чубарова), также имела старинные дворянские корни. Несмотря на это, семья Буниных жила очень скромно, так как Алексей Николаевич был заядлым игроком и любителем вина, проматывая как свое состояние, так и состояние жены. В 1873 году Бунины переехали в именное поместье на хуторе Бутырки (Орловская область). Образованием будущего писателя занимался домашний воспитатель, который преподал ему первые уроки чтения и письма. Бунин сосны краткое содержание Особого интереса к учебе Иван Алексеевич не проявлял, хотя всегда любил читать книги. В 1881 году, в возрасте 11 лет, мальчик поступил в Елецкую гимназию, которую пришлось бросить через пять лет, так как у родителей не было средств на дальнейшее образование сына. Вернувшись в родной дом, под руководством своего старшего брата Ивана, Бунин прошел всю программу гимназии, а со временем и программу университета.

В 17 лет Иван Алексеевич написал первые стихи, в которых он подражал творчеству Лермонтова и Пушкина. В 1887 году состоялся первый дебют молодого поэта в печати. Его произведение опубликовали в журнале «Родина». Еще через год стихи Бунина взяли для печати в издание «Книжки недели», где публиковались произведения Щедрина, Толстого и Полонского.

С 1889 года, переехав в Орел, Бунин начинает самостоятельную жизнь. В Орле выходят первые сборники писателя: «Под открытым небом», «Стихотворения», «Листопад». Тогда же, после печати в 1900 году произведения «Антоновские яблоки», приходит и первая известность. Здесь же Бунин жениться, но брак длиться недолго, после чего в 1906 году Иван Алексеевич вступает в гражданские отношения с Верой Муромцевой, племянницей председателя Госдумы Российской империи первого созыва. В начале семейной жизни супруги много путешествовали по восточным странам, побывав в Египте, Сирии, Палестине и других странах Востока. Официально свои отношения супруги зарегистрировали только в 1922 году. В 1909 году писателя признают академиком изящного слова, а еще через два года Бунин получает звание почетного члена Общества любителей словесности, которое возглавляет в 1914 году.

Революцию 1917 года писатель воспринимает очень негативно, что заставляет его эмигрировать за границу во Францию. В Париже писатель ведет активную общественную и политическую жизнь, выступая с лекциями и сотрудничая с русскими политическими организациями, хотя в силу своего характера с трудом находит «общий язык» с видными представителями русской эмиграции.

Вдали от родины вышли самые известные произведения писателя: «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Солнечный удар» и др. Во время второй мировой войны Бунин категорически отказывается от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Грассе (Приморские Альпы), где и провел всю войну, активно интересуясь судьбой своей покинутой Родины. Бунин сосны краткое содержание В военные годы Бунин написал серию "Темные аллеи", которая стала новым веянием не только в творчестве самого писателя, но и во всей русской литературе. В 1945 году семья Буниных возвращается в Париж.

За все время эмиграции Бунин не раз говорил о своем желание вернуться на родину, но, несмотря на указ правительства СССР, разрешающий ему осуществить свое мечту, в России Иван Алексеевич так и не вернулся. Отчасти на это повлияли гонения на А. Ахматову и М. Зощенко. Умер писатель в достаточно преклонном возрасте 8 ноября 1953 года, оставив великий вклад в русскую литературу. Бунин сосны краткое содержание

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

"Руся", краткое содержание которого приведено в этой статье, входит в знаменитый цикл писателя о любви "Темные аллеи". Над рассказами Бунин работал в эмиграции, живя во Франции, но писал при этом о России, о которой сильно тосковал. Большинство из них были впервые изданы в годы Второй Мировой войны.

Рассказ Бунина "Руся", краткое содержание которого вы сейчас читаете, начинается с описания прибытия поезда, следующего по маршруту "Москва - Севастополь" на небольшую станцию. В самом престижном вагоне первого класса едет семейная пара. Жена облокачивается на плечо мужа, а он задумчиво смотрит в окно.

В этот момент он начинает рассказывать о том, как когда-то жил в этой местности на каникулах. В одной из дачных усадеб он тогда работал репетитором. По его воспоминаниям, местность здесь была весьма скучной, большой помещичий дом был в запустении и сильно обеднел. Запущен был и большой сад, и озеро за ним, которое со временем стало превращаться в болото. Но господин еще умудрялся по этому озеру катать девушку в бедном сарафане из ситца.

Руся

В рассказе Ивана Бунина "Руся", краткое содержание которого представлено в этой статье, рассказывается, что полное имя этой девушки было Маруся. В семье же ее звали по-простому - Русей. Она была художницей, студенткой Строгановского училища живописи. В эти же места приезжала отдохнуть на лето.

В рассказе "Руся" Иван Бунин описывает, как живописна была и сама героиня. Мощная и длинная черная коса, смуглое личико, которое украшали темные родинки, нос правильной формы и вьющиеся волосы. Она была очень похожа на мать, которая была рождена восточной княжной. При этом Руся почти всегда была медлительной и меланхоличной.

Отец ее был офицером в отставке. Как и дочь, сухой и молчаливый, лишнего слова из него было не вытянуть. Правда, был еще и брат. В отличие от остальных своих родственников, милый, веселый и простой. Его как раз и учил рассказчик в своей молодости.

Жена тут же интересуется у него, был ли он в те годы влюблен в Русю. Тот признается в этом. Причем влюблен без памяти и рассудка. Руся отвечала ему взаимностью, по крайней мере, ей так самой казалось. Тут господин прерывает свой рассказ и предлагает отправиться спать. Его же спутница теперь непременно хочет узнать, чем закончится эта история.

Муж говорит, что до простого банально. Он уехал, а не женился на Русе, потому что предчувствовал встречу со своей нынешней супругой.

Воспоминания молодости

В рассказе Бунина "Руся", краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается, что супруга господина засыпает. А сам он всю ночь курит и вспоминает то самое лето.

В рассказе "Руся" Бунина И. А., краткое содержание дает полное представление о сюжете, рассказывается, что Руся поначалу пристально приглядывалась к главному герою. И только потом решилась заговорить. Вскоре предложила ему покататься по озеру. Правда, лодка была гнилой, с небрежно заделанными дырками и одним веслом. Но никого это не смутило.

Во время речной прогулки рассказчик просит Русю положить рядом с ней свой картуз, но вместо этого она страстно прижимает его к груди, говоря, что будет беречь. В тот момент у него дрогнуло сердца. Прогулка оканчивается длительным поцелуем.

Уже на следующий день в саду они объясняются друг другу в любви. Они договариваются о свидании вечером на том же месте. Главное - быть максимально осторожными. Мать Руси пристально следит за дочерью.

Ночное свидание

В рассказе Бунина "Руся" (краткое содержание в статье) описывается, что девушка пришла на берег реки с пледом, перекинутым через руку. Они сели в лодку и отправились на противоположный берег.

В ту ночь между ними состоялась близость. Рассказчик бросил девушку на корму, а та с помутившейся головой исступленно обняла его.

Печальный финал

Этот удивительный роман закончился уже через неделю. Рассказчика с позором выгнали из дома. Оказалось, что полоумная мать Руси все это время за ними следила. В очередной раз она застала их, когда молодые люди после обеда сидели в гостиной, прикоснувшись головами. Они рассматривали картинки в старых номерах журнала "Нева" и разговаривали о любви.

Безумная мать Руси взяла у своего сына старинный пистолет. Мальчик заряжал его только порохом, чтобы стрелять по воробьям. Женщина выстрелила в рассказчика, а затем ударила его пистолетом по лбу. После это громко закричала, что если ее дочь сбежит с ним, то она обещает в тот же день повеситься или сброситься с крыши.

Русю она заставила выбирать между ней самой и ее любимым. Девушка со слезами на глазах была вынуждена выбрать мать.

С тех пор прошло около 20 лет. И вот рассказчик вновь оказался в этих местах. На следующий день после завтрака они отправляются пить кофе. Жена обращает внимание, что ее муж добавляет в напиток слишком много коньяка и допускает, что он до сих пор не может забыть свою дачную девицу и грустит. В ответ супруг только печально подтверждает эти предположения.

Анализ рассказа

В рассказе Ивана Бунина "Руся", краткое содержание и анализ приведены в этой статье, автор противопоставляет два мира. Первый - будничный и обычный, в котором живет сейчас рассказчик. Второй - романтический и яркий, построенный на воспоминаниях его юности.

В самом тексте рассказа можно наблюдать, как все преображается, когда к главному герою приходит любовь. Озеро-болото и разваливающийся дом ему уже не кажутся такими, все его внимание обращено к возлюбленной.

Это яркий пример лирической прозы Бунина, в которой ощущается стремление автора к идеалу. В рассказе открытый финал, читатель понимает, что в душе героя что-то произошло. Но что именно, предстоит определить ему самому.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры