Тайны александрийской библиотеки. Интересные факты о современной александрийской библиотеке

Главная / Измена жены

Все, что связано с Александрийской библиотекой, не дает покоя ученым умам по сей день. И если над загадкой ее возникновения завеса хоть чуточку приоткрыта, то история исчезновения зиждется более на слухах и догадках, чем на исторических фактах.

Истоки

Невероятно красивой и величественной была древняя Александрия. Основанная Александром Македонским по разным сведениям где-то в 332-330 г.г. до н.э. и названная в его честь, она была полностью выстроена из камня. Александрия располагалась на побережье Средиземного моря невдалеке от дельты Нила и соединялась перешейком со знаменитым Александрийским (Фаросским) маяком, считавшимся одним из семи чудес древнего мира. По замыслу - это должен был быть город ученых и центр мировой науки. Все в Александрии было необычно и блистательно - и гробница ее основателя - Александра Великого, и дворцы царственной династии Птолемеев, начало которой положил Птолемей Лаг (по прозвищу Сотер), друг и верный соратник Александра Македонского, и храм Посейдона, и театр. Но главной достопримечательностью, которая притягивала сюда все ученые умы, была Александрийская библиотека.

На сегодняшний день нет точных данных ни о дате ее основание (где-то в начале ІІІ-го века до н.э), ни о ее месте расположения, ни о ее размерах, ни об устройстве, ни о фондах, ее составлявших. По разным предположениям в фондах Александрийской библиотеки находилось от 700 000 до 1 000 000 папирусных свитков, исходя из этого, здание библиотеки должно было быть масштабным и грандиозным. Сооружена она была, скорее всего, как часть дворцового комплекса в царском квартале, именовавшемся Брухейоном.

Вдохновителем и создателем Александрийской библиотеки, как можно судить из дошедших до нас сведений, был Деметрий (Деметриос) Фалерский. Особа чрезвычайно умная и знаковая для своего времени. Благодаря уму и харизме, он стал народным трибуном в Афинах, а затем 10 лет (317- 307 гг. до н.э.) правил Афинами в качестве губернатора. Он был выдающимся организатором и законотворцем, издавшем множество законов, но также считался и законодателем моды. Известно, например, что он первым из афинских мужчин в свое время выбелил волосы перекисью водорода. Позже Деметрий Фалерский был смещен с должности и занялся написанием научных и философских трудов.

Деметрий Фалерский был замечен египетским правителем - Птолемеем І Сотером, который уговорил ученого приехать в Александрию в качестве советника и наставника для царского отпрыска. Именно Деметрий и убедил фараона создать Александрийскую библиотеку. Судя по всему, она являлась частью Мусейона (Музейона, так называемого «дворца муз»), такого себе академического городка для писателей, исследователей, ученых и философов того времени, в котором они работали и творили, а кроме того, здесь проходили обучение те, кто желал освоить книжные премудрости. Одним из главных предназначений Мусейона было дать блестящее образование наследникам царского престола и воспитать достойную египетскую элиту. Для потребностей Мусейона специально были построены университет, обсерватория, библиотека и даже ботанический и зоологический сады.

Деметрий Фалерский руководил Александрийской библиотекой в 295 - 284 г.г. до н.э. В 283 г. до н.э., после смерти Птолемея І, его наследник, Птолемей ІІ, отправил хранителя библиотеки в отставку и он умер от укуса змеи вдалеке от столицы. Деметрию Фалерскому приписывают разработку концепции формирования и пополнения книжных фондов, системы учета и каталогизации папирусных свитков, а также устройство самой библиотеки. Кроме того, он считается основателем научного литературоведения, поскольку именно Деметрий успешно справился с задачей издания критических трудов, посвященных произведениям великого Гомера. Задача перед библиотекой была им поставлена грандиозная - собрать в ее фондах все книги мира!

Процветание

С момента своего основания Александрийская библиотека прочно обрела славу наиболее полного и ценного книжного собрания, соперничая с библиотеками Пергама и Родоса. Считалось, что в мире нет ни одного мало-мальски ценного произведения, копии которого не хранилось бы в этой библиотеке. Полагают, что ее основой стали книги, добытые в качестве трофеев во время военных походов еще Александром Великим.

По совету хранителя Александрийской библиотеки, Деметрия Фалерского, фараоном была приобретена библиотека Аристотеля, знаменитая редчайшими манускриптами и считавшаяся наиболее ценной в то время.

В основной своей массе фонды библиотеки были представлены трудами греческих авторов, но были здесь и рукописи с религиозными, историческими и мифологическими текстами народов, входящих в египетское царство. К примеру, здесь хранились впервые переведенные на греческий язык религиозные тексты из Пятикнижия Ветхого Завета. Собирательство книжного наследия народов, населяющих Египет, не было приоритетом библиотеки, но в то же время позволяло учитывать национальные и религиозные тонкости и нюансы при создании законов египетского государства и организации единого общественного уклада.

Фараоны из рода Птолемеев тратили астрономические суммы на приобретение и копирование ценных рукописей. Желая заполучить редчайшие манускрипты и ценные труды, правители Египта не жалели никаких средств. К примеру, страстный ценитель и собиратель книжных раритетов фараон Птолемей ІІ Филадельф, не торгуясь, скупал все наиболее известные греческие книги. Кроме того, пополнение фондов осуществлялось довольно простым, но действенным способом. Согласно одному из преданий, царский указ предписывал всем мореплавателям, заходившим в порт Александрии, продавать или сдавать для копирования свитки, перевозившиеся на кораблях. Существовала даже специальная таможенная служба, тщательно проверявшая весь корабельный багаж и изымавшая для пополнения библиотечных фондов находимые книжные ценности.

Все, что нельзя было купить, - переписывалось специальным царским штатом писцов. Ценнейшие литературные труды привозились в Александрию для копирования. Но бывали случаи, притом довольно частые, когда владельцам вместо оригиналов возвращались копии. В подтверждение этому существует легенда, согласно которой из Афин в Александрию были привезены оригиналы трагедий знаменитых греческих авторов - Софокла, Эврипида и Эсхила, под залог в огромнейшую для того времени сумму - 15 талантов серебра. Но, ради сохранения у себя оригиналов рукописей, после копирования фараон Птолемей ІІІ возвратил в Грецию их копии, пожертвовав при этом баснословным денежным залогом.

Рукописи не только скупались и копировались, но и обменивались. Значительную часть фондов библиотеки составляли копии (дубликаты) уже имеющихся трудов. Их использовали для замены пришедших в негодность основных фондов, а также обменивали на книги, которые не были представлены в библиотеке.

Папирус, служивший материалом для изготовления рукописей, в изрядном количестве произрастал на берегах Нила. Поэтому львиную долю царской библиотеки составляли папирусные свитки. Но хранились здесь и вощеные дощечки, и письмена, высеченные на камне, и дорогие фолианты из пергамента.

Кроме хранения, собственно, библиотечных фондов, как это практиковалось во многих библиотеках того времени, Александрийская библиотека служила также и царским архивом. Здесь сберегались записи бесед правителя, доклады и отчеты царедворцев, прочие важные государственные документы. При этом все дела были скрупулезно и детально сгруппированы, в результате чего прослеживалась цепочка событий: от замысла или решения фараона по какому бы то ни было вопросу - до окончательного воплощения его в жизнь.

Со временем фонды библиотеки стали настолько обширными, что при фараоне Птолемее III Эвергете, в 235 г. до н.э., было решено основать ее филиал, так называемую «дочернюю» библиотеку. Таким филиалом послужила библиотека при Серапеоне - храме в честь бога Сераписа (Сараписа). Находилась она в александрийском квартале Ракотис. Ее фонд состоял приблизительно из 50 000 свитков, основой которого была религиозная литература, а также дубликаты папирусов, хранящихся в основном библиотечном здании.

Основанная как часть религиозного комплекса, библиотека-филиал сама считалась культовым сооружением, перед ее посещением даже требовалось пройти специальный обряд очищения. Эта храмовая библиотека, кроме прочего, содержала тексты, связанные с формированием нового культа бога Сераписа, который был создан для объединения в одно целое религий Греции и Египта, и послужил прообразом единой мировой религии. Руководил «дочерней» библиотекой верховный жрец бога Сераписа.

Таким образом в Александрии возникло фактически две библиотеки - одна светская, а другая - религиозная.

Упадок

Бытует несколько версий, приведших к упадку и исчезновению Александрийской библиотеки. Но ни одна из них полностью не подтверждена и не опровергнута официально.

Началом конца Александрийской библиотеки считается пожар, возникнувший во время военных действий (48 г. до н.э.) между Юлием Цезарем, поддержавшим юную царицу Клеопатру в ее притязаниях на царский трон, и ее братом и супругом, малолетним Птолемеем ХІІІ Дионисием, а также сестрой Арсиноей. По одной из версий Юлий Цезарь сам приказал поджечь готовые к отплытию римские корабли, чтобы у возглавляемых им римлян не было соблазна бежать, по другой - огонь вспыхнул непреднамеренно в результате ожесточенных уличных боев. Так или иначе, но в результате этого страшного пожара сгорели и корабли, и часть древнего города. Но самой страшной потерей стало уничтожение десятка тысяч бесценных папирусных свитков, большинство которых были погружены на корабли, чтобы быть эвакуированными в Рим, часть находилась в портовых складах, часть - в самой библиотеке. Кто-то высказывает сомнения в гибели самых ценных раритетов из фондов Александрийской книжной сокровищницы во время этого пожара. Существует ряд скептиков, которые уверены, что хитрый и коварный Юлий Цезарь все самое ценное книжное имущество успел отправить на кораблях в известном ему направлении, а чтобы скрыть хищение книжных сокровищ - инсценировал пожар. Огонь ловко скрыл следы преступления, повредив при этом основное здание библиотеки и поглотив незаинтересовавшую Цезаря часть книжных богатств.

Тем не менее, царица Клеопатра, наследница рода Птолемеев, очень сильно переживала постигшую Александрию утрату. Пострадавшее от пожара здание библиотеки было отстроено заново. Позже, безумно увлеченный ею Марк Антоний, преподнес в дар обожаемой им царице 200 000 уникальных папирусных свитков, доставленных из фондов Пергамской библиотеки. Этим даром он значительно восстановил пострадавшие библиотечные фонды.

В результате гражданской войны, всколыхнувшей Римскую империю, Марк Антоний и поддержавшая его Клеопатра потерпели поражение. В 31 г. до н.э. Египет утратил свою независимость, став одной из римских колоний. А Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Следующий удар знаменитая библиотека претерпела во время войны с царицей Пальмиры Зенобией (Ксенобия, Зиновия). Зенобия Септимия, мечтавшая о суверенитете своего царства, в 267 году объявила о независимости Пальмиры, разбила посланные на ее усмирение римские легионы и завоевала Египет. В 273 году войско непокорной Зенобии было разбито Луцием Домицием Аврелианом. Но в результате военных действий египетская столица и главная библиотека египетских фараонов пострадали от разорения и огня. Одни источники винят в этом мятежную царицу, а другие, и их большинство, виновником считают Аврелиана. После этих событий часть уцелевших свитков была перенесена в дочернюю храмовую библиотеку, а часть - вывезена в Константинополь.

Но это был не последний пожар, который довелось пережить всемирно известной библиотеке. Времена, когда христиане подвергались гонениям и преследованиям, закончились. Теперь уже пришло их время диктовать свои условия иноверцам. После подписания эдикта императором Феодосием І Великим о запрещении языческих культов, в Александрии в 391 году вспыхнули кровавые стычки между фанатиками-христианами, во главе с александрийским епископом Феофилом (Теофилом), и язычниками. Они обернулись непоправимым ударом для Александрийской библиотеки, фонды которой ломились от чуждых христианской идеологии трудов. Желая истребить все еретические книги, противоречащие христианскому вероучению, библиотека была практически полностью разгромлена, а бесценные рукописи уничтожены и преданы огню. Наибольшему разрушению и уничтожению, вместе с языческим храмом Сераписа, подверглась именно «дочерняя» библиотека в Серапеоне, поскольку в ней содержались священные тексты, преследуемые христианами.

Однако есть источники, которые утверждают, что в этом ловко созданном христианами хаосе некие таинственные личности изъяли и вывезли огромное количество представлявших наибольшую ценность священных свитков. Поговаривают, что некоторые из этих рукописей неоднократно всплывали в разное время в разных местах, чтобы не менее загадочным образом исчезнуть снова. Так ли это на самом деле - никто не знает, но то, что рыбку лучше всего ловить в мутной воде - знает каждый!

Во время этих погромов библиотека понесла непоправимые потери, однако не перестала существовать. Но былую славу и величие ей возродить так и не удалось.

Окончательно гибель когда-то величественной и наиболее обширной в древнем мире библиотеки связывают с арабскими завоевателями. По дошедшим до нас сведениям произошло это в 646 году, когда Александрия была захвачена войсками халифа Омара (Умара) І. Сначала библиотечные фонды были разграблены арабами-завоевателями, а затем - подвержены уничтожению. По легенде, у халифа Омара-победителя спросили, как поступить с великим множеством книг, хранящихся в Александрии. Он, будучи яростным фанатиком-мусульманином, почитавшим одну-единственную книгу - Коран, ответил, что если рукописи подтверждают то же, что написано в Коране, - они бесполезны, а если в них содержится то, что противоречит единственной Божественной Книге, тогда они крайне вредны. В обоих этих случаях они подлежат уничтожению. По одной из версий, исполняя приказ своего повелителя, арабские воины сожгли все содержимое библиотеки в полыхавших не один день гигантских кострах. По другой - рукописи были свернуты в огромнейшие свертки и брошены в горячую воду в городской бане, из-за чего оказались непоправимо испорченными.

По противоположным сведениям, завоеватель Омар отправил домой в качестве трофеев огромное количество редкостных рукописей из фондов египетской царской библиотеки. Позже они появились в личных книжных собраниях ряда уважаемых представителей арабского мира. Те, кто знают благоговение арабов перед наукой и знаниями, даже мысли не допускают, что кто-либо из представителей этого просвещенного народа смог бы уничтожить ценные рукописи.

Однако тайна исчезновения Александрийской библиотеки так и остается неразгаданной. Была ли это чья-то хорошо спланированная акция? Или же религиозный фанатизм и безумные войны развеяли былую славу книжной сокровищницы, служившей Меккой образования и научной мысли древнего мира? Вряд ли когда-либо нам суждено это узнать. И если где-то в укромном месте и хранятся древние раритеты, когда-то составлявшие гордость Александрийской библиотеки, то их владельцы вряд ли откроют нам их секрет. Слишком уж ценными являются хранимые ими сокровища, слишком могущественными могут быть знания, содержащиеся в хрупких свитках.

Александрийская библиотека была крупнейшим и самым знаменитым научным центром античности. Правители Египта из династии Птолемеев поставили перед собой амбициозную цель - собрать все книги мира и овладеть всеми знаниями. Однако бесценные рукописи погибли в огне кровавых конфликтов. Кто же уничтожил Александрийскую библиотеку?

Александрийская библиотека, созданная в III веке до н.э. Птолемеем I Сотером, служила образовательным центром для всего эллинистического мира. Здесь не только хранились книги со всего мира, но также был основан Мусейон, представлявший собой некое подобие академии наук. Сюда приглашались виднейшие ученые своего времени, они могли жить в библиотечном центре сколь угодно долго, но за это платили своими научными достижениями. Обыкновенно выбирали одного директора библиотеки из числа ученых, и он находился в должности до смерти.

В библиотеке располагались столовые, комнаты отдыха и читальни. Позже были организованы зоологический сад, медицинская лаборатория и обсерватория; инструменты и выставочные экспонаты использовались для обучения. Общее собрание насчитывало до 700 тыс. документов.
Аристарх Самосский, Эратосфен, Зенодот, все величайшие умы древности работали в библиотечном комплексе. Талантливые александрийские ученые были известны своими научными трудами по математике и астрономии. На полках хранились не только работы греческих мыслителей - Герона, Архимеда, Гиппократа и Евклида, рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида - здесь собирали даже копии буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Содержание библиотеки обходилось Александрии очень дорого. Все книги существовали в единственном экземпляре, с которого потом делали списки. Основой служила не бумага, а стебли папируса или пергамент, обработанная особым образом кожа. И тем не менее, по приказу Птолемея II филадельфа сочинения приобретались по всему эллинистическому миру. Более того, капитан всякого судна, заходящего в Александрию, должен был отдавать все литературные произведения для копирования.

Александрийскую библиотеку считали священным местом наряду с религиозными храмами. И хотя посетить знаменитый комплекс мог каждый человек, перед тем как войти в здание, он должен был совершить обряд очищения. Но история безжалостна даже к таким великим сооружениям. Музей и большая часть сокровищ были уничтожены пожаром.

По одной из версий, виновником исчезновения библиотечного центра стал Юлий Цезарь. В античных источниках упоминается, что во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился Цезарь, стал угрожать египетский флот. И чтобы обезопасить себя, полководец приказал поджечь египетские корабли. Но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив склады, хранилища и арсеналы. Быстро распространившись, пламя пере шло на верхнюю часть города, где и стояла библиотека.

После смерти Цезаря мнение, что именно он виноват в разрушении культурного центра, было самым популярным. Так, греческий историк Плутарх пишет, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий также упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов. Но одна деталь ставит под сомнение эту версию. В 20 г. до н.э. в Александрии работал философ Страбон, и он упоминает Мусейон в своих трудах, рассказывает о столовой для ученых, большом дворе, но ничего не пишет о самой библиотеке. Мусейон выступает скорее как часть царских покоев, а не как крупнейший научный центр. Историк Лучано Канфора предположил, что к тому времени библиотека утратила свое значение, а событие, нашедшее отражение в трудах ученых, действительно было - но это горели манускрипты, хранившиеся на складе в порту, тогда как основное собрание еще ие было утеряно.

Тогда становится понятным существование других версий. Согласно одной из них, гибель библиотеки относится к периоду арабского завоевания. Легенда гласит, что халиф Омар приказал уничтожить все книги. Когда ему доложили об Александрийской библиотеке, он ответил: «Если содержание всех книг из библиотеки согласуется с Кораном, тогда они не нужны и их следует уничтожить; а если не согласуется, тогда они еще более нежелательны. По логике их нужно сжечь в обоих случаях».

Но большинство современных исследователей все же сходятся на том, что окончательное уничтожение александрийского культурного центра произошло во время войны между римским императором Аврелианом и Зенобией, царицей Пальмиры. Библиотека и Мусейон были сожжены при осаде Александрии в 272-273 гг.

Сегодня библиотеку восстанавливают под патронажем ЮНЕСКО. Ее полки заполняются за счет государственных, местных компаний и частных пожертвований. Однако следует помнить, что какая бы интересная коллекция ни была со временем сформирована в наши дни, она не дотянет до масштабов старой библиотеки, существовавшей около двух тысяч лет назад.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Библиотека содержала бесценные документы.

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.

Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги . Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.

От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Оренбургский Государственный Университет

Ильина Л. Е., Оренбургский Государственный Университет, преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, доцент

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу роли Александрийской библиотеки в формировании античного научного знания. На первом этапе исследования было описано создание и устройство библиотеки. На втором этапе были выведены принципы и методы Александрийской школы и её последующее влияние на научное лингвистическое знание последующих столетий.

This article is devoted to the analysis of a role of the Alexandria library in formation of scientific knowledge of antiquity. At the first investigation phase creation and the structure of library was described. At the second stage the principles and methods of the Alexandria school and its subsequent influence on scientific linguistic knowledge of the next centuries were output.

Ключевые слова:

лингвистика; александрийская библиотека; античное научное знание; библиотека; древность; античность; исторические факты; Деметрий Фалерский

linguistics; Alexandria library; scientific knowledge of antiquity; library; antiquity; history facts; Demetry Falersky

УДК: 81-119

Александрийская библиотека - самая известная из древних библиотек, построенная в Александрии - столице птолемеевского Египта. Её идеей было сохранение и передача знаний последующим поколениям, преемственности и посвящения. Поэтому не случайным является факт, что библиотеки существовали в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора, раньше выполняли функции библиотек.

В античные времена были очень обширные частные собрания книг, такие как библиотека Еврипида, которую он использовал при написании собственных сочинений. Более известна библиотека Аристотеля, которая была создана во многом благодаря пожертвованиям знаменитого Александра Македонского. Несмотря на этот факт, значение библиотеки многократно превышает значимость собранных Аристотелем книг. И всё же, создание Александрийской библиотеки стало возможным именно благодаря Аристотелю. Ведь последователями и учениками Аристотеля были все те, кто был причастен к созданию Александрийской библиотеки.

Последователем Аристотеля, непосредственным основателем и первым руководителем Александрийской библиотеки являлся Деметрий Фалерский и Стратон, которые были основателями Александрийского Музейона. А воспитанник Стратона Птолемей Филадельф приложил большие усилия, проявляя огромную заботу о развитии и процветании Александрийской библиотеки.

Цель исследования: изучить историю Расцвета и Падения Александрийской библиотеки.

Объект исследования: Александрийские школы.

Предмет исследования: влияние Александрийских школ на развитие научного знания Древнего мира.

Цели исследования реализуются через решение следующих задач:

  1. Изучить возникновение Александрийской библиотеки.
  2. Выявить сохранившиеся работы и документы после последнего пожара Александрийской библиотеки.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

Создание Александрийской библиотеки тесным образом связано с Александрийским Музейоном, который был основан около 295 г. до н.э., по инициативе Деметрия Фалерского и Стратона . Деметрий так же являлся ключевой фигурой в разработке планов устройства.

К сожалению, достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений библиотеки не сохранилось. Несколько находок позволяют предположить, что рукописные свитки хранились в специальных ларях, располагающиеся рядами. На каждом свитке имелась глиняная табличка, на которой указывались автор и название .

Библиотека не располагала читальными залами, но зато имела рабочие места переписчиков свитков. Из «Письма Аристея» нам стало известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача «собрать, по возможности, все книги мира» . Он выделил направления формирования книжного фонда библиотеки: поэзия (эпическая и сочинения Гомера), трагедия и комедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), история, право, ораторское искусство и философия.

Следует отметить, что с первых же лет существования Александрийская библиотека так же интересовалась книгами других народов, что бы обеспечить эффективное руководство многонациональным государством. Необходимость написания законодательства и установления общего уклада жизни заставляло интересоваться религией, законодательством и историей народов, проживавших на территории Египта .

В «Письме Аристея» говорится о способах формирования библиотечного фонда, главными из них оказалась скупка и переписывание книг. Согласно этому письму, книги, которые привозились на кораблях в Александрию, продавались владельцами Александрийской библиотеке или сдавались для копирования. Иногда владельцу возвращалась копия - в то время как оригинал книги оставался в библиотеке. Эта доля библиотечных книг была названа «корабельной библиотекой».

Деятельность Александрийской библиотеки способствовала развитию исследований в области языка, так как для библиотеки приобретались рукописи со всех концов мира.

В условиях многоязычия возникла Александрийская школа, которая вобрала в себя традиции греко-латинской науки и учений древности. Крупнейшими представителями этой школы были: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский и др. Именно здесь сформировалась грамматика как отрасль филологии.

Принципы описания языка, выработанные в этой школе определяются как «система александрийской грамматики». Она вычленила в грамматике различные ветви — прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса.

Александрийская школа разработала учение о языке на всех уровнях его строения, начиная с букв. Выделялись акустически и артикуляционно гласные, согласные и полугласные. Изучались также слоги и знаки препинания. Слово являлось наименьшей частью связной речи, которая обладает свойством членораздельности. Александрийский филолог Дионисий Фракийский выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. В определении частей речи у языковедов Александрийской школы преобладали грамматические признаки в сочетании с семантическими, к примеру, Дионисий Фракийский определил: «глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание».

Здесь возникла лексикографическая традиция, оказавшая влияние на словарную работу в Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные и другие словари таких лексикографов как: Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский.

Грамматическая терминология, используемая в современных учебниках грамматики и в научных сочинениях по языкознанию, по некоторой своей сути восходит к терминологии Александрийской школы .

Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, в библиотеке хранилось примерно 700 тыс. книг. Чуть позже, была даже создана «дочерняя» библиотека. Однако, известен случай, когда конкуренция оказалась спасительной для Александрийской библиотеки. Это был дар в 200тыс. томов из собрания Пергамской библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием после пожара в 47 г. до н.э. Это произошло, когда Цезарь во время Александрийской войны, приказал поджечь находящийся в гавани флот. Пламя охватило прибрежные складские помещения библиотеки. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки.

Некоторые части собрания библиотеки существовали до 7 в. н.э. Однако, после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная торговля свитками из собрания Музейона. Окончательный приговор библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, сказал, что если содержание свитков согласуется с Кораном, то они не нужны, а если не согласуется, то они нежелательны. Следовательно, их следует сжечь в любом случае» .

Таким образом, можно сделать вывод, что Александрийская библиотека сыграла огромную роль в развитии античного научного знания, сборе, сохранении и распространении обобщённых данных, записей исторических фактов, а так же научных изысканий. До настоящего времени история расцвета и гибели библиотеки привлекает внимание лингвистов, филологов, историков, философов и кинематографистов.

Библиографический список:


1. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html
2. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 298-299.
3. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 9.
4. Штерн М., Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Манефон./М.Штерн – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://jhistory.nfurman.com/code/greki004.htm
5. Бокадорова Н.Ю. Лингвистический энциклопедический словарь. Александрийская школа./Н.Ю. Бокадорова – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/027a.html
6. Вегеря И.И., Demetrius. Александрийская библиотека./И.И. Вегеря.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html

Рецензии:

13.07.2014, 11:50 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия : Предпринятая в статье попытка показать влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной. Требуется доработка материала.

4.08.2014, 19:06 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : В представленной нашему вниманию статье предложен интересный историко-культурологический обзор. Это хорошая реферативная работа, отвечающая тем задачам, которые были заявлены в начале исследования. Вместе с тем научной новизны в данной работе нет и интересные наблюдения не привели к особым выводам, которые ранее не обсуждались. Ценность данной работы увеличилась бы, если бы автор свел в табличную форму (или представил в виде схем) соответствия, имеющиеся в разных источниках, или же сузил тему и рассмотрел особенности формирования библиотеки (состав авторов, тематика, принципы отбора и пр.). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации в научном журнале. После доработки рекомендуется ее включение в раздел "Культурология" или "История" (в зависимости от направления работы, выбранного автором для доработки). С уважением, Е.В. Середа

Александрия, пожалуй, мой самый любимый город в Египте, учитывая то, что эту страну в целом я не очень люблю, поскольку чувствую себя здесь некомфортно. Достопримечательности этого древнего города можно описывать бесконечно, но я выделила для себя самые интересные, в число которых входит и великолепная Александрийская библиотека .

считается одной из самых крупных библиотек древности. В те далёкие времена она насчитывала более пятисот тысяч папирусов, разделённых по отраслям знаний. Не раз это грандиозное сооружение страдало от пожаров и набегов, а в 391 году библиотека с её многочисленными рукописями вовсе была уничтожена, т. к. христианские фанатики были уверены в том, что труды эти несут ересь. На самом деле, здание, которое мы видим сейчас, является новой библиотекой, построенной на месте древней. В настоящее время она называется библиотекой Александрина, а расположено сооружение на берегу тёплого Средиземного моря.

Современная Александрийская библиотека на данный момент - это полнофункциональный культурный центр . Идея возрождения такого грандиозного исторического наследия вынашивалась на протяжении десяти лет, начиная с 1970-х годов. Обратившись к египетскому президенту и представителям ЮНЕСКО, группе профессоров и учёных из Александрийского университета удалось убедить их в целесообразности строительства новой библиотеки.

Здание новой Александрийской библиотеки очень напомнило нам солнечный диск, а всё потому, что жители древнего Египта глубоко почитали Ра - бога Солнца. В 1988 году был заложен первый камень в основу нового сооружения, при этом в процессе строительства участвовали победившие в конкурсе норвежцы и австрийский архитектор К. Капелле. Т. к. проект Александрийской библиотеки был не только важным и очень значимым, но и невероятно сложным, к строительству были привлечены многие другие иностранные компании. Специалисты начали возводить новое здание Александрийской библиотеки в 1995 году, закончив работы только в 2001. И уже в октябре следующего года состоялось её официальное открытие, на котором присутствовали руководители многих иностранных держав.

Интересно, что финансирование строительства новой Александрийской библиотеки проходило не только за счёт Египта, также были задействованы средства около тридцати стран, добровольно пожертвовавших приблизительно 100 млн. долларов . Мы были в буквальном смысле восхищены внушительными размерами Александрийской библиотеки: она способна хранить более 8 миллионов книг, а её огромный читальный зал, площадь которого составляет целых 70 тысяч кв. метров, расположился на одиннадцати уровнях. Здесь имеются специальные залы для людей с ограниченными физическими возможностями, несколько галерей и музеев, залы для детей, лаборатория для работы с древнейшими рукописями, в которой учёные восстанавливают древние манускрипты и изучают историю, и даже планетарий.

Архитектура новой Александрийской библиотеки, думаю, восхищает даже тех, кто особо не интересуется различными сооружениями. Кроме того, здание библиотеки узнаваемо во всём мире. Главный читальный зал находится под стеклянной крышей диаметром 160 метров. А с внешней стороны Александрийской библиотеки на стенах высечены различные графические символы, взятые из 120 письменных систем.

На территории Александрийской библиотеки расположены солнечные часы. Одни из них установлены на пьедестале, а другие сразу на бетонном покрытии. Нам было забавно определять время по этим часам, и ведь правильно же показывают!

Многие считают Александрийскую библиотеку одной из красивейших библиотек мира, и мы к ним присоединяемся!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры