Тамара синявская биография личная жизнь. Самый загадочный блогер россии

Главная / Измена жены

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского комсомола.

Pодилась 6 июля 1943 года в Москве. Супруг – Магомаев Муслим Магометович (1942 г. рожд.), народный артист СССР.

Природа одарила Тамару Синявскую необыкновенным по объему и красоте голосом. «У моей матери в молодости был хороший голос. Вероятно, поэтому я с детства тоже любила петь», – вспоминает Тамара Ильинична. – Я заходила в парадные с хорошей акустикой, там мраморные, высокие потолки, мраморный пол, старые резные лестницы... В одном парадном попою, пока кто-нибудь не выйдет, не спросит: “Кто это здесь распевает?”, – и перехожу в другой. Так у меня были “парадные концерты” в каждом парадном нашего дома на улице Мархлевского».

Будущую оперную звезду в послевоенном московском детстве соседи просили петь потише, советовали ее матери отвести ее в Дом пионеров, что та и сделала. Только сначала записали ее не в хор, а в танцевальную группу знаменитого детского ансамбля песни и пляски под руководством В.С. Локтева (помимо пения Тамара очень любила балет). В 1953 году она перешла в хоровой коллектив ансамбля, где занималась 8 лет. В те времена ни один правительственный концерт не проходил без участия этого детского коллектива. Ансамбль В.С. Локтева стал превосходной музыкально-сценической школой. Тамара Синявская научилась не бояться публики, по-настоящему поняла, что значит «чувство сцены», и даже съездила в свою первую зарубежную поездку в ЧССР. Так же, как и многие девочки в этом возрасте, она очень любила кино, и особенно песни из кинофильмов «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу» и многих других, которые знала наизусть и распевала вслух. Потом появилась Лолита Торрес, и Тамара поняла, что на сцене нужно еще и играть, и быть красивой. По словам Тамары Ильиничны, она очень многое у нее взяла, дома могла часами репетировать перед зеркалом.

После школы Т. Синявская мечтала стать драматической актрисой, но судьба решила иначе. По совету В.С. Локтева она поступила в музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась у Л.М. Марковой, а затем у О.П. Померанцевой. На драматической сцене она все же выступила – в Государственном академическом Малом театре, где в студенческие годы работала в хоре, в том числе пела в цыганском хоре в спектакле «Живой труп». Это была хорошая актерская школа, ведь приходилось общаться с корифеями сцены. В театре к молодой талантливой певице отнеслись с большой теплотой, а одна актриса подарила ей клавир оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

По вечерам – театр, а все остальное время отводилось музыке. Еще в училище Т. Синявская солировала в кантатах «Москва» П. Чайковского и «Александр Невский» С. Прокофьева . Ее педагог О.П. Померанцева писала о ней: «Это была очень старательная и трудолюбивая студентка. Буквально на наших глазах вырастала интересная, яркая певица с большими возможностями».

В 1964 году на выпускном экзамене она получила оценку «пять с плюсом» – случай исключительно редкий в училище. И тогда же возникла идея – пробоваться в Большой театр…

Вспоминает Т.И. Синявская: «Я пою и получаю записочку на нотной тетради: “Тамара, мой педагог говорит, что тебе надо пойти прослушаться в стажерскую группу Большого. Тебя примут”. И, получив эту записочку, я побежала в Большой театр…» Великолепные вокальные данные молодой певицы произвели огромное впечатление на членов комиссии, которая представляла собой весь цвет советского музыкального искусства: Е. Светланов, Г. Рождественский, Б. Покровский, И. Архипова, Г. Вишневская . Тамара Синявская, несмотря на юный возраст (20 лет) и отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу, а через год стала солисткой основной труппы Большого театра, с которым вот уже более 40 лет связана вся ее творческая жизнь.

Первой ролью молодой певицы в Большом театре стал Паж в опере «Риголетто» Дж. Верди . Это выступление показало, что Т. Синявская создана для исполнения «мужских» ролей. Ее голос, великолепные внешние данные идеально подходили для ролей травести. Собственно, руководство театра, принимая молодую певицу, прежде всего имело в виду именно эти партии. Однако так сложилось, что в это время большая часть труппы Большого театра уехала в Милан на гастроли и для спектакля в Москве понадобилась исполнительница партии Ольги в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Выбор пал на Синявскую. Дебют, в котором партнером молодой певицы был замечательный тенор Виргилиус Норейка, прошел блестяще. Тамара Синявская не только утвердилась в основном составе исполнителей, но вскоре, по общему признанию, стала «лучшей» из Ольг. Великий Сергей Лемешев признавался, что в свои 70 лет, играя с ней в спектакле «Евгений Онегин» Ленского, он впервые встретил настоящую Ольгу. «Редкий по красоте тембра и звучности голос, музыкальность и благодатная сценическая внешность быстро снискали ей симпатию зрителей, – писал С.Я. Лемешев. – Неотъемлемое качество всех образов Синявской – обаяние – главное непременное достоинство артиста».

Следующей этапной работой молодой певицы стал Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Дебюту предшествовала тщательная и кропотливая работа с дирижером Б. Хайкиным. На премьере новой постановки «Руслана и Людмилы» в 1972 году она покорила россыпью блестящих верхних нот, глубиной и насыщенностью нижних, свободой и легкостью вокализации. Ее Ратмир стал несомненной удачей и украшением постановки. Именно успех первого исполнения партии Ратмира решил вопрос о переводе ее из стажеров в солисты.

Уже первые выступления Тамары Синявской в спектаклях Большого театра привлекли к ней пристальное внимание любителей музыки, критиков, коллег. Всем было ясно, что на оперной сцене появился новый огромный, самобытный талант. Первые успехи и признания не вскружили ей голову. Исполняя партии контральто и низкого меццо, она мечтала о партиях высокого меццо.

Все последующие годы работы Тамары Синявской в театре были годами непрекращающейся борьбы за расширение своего голосового диапазона и, соответственно, – диапазона творческого, репертуарного. Ее трудоспособность поразительна! В первые годы работы в театре она спела несколько десятков различных партий. Среди них были такие, которые вошли в летопись отечественного музыкального театра. Это прежде всего Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». С образом Кончаковны связаны и первые триумфальные успехи певицы на зарубежных сценах: на фестивале «Варненское лето», на гастролях Большого театра в Монреале, Париже, Осаке.

С 1968 года начинается серия блестящих выступлений Тамары Синявской на международных конкурсах. Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX Международном фестивале молодежи и студентов в Софии. Первый конкурс – и первая золотая медаль. Через год – XII Международный конкурс вокалистов в городе Вервье (Бельгия). Советские певцы принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем знаменательней оказался успех, выпавший на долю Синявской, завоевавшей Гран-при и золотую медаль, а также специальную премию за лучшее исполнение романса. «Синявская – это просто чудо. Голос восхитительный, звучный и объемный. Исключительным моментом явилось исполнение арии из “Фаворитки” Г. Доницетти . Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру во всех регистрах», – писал в дни конкурса журнал «Ле Курье».

А еще через год Тамара Синявская получила 1-ю премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Три золотые медали за три года! Как и во время недавних гастролей Большого театра в Париже, успех Т. Синявской на конкурсе, в жюри которого входили легенды мировой оперной сцены – Мария Каллас , Мария Максакова, Ирина Архипова, можно назвать триумфальным. Она стала самой молодой из лауреатов первых премий. Музыкальная пресса отмечала ее уникальный по красоте и силе меццо-сопрано, имеющий ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким русским голосам. Именно это и позволило Тамаре Синявской превосходно исполнить арию Вани из оперы «Иван Сусанин», Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. Глинки и Воина из кантаты «Москва» П. Чайковского. Столь же блестяще прозвучали в ее исполнении сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» П. Чайковского.

Выступление на конкурсе П.И. Чайковского совпало с выпускными экзаменами в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, в который она поступила в 1968 году сразу на 3-й курс и где училась на факультете актеров музыкальной комедии в классе Д.Б. Белявской. В том же 1970 году ей была присуждена премия Московского комсомола за высокое исполнительское мастерство, большую концертную деятельность, активную пропаганду шедевров русской и советской музыки. Таким образом, этот насыщенный и крайне плодотворный для певицы год, стал своеобразным рубежом, подведшим итог первому этапу ее профессиональной деятельности. Тамара Синявская превратилась в зрелого мастера со своеобразным, только ей одной присущим творческим почерком.

К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина Большой театр готовил постановку оперы С. Прокофьева «Семен Котко», в которой Тамара Синявская исполнила роль девушки-подростка Фроси, ставшую большой творческой удачей. В начале 1972 года открылся новый театр – Московский камерный музыкальный. Режиссером его стал Б.А. Покровский, главную роль Варвары в первом спектакле театра – опере Р. Щедрина «Не только любовь» исполнила Тамара Синявская. Б.А. Покровский не случайно пригласил ее на эту роль. Не только потому, что их связывали многочисленные совместные работы (она готовила с Б.А. Покровским Ольгу, Оберона, Фросю, Ратмира). Главное было в том, что Тамара Синявская своим восприятием оперы, свободой и раскованностью сценического поведения, всем своим творческим обликом была по духу очень близка создателям нового театра. Она блестяще оправдала этот выбор. В партии Варвары Синявской удалось создать образ именно современной женщины, но в ее Варваре была та извечная сила русского женского характера, которая присуща многим героиням русской оперной классики. «Варвара Синявской – центр всего спектакля. Ее голос меццо-сопрано удивительной красоты и ровности, особенно в грудном регистре – настоящая драгоценность» («Советская музыка» № 7, 1972. И. Масленникова»).

Русский женский характер Синявской довелось воплотить во многих спектаклях Большого театра. Галерея созданных ею образов в операх русских композиторов богата и разнообразна. Но самая любимая героиня – Любаша в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». «Я помню, кажется, все, что с ней связано, – говорит Тамара Ильинична, – помню точно дату своего дебюта в “Царской невесте” – 1 апреля 1972 года. С тех пор мы неразлучны. Поем, думаем, страдаем, радуемся – всё делаем вместе…»

В «Царской невесте» она вначале исполняла партию Сенной девушки, затем пела Дуняшу – подругу Марфы. Встречи с музыкой Н. Римского-Корсакова продолжились в «Псковитянке» – одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (служащей прологом к спектаклю), в которой Синявская спела партию Надежды. Следующей героиней Н. Римского-Корсакова у Тамары Синявской была Любава в опере «Садко». Свободно, распевно льется в этой партии ее голос, то завораживая чарующей кантиленой, то волнуя своей порывистостью.

Следующий этап творческой биографии Тамары Синявской связан с зарубежной классикой. В 1973–1974 годах она стажировалась в знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини оперы Ж. Бизе «Кармен». Как всегда у Синявской получился яркий, самобытный образ. Ее Кармен глубока, неоднозначна и, бесспорно, умна. Очень выразительна в этой роли Синявская и пластически: замечательно двигается, танцует, позы ее поистине «говорящие». Готовя свою Кармен, она серьезно занималась танцем с прославленной балериной Мариной Тимофеевной Семеновой. В апреле 1981 года она выступила в роли Кармен на сцене Сметановского театра в Праге. Западный классический репертуар вскоре пополнился у Синявской ролями из опер Дж. Верди – она с успехом спела Ульрику в «Бале-маскараде» и Азучену в «Трубадуре».

Затем опять русская классика – теперь М. Мусоргский . Партия Марины Мнишек в опере «Борис Годунов», Марфы в «Хованщине». Пополнила русский оперный репертуар Синявской и небольшая партия Лауры в «Каменном госте» А. Даргомыжского .

Большое место в репертуаре певицы занимают оперы советских композиторов. Кроме Варвары в опере Р. Щедрина «Не только любовь» и Фроси в «Семене Котко» С. Прокофьева Синявская выступила в нескольких небольших ролях в эпопее С. Прокофьева «Война и мир» (Соня, цыганка Матреша, служанка Мавра Кузьминична), впоследствии к ним добавилась Элен Безухова. Она стала первой в России исполнительницей партии мадемуазель Бланш в опере С. Прокофьева «Игрок». Затем были партии в операх советских композиторов, связанных с Великой Отечественной войной: медсестра Клавдия в «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева; партии в операх К. Молчанова «А зори здесь тихие» (Женя Комелькова) и «Неизвестный солдат» (Жена комиссара). В этих партиях Синявская вкладывает в свое исполнение всю боль и память о тех, кого не дождались с войны.

Т.И. Синявская исполнила на сцене Большого театра практически все крупные партии для меццо-сопрано. Помимо уже упомянутых в ее репертуар вошли: Флора («Травиата» Дж. Верди), Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини ), Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Тамара Ильинична много выступала за рубежом, в том числе в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии, Китае, Южной Корее. Она – участница многих музыкальных фестивалей («Варненское лето», «Пражская весна» и др.). С огромным успехом прошли гастроли певицы в США в 1991 году. Она исполнила партию Эрды в «Золоте Рейна» и «Зигфриде» на Вагнеровском фестивале (Сиэтл), в котором также участвовали певцы из Англии, ФРГ, Австрии, Италии. В том же году состоялись ее выступления в Вашингтоне и Нью-Йорке на фестивале, посвященном 100-летию С. Прокофьева: с оркестром под управлением М. Ростроповича Т.И. Синявская исполнила «Александра Невского», цикл С. Прокофьева на стихи А. Ахматовой , произведения С. Рахманинова.

Некоторые партии из обширного репертуара Т.И. Синявской впервые были исполнены ею за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Р. Вагнера , в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Т.И. Синявская не ограничивается оперной сценой – многие годы она ведет обширную концертную деятельность. Трудно переоценить огромную просветительную, пропагандистскую роль ее искусства. С сольными концертами Тамара Ильинична выступала на самых различных площадках – от крупнейших концертных залов России и мира, включая Государственный Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского и Концертгебау (Амстердам), до малых клубов, а то и просто импровизированных сцен в цехах заводов и фабрик, на стройках, в воинских частях.

Концертный репертуар Тамары Ильиничны Синявской включает сложнейшие произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича , П. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, лирические романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, народные песни, произведения в сопровождении органа. Много творческой энергии Т.И. Синявская отдает советской песне. Она поет и классику этого жанра, например «Катюшу» М. Блантера , и песни современных композиторов – А. Пахмутовой , Т. Хренникова, М. Фрадкина , О. Фельцмана, неизменно привлекая внимание слушателей вкусом, благородством исполнительской манеры, высокой одухотворенностью.

Т.И. Синявская долгие годы плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых В. Гергиев , Б. Хайтинк, Г. Рождественский, М. Эрмлер, В. Спиваков , М. Ростропович, Ю. Башмет , Р. Шайи и другие. В частности, с В. Гергиевым на гастролях в Амстердаме она исполнила «Ахматовский цикл» и «Реквием» Дж. Верди, с оркестром В. Спивакова дала концерты камерной музыки в костеле во Франции. Целый ряд записей певицы за рубежом сделан с М. Ростроповичем, в том числе «Александр Невский», «Иван Грозный».

Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым. Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они поженились. С тех пор – и в жизни, и на концертной сцене – они вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в новогоднем «Огоньке» (1975) с неаполитанской песней «Тиритомба». Далее последовали концерты и гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского.

Дискография Т.И. Синявской включает записи: «Борис Годунов» М. Мусоргского – Марина Мнишек (дирижер А. Лазарев, Castle Vision), «Евгений Онегин» П. Чайковского – Ольга (дирижер М. Ростропович, Chant du Monde, 1970; дирижер М. Эрмлер, Olympia, 1977), «Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня (дирижер М. Эрмлер, 1979), «Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна (дирижер М. Эрмлер, 1986), «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой» (1989), «Иван Грозный» С. Прокофьева (дирижер М. Ростропович, 1993), «Еврейский цикл» Д. Шостаковича (дирижер М. Юровский, Capriccio, 1999). В фильме-опере «Каменный гость» А. Даргомыжского в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»). Творчеству Т.И. Синявской посвящен документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).

Тамара Ильинична много внимания уделяет педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ).

В 1973 году Т.И. Синявская удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР», в 1976 году – «Народная артистка РСФСР», в 1982 году – «Народная артистка СССР». Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». В 2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и награждена орденом М.В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за значительный личный вклад в развитие культуры России награждена орденом «Почетный знак Петра Великого».

Дом Т.И. Синявской и М.М. Магомаева невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и общего любимца – серебристого пуделя Чарли.

Синявская Тамара Ильинична

Певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (24.07.1973).
Народная артистка РСФСР (25.05.1976).
Народная артистка СССР (30.04.1982).
Народная артистка Азербайджана (2002).

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.
В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.
В 1964-2003 годах - солистка Большого театра.
В 1973-1974 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).
Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ - ГИТИСе.

Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989).
Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
Заслуженный деятель музыкального искусства (Международный союз музыкальных деятелей, 2016) - за особые личные заслуги в изучении, сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства.

Жена народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008).

театральные работы

Паж («Риголетто» Дж. Верди)
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Флора («Травиата» Дж. Верди)
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22 марта 2001).
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003).
Орден Ломоносова I степени (АБОП, 2004).
Орден «Почетный знак Петра Великого» (2005).
Орден «Дружба» (Азербайджан, 6 июля 2013).
I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968).
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969)
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. (1970).
Премия Московского комсомола (1970).
Премия Ленинского комсомола (1980).
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004).
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (2013) - за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.
Орден «Честь» (Азербайджан, 2018) - за многолетнюю плодотворную деятельность в укреплении российско-азербайджанских культурных связей.

- Тамара Ильинична, четыре года назад вы добровольно ушли из Большого театра. Ни разу об этом не пожалели?

Пожалела? Нет. Я и сегодня могла бы спеть ту же самую Ольгу из «Евгения Онегина». Причем спеть довольно молодым голосом. Если меня подгримировать, надеть паричок, почему бы и нет... А кому от этого радость? Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!» Тем более что мой родной Большой театр закрыт на ремонт, а новая сцена для меня, увы, чужая.

- Но и в концертных залах вы тоже стали редкой гостьей. Почему?

Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь - вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь... Стараюсь охранять себя и свое имя. Ежедневно я «здороваюсь» со своим голосом: пропеваю любимые арии, романсы. Много лет назад меня приглашали преподавать в разные вузы, но тогда я не считала возможным «сидеть на двух стульях» - либо петь, либо преподавать. А сейчас я веду вокальный класс в ГИТИСе, и пока мне это очень нравится.

- Как вам удалось, работая в Большом театре почти 40 лет, ни с кем не поссориться, не оказаться в центре скандалов и интриг?

Да я в своей жизни никогда не интриговала! В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу.

Мороженое ела только летом

- В каком возрасте начали петь?

Пела лет с трех. Смешно сказать: вначале в подъезде своего дома (раньше в старых московских домах были подъезды с прекрасной акустикой), там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе. Еще в детстве я мечтала стать врачом. На втором этаже нашего дома находилась поликлиника. Мне нравилось туда заходить, потому что там пахло эфиром, чистотой и белыми халатами. Дома я составляла медицинскую картотеку, писала «истории болезни» своих друзей, которые подписывала «врач Синявская». Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач. Но после школы все-таки вместо медицинского поступила в музыкальное училище при Московской консерватории.

Лучшие дня

У нас в училище была преподавательница, которая давала студентам возможность подработать в хоре Малого театра. И я с удовольствие начала петь в театре. Да в каком! Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе).

- Певцам постоянно приходится заботиться о голосе...

Из-за боязни простудиться в свое время мне пришлось бросить спорт - лыжи и коньки, которыми я увлекалась. Кстати, когда недавно открыли каток на Красной площади, у меня защемило сердце от ностальгии по юности, по детству. Очень захотелось покататься.

А голос действительно оберегала: съесть мороженое позволяла себе только летом, когда в театре закрывался сезон и все артисты уезжали в отпуск. Теперь же я могу и поговорить на улице, и съесть мороженое, орехи и семечки, которые певцам тоже противопоказаны, и, тьфу-тьфу, ничего с голосом не происходит. А раньше, наверное, срабатывала психологическая установка - не дай бог простудиться накануне спектакля.

Муслим - очень щедрый мужчина

Тамара Ильинична прерывает наш разговор, чтобы словно «Скорая помощь» сделать очередной укол пуделю Чарлику и сварить кофе любимому мужу. И меня тоже угощает великолепным кофе, сваренным по-турецки, а себе наливает стакан воды. Синявская не хочет терять форму, чтобы в любой момент можно было надеть костюм, например, Любаши и выйти на сцену в спектакле «Царская невеста».

В этом смысле для меня примером всегда являлась Галина Павловна Вишневская, которая всю жизнь держалась в одном весе и надевала сценические костюмы одного и того же размера.

- В разговоре по телефону вы мне назвали три лучших возраста женщины - 29 лет, 38 и 45. Что было в вашей жизни интересного, когда вам исполнилось 29 лет?

Начался роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной.

- В 38 лет какие случились события?

Это замечательный возраст для любой женщины - ощущение полноты жизни. А у меня это еще совпало с профессиональным расцветом. Между прочим, легендарная Любовь Орлова любила повторять, что ей 38 лет и ни одним днем больше. Я иногда в шутку ее цитирую, хотя понимаю, что 38 лет - это чересчур смелое заявление, но если пойти «подстричься» (так Синявская называет круговую подтяжку лица. - Авт.), сделать легкий макияж, я еще очень даже ничего. Шутка.

Секрет молодости - хороший сон

- Есть свой секрет, как хорошо выглядеть?

Сон. Когда женщина высыпается, у нее меньше морщин на лице, здоровый румянец и светящиеся глаза. Правда, наш пудель Чарлик вот уже три года как не дает поспать. Он уже старенький, его мучает бессонница, он не спит по ночам и смотрит в темноту своими ослепшими глазками. А я очень боюсь, что он может упасть с кровати, так как он привык спать с нами. Естественно, недосыпаю. Он для меня как ребенок. Со своими детьми, к сожалению, как-то не сложилось, хотя мне кажется, что я была бы потрясающей матерью, но Господь распорядился иначе... Правда, как мне говорили, если бы был ребенок, я не смогла так самоотверженно служить любимой профессии.

- У вас давний и прочный звездный союз с Магомаевым. Благодаря чему он держится?

Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим - ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают. К тому же я никогда не чувствовала себя звездой, особенно рядом с Муслимом. Вообще, на мой взгляд, слово «звезда», сегодня звучит оскорбительно. Получив в девятнадцать лет всесоюзную славу, Муслим пронес ее через всю жизнь и не нуждается в постоянном ее подтверждении.

Признался, что за 70 лет впервые встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла стремительно. Не прошло и двадцати лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Тамара Синявская – коренная москвичка, по национальности русская. Она родилась за год до окончания войны. Сведений об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей была мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, но в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Запела дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.

Тамара Синявская ощутила себя певицей в три года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых московских домов с хорошей акустикой. Выводя божественно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, как в храме.

За день юная вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской длилась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.


Теперь Тамара Синявская пела в два раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. Вскоре юная артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В 10 лет юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за 8 лет приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый детский коллектив участвовал в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Впервые в биографии она побывала за границей – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.


Невероятно, но в детстве Синявская мечтала стать врачом. В доме, где жила семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением наблюдала за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей райским. Будущая артистка играла «в больницу», вела картотеку с историями болезней родных и друзей, выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская обожала коньки и лыжи. Зимой, когда в столице открывались катки, девочка была в числе первых посетителей. Желание выйти на сцену появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала лишь о карьере артистки.


В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени . Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. В училище она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара Синявская подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей – деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Музыка

Днем Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах « » и «Москва». В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав выпускной на «пятерку с плюсом», что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.


Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.

Мэтры Большого театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной девушке, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она выходила на сцену с , Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.


Через год Тамару Синявскую приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере «Риголетто». Мужская партия Пажа девушке удалась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.


Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В Италию поехала единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль доверили Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв 70-летнего мэтра Сергея Лемешева.

За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, но исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере «Царская невеста». Эту партию ценители и музыкальные критики называют лучшей в репертуаре Синявской.


В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри стали , Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Зарубежные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но Тамара Ильинична не гналась за сценой и не представляла, что покинет Большой театр.

В 2003 году певица ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она объяснила, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

Личная жизнь

У Тамары Синявской было два замужества. В первом браке ее супругом стал артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не приметил , всесоюзный «Орфей», в которого были влюблены миллионы женщин. Оба были связаны брачными узами, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.


Артисты поженились в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. Две звезды ссорились и расставались, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло отдавала мужу. Когда его не стало, Синявская на три года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская сейчас

Тамара Синявская, уйдя со сцены, не отказалась от искусства. Сегодня профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина посвящала любимому мужу. Сегодня у Тамары Синявской есть только работа, а рана от утраты родного человека не зажила. От тоски спасают занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Синявскую зовут на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не желает опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская учредила и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»

Народные артисты СССР Муслим Магомаев и Тамара Синявская - не просто популярные исполнители, не просто муж и жена: для миллионов советских людей они стали олицетворением целой эпохи. Уникальнейший голос Тамары Синявской завораживал любителей оперной музыки многих стран мира, много лет её звезда ярко сияла на сцене Большого театра. Невероятной славе Муслима Магомаева может позавидовать любая звезда: такой популярности ни до, ни после него не имел в Советском Союзе никто. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, - всё это Магомаев вкусил сполна. Сегодня в это трудно поверить: сотни женщин поднимали авто с любимым певцом на руки и несли несколько километров.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его дед - Муслим Магомаев, знаменитый азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония. Мать - драматическая актриса, отец - художник, погиб на фронте за два дня до Победы, так и не увидев сына.

Всесоюзная известность пришла к Муслиму после выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Его восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили слушателей.

1969 год принёс ему победу в Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, - этой награды Муслим Магомаев был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал народным артистом Советского Союза…

Магомаев в первый раз женился в 19 лет. Единственная дочь Марина давно живёт в Штатах и подарила певцу внука. Второй брак Муслима был гражданским.

В октябре 1972 года на декаде русского искусства и литературы в Баку Магомаев познакомился с певицей Тамарой Синявской.

Муслим Магомаев пишет в своей книге «Любовь моя - мелодия»: «На очередном концерте в филармонии меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: „Муслим…“ Она улыбнулась: „И вы ещё представляетесь? Вас ведь знает весь Союз“.

Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу возникло приятное ощущение уюта и симпатии - никакой натянутости, как обычно бывает на такого рода мероприятиях с их дежурными полупоклонами, полуулыбками… Тамара мне понравилась сразу. Мне показалось, что и я ей…

Честно говоря, при той встрече я Тамару не узнал. До этого только раз видел её по телевизору в 1970 году, когда шла трансляция прослушиваний Международного конкурса имени Чайковского. Тогда Тамара Синявская разделила первую премию с Еленой Образцовой. Помню, как, услышав голос Тамары, я воскликнул: „Что за меццо-сопрано! Глубокое, красивое!..“»

Тамара Синявская - коренная москвичка. Родилась 6 июля 1943 года. Она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. В шестилетнем возрасте девочку приняли в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения. Ещё будучи студенткой она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой, с успехом гастролировала за рубежом.

После бакинской встречи знакомство продолжалось в Москве, хотя Тамара была замужем. Муслим стал бывать у них дома. Магомаев - порядочный человек, и для него брак был серьёзным препятствием.

У неё с мужем были прекрасные отношения. Любовный треугольник всегда мучителен.

Магомаев стал завсегдатаем Большого театра: прослушал все спектакли с её участием, дарил самые большие, самые красивые букеты…

«Я была тогда замужем, но когда с ним встретилась - всё перевернулось… - вспоминает Тамара Ильинична. - 17 января 1973-го я отправилась в Италию, на стажировку в „Ла Скала“ - просто сбежала со страху… Он мне и туда названивал. Там по телефону я первый раз услышала „Мелодию“ Александры Пахмутовой. Он мне крутил…»

Так они «разговаривали» минут по 30–40. Он ставил пластинку с песней, слова которой соответствовали моменту их отношений. Тамара слушала, потом находила какую-то пластинку у себя, срочно набирала его номер и включала: «Ему было легче - у него пластинок любовных больше, чем у меня».

Стажировка закончилась, Тамара вернулась в Москву, домой. В честь её возвращения Магомаев дал концерт во Дворце съездов, на который она не смогла прийти…

Романтика ухаживания продолжалась. Первой решительный шаг сделала Тамара - она развелась с мужем. Второй шаг помог сделать общий друг.

Магомаев и Синявская сидели в номере гостиницы «Россия». Зашёл «на огонёк» художник Таир Салахов. Накрыли стол, начался обычный в таких случаях разговор… И вдруг Таир сказал решительно: «Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего ещё испытывать?.. Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он всё устроит».

23 ноября 1974 года весь свадебный ритуал совершился тихо и скромно. А на улице их уже поджидала толпа поклонников. Видимо, работники загса оповестили своих знакомых, что женится Магомаев.

Свадьбу праздновали в ресторане «Баку». Сто человек сидело в зале, за столом, и более трёхсот - толпилось за окнами. В округе стало известно, что Магомаев играет свадьбу, и опять повторилась та же история, что была перед загсом. Люди стояли на морозе и ждали, когда Магомаев начнёт петь. Тогда Муслим попросил открыть большие окна и пел собравшимся слушателям… А потом два месяца болел бронхитом…

Звёздную чету часто спрашивают: как уживаются двое вокалистов под одной крышей? «А почему бы им не ужиться? - удивляется Магомаев. - Разве мало на свете артистических пар? Мы солисты, у каждого своя партия. Если занимается Тамара, то ей есть где заниматься, чтобы не мешать мне. Скажем, когда я неважно себя чувствую, тогда для меня чей бы то ни было голос звучит в два раза громче и резче. Тамара, зная об этом, уходит в мой кабинет, где есть электропианино, и спокойно себе занимается. Начинаю петь я - Тамара уединяется на кухне, как ока говорит, в „своём кабинете“».

С тех пор - на концертной сцене и в жизни - они вместе. Их дом невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин. Жаль только, что обзавестись детьми этой певческой паре так и не удалось. «Когда мы поженились, ни у Тамары, ни у меня никого из родственников рядом не было, - поясняет Муслим Магометович. - Родив ребёнка, Тамара должна была бы оставить сцену, и мы решили обойтись без детей… Наше чадо - наш пуделёк Чарли, общий любимец, который очень скучает, когда мы уезжаем на гастроли».

Помимо пения, музыки и преподавательской работы, Муслим Магометович умеет… абсолютно всё: он и электрик, и слесарь, и плотник. Магомаев рисует, лепит, настоящая его страсть - компьютеры. И делает всё с какой-то истовостью, с любовью, очень профессионально, до конца. Максималист.

Вот и свою роскошную, царственную квартиру после ремонта переделывал за мастерами самостоятельно. Реконструированную квартиру, расположенную в самом центре Москвы рядом со зданием ТАСС, иначе как дворцом не назовёшь. Работы шли почти год, и всё это время знаменитое семейство жило на подмосковной даче. Гости не могут поверить, что автором проекта является сама хозяйка дома. Дело в том, что Тамара Ильинична давно хотела воплотить архитектурные идеи, которые вынашивала несколько лет. У певицы открылись незаурядные дизайнерские способности.

Две комнаты объединили в гостиную, главное место в которой занимает рояль. В свой кабинет Муслим Магометович посторонних не пускает. Говорит, что сочинять музыку можно только в интимной обстановке. Владения Тамары Ильиничны - уютная спальня и небольшая кухня, хозяйничать на которой ей помогает домработница. Почти без изменений остался лишь холл, превращённый в галерею памятных подарков, преподнесённых хозяевам восторженными поклонниками.

Когда у Магомаева поинтересовались, вкусно ли готовит Тамара Ильинична, певец ответил дипломатично: «Она не готовит, хотя умеет это делать прекрасно. У нас есть кому кухней заниматься. Я стараюсь освобождать жену от этого труда».

В 1999 году супруги отпраздновали серебряную свадьбу. Магомаев с теплотой вспоминает времена Советского Союза. Они с Тамарой Ильиничной получили хорошее образование, причём бесплатно, были хорошо воспитаны. Да и люди были добрее тогда, какие-то более раскованные, более дружелюбные.

Брак Муслима Магомаева с Тамарой Синявской многие называют идеальным, эталонным…

Время от времени звёздная пара всё же радует поклонников своим появлением на сцене. Семейный дуэт Синявская - Магомаев собирает полные залы. На концертах Муслим, вспоминая своё консерваторское образование как пианиста, садится за рояль и аккомпанирует супруге.

Синявская признаёт, что сегодняшняя ситуация на российской оперной сцене не очень её устраивает - нет артистов, которые «могли бы по-настоящему захватить». Сама она продолжает работать, хотя репертуар, к сожалению, существенно сократился. Однако каждое концертное выступление певицы (особенно совместные выступления с Магомаевым) проходит с громким успехом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры