Трофимов биография. Трофим: личная жизнь

Главная / Измена жены

Падая с высоты


Вечные спасители народа.

От такой навязчивой свободы.

Говорят, ты Божия невеста…

У тебя родимой нету места…»

Боже, какой пустяк...

«На свет я появился в 1966 году, в роддоме на Пролетарке. Детство провел на Самотёке, где жил с мамой, - плывет по волне памяти Сергей Трофимов, - …Мама была главным библиографом Института научной информации по общественным наукам, а папа, Вячеслав Владимирович, работал на заводе имени Хруничева. Мама и бабушка посвятили свою жизнь библиотечному делу. А две мои прабабушки в царские времена даже получили воспитание в институте благородных девиц.

Самотёка тогда была не такая, как сейчас. Было ужасно интересно жить в Москве того времени, еще сохранились старые дворы, в которых мы - пацаны играли футбол и в «казаков-разбойников», пели под гитару, влюблялись.

У нас был потрясающий район. Я жил на Втором Волконском переулке, из которого можно было по крышам добежать аж до музея Советской армии. Целый квартал можно было пройти, перепрыгиваяс крыши на крышу. Это было наше самое любимое занятие. Мы жили на крышах, как Карлсоны. И дрались, и мирились, и играли. Время было золотое. И я действительно был влюблён во всех девчонок сразу.

Когда мне исполнилось пять, к нам в детский сад пришли какие-то тётечки с дядечками, устроившие прослушивание детей. Так и попал в хоровую капеллу. С полдевятого до двух - общеобразовательные предметы, а потом до вечера - музыкальные. В шесть лет меня взяли в первый класс этой же школы».

Трофимов, как обычно скромничает, просто констатируя факт приёма в известную на весь Советский Союз школу. Попасть туда человеку случайному было практически невозможно, опытным педагогам было мало наличия абсолютного слуха, они старались разглядеть в ребёнке большее - тягу к гармонии мира, талант.

Музыка жила в душе Сергея с самого рождения.

В 7 лет школьник написал свой первый вальс на клочке туалетной бумаги в больнице; в 10 уже сочиняет фуги, этюды, пытается создать сонату. Воспитанный на музыке Баха, Монтеверди, Моцарта, Шуберта, Баратынского, Рахманинова, Гершвина (произведения этих композиторов исполнялись учениками Московской хоровой капеллой мальчиков), Сергей неустанно ищет свою «мелодию». Особенно его притягивает фортепиано: мальчик без устали совершенствует владение инструментом, импровизирует, сочиняет…

И ему и, тем более, учителям понятно, что путь Сергея лежит в мир серьезной классической музыки. Но Бог распорядился иначе.

Падая с высоты

«В 13 лет, когда я был в лагере, мне здорово не повезло… Хотелось показать удаль перед девчонками и я на игре «Зарница» полез на дерево, где располагалась смотровая площадка. Вышка оказалась плохо закреплена, и я упал с 12-метровой высоты, выставив вперед руки. Удивительно, но, оказавшись на земле, боли я сначала не почувствовал. Она пришла потом дикая, пронизывающая…

Диагноз - множественные переломы обеих рук… Мне делали операцию за операцией. Врач собирал мне руки ювелирно, как реставратор восстанавливает старинные вазы. На реабилитацию ушли месяцы…».

Казалось, тяжелейшая травма, закрыла перед Сергеем дверь в большую музыку, но в это тяжелое время пришли стихи. Музыка трансформировалась в строки. Как будто, кто-то свыше указал ему выход из тупика.

«И вот в это время словно плотину прорвало - у меня стали рождаться стихи. Записывать я их не мог и диктовал друзьям. Возможно, не будь этого рокового случая, я стал бы совсем другим. За это время я внутренне сильно изменился - научился общаться с собой, прислушиваться к себе тому, который внутри. Я мечтал о дне, когда мне наконец-то снимут гипс. И вот он настал. Руки представляли жалкое зрелище синюшно-бледные, сморщенные. И они совсем меня не слушались. Начал их восстанавливать. Всё через адскую боль, даже в обмороки падал. Я стал угрюмым, отчаявшимся, в голову лезли разные мысли…

Руки не разрабатывались ни в какую. Тогда я пошёл на карате, начал поднимать тяжести… Спустя полгода руки мои начали потихоньку разгибаться… Падая с высоты, я мог остаться инвалидом, мог и погибнуть. Но Бог меня хранил.

Помню, в начале 7-го класса кто-то пришел и позвал послушать на бобине Queen, «Богемскую рапсодию». Это был шок. К 8-му классу я вдруг открыл для себя AC/DC. Полная свобода духа!»

В это время Сергей делает первые попытки сочинять песни.

Ведь именно песня - самый разнообразный жанр. И музыкант в полной мере воспользовался своими знаниями и природным даром. Будучи прекрасным мелодистом и симфонистом он мастерски овладел самыми разными формами песенного творчества. Сегодня в его репертуаре можно найти романс и кантри, цыганские напевы и блюз, рэп и классическую эстраду, вальс и твист, бардовскую песню и рок-н-ролльные композиции.

Казалось бы, откуда у музыканта такое развитие чувство русского языка, как живого организма. Порой кажется Трофимов просто из воздуха, из голосов прохожих, из автомобильных гудков и шелеста крон «ткёт» шедевры. Ну, тут уж так, либо дано либо - нет. Но к дару следует добавить воспитание и правильные книги. Страсть Сергея к чтению переросла с годами в увлечение… нет, не собирательством древних рукописей Гуттенберга, но… сравнительным языкознанием. Это наука почти такая же сложная, как, например, квантовая физика, только вместо формул и цифр там присутствуют формулы и буквы. К такому хобби просто так не приходят, к нему надо быть как минимум готовым, иначе просто не поймёшь ничего.

Поэтому ни музыку ни стихи Сергея Трофимова не спутаешь ни с чьими другими, даже когда звучит его песня не в авторском исполнении, а в версиях других исполнителей (Трофимов, напомню, пишет очень для многих звёзд нашей эстрады), она моментально узнаваема. Особенностью его стиля является разговорный язык, придающий стиху непосредственность и обаяние живой речи, а песне красоту и простоту восприятия на слух. Профессиональный навык оркестровки и абсолютный слух, позволяющий моментально раскладывать мелодию по инструментам, помогли Сергею стать аранжировщиком своих произведений.

Однако, не будем забегать вперед…

Без музыки я своей жизни просто не мыслил.

После школы поступил в Московский Государственный Институт культуры, там познакомился с казачьими песнями, с северными русскими песнями, - ездил в фольклорную экспедицию на Дон. Если бы я закончил институт, то бы был в каком-нибудь ДК руководителем народного коллектива. Но, проучившись года три, я ушёл и поступил в Консерваторию на факультет теории композиции. Однако и там учиться не стал, потому что не соответствовало все это моему духу. Хотелось заниматься в первую очередь музыкой, а не основами марксистско-ленинской философии. Ведь композиторы и музыканты считались в то время идеологическим рупором партии.

Помню, как на экзамене я спросил у преподавателя, чем отличается буржуазный до-мажор от пролетарского.

«Вы никогда не сдадите мне научный коммунизм, Трофимов» - прозвучало в ответ.

Это стало последней каплей, к тому же незадолго до этого меня исключили из комсомола, поймав с подшивкой запрещённого антисоветского журнала «Посев». Я долго рассказывал, что мне не интересна буржуазная пропаганда, а в журнале я читаю статьи Севы Новгородцева про рок-н-ролл. Но меня все равно отчислили…

В начале 80-х мы собирались на Пушкинской площади и орали во всю мощь. Завсегдатаев было человек двадцать. В основном это мои школьные друзья из хоровой капеллы, поэтому, то, что мы творили там, сложно представить! Так, Queen раскладывали свои песни на 8-10 голосов, а мы на 15-16. У нас вся площадь на ушах стояла!

Тогда у меня была группа «Кант», и мы с успехом выступали под подмосковным окрестностям, деревням, Домам культуры. Это был такой интеллектуальный арт-рок. Нам даже деньги платили…

В 1985 году мы стали лауреатами Двадцатого Всемирного Фестиваля молодежи и студентов. Тогда же ко мне оборотилась юная Света Владимирская. И я ей написал песню «Я тебя не хочу потерять», которая стала её первым хитом и за которую её муж, Володя Владимирский, заплатил мне 150 долларов. Это был первый гонорар.

В то время я работал в ресторане «Орехово», и у нас была целая программа, состоящая из моих песен.
В 1987 году я ушёл из ресторана. С гитарой ездил по России в составе концертных бригад. Тогда при райкомах комсомола были созданы музыкальные кооперативы, которые организовывали концерты и гастроли. Мы ездили с «Миражом», с «Ласковым маем», с Жанной Агузаровой… Выступали по пять концертов в день называлось это «чёс».

Потом случился 91-й год: кто-то кинулся деньги зарабатывать, кто-то уехал из страны, кто-то спился, а мне стало как-то не по себе. Сейчас я уже, наверное, могу сформулировать почему.

«Умники лукавые, пророки-мудрецы,
Вечные спасители народа.
Дайте мне чего-нибудь, чтоб не отдать концы
От такой навязчивой свободы.
Эх, Россия милая, крещеная земля!
Говорят, ты Божия невеста…
Как же это вышло-то, что нынче для меня
У тебя родимой нету места…»

1987-1991

Начал концертную деятельность в качестве рок-барда.

1991-1993

Служил в церкви (певчий регент, подьячий).

1992-1993

Создание музыки и текстов для альбома певица Светланы Владимирской.

1993

Пасхальная всенощная г. Москва.

1994

Начало гастрольный деятельности под псевдонимом «Трофим».

1995

Выпуск первого сольного альбома «Аристократия помойки, часть 1».

1995-1996

создание музыки и текстов для альбомов «Грешной души печаль» исполнителя Александра Иванова, «Мама, все о’кей» певицы Каролины и альбом Светланы Алмазовой «В десяточку».

1996

выпускает три сольных альбома «Аристократия помойки, часть 2», «С добрым утром» и «Эх, я бы жил».

1997-1998

создание музыки и текстов для альбома «Королева» певицы Каролина и для альбома «Голос» Аллы Горбачевой.

1998

собственный сольный альбом «Аристократия помойки, часть 3 (“девальвация”)».

2000

сольные альбомы «Война и мир» и «Я рождаюсь вновь», выступление в городах России, ночных клубах г. Москвы; сольный концерт в ДК им. Горького, состоялась поездка в Чечню.

2001

сольный альбом «Аристократия помойки, часть 4», член Союза писателей России.

2002

сольный альбом «Бард-авангард».

2003

сольный альбом «Я скучаю по тебе».

2004

сольный альбом «Ветер в голове». Награжден медалью Суворова за вклад в литературу и культурное наследие России (04 ноября 2004г.).

2005

сольные концерты в Государственном Кремлевском Дворце, гастроли по России, участие в различных теле- и радиоэфирах, выход нового альбома «Ностальгия».

2006

гастроли по России в поддержку альбома «Ностальгия», сольный концерт в Государственном Кремлевском Дворце, участие в различных теле- и радиоэфирах. Награжден медалью «За служение Отечеству» (Святых Великого князя Дмитрия Донского и Преподобного игумена Сергия Радонежского) III степени. Правлением Объединенной группы ветеранов спецслужб «Вымпел» награжден орденом «Ветеранский крест» II степени (02 ноября 2006г.). Выпущена книга «240» - сборник текстов песен, написанных автором.

2007

сольный альбом «Следующая остановка».

2008

Август 2008г.: занял 44 место в рейтинге журнала «Forbes» - 50 самых популярных артистов, телеведущих, спортсменов, писателей и топ-моделей России».

2009

сольный альбом «Я живу в России».

2010

Сольный альбом «Все не важно».

2011

УКАЗОМ Президента РФ от 10.03.2011 № 290 «О НАГРАЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Трофимову Сергею Вячеславовичу - солисту-вокалисту, члену Международного союза деятелей эстрадного искусства (творческого союза), за заслуги в области искусства присвоено почётное звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»! Выход сольного альбома «Сорокапяточка».

2011

Сольный альбом "Сорокапяточка"

2012

Сольный альбом "Аты-баты"

2014

Сольный альбом "Чёрное и белое"

2017

Сольный альбом "Посередине"

Молитва внутри меня

Наше поколение, несмотря на то что «совок» в душе все презирали, ассоциировало себя с великой державой. И когда её в одночасье не стало, захотелось себя с чем-нибудь отождествить. Я пошёл в церковь. По моему глубокому убеждению, а я неплохо знаю историю России, именно церковь сыграла роль по объединению русской государственности. Не столько князья, сколько именно православная вера. И в церкви я пробыл два года: сначала был певчим, потом регентом. Концертов не было. Я жил строго по церковному уставу.

Однажды со мной произошло чудо: во время рождественской службы, когда все вокруг, и я тоже, читали молитву, в моей душе начала все сильнее звучать молитва собственная, рождаемая сердцем. И в какой-то миг я внезапно ощутил нечто пронзительное и светлое одновременно. Словно моя молитва - та, что звучала в сердце, - была услышана. И мне дано на миг прозреть и ощутить любовь Бога! Все случилось так внезапно - будто пуля попала в сердце! Любовь человеческая - к женщине, к ребенку - лишь малая частица Божественной любви, которую тогда ощутил. И тогда я решил, что нашёл своё призвание. В роду у меня были священники, и я хотел идти по их стопам.

Уйти в монахи мне запретил духовный наставник - отец Николай, он тогда был иереем в храме на Таганке, а сейчас монашествует на Валааме. Сказал: «Нельзя быть монахом, если в твоей душе постоянно рождается что-то новое». А я действительно все время что-то писал, сочинял музыку, тексты. «Бог дал тебе талант - значит, ты должен его реализовывать, творить и таким образом служить людям. Это твоё предназначение». Я и сейчас часто бываю в храме. Вера меня спасает и поддерживает. Я вообще живу с ощущением того, что со мной вот-вот должно произойти чудо. Раньше ждал его постоянно. И лишь недавно начал понимать, что чудеса происходят с нами каждый день. Любовь - вот главное чудо, главная драгоценность. До мужиков это вообще довольно поздно доходит. И еще позже приходит понимание, что же такое настоящая любовь.

Большую часть жизни я прожил с мыслью, что любить - это обладать. Лишь ближе к сорока, несколько лет назад понял: любить - это отдавать. И всё встало на свои места.

В 1993 году я написал «Всенощную». Как правило, в наших храмах звучат Чайковский, Стравинский, Рахманинов, а мне захотелось вернуться к истокам - к русскому знаменному распеву. Но Священный Синод рассматривает и одобряет к исполнению только произведения членов Союза композиторов (куда я никогда не входил), поэтому мою «Всенощную» исполняли лишь в двух московских храмах, но и там после того, как сменились батюшки, она уже не звучит.

Из церкви я ушёл, имея твёрдую почву под ногами. Даже когда пел в капелле, а затем - в церкви, продолжая писать стихи именно в этом ключе, не имеющем отношения к официальному музыкальному истеблишменту. Потом занимался стилистическим рок-н-роллом. Так появился альбом «Грешной души печаль», песни из которого исполнял Александр Иванов. Параллельно в стол писал лирические песни «для кухни». Никогда особо не стремился выйти на широкую публику. Все получилось само собой. Не я искал шоу-бизнес, а он нашёл меня.

Вернувшись в 1994 году, я был вынужден всё начинать заново. Не только в творчестве, но и вообще в жизни. Тогда я познакомился с Сашей Ивановым и Степаном Разиным, мужем певицы Каролины. Я начал писать им песни, а мои «кухонные», которые писались для себя, решили издать в альбоме «Аристократиям помойки». Это и было начало. Тогда у меня появился псевдоним «Трофим».

Аристократия помойки

Прервем ненадолго монолог нашего героя и вспомним достопамятный 1995 год, когда альбом «Аристократия помойки» заиграл из «амбразуры» каждого ларька. Признаться откровенно, - сразу Трофима я не понял. И дело не в том, что меня, как всяких эстетствующих критиканов, напугала пресловутая «блатная нота» его ранних альбомов. Вовсе нет, лично мне, - выросшему на творчестве Аркадия Северного и эмиграции третьей волны, - песни с первого диска показались, напротив слишком… интеллигентными. Альбом не вписывался в формат, трудно поддавался описанию. По голосу и внешности, казалось он ближе к бардам. По музыке и аранжировке, - почти эмигрант. Тексты… К ним сравнение подбиралось труднее всего. Вроде весело, залихватски, стёбно, но в то же время, грустно и горько. Только позднее пришло понимание - его тексты заставляли думать искать ответы. Стилистически это был неизвестный коктейль, где чувствовался резкий и лаконичный слог Высоцкого, напевность и мягкость Окуджавы, кураж и тоска Аркадия Северного, отчаяние и мудрость Галича. Ингредиенты вроде известные, но сливающиеся в незнакомый и яркий вкус. С полгода я бродил в нерешительности, постоянно слушая нового исполнителя на студенческих вечеринках и в авто своих друзей, но не решаясь приобрести кассету для себя. Сейчас и не вспомнить, какая конкретно композиция пробила брешь недоверия скорее всего, заглавная - «Аристократия помойки».

«…Когда жлобы на деньги коммунистов
открыли банк “Американ Экспресс”,
чекисты дали волю аферистам,
имея свой бубновый интерес.
И в тот же час из общего болота
попёрли, скинув лапти, господа.
Теперь они в порядке и в почёте,
гребут лаве из мутного пруда».

Дебютный «выстрел» оказался метким, однако едва-едва не зацепил рикошетом самого хит-мейкера. В 1999 году, когда помимо первой пластинки в активе у Трофима было ещё три новых диска, ведущий программы «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов пригласил его выступить в прямом эфире. И молодой автор-исполнитель с душой поведал телезрителям об «аристократии помойки, диктующей моду на мораль».

«После этого меня убрали из эфира вообще, - продолжает вспоминать артист.

Ситуацию усугубил альбом «Война и мир». С его выходом функционеры от средств массовой информации мне наприкрепляли разных ярлыков. У нас ведь многие толком ничего не знают, но при этом имеют своё мнение…

Розенбаум

Помог Александр Розенбаум. Я искренне ему благодарен за это и даже посвятил Александру Яковлевичу песню:

«…Напиши о душе,
что струится струится лазоревым светом,
Пробиваясь во мрак
беспросветной людской слепоты,
И о том, как смешно
быть певцом, бунтарём и поэтом
В государстве жлобов,
равнодушия и нищеты…».

Сейчас трудно спрогнозировать, как бы развивались события не спой Трофим «крамольную» вещь в эфире популярного теле-шоу или не встреться ему на пути Александр Яковлевич… Но, как говорят люди умудрённые: «Бог по жизни ведёт». В новом веке мы услышали совершенно нового Трофимова. Это был не просто шансонье, распевающий талантливые и острые сатирические куплеты. Неожиданно свой парень с кассеты предстал тонким лириком, философом и просто, способным разделить печаль, другом. Его услышали. Поняли и полюбили.

Сергей Трофимов на современной эстраде, выделяется по многим причинам.

Во-первых, подлинной поэзией, звучащей в каждой строчке, во-вторых, что крайне важно, профессиональным вокалом. Классическая итальянская постановка голоса, сопровождавшая Сергея все десять лет обучения в капелле, и классы по народному вокалу в институте культуры значат немало и выгодно отличают артиста Трофимова от многих, считающих, что поют с ним «в одном жанре».

Это нормально, когда человек ищет, растёт, познает себя… С годами меняются взгляды на вещи, - меняется отношение к себе, меняются люди вокруг… Приходят опыт и мудрость. А с ними - иные музыкальные композиции. Теперь Сергей Трофимов может позволить себе и эксперименты со звуком, выдавая в целом блоке новых проектов, в общем-то, чисто рок-н-ролльный саунд, и записывать целиком лирические альбомы.

А может тряхнуть стариной и выдать в эфире первого канала залихватский дуэт с Дмитрием Дибровым, который зрители воспримут не хуже, чем его авторские песни. Лучшим доказательством моей мысли пусть опять станет пост из беспристрастного Интернета. Безымянный почитатель сообщает: «Не интересовался до некоторого времени творчеством Трофимова пока не услышал его альбом «Ностальгия», где звучат замечательные и очень добрые, как в текстовом, так и в музыкальном плане, композиции. Именно с него началась моя, не побоюсь этого слова, любовь к его песням. Как я знаю, период «колючей» тематики у него уже давно прошёл, вместе с переменой в творчестве, произошла и перемена сценического образа: место псевдонима «Трофим», заняли его имя и фамилия - Сергей Трофимов.
Да, успех - очевиден и заслужен. Но как же приятно, когда артист с миллионной аудиторией говорит о себе просто и без затей: «Ну какая я звезда… В первую очередь - я раб божий, а всё остальное вторично. Мне до сих пор крайне неловко, когда ко мне подходят и просят автограф. Конечно, я не отказываю, ведь не объяснять же каждому человеку, что мы с ним братья, что мы равны, и не важно, кто чем занимается в жизни.

Сколько бы в этой жизни люди не имели для себя материального, я имею ввиду, яхту там, «Бентли» - суть наша от этого не меняется. Даётся всё это, так скажем, во временное пользование, потому что уходя вы не сможете собой ни яхту, ни тачку крутую забрать. Вообще ничего взять не сможете. Жизнь это интеллектуальная игра. А в этой игре главное понять, какой же вы настоящий. Я бы хотел чтобы моё творчество слегка побуждало. Побуждало к поиску ответов на вопрос “А зачем?”. Зачем мы все здесь?».

Сергей Трофимов артист и Сергей Трофимов человек продолжает свой поиск. Останавливаться на полпути или почивать на лаврах вовсе не его стиль. Он всегда в движении.

Векторы творческой активности артиста столь разнообразны, что сперва и не понятно, какой же направляющий.

Ну, конечно, главный - музыкальный, - воскликнет каждый поклонник артиста.

Такой ответ и впрямь лежит на виду -музыкой Трофимов не просто живёт, дышит. А потому и летит туда, где нужней всего его песня сегодня, не задумываясь.

Слушатель-то он всё ловит на лету и сразу понимает, где перед ним отрабатывают номер, а где душу отдают. Мне посчастливилось бывать на разных выступлениях певца, и я не знаю примера, чтобы его голос звучал «вполсилы». Трофимов всегда работает всерьёз и с удовольствием и ему, как настоящему артисту, важны не интерьеры вокруг, но взаимный контакт с залом, пусть даже залом на сегодня стала армейская палатка или больничный коридор военного госпиталя. Сергею не стоит объяснять про чувство долга…

Всё так, но, перелистывая на днях очередной «глянец» со статьёй про Сергея и разглядывая его абсолютно счастливые глаза на фотографиях с женой и детьми, я вдруг понял - душевный вектор нынешнего Сергея Трофимова направлен, прежде всего, в сторону семьи. И это вполне логично. Нет лучшего источника для вдохновения, чем мир и добро в доме. Может, кто и привык призывать музу, стоя на краю, но только не Трофимов. Оттого и песни у него добрые, слушаешь - и огонёк загорается в груди. Это называется «дар».

Я человек из мира, имя которому - шоу-бизнес. Соблазнов вокруг море. Раскачивает меня как корабль. Спокойно мне только дома. Так и живу с ощущением, будто дни провожу в казино, а ночевать возвращаюсь в храм».

Максим Кравчинский, журналист
www.kravchinsky.com

Личная жизнь Трофима делала крутые повороты и бросала его из стороны в сторону - одно время он даже был служителем церкви - пел в церковном хоре, хотя параллельно продолжал карьеру в шоу-бизнесе. Его карьера началась в одном из московских ресторанов - Сергей Трофимов пошел работать туда, чтобы хоть как-то улучшить свое финансовое положение - когда он учился в Институте Культуры и Московской Государственной Консерватории денег катастрофически не хватало. Но ресторанный период его карьеры завершился довольно быстро - он познакомился с музыкантами группы «Эроплан» и начал работать с ними.

На фото — Трофим и Анастасия Никишина

Примерно в это же время в личной жизни Трофима произошло знакомство с Наталей Герасимовой, которая позже стала его женой. Эта женщина сыграла не очень хорошую роль в жизни Сергея Трофимова - их семейная жизнь была сложной, между ними часто возникали скандалы. Однажды они даже разводились, но потом вновь заключили брак. У Трофима родилась дочка Аня, но это не спасло его отношений с супругой.

Позже в личной жизни Трофима произошло еще одно знакомство с девушкой, которая полностью изменила его судьбу. Анастасия Никишина увидела Сергея на концерте и сразу влюбилась в него. После выступления их познакомил общий приятель. Несмотря на то, что в то время Сергей был женат, и у него подрастала дочь, он начал встречаться с Настей, хотя их роман начался не сразу - певцу непросто было пойти на обман жены. Трофим уверяет, что это был первый случай в его жизни, когда он изменил супруге.

Через какое-то время Настя сообщила ему, что беременна, и исполнитель шансона решил снять квартиру, чтобы начать в ней новую жизнь с Анастасией и их будущим ребенком. У него состоялся крупный разговор с Натальей, с которой он прожил пятнадцать лет, не обошлось без громкого скандала, но Трофим не изменил принятого решения и ушел к Насте. Через несколько месяцев он стал отцом маленького Ивана.

На фото — Сергей Трофимов с семьей

До этого Сергей и Настя жили в гражданском браке, но после рождения сына они решили расписаться. Это случилось, когда сыну исполнилось полтора года. Анастасия не решалась надолго отпускать мужа на гастроли, и если предстояли длительные творческие поездки — она ехала вслед за ним, прихватив маленького сына. Через пять лет после рождения Ивана у них появилась еще и дочка Лиза. Дети играют огромную роль в личной жизни Трофима, он не собирается останавливаться на достигнутом и мечтает стать в будущем многодетным отцом.

Сергей Трофимов является коренным москвичом. Он родился 4 ноября в 1966 году. Спустя 3 года семья распалась, а Сергей остался жить с мамой.

Детские годы и взросление

Трофимов ходил не только в основную, но и в музыкальную школу. Он делал большие успехи в учебе. В 13 лет стал петь в хоре Московской государственной капеллы при Гнесинске.

Получив аттестат, поступить учиться в Институт культуре, а после столичную государственную консерваторию. Его выбор пал на специальность «теория и композиция».

В студенчестве Трофимов активно принимал участие в фестивалях. Одним из них стал XII Всемирном фестивале молодежи и студентов, где заслуженно получил диплом. Это был 1985 год.

Карьера

В 1987 году стал участником рок-коллектива «Эроплан». Вместе с ребятами сочинял песни. Также пробовал себя в качестве музыканта в одном из ресторанов города, чтобы заработать себе на жизнь и помочь матери.

В 1991 году работал на регентском посту в храме. Он даже стал подумывать расстаться с привычной жизнью, но святой отец посоветовал ему посвятить свое время написанию песен.

Спустя год он стал работать над альбомом «Мальчик мой» певицы С. Владимирской. Выступать на концертах Сергей стал с 1994 года. Он был автором песен А. Иванова под названием «Грешной души печаль», тогда-то и стал работать под творческим именем Трофим.

Сотрудничество с продюсером Разиным принесло 2 сольных альбома — «Аристократия помойки часть 1 и 2».

В последующем в конце 90-х он стал популярным артистом и выпустил одновременно 4 диска песен: «С добрым утром», «Аристократия помойки часть 3», «Эх, я бы жил» и «Девальвация». Также продолжил работать над творчеством других артистов, среди них С. Алмазова, Н. Носков, В. Кикабидзе.

В 1999 году Сергей создал музыку к фильму «Ночной перекресток», принял участие в «Музыкальном ринге».

Спустя год дал концерт для солдат, которые воевали в Чечне, в 2001 выпустил сборник стихов и получил предложение войти в члены Союза писателей РФ. Уже в 2005 году он получил премию им. А. Суворова, как автор и спустя год издал поэтическое собрание под названием «240 страниц».

В 2000-х годах также были записаны сборники стихов и альбомы с песнями:

  • «Избранное»;
  • «Лучшие песни»;
  • «Трофим»;
  • «По самому краю»;
  • «Война и мир»;
  • «Я скучаю по тебе»;
  • «Посвящение Петербургу»;
  • «Ветер в голове».

На популярные песни были сняты видеоклипы. В 2004 году стал основателем фестиваля «Сергей Трофимов собирает друзей», который проводится ежегодно в г. Навашино. В честь 10-летия выступления на сцене С. Трофимов дал несколько концертов в Кремле, выпустил альбом «Ностальгия». За песни «Город Сочи» и «Московская песня» был награжден премией «Золотой граммофон».

Интересные заметки:

В 2009 году выпустил еще 4 сборника стихов, а также отправился на гастроли по Америке. С 2011 года носит почетное звание Заслуженного артиста РФ. Одним из самых важных концертов для Трофима стало мероприятие в честь 45-летия в Кремле.

В 2014 году порадовал поклонников новым диском с названием «Черное и белое». Тогда же принял участие в шоу «Три аккорда» в качестве жюри.

Спустя 2 года презентовал еще один диск «Соловьи». Отправился в гастрольный тур по РФ. В 2017 году исполнил дуэт с Денисом Майдановым «Жена», а также Виктория Che — песню «Родина». В конце года презентовал новый хит «У меня есть ты».

В 2018 году принял участие в проектах «Честное слово» и «Судьба человека». Также работал над музыкальным сопровождением к фильму «Крымский мост. Сделано с любовью!», снимает новые клипы и радует поклонников песнями.

Своими успехами и новостями делится с поклонниками на страничке в социальной сети Инстаграм, которую активно заполняет новыми видео и фото.

Личная жизнь

Сергей Трофимов был 2 раза женат. Его первой супругой стала Наталья. На тот момент им было по 20 лет. В 1988 году пара стала родителями дочки Анны. Но это не помогло спасти брак. Пара рассталась на время, после сошлась, но ненадолго. В это время у Трофима был роман с Юлией Мешиной, которая оставила его и ушла к Александру Абдулову.

В 2003 году состоялось знакомство Сергея и Насти Никишиной. Она была артисткой балета Вайкуле. У них была взаимная симпатия. Роман привел к рождению сына Ивана, а также решению пожениться и обвенчаться в церкви.

В 2008 году семья стала больше – появилась дочь Лиза. Сегодня Трофимовы живут в своем доме в Подмосковье . Анастасия оставила карьеру и стала домохозяйкой. Иван играет на гитаре и на барабанах, Лиза – занимается вокалом и изучает фортепиано. Подробнее про личную жизнь Трофима можно почитать .

Еще с детских лет Сергей увлечен спортом. Он посещает и сегодня регулярно тренажерный зал.

Дверь тесной студии за нами захлопывается, и мы идем по длинному школьному коридору, спускаемся по лестнице, на первом этаже проходим мимо стендов с фотографиями, среди которых и его крупный портрет, выходим на улицу. «Рабочее место» автора-исполнителя Сергея Трофимова находится в здании одного из московских центров дополнительного образования. Мы садимся на лавочку во дворе, вокруг шумно.

– Узнают вас тут дети?

– Да.

– Чувствуете на себе восхищенные взгляды?

– Да нет, мы ровня, коллеги – тут же занимаются ребята творческие. А взгляды чувствую, скорее, заинтересованные, типа, так вот ты какой, северный олень.

Ну и какой же он, парадоксальный, лиричный и ироничный Сергей Трофимов?

Сергей Трофимов – композитор, поэт, музыкант, исполнитель своих песен. Родился 4 ноября 1966 года в Москве. С детства делал успехи в музыке, играл на гитаре и пианино, десять лет был солистом Московской государственной хоровой капеллы мальчиков при академии им. Гнесиных. В подростковом возрасте получил два тяжелейших перелома Галеацци, после чего несколько лет восстанавливался.
Учился в Институте культуры и в Московской Консерватории. Участвовал и получил диплом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году. В середине 80-х вместе с певицей Светланой Владимирской пел в ресторане, где любила отдыхать Ореховская ОПГ. В начале 90-х был певчим в одном из московских храмов.
Работал с такими исполнителями, как Александр Иванов, Вахтанг Кикабидзе, Лайма Вайкуле, Лада Дэнc, Александр Маршал, Николай Носков, Елена Панурова, Лев Лещенко и др.. На сегодняшний день выпустил более пятнадцати сольных альбомов, выступал в качестве композитора для кино. Руководит этно-проектом молодых исполнителей «КАЛИНА folk».Член Союза писателей России. Заслуженный артист России.
Отец троих детей: Анна (1988 г.р.), Иван (2003 г.р.), Елизавета (2008 г.р.).

Самое главное, что вынес из детства, – любовь мамы и бабушки и дворовое братство. Отцовское влияние на Сергея закончилось, когда ему было три года. С тех пор папа и сын встречались всего несколько раз, один раз – на популярном ток-шоу.

— Не обижаетесь на отца?

— За что обижаться-то? Взрослые люди. Зачем жить без любви?

— Это вы сейчас так рассуждаете. А тогда, в детстве?

– Не знаю, не могу сказать, что отца не хватало. Я учился в школе, где были одни мальчишки, все жестко, и это компенсировало недостаток мужского воспитания. А теперь понимаю, что, может быть, будь он рядом, каких-то ошибок в жизни не наделал бы.

Сам Сергей дважды уходил из своей первой семьи. Женился совсем молодым. В 22 стал отцом. Развелся, потом снова воссоединился с семьей, а когда дочери Ане было 15, ушел окончательно. Девочка, конечно, переживала, но, повзрослев, поняла: у каждого своя жизнь. И приняла все как есть.

– Вы чувствуете себя виноватым перед дочкой?

– Да. Надо было раньше уходить, не тянуть, не жить в этой фальши. Ее ведь все чувствуют, а ребенок – в первую очередь.

— В одной из ваших песен есть такие строки: «И когда тоскою защемит сердце, я спешу на встречу со своим детством». Что же там, за туманом десятилетий?

– Знаете, это у любого человека бывает, глубоко-глубоко детское, когда ты понимаешь, что это чудо встречи с Творцом, с Создателем, с той самой Любовью, которая пронизывает все вокруг. Это может быть капля росы, которая на листке сияет, – и ты вдруг понимаешь, что ты не один. Или божья коровка, которая прилетела и села на руку. Представляете, какое чудо! Или ты на камере от автомобильного колеса катаешься летом на пруду.

– Вы учите своих детей так чувствовать мир?

­ А они настоящие, зачем их учить? Это у них надо учиться – не заморачиваться на всяких незначительных вещах. Надо стараться в душе оставаться немного ребенком, и собственные дети в этом очень помогают.

– Помните момент, когда почувствовали себя отцом?

– Да я и сейчас себя до конца отцом не чувствую. Мы больше партнеры что ли, друзья. Бывают такие отцы, которые вот прям – ОТЦЫ! Но я не такой. Я сам-то что знаю в этой жизни? Чему я могу научить? Надо просто чтоб доверительные отношения были, это самое ценное.

Я не считаю себя идеальным или хорошим отцом. Очень мало времени провожу с детьми. У меня работа такая – постоянные разъезды. Но, когда мы вместе, мы непобедимы!

– В чем, по-вашему, проявляется мужчина? Чему должен отец научить сына?

– Мужчина – это в первую очередь дух. Он должен быть духовитым. А это значит, надо быть твердым и разумно распоряжаться своей твердостью. Мне бабушка говорила, что мужчина проявляется в трех ипостасях: охотник, воин, учитель. Вот этому я и стараюсь сына научить.

– А дочери что отец должен передать?

– Как с девочками быть, я вообще не понимаю. Только любить.

— Получается хоть иногда путешествовать всей семьей?

— Конечно. Если концерты где-то поблизости – не дальше Питера, – я беру детей с собой. И в свободное время мы стараемся куда-то выбраться отдохнуть все вместе — не только за границу, но и в небольшое село Дедово в Нижегородской области.

— Что для вас деревня? Отдушина?

— Деревня – это неосуществимая мечта. Переехать? Но как? Город, конечно, утомляет ужасно, но здесь образование, работа, движение, возможности. А там вымирает все. По всей России так. У меня уже столько знакомых пыталось деревню спасать. Может, это и возможно, но для этого в сознании у людей должно что-то поменяться. Сейчас везде непросто, весь мир на каком-то изломе. Но у нас такая особенность – даже когда трещит фундамент дома, мы продолжаем своих тараканов подсовывать соседу по коммунальной квартире. Все время думаем о том, что кругом враги, а не о том, что нужно своей страной заняться.

– Детям нравится в деревне?

– Очень. Когда мы первый раз приехали, был чистый снег, глубокий-глубокий, и стоял настоящий русский холод. А они у меня с полутора лет в прорубь ныряют. Поэтому им сразу понравилось. Ну и плюс, они же видят и перенимают наше отношение ко всему.

– Вообще трудно находить общий язык с детьми? Чувствуете разницу поколений?

– Чувствую, конечно. Мы-то росли по-другому. У них гаджеты, айпэды и всякие компьютерные игрушки. А ты пытаешься привить любовь к чтению, потому что ребенок должен мыслить не только виртуальными образами. Но самое главное – постараться уберечь их от вещизма. Сложно противостоять современной идеологии потребления. А как объяснить маленькому человеку, что смысл не в этом?

— Что плохого в гаджетах?

­ Гаджеты предусматривают действия в заранее заданных параметрах. А человек тем и уникален, что его сознание способно выходить за рамки стереотипов. Именно так рождаются эйнштейны, менделеевы. С одной стороны, гаджеты – это подспорье, а с другой – остается все меньше людей, которые способны на прорыв в какой-то области. А тот поток информации, который отовсюду вливается в наши головы, постепенно заменяет индивидуальное сознание коллективным бессознательным. Вот этого я очень опасаюсь. Потому что сознание – это дар Божий. Это единственное, что ведет тебя к развитию. Мне бы хотелось, чтобы мои дети понимали, что они более парадоксальны, чем даже самая новая игрушка в этом их айпэде.

– Сергей, вы создаете впечатление человека далекого от бизнеса. А занимаетесь коммерческими проектами. В этом нет внутреннего противоречия?

– Знаете, это же ремесло. Ты можешь любую мысль обернуть так, как в голову придет. Хочешь – сделаешь рок-н-ролл, хочешь – попсу, хочешь – джаз. Все зависит оттого, какое у тебя настроение в данный момент. И некоторые вещи ты специально делаешь попроще. У нас программа такая: от рока до откровенного стеба.

Трофимов удивительно разноплановый артист. Его произведения в 90-е звучали из всех торговых палаток и занимали верхние строчки в хит-парадах. Сложно поверить, что разухабистая песня певицы Каролины: «Мама, на кой сдались нам эти Штаты, мама, здесь тоже можно жить богато, мама, не стоит плакать, я русского люблю» и проникновенная «Боже, какой пустяк…» Александра Иванова написаны одним и тем же человеком, выступавшим тогда под сценическим именем Трофим.

– Почти 20 лет назад вышел альбом Александра Иванова «Грешной души печаль». Почти все песни в нем написаны вами, но об этом далеко не все знают. Не расстраиваетесь, что остаетесь в тени?

– Меня это не слишком волнует. Интересно творить, искать – новый звук, новые стихотворные формы. Для меня процесс важнее, чем результат. Я и песни-то свои потом очень редко слушаю. Важно то, что происходит в текущий момент.

В его жизни были и алкоголь, и с наркотики. Сейчас тяжелый этап позади. На вопрос, как уберечь собственных детей от соблазнов, музыкант отвечает: «Нужно проговаривать заранее, что такое алкоголь, что такое наркотики. Уже сейчас, пока они еще маленькие. Ну а дальше только уповать на Бога».

– Ваши дети музыкой занимаются?

Сын Сергея Трофимова Иван

– К сожалению, да.

– К сожалению?

– Я бы хотел, чтобы они стали математиками (улыбается) . Понимаете, хлеб музыканта – тяжелый хлеб. Но Лизка классно поет. Ванька очень хорошо на барабанах играет, гитару осваивает.

– Понимают, кто у них папа?

– Наверное, понимают, но папа для своих детей всегда остается просто папой.

– Вы бываете перед ними неправы?

– Бываю, бываю. Извиняюсь тогда, на равных обсуждаем ситуацию.

– А можете прикрикнуть?

– Если что-то выходит из-под контроля – в основном, это касается их внутренних разборок – надо на обоих сразу рыкнуть. Но в меру. И сразу воцаряется тишь да гладь. А потом они по отдельности ко мне приходят, и тут уже начинается педагогика.

– Если у детей возникают конфликты со сверстниками, вмешиваетесь?

– Мы их обсуждаем дома, но вмешиваться, я считаю, нельзя. Ребенок должен сам найти выход. Вот у Вани, например, был конфликт с мальчиком из старшего класса. Супруга уже хотела идти разбираться. Но мы с сыном поговорили – и конфликт был исчерпан.

– Наказываете детей?

– Нет. Когда старшая была маленькой, я пытался по молодости быть суровым отцом. А потом понял, что все это бесполезно, работает только собственный пример.

– Бывает, наверное, что пришли домой, хотите поработать, а дети мешают. Что делаете?

– Прошу папу не трогать. Они привычные. Вообще любой отец – не обязательно с творческой профессией – должен иметь возможность побыть один, подумать «о судьбах человечества».

– Дети не всегда это понимают.

– Ну, бывает, что и жены не понимают.

– А ваша?

– Моя Настюха все понимает!

— Хотите сказать, что у вас с женой конфликтов не бывает?

– Не бывает. Все мирно. Семья должна быть тихой заводью.

– Каково вообще жить с творческим человеком?

– Нормально. Правда, творческий человек в какой-то момент может уйти в себя. Но супруга моя тоже умеет уходить в себя, она тоже творческий человек *.

– Может быть, в этом секрет семейного счастья?

– Секрет счастья никто вам не скажет.

– Ну, есть какие-то правила, помогающие вам сохранять мир в семье?

– Семья – это способ существования, основанный на взаимном компромиссе.

– На словах-то понятно. Но почему же тогда не все семьи счастливы?

– Счастье нужно выстрадать. Чтобы душа состоялась, она должна страдать.

– Что в вашей жизни было тяжелого?

– А сейчас легко?

– Нет, но отношение изменилось. В юности мы все максималисты, а с возрастом понимаешь: то, что ты считал главным, возможно, вовсе и не главное. Просто надо не быть самовлюбленным идиотом, а почаще наблюдать за собой и за тем, что происходит вокруг. А Господь всегда направляет и дает подсказки.

– Детям своим тоже позволите страдать и ошибаться?

– Да, они на своих ошибках должны выучиться.

– Родителям сложно бывает это принять. Особенно мамам.

– Поэтому папа должен удерживать маму, отвлекать ее и почаще возить отдыхать (смеется) .

*До замужества Анастасия была танцовщицей в балете Лаймы Вайкуле. После рождения детей не работает, но увлеклась фотографией.

Беседовала Александра Оболонкова.

Это интервью – часть , реализуемого интернет-журналом «Батя», Фондом Андрея Первозванного и издательством «Никея». Полную версию интервью вы можете прочесть в

Нечасто можно встретить музыканта, которому Бог отмерил равный талант и вокалиста, и композитора, и сочинителя. Однако в случае с Сергеем Трофимовым - или попросту Трофимом - это действительно так. Ему всего немножко за пятьдесят, но в его жизни уже произошло множество событий, встреч и чудес. А сколько их еще впереди! О биографии певца Сергея Трофимова на сегодняшний момент расскажем далее.

Детские годы чудесные

Единственный ребенок в семье, Сережа появился на свет в шестьдесят шестом году минувшего столетия в праздничный теперь день четвертого ноября в одном из московских роддомов. Родители мальчика были очень молоды. Мама, Галина, как и бабушка, работала библиографом, папа, Вячеслав, трудился на заводе. Молодость, неопытность и горячность не позволили Галине и Вячеславу пройти сквозь тяготы семейного быта и воспитания ребенка, сохранив любовь. Когда Сереже было три года, родители разошлись. Малыш остался с мамой и бабушкой.

Как позже вспоминал сам Сергей, период детства стал для него временем свободы, беззаботной уличной вольницы, проведенным на крышах и во дворах родного квартала. Однако будущий артист находил возможность и заниматься музыкой, которая появилась в его жизни достаточно внезапно - в тот год, когда Сереже исполнилось пять лет. Просто в тот детский садик, куда ходил маленький Трофимов, пришли представители московской хоровой капеллы отбирать к себе малышей. Было устроено прослушивание - так туда попал и Сергей.

Музыка в биографии Сергея Трофимова

В хоровой капелле, учреждении, которое было известно в те годы на всю страну и в которое "простых смертных" брали "со скрипом", Сережа проучился до семнадцати лет: до обеда были общеобразовательные занятия, после обеда - музыкальные. Педагоги считали Сергея юным дарованием, видели в нем талант от Бога и тягу к музыке. Сергей действительно очень любил подбирать музыку на фортепиано, играть на котором отлично умел. Ему нравилась "серьезная", классическая, музыка, и все, кто знал его, предрекали ему путь в классические музыканты. Возможно, так и случилось бы, но, как это всегда и бывает, помешало роковое обстоятельство.

В тринадцать-четырнадцать лет Сережа был в летнем лагере. В таком возрасте мальчишки очень любят "выделываться" перед девчонками, и юный Трофимов отнюдь не являлся исключением. Желая поразить девочек своей ловкостью и отвагой, он полез на высоченное дерево и, не удержавшись, рухнул с двенадцатиметровой высоты, сломав обе руки. Как вспоминал позже сам певец, медики собирали его руки "по кусочкам". Травма была настолько серьезной, восстановление - таким долгим, что, казалось, о музыке можно забыть. Но на смену мелодиям пришли слова. Сергей начал писать стихи. Так в биографии Сергея Трофимова открылась новая страница.

С чистого листа

Чтобы разработать непослушные руки, Трофимову пришлось приложить немало усилий. Через адскую боль, через обмороки он сгибал и разгибал пальцы и локтевые суставы, занимался карате, упорно двигаясь к своей цели. Тогда силу ему придавала музыка, с которой его познакомили друзья как раз в этот период: AC/DC, Queen и так далее. По признанию самого музыканта, это была "свобода". Он хотел петь так же.

Студенчество

После окончания школы Сережа поступил в институт культуры. Однако долго там не проучился - через два-три года бросил, перейдя в консерваторию на факультет теории композиции. Не закончил, впрочем, Трофимов и ее - но ушел уже не самостоятельно, а будучи отчисленным: очень уж не нравилась молодому музыканту та пропаганда, коей полны были советские институты. Сергей начал свое "свободное плавание".

Первые шаги

В середине восьмидесятых, как можно узнать из биографии Сергея Трофимова, у него появилась своя группа, с которой он играл по разным клубам и дворцам культуры. Ребята выступали в стиле, который Трофимов охарактеризовал как "арт-рок". За свои выступления молодые музыканты получали даже гонорары, а потом и вовсе умудрились стать лауреатами одного из молодежных фестивалей. Именно тогда состоялось знакомство Сергея с начинающей певицей Светланой Владимирской. Вскоре после этого Сергей написал для Светланы песню, а потом - записал ее альбом, ставший для артистки дебютным.

Духовный путь

А затем пришел девяносто первый год. Год распада Союза, когда вдруг в одно мгновение изменилась вся прежняя привычная и понятная жизнь. Для многих это стало стрессом, с которым каждый справлялся как мог. Необходимость перемен в себе почувствовал и Сергей. И подался в церковь - стал певчим.

В церкви Сергей провел два года. Жил по уставу, не давал концертов, думал о том, чтобы вообще уйти в монахи. От этого шага его отговорил его духовный наставник, отец Николай, сказав, что предназначение Трофимова - быть музыкантом. Как впоследствии говорил сам певец, из церкви он ушел со светлым настроением - он был готов вновь вернуться в шоу-бизнес, несмотря на то, что для этого потребовалось бы начать все сначала.

Второй шанс

В 1994 году, как следует из биографии Сергея Трофимова, произошли две судьбоносные встречи. Первая - с Александром Ивановым, лидером группы "Рондо", а вторая - со Степаном Разиным, мужем певицы Каролины. Судьбоносными они оказались потому, что Иванову очень понравились песни, которые писал Сергей - большую часть из них он спел, выпустив альбом "Грешной души печаль". Что же касается Разина, то именно он предложил Сергею Трофимову начать петь самому, записав те песни, которые "забраковал" Иванов. Так и появился певец по имени Трофим со своим дебютным диском под оригинальным названием "Аристократия помойки".

Проба пера у начинающего исполнителя оказалась немного другой, непохожей на те песни, которые впоследствии стал писать артист. Сейчас он известен слушателям как лирик, тогда же, в конце девяностых, перед зрителями и слушателями предстал больше шансонье с разухабистыми мотивами и незамысловатыми текстами. Такого Трофимова тогда не слишком полюбили. В его текстах содержалось много крамольных высказываний, с которыми дорога в большой шоу-бизнес, на телевидение была закрыта. Так что через какое-то время, как сообщается в личной биографии Сергея Трофимова, у артиста появилась новая музыка: композиции, которые по стилю уже разительно отличались от первоначальных. Такого Трофима аудитория приняла на ура. К артисту наконец-то пришло признание.

Двадцать первый век

В новом веке Трофимов работает не покладая рук. Он пишет песни как для себя, так и для других исполнителей, среди которых уже упомянутая выше Светлана Владимирская, а также Александр Иванов, Николай Носков и многие другие. Как следует из биографии Сергея Трофимова, у артиста наступает новая веха. Он дает концерты, выступает в Чечне, пишет очень много стихов и выпускает даже свой сборник - благодаря чему становится членом Союза писателей России. Трофим участвует в различных фестивалях и конкурсах, становится их лауреатом, имеет награды. Новый век принес Трофимову действительно признание, но не только его - еще и бешеную популярность. Начиная с 2004 года и каждый год в дальнейшем артист стал организовывать фестиваль под названием "Сергей Трофимов собирает друзей". Благодаря этому фестивалю появилась возможность выступить и заявить о себе у молодых исполнителей, у которых недостаточно средств для того, чтобы раскрутиться самостоятельно.

В 2005 году Трофимов отметил десятилетие собственной творческой деятельности и не абы как, а двумя грандиозными аншлаговыми концертами в самом Кремле. Поддержать артиста тогда пришли многие его именитые коллеги.

В прошлом году Трофим презентовал последний на настоящий момент свой альбом и он уже семнадцатый в карьере артиста. А еще минувший год запомнился почитателям музыканта тем, что его младшая дочка Лиза пошла по стопам отца - она записала свой первый сингл.

Личная жизнь в биографии певца Сергея Трофимова

Музыкант Трофим был женат дважды. О первой жене в биографии Сергея Трофимова информации не так много. Ею стала девушка по имени Наталья. Они познакомились и поженились совсем молодыми, обоим едва стукнуло двадцать. В восемьдесят восьмом году - Сергею тогда было двадцать два года - у пары родилась дочка Аня. Однако, как часто случается, даже ребенок не смог спасти семью, и родители девочки разошлись. Через несколько лет разлуки Сергей с Натальей попробовали начать все заново, но, несмотря на их энтузиазм, из этого ничего не вышло. Когда Ане было пятнадцать, ее родители развелись окончательно.

Личной жизни в биографии Сергея Трофимова уделено особое внимание. В том же 2003 году она заиграла новыми красками. Сергей познакомился с танцовщицей по имени Настя.

У них случилась любовь с первого взгляда, а вскоре Анастасия забеременела. Это случилось еще до развода Сергея с первой супругой, поэтому сразу пожениться у Анастасии и Сергея не получилось. Они сделали это лишь через некоторое время, когда их первому ребенку, сыну Ивану, стукнуло полтора года. Кроме того, в 2008 году на свет появилась дочка Лиза, второй общий ребенок, лишь укрепивший их брак и наладивший личную жизнь.

О жене в биографии Сергея Трофимова сказано, что она в его жизни играет важную роль. С Настей музыкант часто советуется, делится проблемами. А еще именно Анастасия ведет хозяйство в их загородном доме - и обустроила его, кстати, тоже именно она.

Такова биография певца Сергея Трофимова на настоящий момент, а впереди у него еще много неоткрытых и чистых страниц.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры