Виды нательных крестов разных веков. Виды православных крестов

Главная / Измена жены

В христианстве почитание креста принадлежит католикам и православным. Символическая фигура украшает купола церквей, дома, иконы и прочую церковную атрибутику. Православный крест имеет огромное значение для верующих людей, подчёркивая их бесконечную приверженность религии. Не менее интересна история появления символа, где разнообразие форм позволяет отразить глубину православной культуры.

История возникновения и значение православного креста

Многие люди воспринимают крест как символ христианства . Изначально фигура символизировала орудие убийства в казнях евреев во времена Древнего Рима. Таким способом казнили преступников и христиан, подвергшихся гонениям с момента правления Нерона. Подобный вид умерщвления практиковался в древности у финикийцев и перекочевал через колонистов - карфагенян в Римскую Империю.

Когда Иисус Христос был распят на столбе, отношение к знаку изменилось в положительную сторону. Смерть Господа явилась искуплением грехов человеческого рода и признанием всех народов. Его страданиями были покрыты людские долги перед Отцом Богом.

Иисус нёс на гору простое перекрестье, затем воинами было прикреплено подножье, когда выяснилось, до какого уровня дотягиваются ноги Христа. В верхней части находилась табличка с надписью: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский», прибитая по распоряжению Понтия Пилата. С того момента зародилась восьмиконечная форма православного креста.

Любой верующий человек, увидев святое распятие, невольно задумывается о мученической смерти Спасителя, принятой в избавление от вечной смерти человечества после грехопадения Адама и Евы. Эмоциональную и духовную нагрузку несёт православный крест , изображение которого предстаёт внутреннему взору верующего. Как утверждал святой Иустин: «Крест - великий символ силы и власти Христовой». По-гречески «символ» означает «соединение» или проявление невидимой реальности через натуральность.

Привитие символических изображений затруднялось во времена иудеев с возникновением новозаветной церкви в Палестине. Тогда почиталась приверженность преданиям и запрещались изображения, рассматриваемые как идолобесие. С увеличением числа христиан влияние иудейского мировоззрения снижалось. В первые века после казни Господа последователи христианства подвергались гонениям и совершали обряды тайно. Угнетённое положение, отсутствие защиты государства и церкви напрямую отразилось на символике и богослужении.

Символы отражали догматы и формулы Таинств, способствовали выражению слова и являлись священным языком передачи веры и защиты церковного учения. Вот почему крест имел огромное значение для христиан, символизируя победу добра и над злом и даруя вечный свет жизни над мраком ада.

Как изображается крест: особенности внешнего проявления

Существуют различные варианты начертаний распятий , где можно увидеть простые формы с прямыми линиями или сложные геометрические фигуры, дополненные разнообразным символизмом. Религиозная нагрузка у всех конструкций одинаковая, отличается лишь внешнее оформление.

В Средиземноморских восточных странах, России, на востоке Европы придерживаются восьмиконечной формы распятия - православной. Другое его название - «Крест святого Лазаря».

Перекрестье состоит из верхней перекладины малого размера, нижней - большой и наклонного подножья. Вертикальная поперечина, размещённая в нижней части столба, предназначалась для опоры ног Христа. Направление наклона перекладины не меняется: правый конец выше левого. Такое положение означает, что в день Страшного суда праведники встанут по правую руку, а грешники - по левую. Царство небесное даруется праведникам, о чём свидетельствует правый угол, воздетый кверху. Грешники же низвергаются в низины ада - указывает левый конец.

Для православной символики характерно начертание монограммы в основном на концах среднего перекрестья - IC и XC, обозначают имя Иисуса Христа. Более того, надписи располагаются под средней поперечиной - «Сын Божий», далее по-гречески НИКА - переводится как «победитель».

Малая перекладина содержит надпись с табличкой, сделанной по приказу Понтия Пилата, и содержит аббревиатуру Инци (ІНЦІ — в православии), и Инри (INRI - в католичестве), - так обозначаются слова «Иисус Назарей Царь Иудейский». Восьмиконечное отображение с большой достоверностью передаёт орудие смерти Иисуса.

Правила построения: пропорции и размеры

Классический вариант восьмиконечного перекрестья строится в правильной гармоничной пропорции, заключающейся в том, что все воплощённое Творцом - совершенно. Построение основано на законе золотого сечения, которое опирается на совершенстве человеческого тела и звучит так: результат деления величины роста человека на расстояние от пупка до стоп равен 1,618, и совпадает с полученным результатом от деления величины роста на промежуток от пупка до макушки. Подобное соотношение пропорций заключено во многих вещах, в том числе в христианском кресте, фото которого является примером построения по закону золотого сечения.

Нарисованное распятие вписывается в прямоугольник, стороны его приведены в соотношение правилам золотого сечения - высота, разделённая на ширину, равняется 1,618. Другая особенность заключается в том, что величина размаха рук человека равна его росту, поэтому фигура с распростёртыми руками гармонично заключается в квадрате. Таким образом, размер среднего пересечения соответствует размаху рук Спасителя и равняется расстоянию от перекладины до скошенного подножья и характерно росту Христа. Подобные правила должен учитывать каждый, кто собирается написать крест или применить векторный образец.

Нательные крестики в православии считаются теми, что носятся под одеждой, ближе к телу. Не рекомендуется выставлять символ веры напоказ, надевая поверх одежды. Церковные изделия имеют восьмиконечную форму. Но существуют крестики без верхних и нижних перекладин - четырехконечные, такие тоже допускаются к ношению.

Канонический вариант выглядит как восьмиконечные изделия с изображением в центре Спасителя или без такового. Обычай носить на груди церковные крестики, выполненные из различного материала, возник в первой половине IV века. Изначально у последователей христианской веры было принято носить не кресты, а медальоны с образом Господа.

В периоды гонений с середины I и до начала IV века существовали мученики, выражавшие желание пострадать за Христа и наносившие перекрестье в область лба. По отличительному знаку добровольцев быстро вычисляли и предавали мученической смерти. Становление христианской религии ввело в обычай ношение распятий, тогда же их ввели в установление на крышах церквей.

Многообразие форм и видов креста не противоречит христианской религии. Считается, что всяческое проявление символа есть истинный крест, несущий животворящую силу и небесную красоту. Чтобы понять, какими бывают православные кресты, виды и значение , рассмотрим основные типы оформления:

В православии наибольшее значение уделяется не столько форме, сколько изображению на изделии. Более распространены шестиконечные и восьмиконечные фигуры.

Шестиконечный русский православный крест

На распятии наклонная нижняя перекладина выступает в роли измерительных весов, оценивающих жизнь каждого человека и его внутреннее состояние. Фигура на Руси применялась издревле. К 1161 году относится шестиконечный поклонный крест, введённый княжной Ефросинией Полоцкой. Знак использовался в русской геральдике в составе герба Херсонской губернии. В количестве его концов заключалась чудотворная сила распятого Христа.

Восьмиконечный крест

Самый распространённый вид, является символом православной русской Церкви. По-другому называется - Византийский . Восьмиконечье образовалось после акта распятия Господа, до этого форма была равносторонней. Особенностью является нижнее подножие, помимо двух верхних горизонтальных поперечен.

Вместе с Творцом были казнены ещё двое преступников, один из которых стал издеваться над Господом, намекая на то, что если Христос является истинным, то обязан спасти их. Другой осуждённый возразил ему тем, что они настоящие преступники, а Иисус осуждён ложно. Защитник находился по правую руку, поэтому левый конец подножия воздет кверху, символизируя возвышенность над другими преступниками. Правая сторона перекладины опущена, как знак унижения остальных перед справедливостью слов защитника.

Греческий крест

Называется также «корсунчик» древнерусский . Традиционно использовался в Византии, считается одним из древнейших русских распятий. Предание гласит, что князь Владимир крестился в Корсуни, откуда вывез распятие и установил на берегах Днепра Киевской Руси. Четвероконечный образ сохранился и поныне в Софийском соборе Киева, где высечен на мраморной плите погребения князя Ярослава, являвшего сыном святого Владимира.

Мальтийский крест

Относится к официально принятому символическому распятию ордена святого Иоанна Иерусалимского на острове Мальта. Движение открыто противостояла масонству, и, по некоторым сведениям, участвовало в организации убийства Павла Петровича - императора Российского, покровительствующего мальтийцам. Фигурально крест представлен равносторонними лучами, расширяющимися у концов. Выдаётся за воинские заслуги и мужество.

Фигура содержит греческую букву «Гамма» и напоминает по виду древнеиндийский знак свастики, означающей высшее бытие, блаженство. Впервые изображался христианами в римских катакомбах. Часто использовался для украшений церковной утвари, евангелий, вышивался на одежде византийских служителей церкви.

Символ был широко распространён в культуре древних иранцев, ариев, часто встречался в Китае и Египте в эпоху палеолита. Свастика почиталась во многих областях Римской Империи и древнеславянских язычников. Изображался знак на перстнях, украшениях, кольцах, знаменуя огонь или солнце. Свастика была воцерковлена христианством и многие древние языческие традиции переосмыслены. На Руси изображение свастики использовалось в украшении церковных предметов, орнаменте и мозаики.

Что означает крест на куполах церквей

Накупольными крестами с полумесяцем украшали соборы с древних времён. Одним из таких был собор святой Софии Вологодской, построенный в 1570 году. В домонгольский период часто встречалась восьмиконечная форма накупольника, под перекладиной которого размещался полумесяц, повёрнутый рогами вверх.

Существуют различные пояснения подобной символики. Наиболее известное понятие сопоставляется корабельному якорю, считающемуся символом спасения. В другом варианте луна знаменуется купелью, в которую облекается храм.

Значение месяца интерпретируется по-разному:

  • Вифлеемская купель, принявшая младенца Христа.
  • Евхаристическая чаша, содержащая тело Христово.
  • Церковный корабль, ведомый Христом.
  • Змий, попранный крестом и возложенный к ступням Господа.

Многих людей волнует вопрос - в чём отличие католического креста от православного. На самом деле, отличить их весьма просто. В католичестве предусмотрен четырехконечный крест, на котором руки и ноги Спасителя распяты тремя гвоздями. Подобное отображение появилось в III веке в Римских катакомбах, но до сих пор остаётся популярным.

Отличительные признаки:

За минувшие тысячелетия православный крест неизменно охраняет верующего человека, являясь оберегом от злых видимых и невидимых сил. Символ является напоминанием о принесённой жертве Господа во спасение и проявлении любви к человечеству.

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся - встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1) , который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит - римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, - говорит святитель Дмитрий Ростовский. - И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3) , и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

7654 просмотров

Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.

Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….

Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.

Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.

Чем отличается православный крест от католического

Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.

Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:

“Крест всякой формы есть истинный крест”.

И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.

О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:

«Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). -24).

Сербский Патриарх Ириней так говорит:

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме ».

А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?

Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.

Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.

  • Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
  • Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
  • В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» - что означает Победитель.

  • Еще одной отличительной особенностью является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом распятии, и каждая по отдельности пригвождена на православном кресте.
  • Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
  • У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.

Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.

И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:

И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.

«Возьми крест свой, и следуй за Мной»
(Мк. 8, 34)

О том, что Крест в жизни каждого православного человека играет большую роль известно всем. Это касается и Креста, как символа крестных страданий православного христианина, которые он должен переносить со смирением и упованием на волю Божью, и Креста, как факта исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападков. Стоит отметить, что Крестным знамением совершались многие чудеса. Достаточно сказать, что одно из великих Таинств совершается Крестом — Таинство Евхаристии. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан, Спиридон Тримифунтский превращал змею в золото, крестным знамением исцеляли больных и бесноватых. Но, пожалуй, самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с глубокой верой, ограждает нас от власти сатанинской.

Сам Крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа»

Крест сопровождает православного человека в течение всей жизни. «Тельник», так назывался нательный крест на Руси, возлагается на малыша в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях это глубокая христианская вера, в других — формальная, внешняя принадлежность к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности, годами советской антирелигиозной пропаганды, отступничества от Бога. А ведь, Крест — это величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

С нательным крестом сегодня связано очень много различных непониманий и даже суеверий, мифов. Давайте попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.

Нательный крест потому так и называется, что его носят под одеждой, никогда не выставляя напоказ (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, не лишним так же будет поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани»

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Полагая на чело три большие перста, нужно говорить: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключить словом «Аминь». Можно так же во время наложения Креста произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью, Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие.

Каждая линия Креста имеет глубокое символическое значение. На обороте креста чаще всего делают надпись «Спаси и сохрани», иногда встречаются молитвенные надписи «Да воскреснет Бог» и другие.

Восьмиконечная форма православного креста

Классический восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Над длинной средней перекладиной такого креста находится прямая короткая перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний — на юг — символизирует подножие, призванное служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, потому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех без исключения людей под властью греха. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Четырехконечная форма креста

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «„Византийский“ четырехконечный крест на самом деле есть крест „русский“, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Энколпион — крест-мощевик

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для Причащения в своих домах и имели при себе. Самыми распространенными были мощевики выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди.

Крест-мощевик состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещаются святыни. Как правило, в таких крестах находится кусочек ткани, воска, ладана, либо просто пучок волос. Будучи заполненными, такие кресты обретают великую защитную и целительную силу.

Крест схимнический, или «Голгофа»

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или Причащении. По преданию Адам был погребен на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:

  • «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть
  • «Г.Г.» — гора Голгофа
  • «Г.А.» — глава Адамова
  • Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи:

  • «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
  • а под ней: «НИКА» — Победитель;
  • на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий,
  • но чаще «I.Н.Ц.I» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
  • надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — означает Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении монахов, принявших схиму — обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при Крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов также используется изображение Креста «Голгофа» на стенах здания по четырем сторонам света.

Как отличить православный крест от католического?

Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий. В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем. Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

Освящение нательного крестика

Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование. Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил. Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя. В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание. Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

Материал подготовила Игнатова Наталья

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры