Виктория колос и андрей. Необычная спальня: до и после ремонта

Главная / Измена жены

Российский художник, дизайнер интерьеров. Член Объединения декораторов интерьеров. Возлюбленная певца Андрея Давидяна .

Виктория Колос. Биография

Виктория Колос родилась в Ростове-на-Дону. С 2002 года работает и живет в Москве. Некоторое время Виктория работала моделью, потом занималась тату, открыв собственный салон.

Окончила Художественное училище им. М. Б. Грекова, училась дизайну в одной из московских школ интерьера. Также Виктория стажировалась в Лондоне. Она является одной из немногих, чьи проекты знаменитая британская компания ANDREW MARTIN включила в ежегодный альбом лучших декораторских работ мира. Собственную стилистику Виктория Колос называет «чувственной»: она может в едином ансамбле гармонично соединить тонкие, воздушные шелка со сталью и бетоном, а также придать изящную легкость лаконичным архитектурным пространствам. Виктория – участница ежегодных выставок «Неделя декора» журнала «Мезонин».

Виктория Колос, разрабатывая интерьеры, никогда не использует натяжные и многослойные потолки «волной», да и вообще любые материалы из пластика. Дизайнер предпочитает делать пространство понятным и простым. Материал же, убеждена Виктория, должен быть приятным, тактильным.

Была замужем за архитектором Алексеем Козырем , с которым познакомилась в школе ”Детали”. Алексей был преподавателем Виктории.

В 2005 году принцесса Кентская, посетив Москву, удостоила Викторию Колос призом «Имя года в дизайне интерьера».

Несколько лет Виктория Колос была гражданской женой звезды шоу «Голос » Андрея Давидяна . На своей 59-м дне рождения певец представлял Викторию как «фантастическую девушку, которую очень любит». Давидян подчеркивал, что Виктория Колос очень многое сделала в его жизни и открыла для него большие пространства. Со слов артиста, именно Виктория являлась половиной его успеха.

Виктория Колос первой сообщила о смерти Андрея Давидяна. 13 ноября 2016 года на ее странице в Facebook появилась совместная фотография с певцом с подписью: « Спи спокойно мой мальчик...»

Продолжаем серию интервью с отечественными VIP декораторами и дизайнерами. Виктория Колос - выпускница художественного училище им. М. Б. Грекова, училась дизайну в одной из московских школ интерьера, стажировалась в Лондоне. Одна из немногих, чьи проекты британская компания ANDREW MARTIN включила в ежегодный альбом лучших декораторских работ мира. Ее интерьеры всегда отличались высоким вкусом и неожиданностью решений. Она легко и изящно соединяет брутальную архитектуру, бетон, шелк и лен, смелые колористические решения и мега-современные детали. В интервью Виктория Колос рассказывает о том, что такое современная классика, как сочетать обои и бетон, на чем можно и на чем нельзя экономить, и много другого, очень интересного.

Виктория Колос, дизайнер.

Вика, ваши работы всегда отличались широтой взглядов и остротой решений, что сейчас?

Я немного изменилась в последние годы. Тогда для меня были принципиальны моя смелость и мои амбиции. Сегодня я больше слушаю заказчиков, для меня, прежде всего, важны их удобства. Но все, что делаю, это все равно - мой дизайн, не сплошные компромиссы. Но, повторяю, я стала мягче в решениях. Раньше могла залихватски залить бетоном все, и стены, и полы, сейчас потеплело, такого не позволяю. Теперь в моих интерьерах бетона все меньше, природных материалов все больше.

Какие же материалы предпочтительнее?

Разумеется, природные, как я уже сказала. Их никто не отменял, и они никогда не выдут из моды. Это дерево, камень, обязательно стекло, обязательно натуральные ткани: шелк, хлопок, лен. Лен я просто обожаю. Но бетон не ушел совсем из моих интерьеров, он просто долго не появлялся. Клиент должен быть готов к бетону. Нельзя шокировать людей. Но люди, любящие бетон и понимающие в нем толк, всегда находятся.

Заказчик изменился, ну скажем, за последние 8-10 лет?

Мне кажется, да, изменился, и в лучшую сторону. Во-первых, он понимают, что надо иметь дело с профессионалами. Он прислушивается и больше доверяет, чем раньше. Сейчас работать с заказчиком стало легко.

Что же он предпочитает?

Заказчик, как всегда, предпочитает современную классику. Ее хотят все. Кстати, когда начинаешь говорить с заказчиком, очень важно сразу выяснить какой стиль предпочтителен. Потому что люди до сих пор путаются. Но это, в общем, и нормально, потому что это не их профессия, они не обязаны знать тонкостей стилей. Потом же все равно выясняется, что людям больше нравится современная классика, которую они и заказывают.

А что такое современная классика, по-вашему? У нее ведь много трактовок.

Современная классика - это прежде всего, грамотные, хорошие пропорции, сочетание современных материалов с какими-то классическими приемами, классической мебелью. Современная классика - это классический карниз на бетонной стене.

Если я вижу интересное помещение, которое надо лишь чуть-чуть отреставрировать и подчеркнуть настоящую лепнину, то в интерьере появляется современная мебель. Если же стены совсем новые, подчеркнуто брутальные, (я могу, например, оставить бетон или все сделать в кирпиче), тогда уже появляется классическая мебель. Нужен контраст.

Обожаю обои. Они с каждым годом становятся все лучше и лучше, все интереснее. Я не люблю заливать обоями все стены, предпочитаю фрагменты. С бетоном обои сочетаются прекрасно. К бетону подойдут винтажные, ручной работы. Можно использовать «бабушкинские» рисунки - цветочек и мелкий, и крупный. Рисунок может быть еле заметный, может быть и яркий.
Но обычно, в моих интерьерах ярких цветов нет. Предпочитаю седые оттенки, пыльные. Это мне по сердцу, это успокаивает очень, интерьер становится медитативным.

Чего вы никогда не делали и не будете делать в своих интерьерах?

Я никогда не сделаю интерьер с натяжными потолками, с многослойными потолками, идущими волной. Это ужас! Я предпочитаю делать пространство простым и понятным. А из материалов не буду использовать пластиковые поверхности, «под природный камень», «под малахит». Это же просто жуть! Не могу выносить пластик. Материал должен быть материальным, должен быть приятным, тактильным. На материалах экономить нельзя.
Экономить, конечно, приходится на чем-то. Если, например, заказчик любит искусство, но у него не очень много денег, мне кажется, достаточно будет бетонных стен и ламината в интерьере. А главным в интерьере станет искусство, его коллекция.

Вы по-прежнему работаете с искусством в интерьере?

Случается по-разному. Часто людям кажется, что искусство в интерьере - это дорогое удовольствие. Но если работаю, то с искусством современным, не антиквариатом.
Мне, например, нравятся работы Ольги Гороховой, бельгийской художницы русского происхождения. Я бы хотела, чтобы у моих заказчиков в домах они висели.

Интерьеры Loft Restaurant & Bar. Фотограф Кирилл Овчинников.

Ваши планы?

Я по-прежнему, занимаюсь частными интерьерами, но очень хочется делать интерьеры общественные. Занимаюсь в основном квартирами. Зимой был загородный дом, не слишком большой, величиной в 300 квадратных метров.
Возможно, вернусь к идее конкурсов. Раньше часто участвовала и в конкурсах, и в выставках. Сейчас то ли устала, то ли мне это перестало быть интересным. Надо подумать.

Интерьеры Loft Restaurant & Bar. Фотограф Кирилл Овчинников.

Известный рокер, участник «Трех аккордов» и «Голоса» представил новую спутницу – популярного дизайнера.

[:rsame:]

Свой 59-й день рождения звезда «Трех аккордов» и «Голоса» Андрей Давидян отметил в одном из московских ресторанов. Поздравить звезду собрался полный зал его поклонников, среди которых наши корреспонденты не без удивления заметили его коллег по шоу.

– Мне очень радостно, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, ко мне пришли столько людей, – не скрывал эмоций Давидян. – Это очень характеризует нашу публику, которая интереса к музыке не теряет. Зрители тянутся к тому, чтобы услышать что-то такое, что согреет их в зимние холодные дни!

Зрители внимали Андрею и после каждой песни устраивали ему сокрушительные овации. Пристально наблюдал за происходящим и победитель «Голоса» Сергей Волчков. Певец пришел на праздник к Давидяну в одиночестве и то и дело теребил обручальное кольцо.

Александр Маршал так и не выдал тайну, кто победил в шоу / Мила Стриж

Сойдя со сцены, именинник отправился в гримерку. Мало кто из собравшихся знал, что здесь его уже поджидала симпатичная брюнетка.

[:rsame:]

– Вы видите перед собой фантастическую девушку, которую я очень люблю, – не стал скрывать своих эмоций Андрей. – Познакомьтесь: Виктория Колос. Она блистательный художник, дизайнер по интерьерам. Она очень многое сделала в моей жизни и открыла для меня очень большие пространства. Я боюсь говорить все... Или вы хотите, чтобы я все сказал? Она может многое, запомните. Она половина моего успеха – я считаю так. Я ни от кого ничего не скрываю!

Познакомил Давидян Викторию и с Александром Маршалом. Тот пришел на праздник к Андрею вместе с супругой, с которой редко выходит в свет. В этот вечер Александр попросил официантов принести ему... суп. Но просьбу певца выполнить не смогли: оказалось, что в заведении первые блюда не готовят.

– Уже дней десять не ел супа! – признался Александр и, налив себе виски, пошел поздравлять именинника. Причем делал это искренне, от души.

Андрей Давидян / Мила Стриж

– Даже не скажешь, что вы конкуренты в «Трех аккордах», – довольно улыбнулся кто-то из присутствующих.

– Боже упаси! – взмахнул руками Маршал. – В музыке конкурентов не бывает. «Три аккорда» – это шоу. И жюри там посажено только для того, чтобы людям было интересно. Наш проект – это прежде всего красивые песни и общение. Я уже знаю, кто выиграл. Но вам не скажу.

Согласилась с Маршалом и другая звезда «Трех аккордов» – Анастасия Спиридонова. Настя пришла на праздник к Давидяну с огромным букетом цветов. Поздравив именинника, девушка рассказала нашему корреспонденту, что недавно и сама справила юбилей, правда, в Америке.

– Это было прекрасное путешествие! – призналась певица. – Я побывала во многих местах: в каждом городе больше двух дней не задерживалась! А сам день рождения я встретила в Лас-Вегасе. Играла в казино! Вышла без потерь: сколько поставила, столько и выиграла. Это самое главное. Хотя я не большая любительница казино. Помню, давным-давно в Москве играла. Но это так: детские забавы. В общем, получила массу впечатлений. У меня произошла такая эмоциональная встряска, просто не передать словами!

Каким материалам отдавать предпочтение при формировании интерьера? Как работать со стилями? А чего делать категорически нельзя. Своими идеями делится дизайнер Виктория Колос

Виктория Колос - выпускница художественного училище им. М. Б. Грекова, училась дизайну в одной из московских школ интерьера, стажировалась в Лондоне. Одна из немногих, чьи проекты британская компания Andrew Martin включила в ежегодный альбом лучших декораторских работ мира. Ее интерьеры всегда отличались высоким вкусом и неожиданностью решений. Она легко и изящно соединяет брутальную архитектуру, бетон, шелк и лен, смелые колористические решения и мега-современные детали

О материалах. Разумеется, природные. Их никто не отменял, и они никогда не выдут из моды. Это дерево, камень, обязательно стекло, обязательно натуральные ткани: шелк, хлопок, лен. Лен я просто обожаю. Но бетон не ушел совсем из моих интерьеров, он просто долго не появлялся. Клиент должен быть готов к бетону. Нельзя шокировать людей. Но люди, любящие бетон и понимающие в нем толк, всегда находятся.

О стилях. Современная классика — это прежде всего, грамотные, хорошие пропорции, сочетание современных материалов с какими-то классическими приемами, классической мебелью. Современная классика — это классический карниз на бетонной стене. Если я вижу интересное помещение, которое надо лишь чуть-чуть отреставрировать и подчеркнуть настоящую лепнину, то в интерьере появляется современная мебель. Если же стены совсем новые, подчеркнуто брутальные, (я могу, например, оставить бетон или все сделать в кирпиче), тогда уже появляется классическая мебель. Нужен контраст.

Об отделках. Обожаю обои. Они с каждым годом становятся все лучше и лучше, все интереснее. Я не люблю заливать обоями все стены, предпочитаю фрагменты. С бетоном обои сочетаются прекрасно. К бетону подойдут винтажные, ручной работы. Можно использовать «бабушкинские» рисунки — цветочек и мелкий, и крупный. Рисунок может быть еле заметный, может быть и яркий. Но обычно, в моих интерьерах ярких цветов нет. Предпочитаю седые оттенки, пыльные. Это мне по сердцу, это успокаивает очень, интерьер становится медитативным.

Об искусстве в интерьере. Часто людям кажется, что искусство в интерьере — это дорогое удовольствие. Но если работаю, то с искусством современным, не антиквариатом. Мне, например, нравятся работы Ольги Гороховой, бельгийской художницы русского происхождения. Я бы хотела, чтобы у моих заказчиков в домах они висели.

О табу. Я никогда не сделаю интерьер с натяжными потолками, с многослойными потолками, идущими волной. Это ужас! Я предпочитаю делать пространство простым и понятным. А из материалов не буду использовать пластиковые поверхности, «под природный камень», «под малахит». Это же просто жуть! Не могу выносить пластик. Материал должен быть материальным, должен быть приятным, тактильным. На материалах экономить нельзя. Экономить, конечно, приходится на чем-то. Если, например, заказчик любит искусство, но у него не очень много денег, мне кажется, достаточно будет бетонных стен и ламината в интерьере. А главным в интерьере станет искусство, его коллекция.

Комментировать в FB Комментировать в VK

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры