Владимир васильев. Балетмейстер Васильев Владимир Викторович: биография, личная жизнь, творчество Васильев балетмейстер

Главная / Измена жены

Даже на русской сцене – лучшей балетной сцене мира – редко появляются танцовщики, обладающие такой экспрессией, силой, мужественной красотой танца и широтой творческого диапазона.

В 1947 году Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского Дома пионеров. Педагог Елена Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра – это были русский и украинский танцы. В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской.

Как вспоминали многие его старшие коллеги и педагоги-репетиторы, в то время он не производил впечатления танцовщика, способного на исполнение столь разноплановых ролей. В ту пору танцовщик выглядел несколько простоватым, с более развитой, чем это принято по классическим канонам, мускулатурой, отчего казался немного приземистым. Однако Васильев совершенно преображался на сцене, и движения его, и лицо становились столь одухотворенными, что исполнение любой роли, от героической до лирико-романтической, было для него органичным. Великолепные хореографические способности, мощный прыжок-полет усиливали это впечатление.

В 1958 году он окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ шестидесятилетнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини».

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и не собирался танцевать классику. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана».

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил восемнадцатилетнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики.

За ролью Данилы-мастера последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

В 1964 году он исполнил две диаметрально противоположные партии: эмоциональный, страстный Меджнун («Лейли и Меджнун» в постановке К. Голейзовского), пластика которого наполнена восточным колоритом и экспрессией, – и Петрушка (одноименный балет по М. Фокину в постановке Боярского), в партии которого Васильеву удалось соединить «механичность» пластики куклы, ее внутреннюю и внешнюю скованность с глубоким драматизмом.

Все партии Владимира Васильева отличались большим разнообразием, требующим от артиста разноплановости его амплуа. Очень интересен был созданный им образ Щелкунчика в постановке Юрия Григоровича. Владимир Васильев сумел со свойственным ему артистизмом показать превращение Щелкунчика-куклы в образ, исполненный одухотворенности и благородства.

В 1968 году Владимир Васильев создал на сцене героический образ Спартака, исполнив эту партию в балете Григоровича. Партия Спартака была очень сложна технически, танцовщику необходимо было проявить в ней высочайший на то время уровень хореографической техники, и Васильев справился с этой задачей блестяще. Артистизм Владимира Васильева позволил ему создать не только хореографически совершенный, но и крайне выразительный, убедительный образ героя, борющегося за свободу. За эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола.

Его Ромео в спектакле 1973 года «Ромео и Джульетта» – не тот юный, трепетный герой, который, как правило, появлялся в постановках этой шекспировской трагедии. В исполнении Васильева Ромео – уже не мальчик. Он юн, но обладает мужеством и трагизмом.

В каждой новой работе Васильев доказывал, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ.

Невозможно говорить о Владимире Васильеве, не упомянув о его постоянной партнерше, верной соратнице и спутнице жизни – Екатерине Максимовой, в дуэте с которой создавались лучшие партии Васильева. Хрупкость, детская непосредственность Максимовой контрастировали с мужественностью и силой Васильева. Дуэт Максимова – Васильев на многие годы стал символом Большого театра и всего советского балета.

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом – в парижской Опере, «Ла Скала», Метрополитен-опера, Ковент-Гардене, Римской опере, театре «Колон». Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор – например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах.

Васильев был первым исполнителем центральных партий во многих постановках Юрия Григоровича, однако постепенно между ними наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов, были вынуждены расстаться с Большим театром.

Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 год – первая редакция; 1976 год – вторая). Уже в первой работе проявились отличительные особенности хореографического почерка Васильева – необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Он ставил камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет, перенес на балетную сцену шекспировского «Макбета » (1980), чеховскую «Анну на шее» («Анюта », 1986), создал свои версии классических спектаклей. Занявшись постановочной работой, Владимир Васильев, почувствовав необходимость специальных знаний, окончил в 1982 году балетмейстерское отделение ГИТИСа и стал там педагогом, а потом и заведующим кафедрой. В 1990 году он получил звание профессора хореографии.

В 1995 году Указом Президента России Васильев был назначен художественным руководителем – директором Большого театра. Ему удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния. Была утверждена современная контрактная система, возродились традиции бенефисов. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл.

Биография

Владимир Викторович Васильев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1973).
Супруга - Екатерина Сергеевна Максимова, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (ушла из жизни в апреле 2009 года). В 1958 году окончил МАХУ по классу М. М. Габовича, 26 августа 1958 года стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше 30 лет.

Ранние годы

Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец - Васильев Виктор Иванович (1912-1963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать - Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г.р.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии.
В 1947 году юный Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра - это были русский и украинский танцы.

В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Большой театр

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него действительно были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана». Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста.

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите» (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в «Спартак е» А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в «Лесной песне» Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в «Класс-концерте» (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка» (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в «Шурале» Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ - и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик » и «Спящая красавица»; знаменитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в «Ангаре» А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.

Международное признание

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом - в «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене», Римской опере, театре «Колон», и т. д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза.

В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы «Травиата » (Испанский танец - постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре «Сан-Карло» (Неаполь).

В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии» он просто стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.

Кроме Екатерины Максимовой - постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, - с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Талант балетмейстера

Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность в более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 - 1-я редакция; 1976 - 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева - необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: «Эти чарующие звуки...» (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на фортепьянную музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал «Россия», 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: «Макбет» (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); «Анюта » (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» на музыку В.А. Гаврилина; театр «Сан-Карло», ГАБТ, 1986), «Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), «Золушка» (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), «Балда» (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: «Дон Кихот» (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), «Лебединое озеро» (ГАБТ, 1996), «Жизель» (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы» и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии - Икар и Эола, Макбет, Солистка в «Чарующих звуках», Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои «Ностальгии» и «Фрагментов одной биографии». В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Работа в кино, в опере и в драматическом театре

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства - он снимается как драматический актер в художественных фильмах «Жиголо и жиголетта» (Сид, 1980), «Фуэте» (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах «Анюта » (Петр Леонтьевич, 1982) и «Дом у дороги » (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев ставит оперы: опера-балет «Тахир и Зухра» на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием «О, Моцарт! Моцарт...» на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр «Новая опера», Москва, 1995), «Травиата » Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх «Аида» Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и «Хованщина» М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969) и рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), «Художник читает Библию» (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Педагогическая деятельность. Снова Большой

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем-директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности «в связи с ее упразднением».

Последнее десятилетие

Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев, а в 2001 году - премьеры постановок Васильева «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 - постановка балета «Ромео и Джульетта» в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.
Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается» (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: «Дуэт » (1973), «Катя и Володя » (СССР-Франция, 1989), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения » (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999), Pedro Simon «Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle» (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина «Владимир Васильев» (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой «Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности» (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

Почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Личная жизнь

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи - своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных выставок его работ). Особенно любимые им художники - Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная тема полотен Васильева - пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он всегда проводит отпуск.

В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает - мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели - Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты - Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы - Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев.

У Васильева появилось новое увлечение - он стал писать стихи, а в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».
В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.
Живет и работает в Москве.

Фильмография

2011 Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)
2009 Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 Синее море...белый пароход ... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2005 Владимир Васильев. Большой балет (документальный)
2005 Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2000 Отражения (документальный)
2000 Майя / Maïa (документальный)
1993 Comme les oiseaux
1990 Катя и Володя (документальный)
1988

Сегодня 76-летие отмечает Влади́мир Ви́кторович Васи́льев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер,художник и актёр, педагог.

Родился Владимир Викторович 18 апреля 1940 года в семье работников войлочной фабрики. Когда началась война, ему едва исполнился годик. Война разъединила семью: отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время.

Этой семье невероятно повезло - в 1945 году с фронта вернулся отец, и они снова были все вместе. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора. Один из друзей пригласил маленького Владимира с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником. В 1949 году Васильев поступил в хореографическое училище Большого театра , а через год добиться первенства среди однокурсников.


В 1958 году Васильев был принят в труппу Большого театра , где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой , встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее Васильева помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.


После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».


Золушка


Дон Кихот


Жизель - Ирина Колпакова, Альберт - Владимир Васильев


Джульетта - Екатерина Сергеевна Максимова, Ромео - Владимир Викторович Васильев


Васильеву еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.


Спарктак


Лукаш "Лесная песня"


Красивая и трогательная история была и в личной жизни Васильева. Еще в годы обучения он познакомился с Екатериной Максимовой , которая отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева.


Летом 1961 года они поженились, а медовый месяц провели в самом романтичном городе на планете – Париже. Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться таким отдыхом. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь.


Со временем к Васильеву пришла и мировая известность. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.


Фильм-опера "Травиата", режиссёр Ф. Дзефирелли, 1982.


Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, и это полностью про Васильева. Ему мало было танцевать на сцене самому – он стал великим балетмейстером! Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Свое мироощущение мастер так же воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.



Лебединое озеро


Вся страна с восторгом наблюдала церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ! Особенно трогательным моментом для меня стал Первый бал Наташи Ростовой. Владимир Викторович принимал участие в этой постановке! Предлагаю вспомнить эти чудесные мгновения. Танцуют Светлана Захарова и Владимир Васильев!


Свое 75-летие в прошлом году легендарный танцовщик и хореограф отметил в Большом театре, где был показан спектакль по Мессе си минор Баха под названием Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») , который Васильев поставил в Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Это и опера, и балет, и 3D-инсталляция. Философская притча о судьбе человечества и каждого человека в отдельности. Месса о любви и радостях, о потерях, обидах и горечи.


Васильев на финальной репетиции спектакля


Поздравление от Илзе Лиепа, сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил

Писать подобные посты невероятная радость, охватывает чувство гордости за свою страну, так богатую на талантливых людей!

Народный артист СССР Владимир Васильев - о том, как совместить живопись и балет, станцевать Шукшина и привить хореографам любовь к чтению.

В этом году балетмейстер и хореограф Владимир Васильев отмечает 60-летие творческой деятельности.

Кроме сцены в его жизни есть и еще одна страсть - живопись. К юбилейной дате в Доме Гоголя открылась выставка его картин «Сказки об Италии», а в Пермской художественной галерее на днях открывается экспозиция «Танцующая кисть».

О том, как совмещать занятия разными видами искусства, не оглядываться на былые заслуги и любить родину, народный артист СССР рассказал «Известиям».

Владимир Викторович, вы достигли в балете всех возможных высот. А теперь занялись живописью. Как вы думаете, к ней относятся так же требовательно, как и к выступлениям?

Наверное… Не знаю… Главное, я сам отношусь к собственной живописи требовательно. Мне нравится сам процесс работы, а после - у меня огромное количество претензий к себе. Это нормальная, совершенно естественная оценка. Мне кажется, только дилетанты восхищаются плодами своего творчества. У них обычно всё - прекрасно.

Возьмите Шаляпина. У него была постоянная неудовлетворенность, стремление завтра сделать лучше, чем сегодня. И так до бесконечности. Федор Иванович, кстати, был необыкновенно талантлив: лепил очень неплохо, рисовал.

- Вы занялись рисованием, потому что хотели везде поспеть, во всем себя проявить?

Просто мне всегда было тесно в рамках одной профессии! Это не для того, чтобы показать: «Я и это могу, и то мне по плечу». Нет. Мне хватает творчества, но мне всё интересно. Когда я начинал рисовать, делал это раза два в год. Всё время занимала основная профессия. Сейчас я рисую постоянно, каждый день. И это меня наполняет радостью творчества.

- Чем пишете?

В основном акварелью, потому что ее легче брать с собой в поездки. Когда я еду куда-нибудь, обязательно прихватываю краски. Они со мной были и в Италии, и в Бразилии, и на Енисее, и на Волге. Еще пишу маслом, но это только на Рыжевке в Костромской области. Там работается как нигде - только я и природа, и ничто не мешает нашему слиянию.

- А о том, чтобы добиться признания крупных музеев, вы не думали?


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

Нет. Но мне приятно, когда художники и искусствоведы говорят, что я могу назвать себя профессиональным художником, когда пишут рецензии, спрашивают, продаю ли я свои картины. Наверное, время пришло и для этого. Тем более сейчас.

- Пенсии народного артиста СССР не хватает?

Да. Думаю, я не один, кто бы так ответил. Но я пока, слава богу, могу работать.

В последние годы вы уделяете много внимания молодым хореографам. С ними вы поставили спектакль по рассказам Шукшина. Разве можно станцевать Шукшина?

Можно. И Шукшина, и Платонова, и других великих. Я решил собрать наших отечественных современных хореографов и дать им возможность попробовать себя в особом проекте.

В рамках разных фестивалей, там, где есть к тому интерес, мы организуем творческие мастерские, которые обязательно связаны с литературой. В них наши современные хореографы ставят мини-балеты на тему творчества того или иного писателя.

Так мы сделали первый спектакль в Воронеже по произведениям Платонова. Литературоведы недоумевали: «Как же можно делать балет по Платонову?» А после спектакля один из литературных критиков сказал мне, что, пожалуй, ничего лучше на сцене по Платонову не видел.

- Вы не ведете их проторенной тропой. Ставите сложные задачи.

Да, это непросто. Современные хореографы обычно делают бессюжетные постановки. Я хочу показать им, как можно работать с сюжетом, с драматургией спектакля. Поэтому в моей мастерской они должны опираться на литературу и предпочтительнее - на серьезную музыку.

Не секрет, что сейчас молодежь мало читает. И этих знаний, этой основы им часто не хватает. Таким образом, для создания своих миниатюр им приходится больше читать.

У нас уже состоялось несколько мастерских - помимо платоновской еще по Астафьеву (на Азиатско-Тихоокеанском фестивале в Красноярске), по Шукшину (на Шукшинском фестивале в Барнауле), по Гоголю (на открытии конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой).

А в этом месяце откроется юбилейный, пятнадцатый по счету «Арабеск». И там тоже будет мастерская - по Толстому, к 190-летию со дня его рождения. Счастье, что ее будет снимать и даже показывать в режиме онлайн на своем сайте телеканал «Культура». И мы сможем показать открытие конкурса большему числу зрителей.

Не могу сказать, что мастерская - это какие-то уроки Владимира Васильева. Скорее я стараюсь делиться с молодежью своим опытом и тем ценным наследием, которое сам получил от своих великих учителей и предшественников.

- Почему бы вам не давать уроки в училище Большого театра?

В Московскую академию балета я пока приглашений не получал, но много уже сделал для Школы Большого театра в Бразилии. Я с удовольствием приезжаю и работаю там, где меня любят и ждут. Десять лет я руководил в ГИТИСе отделением хореографии. И был счастлив там.

Сейчас задача номер один в хореографии - увлечь человека эмоционально, заставить его сочувствовать героям на сцене. А для этого надо многое знать во всех областях искусства.

Меня потрясла информация, что вы получили звание народного артиста СССР после того, как Парижская академия танца присудила вам премию Вацлава Нижинского, назвав вас «Лучшим танцовщиком мира». Это действительно сыграло роль?

В Советском Союзе признание Запада если и имело какое-то значение, то не до такой степени, чтобы по этой причине «народного» давали. У нас звание не за это присуждали. Нужно было не один год серьезно доказывать, что ты этого звания достоин. И оно действительно было высшим и имело огромный вес.

- Что же могло подстегнуть чиновников?

Подстегнуло то, что у меня были главные роли и премьеры в Большом театре. Я к тому времени «Спартака» уже станцевал.

- Еще бы после «Спартака» не дать «народного»!

За него я получил Ленинскую премию. А к определению «Лучший танцовщик» я отношусь философски. В чем лучший? В этой партии, может быть, лучший, а в той - кто-то другой.

- Некоторые не стесняются с телеэкрана говорить, что они лучшие.

По-настоящему великие мастера, с которыми мне посчастливилось встречаться или работать, слово «я» произносили крайне редко. И это только добавляло им величия и достоинства. Впрочем, времена нынче иные: реклама и мелькание на экране - важное средство продвижения.

- Сам о себе не напомнишь - никто не вспомнит.

Может быть, сейчас это важно молодым - не знаю. Но время всё расставляет по своим местам. Оно - главный и, в общем-то, единственный судья. Хотя всё когда-нибудь забудется. Вот недавно исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Галины Улановой. Кто-то по телевидению или радио вспомнил об этом? А величин, подобных ей, в мире не так много.

В 2020 году вам исполнится 80 лет. Говорят, вы решили отметить юбилей постановкой Реквиема на сцене оперного театра в Казани.

У меня давным-давно была идея поставить Реквием Моцарта. С этим произведением уже была связана моя работа - «О, Моцарт, Моцарт» с Евгением Колобовым. Музыка эта гениальна, использовать ее - думаю, мечта любого хореографа. Обсуждения такие были, но пока окончательно концепция не сформирована.


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

- Суеверны?

Нет. Когда-то мне хотелось сделать спектакль о художнике, прожившем большую жизнь и двигающемся к своему финалу. И лучшего музыкального ряда, чем Моцарт, для этого не найти. А сейчас передо мной уже совершенно иные картины. Посмотрим. Но, конечно, я бы хотел, чтобы мое творчество и дальше было связано с Татарским академическим театром оперы и балета.

- С чего началась ваша работа с казанским театром?

Еще 30 лет назад у меня появилась задумка поставить на большой сцене спектакль на Мессу Си минор Баха. Это грандиозное произведение, не сравнимое, на мой взгляд, ни с чем другим в музыке. Никогда и нигде оно не ставилось.

Но я хотел это сделать, чтобы получилось нечто зрелищное. Мечтал о Ватикане. Именно на площади Святого Петра хотел показать его, собрать международный состав исполнителей. Но в конце 1980-х это сделать было сложно. Все говорили: «Да, идея замечательная!» - но дальше дело не шло.

Шли годы, а идея не давала мне покоя. Большой театр или Мариинка очень подошли бы. У них и труппа огромная, и сцена, и возможности. Я хотел, чтобы на сцене одновременно находились и хор, и кордебалет, и певцы, и оркестр. Но я понимал, что вряд ли это там получится.

И вдруг случайно в разговоре с директором оперного театра в Казани Рауфалем Мухаметзяновым я поделился с ним своей мечтой. И он сразу предложил поставить Мессу Баха у них. Мне это не приходило в голову. Но когда я послушал хор театра - понял, что Бог посылает мне подарок в виде этой труппы.

- Почему русский балет так ценится в мире?

Да потому что за ним прекрасная школа и традиции. Оказывало и оказывает влияние на Запад именно русское искусство, русская широта, русская взыскательность и к самому себе, и к тому, что ты делаешь. Мне непонятно, почему у нас так преклоняются перед западным.

Шаляпин гордился тем, что он русский и что несет свет своего искусства именно из России. Обратите внимание: он гордился не собой, а тем, что получил на своей родине. В мемуарах Шаляпин писал, что его душа наполнялась радостью, когда он слышал хорошего певца, который оказывался русским по происхождению.

Вы говорите о русской балетной школе. Но все знают, какими жертвами дается успех. Можно ли добиться результата без муштры, без того, чтобы тебя били по ногам, критиковали? Может, лучше, когда тебя хвалят?

Кому как. К кому-то, наверное, можно подходить по всей строгости, а к другим - только по-хорошему. Я вспоминаю первые два года в школе. Мне было очень легко. Дети только учились читать, а я в первом классе почти всего Дюма прочел, а в 10 лет уже добрался до «Войны и мира». Меня никто не заставлял. Мне самому это было нужно. Так же было и в балете, и во всем другом, чем бы я ни занимался.


Владимир Васильев - педагог, хореограф, балетмейстер, народный артист СССР, обладатель премии Нижинского как "лучший танцовщик мира".

Уйдя со сцены, как положено балетному артисту, в возрасте около 40 лет, Владимир Васильев продолжал танцевать, и был востребован на лучших сценах мира. И не только как танцовщик, но и как замечательный балетмейстер. С годами его многогранная личность раскрылась с других, самых неожиданных сторон.



"Какие бы работы художник ни делал, он все пропускает через себя ", - так Владимир Васильев говорит о творениях всех творческих людей разных профессий. Его постановка си-минорной мессы Баха на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля - это грандиозное действо, в котором участвуют балетная и оперная труппы, стала осуществлением давней заветной мечты Васильева.

"Этапной" ролью Владимира Васильева , оказавшей наибольшее влияние на зрителя, на поколение, на балетное искусство в целом, стал Спартак. В исполнении Васильева он не был глыбой, легендой, Спартак был человек ранимый, сомневающийся. Рассказывая о своем опыте работы в качестве балетмейстера и хореографа.



"Мне хочется что-нибудь сделать только тогда, когда я вижу музыку: ее реальное пластическое воплощение, ее выражение в свете, в цвете, в отношениях людей. После того, как я услышал первый вальс, я сразу понял: это попадание абсолютно в десятку! Гаврилин и Чехов слились для меня в едином аккорде", - так Владимир Викторович вспоминает работу над балетом "Анюта", завоевавшем немало призов на международных кинофестивалях.

С Ленинградским телевидением и с режиссером Александром Белинским - человеком, придумавшим жанр телевизионного балета, - связана огромная часть творческой биографии Васильева . Здесь же, в салоне исторической фотографии им. Карла Буллы состоялась первая выставка Васильева-живописца, и всякий раз, когда он приходит сюда, возникаю т воспоминания о людях, с которыми он встречался и которые ему дороги. Один из них - Савелий Ямщиков. Благодаря ему Васильев полюбил живопись, и она уже давно занимает особое место в его жизни.



"Надо любить свое дело, и тогда место, в котором ты будешь прилагать свои усилия, совершенно не имеет значения" .

Владимира Васильева можно назвать "человеком мира". Он вспоминает первые поездки в Америку, в Японию, поездку во Францию, ставшую настоящим свадебным путешествием его и Екатерины Максимовой. Так совпало, что на второй день после свадьбы они поехали в Париж представлять советско-французский фильм "СССР с открытым сердцем", в котором сыграли главные роли.


На вопрос, в какой стране он мог бы жить, если не в России, Васильев всегда отвечает - в Италии, в Риме. Первая встреча Владимира Викторовича с Италией состоялась в 1968, тогда известную балетную пару пригласил на постановку "Жизели" на сцене Римской оперы известный балетмейстер Жарко Пребил. Васильев до сих пор помнит забавный случай, как перед премьерой к нему в грим-уборную зашел председатель местного общества клакеров и попытался "договориться", за что был выгнан из гримерки. И без сговора Максимову и Васильева ждал феноменальный успех . Римская опера - начало их любви к Италии.



"Меня пугает однообразие. Я не могу постоянно играть одни и те же роли, постоянно заниматься только одним делом" , - так объясняет Владимир Васильев тягу к разным видам занятий: к живописи, к поэзии. В последние годы Владимир Викторович активно занимается общественной деятельностью, и есть особая должность, которой он дорожит - должность президента Фонда имени Галины Улановой. С большой любовью Васильев говорит о легендарной балерине. Для него она - пример тех великих людей, у которых внутренняя наполненность значительно выше внешнего выражения. Владимир Викторович вспоминает о Большом театре, который был его домом на протяжении более пятидесяти лет, об увольнении… А на вынужденный уход из театра после пятилетней службы в качестве директора и художественного руководителя он ответил стихотворением:

Я думал, на мою любовь

Ответить ненависть не сможет,

И совесть недруга загложет,

И не испортит он мне кровь.

Да, так я думал... А на деле

Любовь и ненависть слились,

И с упоеньем принялись

Терзать и душу мне и тело.

Пресс-служба телеканала "Россия К"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры