Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография. Великолепная вена

Главная / Измена жены

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Вольфганг Амадей Моцарт с раннего детства обладал удивительным талантом. Непревзойдённый виртуоз, поражавший современников не только своими готовыми произведениями, но и импровизациями, он всё же не получил при жизни заслуженного признания. Однако именно Моцарт заложил основы знакомой нам классической музыки. Со временем само его имя стало нарицательным для гениальных музыкантов, опережающих свою эпоху.

Детство и юность Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, который в то время был столицей самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского. Его отец – Леопольд Моцарт – также был музыкантом и композитором. Несмотря на то, что он был вице-капельмейстером в придворном оркестре князя зальцбургского, эта работа оставляла мало простора для творчества и огромный потенциал Моцарта-старшего, так и не раскрылся в полной мере. Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна унаследовали одарённость отца и с ранних лет стали заниматься музыкой. Леопольд Моцарт, не сумевший добиться признания на своём поприще, решил приложить все силы к развитию способностей своих детей, особенно сына, поскольку Мария Анна хотя и могла с семилетнего возраста играть на клавире очень сложные произведения, не сочиняла музыку, а Вольфганг уже в 4 года стал создавать собственные мелодии. Отец обратил внимание на феноменальную музыкальную память и врождённую ловкость пальцев своего сына. Очень скоро Вольфганг в совершенстве освоил клавесин, а затем – скрипку и орган.

Моцарт-старший не хотел, чтобы сын повторил его судьбу и занимался рутинной работой в каком-нибудь придворном оркестре, поэтому решил привлечь внимание публики к Вольфгангу как можно раньше. Специально для этого в 1762 году он вывез детей в Вену – старинный центр культуры, где ценили музыку – и организовал несколько выступлений. Маленькие дети, виртуозно владевшие музыкальными инструментами, произвели фурор. Слух о них дошёл до императорской семьи, две недели дети с отцом провели в летней императорской резиденции Шенбрунн, разыгрывая для придворных сложнейшие концерты. При этом чтобы поразить слушателей, клавиши клавесина нередко закрывали тканью. Часто Вольфганг исполнял собственные произведения или импровизировал, передавая то или иное настроение.

В следующем году Леопольд Моцарт повёз детей уже в Париж. Эта поездка стала началом трёхлетнего путешествия маленького Вольфганга и его сестры по европейским столицам. В Англии, Голландии, Швейцарии юных музыкантов встречали овации и подарки. Очевидно, концертный график был очень напряжённым и плотным: выступления давались не только в крупных городах, но и в загородных имениях знати. Каждый подобный концерт мог продолжаться до пяти часов. Но при этом Вольфганг находил время для занятий с лучшими музыкантами того времени и написания музыки.

Моцарты вернулись домой только в 1763 году, когда большой объём работы стал негативно сказываться на здоровье Вольфганга и Марии Анны. Дома они занялись учёбой – не только музыкой, но и историей, географией, математикой, иностранными языками, с которыми детей также знакомил отец. Параллельно Вольфганг стал писать сочинения по заказу архиепископа Зальцбургского.

Когда Вольфганг с отцом снова приехал в Вену в 1767 году, он встретился с враждебностью местных музыкантов, чувствовавших в нём конкурента. Из-за этого даже сорвался удачный заказ на написание театральной оперы. Однако венская поездка всё же принесла Вольфгангу новый опыт. Он познакомился с особенностями народной комедии, считавшейся низким жанром по сравнению с эталонной для всех музыкантов того времени итальянской оперой. Вернувшись в Зальцбург, Вольфганг продолжил работать: писать сочинения для церкви и менуэты.

В 1769 году отец и сын отправились в Италию. Это должно было стать для Вольфганга ключевым испытанием. Только лучшие музыканты и композиторы получали признание в этой стране – родине оперы. Италия встретила Моцартов радушно. Вольфганг дал множество концертов, на которых он был и дирижёром, и скрипачом, и клавесинистом. Его опера «Митридат, царь Понтийский» пришлась по вкусу искушённым итальянцам, её исполняли более 20 раз и на каждом представлении зал был полон. Талант молодого композитора был удостоен ордена «Золотая шпора», который мальчику вручил сам Папа Римский. Кроме того, в 14 лет Моцарт стал членом сначала Болонской академии, а затем и Филармонической Академии в Вероне. Такой чести удостаивались только лучшие взрослые композиторы.

На Вольфганга посыпались заказы для итальянской оперы и от австрийской императорской семьи. Однако чем старше он становился, тем высокомернее начинали на него смотреть его, часто венценосные, покровители. В ту пору, несмотря на любовь к музыке и театру, отношение к людям искусства было несколько пренебрежительным. И если ребёнок-виртуоз вызвал умиление, то даже уникальные способности взрослого человека часто обесценивались.

В 1771 году умер архиепископ Зальцбургский, покровительствовавший Моцартам, и на его место пришёл новый владыка Иероним фон Колоредо – человек тяжёлый и властный, не готовый постоянно терпеть отлучки Моцарта-старшего. Хотя новый архиепископ принял Вольфганга на службу и назначил ему неплохое жалование, свободолюбие юного композитора и излишняя преданность отца интересам сына, его раздражали.

В эти годы Моцарт-младший начинает всё больше внимания уделять национальному немецкому и австрийскому искусству. Первые его сочинения были слишком итальянскими, но теперь он отходит от принятых в то время канонов и начинает экспериментировать с музыкальными мотивами родных краёв. Его новая опера «Лючио Силла», написанная в 1772 году уже более опытным музыкантом, хотя и была успешно принята в Италии, всё же не принесла новых заказов – слишком уж она отличалась от итальянской музыки. Мечты о том, чтобы получить постоянную работу в Италии и независимость, были разбиты и Моцарты снова выдвинулись в Вену. Здесь учителем Вольфганга стал Иоганн Гайдн – также сторонник развития национальных мотивов в музыке. Но найти богатых меценатов Моцартам не удалось и в 1773 году они были вынуждены вернуться в Зальцбург.

Служба у архиепископа Зальцбургского была рутинной. Вольфганг Амадей Моцарт из признанного всей Европой гения превратился в провинциального музыканта, играющего то, что прикажет хозяин. Порвать с архиепископом Вольфганг не мог: тогда мстительный Колоредо отправил бы в отставку Моцарта-старшего и семья осталась бы без средств к существованию. Однако юный композитор продолжал сочинять. Если церковную музыку приходилось писать, не отходя от привычных канонов, то бытовой жанр оставлял свободу для творчества. Местная аристократия часто заказывала Моцарту музыку для свадеб, балов и различных торжеств. Именно на этих бытовых произведения Моцарт оттачивал своё мастерство, экспериментируя с использованием инструментов. Вершиной раннего творчества Моцарта стала его мрачная соль-минорная симфония №25, которую, по преданию, его отец даже спрятал, поразившись её революционности и смелости.

В 1774 году в Мюнхене была поставлена оперетта «Мнимая садовница», музыку для которой написал Моцарт. Оперетта имела большой успех. На Моцарта обратил внимание курфюрст, композитор сумел выступить в Мюнхене со своими сонатами, написанными незадолго до поездки. Эти сонаты сочетали виртуозность и размах Баха, с одной стороны, и простоту и воздушность Гайдна, с другой. В 1777 году Моцарт и его мать выехали в Париж. Вольфганг пытался обращаться к бывшим покровителям, но на него практически не обращали внимания, а в 1778 – его мать скончалась.

Разрыв с архиепископом Зальцбургским. Венский период (1781-1791)

После возвращения в Зальцбург Моцарт-младший занял место концертмейстера. При этом архиепископ запретил ему выступать где-либо ещё. В 1780 году, когда Моцарт уже практически смирился со своим подневольным положением, ему пришёл заказ из Мюнхена на музыку для оперы «Идоменей». «Идоменей» прошёл с большим успехом, в нём проявилась вся мощь таланта уже зрелого композитора. Архиепископ зальцбургский в это время находился в Вене, куда и вызвал своего придворного композитора. Положение Моцарта здесь стало особенно невыносимым. В конце концов, он решился на разрыв с архиепископом и остался в Вене.

Первые годы в Вене стали для Моцарта крайне тяжёлыми. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. Вскоре началось сотрудничество Моцарта с венским Бургтеатром, труппа которого старалась использовать национальные немецкие мотивы в творчестве. Можно сказать, что Бургтеатр заложил основы немецкого оперного искусства, а Моцарт этому оказал немалое содействие.

В 1781 году Моцарт стал снимать жильё у своих старых знакомых – семьи Веберов, состоявшей из матери и четверых дочерей. В самую старшую из сестёр Вебер – оперную певицу Алоизию — Моцарт когда-то был влюблён, но она вышла замуж за другого. Теперь же Вольфганг обратил внимание на другую сестру – Констанцию. Отец и сестра, которым Моцарт написал о своём желании жениться на Констанции Вебер, были недовольны его выбором. Они полагали, что Веберы рассчитывают на удачный брак с известным музыкантом, который в будущем будет приносить им большие деньги. Из-за этого Вольфганг отдалился от семьи, Моцарт-старший так и не дал своего согласия на брак, поэтому в 1782 году свадьба была сыграна без родственников жениха. У Моцарта и Констанции было много общих черт – супруги мало задумывались о завтрашнем дне, легко тратили деньги, спокойно относились к жизни, были жизнерадостны и общительны. Хотя сегодня некоторые биографы Моцарта склоняются к тому, что Констанция руководствовалась в выборе мужа только расчётом, тратила много денег на себя и даже, возможно, причастна к ранней смерти композитора, в целом, этот брак был счастливым.

В том же году в Бургтеатре была поставлена опера на музыку Моцарта «Похищение из Сераля». Моцарту удалось гармонично соединить в этой опере несколько абсолютно непохожих жанров и использовать несколько новшеств, обогативших спектакль.

После успеха «Похищения из сераля» Моцарт увлёкся инструментальными произведениями. Период с 1783 по 1787 стал для него пиком творчества. Моцарт давал огромное количество клавесинных концертов, на которых собиралась восторженная публика. Именно тогда были созданы лучшие произведения:

  • Серенада №13 («Маленькая ночная серенада»);
  • Соната для фортепиано №11 ля мажор («Турецкий марш»);
  • Струнные квартеты, написанные под впечатлением от музыки Гайдна;
  • Концерт для фортепиано с оркестром №21.

Несмотря на то, что придворные музыканты, завидуя таланту Моцарта, делали всё для того, чтобы он не получил успеха при дворе, в этот период композитор стал зарабатывать хорошие деньги. Вольфганг и Констанция с сыном переехали в роскошную квартиру, где постоянно собирались их многочисленные друзья.

После долгого перерыва Моцарту, наконец, удалось начать снова работать с оперой. Однако нарождавшаяся в те годы немецкая опера так и не сумела окрепнуть. В Бургтеатре воцарились итальянцы с их музыкальными традициями. Поэтому Моцарту не оставалось ничего иного, как снова обратиться к итальянским мотивам. Однако выбранная им пьеса – «Свадьба Фигаро» — была довольно скандальной. В ней высмеивались нравы аристократии и возвышались персонажи, принадлежавшие к «третьему сословию», что было смело в условиях революционного накала во Франции. В 1786 году в Вене состоялась премьера «Свадьбы Фигаро». Сперва произведение было не замечено публикой, но в Праге опера произвела настоящий фурор.

Сначала публика была привлечена тем, что пьеса была запрещена во многих городах Европы, но потом интерес к музыкальной интерпретации «Свадьбы Фигаро» Моцартом остыл. Слишком уж экспериментальным и новаторским было это произведение. Одновременно публика перестала посещать и концерты Моцарта. Финансовое положение композитора значительно ухудшилось. Ему приходилось влезать в долги и продавать свои произведения за бесценок. В 1787 году состоялась премьера оперы «Дон Жуан, или Каменный гость», которую Моцарт сумел обогатить трагическими и философскими нотами. В Праге опера была встречена с восторгом, а в более консервативной Вене – новое произведение Моцарта мало кого заинтересовало. После смерти Глюка Моцарт занял его место придворного композитора при императоре Иосифе II. Это приносило стабильный, но весьма небольшой доход.

Впрочем, несмотря на финансовые проблемы и холодность публики, в 1788-1789 годах Моцарт создал несколько великолепных симфоний, фортепианных сонат, струнных квартетов, а также оперу «Так поступают все». После смерти Иосифа II восшествия на престол Леопольда II положение Моцарта только ухудшилось. При дворе был популярен итальянский композитор Антонио Сальери, а творчество Моцарта никого не интересовало. В 1791 году появилась опера «Волшебная флейта», пришедшаяся по вкусу венцам, однако, вовсе никак не сказавшаяся на благосостоянии композитора. Это светлое и жизнерадостное произведение было написано уже глубоко больным Моцартом и было поставлено за три месяца до смерти автора

Смерть

Смерть Моцарта, как и обстоятельства его похорон, до сих пор вызывает множество споров. В последние месяцы жизни он чувствовал слабость и часто падал в обмороки. Незадолго до смерти Моцарт получил заказ на написание «Реквиема». Заказчик произвёл на него неизгладимое впечатление, часто в разговоре с друзьями и близкими Моцарт говорил, что пишет этот «Реквием» для себя. В ноябре 1791 года к слабости прибавились новые симптомы – рвота и отёки.

5 декабря 1791 года Моцарта не стало. Он так и не успел окончить «Реквием», который дописали его друзья-композиторы. Похороны состоялись на следующий же день, плохо чувствовавшая себя Констанция на них не присутствовала, зато в числе пришедших проститься с великим композитором был его давний противник – Сальери.

Почти сразу после смерти Моцарта по Вене стали ходить слухи об отравлении. Кто-то обвинял в его смерти Сальери, кто-то – Констанцию и её предполагаемого любовника Ксавера Зюсмайера, кто-то – членов масонской ложи, в которой одно время состоял Моцарт. Современные исследователи склонны считать, что композитор всё же скончался по естественным причинам – у него с детства было слабое здоровье, а напряжённая работа и несовершенство медицины того времени в итоге лишь усугубили его состояние.

Несмотря на то, что композитор прожил всего 35 лет, он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Всего свыше 600 произведений, среди которых:

  • 42 симфонии;
  • 27 фортепианных концертов;
  • 68 духовных произведений
  • 14 опер и зингшпилей (разновидность немецкой и австрийской оперы);
  • 45 сонат для скрипки и клавишных;
  • 32 струнных квартета и многое другое.

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Вспоминая свое путешествие в Австрию, невозможно ни рассказать о Зальцбурге , городе, где родился Вольфганг Амадей Моцарт. Тем более, что в этом году отмечается (причем не только в Австрии, но и по всей Европе) 250-летие со дня рождения этого гениального композитора.

В Зальцбурге с незапамятных времен добывалась соль, отсюда и название города Salzburg - «Город Соли».

Зальцбург расположен в северо-восточной части одноименной провинции Зальцбургерланд, в австрийских Альпах на высоте 425 м над уровнем моря, на границе с Германией, в состав которой он входил на протяжении более тысячелетия, в 300 км от австрийской столицы, так что наш переезд из Вены в Зальцбург занял более 4 часов…

Нашу экскурсию по городу мы начали с улицы с интересным названием Paris-London Strasse, что в переводе означает «улица Парижа и Лондона»…

Основная часть памятников расположена в старом городе на левом берегу реки Зальцах. Многие из достопримечательностей города неразрывно связаны с именем великого композитора.

На улице Getreidegasse сохранился дом № 9 (Mozarts Geburtshaus), желтое здание с развивающимся австрийским флагом, здесь в 1756 году родился Моцарт . На площади Marktplatz - другой дом Моцарта, дом № 8, где жила семья Моцартов с 1773 по 1780 года. В комнатах бывшей квартиры семьи Моцарта на втором этаже оборудован музей, посвященный жизни и творчеству композитора.
В самом центре Зальцбурга, ну, конечно же,наМоцартплатц в 1842 г. был установлен знаменитый памятник Моцарту работы скульптора Людвига фон Шванталера. По соседству с ним находится мост Моцарта.

О Моцарте напоминает также венский садовый павильончик, принадлежавший либреттисту композитора Шиканедеру. Здесь великий музыкант работал над «Волшебной флейтой». В 1873 году павильончик был подарен Зальцбургу, и сегодня его можно увидеть за садом Мирабель, на Шварцштрассе (Schwarzstrasse).

О великом композиторе ныне напоминают и выставляемые на всеобщее обозрение в витринах кондитерских магазинов конфеты «Моцарт», а также множество кафе и ресторанов, названных в честь Моцарта.

Возможно, благодаря его имени великого композитора город также прославился как место проведения многочисленных фестивалей. Так что по истине Зальцбург - город Моцарта!

О других достопримечательностях Зальцбурга.

Один из символов Зальцбурга - крепость Хоензальцбург (Hohensalzburg), которая возвышается на городом. Ee история начинается в XI веке, когда возникло деревянное укрепление, а затем появились и каменные стены, в течение шести следующих веков крепость непрерывно расширялась и перестраивалась, приобретая грозный и неприступный вид. С неё открывается великолепный вид на город. Попасть в крепость можно либо на фуникулере, который поднимается на высоту 120м над рекой Зальцах, либо пешком по лестнице.

Крепость состоит из дворца, возведенного в романском стиле, жилых помещений, которые образуют сегодня центральную часть верхних этажей, а также многочисленных пристроек и церкви. За массивными суровыми крепостными стенами скрываются княжеские покои и прекрасные залы, интерьер которых относится к красивейшим светским интерьерам поздней готики.

Особо знаменит Зальцбургский Кафедральный собор (Dom, собор Св. Руперта), построенный в 1614 году в честь основателя города на месте более ранней церкви (1181 г.), сгоревшей при пожаре в 1598 г. Собор расположен в самом центре города - на площади Резидентцплатц.

В купели этого собора был крещён Вольфганг Амадей Моцарт. До сих пор здесь хранится старинная бронзовая чаша, в которой он был крещен. Западный фасад собора окружает Соборная площадь, на которой находится колонна Св.Марии.

Совсем рядом находится древний монастырь Св. Петра , основанный в VII, примечательный теперь более своим старым Кладбищем (Petersfriedhof St.-Peter-Bezirk) почти у подножия горы, где, кстати, снова вспоминая о Моцарте, находится могила его сестры - Наннерль.

Чуть дальше - Церковь Св. Петра, где всегда в день смерти Моцарта звучит его «Реквием». Во дворе монастыря в одноименном ресторанчике, говорят, не раз сиживал великий…нет, на этот раз не Моцарт… Гете и писал своего «Фауста».

А вообще, в Зальцбурге, помимо шикарных построек эпохи барокко и просторных площадей, есть множество узеньких извивающихся средневековых улочек, упирающихся в крутые склоны «местных гор» и свято хранящих дух того времени. По ним когда-то прогуливались прекрасные дамы в шикарных нарядах из свиты австрийских монархов (Зальцбург также был летней резиденцией), здесь торговали лавочники, проносились экипажи и, стуча башмачками по мощеным улицам, спешил прославить свой родной городок маленький Моцарт. А сейчас здесь полно туристов, спешащих осмотреть все достопримечательности за раз и непременно купить в качестве сувенира коробочку конфет или ликер «Моцарт»…

Пройдя по мосту через реку Зальцах, мы легко попадаем в другую часть города. Здесь интересен парк и дворец Мирабель , известный своим великолепным (так по крайней мере говорят!) мраморным залом бракосочетаний.

Свою историю дворец ведет с 1606 года, когда князь-архиепископ Вольф Дитрих из рода Медичи строил для своей возлюбленной Саломеи Альт дворец Альтенау. После смерти князя и изгнания за пределы княжества его фаворитки, дворец получает название Мирабель, исейчас здесь размещается муниципалитет Зальцбурга.

Окружающий его парк с мраморными скульптурами, причудливыми цветочными композициями, о которых говорит разметка на газонах в феврале месяце, и фонтанами был разбит примерно в 1690 году. В забавном «Саду Гномов» загадывают, шепча на ухо понравившемусягному, свое самое заветное желание.

В январе 2006 года после основательной реконструкции, которая обошлась городу в восемь миллионов евро, в Дом Моцарта был открыт в качестве музея под названием Mozarthaus. Раньше он был известен туристам и жителям Вены как «Дом Фигаро», поскольку именно здесь Моцарт написал свою всемирно известную оперу «Женитьба Фигаро».

Бывший жилой дом, расположен в историческом центре Вены – так называемом Старом городе. От собора Святого Стефана его отделяет всего несколько сотен метров, а Домгассе переводится как «Соборный переулок». Вольфганг Амадей провел здесь пожалуй свои самые счастливые годы. Во всяком случае ни в одной другой квартире он не жил так долго, как здесь.

Прежде всего, в это время Моцарт был известен как прославленный композитор, имевший блестящий круг друзей и получавший многочисленные приглашения выступать с концертами в лучших домах местного дворянства. И здесь, на улице Домгассе, он создал некоторые из своих лучших композиций.

Туристам

Реставраторы сделали всё возможное, чтобы воспроизвести обстановку тех времен. Дом Моцарта предполагает сегодня экскурсии по всем трем этажам здания. Экскурсия включает в себя посещение жилых и вспомогательных помещений, дабы показать посетителям, в каких условия жил и творил Моцарт. Туристов также знакомят с творчеством великого австрийца и атмосферой тогдашней Вены. И хотя этот музей не входит в число главных достопримечательностей Вены, в нем всегда много ценителей творчества гениального композитора.

Со дня 250-летнего юбилея Моцарта 27.1.2006 года музей Дом Моцарта занимает в общей сложности шесть этажей – с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Моцарта на втором этаже. На площади 1 000 м² посетитель погружается в мир Моцарта: с его необыкновенной гениальностью и креативностью, его семьей, друзьями и соперниками в Вене эпохи позднего барокко. Познакомьтесь с необыкновенной личностью Моцарта – вам гарантированы превосходные впечатления!

Полезная информация

Время работы

Ежедневно с 10 до 19:00, кроме понедельника.

Стоимость билетов

Взрослый: 10 евро, льготный тариф для студентов и пенсионеров - 8 евро, групповой тариф - 7 евро, детский тариф (до 14 лет) - 3 евро, семейный билет (2 взрослых + до 3 детей) - 20 евро.
Аудиогид для взрослых (на 11 языках) и детей (на 8 языках) включён в стоимость.

Адрес

Адрес Дома-музея Моцарта в Вене: A-1010 Vienna, Domgasse 5

Как добраться:
Метро: U1 или U3, станция Стефанплатце.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры