Володя сорокин. Владимир сорокин

Главная / Измена жены

Творчество этого писателя вызывает противоречивые мнения. Его либо сильно критикуют, либо признают одним из лучших авторов современности. Писатель Сорокин Владимир - что мы о нем знаем? Какие книги пользуются особой популярностью у читателей? О чем он пишет? Предлагаем вам информацию о жизни и творчестве Владимира Сорокина.


Писатель Сорокин: произведения

Его книги чаще всего шокируют читательскую аудиторию. Многие критики предлагают их запретить, но, несмотря на это, его читают и о нем говорят. Он использует разнообразные литературные стили и жанры. Обладая безупречным литературным стилем, может опровергнуть любую идею. За что ругают его книги? В первую очередь за употребление ненормативной лексики. Но, возможно, это один из способов заострить внимание на какой-то проблеме.

Его первый роман "Очередь" был издан за рубежом. Это произошло в 1985 году. В России его книги стали выходить только в девяностых годах. Поклонников традиционной советской литературы писатель Сорокин своим творчеством очень часто повергал в шоковое состояние. Он пишет о том, что происходит со страной и людьми, при этом его тексты бывают полны неприятных подробностей. Но, несмотря на шокирующие произведения, писатель Владимир Сорокин (отзывы многочисленных читателей и критиков подтверждают это) действительно блестящий стилист. Остановимся более подробно на двух его произведениях.

Повесть "Метель"

Одна из немногих книг Сорокина, которая легко читается. О чем эта повесть? Сюжет достаточно прост. В одном селе эпидемия страшной болезни. Главный герой - доктор Платон Гарин с исцеляющей вакциной едет спасать людей. Дело осложняется сильной метелью и снегопадом. Он пытается доехать, но у него это не получается. Доктор замерзает в дороге.

"Метель" номинировалась на премию "Большая книга" и заняла второе место в 2011 году. Эта небольшая по формату книга имеет философский подтекст. Метель - некая преграда, которая не дает осуществиться благим намерениям. Можно здесь увидеть и другой смысл, более глубокий. Россия - идет по опасному пути, который грозит гибелью. Что с ней будет? Выживет ли она? Ясных ответов на эти вопросы вы в книге не получите, но читается она на одном дыхании.

Повесть написана в лучших традициях классической литературы 19 века. Её можно читать и взрослым, и детям.

"День опричника"

Жанр романа - антиутопия. Действие происходит в России в недалеком будущем. Кто такой опричник? Устроим небольшую экскурсию в историю. Опричники - это преданные воины царя Ивана Грозного. Без суда и следствия они убивали людей и насиловали женщин. Это один из самых страшных периодов из истории России.

Опричник в романе Сорокина ездит по Москве на дорогой машине и выполняет все указания своего государя (правителя страны). Угрызения совести неведомы этому человеку. Общество разделено на сословия. Самым главным являются опричники. Есть только один закон - слово правителя. В романе описывается один день опричника. Он покупает и принимает наркотики, совершает безнаказанно преступления. "День опричника" - заставляет посмотреть на все, что происходит в нашей стране совсем другими глазами. Такие книги обязательно надо читать, чтобы не допустить того, о чем идет речь в романе.

Писатель Сорокин: отзывы

Его творчество всегда вызывает шумные споры и дискуссии. Есть люди, которые просто мечтают, чтобы произведения Владимира Сорокина были под запретом. Его книги даже сжигали, но интерес к ним не угасает. Они завоевывают литературные премии и переводятся на разные языки мира. Писатель Сорокин считает, что цель литературы - причинять боль. Он предостерегает от непоправимых ошибок, которые может сделать каждый человек в отдельности, и общество в целом.

Его книги - не комфортное и уютное чтение, это всегда некий взрыв, вызов повседневной жизни. Своим творчеством он раздвигает границы литературы и старается читателя увести в новый мир, который не всегда бывает красивым и приятным. Книги Сорокина - это протест против какого либо давления и несвободы. Своими нестандартными произведениями он заставляет задуматься над такими вопросами, как: куда мы идем, что нас ждет. Остается надеяться на то, что книги Владимира Сорокина помогут найти правильный путь.

Владимир Георгиевич Сорокин – один из наиболее читаемых, глубоких, ярких и скандальных современных российских писателей, каждая книга которого становится событием и вызывает бурные дискуссии в литературной среде. Представитель русского соц-арта и концептуализма – лауреат множества престижных наград, включая премию Грегора фон Реццори, «Народный букер», «Большую книгу», «НОС», Liberty, номинант на британскую Booker Prize.

Творчество автора романов («Манарага», «Теллурия», «День опричника», «Сердца четырех», «Голубое сало», «Сахарный Кремль» и пр.), повестей, стихов, пьес, либретто и киносценариев довольно известно не только на родине, но и за рубежом благодаря переводам его произведений на десятки иностранных языков.

Литературу он успешно совмещает с живописью. Выставки его художественных работ проходили в Москве, Берлине, Венеции, Таллине. Полотна писателя высоко оценивали многие известные галеристы и художники.

Детство и юность

Будущий видный литератор и возмутитель общественного спокойствия появился на свет 7 августа 1955 года в подмосковном рабочем поселке Быково, в благополучной семье научных работников. Был он очень живым, непоседливым и любознательным ребенком, много читал, серьезно занимался музыкой. Правда, его музыкальной карьере быстро пришел конец из-за сломанного мизинца.


Каждое лето мальчик проводил у дедушки, работавшем лесником в Калужской области. С малолетства он полюбил деревенскую жизнь, лес, рыбалку, охоту и собак.

Родители часто переезжали, и ему пришлось за 10 лет сменить три школы. По причине неусидчивости и постоянной болтовни он считался нарушителем дисциплины и сидел обычно на задней парте. Творчески одаренный мальчик с 9 лет по воскресеньям посещал элитную изостудию при столичном музее изобразительных искусств им. А.Пушкина.


Первый свой литературный опус он написал в 14-летем возрасте. Это был эротический рассказ, подобный ходившим в те годы среди подростков историям типа «Бани», приписываемой Алексею Толстому. Он тогда не признался, что написал его сам: сказал, что перевел с английского языка, и ему поверили. В старших классах он уже писал декадентские стихи.

Получив аттестат, юноша поступил в институт нефтяной и газовой промышленности. Выбор он позже объяснил географическим расположением этого учебного заведения в соседнем доме, а также желанием иметь законные основания для освобождения от призыва в армию.

Первый свой литературный опус Владимир Сорокин написал в 14-летем возрасте

Параллельно с учебой в вузе в 1972 году он дебютировал как поэт в газете «За кадры нефтяников». Также он занялся иллюстрацией книг, осваивая мастерство книжной графики. В тот период он познакомился с художником Эриком Булатовым, одним из основателей соц-арта, и через него попал в круг андеграунда. Московских концептуалистов, среди которых были многие выдающиеся писатели и художники (Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Илья Кабаков, Лев Рубинштейн) он позже называл сообществом самых интересных людей в стране, богемой 1980-х.


Первый серьезный рассказ Сорокина назывался «Заплыв» и был, по словам самого автора, «довольно визуальным». Знакомые прозаики его не одобрили, но зато он очень понравился его друзьям-художникам. Это подтолкнуло начинающего писателя на литературный путь.

В студенческие годы он открыл для себя и рок-музыку – после того, как один из приятелей привез из поездки в Швецию записи Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep. Знакомство с ними он называл «незабываемым».

Творческий путь

Окончив институт в 1977 году, будущий классик современной словесности не стал работать по полученной специальности инженера-механика. Он устроился штатным художником в популярный журнал «Смена». Спустя год его уволили за отказ вступить в ряды ВЛКСМ. Зарабатывать на жизнь он продолжал книжной графикой, проиллюстрировав и оформив порядка полусотни книг.


В 1983 году появился его дебютный роман «Норма», полный едкой сатиры на СССР, опубликованный неофициально, в самиздате. Спустя два года в Париже были напечатаны шесть его рассказов и роман «Очередь», сделавший Сорокина знаменитым. Одними ценителями изображение в нем советской действительности посредством реплик стоящих в очереди граждан было названо «неоднозначным и спорным», другими – «эталоном блестящей социальной сатиры». В Праге в журнале «Митин» в 1986 году был представлен рассказ «Кисет», в 1987-м – «Землянка».

Первая официальная публикация писателя на родине состоялась в 1989 году на страницах легендарного рижского литературного журнала «Родник», опубликовавшего несколько рассказов Сорокина. Позже он печатался и в других журнальных изданиях и литературных сборниках, включая «Вестник новой литературы», «Русслит», «Третья модернизация», «Три кита».

Роман «Норма», полный едкой сатиры на СССР, был опубликован неофициально, в самиздате

В 1990-м читатели московского искусствоведческого издания «Искусство кино» смогли прочесть его пьесу «Пельмени», в 1992-м – роман «Очередь». В том же году «Сборник рассказов» писателя, напечатанный «Русслитом», прошел предварительные этапы отбора и попал в short-list престижной Букеровской премии. В 1993 году писатель вступил в правозащитную организацию Пен-клуб, членом которой оставался до 2017 года.

1994 году в России были опубликованы его романы «Норма», «Сердца четырех» (номинированный на международный Букер), «Роман», поэма в прозе «Месяц в Дахау», через год – пьеса «Русская бабушка», роман «Тридцатая любовь Марины», в 1997-м – сборник «Русские цветы зла» и пьеса «Dostoevsky-trip» («Путешествие в Достоевского») о наркоманах нового поколения, сидящих на литературных наркотических вещах – Набокове, Чехове, Фолкнере, Бунине, Толстом.


В 1999-м вышла скандальная книга о фантастическом эликсире гениальности «Голубое сало». Ее главными персонажами стали культовые представители отечественной истории. Активистов организации «Идущие вместе» она настолько потрясла (в частности, эпизод интимной близости Иосифа Сталина и Никиты Хрущева), что они инициировали судебное расследование инцидента. Минкульт признал этот сюжет порнографическим, но суд противозаконным не счел. В итоге заинтригованные читатели бросились скупать предмет раздора, и книга стала одним из самых продаваемых творений литератора.

В 2000-х он преподавал русскую литературу в Японии, познакомился с отличной от нашей культурой питания, создав роман «Пир» о еде, выступающей в качестве универсального языка. В тот же период вышла «Ледяная трилогия» и антиутопия «День опричника», повествующая о РФ 2027 года, отмежевавшейся от остального мира стеной, где показал себя, по мнению поклонников, как философ, аналитик и даже пророк.

Владимир Сорокин читает отрывок из книги «День опричника»

В 2002 году писатель являлся обладателем приза жюри кинофорума «Окно в Европу» как сценарист ленты «Копейка». Спустя три года картина «4» по его сценарию была удостоена главной награды Роттердамского фестиваля.

2005 год ознаменовался очередным скандалом на сей раз вокруг оперы, созданной на сорокинском сюжете Леонидом Десятниковым «Дети Розенталя». У стен Большого театра проходили акции «Идущих вместе», в ходе которых рвались книги писателя и бросались в унитаз. Протестные мероприятия пошли на пользу постановке – она проходила с неизменным аншлагом.

Премьера оперы, созданной на сорокинском сюжете «Дети Розенталя» проходила под акции «Идущих вместе», в ходе которых рвались книги писателя и бросались в унитаз

В 2008-м вышел сборник антиутопических произведений живого классика «Сахарный Кремль», в 2010-м – повесть «Метель», изысканная и поэтическая, затрагивающая проблему вымирания интеллигенции и получившая премию «НОС» («Новая словесность») и «Большая книга». В 2011-м вместе с режиссером он был автором сценария фильма «Мишень», где сыграли Максим Суханов, Данила Козловский , Джастин Уодделл, Виталий Кищенко .

В 2014 году прозаик издал роман «Теллурия» о неком новом страшном Средневековье, наступившем в Европе после войн, отмеченный также премией «Большая книга». В 2015 году в Венеции он устроил перформанс с обнаженными женщинами в звериных масках и выставку своих картин под названием «Павильон Теллурии», в качестве живописного продолжения своего литературного творения.

В 2016 году начались съемки фильма по одному из самых провокационных рассказов писателя – «Настенька». Режиссером проекта выступил Константин Богомолов .

В Таллиннской портретной галерее в 2017 году как живописец он представил свою персональную выставку «Три друга», включившую 20 полотен, написанных маслом, и 10 графических работ. Каждую картину он намеренно писал в разных стилях – кубизм, классицизм, экспрессионизм и пр.

Личная жизнь Владимира Сорокина

Писатель женат. С супругой Ириной его познакомила их общая приятельница, когда ему был 21 год, а ей всего 18. Свадьбу они сыграли через год после знакомства.


Своих дочек-близнецов, родившихся в 1983 году, он называет «космическим явлением», отмечая, что это двое отдельных одинаковых людей, представляющих собой единый организм: они имеют схожие вкусы, феноменально чувствуют друг друга на расстоянии. Мария училась на журфаке, Анна – в консерватории.


В 2015 году на кинофестивале «2morrow/Завтра» состоялась премьера документального фильма «Выходные», снятого Машей Сорокиной. Ранее она писала сценарии к картинам «Краткий курс военной географии» и «Подмосковье: Terra Incognita».


Литератор предпочитает белый цвет в интерьере и одежде. Он обожает музыку разных жанров (Вагнера, Козина, рок), кино (Эйзенштейна, Ромма, Рошаля, Калатозова), литературу (Хармса, Рабле, Толстого, Шпанова, Джойса, Павленко), любит собак, кататься на лыжах, играть в пинг-понг, готовить сациви, лобио, суп хаш и множество разновидностей щей. Но – не любит толпу, команду Путина , футбол, советский рок, «вульгарных дам вроде Аллы Пугачевой ».

Владимир Сорокин сейчас

В 2018 году знаковый литератор и художник в интервью раскритиковал ностальгию россиян по недавнему имперскому прошлому, напоминая, что тоталитарная мощь всегда держится на абсолютном равнодушии к отдельному человеку. В связи с этим он выразил уверенность, что «горькое разочарование воспоследует».

Интервью Владимира Сорокина о России

В том же году писатель в очередной раз стал лауреатом премии «НОС» за роман «Манарага», представивший неожиданный взгляд на дальнейшую судьбу печатной книги. На бумажных томах классиков – философа Михаила Бахтина, писателя Владимира Набокова и пр. – горящих в печи, там жарили аппетитные стейки, рыбу и ребрышки.


Помимо этого, по итогам онлайн-голосования он также завоевал приз зрительских симпатий. Сумма награды победителю «Новой словесности», учрежденной фондом Михаила Прохорова , составляет 700 тысяч, приза читателей – 200 тыс.руб.

Существует такая категория читателей, которые разыскивают что-то новое и необычное, то, чего уже на перелистанных помногу раз страницах классических авторов не найдешь. Поэтому те самые острые ощущения и оригинальность жанра книголюбы ищут на полках писателей 21 века. И, говоря уже о них, стоит сказать о Владимире Сорокине. Этот мастер пера самобытен. В нем не улавливаются ни нотки , ни почерк , и даже на и он не похож.

Рукописи гения литературы у некоторых вызывают восторг, а у других – непонятное чувство, такой же осадок, как от просмотра фильма «Груз 200». Но Владимир Георгиевич привык описывать реальность такой, какая она есть, его книги созданы для тех, кому уже давно пора снять розовые очки. Он известен по романам «Сахарный Кремль», «Тридцатая любовь Марины», «Норма», «Метель», «День опричника», «Манарага» и т.д.

Детство и юность

К сожалению, информации о детстве и юности писателя мало. Владимир Георгиевич родился 7 августа 1955 года в Подмосковье, в поселке городского типа Быково, который также является родиной певца и кинорежиссера .


По словам Сорокина, он рос и воспитывался в обеспеченной и интеллигентной семье. Родители часто переезжали с места на место, поэтому, будучи ребенком, Владимир поменял далеко не одну школу. Дедушка Сорокина был лесником и часто брал маленького внука в лес по грибы и ягоды. Писатель с восторгом вспоминает те дни из детства, когда он бродил по тропинкам, наслаждался пением птиц и любовался кронами деревьев, охотился и рыбачил на берегу реки.


После получения аттестата о среднем образовании Владимир Георгиевич стал студентом Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина. Почему Сорокин выбрал нетворческую стезю, писатель объяснил просто:

«Было одно соображение – не попасть в армию. Абсолютно советская причина».

Так как литератор не обучался в свое время в специализированном учебном заведении, он не смог поступить в художественный вуз. Но любовь к полотнам, краскам и карандашам, которая возрастала в юношеские годы, оставила след в биографии автора «Голубого сала»: будучи четверокурсником, он начал всерьез заниматься графическим искусством. Писатель вспоминал в одном из интервью, что еще на университетской скамье они с другом проиллюстрировали первую книгу-детектив Олега Смирнова под названием «Скорый до Баку».


Получив диплом инженера-механика, Владимир Георгиевич не стал работать по специальности, а начал свою трудовую деятельность в тогда еще советском журнале «Смена», но через определенный промежуток времени был оттуда уволен из-за отказа вступить в комсомол.

Литература

«Творчество началось с некой вспышки, которая произошла, когда я сорвался со стола. Лез по батарее на письменный стол и сорвался, повис на штырьке – он есть на старых батареях, сейчас такие уже не делают. Штырек вошел мне в затылок. К счастью, все обошлось, но после этого у меня начались видения, и я стал жить как бы в двух мирах», – делился воспоминаниями Владимир Георгиевич.

Его писательская карьера началась в далеком 1985 году. Тогда в журнале неофициального русского искусства «А – Я» было опубликовано шесть рассказов Сорокина, а позже издание «Синтаксис» напечатало его роман «Очередь», который написан в жанре диалога: почти двести страниц состоят из одних лишь реплик людей.


С каждой новой книгой Сорокин подогревает интерес к своей персоне, некоторые произведения последователя постмодернизма неоднократно вызывали разногласия у читающей общественности. Официальное молодежное движение «Идущие вместе» требовало от автора ответить перед судом за использование порнографии и демонстративно бросало рукописи Сорокина в унитаз. Но суд ничего противозаконного на страницах Владимира Георгиевича не нашел.

В 2005 году та же организация стала инициатором круглосуточного пикета на Театральной площади, протестуя против постановки оперы «Дети Розенталя», либретто к которой было написано автором «Теллурии». Сам Владимир Георгиевич относится к таким недоброжелателям легко и называет их акции «государственным онанизмом».


Но стоит сказать, что писатель привык шокировать своего читателя своеобразным сорокинским приемом, и сборник рассказов «Первый субботник»(1979–1984), вышедший в 1992 году – яркое тому доказательство. Однако автор не делает сенсацию на страницах своей рукописи ради хлеба и зрелищ, а концентрируется на точке перегиба человеческой нравственности.

Обычно в первой части рассказов Сорокина идет литературное описание типичного советского времени, писатель рассказывает о судьбе обычных граждан - от ветеранов труда до простых ребятишек, которые любят порыбачить на речке. Но к концу или даже ближе к середине произведения Владимир Георгиевич окунает читателя в совершенно другую реальность, в полубредовое состояние, когда слово «цензура» отключается по щелчку.


Например, в небольшой повести «Тополиный пух» Сорокин описывает интеллигентного профессора Воскресенского, который радушно принимает цветы от своих учеников. Но неожиданно, предавшись воспоминаниям о минувших годах, главный герой избивает свою супругу, приправляя лексику нецензурной бранью.

В 1999 году Владимир Сорокин радует поклонников своего творчества романом «Голубое сало», который включает в себя две линии - прошлое и будущее. Главный герой произведения Борис Глогер трудится в 2048 году на военном объекте, суть проекта которого заключается в получении странного вещества с нулевой энтропией – голубого сала. Правда, практическая суть этого чудо-открытия не ясна.


Это вещество выделяется путем кожных отложений клонов великих писателей, от и до , и . Таким образом, Сорокин старается в своем романе использовать манеру письма великих писателей русской литературы, приправляя речь героев иноязычными и устаревшими выражениями. В альтернативной линии книги показан 1954 год, описывающий взаимоотношения и .

Именно этот роман стал камнем преткновения между Сорокиным и организацией «Идущие вместе». Также известно, что писатель обмолвился, что в произведении Владимира Георгиевича присутствует «мерзейшее глумление над Ахматовой». Но, как известно, черный пиар – тоже пиар, поэтому данная книга Сорокина стала одним из самых продаваемых бестселлеров.


В 2000 году у гения литературы выходит рассказ-автопародия «Настя» (сборник «Пир»), сюжет которого весьма необычным способом показывает русскую интеллигенцию 21 века. Произведения Сорокина – это изящные, но жестокие метафоры и диалоги, которые отражают суть бытия. Преданные поклонники автора стараются поглощать романы гения литературы один за другим, потому что он не только писатель, но и пророк, который, словно , видит будущее нашего общества.


Недаром рукописи Влдмра Сркна (псевдоним автора) переведены на 27 языков. Владимира Георгиевича читают не только в России, но и в странах Европы. Также мастер пера за свой талант удостоился нескольких примечательных наград, в том числе «Народный Бункер» (2001), «Либерти»(2005), «Премия Горького»(2010) и т.д. Помимо этого, Сорокин был награжден премией министерства культуры Германии.

Личная жизнь

Известно, что в моменты отдыха от писательского творчества Владимир Георгиевич создает гастрономические шедевры на кухне, чем радует домочадцев. Коронное блюдо литератора – тройная уха. Сорокин признавался, что обожает читать кулинарные книги, которые считает не просто сборником рецептов, а нетривиальным романом.


Также автор пьес, повестей, романов и рассказов любит общаться с друзьями, гулять с собаками, играть в пинг-понг и отправляться в путешествие в дальние страны. Помимо прочего, Владимир Сорокин – заядлый игрок в шахматы. Писатель не любит сладкие вина, футбол, русский рок и запах духов.


Что касается любовных отношений, то Владимир Георгиевич – примерный семьянин. В далекие годы он, будучи 21-летним молодым человеком, сделал предложение руки и сердца 18-летней Ирине, которая подарила возлюбленному двух дочерей Аню и Машу.

Владимир Сорокин сейчас

В 2017 году писатель предоставил на суд общественности новое произведение под названием «Манарага», которое рассказывает о специалисте по русской классике (bookʼn"griller) Гезе Яснодворском, любителе готовить на великих произведениях, горящих в печи.


Также Владимир Сорокин вернулся к своему хобби, художественному искусству, и радует фанатов концептуальными арт-объектами на персональных выставках. Помимо прочего, писатель ведет собственный сайт, куда выкладывает последние новости, интервью, критику и т.д.

Библиография

  • 1983 – «Очередь»
  • 1983 – «Норма»
  • 1984 – «Первый субботник»
  • 1984 – «Тридцатая любовь Марины»
  • 1989 – «Роман»
  • 1991 – «Сердца четырёх»
  • 1994 – «Месяц в Дахау»
  • 1999 – «Голубое сало»
  • 2000 – «Эрос Москвы»
  • 2000 – «Пир»

Владимир Сорокин — один из тех редких авторов, чьи романы провоцируют живейшую реакцию не только у высоколобых критиков, но и у самых литературно неискушенных граждан. Так, пару лет назад чрезмерно целомудренные участники движения «Наши» под арию Ленского спускали сорокинские книги в огромный унитаз. Поначалу ничто такой громкой литературной карьеры не предвещало: окончил Московский институт нефти и газа по специальности «инженер-механик» и несколько лет занимался книжной графикой, живописью и концептуальным искусством. Писать начал в самом конце 70-х, до перестройки опубликовал лишь роман «Очередь» (в 1985 году в Париже) и заработал мировую известность после публикации своих произведений уже в середине 90-х. Самый яркий представитель школы московского концептуализма в литературе, доведший методы этой школы до экстремальных пределов. Несмотря на репутацию литературного enfant terrible, предпочитает размеренную деревенскую жизнь, приготовление замысловатых блюд вроде тройной ухи и игру в шахматы. Недолюбливает советский рок, фильмы Тарковского и вообще претенциозное кино. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Внуково

День рождения

Где родился

Быково

город в Подмосковье

У кого родился

«Я вырос в обеспеченной и интеллигентной семье. Родился в Подмосковье, учился в трех школах, потому что родители все время переезжали с места на место».

«Мой дедушка был лесником. Я с детства очень люблю и хорошо знаю лесную и деревенскую жизнь: охоту, рыбалку. Особенно люблю лес».

Где и чему учился

Окончил Московский институт нефти и газа имени Губкина по специальности «инженер-механик».

Служил?

читателям и семье

Где и как работал

В течение года работал в журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол.

Два года в токийском университете Гайго

«Я попал в андеграунд в 1975 году именно как художник. Но московский художественный андеграунд вдохновил меня именно на литературные занятия. Именно художники меня благословили, не писатели. Такой парадокс».

Ученые степени и звания

нет и вряд ли будут

Что такого сделал

Романы:
«Норма», «Очередь».

«Я быстро перешел к жесткой соцартовской прозе. Больше доверял ей. А первая публикация была - 1985 год, роман "Очередь" в Париже. К счастью, я не очень рвался печататься в наших эмигрантских журналах. И на самом деле это хорошо, что я подождал, и в "Синтаксисе" вышла "Очередь". Голод первой публикации утолил в полной мере. В Париже напечататься - неплохо все-таки в те годы было».

«Первый субботник», сборник рассказов; «Тридцатая любовь Марины», «Роман», «Сердца четырех», «Собрание сочинений в двух томах», «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро».

«Чтобы написать "Путь Бро", я уехал в Ганновер, мне предоставили грант и маленькую квартирку напротив дома, где жил Лейбниц. В этой квартире был очень странный буфет, вырезанный из дерева, с двенадцатью деревянными апостолами. Я их рассматривал два месяца и вел очень сдержанный образ жизни - выходил только погулять и пообедать. Вполне монашеский режим».

«23 000», «День опричника».

Константин Боровой , бизнесмен и политик: «Мне очень нравится все, что он делает. В "Дне опричника" он... показал себя как аналитик, философ и политик. В писателях это встречается редко. Сорокин очень глубокий автор, у него острая литература. Я не удивлюсь, если его будут отлучать от церкви, как Льва Толстого, и запрещать».

Достижения

забил золотой гвоздь в голову Великой Русской Литературы.

Дела общественные

Член Русского PEN-клуба.

Общественное признание

Удостоен премии «Народный Букер». Лауреат премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой» и премии «Либерти».Награжден премией министерства культуры Германии.

Важные события жизни

«Творчество началось с некой вспышки, которая произошла, когда я сорвался со стола. Лез по батарее на письменный стол и сорвался, повис на штырьке - он есть на старых батареях, сейчас такие уже не делают. Штырек вошел мне в затылок. К счастью, все обошлось, но после этого у меня начались видения, и я стал жить как бы в двух мирах. Произошло некое разделение реальности и фантазии. И фантазии перетекали одна в другую. Забил фонтан вдохновения. Сначала это выражалось в том, что я постоянно придумывал игры со смыслом, которые сводились к созданию параллельных миров».

Впервые создал и придумал

диалектику Боро

Вывел на чистую воду

метод социалистического реализма. После чего тот был съеден рыбами.

Участвовал в скандалах

Попал в скандальную хронику в связи с возбуждением уголовного дела по статье «распространение порнографических материалов». Поводом послужил роман «Голубое сало». Впоследствии обвинения были сняты.

В 2005 году молодежное движение «Идущие вместе» подвергло книги Сорокина ритуальному спусканию в унитаз. Скандал разгорелся вокруг оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя», поставленной по либретто Сорокина. В Госдуме прошла дискуссия о премьере оперы в Большом театре. Член фракции «Единая Россия» Сергей Неверов тогда заявил, что на сцене крупнейшего театра страны ставится «порнографический» спектакль, и предложил дать поручение комитету по культуре представить парламентариям информацию о постановке.

«Когда мне позвонили и рассказали про этот перформанс - перед Большим театром под арию Ленского рвут мои книги и бросают их в огромный унитаз, - я понял, что попал в сюжет одного из собственных рассказов, и относился к этому соответственно - иронично. Но когда "идущие" пришли ко мне домой под видом рабочих и показали заказ: навесить на окна тюремные решетки, это меня отрезвило. А где-то через неделю на меня было открыто уголовное дело. Мило, правда?»

Мне интересно

смотреть на деревья, играть в шахматы, говорить с друзьями и собаками, готовить пищу, посещать дальние страны,

Люблю

когда пахнет лесом, грибами, осенью

готовить

«... Что-нибудь замысловатое, что занимает много времени. Например, тройную уху. Ничто так не заполняет свободное время, как приготовление тройной ухи. Когда действительно по-настоящему не пишется, только тройная уха и помогает. Вообще я готовить люблю. Но все остальное готовится быстро».

пинг-понг

«Я вот в пинг-понг играть люблю, правда, тут уже компьютером не обойдешься - нужен живой партнер».

/ (Сорокин о своих увлечениях кулинарией, собаководством и литературой; Илья Кормильцев, Rolling Stone, Февраль 2007)

кататься на лыжах в Подмосковье

говорить и выпивать с умными людьми

Ну, не люблю

джин и сладкие вина

советский рок и СССР

запах духов

бригаду Путина

наши толстые лит. журналы

запах Шереметьево-2

футбол и футбольных фанатов

"параллельное" кино

ностальгию молодых и старых по совку

вульгарных женщин вроде А.Пугачевой

Мечта

стать по-настоящему свободным. Внешне и внутренне. Утопия, конечно...

Семья

Жена Ирина.

«Мне был 21 год, а ей 18. Наша общая знакомая видела нас порознь и очень хотела нас представить друг другу. Она говорила, что мы очень похожи, и благодаря ей мы познакомились. А через год поженились».

Дочки-близнецы, Аня и Маша.

И вообще…

«Мне кажется, что сейчас появляется некий новый материал, на уровне языка. Эта новизна чувствуется в воздухе. Россия опять становится в большей степени страной гротеска, как это было во времена Гоголя или в советское время. Этот гротеск - он разный во все времена. В России описывать есть что. Писателю скучно не бывает, если он хороший».

«Есть разные литераторы, которые впадают в ностальгию, не очень осознанную, по тоталитарной мощи. Мне кажется, это наивно. Они забывают о сути тоталитарных режимов: имперская мощь все же держится на абсолютном равнодушии к отдельному человеку. В этом, собственно, и бесчеловечность советского государства, что люди для него лишь некий строительный материал. Вообще, я бы посоветовал молодым литераторам прочитать "Архипелаг ГУЛАГ". Мне кажется, это великая книга, она показывает изнанку тоталитарного режима. Такая страна никогда не будет матерью для своих граждан. Она - холодная, прагматичная тварь."

Иногда я чищу зубы не правой — а левой рукой. Иногда их утром вообще не чищу. Современный человек города живет автоматически, как машина, — каждый день он совершает ряд автоматических движений — начиная от чистки зубов, одежды, еды, работы. Он также автоматически любит, ненавидит, общается с родственниками, с животными. Про зарабатывание денег я молчу — это вообще унифицировано. Я не хочу стать мясной машиной, я борюсь с этим: обязательно совершаю каждый день какой-нибудь зигзаг. Я перестал из-за этого даже путешествовать по европейским странам: западные города теперь слишком похожи друг на друга — езжу туда в основном по делу. Даже Африка уже цивилизованная. Остается Сибирь только — она не тронута. Это я серьезно.

Меня занимают лишь те люди, которые ведут себя не так, как современный человек — а лучше. Не являются автоматами. Меня возбуждает то, что не имеет отношения к реальности. Кинг Конг? Нет, это не по мне. Большая обезьяна теоретически может существовать. А вот такого кольца, как во «Властелине колец», быть не может — и мне это очень нравится.

Чем хороша Россия? Тем, что это страна гротеска, для писателя — просто Эльдорадо. Какой-нибудь швейцарский писатель, он вынужден искать что-то мучительно, а здесь — пожалуйста: всё лежит на поверхности.

Столько дичи вокруг. Мы были с женой в Переславле. Было жаркое, пыльное лето. Там на территории монастыря стоял храм, где венчали. Из этого храма выкатила бандитская бригада, человек пятнадцать с ежиками на головах — все в смокингах и с бабочками. Только на ногах у них были ковбойские сапоги. Жених нес на руках невесту, и я увидел его левую руку, пухлую руку потомственного крестьянина: на мизинце рос вот такой ноготь. Это блатная традиция, это идет еще с довоенных сталинских лагерей. Блатные отпускали себе там ноготь, и это показывало, что он не работает. А вообще это из Китая: у китайских чиновников тоже были такие ногти, они даже чехлы на них костяные надевали. Это показывало ранг. Я думаю, ноготь попал в сталинские лагеря из Китая через Дальний Восток — и потом в Переславль.

Дэн Браун — это да-а-а, это супер. Это же чизбургер из христианства, апокрифов и много чего еще. Я прочитал «Код да Винчи». Ницше написал о последнем человеке: последний человек, тот, что останется на Земле, — он будет размножаться, как блоха. Он смотрит на звезды и спрашивает: а что это такое?

Я прошел через богему 80-х. Это Кабаков, Мухомор, Монастырский. Хороша была Москва. В отличие от Питера, где все варились в одном котле, в Москве существовали разные круги, которые не пересекались между собой. И можно было запросто путешествовать из одного в другой. Я через все это прошел — и опять вернулся к семейным ценностям, к осознанной и, я бы сказал, ответственной жизни. Ночной клуб? Запросто и там себя представляю.

Никогда с женойне тряслись над деньгами — может быть, поэтому они у нас долго и не задерживались. Продудонивали их. Если у меня деньги есть — это хорошо. Если нет — ну это тоже неплохо: начинаешь ценить всё сразу, начинаешь вспоминать разные моменты жизни, когда их не было. Нет, я не бедствую, но бывают полосы — я же все-таки не Акунин.

Дочки-близнецы — космическое явление. Представьте: два одинаковых человека перед вами сидят. Два человека, но одновременно и единый организм: они на расстоянии чувствуют, что друг с другом происходит.

Первый раз я влюбился во втором классе. Это была дачная история. А когда увидел ее в школе в форме — она мне сразу вдруг разонравилась. Она мне показалась такой же скучной, как и все там остальное.

В офисе есть особый эротизм — я это сам знаю: я работал в Японии преподавателем, работал здесь в журнале. Когда женщины затянуты в корсет корпоративной этики и забывают о женственности своей — в этом есть некая трогательность. Я жил в Германии какое-то время, и все думал: почему такое количество порнофильмов, где действие происходит в офисе? Потом понял.

Школа абсолютно ничего для меня не открыла. У меня от школы одни мрачные воспоминания, каким-то карманным Освенцимом она была — хотя я и учился в трех подмосковных и одной московской. Что помню? У нас была игра «Казнь через повешение». Это когда тебе нажимают на сонную артерию, и ты теряешь сознание. Еще я умудрился получить двойку на уроке рисования— хотя и профессионально тогда занимался рисованием, в музее Пушкина. Это потому что вместо натюрморта я нарисовал динозавра. Девочки мне в школе не нравились. Нет, мне нравилась одна учительница, надо сказать, но мы же были неразвиты тогда, и я постеснялся ей признаться. Хорошо было, только когда я сбегал оттуда через окно в туалете на первом этаже. Помню это чувство, когда ты вылезаешь в окно, спрыгиваешь, бежишь, и всё — за спиной.

Мне в детстве было не скучно, только когда я музыкой занимался — с частным учителем. Школьное пение — идиотизм: нельзя петь из-под палки, не все хотят петь.

Не вижу снов. Сны видят или те, у кого много свободного времени, или те, у кого стресс. У меня ни того, ни другого.

Последний раз «ого!» я сказал, когда прочитал «Гламораму». Ничего не открыв, Эллис создал библию гламура, где люди и вещи одинаковы, где между BMW последней модели и девушкой, сидящей в ней, — между ними нет разницы. И вещи даже больше, чем люди — они уже самодостаточны, а человеческое тело существует лишь для демонстрации этих вещей. А когда я читаю последний роман Пелевина или рассказы Толстой — я, конечно, отдаю им должное, но я не воспламеняюсь. Потому что вижу, как это сделано. Я сам писатель, я знаю, как делается современная литература — она создается за столом. С чем сравнить? Например, вы повар, и вам, скажем, подают тетерева в вишневых листьях — есть такое блюдо, я его умею готовить — или лобстера в коньяке. И через день вы его сами уже готовите.

Московский гламур — это новые голодные. Но это не голод по деньгам — а голод по вещам как абсолюту. 70 лет у нас, по выражению Бердяева, было изобилие идей и дефицит вещей. Сейчас, когда эти идеи умерли, их место заняли идеи вещей, то есть вместо марксизма сейчас — Kenzo и D&G. Но пока нет еще пресыщенности — а есть чувство легкой сытости. В глазах у всех — такая еще жажда, конечно. Это понятно: двадцать лет только прошло, это очень мало для такой огромной страны. И никого пока не рвет. В Европе тоже никого не рвет, но по другой причине — их вырвало в 68-м году, у них сейчас чистые желудки. И они уже не переедают.

Будни для меня отличаются от выходных только количеством машин на улицах. Но вообще-то я живу загородом.

Никогда не сообщу женщине, что она безвкусно одета, хотя и не люблю безвкусицу. Мне не хочется женщин обижать: они лучше мужчин — они впускают через себя жизнь, они не убили такое количество людей, как мы. Вот мужиков мне совсем не жалко.

Если мне интересен человек — очень быстро с ним сближусь. Я деликатный человек, но против всех этих поведенческих шор. Я не понимаю: как это так? В Америке не принято в глаза смотреть человеку. Это там даже чревато. Печально, что люди теряют непосредственность.

Я собственно в ледяной трилогии об этом говорю—показываю все как бы глазами братства света, которое ищет своих здесь. Но человечество все века было одинаково: люди боялись друг друга, и от этого великие войны, от этого изобретение адского оружия. Следствие — отчужденность.

Месяц назад зашел в метро — встречался с человеком, у которого не так много денег, чтобы подниматься. Метро не меняется: когда поезд стоит в туннеле — все, как и раньше, молчат. У меня в «Тридцатой любви Марины» она едет на завод с возлюбленным — поезд останавливается, молчание. Я помню это прекрасно. Человек, который начинал разговаривать — на него косились. Он что-то нарушал, и я понимаю что — вот эту разобщенность. Потому что она для этой толпы комфортна, а попытка контакта — это не комфортно. Это ужас современного человека. Марина говорит: почему молчим? Что мешает? Он, мудило полное, партийный, всерьез отвечает: Америка. Что мешает сейчас? Да в общем-то тоже самое.

Для меня главное, чтобы вещи были не противные на ощупь. Рубашка может быть с пальмами и с попугаями — не важно. Главное — чтоб не противная, с душой. Я как-то под Псковом на берегу озера нашел большой камень. Там лежал десяток камней, но мне понравился только один, я даже привез его в московскую квартиру. Я помню, как его поднял и понес до машины. Такие вещи я люблю — предметы, от которых идет тепло памяти.

Мне лучше покупать одежду в Берлине — я там все знаю, знаю, что мне нужно. Только не могу долго выбирать. И вообще не придаю одежде большого значения.

Часто вижу в европейских городах: идет пара — очень симпатичный парень, немного женственный, и такая, будем говорить, мало привлекательная, но сильная, мужеподобная жена. Женщина и мужчина поменялись местами. В Москве — то же самое. В Москве очень много инфантильных мужчин — и это естественно. Сюда попадают сильные люди из провинции, такие мачо — они тут зубами и локтями прорываются к пирогу, выгрызают место себе. А их дети — им уже нечего делать, дети лишь всем пользуются. Я очень хорошо помню 70-е, золотую молодежь — это были очень инфантильные ребята. Я сам был такой. Но после того, как я женился, я осознал себя.

Почему все таксисты изводят себя радио? Им легче нажать кнопку радио, чем выбрать диск. Самое ужасное — это выбор, потому что он зависит от тебя, от твоей воли. Когда выбираешь пластинку, вещь, человека даже — это ответственность. И ты наедине с собой в этот момент один. А не выбор чем хорош? Что выбирают за тебя — то есть ты чувствуешь себя ребенком, система выбора — она как бы мама твоя. Я рано понял идею выбора. В двадцать с чем-то лет я одновременно состоялся как и муж, и отец, и писатель. И мы сразу с Ирой стали самостоятельно жить — в военном городке, отец Иры военный был.

Никогда не буду голодать . Во‑первых, у меня две профессии: инженер-механик — я же закончил Институт нефти и газа, — и художник-оформитель. Во‑вторых, я неплохо готовлю.

Люблю белый цвет. Белые штаны люблю. У меня в квартире все белое: стены, диван, двери. И мало вещей. Это мне помогает соблюдать равновесие. Можно сказать, что я хочу уюта — я в общем-то уже не молодой человек, мне исполнилось недавно пятьдесят. Я хочу, чтобы каждое утро я мог заниматься работой в пространстве, которое считаю родным для себя, где живут родные люди. Но это в работе тишина хороша — вечером можно поехать к друзьям в ресторан. Есть в этом некая прелесть, когда общаешься в ресторане при общем оживленном гуле: бу-бу-бу-бу. Вот моя формула.

Если бы тюрьма улучшала качество письма — все бы писатели сидели. Мне один критик пожелал тюремного опыта. Только наивный человек может такое посоветовать. Это все равно, если бы я пожелал ему, как Белинскому, заразиться туберкулезом и научиться харкать кровью — чтобы как следует чувствовать литературу.

В профессии надо быть бомбой. Нельзя прилипать к чему-то уже сделанному — нужен взрыв, нужно расчистить себе место, и потом уже делать свое, новое.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры