Жизнь одинцовой. Характеристика и образ анны одинцовой в романе отцы и дети сочинение

Главная / Измена жены

И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведе­ние образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь - это самое чи­стое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.

В начале романа автор представляет нам своего ге­роя как нигилиста, человека, «который не склоняет­ся ни перед какими авторитетами, который не при­нимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм - это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глаза­ми, положить на язык, словом, только то, что можно ос­видетельствовать одним из пяти чувств».

И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой го­нит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спра­шивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На осталь­ных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в го­сти, они соглашаются. Базаров пытается быть рав­нодушным. Он ведет себя очень развязно в ее при­сутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это «белибер­да, непростительная дурь», болезнь. В душе Базаро­ва бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об от­ветной любви.

Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разго­вор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтиче­ском.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Один­цовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, База­ров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убежде­ния и посылает за Одинцовой. Перед смертью База­ров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Базаров жертвует всем ради любви - своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чув­ству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, ох­ватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.


В галерее героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль играют женские образы. Они являются катализаторами выявления характеров и чувств главных персонажей. Одним из центральных героев романа является Анна Сергеевна Одинцова, она смогла вдохнуть любовь в душу Евгения Базарова. Образ и характеристика Анны Одинцовой с цитатами в романе Отцы и дети приведенные далее, помогут разобраться в особенностях характера и мотивах поступков этой женщины.

Детство

Оставшись сиротой с младшей сестрой, Анна Сергеевна пригласила к себе пожить пожилую и ворчливую тетушку. Безрадостное существование в деревне угнетало ее, порой казалось, что вся жизнь пройдет в глуши. Однажды ее случайно увидел Одинцов, их богатый сосед. Он увлекся Анной и предложил стать его женой. Нежных чувств Анна Сергеевна к мужу не испытывала, была лишь благодарность. После смерти мужа Одинцова получила в наследство большое состояние, свободу и независимость.

Одинцова и Базаров

Внешность Анны Сергеевны была примечательной, она выгодно отличалась на фоне остальных женщин на балу у губернатора:

«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Базаров при встрече с ней сразу отметил, что она очень интересный «экземпляр». У Анны Сергеевны возник несомненный интерес к личности Евгения Базарова, ей было интересно общаться с ним, спорить и кокетничать. Безумный напор страсти Евгения напугал женщину, она поняла, что рискует лишиться покоя и стабильности, к которым привыкла. Это стало решающим фактором гневного отказа молодому человеку. Одинцова не могла испытывать серьезных и глубоких чувств ни к кому и ни к чему. Базаров характеризует ее неспособность к чувствам:

«Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».

Узнав, что Евгений находится на пороге смерти и желает видеть ее, Анна приехала к нему вместе с доктором. Но в себе она не нашла чувств к Базарову. Ничего, что могло принести успокоение умирающему

«Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила - мгновенно сверкнула у ней в голове».

Заключение

В финале романа Одинцова вновь становится супругой нелюбимого человека, к выбору мужа она подошла практически. Суженым стал перспективный мужчина, который гарантировал воплощение ее честолюбивых замыслов.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».

Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.

Биография

Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный. Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь. Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.

Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она - рано повзрослевшая дочь - смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.

Внешность и характер Анны Одинцовой

Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе "Отцы и дети" (фото художественных репродукций это подтверждают).

Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.

Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.

Разум и хозяйственность

Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.

Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.

В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе. Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами. Словом, она предпочитает «синицу в руке».

Одинцова и ее духовный вакуум

В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести...

Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины - опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом. Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». С цитатами из этого характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.

Особенность персонажа

Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум. Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.

Цитатная характеристика

Иван Сергеевич Тургенев со свойственным ему талантом преподносит читателям образ Одинцовой в романе "Отцы и дети". Таблица, представленная ниже, познакомит с цитатной характеристикой этой героини.

Ирония Тургенева

И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.

Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь - как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды - не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?). Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе "Отцы и дети"? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.

Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.

Заключение

Тургенев-классик известен в литературе своими удивительными женскими образами. Общеизвестен даже любимый им типаж представительниц прекрасного пола, который называют тургеневскими девушками. Среди них - Наталья Ласунская, Лиза Калитина. Эти образы считаются одними из самых изящных в мировой литературе.

Вовсе не таким выступает в романе «Отцы и дети» образ Одинцовой Анны. Она при всей своей красоте пуста изнутри, поэтому и не относится к ним. Эта героиня романа Тургенева выступает как иллюстрация человека, теряющего человеческое. Впрочем, не секрет, что подобные дамы таки существуют. И их нигилизм души, в отличие от Базаровского, отнюдь не несет созидательного начала.

В 1983 году вышла еще одна экранизация романа Тургенева – четырехсерийная лента «Отцы и дети» с Натальей Даниловой в роли Одинцовой. Фильм снял режиссер Вячеслав Никифоров на киностудии «Беларусьфильм».

В 2008 году четырехсерийную экранизацию «Отцов и детей» сняла режиссер . В образе Анны Одинцовой выступила актриса . Богатую усадьбу Одинцовой снимали под Брянском в поместье Тютчева, которое сейчас стало музеем-заповедником. Это большой каменный дом с колоннадой в стиле русского классицизма.


В фильме Авдотьи Смирновой сцена объяснения Базарова и Анны разворачивается в комнате, которая заставленная богемским стеклом, хрупкими бокалами и кувшинчиками. Дребезжание тонкого стекла подчеркивает напряженность сцены и хрупкое изящество дворянского мира, в который Базаров врывается, как слон в посудную лавку.

Цитаты

«По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».
«В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет».

Меню статьи:

Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети» очень противоречивый. С одной стороны у читателя к ней возникает чувство жалости и сострадания, с другой стороны, ее неумение и нежелание идти по зову сердца и мечты обескураживает.

Внешность Одинцовой

Анна Сергеевна Одинцова обладает необычно красивой внешностью. На момент повествования ей 28 лет. Этот возраст сама Одинцова считает уже немолодым и поэтому причисляет себя к старухам. Однако ее внешность говорит об обратном. Женщина выглядела молодо и свежо. Тело ее было очень стройное и привлекательное». Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана».

Предлагаем ознакомиться с образом Николая Петровича Кирсанова

Роста она была высокого, что придавало ей дополнительный шарм. Черты ее лица были прелестны, правда, нос был немного толстоват, что было характерно для всех русских, но остальные черты были идеальны. Кожа ее лица была светлой и чистой. Глаза ее были светлого цвета, в них проглядывалось что-то нежное и в то же время умное: «ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». Волосы ее были, напротив, темного цвета. Длинные волосы красиво обрамляли ее лицо: «гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».
Гардероб ее также отличается утонченностью и изысканностью. Одинцова умеет красиво носить одежду – даже самые простые наряды смотрятся на ней необычно и очень красиво.

Анна Сергеевна умеет пленить человека с первых минут знакомства, ее внешность располагает к себе, по мнению Базарова, ее можно изучать в качестве анатомического пособия. Мужчины без ума от нее, а женщины ей завидуют.

Биография Одинцовой

О детстве Одинцовой, в девичестве Локтевой, и ее прошлом мало что известно. Родители ее давно умерли. Мать ушла из жизни еще в то время, когда они жили в Петербурге, а их семья процветала и была богатой и зажиточной. Она принадлежала к обедневшей семья знатных аристократов Х…Отец ее был хорошим человеком, но имел пагубное пристрастие к карточным играм, поэтому вскоре спустил все сбережения семьи за карточным столом, и тоже умер, оставив свои двум дочкам крошечное наследство. На момент его смерти старшей – Анне, было 20, а младшей – Катерине – 12 лет.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Базарова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

После смерти родителей Анна берет на себя воспитание младшей сестры и справляется с этим вполне успешно – Катя обучается всему необходимому в жизни аристократки, однако особенности характера ее сестры действуют на девушку губительно, она была практически запугана сестрой и подавлена ее авторитетом.

Жизнь Одинцовой была полна сложностей. Ей довелось преодолеть немало трудностей. «Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы».

Первый брак Одинцовой

Спустя некоторое время Анна Сергеевна выходит замуж. Ее мужем стал некто Одинцов – он был немолодым человеком, но очень богатым и поэтому Анна согласилась стать его женой. Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести».

Анна не любила своего мужа, в некоторой мере, он даже вызывал у нее отвращение: «Покойного Одинцова она едва выносила». Окружающие считали такой ее брак очень странным, но сама Анна не видела в этом ничего плохого и думала, что это вполне нормальное явление.

После смерти мужа Анна становится богатой женщиной. Она хоть и не любила своего мужа, но после его смерти соблюдала все приличия и требования как вдовы: «Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу».

Жизнь в деревне

После заграничной поездки Анна Сергеевна вместе с сестрой возвращаются в деревню – Никольское – «Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями» – и дальше живут в глуши и уединении.

Время, проведенное в деревне Анна не тратит зря, она обучается ведению хозяйства и осваивает навыки управления имением, чего раньше не умела, хотя ее образование были исключительным. Также в деревне Анна читает книги и изучает русский язык – в результате она становится умной и проницательной женщиной, а ее знания русского языка удивляют и поражают. Одинцова редко выбирается из Никольского – исключительно по делам и практически все время проводит в деревне.

Характеристика личности

Анна Сергеевна Одинцов обладает необычным типом личности. В первую очередь ее отличает от большинства представительниц женского пола равнодушие и даже определенная нелюбовь к светским обществам. У Одинцовой такие мероприятия вызывают усталость и, если и выполняются ней, то с чувством долга и необходимости.

Второй ее отличительной чертой является исключительный ум – Одинцова читает книги не из-за модных веяний, заучивая определенные фрагменты текста, чтобы казаться умнее, а действительно изучает определенные вопросы и материал, предоставленный в литературе. Она понимает и осознает тему обсуждения. «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги».

Следующей ее отличительной и между тем необычной чертой является независимость. Анна Сергеевна не стремится никому угодить, она в некоторых моментах поступает по-мужски, определяя таким образом свое место в обществе.

По своему темпераменту она спокойная и уравновешенная личность. Анна Сергеевна во всем ценит прежде всего спокойствие, поэтому не стремиться менять что-либо в своей жизни – ей нравится такая обыденность и предсказуемость ее бытия, но между тем, одна и решительная личность – если этого требует ситуация, она умеет действовать четко и резко.

Несмотря на свои знания, Анна Сергеевна не является разговорчивой личностью, в обществе она предпочитает молчать и слушать разговоры других людей. По отношению к другим людям она всегда любезна и приветлива. У окружающих создается впечатление о ней как о милой и прелестной женщине во всех смыслах этого слова.

Образ Одинцовой лишен терпения и уравновешенности – она слишком нетерпелива и не может выполнять работу, требующую усидчивости.

Анна Сергеевна очень требовательная и настойчивая женщина, она часто придерживается своего мнения и готова его отстоять.

Однако эта идеальная женщина не остается без изъяна. В ее случае это проявляется в особой любви к роскоши и комфорту. Именно эти два критерия она ценит превыше всего, и именно они являются ключевыми двигательными силами в ее жизни.

Анна Сергеевна считает, что во всем следует придерживаться порядка – в ее доме все происходит по определенному графику, благодаря такому четкому режиму дня ее жизнь в деревне не наскучивает ей.

В доме Одинцовой царит исключительная чистота, она не любит, когда что-то лежит на своем месте или в доме неубрано: «все было чисто, всюду пахло каким – то приличным запахом, точно в министерских приемных».

Анна Сергеевна никогда никого по настоящему не любила, некоторые люди вызывают у нее чувство симпатии и даже мимолетной страсти, как, например, в случае с Евгением Базаровым. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно».
В глубине души женщина очень несчастна, но не знает как ей исправить ее положение.

Одинцова и Аркадий Кирсанов

Правильней было бы сказать, что отношения Анны Сергеевны Одинцовой и Аркадия Кирсанова закончились не начавшись. Когда Аркадий впервые увидел Одинцову, то не смог скрыть свое восхищение молодой женщиной – ее красота и ум напрочь пленили ум и сердце молодого человека. После их встречи, он все дни напролет мечтал о ней, поэтому ее приглашение в Никольское Аркадий воспринял как праздник – это была прекрасная возможность улучшить отношения с Одинцовой и, вполне вероятно, развить их. Однако со стороны Одинцовой все выглядело совсем в ином свете – она прекрасно понимала, какие чувства испытывает Кирсанов, но, к сожалению, не испытывала к нему ничего кроме легкой симпатии – в ее понимании Аркадий был милым человеком, способным поддержать с ней разговор, но в качестве возлюбленного она его не воспринимала.


В Никольском Аркадий все больше и больше осознает этот факт и постепенно сближается с сестрой Анны – Катериной. Катерина оказывается ближе по характеру и мировоззрению Аркадию – постепенно горечь разочарования и отторжения сменяется у Аркадия истиной любовью к Катерине.

Анна Одинцова и Евгений Базаров

В то время, как мысли Аркадия Кирсанова были заняты Анной Сергеевной, сама Анна Сергеевна была пленена другом Кирсанова – Евгением Базаровым. Этот прагматичный и в некой мере грубый человек сумел заинтересовать женщину, его видение определенных моментов в жизни общества настолько отличалось от общепринятого, что невозможно было не обратить внимание на этого человека. К тому же Базаров обладал естественным шармом и обаянием, что также располагало к его личности.

В Никольском Анна Сергеевна все больше и больше начинает сближаться с Базаровым отдаляя себя от общения с Кирсановым.

Базаров, привыкший часто быть в центре внимания на этот раз чувствует себя не в своей тарелке – он впервые влюбился, и это чувство заставляло его совершать поступки и мысленно принадлежать только одному – своей влюбленности. Базаров всегда высмеивал привязанность к романтическим чувствам и любви в целом, но теперь сам оказался сам заложником любви и это еще больше обескураживало его. Анна Сергеевна, которая, по сути никогда не любила никого, а подобно Базарову, всегда руководствовалась умом, а не чувствами также была в смятении – она испытывала тягу к этому человеку и страсть, но поддаться этому чувству не решалась.


В результате, когда их отношения достигли эмоционального пика, Базаров решается на первый шаг, но Одинцова, которая всегда остерегалась перемен в личной жизни не торопилась ответить возлюбленному взаимностью, в результате, в их отношениях случился коллапс – зашедшие отношения в тупик требовали срочного решения, но совершать что либо в этом направлении не торопился никто. Одинцова фактически мечтала, чтобы эта ситуация решилась как-то сама собой – Евгений определенно вызывал у нее значительно большие чувства, чем симпатия, но его положение в обществе ее не устраивало – связь с Базаровым была бы причиной дисбаланса в ее стабильности и системности жизни, и, даже, возможно, стала бы причиной расставания с некоторыми элементами комфорта роскоши, к которым Одинцова так привыкла, усиливало эту ситуацию его и тот факт, что Базаров был простым человеком.

В конце концов, их отношения прекратились – несмотря на то, что персонажи не хотели окончания их отношений конфликтным способом, мирных и дружеских отношений в результате разрыва у них не получилось.

Жизнь Одинцовой после разрыва отношений с Базаровым

После того, как отношения Евгения и Анны Сергеевны прекратились, Одинцова осталась в Никольском и детали того, как она пережила расставание, были читателю не известны.

Можно предположить, что она не сильно переживала разрыв, ведь, по сути, именно из-за ее желания и поступков развития отношений с Базаровым стали невозможны.

Базаров же, сильно обжегшись, возвращается в родительский дом – ситуация с его влюбленностью стала причиной ухода из жизни Базарова сразу двух людей – Одинцовой и Кирсанова. В то время как о Кирсанове и раздоре с ним Базаров переживал мало, то личность Одинцовой его существенно занимала.

Ни Базаров, ни Одинцова после расставания не искали встречи друг с другом – их встречу определил случай – Базаров был болен и находился в шаге от смерти. Его последним желанием было увидеть Анну Сергееву и Одинцова, как бы она не была прагматична и горда – приехала к Базарову. Помочь ему она уже ничем не могла, но фактически облегчила последние минуты Базарова своим присутствием.

Смерть Базарова не лучшим образом повлияла на Одинцову, но не балованная судьбой женщина вскоре смогла оправиться от этой трагедии и вышла замуж. Ее мужем стал вновь-таки не любимый ею человек, судя по всему, Одинцова в этом браке по расчету не стала счастливой.

Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова в романе Тургенева является носителем холодной красоты и ума – она не стремится сделать счастливыми других людей, даже самых родных и близких – так как женщина никогда не испытывала счастья и любви, она не знает как подарить эти чувства другим людям. Ее жесткость и грубость становятся причиной отсутствия симпатии с родной сестрой, которую она запугала и подавила своей принципиальностью и авторитетом.

Неопределенность в чувствах не дает ей возможности стать счастливой в отношениях с Евгением Базаровым – человеком, который испытывал к ней искренние чувства. Анна Сергеевна так и не смогла обрести счастье – ней все восхищались и хотели быть похожи, но на самом деле не знали, как тяжело и печально быть Анной Одинцовой.

Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе “Отцы и дети”: внешность и характер в цитатах

3.8 (76.67%) 6 votes

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры