«Золотая маска» держит лицо. «Золотая маска» держит лицо Маска

Главная / Измена жены

2 ноября в Москве объявлены номинанты национальной театральной премии «Золотая Маска» (сезон 2016/17). Генеральный директор премии и фестиваля Мария Ревякина, президент премии Игорь Костолевский начали пресс-конференцию с главного, глобального - со слов об общей атмосфере необъяснимого недоверия к культуре и ее деятелям, растущей в обществе. Выражением этой «тенденции сезона» стало дело «Седьмой студии». Москву на пресс-конференции крупнейшего театрального фестиваля страны представлял Александр Кибовский, руководитель департамента культуры столицы. А вот министерство культуры РФ при старте нового сезона «Золотой маски» не присутствовало вовсе.

О номинантах — они же участники фестиваля «Золотая Маска» в Москве (февраль-апрель 2018 года), гастрольных программ фестиваля, трансляций его спектаклей в кинотеатрах РФ и в интернете (обе формы расширения «Маски» на всю страну весной 2018-го будут расширены).

Экспертные советы «Золотой Маски», «драматический» и «музыкальный», объехали в минувшем сезоне 173 города России и отсмотрели около 800 премьер.

обновлено

Выдвинутый со спектаклем «Старик и море» живой классик Анатолий Васильев заявил, что снимает свою кандидатуру из номинации на «Золотую маску». «Я выбрал путь изгнания», — заявил он в своем обращении. А по поводу номинации Кирилла Себебренникова заметил: Серебренникову нужна не «Маска», а свобода: «Он ее заслужил!»

Другие номинанты: «Дядя Ваня» и «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова, «Царь Эдип» Римаса Туминаса, «Иванов» Тимофея Кулябина, «Дракон» Константина Богомолова, «Губернатор» Андрея Могучего, «Демократия» Алексея Бородина, «Человек из Подольска» Театра.doc (спектакль Михаила Угарова и Игоря Стама по пьесе Дмитрия Данилова — антропологическое исследование подмосковного фабричного города и частной жизни, в которую с размаху вторгается воинствующее новое время), «Чук и Гек» Александринского театра (в спектакле Михаила Патласова рассказ Гайдара соединен с документами 1930-х и реальностью ГУЛАГа). По 7 номинациям выдвинут спектакль Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Мариуса Ивашкявичуса «Изгнание» : хроника судьбы литовца-эмигранта в Лондоне, но и притча о судьбе всех, кто встретил распад СССР 30-летними, уехал или остался…

Кирилл Серебренников , несмотря на безумные повороты «дела «Седьмой студии», — выдвинут в номинанты обоими экспертными советами. В драме — как режиссер спектакля Гоголь-центра «Ахматова. Поэма без героя» (в соавторстве с Аллой Демидовой). В опере — как постановщик оперы Александра Маноцкова «Чаадский» по мотивам «Горя от ума» («Геликон-опера»).

В «музыкальных» номинациях «Маски» — мировая (для композитора Глеба Седельникова — посмертная) премьера оперы «Родина электричества» по текстам Андрея Платонова (режиссер Михаил Бычков, Воронежский театр оперы и балета), «Пассажирка» Моисея Вайнберга (постановка в Екатеринбурге — первая в России), «Билли Бад» и «Манон Леско» Большого театра, «Cantos» Теодора Курентзиса и режиссера Семена Александровского из Перми.

В «танцевальных» номинациях — «Клетка» Джерома Роббинса (Большой театр), «Золушка» Пермской оперы (действие спектакля Алексея Мирошниченко и Теодора Курентзиса перенесено в 1957-й), новая работа Татьяны Багановой и ее «Провинциальных танцев» «Имаго-ловушка» .

Полный список номинантов — на сайте фестиваля . В ближайшие недели к нему добавятся традиционные программы «Маска Plus» и «Детский weekend», затем — расписание кинотрансляций спектаклей «Маски»-2018 в городах России и на сайте фестиваля. Но уже по списку номинантов ясно видно: «Золотая Маска» сохранила профессиональное и гражданское достоинство. И широту взгляда: «архаисты» и «новаторы» представлены во всех номинациях.

В Москве стартовал театральный фестиваль "Золотая маска", который уже в 24-й раз покажет наиболее значимые спектакли городов России всех жанров театрального искусства - драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. В этом году номинантами на премию объявлено около 60 спектаклей. ТАСС выбрал лучшие постановки, которые нельзя пропустить.

Одноактные премьерные балеты в Большом театре

9 февраля на Новой сцене Государственного академического Большого театра покажут три одноактных балета Харальда Ландера, Джерома Роббинса и Иржи Килиана. Это "Этюды" , "Забытая земля" и "Клетка" соответственно.

"Этюды" - самая известная работа датского педагога и хореографа Харальда Ландера. Как сообщили в пресс-службе Большого театра, этот бессюжетный балет он поставил в 1948 году на музыку западного композитора ХIХ века Карла Черни, взяв за основу развитие движений классического балета.

Спектакль "Забытая земля" в постановке чешского мэтра Иржи Килиана ставится на московской сцене впервые. Балет был создан Килианом в 1981 году для труппы Штутгартского балета на музыку "Симфонии-реквиема" Бенджамина Бриттена.

"Клетка" - балет одном действии на музыку Игоря Стравинского в постановке выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса, созданный в 1951 году. "Под дерзкую музыку Стравинского "Клетка" погружается в мир насекомых, мир естественного отбора, где жестокий инстинкт принуждает женскую особь воспринимать своего партнера как жертву", - рассказали в пресс-службе ГАБТ.

Ахматова в "Гоголь-центре"

"Гоголь-центр" представит спектакль "Ахматова. Поэма без героя" 27 февраля. Это спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, находящегося в данный момент под домашним арестом. "Поэма без героя" - произведение Анны Ахматовой, над созданием которого поэтесса трудилась более 20 лет; при жизни автора в СССР этот труд не был опубликован.

Демидова в своей книге "Ахматовские зеркала" отмечает, что чем больше она углублялась в произведение, тем яснее понимала, что "буквально расшифровывать ее, наверное, не надо". "Не так уж важны в "Поэме" конкретные лица, важен аромат времени, ведь в "Поэму", помимо всего прочего, вошел огромный пласт культуры целой эпохи, которая для многих нынешних молодых людей стала давно прошедшей историей", - писала Демидова.

В спектакле задействованы Алла Демидова, Светлана Мамрешева, Александр Болдачев, Даниил Журавлев и другие.

Воронежский Театр оперы и балета в Москве

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представит 13 марта спектакль "Родина электричества" Воронежского театра оперы и балета.

Это опера Глеба Седельникова по произведениям Андрея Платонова рассказывает о событиях, происходящих на электростанции в маленькой деревне Рогачевке под Воронежем. Платонов сам участвовал в строительстве электростанции и отразил свои наблюдения в рассказе "О потухшей лампе Ильича".

Спектакль поставил режиссер Михаил Бычков - художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского камерного театра.

"Наша постановка родилась в год столетия революции 1917 года. Дух революционных надежд, ожиданий, что жизнь неким чудесным образом удастся повернуть к счастью, сопутствовал раннему Платонову. Но дальше у него была своя внутренняя эволюция, которая происходила одновременно с тем, как трансформировалась в стране идея построения нового мира", - рассказывает режиссер.

"Опера для скрипки и ученого" в Центре им. Вс. Мейерхольда

На сцене Центра им. Вс. Мейерхольда 13 марта представят спектакль "Galileo. Опера для скрипки и ученого". Это совместный проект "Электротеатра Станиславский" и Политехнического музея в постановке художественного руководителя "Электротеатра" Бориса Юхананова.

Партитура, состоящая из пяти частей, посвященных разным аспектам деятельности легендарного ученого Галилео Галилея, написана пятью композиторами: Сергеем Невским, Кузьмой Бодровым, Дмитрием Курляндским, Кириллом Чернегиным, Павлом Кармановым. Каждый из них через музыку и слово транслирует фрагмент из жизни Галилея, роль которого исполняет знаменитый российский физик Григорий Амосов. Ощущая через столетия веру ученого в силу прозрения, зрители увидят, как на территории "Галилео" встречаются академическая наука и гуманизм искусства, рассказали в пресс-службе.

Тургенев в Театре им. Евг. Вахтангова

14 марта Пермский академический Театр-Театр представит на сцене Театра им. Евг. Вахтангова спектакль "Месяц в деревне" по пьесе Тургенева.

Написанная в первой редакции в 1848 году, пьеса вышла в свет только в 1855, сменив при этом два названия: "Студент", "Две женщины" и, наконец, "Месяц в деревне". Сам Тургенев отмечал, что эта комедия никогда не предназначалась для сцены. Тем не менее к этому сочинению обращаются многие театры и сегодня.

Режиссер пермской версии пьесы Тургенева Борис Мильграм много лет искал подход к этой пьесе: "Я об этой пьесе думаю всю свою жизнь. Все время искал ее коды и шифры. И в какой-то момент понял, что эта пьеса может сотворить со зрителем удивительные вещи - возбудить чувственную природу каждого, - отмечает Мильграм. - Мы хотим в нашем спектакле поместить всех в атмосферу любви. А точнее - в атмосферу возникновения и зарождения чувства влюбленности, когда человек попадает в ситуацию, где чувства начинают так явно расти, что управляют поступками и мыслями".

Спектакль идет 2 часа 20 минут с одним антрактом. В постановке звучат композиции Баха.

Александринский театр на сцене МХТ им. А.П. Чехова

МХТ им. А.П. Чехова на Основной сцене представит 17 марта спектакль санкт-петербургского Александринского театра "Преступление и наказание".

Постановка по роману Федора Достоевского - это первая работа на александринской сцене художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Как отметил сам режиссер, для венгров этот роман - основное произведение зарубежной литературы.

"Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский, - отмечает режиссер. - Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере - в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, <…> что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе".

Стивен Сондхайм в Театре на Таганке

22 марта Театр на Таганке покажет спектакль "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит" по пьесе Хью Уиллера. Это постановка одного из самых ярких произведений всемирно признанного классика современного музыкального театра Стивена Сондхайма на российской театральной сцене. Над премьерой Таганки работал Алексей Франдетти, обладатель Национальной театральной премии "Золотая маска".

Режиссер отмечает, что в середине 70-х Стивен Сондхайм проявил невероятную творческую смелость, когда "на фоне безудержного Бродвейского веселья создал мюзикл, разрушающий все привычные каноны легкого жанра. Эта постановка - первый в России иммерсивный мюзикл, где зритель - не только наблюдатель, но и полноценный участник действия, спектакль, где погружение в события пьесы происходит максимально реалистично, отметили в пресс-службе театра.

Премьера постановки состоялась 27 января. Спектакль отмечен сразу пятью номинациями на премию "Золотая Маска - 2018".

Мольер в "Электротеатре Станиславский"

"Электротеатр Станиславский" представит спектакль "Тартюф" по пьесе Мольера 22 марта. Великая комедия Мольера -- один из ключевых текстов мирового театра, пьеса с грандиозной сценической историей и бурной предысторией, включающей в себя скандал и двукратный запрет, отмечают в пресс-службе. Филипп Григорьян использовал перевод Михаила Донского и пригласил в качестве драматурга-консультанта Ольгу Федянину.

Актерам взамен "скольжения по удобным стихам" приходится разговаривать "документально", отметили в пресс-службе. Хореограф Анна Абалихина предлагает им видеть реальное пространство вокруг - не абстрактность сцены, а длительность своих перемещений, свое физическое присутствие в этих стенах и на этих подмостках. "Абсурдность, болезненность ситуации, казалось бы, очевидная для посторонних, должна быть достоверной, а не фантастической", - подчеркнули в пресс-службе.

“Губернатор”, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург .

Худрук БДТ Андрей Могучий поставил спектакль по мотивам одноименного рассказа Леонида Андреева. В 1905 году генерал-губернатор Петербурга великий князь Сергей Александрович отдал приказ расстрелять толпу бастующих рабочих. Возмездием ему стала смерть от руки эсера-боевика Ивана Каляева. Когда долг человека государственного идёт вразрез с велением совести, личная трагедия может вырасти до вселенских масштабов.

“Кузмин. Форель разбивает лёд”, “Гоголь-центр”, Москва


Фото: Ира Полярная

Спектакль Владислава Наставшева входит в цикл, посвященный поэтам Серебряного века. Название позаимствовано у последнего сборника поэта и композитора Михаила Кузмина, Жизнь художника, преломлённая в его творчестве - терзания однополой любви творческие метания, поиски смысла жизни - обернулась эстетским сюрреалистическим зрелищем в лучших традициях этого театра.

“Царь Эдип”, театр им. Вахтангова

Фото: Валерий Мясников

Это совместная постановка театра им. Вахтангова и Национального театра Греции. Римас Туминас поставил спектакль, соблюдая каноны классической античной трагедии: хор, как и положено, комментирует происходящее, причём на языке оригинала - по-гречески. Режиссёр сумел доказать, что древний миф может, сохранив всю свою архитектонику, превратиться в более чем современную историю о природе власти и превратностях судьбы.

“Барабаны в ночи”, театр им. Пушкина, Москва


Фото: Галина Фесенко

Одноименной пьесе Бертольда Брехта в этом году исполнится ровно 100 лет. Её не часто ставят на российской сцене. Возможно потому, что сам драматург был не слишком высокого мнения о своем первом драматургическом опыте. Юрий Бутусов, которому Брехт очень близок своим бунтарским мироощущением, решил превратить “недостатки” пьесы в достоинства спектакля, выбрав для этого редкий по нынешним временам жанр рок-кабаре. Камерная на первый взгляд история солдата, сбежавшего с поля битвы под юбку своей невесты, превращена в манифест личности, не желающей становиться заложницей системы.

“Преступление и наказание”, Александринский театр, Санкт-Петербург

Венгерский режиссёр Аттила Виднянский убеждён, что для всей западной цивилизации этот роман Достоевского имеет первостепенное значение именно сегодня, когда человек понял, что, отказавшись от веры, он не нашёл, чем её заменить, и поэтому, не стал счастливее. Почему подлецы пользуются всеми благами жизни, а люди добрые и благородные вынуждены влачить жалкое существование? Вопрос этот в наше время стоит гораздо острее, чем полтора века назад и театр не может не попытаться найти на него свой ответ.

“Антигона”, Башкирский театр драмы им.М. Гафури, Уфа

Фото: Роман Шумнов

Античная мифология стала одним из лейтмотивов нынешнего конкурса. Антигона - юная девушка, рискнувшая пойти против приказа правителя страны и похоронить своего мятежного брата так, как повелевают законы предков. Режиссер Фарид Бикчантаев сократил расстояние между мифом и реалиями сегодняшнего дня, но не стал делать спектакль на злобу дня - о кризисе власти и неизбывном противостоянии властителя и подданных. Его волнует проблема гораздо более глубокая - непреложность общечеловеческих, не сиюминутных ценностей, которые только и могут остановить человечество, стоящее на грани хаоса. Для этой постановки известную пьесу Жана Ануя перевели на башкирский язык. Спектакль идёт с русскими субтитрами.

“Демократия”, РАМТ, Москва

Пьеса английского драматурга Майкла Фрейна не является в полном смысле слова документальной драмой, но в её основе лежит реальный политический скандал, разгоревшийся в 1974 году вокруг канцлера ФРГ Вилли Брандта. Его референт Гюнтер Гийом, человек, посвященный практически во все тайны государства, оказался шпионом Штази - политической разведки ФРГ. Для худрука РАМТа Алексея Бородина уроки истории - не пустой звук, его “политический театр” - пространство равноправного диалога, в котором важно услышать и попытаться понять точку зрения, отличную от твоей собственной.

“Иванов”, Театр Наций

Тимофей Кулябин - этот enfant terrible российского театра - сохранив в неприкосновенности текст чеховской пьесы, изменил условия жизни персонажей, осовременив всё, до чего смог дотянуться. персонажи Чехова жарят шашлыки и слушают модную нынче попсу, умудряясь рвать в клочья свои и чужие жизни с отчаянием, нам сегодняшним, в общем-то, не свойственным. С точки зрения режиссёра, трагедия Иванова не в том, что он не знает, зачем живёт, а в том, что не может плюнуть на этот вопрос и жить в своё удовольствие.

“Воительница-Джырыбына”, театр “Олонхо”, Якутск

Фото: Василий Кривошапкин

Режиссёр Матрёна Корнилова перенесла на драматическую сцену древний эпос народа саха, продемонстрировав тем самым простую истину о новом, которое на поверку является хорошо забытым старым. Обычная девушка получает в дар необычную, несокрушимую силу, чтобы защитить свой мир от зла и коварства -спектакль решён в столь популярном нынче жанре фэнтези, но опирается на традиционный для эпоса “Олонхо” язык и символику.


Фото: Юлия Кудряшова

Ещё одна работа Юрия Бутусова, выдвинутая на соискание главной театральной премии страны. Пьеса о крушении надежд, о падении кумиров, достаточно жёсткая комедия, набирающая к финалу высоту трагической безысходности, стала для режиссёра материалом для трагифарса о невозможности счастья для людей, позволяющим своей жизни пройти мимо них.

“Страх любовь отчаяние”, Малый драматический театр - театр Европы, Санкт-Петербург


Фото: Виктор Васильев

Маленькие люди в водоворотах великой Истории - тема, в которой Лев Додин отыскивает всё новые и новые ракурсы и повороты. Композиция из двух брехтовских текстов - “Страх и отчаяние в Третьей империи” и “Разговоры беженцев” - держится не на увлекательном сюжете, которого в ней нет, не на динамичном действии, тоже абсолютно отсутствующем, а на внутреннем драматизме крошечных исповедей крошечных персонажей, жизни которые перемалывают неостановимые жернова Жизни.

Номинация “Спектакль малой формы”

“Сучилища”, театр драмы им. А.П. Чехова, Серов

Фото: Екатерина Чижова

Пьеса Андрея Иванова с виду проста, как арифметическая задачка: девчонка из низов, торгующая на рынке рыбой плюс “высоколобый” преподаватель профтехучилища равняется… совсем не тому, чего подспудно ожидает зритель. Стандартная мелодрама с подкладкой ненормативной лексики погружена режиссёром Петром Шерешевским в многослойный культурный контекст - от греческой трагедии до Лермонтова и от средневекового плутовского романа до боккачиевой эротической новеллы. Что не помешает кому-то разглядеть в ней всего лишь современную вариацию уже совершенно не скандальной “Маленькой Веры”.

“Гроза”, Молодёжный театр, Краснодар

Фото: Марина Богдан

Взглянуть не просто на классическую, но на хрестоматийную, заученную до дыр пьесу свежим взглядом - задача столь же увлекательная, сколь и трудноосуществимая. Молодой режиссёр Даниил Безсонов, ученик Сергея Женовача, нашел в себе смелость это сделать. Возможно потому, что и сегодня встречаются люди, которым до смерти охота узнать, почему всё-таки люди не летают.

“Месяц в деревне”, Театр-театр, Пермь

Невесомое кружево самой известной пьесы Тургенева существенно овеществлено музыкой Баха: скучающая в загородном имении барыня превращена в оперную диву “в отставке” и в самых драматичных местах действие притормаживается яростными мессовыми волнами. Что ж, стихия музыки чем-то сродни женской страсти, неукротимостью которой так восхищается режиссёр Борис Мильграм.

“Король Лир”, театр-студия “Грань”, Новокуйбышевск

В этом театре предпочитают не осовременивать классические тексты, доверяясь вневременной мудрости их авторов. Шекспировские герои, балансирующие на грани разума и безумия, сами наводят мостки между всегда и сегодня.

“Изгнание”, театр им. Маяковского

Фото: Евгения Бабская

Режиссёр Миндаугас Карбаускис и драматург Марюс Ивашкявичус попытались совершенно “документальный”, обыденно-жизненный сюжет поднять до высот философской притчи. Человек, покинувший родину, но пока так и не сумевший укорениться в том “раю”, куда он отчаянно стремился, ощущает себя чужим на обоих берегах реки собственной жизни. И не сгинуть в её зыбких глубинах можно только, если найти силы не стать чужим самому себе.

“Магазин”, Татарский драматический театр, Альметьевск

Фото: Евгений Михайлов

Пьеса Олжаса Жанайдарова основана на реальных событиях: хозяйка продуктового магазина на окраине Москвы, превратила в рабынь своих продавщиц, приехавших на заработки из Средней Азии. Режиссёр Эдуард Шахов проводит зрителя по всем кругам этого почти бесконечного ада, и тот сам решает, что перед ним - гиперчернушная страшилка или психологическая драма.

“Чук и Гек”, Александринский театр, Санкт-Петербург


Фото: Анастасия Блур

Рассказ Аркадия Гайдара (опубликованный в 1939 г.), признанную классику советской детской литературы, режиссёр Михаил Патласов переплёл с воспоминаниями узников сталинских лагерей. Локальная история двух малышей, отправившихся из Москвы в Сибирь к отцу, работающему в геологической экспедиции, оказалась встроенной в глобальную историю страны на основании общности времён.

“Тартюф”, Электротеатр Станиславский, Москва

Фото: Олимпия Орлова

Филипп Григорьян превратил едкую, острую, победную мольеровскую комедию в апофеоз беспросветной безнадёги. Его Тартюфа победить невозможно, а если и возможно, то сделать это всё равно некому. И то, что старинный сюжет помещен в реалии Российской империи эпохи заката, не смягчает порождённого спектаклем чувства беспомощности перед неохватным злом. Давать отрицательные ответы на вопросы, имеющие ответ положительный - едва ли не главная черта постмодерна на отечественной сцене.

“Дыхание”, Театр Наций

У британского драматурга Дункана Макмиллана пьеса называется “Лёгкие”. Режиссёр Марат Гацалов назвал свой спектакль “Дыхание”, перенеся акцент с объекта на процесс и передав основные смыслы с помощью пластики, почти пластической драмы. Он и Она, потерявшие самих себя, друг друга и какую бы то ни было связь с реальным миром, не живут, а разговаривают о жизни, имитируя словами поступки, которых они уже не в силах совершить.

“Человек из Подольска”, Театр. doc , Москва

Фото: Айжан Жакипбекова

Человека из Подольска, имя которого никому не интересно, задерживают без объяснения причин, волокут в участок и затевают длительный допрос, от которого у нормального человека голова пойдет кругом. Нет, не от жестокости допросителей, а от абсурдности задаваемых ими вопросов. Докудрама, закутанная в лоскутки театра абсурда, сатирический памфлет и ни к чему не обязывающий стёб на тему порочности карательной системы, душащей любые ростки свободомыслия. И всё ради того, чтобы попытаться доказать зрителю бессмысленность его единственной и неповторимой жизни.

“Розенкранц и Гильдернстерн”, театр юных зрителей им. Брянцева, Санкт-Петербург

Фото: Наталья Кореновская

Знаменитая пьеса Тома Стоппарда, вздумавшего заглянуть за кулисы жизни шекспировских персонажей, переосмыслена Дмитрием Волкостреловым в реалиях советских 80-х, а если точнее - в рамках поединка за шахматную корону между Карповым и Каспаровым, который в предчувствии Перестройки многими воспринимался как противоборство “старого” и “нового”. Матч, длившийся пять месяцев, был остановлен на сороковой ничье. Стоппардовские персонажи, сидящие за шахматной доской, этого не знают.

“Я здесь”, театр “Старый дом”, Новосибирск

Фото: Виктор Дмитриев

Свобода в реалиях тоталитарной системы на нынешней “ЗМ” стала смыслообразующей. Режиссёр Максим Диденко собрал свой спектакль из текстов поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна. Медитативное действо, жанр которого обозначен как “программа совместных переживаний”, не является иллюстрацией первоисточника, но ведёт с ним изощрённо-эстетский диалог о том, как устроена машина подавления.

“Жизнь”, театр драмы, Омск

Фото: Андрей Кудрявцев

Владимир Набоков считал повесть “Смерь Ивана Ильича” самым ярким и сложным произведением Толстого. Ничем не примечательный человечек живёт свою ничем не примечательную жизнь - несложную в первом приближении коллизию режиссёр Борис Павлович превращает в многоходовую игру, которую Смерть ведет с каждым человеком.

“Детство”, Театр юного зрителя, Хабаровск


Фото: Наталья Ивацик

Повесть Толстого стала отправной точкой для совместного погружения в глубины памяти о навсегда ушедшем детстве. Режиссёр Константин Кучикин оттолкнулся от сакраментального “все мы родом из детства” и переплёл в одном пространстве воспоминания героев Толстого с воспоминаниями людей, создававших этот спектакль.

“Лондон”, Драматический театр, Новокузнецк

Фото: Фрол Подлесный

Сантехник из маленького городка волею судеб оказывается в… Лондоне. Странствие, подобное одиссее, режиссёр Сергей Чехов приравнивает к инициации, поскольку оно меняет отношение героя не столько к жизни, сколько к самому себе. Тоска по родине вернет его обратно, но вернётся он домой не испуганным провинциалом, а гражданином мира.

Известная пьеса Генрика Ибсена “Привидения” превращена в спектакль-променад. Зритель попадает в особняк XIX века, в котором “обитает” некое добропорядочное семейство и получает возможность стать свидетелем той жизни, которую принято скрывать от посторонних глаз.

“Галилео. Опера для скрипки и учёного” Электротеатр Станиславский и Политехнический музей, Москва


Фото: Олимпия Орлова

Борис Юхананов пригласил на роль Галилея не актёра, а настоящего учёного и закрутил вокруг пьесы Бертольда Брехта мистерию на тему мученичества за науку. А музыкальную партитуру оперы творили сразу пять композиторов.

“Музей инопланетного вторжения”, Театр взаимных действий, Москва


Фото: Дмитрий Блюглясс

“Научная” фантастика на театральной сцене жанр достаточно редкий. Высадка инопланетян в Томской области в 1989 году, подается как замысловатый интеллектуальный аттракцион для любителей конспирологических теорий.

“Лесосибирск Лойс”, Театр “Поиск”, Лесосибирск

Спектакль для тех, кто уверен, что при наличии интернета театр не нужен. Школьники, живущие в городе, от которого до Большой земли 400 км, сами рассказывали драматургам о своём житье-бытье, местах и страхах. Режиссёр Родион Букаев перенес всё это на подмостки. А у зрителя есть возможность “войти” в спектакль со своего мобильного устройства.

“Я Басё”, “Упсала-цирк”, Санкт-Петербург

Фото: Василий Остроухин

Спектакль Яны Туминой, прошлогоднего лауреата “ЗМ”, соткан из хокку японского поэта и мыслителя Мацуо Басё, которые разыграны не столько по канонам драматического театра, сколько по принципам так называемого “нового цирка”. В постановке заняты цирковые артисты и ребята с особенностями развития.

Спектакль «Иванов» в Театре Наций

Сергей Петров/Театр Наций

Первая и вторая столицы постоянно опережают всю остальную Россию по количеству как номинаций на «Золотую маску», так и по числу полученных призов. В этом году ситуация не изменилась — да и с чего бы? — и из четырнадцати претендентов на победу в категории «Драма /спектакль большой формы» двенадцать постановок созданы в театрах этих двух городов.

Разумеется, представлены самые именитые — например, МХТ имени Чехова с «Драконом» , «Царь Эдип» театра имени Вахтангова, «Губернатор» БДТ имени Товстоногова или «Преступление и наказание» из Александринки. Впрочем, выделить кого-то конкретного очень сложно — в этой номинации вместе сошлись «Ахматова. Поэма без героя» и «Кузмин. Форель разбивает лед», поставленные в «Гоголь-центре», «Иванов» Театра наций, «Дядя Ваня» Театра имени Ленсовета и «Демократия» РАМТа.

Среди оперных и балетных спектаклей конкуренция ничуть не слабее, но Москва и Питер и здесь оказались в доминирующем положении.

Так, из девяти оперных постановок — шесть представляют театры этих двух городов, в первую очередь, — Большой и Мариинский. Впрочем, у «Геликон-оперы» в категории — целых два спектакля, «Турандот» и «Чаадский». Такой же расклад и в балете, но здесь все более гармонично — из семи спектаклей только четыре приедут из Москвы и Петербурга. свои постановки представили Мариинский »(Времена года») и Большой («Клетка») театры, а также Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко («Вторая деталь» и «Сюита в белом»).

Остальная Россия

Спектакль «Воительница-Джырыбына» в театре «Олонхо», Якутск

Театр «Олонхо»

В категории «Драма большой формы» на «Маску» попали только два спектакля не из Москвы и Петербурга. Это «Антигона», поставленная в Башкирском театре драмы имени Гафури, и «Воительница-Джырыбына» якутского театра «Олонхо».

Большинство региональных театров представлены в номинации «Драма / Спектакль малой формы» —

здесь отмечены коллективы из Краснодара («Гроза» Молодежного театра), Хабаровска («Детство» ТЮЗа), Омска («Жизнь» Театра драмы), а также из Альметьевска, Перми, Новосибирска и других городов.

В опере, как уже говорилось, региональных театров почти и нет — в конкурсе участвуют спектакли «Cantos» пермского Театра оперы и балета и «Пассажирка» Театра оперы и балета из Екатеринбурга. Немного отыгрались другие города России только в балете — здесь и «Золушка» из Перми (у которой в целом восемь номинаций на премию), и две постановки екатеринбургского театра — «Наяда и рыбак. Сюита» и «Снежная королева».

«Ахматову» Серебренников поставил сам, отдав главную и единственную роль . Кроме того, за работу над «Ахматовой» режиссер номинирован и в категории «Драма/ Работа режиссера». А вот «Кузмин», в основе которого — последняя, 11-я книга стихов поэта Серебряного века , — дело рук рижского режиссера Владислава Насташева, у которого на счету в «Гоголь-центре» еще три спектакля: «Митина любовь», «Медея», «Без страха».


Режиссер Анатолий Васильев на закрытии театрального фестиваля имени А. П. Чехова в театре имени Евгения Вахтангова, июль 2017 года

Владимир Вяткин/РИА «Новости»

Спектакль Анатолия Васильева «Старик и море», результат сотрудничества театрального фестиваля имени Чехова и Театра имени Вахтангова, был представлен сразу в нескольких номинациях «Маски» — например, в «Ддрама / спектакль большой формы» и «Лучший режиссер драматического спектакля».

Но сразу после объявления шорт-листа фестиваля Васильев написал открытое письмо, в котором отказался от номинации.

Режиссер также указал, что с 2008 года не участвует в культурной жизни города и находится в «добровольном изгнании», а работает в основном за рубежом — во Франции, в Италии. Кроме того, Васильев напомнил, что ему так и не вернули студию на Поварской — хотя обещали.

«Еще об одной причине не стоит совсем говорить! Простите меня, но Кириллу Серебренникову нужна не «Золотая маска», а свобода! Он ее заслужил», — написал Васильев.

В итоге «Старик и море» в списке номинантов «Золотой маски — 2018» остался, но, как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе фестиваля, это означает лишь, что спектакль был выдвинут на премию. Но на победу постановка претендовать не будет, жюри его смотреть в рамках фестиваля не станет, да и показов во время «Золотой маски» не запланировано.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры