3 преступления германа пиковая дама. Анализ Пиковой дамы А

Главная / Развод

План Петербург в произведении А.С. Пушкина Пиковая дама.а Питер город фантастических событий. б 1-оезлодейство Германна. в Сходство с реальным Питером.г Особняк Пиковой дамы. Лиза мостик между Германном и графиней. Случайные события. Почему Германн обд рнулся? а Третье злодейство Германна. Пушкин творческий гений.Тризлодейства Германна.В сво м произведении Пушкин ярко описывает Петербург столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастическихсобытий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий ихчувства, желания, мысли, их жизнь.

И это действительно так, ведь Германнсначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать отайне тр х карт, и Германн стал совсем другим человеком. Он стал гнаться заэтой тайной, готов был продать свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмиларазум этого человека. Итак, первое злодейство Германна обман самого себя. Ещ разверн мся к описанию Питера.Пушкин настолько точно описал местность, что всамой бывшей столице можно найти это улицу и дом. Сейчас это улица Гоголя, дом10. Этот дом принадлежал раньше княгине Наталье Петровне.

Предание нарекло этотдом особняком Пиковой дамы. После выхода в свет произведения оно сталоочень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства междукнягиней Натальей Петровной и графиней. Сам Пушкин пишет Моя Пиковаядама в большой моде. В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себецель во что бы то ни стало узнать тайну тр х карт. И вот он хочет стать любовникомстарухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей Лизе письма Письмо содержалов себе признание в любви но было нежно, почтительно и слово в слово взято изнемецкого романа.

Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была оченьим довольна. А она Лиза не зная чувства любви, поверила Германну, а онпросто использовал е в качестве мостика между собой и графиней.И вот мызамечаем второе злодейство обман Лизы. Обманывал он е на протяжении всегодействия, как узнал тайну тр х карт перестал с ней встречаться, а оказавшисьв Обуховской больнице и вовсе забыл о ней. В Пиковойдаме можно заметить моменты, которые можно назвать случайными Рассуждая таким образом очутился он в одной из главныхулиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры Чей это дом? спросил он Германн у углового будочника.

Графини отвечал будочник. Германнзатрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению.Он сталходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности Как видноГеманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то неведомаясила. И она затянула его к себе. И все же, какое третье злодействоГерманна? Я считаю, что это продажа своей души дьяволу.

Ведь являясь носителемэтой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом.А почему Германн обд рнулся? а вс очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графинясделала оговорку с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице ЛизаветеИвановне Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшаяспособность рассматривать души людей, наказала нашего героя.

Другое мнение графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу не платить за душуГерманна, а просто забрать е. И вот Германн оказывается в Обуховскойпсихиатрической больнице.В голове у него одно тройка, сем рка, туз тройка, сем рка, дама В.Г. Белинскийписал Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайшихисторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее,следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому. Может, поэтомупроизведения Пушкина бессмертны.

Они были популярны во времена Пушкина,популярны и сейчас P.S. Не знаю на какую оценочкусойдет енто сочинение ещ не проверяли. Но сразу скажу материалыиспользовала, выкачанные из инета, так что если есть чья-то доля, plz не обижайтесь. Ну а еслиобижаетесь Обиды пишите на Mix a.2k mail.ru.Желаю удачиJ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Пиковая дама": Чайковский и Пушкин


Пушкин: Биография; Народность сказок Пушкина; Всемирность Пушкина (критика)
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир -.. Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе это такой колодец, из которого может..

Определения, три типа сознания, три гунны материальной природы
На сайте сайт читайте: "определения, три типа сознания, три гунны материальной природы"

Пушкин и Цветаева, Пушкин и Ахматова
Поразительно, но иногда мне кажется, что Цветаева считала Пушкина своим современником вопреки тому, что жила в другую эпоху, вопреки даже здравому.. Силой своего воображения Марина Цветаева однажды в детстве создала себе живого.. Таким образом, заполнив собой значительную часть духовного мира Марины Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в её..

Опера Пиковая дама
Народные песни, по преимуществу протяжные, лирические запевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, были первыми, наиболее яркими музыкальными.. Особенно горячо он полюбил широкораспевные мелодии Беллини и музыку оперы.. В десятелетнем возрасте его отдали учиться в Петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для..

Иерусалим: три религии - три мира
Иерусалим три религии три мира.. носенко татьяна всеволодовна иерусалим три религии три мира эта книга посвящается моему..

Пушкин в Тверской губернии или тверская тропа к Пушкину
Теперь эти заповедные места Берново, Малинники, Павловское, Старица, Торжок стали широко известны, их объединяет увлекательный маршрут Пушкинское.. Заглянем в одну из тверских летописей, где рассказано о боярской семье.. Знало разор и пожары, полыхавшие на этой земле в годы княжеских усобиц. И об этом сказано в летописи. На одной из ее..

Тема дружбы в лирике Пушкина
Свою преданность друзьям Пушкин пронёс через свою жизнь. С дружбой у него связаны пиры и веселье. Друзьям Богами вам ещё даны Златые дни, златые.. Киприда, Феб и Вакх румяный Играли нашею судьбой. Явилися мы рано оба На.. Меняется пафос дружеской лирики. Индивидуальные образы друзей сливаются в обобщённый образ семьи-друзей.Манифестом..

Романтизм в творчестве Пушкина
III Заключение. Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу. а) Содержательный романтический мир страстей. б) «Солнце нашей поэзии.. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на.. Положительный герой романтической литературыэто «человек неистовых страстей, интеллектуально-психологически..

0.04

Разделы: Литература

Класс: 9

“Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства”, - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. “Молодая мечтательница”, проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает “мазурочную болтовню” кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: “У этого человека по крайней мере три злодейства на душе”.

Начать урок, на мой взгляд, лучше всего инсценировкой этого эпизода, которая позволит учащимся погрузиться в глубины сюжетной стихии повести.

После чего последует опорный вопрос:

Какие три злодейства совершил Германн?

Его постановка придает уроку, в центре внимания которого три главных образа – Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершенность. Красной нитью пройдет этот вопрос через весь урок, и, словно бусинки, нанижутся на него результаты совместной моей работы и учащихся. Я позволю надолго сохранить в памяти все то, что станет литературоведческим открытием.

Ученики легко “открывают” первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие. Внимательно читаем строки, посвященные судьбе героини (II гл.: “В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…”; “Лизавета Ивановна была домашней мученицей”).

“Пренечастное создание”, “домашняя мученица” - анализируя эти пушкинские характеристики героини, попробуем разобраться, что же толкнуло её откликнуться на домогания “влюбленного” военного инженера.

“Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест”, около которых увивались “расчетливые молодые люди”. Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке?

Лизавета Ивановна – безответная жертва. Германн насмеялся над ней, растоптыл её чувство, - скажут ученики.

Предостерегая от прямолинейности в характеристике героини, учитель напоминает: “Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя”. Посоветуюсь с учениками: может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также не свободна от расчета?

“Вы чудовище!” - восклицает она в финале IV главы, которую можно прочитать по ролям (Лизавета Ивановна, Германн и “за автора”) или сделать инсценировку, которая по моему мнению – один из самых действенных методических приемов в преподавании литературы.

Именно инсценировка (в любой форме) помогает ученикам наглядно увидеть героев произведения, что называется, “живьем”, позволяет преодолеть барьер между кажущимся сухим книжным вымыслом и увлекательной для подростка реальной жизнью.

“Где же вы были?” - “испуганным шепотом” спросит ученица, исполняющая роль Лизаветы Ивановны.

“…Германн пожал её холодную безответную руку, поцеловал её наклоненную голову и вышел”.

Важно, чтобы занимательность в ходе инсценировки не восторжествовала над содержательностью. Возвращаем учеников из области наблюдений в область размышлений:

Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?

Несомненно. И поцелуй доказывает это. Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству? Ответ звучит из уст Лизаветы Ивановны: “Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!”.

С каким чувством “бедная девушка” простилась с Германном?

Её “холодная безответная рука” (удивительно точная художественная деталь!) говорит о многом. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть, что впоследствии она вышла замуж “за очень любезного молодого человека”, который имел “порядочное состояние”?

Без труда определяют учащиеся и “вторую жертву” Германна: старуха-графиня! Ученики пересказывают II главу, которая повествует о её жизни, знакомит с особенностями характера персонажа, останавливаются на отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (V гл.: “Для кого вам беречь вашу тайну…”).

Следует обратить их внимание на слова героя: “Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну”.

Итак, кто же третья жертва Германна? Вопрос “коварный”, открывающий обширное поле для предположений и размышлений подростков. В случае, если предыдущая работа отняла слишком много времени, он может стать домашним заданием (письменным или устным), к выполнению которого учащихся надо хорошо подготовить, искусно подведя к мысли, которая пока очевидна только для учителя: “третья жертва” - сам Германн.

Еще раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаенные мысли, которые неожиданно открылись Лизавете Ивановне, перейдем к чтению отрывка “Германн был сын обрусевшего немца…” (II гл.)

“Он расчетлив, вот и все!” - характеризует его Томский.

Все ли? – обращаюсь к классу.

Может случится так, что вопрос окажется не под силу ребятам. Но и в этом случае не следует отказываться от “усложнений” беседы. Дополнительные вопросы способны помочь учащимся отыскать правильный ответ на главный вопрос.

Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу?

Читается отрывок “Черные глаза его сверкали из-под шляпы…”

Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?

В чем заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?

Один из учеников декламирует отрывок: “Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения”.

Так исподволь подводим ребят к ответу:

Германн был не только расчетлив. Пушкин заострял на этом внимание: “Он имел сильные страсти и огненное воображение…”

Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя создал: “Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты”.

Ученики отметят решительность Германна, суровость его души. Особый разговор состоится о том, как алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния. У Германна “профиль Наполеона” - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.

Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводят Германна к трагическому концу: человеку с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести “покой и независимость”, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять названия трех роковых карт…

В основу сюжета «Пиковой дамы» лег известный Пушкину курьезный случай. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке - княгине Наталье Петровне Голицыной , особе надменной и властной, отличавшейся умом и крутым нравом, и просить у нее денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала будто бы магический секрет трех выигрывающих карт, который ей сообщил знаменитый в свое время граф Сен-Жермен. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

«Пиковуя дама» одна из лучших образцов новеллы во всей мировой литературе.

Пиковая дама" - философская повесть по своей проблематике.

В "Пиковой даме" Пушкин обратился к широкому кругу философских проблем :

человек, свобода, свобода нравственного выбора, судьба, случайное и закономерное, игра, "злодейство" - лишь некоторые из философских вопросов, осмысляемых автором в этой глубокой по содержанию повести.

Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели.

Пиковая дама становится не только картой в игре Германна с судьбой, но местью судьбы т. е. герой сам оказывается картой в более крупной игре, и его "карта бита".

Сюжет произведения основан на игре случайностей, необходимости и закономерности. В связи с этим каждый герой связан с определенной темой.

С темой социальной неудовлетворенности – Германн;

с темой судьбы – графиня Анна Федотовна;

с темой социального смирения – Лизавета Ивановна;

с темой незаслуженного счастья – Томский.

Одни герои, такие, как Томский, избраны судьбой, другие, как Германн, стремятся поймать удачу. Удача – удел Томского , а неудача – участь Германна.

“Пиковая дама” - вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека .

Светская повесть Пушкина раскрывает трагическую судьбу молодого человека по имени Герман . Он обладает незаурядными умственными способностями, хорошо воспитан и имеет привлекательную внешность. А его расчетливость передалась от предков, которые из немецких земель. Но у Германа существует мечта - стать богатым , причем получить все без особых усилий.

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трех выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооруженного пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семерка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» - поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: - Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

Главный герой попал в неприятную ситуацию, но его личная вина - первопричина всех событий. Пушкин рассказывает историю несчастного человека, который был пленен азартными пороками. Можно ли судить такого персонажа? Ведь подобные пристрастия встречаются на каждом шагу и в современном мире. Скорее всего, необходимо сделать определенные выводы и подальше держаться от столь сомнительных средств приобретения богатства.

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

Главный герой «Пиковой дамы» -персонаж повести - человек бережливый, расчетливый, но не имеющий никаких моральных, духовных ценностей.

графиня сыграла ключевую роль в повести. Она явилась Герману пиковой дамой, потому что тот не выполнил графининого условия – не женился на Елизавете Петровне.

Так что секрет старухи все равно не помог Герману, потому что был раскрыт против ее воли.

Главный Герой повести – Германн. От остальных героев отличается 2 особенностями:

1. Служит военным инженером, что означает низкое социальное положение героя;

2. Сын обрусевшего немца, т.е. человек рационалистического склада ума, человек расчета, твердого самоограничения.

И действительно, в начале жизнь героя подчинена рассудку . Будучи небогатым и незнатным человеком, он мечтает «упрочить свою независимость», но он отвергает все рискованные пути, авантюры, не пьет, не играет в азартные игры, делает ставку на расчетливость и бережливость Но расчет – это только внешняя оболочка личности Германна, сущность его характера была совершенно другая: «он имел сильные страсти и огненное воображение». Противоречие между страстной натурой Германна и его рационалистическим складом ума.

И хотя вначале Германн воспринял историю о 3-х картах как сказку, она сильно подействовала на его воображение, целую ночь эта история не выходила из его головы. Пушкин показывает внутренний диалог, раскрывающий борьбу 2 начал в душе Германна :

1 начало заставляет Германна поверить в тайну 3-х карт, т.е. поверить в существование иррационального в жизни. Оно толкает к риску, заставляет раскрыть тайну 3-х карт. В голове он даже строит планы, думает, а не стать ли ему любовником 87-летней графини. Т.е. он уже на все готов. Тут уже показана полная аморальность героя. 2 начало возвращает к здравому смыслу и говорит, что главное в жизни покой и независимость. Сюжет показывает, что борьба 2-х начал длится не долго и заканчивается победой страстей над сознанием, рационализмом .

Германн совершает 3 преступление :1. Надругательство над чувствами бедной девушки;2. Убийство старой графини;3. Германн готов заложить душу дьяволу и тем самым совершить 3 преступление,

Томский говорит о Германне: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Эти слова буквально подтверждаются автором повести: когда Германн говорит Лизе, что он ее не любит и что он использовал ее, чтобы добраться до графини, что он виноват в смерти графини, автор пишет: «Она отерла заплаканные глаза, и подняла их на Германна: он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Это сходство поразило даже Лизавету Ивановну». Так в повесть входитнаполеоновская тема (важнейшая тема русской и европейской литературы 19 века). Этот наполеоновский мотив в образ в Германне можно понимать двояко:

1. Некоторые литературоведы делают упор на индивидуализме и аморальности Германна. Действительно, основа души Германна – эгоизм. Ради достижения целей Германн способен перешагнуть через все (смерти графини, чувств девушки). Неслучайно его сравнивают с Наполеоном, Наполеон готов был проливать реки крови и проливал их ради своего самоутверждения. 2. Но нельзя рассматривать наполеоновский мотив только в социально-психологическом аспекте (т.е. делать упор на индивидуализме и аморальности героя), такой подход игнорирует тот факт, что «Пиковая дама» не только социально-психологическая, но и философская повесть. А потому Наполеон интересует Пушкина, как человек, претендовавший на власть над судьбой, как личность, уверенная, что человеческой воле подвластно все. Надо отметить, что для Пушкина Наполеон был олицетворением величия и вместе с тем бессилия человека перед судьбой, перед роком.

И потом, вводя в повесть наполеоновскую тему, Пушкин не только характеризует Германна, но и характеризует его будущую судьбу , как у Наполеона, у него тоже есть взлеты и падения. Эта судьба осуществляется в 5-6 главах в повести. В них Германн повторяет в миниатюре путь Наполеона . Тайна 3-х карт (тройка, семерка, туз) становится реальностью. Тройка, семерка и туз действительно выигрывают, как было указано Германну призраком графини. Появление призрака графини – это, своего рода, весть потусторонних сил, рока, судьбы. Это ощущение усиливается словами самой графини: «Я пришла к тебе против своей воли. Но мне велено исполнить твою просьбу». Поэтому катастрофа Германна (2 вечера он выигрывает, называя эти три карты, а на 3 вечер вместо туза – пиковая дама) не кажется чистой случайностью, она выглядит как неизбежность. В повести важна идея торжества рока, судьбы над человеческой волей.

Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами. Поэтому «Пиковая дама» многоплановое произведение: здесь сочетаются и социальные, и психологические, и философские мотивы . Пушкин всю свою жизнь верил в судьбу, в роль случая в человеческой жизни. Личный и исторический опыт убеждали Пушкина в том, что наивно и неоправданно надеяться на торжество разума, рационализма.

»
План 1. Петербург в произведении А.С. Пушкина ""Пиковая дама"". а) Питер – город фантастических событий. б)1-ое злодейство Германна. в) Сходство с реальным Питером. г) Особняк ""Пиковой дамы"". 2. Лиза – ""мостик"" между Германном и графиней. 3. ""Случайные"" события. 4. Почему Германн ""обдёрнулся""?: а) Третье злодейство Германна. 5. Пушкин – творческий гений. Три злодейства Германна. В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург – столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. И это действительно так, ведь Германн сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и Германн стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германна – обман самого себя. Ещё раз вернёмся к описанию Питера. Пушкин настолько точно описал местность, что в самой бывшей столице можно найти это улицу и дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Этот дом принадлежал раньше княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком ""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней***. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель – во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, а он просто использовал её в качестве ""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство – обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт – перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице – и вовсе забыл о ней. В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые можно назвать ""случайными"": ""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры… -Чей это дом? – спросил он (Германн) у углового будочника. -Графини***, - отвечал будочник. Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…"" Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то ""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". И все же, какое третье злодейство Германна? Я считаю, что это продажа своей души дьяволу. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение – графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.… И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!.."" В.Г. Белинский писал: ""Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому"". Может, поэтому произведения Пушкина бессмертны. Они были популярны во времена Пушкина, популярны и сейчас… P.S.: Не знаю на какую оценочку сойдет енто сочинение (ещё не проверяли). Но сразу скажу – материалы использовала, выкачанные из инета, так что если есть чья-то доля, plz не обижайтесь. Ну а если обижаетесь…Обиды пишите на [email protected]. Желаю удачи(

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры