6 кл рисование пропорции головы человека. Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Главная / Развод

Цель: Познакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека

Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструкция головы человека и её основные пропорции Автор: Каяткина Ольга Владимировна МАОУ СОШ №84 г. Челябинск, Челябинская область Урок изобразительного искусства в 6 классе

Цель: Познакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Оборудование: портретные эскизы людей разных возрастов, выполненные на классной доске зарисовки головы.

Пропорции головы человека Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Чтобы научиться рисовать портрет, следует изучить части лица.

Голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. А. Дюрер Аналитический рисунок построения головы человека

Как нарисовать глаза Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы, глазное яблоко имеет шаровидную форму). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого глаза. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.

Рисуем нос Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с горбинкой (3).

Носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика.

Схема рисования носа

Рисуем губы Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

Рисуем уши Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Рисуем волосы Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.

Практическая работа первый способ выполнения рисунка Выполнить рисунок головы с различно соотнесёнными деталями лица (нос, губы, глаза, брови и так далее)

второй способ выполнения рисунка

Домашнее задание: дорисовать портрет


Урок № 19 (ИЗО в 6 классе) ____________________

Тема урока: Конструкция головы человека и её пропорции

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта, научить изображать голову человека; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Материалы: карандаши, альбом, ластик.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности обучающихся к уроку

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным.

Тема нашего урока: «Конструкция головы человека и её пропорции».

Цель урока предлагается сформировать самим обучающимся с помощью таблицы «Узнать, изучить, научиться, применить, создать» .

    Повторение и проверка Д/З

Опрос учащихся по заданному на дом материалу: беседа, тесты, работа по карточкам по теме «Образ человека – главная тема искусства».

У доски у двоих обучающихся проверяются знания о видах портретов.

Для слабых учеников выдаются тесты по истории возникновения портрета. Для сильных карточки с великими художниками-портретистами с «пропусками» фамилий художников. Пока идет работа у доски, фронтально опрашивается класс.

На экран выведены портреты Древнего Рима, эпохи Возрождения, Нового времени. Фронтально опрашивается соответствие изображения человека искусствам разных эпох.

    Работа над темой.

Ребята, если вы посмотрите друг на друга, то увидите, что у всех на лице есть рот, нос, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, все совершенно разные. Почему? Да потому, что все не похожи друг на друга – у всех разные формы и размеры глаз, губ, носов.

Наше лицо очень подвижно и способно мгновенно выражать внутреннее состояние.

Если мы грустим, вот-вот заплачем, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на переносице или поднимаются вверх. А если нам весело? Губы «расплываются» в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и глаза начинают сиять как солнышко. А если мы сердимся – губы поднимаются в «полосочку», брови надвигаются на глаза. Все эти движения мышц на лице мы называем мимикой.

А теперь посмотрите, как зарисовать разное выражение лица человека. (Демонстрация схемы мимики основных десяти эмоций, где штрихами показаны положения и форма глаз, рта и лба человека).

Но этого ещё не достаточно, чтобы нарисовать портрет. Без знания пропорций, рисунок получается нескладный.

Повторение пропорций (материал предыдущего урока)

Пропорции – это соотношения величин частей, составляющих одно целое.

Установлено, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. (Демонстрация и обсуждение схематического рисунка строения головы человека). Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется что темя займёт 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точи подбородка – по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – 1/7 высоты головы – оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков – всё равно единице.

Голова симметрична и рисовать её можно на основе условной линии, которая проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется средней и служит для построения парных симметричных форм.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы, уши.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). (Демонстрация рисунков основных форм носа, глаз, губ). Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они очень разнообразны по форме. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые и т. п.

4. Закрепление учебного материала: творческая практическая работа.

Цель: отработать и закрепить приёмы изображения головы человека.

Задание: выполнить рисунок головы человека.

Давайте нарисуем овал яйцевидной формы. Разделим овал пополам по горизонтали – получим линию глаз и по вертикали. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

Заштрихуем зрачок темнее, радужную оболочку – светлее. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко, рисуем ресницы.

Над глазами находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья. Нарисуем их. Заштрихуем их в направлении от носа.

А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно как рисуется нос. От бровей ведём две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

Губы у всех людей разные, но запомните, что линия рта располагается на 1/3 расстояния от основания носа до конца подбородка, уголки губ находятся на уровне зрачков глаз. Проводим линии от зрачков вниз. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Заштрихуем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, так как на неё падает свет.

Рисуем надгубные складки.

Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочу уха, обозначаем ямки.

Выделяем мягким карандашом брови, ресницы, зрачок, ноздри, губы.

Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учащихся делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе; контроль объёма и качества выполненной работы.

    Итог урока. Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

Я попробую…

«Пропорции в жизни» - Ф. Решетников. Золотая спираль. Метод аппликации. Соотношение частей тела у ребенка. Леонардо Пигано Фибоначчи. Соотношение. Композиция пропорций человека. Проверка. Продолжите последовательность чисел. Парфенон. Разделите каждое из чисел последовательности Фибоначчи на предыдущее. Леонардо да Винчи.

«Задачи на пропорции» - Проверьте решение. Чебурашка и крокодил Гена. Однажды Муха-Цокотуха пошла по полю и нашла денежку. Задачи на пропорции. Скорость движения автомобиля. Физкультминутка. Две величины обратно пропорциональны. Хозяйственный кот Матроскин из Простоквашино. Где-то есть ель в лесу, под елью белка. Решите задачу.

««Пропорция» математика» - 90 человек. Решите уравнения. Для «олимпиадников»: Простейшие преобразования пропорций: В пятых классах школы 80 человек. Пропорции. Пропорция: В шестых классах 90 человек. Основное свойство пропорции: Составьте новые пропорции из заданной. Отличники составляют 20%. В каких классах больше отличников и на сколько человек?

««Отношения и пропорции» 6 класс» - В 1794 году Лежандр привёл более строгое доказательство иррациональности чисел? и?2. Кукурузой засеяли 45% всей площади. Отношения 2:10=0,2 Отношение 2к10 равно 0,2 39:3=13 Отношение 39к3 равно 13. И среди первое место по праву принадлежит Парфенону. Масштаб бывает: числовой, линейный. 80/100 * 0.45 = 0.36 -то есть засеяно кукурузой 36 га.

««Пропорции» математика 6 класс» - Одинаковые отношения запишем в виде равенства. Средние члены. Составьте 4 верные пропорции. Тема урока. Основное свойство пропорции. Из отношений выберите равные. Отгадай ребус. Равенство двух отношений называют пропорцией. Пропорции. Заполните таблицу. Что же такое пропорция.

«Целое и часть» - Отношения частей и целого в окружающем мире и в математике. Авторы: Атаманова Лиза Нехорошкова Надя. Наблюдение за предметами окружающего мира и числовыми равенствами. Цели исследования. Посмотрим вокруг… Используемые материалы. Ход исследования. Выводы. Части и целое есть в предметах окружающего мира и в числовых равенствах.

Всего в теме 26 презентаций

Работаем по программе Б.М.Неменского.

Второй урок в 3 четверти. 6 класс.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Провела Марина О.Н.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Цель урока:


  1. Ознакомить учащихся с жанром портрета. Информировать о портретах в разные эпохи.Научить отражать пропорции и мимику лица в портрете. Показать соответствие пропорции мимика лица в соответствии.

  2. Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; осуществлять меж предметные связи (литература, искусство, история, музыка).

  3. Воспитывать у людей любовь к искусству.

План урока.


  1. Организационный момент. Формулировка темы.

  2. Объяснение темы. Пояснения по выполнению практической работы.

  3. Практическая часть урока.

  4. Выставка работ и самооценка. Подведение итогов.
Оборудование: для учителя – презентация по теме портрета, музыка, макет изображения человека, 25 шаблонов по теме; для учащихся – графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин Василий Пукирев «Неравный брак», Алексей Антропов «Портрет Петра II»I, Владимир Боровиковский «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» и т.д.

Литературный ряд: Николай Гумилев «Она», Анна Ахматова «Надпись на неоконченном портрете».
Ход урока:


  1. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас,

О русских портретах сказ.

Ребята мы сегодня попали в картинную галерею (показ картин разных пейзажей,. несколько работ с изображением животных и портреты).

Давайте вспомним, как называют художников, которые пишут такие картины? (Пейзажисты) Как зовут художников, которые рисуют животных? (Анималисты) И как зовутхудожников, которые рисуют портреты? (Портретисты)

Внимание я читаю стихотворение, закончив его вы скажете какой теме посвящен наш сегодняшний урок. (Читаю стихотворение).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет. (Хором)

Так вот по какой теме мы будем работать

В далекие времена до нашей эры не было компьютеров,фотоаппаратов,телевидения, видеокамер,а человеку всегда хотелось оставить о себе память.Об этом задумался и человек, результатом воплощения стало рождение творческих воплощений наскальных рисунков. Скульптур, архитектурные сооружений, произведения живописи и рисунка и т.д.

Художники всех времен передавали, прежде всего, характер человека, через мимику лица, через высоту статуи передать положение человека в обществе,передача красоты человека через классические пропорции строения человека.

Мы отправляемся в зал,где расположены работы художников портретистов.

Ккакому виду относитсяпортреты, изображенные на слайдах?

Ответы: семейный, парадный, групповой, автопортрет.

Пояснения к игровой части урока.

Угадай, что я чувствую?(задание по карточкам)(я чувствую радость, боль, я удивлен, я тоскую, я думаю, я в гневе.)

Что изменили ребята в своем лице для передачи настроения.(Ответы)


  1. Практическая часть. Пропорции лица человека

Учитель. Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7-1/8 части всей высоты человека.

При рисовании для установления на глаз правильных пропор­ций человеческой фигуры принято какую-нибудь ее часть прини­мать за единицу измерения - модуль, который укладывается в вы­соте всей фигуры и ее отдельных частей определенное число раз.

Микеланджело принимал за такой модуль высоту головы, ко­торая во всей фигуре укладывалась 8 % раза.

А вот профессор Петербург­ской академии художеств А. Сапожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональ­ное членение человеческой фигу­ры с помощью более мелкого мо­дуля. За единицу отсчета он при­нял высоту стопы или шеи, которые, по его выводам, уклады­ваются в высоте идеальной фигу­ры точно 30 раз. При этом голова по высоте занимает 4 такие еди­ницы и, следовательно, укладыва­ется в высоте всей фигуры 7,5 раза.

Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры.

Все эти общие, ориентиро­вочные данные «идеально» чело­веческой фигуры нужны худож­нику для того, чтобы сравнивая с ними пропорции конкретной че­ловеческой фигуры, всегда легко и точно находить ее индивиду­альные особенности. Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.



Основным методом нашего изуче­ния нового материала будет составление портрета.

Откройте конверты расположенные на ваших столах в них вы видите заготовки:овалы головы,глаз,волосы, головные уборы.

Я предлагаю вам выполнить портрет восполненный пропорциями лица,с передачей эмоций. Работа будет оцениваться по следующим критериям:

1)аккуратность при выполнении работы.

2)соблюдений пропорций лица.

3)передача настроения своего героя.


  1. Подведение итогов урока
Прошу расположить свои работы таким образом:под солнышком работы, где выполнены все требования. Под солнышком с тучкой работы,где есть замечания.Если вы не успели или другие причины,то расположите свою работу под критериями.

Подведение итогов. Задание на дом: подобрать картинки-иллюстрации с изображением различных образов человека,попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности,переживания изображаемого на портрете




Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, пере­дать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В рабо­те над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пла­стической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

1.Пропорции лица человека.

Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7 -1/8 части всей высоты человека

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизон­тальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей вы­соты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столь­ко же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это пред­ставляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разра­ботана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина - 1/7 высота головы - оказывается моду­лем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Рас­стояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних то­чек висков - все равно единице.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индиви­дуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении кон­кретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпук­лые (горбоносые).. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необхо­димо уловить и стремиться передавать их характерную особен­ность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особен­но нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры