Александр Титель: “Наш спектакль – это многослойная сказка”. Александр титель: мы сделали современный театр На что тратили кровно заработанные

Главная / Развод

Верхнее фото: сцена из спектакля. Шмель – Адам Гудович. Фото © Олег Черноус
Интервью первоначально опубликовано в приложении “Нон-Стоп” к газете “Вести 12 апреля 2018 года

В мае впервые на израильской оперной сцене будет поставлена « » Римского-Корсакова. Исполнит оперу труппа Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер спектакля – художественный руководитель театра с 1991 года, Александр Борисович Титель. Мы беседуем с ним в феврале 2018 года, в Москве, в кабинете худрука театра. Александр Борисович поглощен работой над «Енуфой», которая состоится вскоре (сейчас – уже состоялась), но нашел время для беседы с гостем из Израиля.

Александр Титель. Фото – © Вадим Шульц

– Александр Борисович! Вы были уже в Израиле, в 2010 году, с «Обручением в монастыре» Прокофьева. Я тогда получил огромное удовольствие.
– Спасибо. Один из моих любимых спектаклей, а Прокофьев – один из моих любимейших композиторов. Хана Муниц, тогда – интендант вашего театра, была довольна, обещала пригласить еще раз театр и говорила – обязательно пригласим вас лично, чтобы вы у нас что-нибудь поставили. Первое скоро сбудется, второго жду. Интендант уже новый.

– Как вы пришли к профессии режиссера музыкального театра? Сперва вы были инженером. Возможно, первое образование было вызвано необходимостью, евреев мало куда принимали…
– Я не испытывал дискриминации по национальному признаку. Закончил Ташкентский политехнический, потом ГИТИС, а смена профессии не была вынужденной. В моей семье половина была музыкантами, половина – врачами. Родители – одесситы. Папа – хороший скрипач, учившийся у Столярского, а потом бывший его ассистентом. Он привез семью в эвакуацию в Ташкент, и через полгода сам ушел на фронт и был там до конца войны. Нашими соседями в Ташкенте была семья Бронфманов – дядя Нюма, его жена, дочь Лиза…

– …скрипачка оркестра Израильской филармонии
– и маленький Фима, выросший в знаменитого пианиста. Они и многие другие очень уважали отца, который до войны участвовал в конкурсе, на котором Ойстрах занял первое место, а отец – второе. В Ташкенте гастролировали все крупные музыканты, и многие потом оказывались у нас дома. Помню Ойстраха, Когана (чья жена, Лиза Гилельс, училась у отца в Одессе), Михаила Ваймана, которому моя бабушка говорила: «Манюня! Боря сказал, что ты хорошо играл…». Боря – это мой отец. В 2013 году я поставил в Одесском театре «Пиковую даму». Я был счастлив поставить спектакль в городе моих родителей и посвятить его их памяти. И афиши с моим именем повторяли афиши с именем моего отца, висевшие до войны на здании Одесской филармонии – бывшей Биржи. В потрясающем театре я поставил спектакль. Гулял по улицам, названия которых знал с детства по рассказам бабушки и родителей. Первые звуки, которые я услышал младенцем, были каприсы Паганини. Отец преподавал, и я, естественно, должен был учиться играть на скрипке. Получил сначала восьмушку, потом четвертушку, учился в музыкальной школе и в обычной. Ребенком я был активным, с разными интересами. Кроме музыки были литература и футбол, которым я страстно увлекся и играл даже в детской команде «Пахтакора». В девятом классе мой товарищ увлек меня в физико-математическую школу, и я бросил и футбол и музыку, к неудовольствию папы. Но школу я закончил с золотой медалью. В нашем классе было 12 медалистов, некоторые из которых сейчас живут в Израиле. А поступив в Политехнический институт, я вдруг столкнулся с самодеятельностью. Был Ташкентский КВН. Мы не на шутку играли с Баку, с Ригой, с Одессой, с Юликом Гусманом, Володей Радзиевским, Валерием Хаитом… Я ставил сцены в СТЭМ, был конферансье институтского оркестра… Институт закончил – при родителях иного быть не могло, но уже почувствовал, что перепутал хобби с призванием. В театре я торчал с детства – в нашем доме жили оркестранты, певцы… Я видел, как ставятся спектакли, обожал оперы, но у меня все время было некое противоречие, между тем, что вижу и тем, что слышу.

– То есть, для вас не стоял вопрос – просто театр. Изначально был выбран театр музыкальный?
– Я был увлечен вообще театром, но сестра как-то принесла книжку Чудновского «Режиссер ставит оперу» про Покровского. Я ее прочел и подумал – я же все это видел и знаю! Это же отдельная профессия! И поехал поступать в ГИТИС.

– У кого вы учились в ГИТИСе?
– У Льва Михайлова.

– Я с детства помню это имя на афишах. Он – первый постановщик «Катерины Измайловой» Шостаковича после «реабилитации». А вы ставили эту оперу?
– Да, когда работал в Свердловске. Ставил именно «Катерину Измайлову», то есть вторую редакцию оперы. Многие считают, что это – некий компромисс между Шостаковичем и Советской властью.

– Весьма вероятно. В 1958 году Дмитрий Дмитриевич предпринял попытку восстановления оперы и сыграл ее комиссии Союза Композиторов – Кабалевскому. Чулаки, Хубову… Сегодня это невозможно представить – эти люди решали судьбу оперы Шостаковича. Так они и тогда не рекомендовали ее к постановке!
– Но Шостакович дописал симфонические фрагменты, убрал некоторые эпизоды, приблизил ее к русской оперной традиции. И опера в этой версии тоже гениальна! Нашу постановку в Свердловске высоко оценила Ирина Антоновна, вдова Шостаковича.

– А вы пересекались с Покровским?
– Конечно, но учился у Михайлова, Покровский преподавал параллельно, мы ходили на его спектакли в Камерный театр, это тоже были уроки мастерства. Он знал меня еще студентом. Я хотел остаться в аспирантуре, Михайлов даже поручил мне набирать новый курс, но потом сказал – дед против. Дед – это Покровский. Он сказал, что ни из кого, оставшегося в Москве, ничего не получилось. Надо ехать в другой город и самостоятельно работать. Был прав. Лева мне сказал – тебе надо поработать самостоятельно 3-4 года, потом я тебя заберу в Москву. А через две недели он скончался, в 52 года. Михайлов мне помог открыть самого себя и помог открыть мне свой собственный театр. Он был на моем дипломе – в оперной студии Гнесинского института я ставил «Не только любовь» Щедрина. Сам Щедрин был в восторге, он был на премьере вместе с Майей Плисецкой. После этого я уехал в Свердловск, где проработал 11 лет.

– Свердловский театр был уже с серьезными традициями! И вообще город в свое время сильно обогатился интеллигенцией, не вернувшейся домой из эвакуации.
– Уже из Свердловска меня позвали поставить в Большом «Ночь перед рождеством», и мне позвонил Покровский, порекомендовав посмотреть юную певицу, ученицу его жены Масленниковой. Мы ее посмотрели и взяли в спектакль. Это – Маша Гаврилова, сегодня – известная певица. Тогда же меня артисты театра Станиславского и Немировича-Данченко уговорили прийти к ним главным режиссером, поскольку я – ученик Михайлова. И уже придя в театр, я уговорил Бориса Александровича Покровского поставить у нас хотя бы один спектакль, ибо наш театр – особенный, он задумывался, как музыкально-режиссерский театр. Покровский поставил «Таис» Массне.

Царевна-Лебедь – Евгения Афанасьева, Шмель – Ярослав Рыбнов (с) Вадим Лапин

– Ваш театр всегда занимал особое место в Москве. Здесь шли оперы и оперетты. Здесь шел балет «Снегурочка» по Чайковскому, здесь был балетмейстер по фамилии Бурмейстер, который не ставил в Большом…
– Но ставил в Париже! И до сих пор у нас «Лебединое озеро» идет в его постановке. А после него был главным балетмейстером Брянцев. В декабре этого года нам исполнится 100 лет, и это юбилей не только театра, но юбилей целого направления – музыкально-режиссерского театра с постоянной репертуарной политикой.

– Вы читаете оперную партитуру?
– Не так, как дирижер, но читаю.

– А драматический режиссер, берущийся за оперу, о нотах понятия не имеет.
– Как правило, хотя бывают исключения. У Фоменко было музыкальное образование.

– А оперы он ставил?
– Нет. Я звал, он соглашался, откладывал, и так и не случилось. Кончаловский с неполным консерваторским образованием.

– Его опер я не видел. Но в Израильской опере бывают постановки, где артисты во время исполнения арий думают, как не упасть с высоты. А режиссеру это не интересно. Ведь, при всем уважении к профессии режиссера, автор оперы – композитор. И режиссер обязан воплотить музыкальную драматургию.
– Конечно. Но он должен воплотить ее в предлагаемых обстоятельствах. А времена меняются. Сегодня нет проблемы одинокой женщине иметь ребенка. А одна из проблем «Фауста» или «Енуфы», которую мы сейчас ставим – остракизм, которому подвержена такая женщина. Сегодняшняя молодежь этой проблемы не понимает. Молодежь не знает истории – что такое античность, древняя Иудея?

– И проще всего одеть всех в современные одежды и повесить портреты Гитлера и Сталина, как в постановке «Бориса Годунова» в нашем театре.
– Общая проблема. Очень модно поверхностное осовременивание. Я приглашаю в театр драматических режиссеров, но тех, которые, как мне кажется и, судя по их работам, чувствуют музыку и у которых есть пиетет перед оперным театром. Боровский говорил про Любимова, что тот в музыке ничего не понимал, но животом чувствовал, что надо делать.

– Уверен, что вам приходилось ставить оперы, в которых содержание, скажем так, хромает.
– «Трубадура» я не ставил, но ставил немало опер, написанных гениальными композиторами по сюжетам сомнительного литературного содержания. Ставил «Набукко», причем в Турции, но, вопреки сложившимся модным трендам делать это про Холокост или про сегодняшние проблемы между Израилем и ООП, посчитал, что библейская история сама по себе настолько богата и интересна, что надо пытаться реализовать именно ее. Получилось успешно.

– Иногда кажется – может, просто исполнить музыку в концертном виде? А деньги на постановку раздать музыкантам…
– Есть много таких опер, особенно итальянских. Я ставил «Эрнани» Верди. Либретто по Виктору Гюго – признанному классику. Там такой неистовый романтизм, что сегодня кажется смешным. Но там такая музыка, что надо поверить и любоваться… Опера – условное искусство, но в этом и кайф, что мы не можем все выразить безусловным. А наскальный рисунок – это не условное искусство? А фрески Джотто в Падуе? А драматические спектакли? Все искусство – условно. Что касается литературного материала, то по-настоящему только в 20 веке композиторы стали требовательными к нему.

– За исключением Мусоргского…
– Конечно. Он сам отредактировал для своей оперы текст Пушкина, и нигде нет швов! Мусоргский обладал выдающимся литературным вкусом, чего не скажешь о Чайковском, позволявшем вставлять сомнительные тексты в «Пиковую даму» и «Онегина», доводившие Тургенева до хохота. Достойные либреттисты были всегда у Римского-Корсакова. А в 20 веке это стало нормой – у Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Бриттена настоящая драматургия.

– Пост главного режиссера театра обязывает ставить музыку разных эпох, но к какой из них тяготеете вы лично?
– Уникальным явлением считаю творчество Мусоргского, особенно «Бориса Годунова». Такого в опере больше нет: чтобы было про страну, про народ, про историю, про ментальность. И без пафоса, написано кровью и кишками.

– И чтобы это, благодаря музыке, воспринималось людьми, понятия не имеющими ни о русской истории, ни о русском языке.
– В «Борисе» музыка лишена украшательства, заигрывания с публикой, желания приблизиться к народу. А рядом Некрасов, Достоевский, «Могучая кучка», с их желаниями нести культуру в народ. Еще одна особенная опера – «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Есть другие символистские оперы, но такого точного попадания, такой магии в них нет. Несомненно, особняком стоит «Кармен». На премьере эта абсолютно новая опера всех буквально обожгла кипятком. Бедный Бизе слонялся по Парижу, простудился и умер. А сегодня эпизоды из «Кармен» кажутся условностями – почему надо петь на табачной фабрике? Одна из совершенных опер, с первой до последней ноты, «Свадьба Фигаро». Вообще, триптих Моцарта, сделанный с Да Понте – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Cosi van tutte» – универсум. Конечно, «Онегин» и «Пиковая дама» – очень русские оперы, о трагичности жизни. Об этом почти не говорят итальянские и французские оперы, но говорит Вагнер, преподнося это, как первородный грех.

– Вы ставили Вагнера?
– К сожалению, нет. Может быть, соберусь и поставлю «Тристана и Изольду». В нашем театре идет «Тангейзер», в постановке латвийского режиссера Андрея Жакобса. А я у них в театре ставил «Любовь к трем апельсинам». Мы хотели и к вам ее привезти.

Маленький Гвидон – Егор Герчаков (с) Вадим Лапин

– Она у нас шла неоднократно. А «Сказка о царе Салтане» – ни разу. Расскажите, пожалуйста, о постановке.
– Она рассчитана на то, чтобы в зале сидели родители с детьми. И у Пушкина, и у Римского-Корсакова есть то, что адресовано детям, и то, что родителям. Спектакль, который мы сделали с дирижером Евгением Бражником и с художником Юрием Устиновым – многослойная сказка. Там есть русский Диснейленд, европейский мир, мир взрослых и детей. В зале что-то дети спрашивают у родителей, но что-то дети родителям объясняют.

– В Израиле некоторые узнают в рождении Гвидона рождение Моисея. Мы, в свое время, об этом понятия не имели, но Пушкин знал Библию отлично. Кстати, о Моисее. У вас не было желания поставить «Моисея в Египте» Россини?
– У меня огромное желание это сделать. Запись лежит вот здесь, рядом с проигрывателем. Грандиозная вещь! Готов поставить ее и у нас и у вас в Израиле.

– В Израиле, увы, боятся ставить непопулярные оперы.
– Тем не менее, «Обручение в монастыре» Прокофьева, которое мы привозили – не самая популярная опера. Но она выдержала 9 представлений. Да и «Салтан» не очень популярен за пределами России. А тут – Моисей, в Израиле!

– Будем надеяться… Давайте о современной музыке поговорим. Я только что с удовольствием в вашем офисе встретил композитора Вустина.
– Мы будем ставить его оперу «Влюбленный дьявол», по повести Жака Казота, литератора 18 века, прославившегося тем, что предсказал друзьям обстоятельства их будущих смертей.

– А ставите ли вы много современных опер?
– В Свердловске я ставил Шостаковича, Прокофьева, мировые премьеры оперы «Пророк» Кобекина и «Антигоны» Лобанова. Здесь я ставил на Малой сцене также оперу Кобекина «Гамлет» по пьесе екатеринбургского драматурга и поэта Аркадия Застырца. Это – вольный перевод «Гамлета», близкий к подлинному Шекспиру, не украшенному замечательными переводчиками. Я ставил оперы Тактакишвили, Бриттена, Баневича. Сейчас стараюсь насытить репертуар эксклюзивными постановками. Я уже говорил о постановке «Медеи» – этот спектакль пользуется огромным успехом. Я включил в репертуар диптих – «Царь Эдип» Стравинского и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, следующий сезон мы открываем посвящением Прокофьеву – композитору, который приходил в этот театр. Будут оперы «Война и мир», «Обручение в монастыре» и «Любовь к трем апельсинам» и балеты «Каменный цветок» и «Золушка». Сейчас я репетирую «Енуфу» Яначека – выдающееся сочинение, часто звучащее в Европе и крайне редко здесь. Есть еще много планов, но широкая публика не любит экспериментов. Поэтому надо ставить и любимые всеми «Риголетто» и «Трубадур».

– Я с радостью увидел на афишах имя дирижера Александра Лазарева, который когда-то был главным в Большом театре, а также был большим энтузиастом современной музыки.
– Он – вообще большой мастер. Когда-то мы в Большом театре делали «Ночь перед рождеством» с ним и с замечательным художником Левенталем. Потом там же в Большом мы с Лазаревым делали «Чародейку» Чайковского, после чего я пригласил его сюда поставить «Хованщину». После этого мы с ним сделали «Любовь к трем апельсинам», «Пиковую даму» и «Обручение в монастыре», он дирижирует четырьмя спектаклями.

– На вашей афише и симфонический концерт! Вы развиваете ту же традицию, что и Ла Скала, Мариинский, Венская опера…
– Это – общая традиция. У нас еще есть малый концертный зал имени Моцарта – он так был назван еще в 20-е годы, и там мы делаем камерные концерты, своими силами и с гастролерами. Но театр сохраняет свое лицо. Предельное внимание режиссуре и актерской составляющей, но всегда без ущерба музыке. Иногда мы проявляем интерес к классической оперетте, что непросто – в оперетте надо говорить, а оперные артисты это, как правило, не умеют.

– Судя по сказанному, Театру имени Станиславского и Немировича-Данченко много есть чего привезти в Израиль. А что вы лично скажете израильской публике в преддверие второго приезда на родину предков?
– Я буду счастлив еще раз вернуться в эту потрясающую страну. Посетить Иерусалим, в котором, как мне кажется, в каждом камне и в каждой улочке есть уникальное пересечение мировых цивилизаций. Прикоснуться к Стене Плача… В Израиле замечательный оперный театр, где у меня много друзей, в первую очередь Лена Гершуни, с которой мы много лет работали в Екатеринбурге. Я рад привести в Израиль свой театр и постановку, которая, надеюсь, понравится публике. Ваш директор был от нее в восторге. Надеюсь, после этих гастролей следующих не придется ждать еще 8 лет.

Николай Римский-Корсаков. « ». Либретто Владимира Бельского по сказке в стихах Пушкина. Тель-Авив, Оперный театр имени Шломо Лахата, с 4 по 13 мая 2018 года

Исполнение на русском языке. Титры (бегущая строка) на иврите и английском.
Продолжительность – 2 часа 40 минут, включая антракт.
Заказ билетов: 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/2FTjAfm
Информация также на сайте Израильской Оперы - .
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.

Титель Александр Борисович Тите́ль Александр Борисович

(р. 1950), оперный режиссёр, народный артист Российской Федерации (1999). С 1981 главный режиссер Свердловского театра оперы и балета, с 1991 - Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Государственная премия СССР (1987).

ТИТЕЛЬ Александр Борисович

ТИТЕ́ЛЬ Александр Борисович (Борухович) (р. 1949), российский оперный режиссер. Народный артист России.
В 1980 окончил ГИТИС (ныне Российская Академия театрального искусства). Выпускник мастерской Л. Д. Михайлова.
С 1980 - режиссер, а в 1985-1991 гг. - главный режиссер Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета. Дебютировал постановкой оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Вскоре становится одним из ведущих отечественных оперных режиссеров. Среди постановок этого периода - «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (1984), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1986) и др.
С 1991 - художественный руководитель и главный режиссер оперы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Осуществил около 30 постановок в России (в том числе в 1990 г. в Большом театре - «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова) и за рубежом. Спектакли в постановке Александра Тителя показывались на фестивалях в Эдинбурге (1991), Касселе (1989), на Мировой театральной олимпиаде в Москве (2001).
Лауреат Государственной премии СССР (1987). Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1996, 1997), лауреат оперной премии «Сasta Diva» (1996). Профессор Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Среди постановок: «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Пророк» В. Кобекина, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Антигона» В. Лобанова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Эрнани» и «Травиата» Дж. Верди, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Летучая мышь» И. Штрауса и др. Постановка Александра Тителя «Богемы» Дж. Пуччини на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1996) признана лучшей оперной работой года в России.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Титель Александр Борисович" в других словарях:

    - (р. 1950), оперный режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). С 1981 главный режиссер Свердловского театра оперы и балета, с 1991 — Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича Данченко.… … Большой Энциклопедический словарь

    Главный режиссер и художественный руководитель оперы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко; родился в 1949 г. в г. Ташкенте; окончил Ташкентский политехнический институт, ГИТИС по… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Титель. Александр Титель Имя при рождении: Александр Борисович Титель Дата рождения: 30 ноября 1949(1949 11 30) (63 года) … Википедия

    Александр Титель - Театральный режиссер, художественный руководитель оперы Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко Александр Борисович Титель родился 30 ноября 1949 года в Ташкенте (Узбекистан). Его отец… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Титель А. Б. - ТИТÉЛЬ Александр Борисович (р. 1950), оперный режиссёр, засл. деятель иск в РСФСР (1991). С 1981 гл. реж. Свердловского т ра оперы и балета, с 1991 – Моск. муз. т ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича Данченко. Гос. пр. СССР (1987) … Биографический словарь

    Им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко, открыт в 1941. Создан на основе Оперного театра им. Станиславского (1928) и Музыкального театра им. Немировича Данченко (1926). С 1964 академический. В разные годы в театре работали:… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1938), художник театра, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). Оформил много спектаклей музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. Главный художник Большого театра в 1988 95. Государственная премия… … Энциклопедический словарь

    - (р. 24 сентября 1941, село Рейнсфельд, Куйбышевская область), российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1988), Государственная премия (2001, за театральную работу). В 1964 окончил актерский, в 1973 режиссерский факультеты ВГИКа. С … Энциклопедический словарь

    Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

    Список лауреатов Сталинской премии см. в статье Сталинская премия. Лауреаты Государственной премии СССР Список полный. Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 … Википедия

Главный режиссер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель режиссером стал внезапно. Он спокойно учился в политехническом институте в Ташкенте, писал курсовой проект «Контрольно-измерительная аппаратура для Таджикского алюминиевого завода» и вдруг взял… да и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. К ужасу близких. Одиннадцать сезонов он работал в Свердловском оперном театре, сделав его одним из самых популярных театров России, и вот уже восемнадцать лет возглавляет МАМТ.


Александр Борисович, вы успели поработать в театре и в советское время, и во время перестройки. Когда стало все можно, очень многим режиссерам сказать оказалось нечего, иносказания ушли в прошлое, что делать – непонятно. У вас было такое?

– Нет, не было. Я никогда не был диссидентом, хотя с бесконечным уважением относился к их мужеству и разделял многие их идеи. Но ставить спектакли только про это мне всегда казалось некоторой ограниченностью. Конечно, у меня есть человеческая позиция, и она проявлялась в любом спектакле – в таком, как «Пророк» или «Борис» она становилась более явной, яростной или гневной, на другом материале она могла быть насмешливой, но строить все на каком-то эзоповом языке, языке иносказания, и заниматься только «как бы еще уколоть, подорвать» доживающую систему – этого у меня не было. Мир не состоит только из власти, это заблуждение. Действительно, потом пришло поколение, которое стало снисходительно относиться к поколению своих бабушек, дедушек и даже родителей. Которому казалось, что легко воспрепятствовать насилию. На самом деле это нелегко. Даже страна Гете этого не сумела. А, наоборот, мастерски отстроила концлагеря, они чемпионы по созданию и организации концлагерей. А Америка изгнала Чаплина. Томас Манн уехал из Германии вместе с Генрихом, не будучи евреем. При этом люди – на то и люди, они все равно влюблялись, рожали детей, жили. Я вам скажу так – бедная, небогатая жизнь на самом деле гораздо богаче и разнообразнее, чем жизнь состоятельная. Период состоятельности приводит к очень сильному человеческому расслоению. Люди гораздо меньше общаются друг с другом на поколенческих уровнях – между родителями и детьми. Раньше общения между людьми было гораздо больше. А это – самое богатое. Сейчас больше денег, больше достатка, больше в магазинах…

Вы считаете, что театр может как-то изменить эту ситуацию?

– Мы не можем, я думаю, изменить, потому что соотношение людей, которые ходят в театр, и тех, которые не ходят в театр – несоизмеримо. Но мы трубим и вещаем про то, что мы считаем важным, нужным и серьезным. Знаете, во времена чумы монастыри закрывались и монахи, хотя и ходили помогать в мир, лечить, но они, тем не менее, ограждали себя. Потому, что они хранили книги, знания, они должны были донести этот интеллектуальный запас дальше.

И театр сейчас, по вашему мнению…

– Не в том смысле, что театр отгородился. Мы свое дело делаем, я все равно буду делать спектакли про людей, про человеков… А власть – она вдалеке. Слишком много значения ей придается благодаря телевидению, средствам массовой информации. На самом деле есть гораздо более важные вещи – как люди разговаривают, как они путешествуют, как общаются с детьми, как они рожают, что они читают, поют они на ночь детям или не поют… Огромная жизнь, в которой, конечно, есть место и политике, но отнюдь не самое главное. Безусловно, есть власть и властные структуры, но в принципе, они должны делать то, что нужно нам, избирателям, а не наоборот. Они должны быть под присмотром.

Какой сегодня должна быть опера, на ваш взгляд? Ведь считается, что это самое консервативное искусство…

– Кто так считает? Ну что вы! Это сейчас самое модное и интересное. И, такой бы я сказал, фирменный лейбл, фирменная фишка, свидетельствующая о процветании. Стало модным само слово «опера», оно несет какую-то элитность, светскость. И если раньше опера пользовалась какими-то художественными открытиями и художественными приемами, найденными в драме, то теперь, я думаю, наоборот. Самые интересные вещи сейчас происходят именно в оперной сценографии. Все художники работают в опере, и там рождаются идеи, потому что там для них есть место. В опере - огромная сцена, другие деньги, масштаб другой, количество людей задействованных. Это тебе не «Шесть персонажей в поисках автора» и зрителя заодно. Ничего не хочу сказать плохого про пьесу Пиранделло. Но зал будет плакать над горбуном, который виновен в том, что зарезали его дочку. И она будет полчаса умирать, а он – полчаса над ней петь. И все будут плакать, рыдать. Это определенный феномен, отражение человеческой культуры, ее условности, ее странности, ее наивности, ее историчности. Литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, пение – это все переплавлено для того, чтобы получился этот вот феномен оперы, который существует всего четыреста лет. Сегодня оперный театр очень мощный. Конечно, Москва – не самый оперный город, но нам тоже грех жаловаться, Театру Станиславского.

У вас все складывается в вашем театре так, как вы хотите?

– Нет, я хочу гораздо большего – чтобы мы могли ставить гораздо чаще редко идущие сочинения и меньше шлягеров. Но, к сожалению, жизнь имеет суровые законы, поэтому нужно как-то балансировать. Беда еще в том, что количество шлягеров для русского зрителя раза в три меньше, чем для западноевропейского. Это десять-двенадцать названий, куда входят Верди, Пуччини и Чайковский. Ну, может быть, «Царская невеста» еще…

«Севильский цирюльник» тоже шлягер…

– Ну, да, именно поэтому мы к нему возвращаемся, потому что это шлягер и его надо сделать. И постараемся сделать хорошо и по-другому. Россини – гениальный человек, но я с удовольствием бы поставил «Золушку» или «Итальянку в Алжире»… Но зато перед этим мы показали «Вертера», его давно не было. А потом будет «Сила судьбы», это тоже не «Риголетто». И «Эрнани» тут когда-то шел… Потом, даст Бог, будет «Война и мир», потом – еще что-то…

Мы договорились, что не говорим о вашем юбилее (Александру Тителю исполнилось 60. – Прим. ред.). Но, все же, у вас все получилось, что вы задумывали?

– Я никаким этапом это не считаю. Нет ни желания, ни повода подводить итоги, что-то там говорить – да, этого я добился, а этого не добился. Идет работа, есть замечательные люди, есть проблемы, кто-то неожиданно тебя обрадовал своей вокальной формой, своим профессиональным ростом. Кто-то, наоборот, вдруг начал терять ее, кто-то поправился, потолстел, где-то недодали денег и надо срочно вместо «Портрета» делать «Севильский цирюльник». А голландский фестиваль просит изменить и поменять местами годы гастролей – сначала привезти «Онегина», а потом «Травиату», а не наоборот. И нужно это теперь рассчитать. Эти отказались от ко-продукции, а те, наоборот, теперь просятся в копродукцию… Как добиться того, чтобы мы действительно могли иметь в репертуаре хотя бы порядка двадцати пяти оперных названий? Чтобы было, где хранить декорации. Есть ежедневные проблемы – что будем ставить в следующем сезоне, а что будем ставить рядом с Прокофьевым. И как задействовать что-нибудь интересное для наших звезд – Герзмавы, Долгова, Андреевой или Маскимовой, или для нового драматического тенора, которого мы взяли? А еще хорошо бы сделать несколько концертов, которые могли бы воспитать их вкус и расширить его… Это все ежедневная работа. Нужно еще слушать все время молодых артистов, надо смотреть спектакли. Что-то не удается, но это не значит, что не удастся завтра или послезавтра. А в конечном итоге – всем нам удастся одно и тоже. (Смеется.) И я уже знаю – что. А может быть, и не знаю…

Александр Борухович (Борисович) Титель (род. 30 ноября 1949, Ташкент, СССР) - советский и российский оперный режиссёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии СССР (1987). Трижды лауреат премии «Золотая маска» (1997, 2007, 2010)

Биография

Александр Борухович Титель родился в городе Ташкент. В 1972 году окончил Ташкентский политехнический институт по специальности инженер-электромеханик. В 1980 году окончил ГИТИС. Его мастером по актерскому мастерству и режиссуре был Л. Д. Михайлов. После окончания ГИТИСа был приглашен на работу в Свердловский государственный академический театр оперы и балета, вскоре стал его Главным режиссёром и проработал в этой должности до 1991 года. В 1991 году стал художественным руководителем и главным режиссёром Оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Совсестно с народным артистом России Игорем Ясуловичем ведёт свою мастерскую по мастерству актера и режиссуре на факультете музыкального театра в ГИТИСе.

Спектакли, осуществлённые Тителем и И. Ясуловичем с выпускниками факультета Музыкального театра - «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Альберт Херринг» Б. Бриттена, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта - включались в репертуар Московского академического Музыкального театра в 1996-1998, 2002 и 2011-2015 годах. Спектакли в постановке Тителя показывались на фестивалях в Эдинбурге, Касселе, Риге, Эфесе, Аспендосе, Саареме.

Женат, имеет сына.

Лауреат Национальной Премии «Золотая маска» как режиссёр-постановщик: «Богема» Дж. Пуччини (1997), «Так поступают все» В. А. Моцарта (2007), «Гамлет (датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина (2012), «Медея» Л. Керубини (2016), за лучший спектакль: «Эрнани» Дж. Верди (1995), «Сказкки Гоффмана» Оффенбаха (2012), «Хованщина» М. П. Мусоргского (2016)

Спектакли

Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:

  • «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
  • «Сказка о царе Салтане» Н. А Римского-Корсакова
  • «Золотой петушок» Н. А Римского-Корсакова
  • «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова
  • «Эрнани» Дж. Верди
  • «Травиата» Дж. Верди
  • «Богема» Дж. Пуччини
  • «Кармен» Ж. Бизе
  • «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева
  • «Летучая мышь» И. Штрауса
  • «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта
  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • «Гамлет» В. Кобекина
  • «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха
  • Вечер оперетты «Однажды на Лазурном берегу»
  • «Война и мир» С. С. Прокофьева
  • «Дон Жуан» В. А. Моцарта
  • «Хованщина» М. П. Мусоргского
  • «Медея» Л. Керубини
  • «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (новая редакция постановки Латвийской Национальной оперы)
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского

Оперы, поставленные Тителем в других театрах:

  • «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Екатеринбургский театр оперы и балета)
  • «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (ГАБТ)
  • «Игрок» С. С. Прокофьева (ГАБТ, 2001)
  • «Чародейка» П. И. Чайковского (ГАБТ)
  • «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича
  • «Пророк» В. Кобекина
  • «Антигона» В. Лобанова
  • «Севильский цирюльник» Дж. Россини
  • «Травиата» Дж. Верди
  • «Набукко» Дж. Верди (Эфес, Турция)
  • «Сельская честь» П. Масканьи (Эфес, Турция)
  • «Паяцы» Р. Леонкавалло (Эфес, Турция)
  • «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Эфес, Турция)
  • «Богема» Дж. Пуччини (Эфес, Турция)
  • «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (Свердловский (ныне Екатеринбургский) театр оперы и балета)
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Одесский театр оперы и балета)
  • «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Латвийская Национальная опера)
  • «Кармен» Ж. Бизе (Екатеринбургский театр оперы и балета)

Всего осуществил более 50 оперных постановок в России и за рубежом.

Награды и звания

  • Государственная премия СССР (1987).
  • Народный артист Российской Федерации (1999).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 1997 (Лучшая работа режиссёра - опера «Богема» Дж. Пуччини).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 2007 (Лучшая работа режиссёра - опера «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» В. Моцарта).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 2010 (Лучшая работа режиссёра - опера «Гамлет (датский) (российская) комедия» В. Кобекина).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 2016 (Лучшая работа режиссёра - опера «Медея» Л.Керубини).
  • Лауреат премии Москвы в области культуры и искусства - 2016 (опера «Хованщина»).

1987 г. — Государственная премия СССР.
1999 г. - звание «Народный артист России».
1997 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Богема» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
2007 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Так поступают все женщины» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
2010 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Гамлет (датский) (российская) комедия» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
2016 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Медея». Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства.

Биография

Родился в 1949 г. в Ташкенте. В 1980 г. окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (ныне — Российский университет театрального искусства, педагог - Л. Д. Михайлов).
В 1980-91 гг. - главный режиссер Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета.
С 1991 г. - художественный руководитель и главный режиссер Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В этом театре осуществил постановки опер:
«Руслан и Людмила» М. Глинки
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
«Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова
«Майская ночь» Н. Римского-Корсакова
«Эрнани» Дж. Верди
«Травиата» Дж. Верди
«Богема» Дж. Пуччини
«Кармен» Ж. Бизе
«Обручение в монастыре» С. Прокофьева
«Летучая мышь» И. Штрауса
«Так поступают все женщины» В.А. Моцарта
«Евгений Онегин» П.Чайковского
«Гамлет» В. Кобекина
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха
«Волшебная флейта» В.А. Моцарта
«Война и мир» C. Прокофьева
«Дон Жуан» В.А. Моцарта
«Хованщина» М. Мусоргского
«Медея» Л. Керубини
«Пиковая дама» П. Чайковского
«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева

Среди опер, поставленных в других театрах: «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Пророк» В. Кобекина, «Антигона» В. Лобанова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» и «Набукко» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Кармен» Ж. Бизе. Всего осуществил более пятидесяти постановок в России и за рубежом.

В 1991 г. осуществил постановку оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в Большом театре (дирижер-постановщик Александр Лазарев, художник Валерий Левенталь). В 2001 г. поставил первую редакцию оперы С. Прокофьева «Игрок» (дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, художник Давид Боровский). В 2017 г. осуществил постановку оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (дирижер-постановщик Туган Сохиев, художник-постановщик Владимир Арефьев).

Преподает на факультете музыкального театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС), профессор.

Спектакли в постановке Александра Тителя показывались на фестивалях в Эдинбурге, Касселе, Риге.

Распечатать

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры