Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров)

Главная / Развод

Роман Ивана Гончарова «Обломов» носит весьма поучительный характер.

Образ жизни Обломова являет собой сплошную рутину, и главный герой даже не пытается вырваться из нее самостоятельно. С помощью этого персонажа автор докажет, что лень и равнодушие губят судьбы людей.

Первая встреча

Иван Гончаров знакомит читателя с Ильей Ильичем Обломовым уже с первых страниц романа. Мужчина лежит в собственной постели с отрешенным взглядом. Он пытается заставить себя подняться, но попытки заканчиваются безрезультатно. Обещания встать спустя часок приводят к тому, что день плавно переходит к вечеру, и покидать постель уже необязательно.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома - почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Меню статьи:

Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Этот образ уникален тем, что в полной мере обличает нехарактерное негативное качество на поприще литературы, но присущее каждому человеку состояние – лень. Одни люди находят в себе силы побороть лень и сделать лень периодической гостьей, для некоторых, как в случае Обломова, лень становится постоянным спутником жизни. Почему так происходит, есть ли выход из подобной ситуации и от кого зависит результат такого противостояния? На эти вопросы Гончаров дает ответы, изображая все последствия такой жизни на примере дворянина Обломова.

Обломов имеет дворянское происхождение

«Дворянин родом». У него 300 крепостных:
«Триста душ».

Илья Ильич владелец родового поместья, в котором он не был уже 12 лет:
«двенадцатый год в Петербурге»

Илья Ильич Обломов живет в Петербурге на:
«Гороховой улице»

Его возраст точно не известен

Он «человек лет тридцати двух-трёх от роду»
Обломов имеет привлекательную внешность, он вызывает симпатию:
«среднего роста, приятной наружности»

У него серые глаза, но они какие-то пустые:
«с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

Обломов ведет пассивный способ жизни, он редко бывает вне дома, поэтому его лицо кажется бесцветным:

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого».

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа И. Гончарова где говорится о двух сторонах России 19-го века.

Беспечность – это постоянное состояние Обломова, его личные вещи также обретают эту характеристику:
«С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».
Порой его состояние беспечности менялось скукой или усталостью:

«Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

Любимая одежда Обломова – домашний халат

«…Из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».

Его халат был значительно поношенный, но Обломова это не смущает: « утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани».

Илья Ильич облюбовал халат, потому, что он такой же «мягкий», как и его владелец:

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Любимое времяпровождение Обломова – лежание на диване, на это у него нет веской причины – он делает это из лени:

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

В кабинете у Ильи Ильича много вещей, в которых их владелец не нуждается – они были приобретены и поставлены, потому, что так было принято:
«смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?»».

В доме, снимаемом Обломовым, нет порядка – пыль, мусор равномерно разместились по всем предметам: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах».

Дни Ильи Ильича происходят всегда по одному и тому же сценарию – он долго не встает, валяется на диване и все утро намеривается встать, переделать кучу дел, но постоянно отстрачивает свое намерение:
«вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить… С полчаса он всё лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лёжа».



Некоторое время спустя Обломовы были богаты и состоятельны, но потом дела ухудшились, почему так произошло, сами Обломовы не знают:
«беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами».


Обломов любит часто звать к себе слугу Захара, почти всегда это пустые просьбы, порой Илья Ильич и сам не знает зачем он позвал Захара:
«Зачем же это я звал – не помню! Поди пока к себе, а я вспомню».

Время от времени с Обломова спадает апатия, он выговаривает Захару за бардак и мусор в доме, но дальше выговоров дело не движется – все так и остается на своих местах: «…от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!»

Илья Ильич не любит перемены, необходимость переезда его страшно огорчает, он старается максимально отстрочить этот момент, игнорирует просьбу владельца жилья ускорить переезд:
«с месяц, говорят, обещали, а всё не съезжаете… полиции дадим знать».

Боязнь изменить свою жизнь

Он сам осознает такую нетерпимость к переменам
«…Терпеть не могу никаких перемен».
Обломов не терпит холода:
«Не подходите, не подходите: вы с холода!»

Званые обеды и большие скопления кажутся Илье Ильичу скучным и бестолковым занятием:
«Боже ты мой! Вот скука – то должна быть адская!»

Обломов не любит работать:
«работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да дома ещё – ой, ой».

Характеристика Пенкина об Обломове:
«…неисправимый, беззаботный ленивец!».
Обломов считает, что работа не должна быть слишком утомительной: «Ночью писать… когда же спать-то»

Знакомые Обломова удивлены его бездеятельностью. Тараньев так говорит о лени Ильи Ильича:
«Скоро двенадцать часов, а он валяется»

Тарантьев обманывает Обломова и часто забирает у него деньги: «…выхватил из рук Обломова ассигнацию и проворно спрятал в карман».
Несколько лет тому Обломов пытался пойти на службу и стал коллежским секретарем. Работа давалась ему с трудом:
«…начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног».

В виду своей лени и рассеянности, для Обломова служба стала адом, он с трудом прослужил два года и покинул службу, посчитав такой вид деятельности неподходящим ему:
«Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике».

Илья Ильич часто делает ошибки в работе, однажды он перепутал адреса и послал нужные документы не в Астрахань а в Архангельск. Когда ошибка выяснилась, Обломов долго переживал, потому, что осознавал безответственность своего поступка:
«хотя и он и все прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора».

Единственный человек, способный расшевелить этого ленивца, его друг детства Андрей Штольц:
«Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда».

Учеба давалась Обломову сложно – его родители часто делали ему поблажки и оставляли дома, в то время, когда учебный процесс не был завершен. Обломов не пытался никогда исправить это положение вещей, уровень его образованности устраивает Илью Ильича:
«…у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

От постоянного безделья и неподвижности у Обломова начинает появляться различные отклонения в функционировании систем его организма:
«Желудок почти не варит, под ложечкой тяжесть, изжога замучила, дыханье тяжело».

Он не любит читать ни книги, ни газеты – его отстраненность от жизни устраивает Обломова. Это дело слишком утомительное для ленивого Обломова:
«страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний».

Родители мечтали о том дне, когда их сын обретет положение в обществе, получит значительное повышение, но при этом не понимали, что необразованному человеку этого никогда не достигнуть, они всерьез думали, что такое может случиться по воле случая или некой махинации:

«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями».

Попытки Захара растормошить хозяина не приводят ни к чему хорошему. Обломов отбивается от слуги:
«Обломов вдруг, неожиданно вскочил на ноги и ринулся на Захара. Захар со всех ног бросился от него, но на третьем шагу Обломов отрезвился совсем от сна и начал потягиваться, зевая: “Дай… квасу»

Штольца с Обломовым связывают воспоминания детства – Андрей не может видеть, как бесцельно проходят дни его друга:
«Все хлопочут, только тебе ничего не нужно».

Штольцу удается активизировать Илью Ильича. Он вытаскивает Обломова в свет, где Илья Ильич сначала чувствует себя не в своей тарелке, но со временем, это чувство проходит. Штольц агитирует друга поехать вместе заграницу. Друг соглашается. Обломов восторженно принимается за подготовку:
«У Илья Ильича уже и паспорт был готов, он даже заказал себе дорожное пальто, купил фуражку».

Любовь Обломова к Ольге

Влюбленность Ильи Ильича стала причиной отказа от поездки – новое чувство не дает возможности Обломову покинуть даже на короткий срок предмет своего обожания:

«Обломов не уехал ни через месяц, ни через три». Переезд Обломова наконец-то осуществляется.

Илья Ильич не испытывает при этом стресс – его мысли заняты Ольгой Ильинской:
«Тарантьев перевёз весь его дом к своей куме, в переулок, на Выборгскую сторону».

Обломов впервые влюбился. Он стесняется своего чувства, не знает как ему поступить и как он должен вести себя по отношению к возлюбленной:
«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! – думал он, глядя на неё почти испуганными глазами».

Обломов чувственный, импульсивный человек, поддавшись эмоциям, он признается Ольге в любви:
«я чувствую… не музыку… а… любовь».

Обломов не отличается храбростью – в затруднительных ситуациях он спасается бегством. Это ему кажется лучше, чем сказать или сделать что-то невпопад: «не оглядываясь, выбежал из комнат».

Илья Ильич совестливый человек, он переживает, что его поступки или слова могли спровоцировать неприятные переживания у тех людей, которые ему дороги:
«мучился тем, что он испугал, оскорбил её»
Обломов очень эмоциональный человек, он не привык прятать свои чувства
«… не стыжусь сердца».

Возникшая Любовь к Ольге стала причиной не только его физической, но и умственной активности. Он принимается активно читать книги, потому, что его возлюбленной нравиться слушать пересказы книг, посещает театр и оперу. Он ведет себя как истинный романтик – совершает пешие прогулки на природе, дарит Ольге цветы:
«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам».

Бездеятельность, боязнь перемен сыграли с Обломовым злую шутку. Неопределенность возникшая между Обломовым и Ильинской стала тягостной для девушки. Ольга боится, что Обломов не сдержит своего слова и не жениться на ней, ведь у него всегда находятся множество отговорок для отсрочки свадьбы. Обломов даже не может решиться попросить руку девушки. Это приводит к разрыву отношений:
«Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей».

Обломов возвращается к его привычной жизни. Пассивность и отсутствие какой-либо деятельности отличной от лежания на диване и употребления еды сказываются плохо на его здоровье – Обломов получает апоплексический удар:
«пустили кровь и потом объявили, что это был апоплексический удар и что ему надо повести другой образ жизни».

Несмотря ни на что, Обломов не меняет своих привычек. Приезд Штольца Илья Ильич воспринимает воодушевленно, но уже не поддается на его уговоры изменить свою жизнь. Он счастлив: он влюбился в хозяйку дома, которая не требует от него ничего и заботится о нем, как о ребенке:
«Не делай напрасных попыток, не уговаривай меня: я останусь здесь».

Тот факт, что Пшеницына (новая любовь Обломова) не является дворянкой, не позволяет признаться в истинных причинах отказа уехать из Петербурга: «Оставь меня совсем… забудь…»

Штольц периодически интересуется судьбой Обломова. В последний свой визит к другу Андрей узнает ужасающую новость – Обломов живет с Пшеницыной как с женой, у них есть совместный ребенок. Обломов осознает, что долго не проживет и просит друга позаботиться о сыне:
«…этот ребёнок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе».

Смерть Обломова

Обломов умирает так же тихо, как и жил – никто не слышал, как умер Обломов, его нашли мертвым на диване, причиной его смерти стал новый апоплексический удар:
«голова немного сдвинулась с подушки да рука судорожно прижата была к сердцу».

Образ Обломова не лишен положительных качеств, но его лень, апатия и боязнь перемен сводят все стремления и позитив на нет. Его личность вызывает чувства сожаления у других персонажей романа. Его друзья пытаются помочь ему выбраться из болота лени, но все безрезультатно.
Обломовщина обрела над Ильей полную власть и стала причиной его смерти.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, когда в российском обществе особой остроты обрели вопросы выбора между старыми, феодальными, исконно русскими устоями и новыми, буржуазными, проевропейскими идеями. Неоднозначное изображение персонажей, отсутствие точно сформулированного мнения автора и тонкий психологизм повествования делают затруднительным уяснение идейного наполнения романа, однако понимание сути «Обломова» возможно через анализ центральных героев произведения – Обломова и Штольца.

Обломов изображен в романе как ленивый, апатичный, нежелающий что-либо делать, рефлексирующий персонаж. Для героя выйти из «зоны комфорта» равнозначно не шагу вперед, а жизненной катастрофе. Даже когда Штольц на некоторое время возит его по гостям и светским мероприятиям, для Ильи Ильича это тяжело даже в физическом плане – ему не удобно ходить весь день в сапогах. Обломов суть своей жизни видит в далеком, почти недостижимом будущем, подобном его детству в Обломовке, где все было тихо, спокойно, наполнено обрядами и бездействием. Родная деревня для Ильи Ильича в философских масштабах становится символом всего исконно русского, о чем мечтает каждая тонкая натура с российской ментальностью.

Полной противоположностью Обломову является Штольц. Андрей Иванович – активный, целеустремленный, постоянно двигающийся вперед человек. Если для Обломова страшно выйти за грани своего мирка, то для Штольца страшно остаться в какой-то одной точке, не развиваясь далее. На первый взгляд, на фоне Ильи Ильича Андрей Иванович вызывает симпатию, как человек, знающий чего хочет и к чему стремится. Однако это не так – не зря многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным механизмом, который работает ради работы. Он не видит конечной цели своей жизни и для чего живет, поэтому и возвращается к Обломову как к носителю начал и коренных истин, которых ему не хватает.

Обломов и Штольц в романе являются не просто противопоставленными друг другу персонажами, они органично дополняют друг друга – именно поэтому их дружба продолжается с самых ранних лет. Гончаров показал, что выбирать один из путей – старый либо новый – в корне неправильно. Человек, идущий только одно, лишает себя полноценной жизни, проживая ее словно наполовину – в полусне как Обломов либо в бешеной гонке как Штольц. Сутью романа «Обломов» становится цель автора донести до читателя важность гармонизации в себе мудрости предков со скоростью и изменчивостью современного мира.


Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения


1. Мать писателя Авдотья Матвеевна Гончарова () Портрет работы неизвестного художника, начало 19 века. 2. Дом, в котором родился И.А. Гончаров (до перестройки), фото Г. Степанова, 1890


Учеба и служба Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика. Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика.


С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати. С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати.


В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя.


Путешествие Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье. Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье.


По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех. По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех.


Последние годы жизни В е годы И.А. Гончаров выступил как талантливый критик. В статьях «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Литературный вечер» и др. нашли отражение его размышления о взаимоотношениях автора и публики, читательском восприятии книг. Писатель скончался 15 сентября 1891 года в Петербурге.




В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году. В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году.


Роман «Обломов» Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя" Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя"


Обломов и «обломовщина» Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви. Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви.


Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке». Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке».


В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!»


Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову


Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».


Сон Обломова: Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть


Обломов и Ольга Ильинская (Испытание любовью) Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности».


В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат. В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат.


К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын. К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын.


Проверь себя Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь» потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь»


Причины деградации: Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон». Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон».


Смерть Обломова Как-то Обломов говорит Штольцу: Как-то Обломов говорит Штольцу: «Лег бы и заснул… навсегда…». И «Лег бы и заснул… навсегда…». И смерть приходит к нему тихо и смерть приходит к нему тихо и мирно, он «покоится на одре смерти, мирно, он «покоится на одре смерти, как на ложе сна». как на ложе сна». Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…» Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…»


Конец Обломовки Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты». Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».


Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.


Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату». Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату».


В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником». В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником».


Критика о романе и его герое Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете».


Критика о романе и его герое А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих». А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».


Критика о романе и его герое Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую». Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».


Критика о романе и его герое И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце». И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце».


Проверь себя Прочитайте эти строки: Прочитайте эти строки: Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках? Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках?

Для Добролюбова Обломов - выдающееся в художественном отношении явление, в плане общественном Обломов – разоблачение "лишнего человека", воплощение "косности и пассивности".

В последние десятилетия на первый план выдвинулись проблемы поэтики: своеобразие предметной детали, быт и бытие у Гончарова, особенности речи автора и т.д.

Мы возвращаемся к образу главного героя как к одной из вариаций, может быть, главной, русского национального характера и попытаемся уточнить его психологическое наполнение.

Как и другие русские классические романы 19 века, "Обломов" – "история души" героя, причем в данном случае "история души" и история жизни в хронологическом плане, по сути дела, совпадают. Судьбу главного героя мы прослеживаем с семилетнего возраста до смерти.

"Обломов" очень отличается, например, от романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева, который по смерти главного героя заканчивается; о других его героях после смерти Базарова мы узнаем много нового, но узнаем, так сказать, "за скобками", в эпилоге.

Роман же Гончарова вбирает смерть главного героя как одно из своих важных слагаемых, продолжается и заканчивается сценой, которая в большей мере заставляет говорить об "открытом" финале произведения, чем о его логическом завершении. Гончаров воссоздает широкое течение жизни, в котором след жизни Обломова становится все слабее, пока не обрывается совсем, но рядом – много других героев, которые продолжают свой путь или тех, кто только готовится вступить в жизнь...

До Обломова примерно так же ушли из жизни отец и мать – незаметно "истончился" их след, и ниточка оборвалась. Мы не знаем, как и когда, во всяком случае, в жизни Обломова это событие не выделено.

Обломов духовно прочно связан с Обломовкой, хотя прожил в ней значительно меньшую часть жизни. Уже в Обломовке он уезжал в школу к отцу Штольца, затем он и его друг учились в Москве у "сорока профессоров"; вскоре после этого Обломов вслед за Штольцем отправляется в Петербург, как оказывается, навсегда.

В Обломовке мы видим Илюшу с семи лет – в кругу родителей, многочисленных домочадцев и дворовых. Стремление к семейственному кругу родных лиц осталось в нем навсегда. Он не создан для того, чтобы жить одному, и не только потому, что Захар одевает его, натягивает ему чулки. Обломов не может вынести груза одинокого существования, и не может представить круг общения вне дома, хотя это не исключает того, что он с кем-то встречается, бывает в гостях, правда, к началу повествования все реже и реже.

Мир Обломовки – замкнутый, густо заселенный, где у каждого своя роль, простая и ясная, в том числе и у самих хозяев. Они ограничили свой круг деятельности присмотром за тем, что протекает в усадьбе. Все, что кроме того, осуществляется само собой: крестьяне работают на помещика и его семейство, сознавая, что он есть, что он рядом – в усадьбе, и этого достаточно, чтобы жизнь текла по положенному ей руслу – до какого-то предела. Когда новый хозяин Обломовки не обеспечивает, так сказать, даже своего присутствия в имении, жизнь пошатнулась: староста врет, крестьяне разбредаются на заработки, всюду запустенье, беспорядок, удобный для злоупотреблений.

Матушка Илюши при участии всего дома была занята главным образом распоряжениями по поводу еды. "Меню" составлялось всем домом, решение принималось после долгого обсуждения. Приготовление пищи, обед, чаепитие, ужин – ключевые моменты в жизни обломовцев. Гончаров подробно описывает суету приготовлений, общее оживление, множество поручений дворне... затем обед, а после – многочасовой сон. Сон "гомерический", сказочный: не только хозяева, домочадцы, но и дворовые – все спят, спят всюду: на лавках, на полу, кого где застал сон, спят крепко, с наслаждением, с тем же, с каким готовился и съедался обед. А затем – чаепитие – до двенадцати чашек зараз, а там – ужин...

Объективный, неспешно повествующий писатель не считает нужным добавлять в эту картину едких, сатирических красок. Но нет в них и идеализации, поэтического флера. Обломовцы благодарят Бога за каждый прожитый день и надеются, что и другие будут такие же. Они не очень религиозны. В молитвах и посещениях церкви больше привычной обрядности, чем глубоко проникающего в сознание религиозного духа. Вся их жизнь – исполнение привычного, общепринятого, исполнение естественное, инстинктивное, искреннее. И отношение их друг к другу простое, без какой-либо задней мысли, открытое. Умысла в их жизни нет, а это значит, что нет, например, воровства. Когда пропало что-то из птицы, это обсуждалось долго, и все пришли к выводу, что виноват проезжавший мимо обоз, виноваты "другие", люди из далекой, "внешней" жизни. Там много странного и опасного. Обломовцы, например, обнаружив в канаве чужого, неподвижно лежащего человека, ходили вокруг него, но не приближались – боялись. Обломовский мужик – по инстинкту – долго не соглашался взять от служащего почты в городе письмо, а хозяин его еще дольше не распечатывал, домочадцы же упрашивали его не делать этого вовсе.

В ожидании будущих чинов они согласились отдать Илюшу в школу, но относились к учебе тоже как к чему-то чуждому, "внешнему", поэтому даже не подозревали о вреде Илюшиных длительных отлучек, предпринимавшихся по их разумению.

В Илюше были очень хорошие задатки. Инстинкт вел его по пути любознательности, стремления к общению, активного движения. Но все это было задавлено заботой взрослых о нем, их "жирными ласками", как говорит сам писатель. Илюша мягко спал, обильно ел, одевали его няня и Захар, никаких занятий взрослые ему не предлагали, обрекая на неподвижность и бездеятельность. Конечно же, они стремились к тому, чтобы их детищу жилось еще лучше, чем им: видимо, чтобы потом даже по комнатам не ходить, а уж о таком "подвиге", как поднять упавший забор, и не мечтать в самом страшном сне.

То, что Обломов 1 мая... года не может подняться с дивана, даже для того, чтобы умыться, и, истерзавшись "двумя несчастьями", вновь засыпает до прихода Штольца, это даже не лень, а, как справедливо говорит доктор, болезнь.

Добролюбов, как мы помним, усматривал корни этой болезни в крепостничестве, в том, что жизнь Обломова обеспечена усилиями крестьян, "трехсот Захаров". На наш взгляд, ссылки на крепостное право не являются исчерпывающими. Крепостное право имело множество конкретных обличий. Что касается Обломовки, то это патриархальный рай, и не только для родителей Обломова, многочисленных домочадцев, но и для крестьян, о которых хозяин просто забыл, да и дворня особенных тягот не испытывает. Среди дворни, например, совершенный бездельник Захар, каковым он и остался навсегда. Няня, которая присматривает за Илюшей, как ни крепится, тоже впадает в послеобеденный сон, вместе со всеми другими, и никто не взыскивает за это... Но само положение хозяев и зависящих от них людей, конечно, влияло на психику ребенка...

Инерция каких-то привычных действий, движений исчерпала себя и превратилась в Обломове в инерцию бездействия. Обломовское лежание на диване – явление, как все же думается, в большей степени психологическое, чем социальное. Оно - одно из слагаемых русского национального характера, в котором пассивность и мечтательность не исчезли по сей день, не исчезнут и далее, но с середины 19 века появилось что-то другое, и это "другое" потеснило простые, первозданные нравы Обломовки.

В них обратим еще внимание на то, что рассказывала Илюше няня: о чудищах, нечистой силе, рассказывала сказки, сообщала различные приметы и т.д. Все это не имело никакого отношения к реальной жизни, но волновало, потрясало душу ребенка. Он формировался под влиянием этих двух начал: повседневности, в центре которой – обильные семейные обеды и послеобеденный сон, и сказочных фантастических историй, в которых действовали страшные, заставлявшие сильнее биться сердце персонажи русского фольклора.

Неподвижность – с бьющимся сердцем... Это же мы видим в лежащем на диване Обломове вначале повествования, когда ему уже за тридцать.

Обломов разочарован в жизни "других" и тех, которые суетятся, добываются чинов, выезжают в свет, занимаются пустой болтовней или язвительно обличают. Он "работает над планом" преобразования своего поместья. Но эта работа сводится к мечтаниям на диване о жизни покойной, красивой, жизни, в которой есть прекрасная женщина, дети, друзья, совместные обеды, чаепития, пикники, тихие прогулки, музыка и книги. В этой жизни нет места труду, напряжению. В картинах мечтаний нет движения, они все одни и те же. Когда Обломов встретил Ольгу Ильинскую, он пытался представить ее на месте прекрасной женщины из его мечтаний. Но это не вполне удавалось, вернее, удавалось лишь в начале отношений. Ольга во взаимоотношениях с Обломовым идет вперед, а он когда-то давно представил себе картины своих мечтаний и удовлетворился ими, ничего другого в его планах на жизнь нет.

Он вне жизни, в которой "другие" активны, предприимчивы, а некоторые и не чисты на руку. "Другие же переезжают", - говорит Обломову Захар в ответ на соображения своего барина о том, как трудно, по сути дела, невозможно переехать. В ответ по поводу "других" на Захара обрушилась масса "жалких" слов. Обломов "позиционирует" себя как барина и вкладывает в это слово, на наш взгляд, не столько то, что он, будучи барином, не должен суетиться, мельтешить, быть вечно озабоченным и не иметь ни минуты покоя. Статус барина для Обломова важен, чтобы отгородиться от "других".

Если для родителей "другие" были где-то далеко, то Обломов живет среди "других". Кроме того, он человек, получивший образование, склонный к размышлениям, со слабым, но стремлением к личностному самоопределению, с рефлексией, что совершенно было не присуще его родителям. Отсутствие рефлексии родители не ощущали, она не подтачивала окончательно их жизнеспособность, как в Обломове, в его жизни возникли ослаблявшие его мечтания и размышления, жизнеспособность исчерпала себя очень быстро – в начале четвертого десятка жизни. На какое-то время способность к жизни продлила в нем Агафья Матвеевна, в которой Обломов обрел родное, обломовское движение без цели, вернее, с ближайшей целью – еда, сон, семейственное общение, центром которого вновь стал Илья Ильич, бывший центром жизни семьи родителей. Обломов не может жить иначе: он не может не быть объектом внимания и заботы; он не смог отделить службу от себя, себя от службы, представлял службу как что-то лично с ним связанное, а сослуживцев хотел воспринимать как членов семьи. Объективный мир для Обломова, по сути дела, не существует. Это детское мировосприятие исключительно сквозь призму собственного "я", причем делается это бессознательно и весьма поэтично, иначе мы вряд ли смогли бы одолеть столь объемное произведение. Он общается и ладит с самыми разными людьми – от Штольца до Тарантьева, но не может стать на точку зрения "другого", понять его, отстранившись от себя. Он просто создан для того, чтобы с ним возились, как с ребенком, или же, как ребенка, легко, без усилий, обманывали. Но в возрасте за тридцать он все же способен к рефлексии, как уже говорилось выше. После разговора о "других" с Захаром через некоторое время он все больше мучится тем, что, может быть, "другие" стоят чего-то большего, чем его представления о них, он разочарован в себе, ворочается с боку на бок. Но ровного расположения духа все же не теряет и, как младенец, засыпает до прихода Штольца.

Единственный человек, который трижды (как в детской сказке) лишает Обломова по-детски ровного расположения духа, это Ольга Ильинская.

Прежде чем обратиться к анализу их взаимоотношений, скажем несколько слов о Штольце, которого принято считать неудачей Обломова. На наш взгляд, роман выдержан в едином ключе, объемлется единой художественной концепцией, и считать образ Штольца неудачей или меньшей удачей, чем главный герой, нам не представляется возможным. Штольц и Тарантьев и К- два полюса среди "других", и воплощены они по тем же законам художественного мира, что и главный герой.

Деятельное в Штольце, унаследованное от отца – немецкого бюргера, обогащено тем, что он унаследовал от матери – русской дворянки, бывшей гувернанткой в богатом доме. Она презирала все некрасивое, практическую пользу, стремилась приобщить сына к музыке, книгам, хорошим манерам. Андрей то, что исходило от матери, усвоил, но ничем не пренебрег из наставлений отца. Не без материнского влияния в нем выработалась способность волноваться, искать в каких-то ситуациях непрямые ответы, видеть явления объемно, многосторонне.

Штольц говорит, что смыслом жизни является сама жизнь и труд, постоянное движение. Труд для Штольца, его отца, для немецкой семьи напротив дома, где живет Обломов, является потребностью.

Вспоминается: " то, что немцу хорошо, для русского – смерть". К стати ли это вспомнилось?..

Нельзя не отметить, что для родителей Обломова, для него самого, для домочадцев, дворовых труд – наказание. Нельзя обойтись без еды – нужно хлопотать, суетиться. Нельзя не исполнить обряды рождения, свадеб, смерти – следует делать все, что необходимо. Но что-то помимо того – от лукавого. В Обломове родилось новое представление о труде как о чтении, писании, "составление плана". Но в его обиходе это эфемерные занятия, так что ему легко уговорить себя и представить все это осуществляющимся. Внутренней потребности трудиться над чтением и писанием нет, хотя при необходимости он читает и пишет так, что у него не сталкиваются два "который" и два "что". И вопрос здесь не столько в том, что из деревни все равно что-то до пришлют – зачем трудиться... Когда "братец" и К отбирают эти доходы, Обломов приспосабливается и к новой ситуации, она не вынуждает его изменить что-либо в своей жизни (но заставляет Агафью Матвеевну – по ее разумению).

Оглянувшись вокруг, мы обязательно найдем тех, кто, даже, не будучи уверен, что завтра будет сыт, надеется на "авось", но не предпринимает ничего, чтобы изменить свое положение. Нынешняя наша жизненная ситуация заставляет каждого двигаться, искать, бороться, а если не можешь преодолеть в себе "родовое", обломовское, если не повзрослеешь, то беда не заставит себя долго ждать. При этом нельзя забывать, что в "родовом", обломовском заключено много хорошего, доброго, мягкого, поэтичного...

Впрочем, почему добр в нашем представлении именно Обломов, а не Штольц? Ведь Обломов – это "всего лишь" нежелание зла другому, а Штольц – деятельная помощь другу детства и, скорее всего, кому-то еще. При этом ему приходится изгонять Тарантьева из окружения Обломова, разрушать его козни, "братца" и Затертого. То есть быть "недобрым"?...

Добрый Обломов, не умея преодолеть себя, обрекает Ольгу на слезы, болезнь, грустные воспоминанья...

Ольга Ильинская – единственный персонаж, с которым Обломов вступает в, так сказать, не созерцательные, а деятельные отношения. В Штольце деятельное – от отца-немца, в Ольге Ильинской стремление к развитию, нежелание стоять на месте, возможно, связано с ее сиротством, с отсутствием той мягкой родительской колыбели, в которой дитя, и вырастая, продолжает качаться и слышать убаюкивающие песни. Ольга рядом с теткой многое должна была выбирать, решать сама, хотя и под присмотром, но присмотром неназойливым и неглубоким.

В первые встречи Ольга наблюдает за Обломовым доброжелательно, но немного насмешливо, и насмешка эта почти детская. Это волнует Обломова, он хочет в ее глазах выглядеть "приличнее", стыдится огромной горки кренделей, которые съел от волнения, стыдится того, что Ольге известно его лежание на диване, его разные чулки, надетые на него Захаром. Ее открытость, естественность, чудное пение взволновали Обломова настолько, что он впервые не спал ночь, все бродил по городу.

Для Ольги взаимоотношения с Обломовым очень важны: она надеется на то, что сумеет его перевоспитать, то есть отучит от лежания на диване, и тогда им суждено семейное счастье.

В Обломове ее привлекают естественность, простота. Она умиляется его нежности, ощущает отсутствие в нем цинизма. Но во взаимоотношениях с этим взрослым дитятею ее подстерегают свои неожиданности, испытания.

Инстинктивно Обломов, на наш взгляд, чувствует, что не сможет поставить перед собой цель и идти к ее осуществлению, то есть не сможет просить руки Ольги и устроить их семейную жизнь. Он поглощен самими переживаниями, все новыми поворотами их взаимоотношений, которые его волнуют, будоражат, а то и лишают сна. Но еще сильнее они воздействуют на Ольгу. Например, сцены с веткой сирени, главное в которых то, что Обломов дал понять Ольге: она его любит, он это знает, но не признается в этом никогда. Ольга поняла эту игру его душевных движений, и это был первый момент, который ее смутил, задел ее гордость, взволновал. Из этой ситуации она вышла повзрослевшей и более сдержанной. Дальнейшая история их отношений – взаимная влюбленность и сомнения Обломова, достоин ли он любви, не по ошибке ли Ольга его любит. Он говорит себе, что любят “других”... Так разыгрывается их любовная "поэма": прогулки наедине, разговоры, сомнения, колебания, восторги, грусть, разочарование и вновь - очарованность..."Господи! в какой я омут попал!" – восклицает Обломов, имея в виду омут переживаний. Кульминацией их взаимоотношений на даче становится объяснения после получения письма, которое Обломов писал ночью и в котором он излил тревогу за Ольгу, за ее выбор, предостерегая от ошибки и полагал, что видеться им больше не нужно.

Он взволнован, беспокоится о том, что Ольга прочитает письмо наедине и он не сможет ее поддержать в этот момент. Но сильно в нем и что-то похожее на любопытство: будет ли она плакать и как именно? Он бежит – невидимый для Ольги – за нею и из кустов наблюдает, как она, со слезами на глазах проходит мимо. Это, конечно, не жестокость, но – незрелость, непонимание своей ответственности за уже пережитое. Позже Обломов признается, что совсем не хочет расставаться и не знает, зачем написал письмо. Замечательно "ставит диагноз" героиня Гончарова: "Да... вчера вам нужно было мое "люблю", сегодня понадобились слезы, а завтра, может быть, вы захотите видеть, как я умираю". Но эта реплика вовсе не стала итоговой, она промелькнула в еще большем количестве трогательных слов и вздохов.

Обломов живет напряженной внутренней жизнью. Она, так сказать, расцвела во время их прогулок наедине. Но для него стало происшествием, и неприятным, когда им встретился экипаж с подругой Ольги Сонечкой и ее спутниками "Что скажут, когда узнают, когда разнесется..." – сетует Обломов. Он, с трудом преодолевая внутреннюю борьбу, делает Ольге предложение стать его женой. Просит помощи, теряется, колеблется. Он ждет от Ольги слез и восторгов и очень разочарован, когда их не последовало. Как бы провоцируя слезы и страсть, он говорит о "другом пути" для женщины, которая не ждет замужества...

В сознании Обломова немало готовых клише о романтичных юношах и падших женщинах, о страсти и "охмеляющем счастье" женщины, которой сделали предложение; все это книжное, отнюдь не пережитое в жизни, вычитанное в пору дружбы с двумя сестрами. Эмоции в Обломове сумбурны, переменчивы, разнообразны, но они мало созвучны в нем логике жизни, разуму, значительно уступающему эмоциям. Это эмоции юноши, а не взрослого человека.

Попутно заметим, что в Обломове готовые клише распространяются и на ту единственную сферу общественной жизни, которая его задевает, - на крестьян. Свои мечтания об имении он в какой-то момент воспринимает как усилия во имя их блага. Если бы он не был так беспомощен и добродушен, эти слова воспринимались бы как пародия.

Вернемся к словам Обломова "Что скажут, когда узнают..."

Он инстинктивно чувствует, что когда любовные отношения становятся известными, это мгновенно налагает обязательства, ответственность. Невольно в отношениях двух человек вступают родственники, знакомые, соседи, слуги – весь, так сказать, социум вокруг влюбленной пары. Вот как это представляется Обломову: "Человек перестает называться Ильей Ильичем или Петром Петровичем, а называется "жених". Вчера на него никто и смотреть не хотел, а завтра все глаза пучат, как на шельму какую-нибудь. Ни в театре, ни на улице прохода не дадут... А ты езди каждый день, как окаянный, с утра к невесте, да все в палевых перчатках, чтоб у тебя платье с иголочки было, чтоб ты не глядел скучно, чтоб не ел, не пил как следует, обстоятельно, а так, ветром бы жил да букетами!.." Обломов "обмирает" , "мечется от беспокойства" у него "поднимается тревога со дна души" . Он боится "других", отгораживается от них. А желудок между тем предъявляет свои права!..

Этот испуг усугубило свидание в Летнем саду, которое Обломов пережил чуть ли не как катастрофу. Страх подточил его силы, и он все реже стал бывать у Ольги.

Обломов – человек совестливый. Он все ждал утешительного – почему-то такого – письма из деревни, он даже думал о том, что "другие" могли бы одолжить денег и отремонтировать дом в деревне. Но все это его пугает, вносит смятение в душу, он отступает, не попытавшись преодолеть трудности. Сама необходимость в будущем жить среди "других" парализует его волю, и он хочет замереть, исчезнуть, затаиться на диване в доме Агафьи Матвеевны. Жить среди "других" – это значит быть постоянно оцениваемым, чужим для кого-то. Вспомним, как ранил его нечаянно подслушанный разговор в театре. "Какой-то" Обломов!.. Друг Штольца!".. И только? Нет, он "сам по себе", он барин Илья Ильич Обломов, что в его подсознании значит "объект внимания, ласки, центр семейственного круга". Он не переносит, когда к нему относятся "со стороны", "извне", как к чужому, просто заболевает, как ребенок, которого взрослые долго ласкали, а потом вдруг отвлеклись на что-то другое. Ребенок ощущает холод, заброшенность, обиду...

Интересны в этом отношении "жалкие слова" Обломова во взаимоотношениях с Захаром: они, пожалуй, являются своеобразной психологической компенсацией "ущерба", который наносит ему Захар, прибегая к примерам из жизни "других" и мысленно включая своего барина в аналогичные ситуации. Обломов тратит много сил, называет себя "несчастным", "страдающим". Он педалирует эмоции, сам приходит в волнение и волнует Захара своими монологами в ходе их бессобытийной жизни. Роль "жалких слов" похожа на сказки и предания няни, которые заставляли сильнее биться сердце ребенка, отвлекали его от того, чтобы он бегал и лазал, играл с крестьянскими детьми. Взрослый человек волнует свою душу сам, отстаивая в глазах Захара свою исключительность и невозможность действия, хотя "другие" в подобных ситуациях что-то предпринимают.

Итак, это роман о том, как лежащего на диване Обломова Штольц поднял и вовлек в ситуацию, в которой главный герой влюбился, был любим, сделал предложение, получил согласие и... не женился. У Обломова болит душа об Ольге, он стыдится, но и только... Сцена последнего объяснения удивительна...

Но роман продолжается. Болезнь, восстановление сил, симпатия к хозяйке, Агафье Матвеевне, прочное вхождение в быт ее дома, который стал для Обломова родным... Не выделяется как событие женитьба, не акцентируется как событие и рождение ребенка.

Обломов идеально "совпал" с Агафьей Матвеевной, с ее простотой, детской "первозданностью", безмятежностью. В их взаимоотношениях царит покой, один день похож на другой. Простодушные обломовцы благодарили Бога за это. Но и Обломов совершенно удовлетворен, хотя "не озвучивает" это. По поводу каждого из гостей в день, когда начинается повествование, Обломов размышлял с сожалением, их суету воспринимая как пустую и спрашивал себя "Когда же жить?" Теперь он живет, он особенно добр, мягок, спокоен. Наконец-то "жизнь" не "трогает", если не принимать во внимание козни "братца" и К, которые Обломов не сознает, а значит, и не терзается ими. Надо отметить, что жизнь с ним благотворно сказалась на Агафье Матвеевне, на ее детях и его собственном ребенке, которого он ничем никогда не выделяет. Ольга вспоминает о нем с грустью, но очень тепло и с воодушевлением принимает в свою семью сына Обломова.

Обломов умеет только "жить", и ничего больше, и жизнь ему подарила судьбу, в которой больше ничего и не нужно уметь. Чувство ответственности за кого-либо, за что-либо в нем не развито, он инстинктивно стремится быть объектом внимания, заботы, ласки. Он дитя, мягкое, доброе, не циничное, легко входящее в сложившейся круг и замыкающееся в нем. Он эмоционален, чувства развиты, но сознание пользуется обычно чем-то привычным, вычитанным когда-то из книг. Но выдуманная в книгах жизнь все же волнует, требует работы души. Лучше употребить силы на доброе слово, добрый взгляд, обращенный на домашних, на вкусный обед и сон.

Гончаров говорит о том, что больше всего человек любит сам себя, безоглядно, по-детски. Но одни (гости Обломова) чего-то ждут, требуют от других, пользуются другими. Обломов же, который просто "живет", на этом фоне лучше своих гостей, тоже наивных, но, в отличие от Обломовых, наивных самолюбиво и "деятельно". А деятельность, так сказать, расширяет пространство самолюбия. Обломов по-своему тоже самолюбив (сравнение с "другими"), но его пространство сужается, и самолюбие его незаметно, а более выпукло представляются нашему взгляду его добродушие, нежелание зла кому-либо, его способность стыдиться себя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры