Андрей уваров балет личная жизнь семья. От станка до кресла

Главная / Развод

Родился в Москве. В 1989 году по окончании Московского хореографического училища, где занимался в выпускном классе у Александра Бондаренко, был принят в балетную труппу Большого театра. В 1995 году окончил исполнительский факультет хореографического института (ныне училище и институт объединены в Московскую государственную академию хореографии).

В 1989 - 2011 гг. - премьер Большого театра России. Исполнял все ведущие партии классического репертуара. Репетировал под руководством Николая Симачева, Бориса Акимова, Галины Улановой, Николая Фадеечева. В репертуар вошли партии: Принц Зигфрид ("Лебединое озеро" П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Князь Курбский ("Иван Грозный" на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича), Альберт ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, затем исполнял эту партию в спектакле в редакции В. Васильева), Принц Дезире ("Спящая красавица" П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Солор ("Баядерка" Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Базиль ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю. Григоровича, затем исполнял эту партию в спектакле в редакции А. Фадеечева, в том числе на премьере в 1999 году), Ромео ("Ромео и Джульетта", хореография Л. Лавровского), Жан де Бриен ("Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Солист II части ("Симфония до мажор" на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) - первый исполнитель в Большом театре; Хозе ("Кармен-сюита" Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо), Солист ("Серенада" на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина) - был в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре; Люсьен д’Эрвильи (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки).

Танцевал в балете "Прелести маньеризма" на музыку Р. Штрауса и балете "Леа" (первая редакция) на музыку Л. Бернстайна (оба поставлены А. Ратманским).

В 1993 году за исполнение партии Ромео в балете "Ромео и Джульетта" в постановке Ю. Григоровича был награжден призом "Benois de la Danse", присуждаемым Международной ассоциацией деятелей хореографии. В 1995 году завоевал первую премию Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония). Выступал с одной из своих постоянных партнерш – прима-балериной Большого театра Надеждой Грачевой. В 2003 году участвовал в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета (Ковент-Гарден) на сцене Большого театра. Исполнил гран па из балета "Дон Кихот", партнерша - Марианела Нуньес.

В 2011 году участвовал в гала-концерте, посвященном открытию Исторической сцены Большого театра после реконструкции (Адажио из II акта "Лебединого озера" П.И. Чайковского, партнерша - Светлана Захарова).

С 2011 года – педагог-репетитор Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. С 2016 года - и. о. художественного руководителя балетной труппы.

Звания

  • (2001) Народный артист РФ

Места работы

  • Государственный академический Большой театр (1989 - 2011) (солист балета)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (с 2011) (педагог - репетитор, управляющий балетной труппой; с 2016 - и.о. художественного руководителя балетной труппы)

Награды

  • (1993) Приз Benois de la Danse
  • (2003) Приз "Душа танца" (номинация "Звезда танца") журнала "Балет"

Образование

  • Московское академическое хореографическое училище (МАХУ) (до 1989)

Смена балетной власти во втором по значению оперном доме Москвы ожидалась давно. Эффект домино начался еще в 2011 году, когда пост худрука балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оставил Сергей Филин, вернувшийся в Большой театр и недолго там задержавшийся. На месте Филина тогда появился Игорь Зеленский, лидер-харизматик со сложной репутацией.

Народный артист России и отличный танцовщик с нордической внешностью и знойным тбилисским акцентом (выпускник Тбилисского хореографического училища), Зеленский получил огранку в знаменитом Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой и в Мариинском театре с 1988 года. По личным ангажементам он танцевал от Ла Скала до Сан-Франциско, был приглашенным солистом Большого театра, Берлинской оперы, Королевского балета Ковент-Гарден и премьером Нью-Йорк Сити балле. Барская стать и административные навыки стали поводом к его приглашению в Новосибирский Театр оперы и балета тогдашним директором Борисом Мездричем.

Андрей Уваров в своем поколении лучший принц. Уваров - это не буря и натиск, а стиль и качество

Вскоре Зеленский стал шефом балета МАМТа, а еще через год стало известно, что с сентября 2016 г. он возглавит балет Баварской Штаатсопер. Так появилась шутка о балетной империи князя Игоря от Новосибирска до Мюнхена с пересадкой в Москве.

МАМТ со времени основания бережет свой статус "театра танцующего актера". За пять лет при Зеленском здесь случалось хорошее: в труппу пришел суперзвезда Сергей Полунин, появился соразмерный принципам этого театра балет английского классика Кеннета Макмиллана. Случалось и плохое: из труппы ушли перспективные артисты, по разным подсчетам, около трех десятков человек.

При очевидном обаянии и актерском прошлом, позволяющим артистам видеть в нем "своего", Зеленский-директор не имеет привычки искать полутона в разговорах с подчиненными - уж не знаю, как он окоротит себя в Баварии. Когда подоспело время совмещать работу в МАМТе и Баварской Штаатсопер, в Москве появились новые обстоятельства: летом новым директором МАМТа стал бывший замдиректора Большого театра Антон Гетьман.

Опытный театральный менеджер Гетьман начал задавать неудобные вопросы руководству балетной труппы - по части присутствия на рабочем месте. В итоге достигнуто мирное соглашение: Игорь Зеленский уходит с поста и пока останется советником директора по вопросам балета.

То же волшебное слово "пока" сопровождает его преемника, исполняющего обязанности художественного руководителя балета МАМТа Андрея Уварова. Вспомните про "эффект домино": народный артист Андрей Уваров ушел из Большого театра в МАМТ все в том же 2011 году. Формально как полный сил балетный пенсионер с позиции премьера Большого театра на должность педагога-репетитора.

Неформально - балетный мир шептался, что что-то пошло не так, артисты такого уровня обычно остаются в родных стенах. Андрей Уваров по возрасту и таланту часть троицы Николай Цискаридзе - Сергей Филин - Андрей Уваров, остававшийся в тени более ярких коллег. Но для тех, кто понимает, Уваров не только образцовый выпускник Московской школы, прилежный ученик Бориса Акимова, Галины Улановой, Николая Фадеечева, золотой лауреат балетных конкурсов и обладатель приза Benois de la Danse. Он в своем поколении лучший принц, да что там - эталон принца с отличными данными, отличной выучкой и редким чувством такта. Все самые капризные примы Большого были уверены в Уварове-партнере - он не ронял и не выпячивал таланты во вред партнерше. Уваров - это не буря и натиск, а стиль и качество.

В облике педагога-репетитора МАМТа Уваров стал героем дня на прошедших этим летом гастролях МАМТа на Тайване. Обычные рабочие моменты вроде изменения составов вдали от дома могут стать катастрофой, а присмотр за качеством исполнения - объектом многолетних воспоминаний и театральных легенд. Уваров с этим справился блестяще и в своем стиле - без фанфар. Потому и его назначение на пустующее по факту место кажется заслуженным и логичным. Другой вопрос, что назначен он с поправкой "исполняющий обязанности", и тут возможны варианты. Например, нынешний шеф Большого балета Махар Вазиев тринадцать лет был "и.о. руководителя" балета Мариинского театра и именно в этом статусе вытащил труппу на мировую авансцену.

А в кулуарах МАМТа сейчас идут разговоры о возможных кандидатах. Иван Путров - урожденный киевлянин и артист мира с завидным репертуаром, большую часть жизни проведший в Королевском балете Ковент-Гарден. Или Михаил Мессерер - наследник самой знаменитой российской балетной семьи Мессереров - Плисецких, очень опытный балетный руководитель и внимательный педагог с международным опытом.

Так что ситуация в "театре танцующего актера" изменилась, но может меняться и дальше - в любую сторону.

Андрей Уваров родился в Москве, в семье инженеров — Ивана Николаевича и Таисии Ильиничны Уваровых. С детства проявлял артистические способности, занимался фигурным катанием. Потом занимался в хореографическом кружке при Доме культуры Микояновского мясокомбината.

В 1981 году поступил в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1989 году по классу профессора Александра Бондаренко. В том же году был принят в труппу Большого театра России, где уже через год начал танцевать сольные и ведущие партии. Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте на курсе своего учителя А. И. Бондаренко, который окончил в 1995 году.

В Большом театре Андрей занимался в классе Бориса Акимова, а свои первые партии готовил под руководством Николая Симачёва. Уже в начале своей карьеры он проявил себя как безукоризненный классический танцовщик лирико-романтического плана. Совершенство формы сочетается у него с великолепной сценической внешностью, изящностью облика, аристократичностью манер. По словам известного театроведа Виталия Вульфа: «Виртуозность и льющиеся линии, изысканная манера, таящая обещание романтических встреч, и природный лиризм подают пример идеального сценического премьера…»

"Дон Кихот" Л.Минкус (Китри - Нина Ананиашвили, Базиль - Андрей Уваров), в 5-ти частях.

Отточенная техника и безукоризненное владение приёмами дуэтного танца сделали Андрея Уварова одним из лучших премьеров современного балетного театра. В разные годы его партнёршами были выдающиеся балерины: Надежда Павлова, Нина Семизорова, Нина Ананиашвили, Инна Петрова, Галина Степаненко, Надежда Грачёва, Светлана Захарова, Мария Александрова, Татьяна Чернобровкина, Анастасия Волочкова, Изабель Герен, Марианела Нуньес, Полина Семионова. В последние годы педагогом-репетитором Андрея Уварова был Николай Фадеечев.


В 2000—2004 годы выступал в антрепризе Нины Ананиашвили и Алексея Фадеечева, где исполнял главные партии в балетах «Сны о Японии», «Прелести маньеризма» и «Леа» (балетмейстер Алексей Ратманский)

Оставил сцену в 2011 году. С 2011 года — педагог-репетитор Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.


В 1998 году закончил Орловский коммерческий институт по специальности Коммерсант-товаровед.

В 2004 году получил второе высшее образование в Орловском государственном техническом университете по специальности юрист.

СКР: Основная версия убийства замглавы департамента Моксвы Андрея Уварова — профессиональная деятельность

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области возбуждено уголовное дело по факту убийства заместителя руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Андрея Уварова. Как сообщили ИА REGNUM в Следственном комитет РФ 4 мая, в настоящее время проводится комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к убийству.
ссылка: http://www.regnum.ru/news/ accidents/1655442.html


Замглавы департамента науки и предпринимательства Москвы убит в Орле

Уголовное дело заведено по факту убийства замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Андрея Уварова, сообщает СК РФ.
ссылка: http://rapsinews.ru/incident_ news/20130504/267261526.html


Убийство московского чиновника в Орле

Первый замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Андрей Уваров найден убитым в подъезде дома в Орле. Приоритетной версией следствия является убийство в связи с профессиональной деятельностью.
ссылка: http://ria.ru/trend/murder_ uvarov_orel_04052013/

Следствие восстановило обстоятельства смерти в Орле московского чиновника Андрея Уварова

Следствие практически по минутам восстановило обстоятельства, предшествовавшие убийству заместителя руководителя столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Андрея Уварова в Орле. Об этом сегодня журналистам сообщил руководитель Следственного управления СК РФ по Орловской области Сергей Сазин.
ссылка: http://www.itar-tass.com/c9/ 728235.html

В городе Орле убит первый заместитель начальника департамента науки и предпринимательства Москвы

В ночь на 4 мая обнаружен убитым заместитель начальника департамента науки и предпринимательства Москвы Андрей Уваров. Чиновника нашли в подъезде дома по улице Новикова в Орле с тремя огнестрельными ранениями.
ссылка: http://www.novayagazeta-ug.ru/ news/2013/05/04/5458

В департаменте науки Москвы подтвердили гибель чиновника

Источник в департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы подтвердил РИА Новости, что убитый в Орле столичный чиновник был первым замруководителя департамента Андрей Уваров.
ссылка: http://news.mail.ru/inregions/ moscow/90/incident/12978422/

В Орле застрелили замначальника департамента науки и предпринимательства Москвы

Пресс-центр МВД РФ сообщает в субботу, 4 мая, о том, что накануне вечером в подъезде жилого дома в городе Орел неизвестные тремя выстрелами в упор застрелили высокопоставленного чиновника из мэрии Москвы Андрея Уварова, занимавшего пост заместителя начальника департамента науки, промышленной политики и предпринимательства столицы России.
ссылка: http://www.eurosmi.ru/822v

В Орле убит первый зам.главы департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Андрей Уваров

Это подтверждают источники РИА «Новостей» в самом ведомстве. Ранее орловская полиция сообщила, что в подъезде одного из жилых домов был найден убитый чиновник столичной мэрии. Андрей Уваров работал в департаменте последние 2 года. До этого он руководил исполкомом регионального отделения «Единой России» в Орловской области и, как напоминает местная пресса, являлся сыном бывшего мэра города. По одной из версий следствия, его убийство связано с профессиональной деятельностью.
ссылка: http://www.echo.msk.ru/news/ 1066982-echo.html

Андрея Уварова убили из-за его бизнеса

Убийство Андрея Уварова, столичного чиновника и сына экс-мэра Орла, скорее всего, связано с его профессиональной деятельностью. Об этом заявил СКР. Эксперты говорят о том, что кому-то могли помешать бизнес-интересы Уварова
ссылка: http://www.bfm.ru/news/215450

В убийстве столичного чиновника в Орле увидели «московский след»

Следователи, ведущие дело об убийстве заместителя руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Андрея Уварова, застреленного накануне вечером в Орле, пришли к выводу, что покушение было тщательно подготовлено. Так, по их данным, в подъезде дома, где убили Уварова были отключены домофон и освещение. Предполагаемое оружие киллера — пистолет ТТ.
ссылка: http://polit.ru/news/2013/05/ 04/uvarov1/

Чиновника департамента мэрии Москвы расстреляли в Орле из-за больших денег

Следователи, расследующие убийство в Орле Андря Уварова, замглавы департамента науки, промышленной политики и предпринимательства мэрии Москвы, называют приоритетной версией профессиональную деятельность погибшего.

По данным «Коммерсанта», Уваров имел непосредственное отношение к распределению госфинансирования в этой сфере. «Речь идет об очень больших суммах», — сказал источник газеты.
ссылка: http://polit.ru/news/2013/05/ 06/uvarov/

Полиция ищет убийцу замглавы департамента науки и предпринимательства Москвы

В Орле тремя выстрелами в спину в подъезде жилого дома застрелен заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Андрей Уваров, передает Интерфакс.
ссылка: http://investcafe.ru/news/ 30138

В Орле убит высокопоставленный московский чиновник

В Орле убит замглавы департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Андрей Уваров. Об этом сообщается на сайте МВД. «Около двенадцати часов ночи в дежурную часть УМВД России по Орловской области поступило сообщение об обнаружении тела мужчины с тремя огнестрельными ранениями», — говорится в сообщении.
ссылка: http://grani.ru/Events/Crime/ m.214348.html

Убийство в Орле московского чиновника может быть связано с его профессиональной деятельностью – следствие

Приоритетной версией убийства в Орле первого заместителя руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Андрея Уварова является его профессиональная деятельность, сообщили в региональной управлении СКР.
ссылка: http://abireg.ru/n_32207.html

В Орле застрелен замглавы департамента науки и предпринимательства Москвы

Сайт:

Андре́й Ива́нович Ува́ров (род. 28 сентября (19710928 ) , Москва) - российский солист балета, премьер Большого театра , балетный педагог, народный артист России (2001) .

Биография

Андрей Уваров родился в Москве, в семье инженеров - Ивана Николаевича и Таисии Ильиничны Уваровых. С детства проявлял артистические способности, занимался фигурным катанием. Потом занимался в хореографическом кружке при Доме культуры Микояновского мясокомбината.

Оставил сцену в 2011 году. С 2011 года - педагог-репетитор .

Семья

Жена - Светлана Уварова (дочь Н. В. Филипповой), в 1988-1992 и в 1997-2005 годы - солистка балета Большого театра . Дочь - Марианна (1995).

Репертуар (основные партии)

  • - «Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева , балетмейстер Ю. Н. Григорович - Парис
  • - «Шопениана » на музыку Ф. Шопена - Юноша
  • - «Лебединое озеро » П. И. Чайковского - Принц Зигфрид
  • - «Ромео и Джульетта »С. С. Прокофьева , балетмейстер Ю. Н. Григорович - Ромео
  • - «Иван Грозный » на музыку С. С. Прокофьева - Князь Курбский
  • - «Жизель » А. Адана - Альберт
  • - «Спящая красавица » П. И. Чайковского - Принц Дезире
  • - «Баядерка » Л. Минкуса - Солор
  • - «Дон Кихот » Л. Минкуса - Базиль
  • - «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева , хореография Л. М. Лавровского - Ромео
  • - «Раймонда » А. К. Глазунова - Жан де Бриен
  • - «Сны о Японии » балет Ратманского на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша - Солист - первый исполнитель
  • - «Дон Кихот » Л. Минкуса , редакция А. Н. Фадеечева - Базиль
  • - «Симфония до мажор » Ж. Бизе - Солист II части - первый исполнитель
  • - «Спартак » А. Хачатуряна - Спартак (дебют на гастролях в Лондоне)
  • - «Лебединое озеро » П. И. Чайковского , балетмейстер Ю. Н. Григорович (2-я редакция) - Принц Зигфрид
  • - «Сон в летнюю ночь » на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети - Лизандр
  • - «Кармен-сюита » Ж. Бизе - Р. К. Щедрина - Хозе
  • - «Серенада » на музыку П. И. Чайковского - Солист
  • - Большое классическое па из балета «Пахита » Л. Минкуса - Люсьен д’Эрвильи

Фильмография

  • - «Дон Кихот »
  • - «Баядерка »

Награды и премии

Библиография

  • Пескова М. "Артисту должна сопутствовать удача", - говорит Андрей Уваров // Большой театр: газета. - М ., 1992. - № 2 октября .
  • Семизорова Н. Заслуженные артисты Российской Федерации. Андрей Уваров // Большой театр: газета. - М ., 1997. - № 23 января .
  • Губайдулина Е. Рыцарь из сна // Большой театр: газета. - М ., 1997. - № 20 июня .
  • Полюбина Н. Принц и счастливая туфелька // Новые известия: газета. - М ., 2002. - № 22 августа .
  • Соболевская О. // Молодежь Эстонии: газета. - Таллин, 2003. - № 7 марта .
  • Полюбина Н. // Новые известия: газета. - М ., 2004. - № 22 января .
  • Ященков П. Андрей Уваров. Идеальный премьер // Балет: журнал. - М ., 2004. - № 20 июня .
  • Полюбина Н. // Новые известия: газета. - М ., 2004. - № 11 августа .
  • Лифановский Б. // ЕЖЕ-правда: интернет-газета. - М ., 2005. - № 20 декабря .
  • Наборщикова С. // Известия: газета. - М ., 2008. - № 11 сентября .
  • Горюк О. // Челябинский рабочий: газета. - Челябинск, 2009. - № 6 февраля .

Напишите отзыв о статье "Уваров, Андрей Иванович"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • на сайте Большого театра
  • . на сайте Мариинского театра. .
  • на сайте Международного Объединенного Биографического Центра
  • на сайте Benois de la dance

Видео

  • часть 1-я, 2005
  • часть 2-я, 2005
  • часть 3-я, 2005
  • . - Гала в честь Алисии Алонсо, 2 августа 2011

Отрывок, характеризующий Уваров, Андрей Иванович

Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры