Аргументы проблемы благодарности из художественной литературы и кинематогрофа. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Благодарность Проблема благодарности аргументы из литературы капитанская дочка

Главная / Развод

В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает минувшие годы, когда жизнь его семьи складывалась не очень хорошо. Умер отец, и воспитание Николая полностью легло на плечи двум старшим сестрам и матери. Несмотря на трудности, женщины подняли на ноги юношу. К сожалению, как признается сам автор, он не выполнил свой главный долг – долг благодарности своей семье.

Действительно, только близкие люди, несмотря ни на что, могут ринуться на помощь человеку. Они не боятся последствий, которые могут произойти, и считают, что легче всего пережить трудности вместе.

Так, в произведении М. Шолохова “Судьба человека” автор рассказывает об Андрее Соколове, как о сильном мужчине, который смог вынести весь трагизм его судьбы. В годы войны

погибла вся семья героя, но он смог вынести эту боль и взял на воспитание Ванюшку, назвавшись его отцом. Я уверена, что мальчик был благодарен своему спасителю, так как тот спас его от гибели и подарил семью.

А в произведении А. Приставкина “Золотая рыбка” главный герой рассказывает о Люсе, своей сестре, которая вынуждена была жить в детском доме в годы Великой Отечественной войны. Люди, жившие с ней в одной комнате, не позволили ей умереть от голодной смерти, и девочка была очень благодарна им.

Таким образом, умение поддержать близкого человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть чем-нибудь, дает тому человеку пережить даже самые трудные жизненные ситуации, но при этом он не должен забывать поблагодарить за помощь.


(4 оценок, среднее: 2.50 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему благодарности близким людям. Раскрывая проблему, автор вспоминает свои студенческие годы. Когда умер его отец, воспитание легло на...
  2. Умение быть благодарным – одно из важных человеческих качеств. Это чувство рождается не само по себе. Оно прививается с детства. Если в семье царит любовь...
  3. Что такое истинное самопожертвование? Этой проблемы касается в своем тексте русский хирург, естествоиспытатель и педагог Н. И. Пирогов. Пирогов рассказывает, как после смерти отца его...
  4. Почему мы тратим нашу жизнь не на любовь к ближним, не на выражения своих чувств к родному человеку, а на какие-то бытовые и житейские дела?...
  5. В своем тексте, предложенном для анализа, автор затрагивает тему благодарности. З. Трипольская озадачивается вопросом, связанным с тем, так ли остро стоит потребность в выражении благодарности...
  6. Наверное, каждый слышал фразу “все мы родом из детства”. Эти слова говорят о том, что формирование личности происходит в детские годы. От того, в какой...
  7. ВступлениеКак больно бывает, когда человека оставляют самые близкие его сердцу люди. Люди, за которых готов отдать жизнь. Проблема, которую поднял автор текста В данном тексте...
  8. В предложенном для анализа тексте Б. П. Екимов размышляет над проблемой взаимопонимания в семье. Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает два случая из своей жизни....
  9. Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение?...
  10. Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном...

.
Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними по тексту Н. И. Пирогова (“Я все чаще думаю о том, как трудно…”) (ЕГЭ по русскому)

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема благодарности: аргументы из литературы вместе с авторским сочинением приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– М. Горький, «Старуха Изергиль»

– Э. Асадов, «Моей маме»

С ранних лет нас учат быть благодарными по отношению к тем, кто помогает нам и заботится. Это благородное чувство: потребность ответить на хорошее отношение к себе. Человек, способный испытывать искреннюю благодарность и признательность, не склонен к обладанию таких негативных качеств, как ненависть, зависть и жестокость.

Холодность и равнодушие в ответ на добрый поступок вызывают обиду и разочарование. Когда мы помогаем кому-либо, показываем свое особое расположение, даем совет, то ожидаем ответной реакции. Ведь благодарность человека показывает, что наши старания не напрасны, а полезны и не безразличны получателю.

Благородный человек испытывает чувство благодарности даже при незначительной помощи другого человека. В рассказе Максима Горького «Изергиль» главная героиня старуха Изергиль знакомит нас с легендой о молодом, сильном и смелом юноше Данко.

Когда племя, в котором он жил, изгнали из своих земель в темный непроходимый лес, соплеменники потеряли всякую надежду выбраться живыми. Данко совершил настоящий подвиг: он воодушевил их и повел сквозь лес. Однако путь был очень сложный: люди выбивались из сил, умирали. Озлобившись, они обвинили Данко и хотели убить его. Но парень не испугался и не испытывал никакой злобы по отношению к обвинителям.

Его сердце загорелось ярким огнем решимости спасти всех, чего бы ему это не стоило. Данко разорвал свою грудь и вынул горящее сердце, которое осветило дорогу и помогло людям выбраться к яркому солнцу и свежему воздуху. Добившись своего, парень улыбнулся свободе и упал замертво. Но ни один человек не проявил благодарности Данко и его подвигу, никто даже не заметил его смерти в пылу своей радости. Он очень любил людей и пожертвовал жизнью ради них, но не получил взамен даже доброго слова.

Пройти войну – великий подвиг; отпустить своего ребенка воевать – не меньшее мужество. В стихотворении Эдуарда Асадова «Моей маме» автор выражает благодарность своей матери. «И я за то тебя благодарю, что ты меня сгибаться не учила, что с детских лет не тлею, а горю». Став отцом, поэт понимает, насколько героические сердца у родителей, которые отправили своих детей в дорогу смертельной опасности. Он восхищается своей матерью, которая, несмотря на все тревоги за сына, смогла отвести его «до райкома» и вырастить достойным человеком.

Подводя итог, в течение жизни мы испытываем благодарность по отношению ко многим людям: к кому-то это минутная вспышка, к другим же признательность может длиться всю жизнь. Так или иначе, каждый из нас должен уметь выражать благодарность, потому что таким образом мы поощряем людей за достойные поступки, которые меняют наш мир к лучшему.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема благодарности: аргументы из литературы .” Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Что же такое истинная благодарность и как мы можем выразить ее тем, кому мы больше всего обязаны – близким людям? Ведь, кажется, эти люди всегда рядом, а их помощь – это так обыденно…
Именно этой проблеме – благодарности за простые, незаметные благодеяния – посвящает автор свои рассуждения. Он говорит об этом, рассуждая о собственной жизни, о том, какую колоссальную помощь в студенческие годы оказали ему самые близкие люди – мать и сестры. Автор упоминает и о других людях, которые помогали время от времени и к которым в молодости

Он не чувствовал должной благодарности, не понимая, что им тоже было нелегко.
Автор – великий русский хирург Н. И. Пирогов – уверен, что человек должен осознавать, что никто не обязан делать что-то для него, и надо научиться быть благодарным за все, что сделали для тебя. Благодарным надо быть всем: и тем, кто помог один раз (он и это делать был не обязан), и тем, кто всегда рядом с тобой и жертвует ради тебя привычно и обыденно, – матери, отцу, близким родственникам.
Я, разумеется, согласен с автором текста. Мы часто забываем, что наши близкие – это отдельные люди, со своими проблемами и желаниями. Может быть, мама ребенка хочет в воскресенье подремать перед телевизором, но она встает пораньше и ведет малыша в зоопарк, потому что ему этого хочется. Малыш даже не замечает и не понимает жертвы своей мамы, но, когда вырастет, он должен осознать, что мать ради него не раз поступилась собственными интересами и желаниями. И относиться при этом к родному человеку так, как будто он обязан быть на подхвате и все помогать и помогать при каждом твоем затруднении, – это отвратительная неблагодарность.
Например, в рассказе К. Паустовского “Телеграмма” говорится о девушке, которая, закрутившись по своим – тоже важным, конечно – делам, совсем забыла свою маму. Настя – хорошая, добрая девушка, но она не умеет быть благодарной матери за все, что та сделала для нее. Мать кажется ей некой привычной и даже слегка надоевшей вещью. Почему-то Насте даже в голову не приходит, что мама ее стара и может умереть, так и не услышав от обожаемой дочки, как та ее любит и как она ей благодарна.
К сожалению, не все мы умеем быть благодарными окружающим нас людям за их помощь. В этом отношении мне вспоминается стихотворение в прозе И. С. Тургенева “Пир у Верховного Существа”. Там говорится о том, как на пиру у Верховного Существа впервые в истории встретились две добродетели: Благодетельность и Благодарность. Автор с горькой иронией замечает, что такого не бывало, сколько стоит свет.
Надо учиться замечать все то доброе, что делают тебе окружающие люди, и быть благодарным за это.

(5 оценок, среднее: 2.60 из 5)



Сочинения по темам:

  1. С чего начинается любовь к родной земле, к ее просторам? Много написано об этом. Сразу вспоминаются слова песни на стихи...
  2. Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в...

Почему мы, так часто принимая помощь от близких людей, не благодарим их за это? Что мешает нам выразить им благодарность? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И. Пирогова.

В своём тексте автор поднимает проблему благодарности близким людям. Он рассказывает нам о людях, которые оказали ему в жизни бесценную поддержку. А вот отблагодарить он их не смог по разным обстоятельствам. Что называется, остался должен. Самый священный долг «был долг благодарности моей матери и старшим сёстрам».

Когда он учился после смерти отца, эти три женщины содержали его. «Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, почему нам так трудно быть благодарными.

Позиция автора понятна: мы чувствуем благодарность к близким людям, ощущаем себя в долгу перед ними за их поддержку нас в трудные минуты. Но мы не умеем своевременно благодарить, о чём сожалеем потом всю жизнь. Быть истинно благодарными очень трудно.

Я разделяю точку зрения автора. Очень часто поддержку близких людей, особенно в юные годы, мы воспринимаем, как что-то само собою разумеющееся. И только с годами понимаем, насколько она была для нас бесценна. Мы понимаем, что не всем так везёт с близкими. Некоторые не получают этой поддержки. Когда приходит мудрость, бывает, что благодарить уже некого. Вот и накапливаются долги, от которых тяжело на сердце. В художественной литературе мы часто встречаем примеры как благодарности близким, так и неблагодарности. Попробую привести примеры.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» необъяснимую неблагодарность проявляет дочь Настя к собственной матери, Катерине Петровне. Дочь живёт в Ленинграде и уже три года не навещает мать. Она находит себе различные оправдания: работа, погода, ещё успею. Настя, получив телеграмму, где узнаёт, что Катерина Петровна тяжелобольная, гонит от себя мысли о матери. Но всё, даже статуя Гоголя, напоминают ей о её неправильном отношении к близкому человеку, которая так много дала ей в жизни, которая любит её и ждёт. Настя приедет к матери, но будет уже слишком поздно. Она поймёт, что потеряла единственного близкого и родного человека, но будет уже слишком поздно. Откуда такая неблагодарность к самому близкому человеку, маме? Непонятно. Но с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше. Долг, который уже некому оплатить.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» тёплые, доверительные отношения связывают Наташу Ростову с матерью графиней Ростовой. Когда заболеет Наташа после неудавшейся попытки сбежать с Анатолем Курагиным, мать не будет отходить от неё, делая всё, чтобы помочь дочери оправиться от болезни, снова вернуться к жизни. И это не месяц, не два, а целый год. Когда горе ударит по матери, любимого сына Петю убьют в первом же бою, уже Наташа не отойдёт от матери. Теперь она вместе с матерью переживает это тяжёлое горе для их семьи, она постепенно возвращает графиню, которой не хотелось больше жить, к жизни. Это и есть настоящая благодарность. Отблагодарить за добро добром.

Таким образом, мы видим, как значима и бесценна для нас поддержка близких людей. Как нужна она нам в трудные минуты жизни. Нужно благодарить близких за это. Словом, добром. Нужно обязательно быть благодарными, чтобы не сожалеть о неоплаченных долгах всю жизнь.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры