Биография леонида андреева. Презентация на тему "биография леонида андреева" Презентация на тему биография леонида николаевича андреева

Главная / Развод



Детство. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.


Юношество. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева, «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».






Первые рассказы. В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до В том же году он начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 в «Курьере» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей. Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».




В том же году стал редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.


В 1905 приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.






С 1909 активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением. Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».





Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с биографией Л. Андреева; помочь учащимся увидеть главный объект изображения в творчестве писателя «бездны» человеческой души.
2. Дать представление о евангельских мотивах в русской литературе и в философской прозе писателя.
3. Вызвать у учащихся стремление ответить на «вечные» вопросы человеческого бытия. Определить причины оригинальной трактовки «вечной» темы в повести «Иуда Искариот».
4. Формировать исследовательские и сопоставительные навыки анализа текста.

Методы и приемы: Урок-исследование, включающий сообщения учителя и учащихся.

Форма: Слайдовая презентация. (Приложение )

Подготовительный этап

Учащиеся готовят заранее индивидуальные задания:

Сообщения о жизни и творческой деятельности Л.Андреева.
- Ответы на вопросы к повести «Иуда Искариот»:

  • В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?
  • Как вы понимаете выражение «иудин грех» и что нового внес в осмысление этой темы Л.Андреев?
  • В чем суть конфликта повести и кто такие «другие»?

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. (1 слайд )

Сегодня мы познакомимся с личностью и творчеством писателя, популярность которого в начале 20 века достигала популярности М.Горького; некоторые критики ставили его даже выше и писали, что как 1880-е годы прошли под знаком Чехова и 90-е - под знаком Горького, так 1990-е годы проходят под знаком Леонида Андреева (Р.И.Иванов-Разумник).

Во всем парадоксален. Известен и несчастен.

Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю. (П.Басинский)

Не потому ли Андреев и был полузапрещен в советские годы, что он изображал зло и преступление не как нечто вытекающее из определенного социального строя, но как вневременное, постоянное, присущее вообще людям?

Мы должны быть благодарны писателю, который за нас проделал путь - честного интеллектуального исследования зла - и показал нам «зону», где находиться опасно.

2. Сообщение ученика о жизни Л.Андреева в ранние годы (2 слайд )

Класс делает записи в виде хронологической таблицы.

Рождение, семья, учеба в Орловской гимназии, а затем в петербургском университете, исключение, перевод в Москву. Книги, прочитанные в ранние годы. Литературные подделки «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого». Женитьба, счастливое время, знакомство с М.Горьким и первые произведения. «Среда» - содружество писателей. (3, 4, 5 слайды )

3. Сообщение ученика о расцвете литературной деятельности Л. Андреева (6-7 слайды )

Поездка за границу. Обложки к произведениям Л.Андреева. Жизнь и деятельность Л.Андреева в годы революций. Взгляды, отношение писателя к происходящим событиям. Произведения, написанные в этот период творчества. Неореализм Андреева. (8-9 слайды )

4. Сообщение ученика о ранних рассказах Л.Андреева «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», в которых отразилась творческая манера писателя.

5. Сопоставительный анализ евангельского и андреевского Иуды. (10 слайд )

Слово учителя о задачах второй части урока, сформулированных выше.

6. Сообщение ученика о том, как представлен образ Иуды Новом Завете. (11-12 слайды )

Предатель в абсолюте, лишен положительных человеческих качеств, не вызывает сочувствия. Поступок Иуды страшнее, чем предательство толпы, предает ради денег.

В изобразительном искусстве трактовка образа совпадает с библейской.

7. Слово учителя - постановка проблемы.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся сначала к истории создания повести, воспоминаниям М.Горького, который был свидетелем творческого замысла этого произведения и, конечно, к воспоминаниям самого писателя.

8. Комментарии учителя к слайдам (13, 14, 15 слайды )

Смерть жены, поездка на Капри, общение с Горьким, прочитанное стихотворение Рославлева, натолкнувшее Андреева на создание своей версии всемирно известного сюжета из Библии.

Горький в очерке о Л.Андрееве как раз воспроизводит события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России.

9. Проблемный вопрос.

Почему об этом произведении забыли? Представим, что Иуда - хороший человек? Страшно? Тогда кто мы? (16-17 слайд)

10. Исседование текста.

Каков Иуда у Л.Андреева? Его портрет, характер, противоречия?

Учащиеся находят в тексте доказательства. (18, 19, 20 слайды )

Во внешности Иуды все двойственно: странный череп, “точно разрубленный с затылка”; лицо, одна сторона которого подвижна, с морщинками, другая - плоская и застывшая; разные глаза - один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. “Голос имел переменчивый…то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины”.

11. Слово учителя.

Иуда у Андреева явно отличается от традиционного образа из Нового Завета, почему? Проследим мысли и поступки Иуды у Андреева дальше.

Кого пытается спровоцировать Иуда? (21 слайд ) Пойдут ли люди защищать Иисуса? Проверить любовь людей к нему.

Знакомство с картиной Ге «Тайная Вечеря». (22 слайд ) Краткий комментарий.

Каковы возможные исходы задуманного Иудой? Рассмотрим их. (23 слайд )

Удивительно, как Иуда, казалось бы, обезопасил себя от суда, но вот выбор средства для благородной цели каков? Предательство!

Как поступили ученики? Расскажите о казни Иисуса. Чьими глазами она показана? (24 слайд )

12. Сообщение ученика на тему: «Казнь Иисуса». Вывод в сообщении: Иисус выглядит страдающим, любящим, переживающим сильное потрясение.

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле 1871 году на 2- й Пушкарной улице. Его отец, Николай Иванович, Сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна - из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только - только выбрались из нищеты: землемер - таксатор Андреев получил место в банке, приобрёл дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: « пушкари, проломленные головы « уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом Объяснял твёрдость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урождённая Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством её была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и ещё у неё была страсть к выдумкам: в рассказах её отделить быль от небылицы не мог никто.



Учился в Орловской классической гимназии () и, по собственному указанию в небольшой автобиографии (« Журнал для всех «,), учился скверно, в 7 классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не выше « 4 «, а иногда и « 3 «. Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться « под Чехова «, « под Гаршина «, « под Толстого «. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьёз занимался только ….. Рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то « всё дело ограничилось бесплодным дилетанизмом ». Читал очень много, главным образом беллетристику. « Вгрызался » в Гартмана и Шопенгауэра; последнего изучил очень обстоятельно, делая из него большие извлечения.



Лет с 15 – 16 стал мучиться « проклятыми вопросами » до такой степени, что желая испытать « судьбу », лёг на рельсы. « Судьба » оказалась благосклонна. Паровоз имел на этот раз высоко поднятую топку, и промчавшийся над юношей поезд не причинил ему вреда. В возрасте 17 лет Андреев сделал в своём дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В. В. Бруснянина. Будущий беллетрист обещал себе, что « своими писаниями разрушит и мораль, и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию, и закончит свою жизнь всеразрушением ». В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово « увлечение » не даёт представление о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть он чувствовал тонко и остро, до болезненности. « Как для одних необходимы слова, для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь » записывал Л. Андреев в своём дневнике.


Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему был написан первый рассказ – « о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда возвращали рукопись, смеялись. » Литературный дебют - рассказ « В холоде и золоте » (ж. Звезда, 1892, 16) В 1891 – 92 бывал в Москве проездом. В 1893, исключённый за неуплату из Петербургского университета, перевёлся на юридический факультет Московского университета в котором « материально жилось лучше »: помогали товарищи и комитет ». Но « в других отношениях » он « с большим удовольствием вспоминает Петербургский университет ». При этом он, согласно правилам, обязуется « не принимать участия ни в каких сообществах, как, например землячествах и тому подобных, а равно не вступать даже в дозволенные законом общества, без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства ». Летом 1894 года, на каникулах в Орле, начинается самая тяжёлая и продолжительная из пережитых Андреевым сердечных драм.


« 22 июля 1894 года - это второй день моего рождения » - записал он в своём дневнике; но взаимность была недолгой. Его возлюбленная отвечает отказом на предложение Андреева выйти за него замуж, и вновь он пытается покончить с собой. В 1894 году Андреев « неудачно стрелялся; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, не опасная, но упрямая и надоедливая ». Брат Леонида Андреева вспоминает: « я был мальчишка, но и тогда понимал, чувствовал, какое большое горе, какую большую тоску несёт он в себе ». Была ещё и третья попытка самоубийства. В 1895 в Москву перебралась и его овдовевшая мать с 5 младшими братьями и сёстрами Андреева, начался период нищеты и скитаний по квартирам: август 1895 – Пречистенский бульвар, 25 (дом не сохранился) ; с января 1896 – Малая Никитская улица, 2 ; весна 1896 – Спиридоньевская улица, 2 (дом не сохранился) ; осень 1896 – Малая Никитская улица, полуподвальный этаж д. 20 ; январь Гранатный переулок, 20 кв. 5 ; декабрь 1897 и январь угол Садовой – Кудринской улицы и Малой Никитской улицы, 136/41 (бельэтаж над складским помещением).


Андреев - студент давал уроки, составлял объявления о работе московских музеев для газеты « Русское слово », склонности к политической активности Андреев не проявлял; отношения же с орловским землячеством поддерживал (за что и попал под надзор полиции) : вместе с другими « стариками », приходившими на общие конспиративные собрания, высмеивал « реформистов », изучавших и пропагандировавших Маркса. « Золотое времяпрепровождение », которое противопоставляли политическому самообразованию орловские « старики », с фотографическим сходством описано самим Андреевым в пьесах « Дни нашей жизни » и « Старый студент », - персонажи и события этих произведений почти не домысливались автором. Чтение же, в частности, философское, ещё больше удаляло Андреева от злобы дня. Целые ночи, по свидетельству П. Н. Андреева, брата будущего писателя, просиживал Леонид над сочинениями Ницше, смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату. Попытки попасть в печать всё не удавались; зато удачно шли занятия живописью. Он « рисовал на заказ портреты по 3 и 5 рублей штука. Усовершенствовавшись, стал получать за портрет по 10 и даже по 12 рублей ».


В мае 1897 года Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете; и хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не « кандидата », а « действительного студента », этого было вполне достаточно для начала адвокатской карьеры: вскоре он записался в помощники присяжного поверенного при московском адвокате Я. В. Ливенсоне Московского судебного округа, выступал защитником в суде до 1902 года и относился к этой деятельности весьма серьёзно. « Соприкосновение с печатным станком » состояло поначалу в том, что Андреев поставлял в « Отдел справок » газеты « Русское слово » копеечные материалы в несколько строк: « Палата бояр Романовых открыта по таким – то дням … ». Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортёра в газете « Московский вестник » для написания очерков « Из залы суда ». И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принёс в редакцию свой первый судебный отчёт. « Он был написан хорошим литературным языком, очень живо … Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда – то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа » - вспоминал сотрудник « Московского вестника ». Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале.


Получив признание как талантливый репортёр, буквально через 2 месяца,6 ноября 1897 года, он уже перешёл давать отчёты в только что основанную московскую газету « Курьер ». Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан рассказ « Бергамот и Гараська », который решил судьбу Андреева: на него обратил внимание Максим Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями образовали тесное литературно – аристократическое содружество. Горький помог Андрееву советами и делом и ввёл его в книгоиздательское товарищество « Знание ». Внимание большой публики Андреев обратил на себя в 1901 году рассказом « Жили – были ». За связь с оппозиционным студенчеством Московского университета в январе 1902 года Андреев обязывается полицией дать подписку о невыезде. 10 февраля 1902 года в церкви Николы Явленского состоялось венчание Андреева с А. М. Велигорской.




С января 1903 года стал членом ОЛРС, общества любителей российской словесности при Московском университете. 10 февраля 1905, в годовщину свадьбы, попадает в Таганскую тюрьму за то, что накануне предоставил свою квартиру для нелегального заседания членов ЦК РСДРП. В том же году написал рассказ « Губернатор ». 17 ноября 1905 года писатель уехал в Петербург, а затем в Германию, где от родов умерла его жена, и на Капри к Горькому. В 1907 – 10 годах начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства « Шиповник ». Печатался в « Звезде », « Орловском вестнике », « Московском вестнике », « Курьере », « Журнале для всех », « Нижегородском листке », « Жизни » и т. д. Незадолго до революции вошел в состав редакции газеты « Русская воля », где продолжал сотрудничать и после Февральской революции.


Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьёй на даче в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия). Его последнее произведение незаконченный роман – памфлет « Дневник Сатаны » опубликован в 1921 году. Умер Андреев 12 сентября 1919 ; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде.





В рассказе « Кусака » рассказывается о бездомной собаке без имени. Автор пытается этим рассказом показать нам всю жестокость и плохое отношение к животным и к другим людям. Страх и злоба, безымянная собака; обманная жалость; неожиданность и боль; недоверие и злоба на людей; наступила весна; первое знакомство; ярость и беззвучность; ночной сторож; добрые люди; Кусака; Кусачка подошла к девочке; непримиримая злоба отобрана; гордая и независимая наедине; Кусака играет; Кусака искала и просила ласк, Кусака отяжелела; загорелась осень; Кусака предчувствовала беду; потеха над дурачком Ильюшей; новая штука Кусаки, в комнатах пустота; надвигающийся мрак осенней ночи; вой как острая нота отчаяния; собака выла. 23 микротемы Тип речи – повествование с элементами описания. В этом рассказе предложения связывают союзы.


План: 1) Бездомная и безымянная собака. 2) Обманная жалость. 3) Неожиданность и обида. 4) Недоверие к людям. 5) Наступила весна. 6) Первое знакомство собаки и девушки. 7) Месть собаки людям. 8) « ревнивый сторож ». 9) « добрые люди » 10) Кусака 11) доверие людям во – второй раз 12) непримиримая злоба отобрана 13) гордая и независимая только наедине 14) Кусака играет 15) жизнь Кусаки налаживается 16) загорелась осень



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель литературы МБОУ Видновской СОШ №6 Протасова И.И.

12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев. Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.

В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания.

Второе "открытие" творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника "Рассказов". Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии, "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться "под Чехова", "под Гаршина", "под Толстого".

Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш. Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов - Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста ("Гостинец"), Сашка ("Ангелочек") и другие - жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида...

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись".

Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте" (ж. "Звезда", 1892, № 16).

Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете "Московский вестник" для написания очерков "Из залы суда". И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. "Он был написан хорошим литературным языком, очень живо... Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа"- вспоминал сотрудник "Московского вестника". Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. В тёс же, довольно быстро закрывшемся "вследствие финансового худосочия", Андреев публикует рождественский очерк "Что видела галка" и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку "Оро". Л.Андреев. Художник Серов

Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца, 6 ноября 1897 года, он уже перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету "Курьер". Андреев вскоре начинает печатать в "Курьере" фельетоны, которые подписывает "James Lynch" и "Л.- ев" и рассказы.

Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан "под влиянием Диккенса", которого очень любил, перечитывал "раз десять"; рассказ "Баргамот и Гараська". Он решил судьбу Андреева.: на него обратил внимание Максим Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями - Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным - образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века.

Уже в сентябре в популярном петербургском "Журнале для всех", появляется "Петька на даче". Еще раньше в "Нижегородском листке" печатается "Памятник"; завязываются отношения Андреева с журналом "Жизнь"- его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.

Литературные дебюты Андреева совпали с эпохой огромных успехов Максима Горького, когда публика восторженно стала верить в нарождение новых талантов и жадно раскупала все, что давало какое-нибудь основание предполагать появление свежего дарования. Бросилась она и на небольшую книжку Андреева, которая в короткое время разошлась в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к молодому писателю как к литературному явлению серьезного значения. Уже в этом первом сборнике достаточно определенно обозначились общее направление творчества и литературная манера.

Сюжеты Андреев почти не выдумывал - он просто умел их выделить из происходящего вокруг. Растаявший ангелочек, чиновник по прозвищу Сусли-Мысли у своего окна, ницшеанец Сергей Петрович, загадочное самоубийство дочери священника ("Молчание"), купец Кошеверов и дьякон Сперанский ("Жили-были"),- все это было "на самом деле". Но мог ли говорить в действительности подсмотренный Андреевым "маленький человек" о том, "какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного"? Едва ли, например, герою рассказа "У окна", оберегавшему свой убогий душевный покой даже от книг, могло прийти в голову самоуничижительно-ницшеанское: "Писк один несется от растоптанных, да никто и слышать его не желает. Туда им и дорога!" Однако именно такого рода "тяжелая, мучительная работа" ("Ангелочек") происходила в головах самых заурядных людей под испытующим взглядом Л. Андреева.

В 1907 – 1910 гг. начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник". Л.Андреев. Художник И.Репин.

Повесть "Красный смех " (1904), написанная в разгар русско-японской войны, оказалась самой заметной из подобных его творческих "неудач"; как и некоторые драматические произведения Андреева ("Жизнь человека", "Царь Голод"), она впоследствии дала повод причислить этого писателя к экспрессионистам, которые приблизительно в то же время заявили о себе в Германии. Но в данном случае сходство было только стилевое; "вопли нужды", возведенные немецкими художниками в ранг эстетической программы, для Андреева не были самоцелью. Он был глубже них,- он просто не находил обычных слов, когда писал о том, что "земля сошла с ума": похожая на голову, "с которой содрали кожу", с мозгом, красным "как кровавая каша", она кричит и смеется; "это красный смех".

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921 году.

«…Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть". Блок А.А. «Памяти Леонида Андреева».

В 1956 г. его останки были перезахоронены в г. Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме на Пушкарной улице в Орле открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя. Дом, сохранившийся до наших дней почти в своем первозданном виде, помогает понять, как из маленького «пушкаря» Леонид Андреев стал одним из самых популярных писателей начала XX века.

К сожалению, в экспозиции музея сохранилось мало подлинников. Но самый красивый экспонат-рояль семьи Андреевых, после многих приключений был возвращен в дом.

Бюст русского писателя Л.Н. Андреева у здания юридического факультета Орловского Государственного университета

ТОЛСТОЙ И ЛЕОНИД АНДРЕЕВ Фотография В. Ф. Булгакова, 22 апреля 1910 г., Ясная Поляна Институт русской литературы АН СССР, Ленинград

Рассказы «Ангелочек» (1899) «Баргамот и Гараська» (1898) «Бездна» (1901, стал основой одноименной оперы В.Ребикова, 1907) «Бен-Товит» (1905) «Большой шлем» (1899) «В подвале» (1901) «В тёмную даль» (1900) «Герман и Марта» (1914) «Город» (1902) «Губернатор» (1905) «Два письма» (1916) «Елеазар» (1907) «Жертва» (1916) «Жили-были» (1901) «Земля» (1913) «Иван Иванович» (1908) «Из жизни штабс-капитана Каблукова» (1898) «Из рассказа, который никогда не будет окончен» (1907) «Иностранец» (1901) «Красный смех» (1904) «Кусака» (1901) «Марсельеза» (1905) «Мельком» (1899) «Мои записки» (1908) «Молчание» (1900) «Мысль» (1902) «Нет прощения» (1904) «Он» (1913) «Ослы» (1915) «Петька на даче» (1899) «Полёт» (1913) «Правила добра» (1911) «Предстояла кража» (1902) «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы» (1910) «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) «Рассказ о семи повешенных» (1909) «Случай» (1901) «Стена» (1901) «Так было» (1906) «Тьма» (1907) «У окна» (1899) Пьесы «Анатэма» (1909) «Анфиса» (1910) «Дни нашей жизни» (1909) «Жизнь человека» (1907) «К звёздам» (1906) «Савва» (1907) «Царь Голод» (1908) «Gaudeamus» (1910) Романы и повести «Дневник Сатаны» (1919) - не окончен «Жизнь Василия Фивейского» (1903) «Иго войны» (1916) «Иуда Искариот» (1907) «Сашка Жегулёв» (1911)


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила Глущенко Е. Л. Учитель русского языка И литературы

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году. Детство Леонид помнил "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91)

В гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.

Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте" ж. "Звезда", 1892, № 16.

Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание" .

Написать сочинение – рассуждение на понравившуюся вам тему: 1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»? 2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака». Подобрать синонимы к словам ДОБРО и ЗЛО из текста, оформив их красочно на альбомном листе. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ww.biologes.ru Сайт учителя биологии Андреевой Н. Б.

На сайте размещены теоретические материалы, проверочные работы, высказывания и цитаты ученых, а также многое другое, что может помочь учителю биологии при подготовке к урокам. Буду рада любым замечани...

Христианские мотивы в рассказе Л.Андреева "БЕН-ТОВИТ"

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева. 2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя. 3.П...

Персональная запись Андреевой Елены (руководитель - Глухова Светлана Анатольевна) на Международной детской Доске почёта

Воспитанница МБОУ ДОД "Янтиковская детская школа искусств" - Андреева Елена (руководитель Глухова Светлана Анатольевна) за свои победы на конкурсах разного уровня решением кол...

Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"

При анализе текста рассказа создаётся схема - образ, позволяющий выйти на творческое задание: создание образа "Мир, который меня окружает"...

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры