Большой театр марко спада. Метод коппелиуса и комплекс коппелии

Главная / Развод

Балетная труппа представляет постановку . Знаменитый хореограф Пьер Лакотт впервые поставил этот балет в начале 80 годов, взяв за основу спектакль середины 19 века. И вот теперь балет увидит и столичная публика. В главных партиях - ведущие солисты Большого, в главной роли - знаменитый танцовщик Дэвид Холберг, первый в истории Большого театра американец, ставший солистом. Корреспондент Ольга Подолян одной из первых увидела постановку.

История создания балета "Марко Спада" окружена густой пеной мифов и легенд и, кажется, заслуживает отдельной постановки. В середине 19 века на сцене Парижской оперы кипели театральные страсти. Две примы развернули в театре настоящую войну - с остервенением боролись за главные партии, и император Наполеон Третий - инициатор постановки - решил свести соперниц в одном балете, лицом к лицу. Идеальный сюжет нашелся в опере "Марко Спада"; оперное либретто немедленно переделали в балет. Примы удостоились равных бурных оваций, и в историю мирового балета эта постановка вошла как "дуэль крыльев и стоп".

В Парижской опере ее показали почти 30 раз, затем одна из прим уехала в Петербург, замену ей не нашли, балетные баталии закончились, и о "Марко Спада" на долгие годы забыли. Только в начале 80 годов Пьер Лакотт, которого называют "балетным археологом", вспомнил о постановке. "Хореографический антиквар" (так тоже называют Лакотта) представил новую версию забытого балета с собственными костюмами и декорациями.

"Никаких документов об этом балете не осталось, кроме изумительной партитуры Обера, которая меня соблазнила. И в свое время Римская опера обратилась ко мне с просьбой восстановить этот балет, который был создан на пять исключительных артистов. И мне очень повезло с исполнителями главных партий. Я ставил не только хореографию, но создавал и костюмы, и декорации. Это, кончено, была авантюра, но авантюра замечательная".

Для главного театра страны Лакотт сделал эксклюзивную редакцию балета, права на которую решил передать Большому. Худрук балетной труппы Сергей Филин подчеркивает: далеко не каждая мировая труппа может похвастаться полнометражным трехактным классическим балетом, который требует виртуозной техники и актерского мастерства.

"Сегодня можно сказать, что на исторической сцене Большого театра появляется еще один великолепный, классический балет в самых лучших традициях классического танца. И это - полнометражный трехактный спектакль, который полон танцами, в котором есть пять крупных ролей".

В 80 годах балет ставился на Рудольфа Нуриева. Именно он блистал в главной партии - разбойника Марко Спада. На премьере в Москве в этой роли - Дэвид Холберг , первый в истории Большого театра американец, ставший солистом. Премьер с радостью говорит: наконец-то ему предложили не роль принца.

"Это сложная роль для меня, обычно считается, что я подхожу на роли принцев, и здесь я перехожу границы, привычные для себя. Конечно, готовясь к роли, я смотрел, как эту роль исполнял Нуриев. Но Нуриев - это Нуриев. И было бы большой ошибкой копировать его. Я хотел сделать своего Марко Спада".

В главных ролях - молодые звезды Большого. Партию Анжелы исполняет Евгения Образцова . Балерина признается: самое сложное - это, кончено, техника, особая, лакоттовская.

"Мы должны уделять особое внимание чистоте танца, чистоте исполнения, виртуозности. Конечно, сложность еще заключается в темпе - мы должны все успеть, и при этом мы должны донести до зрителя суть своих персонажей".

По словам исполнителей, тот факт, что в той, ставшей легендарной постановке главные партии исполняли выдающиеся артисты балета, усложняет их работу над и без того сверхсложным рисунком танца. И это касается не только Холберга - исполнителя партии, которую танцевал Нуриев. Роль Анжелы будет оценивать сама Гелен Тесмар, выдающаяся балерина, супруга Пьера Лакотта, которая блистала в этой партии.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

11.10.2019, 10:08

Очередная попытка Зеленского понравиться народу

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Это была очередная попытка понравиться народу. Зеленскому кто-то сказал, что с народом надо общаться. Кстати, правильно сказали, потому что ему надо каким-то образом поддерживать свой рейтинг. Это единственное, что у него есть. Очевидно, сказали ему и о том, что общаться надо креативно».

Большой готов к очередной премьере сезона. Сегодня на исторической сцене главного театра страны станцуют историю благородного разбойника - балет «Марко Спада» на музыку Даниэля Обера. Постановщиком стал всемирно известный французский хореограф и реставратор забытых шедевров в области балетного искусства Пьер Лакотт. В новой редакции балета либретто и музыка остались прежними, а вот количество танцев увеличилось. На генеральной репетиции спектакля побывали корреспонденты .

Комедийно-романтичную историю разбойника Марко Спада Пьер Лакотт ставил на сценах Рима, Парижа, Монте-Карло. Теперь балет в афише Большого. В Парижской опере, партия была сделана специально на Рудольфа Нуриева. Здесь премьеру танцует Дэвид Холберг. Даже по меркам Большого, балет масштабен. Его репетируют четыре состава исполнителей.

Сергей Филин, вернувшись в театр после долгого лечения, сразу включился в репетиционный процесс. Худрук. сам когда-то танцевал в балете Лакотта «Дочь Фараона». Знает чего стоят его балеты. Настоящее испытание для артистов.

«Это очень трудная мелкая техника, очень много воздушных трюков, - поясняет Сергей Филин. - У мужчин и у женщин сложные партии. Много вариаций».

Вслед за «Дочерью фараона» Лакотт снова сделал роскошный спектакль. Сам хореограф, впервые за много дней, не в репетиционном, а в зрительном зале. Постановку «Марко Спада» считает прекрасной авантюрой, он делал не только хореографию, но и эскизы костюмов и декораций.

«Мне кажется, этот спектакль создан специально для этой труппы, которую я очень люблю, - говорит Пьер Лакотт. - Я добавил несколько танцев, новое па-де-де и новые вариации для главных героев. У Маркизы появились четыре подруги, а у Марко Спада - два друга».

С балетной труппой на сцене ученики московской академии хореографии и тридцать артистов миманса. Здесь не только много массовых сцен, но и пантомимы, за которой с улыбкой наблюдают даже главные исполнители.

«Смотрим на смешную пантомиму, перед глазами Нуриев, интересно, как наши ребята с этим справятся», - говорит прима-балерина балетной труппы Большого театра Ольга Смирнова.

Ольга Смирнова совсем недавно была Татьяной в балете Джона Кренко «Онегин», теперь партия маркизы Сампьетри. Минимум драматизма, максимум аристократизма.

Дэвид Холберг балеты Лакотта никогда не танцевал. Здесь пришлось не только примерить на себя плащ разбойника, но и освоить воровские повадки. Ведь его герой - грабитель.

«Для меня это был вызов, - признается Дэвид Холберг. - Надо было не только освоить мелкую технику танца, где весь акцент на стопы, но и передать характер, а он очень не простой: с одной стороны - аристократ, с другой - грабитель».

На идею «Марко Спада» работали все цеха. Пять смен декораций: пышные вуали, прозрачные тюли, горящие свечи, мраморные колонны, дворцы. Евгения Образцова в партии Анжелики - дочери Марко Спада.

Первоначально Пьер Лакотт сделал эту партию на свою жену, Гэлен Десмар, балерину, тонко чувствующую романтический стиль. Она специально приехала в Москву, чтобы увидеть, как примы Большого будут исполнять партию, в которой когда-то блистала. В которой нужен не только танцевальный, но и актерский дар перевоплощения.

«Героиня в начале аристократична, а в третьем акте видим ее разбойницей - резкая смена характера», - отмечает прима-балерина Большого театра Евгения Образцова.

В афише Большого уже есть один балет про разбойников - «Корсар». Но конкурентами с «Марко Спада» они вряд ли станут. Слишком разные сюжеты и сами герои. Им придется мирно ужиться на одной сцене - к тому же, Пьер Лакотт подписал эксклюзивный договор с театром, по которому «Марко Спада» будет идти только в Большом.

Новости культуры

МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости, Елена Чишковская. Премьера балета "Марко Спада" знаменитого французского хореографа Пьера Лакотта состоится на исторической сцене Большого театра в пятницу. Перед генеральной репетицией накануне худрук балета ГАБТа Сергей Филин, создатель спектакля и исполнители главных партий рассказали журналистам о том, что ждет зрителей.

По словам Филина, он давно мечтал увидеть балет "Марко Спада" на исторической сцене Большого. "Я счастлив, что это произошло, потому что у нас появляется еще один роскошный балет в самых лучших традициях классического танца. Это полнометражный трехактный спектакль с ярким сюжетом и пятью крупными партиями", — сказал худрук.

Он добавил, что в спектакле занят почти весь коллектив балета Большого театра, а также ученики Московской академии хореографии и более 30 артистов мимического ансамбля. Он отметил, что технически этот балет невероятно сложен, но артисты успешно справляются с поставленными задачами.

"Марко Спада" — из XIX века в XXI

Сам постановщик, известный во всем мире как автор реконструкций классических балетов, рассказал, что история "Марко Спада" восходит к 1857 году. Именно тогда Жозеф Мазилье поставил этот балет в Парижской опере с участием пяти выдающихся артистов того времени. "Никаких документов об этом спектакле не осталось, кроме изумительной партитуры Даниэля Обера, которая во многих смыслах меня соблазнила, — поведал хореограф. — В 1981 году Римская опера обратилась ко мне с идеей восстановить этот балет, созданный в свое время для пяти исключительных артистов. В моей постановке эта черта сохранилась: заглавную партию исполнял Рудольф Нуреев, партию Анжелы танцевала Гилен Тесмар".

В этом спектакле Лакотт создал не только хореографию, но и великолепные декорации и костюмы, которые также были воссозданы в мастерских Большого театра. Хореограф отметил, что балет оказался очень органичен для российской труппы. "Мне кажется, что этот спектакль будто бы специально создан для Большого театра, — признался Лакотт. — И теперь этот спектакль будет принадлежать ему — я подписал эксклюзивный договор, что балет будет идти только на этой сцене".

Холберг VS Нуреев

Главные партии в балете "Марко Спада" исполнят лучшие танцовщики и балерины Большого театра. В первом составе на сцену выйдут Дэвид Холберг, Евгения Образцова, Ольга Смирнова, Семен Чудин, Игорь Цвирко.

По словам самих исполнителей, тот факт, что в прежних постановках партии исполняли легендарные солисты, усложнял работу над и без того сложнейшим хореографическим текстом. Роль Анжелы была поставлена для Гилен Тесмар — выдающейся балерины, супруги и музы Лакотта, рассказала Образцова. "У нее очень яркая индивидуальность, и поэтому все то, что было поставлено для нее, отличается особым шармом и изыском. В том числе и эта роль, в которой героиня предстает и в образе аристократки, и в образе дерзкой разбойницы. Здесь очень важно было раскрыться как технически, так и актерски", — сказала Образцова.

Дэвиду Холбергу придется конкурировать с Рудольфом Нуреевым, чье исполнение партии Марко Спада сохранилось в записи. Холберг признался, что, конечно же, видел эту запись, однако копировать знаменитого танцовщика не будет.

"Зная и видя, как он делает эту роль, я попытаюсь сделать своего героя. В целом же эта роль — своеобразный вызов. Люди привыкли видеть меня в роли принцев, а здесь я перехожу привычные для себя границы. И мне это очень нравится, что есть возможность сделать такую интересную, полную жизни, совершенно неожиданную для меня роль", — отметил Холберг.

Премьерные спектакли балета "Марко Спада" пройдут на исторической сцене Большого театра с 8 по 10 и с 12 по 16 ноября.


Даниэль Франсуа Эспри Обер

Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерческой карьере, посвятил себя музыке. Его первый, опыт театральной музыки — комическая опера «Юлия» (1811), одобренная Керубини (под его руководством Обер впоследствии занимался композицией).

Первые поставленные комические оперы Обера — «Военные на привале» (1813) и «Завещание» (1819) — не получили признания. Известность принесла ему комическая опера «Пастушка — владелица замка» (1820). С 20-х началось многолетнее плодотворное сотрудничество Обера с драматургом Скрибом — автором либретто большинства его опер (первые из них «Лейчестер» и «Снег»).

В начале творческого пути Обер испытал влияние Россини и Буальдьё, но комическая опера «Каменщик» (1825) уже свидетельствует о его творческой самостоятельности и самобытности. В 1828 с триумфальным успехом была поставлена опера «Немая из Портичи» («Фенелла», либретто Скриба и Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 Обер был директором Парижской консерватории, с 1857 — также придворным композитором.

Обер наряду с Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера «Немая из Портичи». Её сюжет — восстание неаполитанских рыбаков в 1647 года против испанских поработителей — соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 года во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революционные выступления (патриотическая манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства). В России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты» (1857).

Это — первая большая опера на реально-исторический сюжет, действующие лица которой не античные герои, а простые люди. Обер трактует героическую тему через ритмо-интонации народных песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой французской революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисленные хоры, массовые жанровые и героические сцены (на рынке, восстание), мелодраматические ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными оркестровыми эпизодами, сопровождающими сценическую игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера «Немая из Портичи» оказала воздействие на дальнейшее развитие народно-героической и романтической оперы.



Обер — крупнейший представитель французской комической оперы. Его опера «Фра-Дьяволо» (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисленных комических опер выделяются: «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841). Обер опирался на традиции мастеров французской комической оперы 18 века: Филидора, Монсиньи, Гретри, а также своего старшего современника Буальдьё, многое он почерпнул в искусстве Россини.

В содружестве со Скрибом Обер создал новый тип комического оперного жанра, для которого характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями.

Музыка Обера остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации французской бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодической свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. Обер применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, которые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены . Творческая плодовитость сочеталась у Обера с даром разнообразия и новизны.

Знаток старинной хореографии Пьер Лакотт подготовил новую версию своего балета "Марко Спада" — вольную стилизацию забытого спектакля XIX века с собственными декорациями и костюмами.

Впервые Лакотт поставил "Марко Спаду" в 1982 в Римской опере, к 200-летию композитора Обера. Главную роль - бандита Марко Спады в том спектакле исполнял Рудольф Нуреев, уже переваливший пик формы и славы; его сценической дочерью была жена и муза Лакотта — балерина Гилен Тесмар, влюбленного в нее князя Федеричи танцевал красавец Микаэль Денар.


Балетная легенда гласит, что инициатором рождения исторического балета был Наполеон III. В середине XIX века в Парижской опере соперничали две ученицы великого педагога Карло Блазиса — Амалия Феррарис и Каролина Розати. Императору пришло в голову свести соперниц лицом к лицу в одном балете. Подходящий сюжет предоставила опера Обера "Марко Спада" — о неуловимом итальянском разбойнике, грабящем духовенство и аристократов. Эжен Скриб, автор оперного либретто, немедленно переделал его в балет, балетную партитуру составили хиты из разных опер Обера, за хореографию взялся главный балетмейстер Парижской оперы Жозеф Мазилье. Опытнейшему хоре ографу пришлось проявить незаурядный дипломатический дар: балерин он свел только в одной мизансцене, каждой придумал наиболее выигрышные для нее па и с аптекарской точностью разделил вариации. Все время репетиций соперницы ревниво следили за постановкой, закатывая истерики по любому поводу: нежная Феррарис рыдала, решительная Розати едва не сбежала в Лондон накануне премьеры.

Впрочем, закончилось все благополучно: обе получили восторженные отзывы. Кажется, победила все же Амалия — дифирамбы ее воздушному танцу были поэтичнее и обильнее, чем похвалы партерной технике Карлотты и ее драматическому дару. В историю балета эта премьера вошла как "дуэль крыльев и стоп, духа и плоти, бестелесности эльфа и пламени вакханки" (эстетическую формулу состязания антагонисток вывел критик Сен-Виктор). С 1857-го по 1859-й "Марко Спада" прошел 27 раз, что свидетельствует о его неоспоримом успехе. А потом Карлотта Розати укатила в далекий Санкт-Петербург, где стала любовницей директора Императорских театров и протежировала Мариусу Петипа — именно для нее он поставил "Дочь фараона", свой первый полнометражный балет. В Парижской опере замены Розати не нашлось, и "Марко Спада" сошел со сцены, не оставив для потомков ничего, кроме памяти о новаторских двухуровневых декорациях, жарких балеринских баталиях, да обильного на события либретто.

Коммерсантъ



В репертуаре Большого театра появился балет «Марко Спада» — попытка реконструкции старинного балета о разбойнике, которому в XVIII веке приходится трудно: он любит и доходное ремесло, и приемную дочь, безвинно страдающую от профессии отца. Романтическая мелодрама с роскошными костюмами и эффектными танцами — от классики до бандитских плясок — был поставлен по мотивам спектакля 1857 года Пьером Лакоттом специально для Рудольфа Нуреева. Московская версия будет отличаться от той постановки в Римской опере:

Лакотт постарался учесть масштаб сцены и размер труппы, ввел новых персонажей, расширил кордебалетные сцены и придумал много новой хореографии.

Большой получает эксклюзивные права на «Марко Спада» на пять лет.



8 ноября 2013

Daniel Auber

Марко Спада

Балет в трех действиях

Хореограф-постановщик — Пьер Лакотт

Сценография и костюмы — Пьер Лакотт

Дирижер-постановщик - Алексей Богорад



Марко Спада, бандит

Дэвид Холберг


Анжела, его дочь

Евгения Образцова


Маркиза Сампьетри, дочь губернатора

Ольга Смирнова


Князь Федеричи, жених маркизы, влюбленный в Анжелу

Семен Чудин


Пепинелли, капитан драгунов, влюбленный в маркизу

Игорь Цвирко


Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III
Картина 1

Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2

В окружении подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела — не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.



10.03.2013. Санкт-Петербург, Мариинский театр.
Гала-концерт звёзд мирового балета.
Музыка - Даниэль Обер . Хореография - Виктор Гзовский

Премьера "Марко Спада" в Большом театре - одно из главных событий сезона. Француз Пьер Лакотт когда-то ставил этот балет для Рудольфа Нуреева, а теперь создал новую его версию

Великий французский хореограф Пьер Лакотт вместе с балериной и педагогом Гилен Тесмар в эти выходные встретились с публикой и представили документальный фильм "Жизнь в балете". Эту картину, снятую французским режиссером Марлен Ионеско, в субботу показали в международном пресс-центре РИА Новости - на следующий день после премьеры балета "Марко Спада" в Большом театре. После фильма, в котором показаны самые яркие события из жизни французского хореографа и его жены и музы Гилен Тесмар, они оба ответили на вопросы зрителей. Мы записали все самое интересное.

О России
Россия в моем сердце всегда и навсегда. Это страна, которую я люблю и где хорошо себя чувствую. Я восхищаюсь русской энергией, интеллектуальностью, русскими композиторами, танцовщиками и просто людьми. Это страна, в которой есть душа. Глубокая страна. Она дает настоящие эмоции, несмотря на те трудности, с которыми ты здесь сталкиваешься. Россия становится словно наркотиком - ты уже не можешь без нее. Я работал здесь очень много и хочу работать еще.

О балете "Марко Спада"
Премьера - это всегда нечто особенное. И страх, и радость. "Марко Спада" - балет, который я особенно люблю. Это первый балет, который я полностью создал сам (от хореографии до костюмов и декораций) для Римской оперы. В нем танцевали Рудольф Нуреев и Гилен Тесмар.

Его нельзя было не сделать хорошо. Я полностью отдался постановке: совсем не спал, рисовал ночами, слушал красивую музыку Обера - ввязался в авантюру и пошел вперед с закрытыми глазами , а раскрыл их только в день премьеры.

Вчера я поступил примерно так же. Я был очень счастлив, что "Марко Спада" появился в Большом театре, с участием молодых артистов, которые полны таланта. С ними было чудесно работать. Хотя им, конечно, всегда было очень трудно со мной - я человек очень требовательный. Но когда я протягиваю им руку, они знают, что делаю я это с любовью.

Макет к спектаклю был потерян, но не мной, а скорее Римской оперой. Я ужасно беспокоился: в свои годы я уже не мог делать костюмов, у меня просто дрожат руки. А чтобы создать эти декорации, нужно было проделать колоссальный объем работы. Тогда мне в голову пришла идея сфотографировать тот фильм, который был снят в Римской опере, вырезать в нем каждый план и на основе этого воссоздать декорации. Благодаря таланту тех людей, которые работают в Большом театре, нам это удалось.

"Марко Спада" - это очень интересная, двойная роль. С одной стороны, это разбойник и бандит, с другой - аристократ, или человек, который, по крайней мере, мечтает быть им. Перед самой смертью, для того, чтобы его дочь Анжела могла выйти замуж за того, кого она любит, Марко Спада обманывает, заставляет всех поверить в то, что он не ее отец.

О величайших балеринах человечества

Во-первых, я видел далеко не всех. У меня подлинная страсть к Марии Тальони, потому что исторически она как наша Мадонна. После этого были еще великие балерины Фанни Эльслер, Черито, которые приезжали в Россию. Это период, о котором я слышал от моих педагогов - Карлотты Замбелли, Любови Егоровой.

Лейла Шихлинская. Она жила неподалеку от меня, и я встречался с ней практически каждый день. Такая была живая, умная женщина, а какие у нее проникновенные глаза!

Ольга Спесивцева. Мы встретились с ней один раз, когда были с Гилен в Америке, и провели вместе целый день. Спесивцева по-прежнему была красавицей. Однажды я говорил ей о замечательном педагоге Гюставе Рико и она мне сказала: "Он же был моим партнером в Парижской опере! Вы слишком молоды, вы, конечно, не можете помнить тот балет, который я обожала и в котором я танцевала, - "Праздничный вечер" в хореографии Лео Стаатса ." Но я ответил ей, что знаю. И музыку, и хореографию. Я напел ей мелодии из той вариации и показал несколько движений. Она обняла меня и сказала: "Это невероятно! Мы только пять минут назад познакомились, а теперь мы уже так близки, так близки, как в семье!"

О Сергее Филине

Сергей очень меня впечатлил, с первого дня. Глаза его смотрели с таким желанием - он еще не знал, будет роль или нет. Я устраивал просмотр, ходил по классам и хотел, чтобы Сергей попробовал сделать так называемые petit pas в аллегро. Сейчас, может быть, эти маленькие движения немного исчезают, но не полностью - есть балеты Баланчина, например, где по-прежнему нужно делать эти крохотные шаги.

Мы начали пробовать. Чем больше я смотрел на него, тем больше понимал, что именно Сергей должен танцевать премьеру. Когда я на что-то решаюсь, то задолго начинаю думать об этом. Я всегда исхожу из той логики, что важно для самого произведения. В се остальное - зависть и прочие моменты - я оставляю.

Сергей Филин для меня - это подлинное открытие, и каждый раз, когда я смотрю "Ночь фараона" в записи, то восхищаюсь его динамикой, чудесной энергией и всем тем, что он показывает в этом образе.

Сейчас я счастлив с ним встретиться вновь. Он очень много страдал и пережил, все это ("кислотная атака" - прим. ред.) очень несправедливо, но в нем есть такая щедрость, что он сам все простит и возвысится над любыми трудностями.

Именно Сергею пришла в голову идея пригласить меня поставить балет "Марко Спада". Когда я звонил ему в госпиталь, он говорил: "Пьер, я очень надеюсь, что сам смогу это увидеть." Это было так ужасно слышать. Но сейчас он здесь, и, я надеюсь, у него все будет хорошо.

*Сергей Филин исполнил партию Таора в балете "Дочь Фараона" Ц. Пуни в постановке Пьера Лакотта по Мариусу Петипа, став первым ее исполнителем в ГАБТе. Премьера состоялась в 2000 году. - прим. ред.

О балете, который мечтает поставить

В моем воображении, конечно, такой балет есть, но он еще не сделан. Я хочу рассказать историю про женщину, которая благодаря своей страсти становится каким-то уникальным существом. Есть простая женщина, у нее нет никаких амбиций, она совершенно не знает, к чему предназначена. Но потом испытывает шок, который заставляет ее стать сильной, защищать себя, идеалы своей жизни. В конце концов она начинает танцевать лучше всех на свете. Пока, конечно, эта история очень абстрактная.

О друзьях и воспоминаниях

Я хочу описать в книге не всю свою жизнь, но ряд воспоминаний. Истории встреч. Их преподносит судьба - она вдруг сталкивает вас с людьми, которыми вы восхищаетесь, которых любите. Сами вы, возможно, никогда бы с ними и не осмелились встретиться, но случай позволяет вам это сделать. И они становятся вам друзьями. Это просто чудо.

В моей жизни был шанс с подружиться с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром, Жаном Ануем. И еще была встреча невероятная, с актрисой, которой я действительно восхищался. Я говорю о Вивьен Ли, которая была, наверное, самой замечательной Скарлетт О"Хара. Я часто смотрел, как она играла в театре в Лондоне, мы очень подружились.

О Рудольфе Нурееве

Когда я ставил "Марко Спада", Рудольф уже болел. Это правда. Однажды он подошел ко мне и произнес: я должен сказать тебе кое-что, что еще никому не говорил. Я думал, что он, наверное, сейчас поведает мне о своей болезни. Я посмотрел ему в глаза и спросил: "Рудольф, думаешь, правда нужно? Я тронут, но не будешь ли ты потом жалеть?" Он расхохотался и сказал: "Наверное, ты прав." Это была тайна, но я все знал.

Рудольф Нуреев так хотел танцевать "Марко Спада". Сначала я хотел поставить этот балет для Энтони Доуэлла и Гилен Тесмар, и Римская опера уже это подтвердила. Нуреев тогда танцевал в Нью-Йорке вместе с Гилен в моей вариации "Зильфиды". Однажды вечером он подошел ко мне и сказал: "Хочу пригласить тебя в маленький индийский ресторанчик". Мы пошли туда, у него было прекрасное настроение, и он спросил меня, что я собираюсь делать дальше. Я ответил, что ставлю "Марко Спада" в Римской опере. Нуреев спросил, что это за балет, и я все ему рассказал.

Великолепный балет в трех актах, прекрасная музыка Обера... Потом я обрисовал Рудольфу сюжет и увидел, как у него раскрылись глаза. В какой-то момент Нуреев впал едва ли не в гнев:

Это же для меня роль! Для меня! Почему ты меня не просишь станцевать ее?

Она и правда для тебя. Но тебя никогда нет на месте. Сегодня ты в Лондоне, завтра в Австралии. Как я могу ставить новый балет для того, кого никогда нет?

А если я тебе пообещаю, что там буду? Целый месяц буду с тобой, даже полтора месяца, если хочешь.

Тогда другое дело. Но я хочу быть уверен.

Мы были в ресторане, и на столе лежала бумажка. Рудольф Нуреев написал на ней: "Я обещаю быть с Пьером Лакоттом в течение месяца, чтобы работать над балетом "Марко Спада". Я сказал: "Ладно. Позвоним в Римскую оперу."

Балет "Марко Спада" в постановке Пьера Лакотта можно увидеть в Большом театре с 8 по 16 ноября.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры