Братья гримм заяц и еж основная мысль. Энциклопедия сказочных героев: "Заяц и еж"
Сюжет
Ёж и Заяц жили по соседству, как-то раз Ёж вышел прогуляться вокруг своего поля с брюквой, а Заяц вокруг своего, с капустой. Ёж поздоровался с Зайцем, однако Заяц с насмешкой отнесся к нему и высмеял короткие и кривые ноги Ежа, после чего оскорблённый Ёж заключил с зайцем пари на золотой луидор и бутылку вина, что он обгонит его. Они договорились встретиться через полчаса на краю поля. Ёж вернулся домой и велел своей жене идти вместе с ним и встать по другую сторону поля, а когда та увидит бегущего зайца - кричать: «А я уже здесь!» Сам Ёж дошел до другого края поля и встретился с Зайцем. И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать и помчался, как вихрь, вниз по полю. А ёж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно. Когда Заяц добежал по конца поля, то Ежиха крикнула ему: «А я уже здесь!» Сперва заяц заподозрил что-то неладное и решил еще раз бежать, однако на другом конце поля его уже ждал Ёж. И так Заяц бегал 74 раза, пока не упал насмерть. А Ёж взял свой золотой луидор и бутылку вина и, забрав жену, спокойно пошел домой.
Анализ сказки
Главные персонажи - это животные, которые наделены антропоморфными качествами. Ежи являются довольно распространенным животным в Германии, которые покрывает, в основном, лес. В течение своей жизни ежи образуют устойчивые пары и являются моногамными животными. В данной сказке они олицетворяют «правильную» немецкую семью, в которой хозяин умный, и даже хитрый человек, который может постоять за себя и свою честь, а жена будет его твердой опорой. Противоположное представление сложилось о зайце, для католической Германии это символ Пасхи и связанных с этим празднеств, который собирает яйца, а затем прячет от детей , в сказке его представляют как довольно знатного и поэтому надменного господина. Понятие справедливости у немцев имеет социальный характер, поэтому победа Ёжа в этом споре справедлива, ведь он, простой семьянин, смог поставить на место знатного господина, который был груб с ним.
Экранизации и постановки
- Заяц и ёж (1963) - вольная мультипликационная экранизация, СССР, Киевнаучфильм .
- Сказка экранизировалась в мультсериалах «Сказки братьев Гримм » и «Симсала Гримм ».
- Заяц и ёж - мелодрама для чтеца с оркестром композитора
Братья Гримм сказка "Заяц и еж"
Главные герои сказки "Заяц и еж" и их характеристики
- Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
- Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
- Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.
- Теплое летнее утро
- Прогулка по полю
- Спор Зайца и Ежа
- Еж ведет Ежиху
- Бег по борозде
- Выигранный спор.
- Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
- Он встретил Зайца и поссорился с ним.
- Они решили на спор бежать взапуски
- Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
- Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
- Еж выиграл спор.
С другими людьми следует быть вежливыми и никогда не смеяться над их недостатками.
Чему учит сказка "Заяц и еж"
Эта сказка учит относится друг к другу с уважением, учит брать жену из той же среды, что и муж, учит находчивости и умению принимать неожиданные решения. Учит тому, что от хвастовства и самоуверенности бывает больше вреда, чем пользы.
Отзыв на сказку "Заяц и еж"
Очень красивая сказка, в которой умный Еж проучил самоуверенного нахального Зайца. Мне понравилось, что в этой сказке побеждают не длинные ноги, а смекалка, находчивость. Я с удовольствием прочитала эту сказку и рекомендую ее вам.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заяц и еж"
В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: "Я уже тут".
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.
Пословица к сказке "Заяц и еж"
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Заяц и еж"
Этой сказке вы, пожалуй, не поверите. Однако мой дедушка, рассказывая её, всегда говорил:
– Не всё в сказке выдумка. Есть в ней и правда. А то зачем бы стали люди её рассказывать?
Начиналась эта сказка так…
Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.
Пел он свою песенку, пел и вдруг решил:
“Пойду-ка я в поле, на брюкву посмотрю. Пока, – думает, – моя жена-ежиха детей моет да одевает, я успею и в поле побывать, и домой вернуться”.
Пошёл ёж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шёл в поле – на свою капусту поглядеть.
Увидел ёж зайца, поклонился ему и говорит приветливо:
– Здравствуйте, уважаемый заяц. Как вы поживаете?
А заяц был очень важный и гордый. Вместо того чтобы вежливо поздороваться с ёжиком, он только головой кивнул и сказал грубо:
– Что это ты, ёж, в такую рань по полю рыщешь?
– Я погулять вышел, – говорит ёж.
– Погулять? – спросил заяц насмешливо. – А по-моему, на таких коротеньких ножках далеко не уйдёшь.
Обиделся ёж на эти слова. Не любил он, когда говорили о его ногах, которые и вправду были коротенькие и кривые.
– Уж не думаешь ли ты, – спросил он зайца, – что твои заячьи ноги бегают быстрее и лучше?
– Разумеется, – говорит заяц.
– А не хочешь ли со мной вперегонки побежать? – спрашивает ёж.
– С тобой вперегонки? – говорит заяц. – Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь?
– А вот увидишь, – отвечает ёж. – Увидишь, что обгоню.
– Ну, давай побежим, – говорит заяц.
– Подожди, – говорит ёж. – Сначала я схожу домой, позавтракаю, а через полчаса вернусь на это место, тогда и побежим. Ладно?
– Ладно, – сказал заяц.
Пошёл ёж домой. Идёт и думает: “Заяц, конечно, быстрее меня бегает. Но он глуп, а я умён. Я его перехитрю”.
Пришёл ёж домой и говорит жене:
– Жена, одевайся поскорее, придётся тебе со мной в поле идти.
– А что случилось? – спрашивает ежиха.
– Да вот мы с зайцем поспорили, кто быстрее бегает, я или он. Я должен зайца обогнать, а ты мне в этом деле поможешь.
– Что ты, с ума сошёл? – удивилась ежиха. – Куда же тебе с зайцем тягаться! Он тебя сразу обгонит.
– Не твоё дело, жена, – сказал ёж. – Одевайся да пойдём. Я знаю, что делаю. Оделась жена и пошла с ежом в поле. По дороге ёж говорит жене:
– Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой. А ты, жена, стань в конце поля, у моей борозды. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: “Я уже здесь!” Поняла?
– Поняла, – отвечает жена.
Так они и сделали. Отвёл ёж ежиху на конец своей борозды, а сам вернулся на то место, где оставил зайца.
– Ну что ж, – говорит заяц, – побежим?
– Побежим, – говорит ёж.
Стали они каждый у начала своей борозды.
– Раз, два, три! – крикнул заяц.
И побежали оба со всех ног.
Пробежал ёж шага три-четыре, а потом тихонько вернулся на своё место и сел. Сидит отдыхает. А заяц всё бежит и бежит. Добежал до конца своей борозды, а тут ежиха ему и крикнула:
– Я уже здесь!
А надо сказать, что ёж и ежиха очень похожи друг на друга. Удивился заяц, что ёж его обогнал.
– Бежим теперь обратно, – говорит он ежихе. – Раз, два, три!
И помчался заяц назад быстрее прежнего. А ежиха осталась сидеть на своём месте.
Добежал заяц до начала борозды, а ёж ему кричит:
– Я уже здесь!
Ещё больше удивился заяц.
– Бежим ещё раз, – говорит он ежу.
– Ладно, – отвечает ёж. – Если хочешь, побежим ещё раз.
Побежали ещё и ещё раз. Так семьдесят три раза бегал заяц туда и обратно. А ёж всё его обгонял.
Прибежит заяц к началу борозды, а ёж ему кричит:
– Я уже здесь!
Побежит заяц обратно к концу борозды, а ежиха ему кричит:
– Я уже здесь!
На семьдесят четвёртый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю.
– Устал! – говорит. – Не могу больше бегать.
– Вот видишь теперь, – говорит ему ёж, – у кого ноги быстрее?
Ничего не ответил заяц и ушёл с поля – еле ноги унёс. А ёж с ежихой позвали своих детей и пошли с ними гулять.
Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, — дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:
«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»
А дело было вот как.
Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.
И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку — не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано — сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле.
Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом — посмотреть на свою капусту.
Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:
— Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?
— Гуляю, — говорит еж.
— Гуляешь? — засмеялся заяц. — Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.
Этот ответ рассердил ежа: о своих ногах он не позволял ничего говорить, — уж очень они были кривые.
— Ты, видно, воображаешь, — сказал еж зайцу, — что своими ногами ты можешь лучше управиться?
— Я думаю, — ответил заяц.
— Это надо еще проверить, — сказал еж. — Я готов биться об заклад, что если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.
— Да это просто смешно — ты-то, со своими кривыми ногами? — сказал тут заяц. — Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?
— На один золотой луидор и на бутылку шнапса, — говорит еж.
— Идет! — ответил заяц. — Ну, тогда уж давай начнем сейчас.
— Нет, зачем нам так торопиться, — говорит еж, — ведь я еще не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.
Заяц согласился, и еж направился домой, думая: «Заяц хоть и знатный господин, а глупый: надеется на свои длинные ноги. Но я его перехитрю».
Пришел еж домой и говорит жене:
— Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле. Поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку шнапса: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.
— Ах, боже ты мой! — стала кричать на него жена. — Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме?
— Да ты уж, жена, лучше помолчи, — говорит ей еж. — Ступай оденься и пойдем со мной.
Что тут было делать? Хочешь не хо- чешь, а пришлось идти за мужем.
Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:
— А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело — только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»
С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.
— Давай, что ли, начинать?
— Ладно, — отвечает еж, — начнем.
И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.
Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:
— А я уже здесь!
Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, — а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» и крикнул:
— Давай побежим еще раз назад!
И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:
— А я уже здесь!
Разозлился заяц и крикнул:
— Давай бежать еще раз назад!
— Как хочешь, — ответил еж, — мне-то все равно.
Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:
— А я уже здесь!
Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на землю и не мог двинуться дальше.
Взял еж выигранные им золотой луидор и бутылку шнапса, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, то живут они еще и сейчас.
Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и c той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.
А сказки этой поученье такое: никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком — хотя бы даже и над ежом.
Братья Гримм
В разделе «Сказка – ложь, да в ней намек…» данный урок – второй. Это продолжение работы над анималистическими сказками или сказками о животных, направлено на формирование умения выделять основную мысль текста, рассматривать характер и отношение между людьми через поведение животных, развивает представление учащихся об устном народном творчестве разных народов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект
урока литературного чтения
Тема: Русская сказка «Лиса и рак»
(2 класс)
Программа «Школа 2100»
Из опыта работы
Учителя начальных классов
МБОУСОШ № 2
Иващенко Елены Викторовны
Апшеронск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс – 2, УМК «Школа 2100».
Тема урока : «Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц».
В разделе «Сказка – ложь, да в ней намек…» данный урок – второй. Это продолжение работы над анималистическими сказками или сказками о животных, направлено на формирование умения выделять основную мысль текста, рассматривать характер и отношение между людьми через поведение животных, развивает представление учащихся об устном народном творчестве разных народов.
Урок разработан с учетом психолого-педагогических, возрастных особенностей учащихся 2-го класса. Материал подобран в соответствии с возрастом учащихся, достаточно научен, но доступен. Данный урок позволяет развить у детей внимание к авторскому слову, точности употребления слов, более того, они учатся анализировать свои чувства, мысли и высказывать их.
Цель : ознакомление и сравнительный анализ русской сказки «Лиса и рак» и сказки братьев Гримм «Еж и заяц».
Задачи:
обучающая: наблюдение над особенностями сказок о животных через аллегорический смысл.
развивающая: обогащение словарного запаса, развитие образного мышления, навыков работы с текстом, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
воспитательная: воспитание уважения друг к другу, здорового чувства соперничества (на равных).
Цель учителя : показать, что любая сказка дает нам урок – урок мудрости, носит поучающий характер.
Ход урока, формулировки вопросов и задания дают возможность реализовать замыслы, следовательно, достичь цели.
Под руководством учителя проводится сравнительный анализ сказок, а это достаточно сложное задание для учащихся 2-го класса. Но дети должны справиться с этой задачей, более того – выйти на ассоциативный уровень.
Структура урока соответствует его содержанию и позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока. Этому способствует и наглядный материал: картинки с изображением животных, иллюстрации к сказкам (использование мультимедийной презентации). Используются задания поискового характера (работа с пословицами).
Регулирование и коррекция знаний учащихся проводится стандартным способом: ответы другого ученика или комментарии учителя.
Урок литературного чтения
2 класс. УМК «Школа – 2100»
Тема: Русская сказка «Лиса и рак».
Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»
Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.
Оборудование : учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных, игрушка – Еж, презентация с иллюстрациями к сказкам и пословицами, аудиозапись «Полька» для физминутки.
I. 1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Кораблик» (английская народная песенка), стихотворений о животных.
Физминутка
II. 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
2) Изучение нового материала
1) Чтение текста вслух учащимися.
2) Задание после чтения.
– О каких особенностях сказок о животных говорит Афанасий? Найдите и отметьте их в тексте (самостоятельно).
3) Коллективная проверка:
– «все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди»;
– «люди в животных должны узнавать себя» (характер и отношения между людьми);
– «чтобы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность»
4) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды )
– Каких животных-героев сказок вы знаете?
– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)
Волк? (Злой, глупый, простоватый.)
Медведь? (Медлительный, сильный.)
Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)
Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)
Заяц? (Трусливый, робкий.)
Еж? (Хозяйственный, трудяга.)
– Какую сказку о животных вы перечитывали несколько раз? Почему?
– Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран? (Да. Животный мир отличается.)
III. Работа со сказкой «Лиса и рак».
1) Чтение заглавия.
– Какой народ сочинил эту сказку?
2) Рассматривание иллюстрации . (слайд)
– Какой момент изображен на иллюстрации?
– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.
3) Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися.
– Что означает слово перегоняться?
– Кто же кого обхитрил?
4) Работа с текстом после чтения.
Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)
5) Работа с пословицами. (слайд)
- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?
- На всякого мудреца довольно простоты (русская)
- На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)
- Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
- Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)
Физминутка
IV. Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц».
1. Работа с текстом до чтения.
– Встречались ли вам похожие сказки, написанные разными народами?
Я хочу познакомить вас со сказкой «Еж и заяц» из сборника немецких сказок, собранных братьями Гримм. (слайд)
Братья Гримм не сочиняли, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те сказки, которые записывали со слов народных сказителей. Многие из них вам хорошо знакомы. Среди них «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка».
2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)
Чтение сказки учителем.
Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:
«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»
А дело было вот как.
Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.
И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:
Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?
– Гуляю, - говорит еж.
– Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.
Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.
– Ты, видно, воображаешь, – сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?
– Я думаю, - ответил заяц.
– Это надо еще проверить, – сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.
– Да это прямо смешно – ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?
– На один золотой луидор, - говорит еж.
– Идет! - ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнем сейчас.
– Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.
Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».
Пришел еж домой и говорит своей жене:
– Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.
– А что такое случилось? - спрашивает она.
– Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.
– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?
– Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это депо мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.
Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.
Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:
– А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело – только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»
С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.
– Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.
– Ладно, - отвечает еж, – начнем.
И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три» и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.
Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:
– А я уже здесь! Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, – а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» - и крикнул:
– Давай побежим еще раз назад!
И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:
– А я уже здесь!
Разозлился заяц и крикнул:
– Давай бежать еще раз назад!
– Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.
Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:
– А я уже здесь!
Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.
Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.
Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.
А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.
3. Работа с текстом после чтения. Беседа:
– Кто в сказке положительный герой? Почему?
– Жалко ли вам зайца?
– Какая мудрость заключена в этой сказке?
Пересказ сказки «Еж и заяц».
V. Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Еж и заяц»
– Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)
– Чем различаются? (Героями, деталями...)
VI. Рефлексия
– Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
Какой урок дали нам эти две сказки? Дайте самооценку работы на уроке (по памятке либо при помощи сигнальных карточек).
VII. Домашнее задание
Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».