Братья стругацкие биография кратко. Краткая биография стругацкие и

Главная / Развод

Нелюбимые властями, придерживаемые советской цензурой братья Стругацкие пользовались фантастической популярностью. Их книги мгновенно исчезали из библиотек. Запрещенные, а также изданные-переизданные повести ходили по рукам в виде многочисленных и всевозможных копий. Тираж всё же благополучно изданных произведений оказывался заведомо малым.

На закате СССР образовался даже нелегальный и довольно специфический бизнес: удачливые обладатели одного из журнала, содержащего повесть Стругацких, копировали драгоценные страницы, переплетали и продавали их.

Совершенно другой мир будущего, описываемый братьями Стругацкими, другой, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мыслящими, как мы, охватил страстной любовью всю советскую интеллигенцию.

Чудом попавшая в провинциальную лавку Сибири, Дальнего Востока или Заполярья книжка Стругацких – по истине находка! Часто такие книги в лавках являлись соседями по полке с макаронами, консервами, сахаром или чаем. И, следовательно, были также необходимы, как и эти продукты.

Книги, прочитанные в раннем возрасте, навсегда остаются в подсознании, они формируют нас.

В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они содержали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин, Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского, «Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку». Множество ныне забытых писателей: Верхарн, Анри де Ренье, Пьер Мак Орлан, Селин.
Содержанием этих шкафов братья Стругацкие - каждый в свое время - активно пользовались.

Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Ценили «Бесов» Достоевского, «Фиесту» у Хемингуэя, «Театральный роман» у Булгакова. Вкусы их были не одинаковы, но близки.

Чехов, Толстой, Лондон, Щедрин, Хемингуэй, Буссенар…

К слову невольно задумаешься: «Что сегодня, подходя к книжным полкам своих родителей, читают дети? Да и во всех ли квартирах они есть – книги и книжные полки? И что же сегодня формирует вкусы, интересы и сознание тех, кто никаких книг дома не находит и довольствуется ограниченными предложениями с экрана?»

Но сейчас не об этом.

Мы поговорим о необычной судьбе писателей-фантастов – братьев Стругацких.

Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года.
Борис Натанович - в Ленинграде 15 апреля 1933 года.
Мать - Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала учительницей литературы и русского языка.

Их отец Натан Залманович Стругацкий служил на разных должностях, всегда не очень большим, но начальником.
В то время когда их отец работал в Главлите, книг в доме было изобилие – по должности ему полагался регулярный книжный паек – свежая художественная литература Петербурга бесплатно. К слову сказать, во всем остальном нужды не было, но и шиковать не приходилось. Донашивали перешитую матерью отцовскую военную одежду. Жили в коммуналке.

Аркадий в свои шестнадцать лет увлечен математикой и астрономией.
Борису - восемь.

И вот – война.

От жизни ждешь только лучшего.
Но совершенно неизвестно узнали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе. Не попади они, как и многие их современники, в условия жестокой исторической мясорубки.
Осажденный Ленинград - бомбежки, холод и голод.

28 января 1942 года отца - Натана Залмановича и Аркадия эвакуировали через ладожское озеро по «дороге жизни». А Александра Ивановна и больной Борис остались в городе.
Без сомнения, продовольственные карточки на февраль месяц отца и Аркадия, спасли жизнь Борису и матери. Потому как февраль 1942 года был самым страшным месяцем блокады.

Аркадий же преодолел трудный путь.
Грузовая машина, Ладожское озеро, полынья, мокрая одежда и мороз 30 градусов. А после переправы через озеро – эвакопункт, дизентерия. Всё еще мокрые одежды и поезд до Вологды, который шел 8 дней. Без еды по 3-4 дня. До Вологды в вагоне из тридцати человек доехало только одиннадцать. И еще километр до вокзала пешком по морозу до потери сознания. Потом Аркадий Натанович помнит уже госпиталь, где ему и сообщили о гибели отца.
Только летом 1942 года Аркадий оказался в поселке Ташла (сегодня Оренбургской области), где устроился на работу начальником сепараторного пункта. Вывез из Ленинграда Мать и брата.
В 1943 году Аркадия призвали в Красную Армию и отправили к счастью не на фронт, а на учебу во 2-е Бердичевское пехотное отделение. Александра Ивановна и Борис в 1944 году вернулись в Ленинград, руины и пожарища которого долго напоминали Борису Натановичу панораму разрушенного марсианами города.

Блокаду и войну пережили. Из памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. Но ужас блокады в своем творчестве Стругацкие ни разу не затрагивали – табу.
Из пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный институт иностранных языков – Москва, Таганка. Здесь он познакомился со своей будущей второй женой – Еленой Ошаниной. Первый его брак оказался недолгим, не сложился.
Служил Аркадий в Канске – преподавателем в школе военных переводчиков, и дивизионным переводчиком на Камчатке и в Хабаровске. А в 1955 году он демобилизовался.

Судьба распределилась странным образом.

Аркадий Натанович страстно мечтал стать ученым – астрономом и математиком, но война решила иначе.
Борис же окончил Ленинградский университет по специальности «звездный астроном».
Что, безусловно, вызвало сильную зависть старшего брата.
В восьмом классе Аркадий Натанович прочел повесть «Гектор Сервадак» Жюля Верна. В которой повествуется о том, как однажды с земным шаром столкнулась комета, и, вырвав кусок Северной Африки, населенной людьми и одним астрономом, унеслась дальше в космос. Именно после прочтения этой необычной, немного нелепой и милой книги Аркадий заинтересовался астрономией, пытаясь воссоздать траекторию движения этой кометы.

Младший Стругацкий после окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории и занимался вопросами происхождения и эволюции «широких пар». Но диссертацию так и не защитил. Всё рухнуло в один момент, когда Борис Натанович с ужасом обнаружил, что тема его работы была раскрыта десяток с лишним лет назад астрофизиком Чандрасекаром. Борис Натанович стал лаборантом на местной счетной станции. Не смотря ни на что, об этих временах он вспоминал с удовольствием, говоря, что не бывает неинтересной работы, бывает только малознакомая работа…

Стругацкий старший после демобилизации устраивается в Институт научной информации. Теперь он семейный человек, к тому же он стал отцом.
В это время братья начинают интенсивно переписываться, чтобы понять, что им под силу.
Жизнь налаживается.

Фантастика в середине прошлого века для советского читателя была чем-то вроде живительной воды. Однако литературный дар редко проливался щедрым дождем на нивы советских фантастов 50-х годов.
Сами Стругацкие фантастику читали, потому, как читать было больше нечего. Отсутствие хорошей фантастики послужило толчком для братьев Стругацких , попытаться написать то, о чем бы стоило говорить. Это желание не явилось для них одномоментным озарением.
Но литературная деятельность Стругацких началась еще до войны. «Находка майора Ковалева» - фантастический роман Аркадия Натановича и его рассказ 1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем несколько переводов, рассказов и повестей, «Песчаная горячка» (совместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также повесть «Пепел Бикини».
Стоял вопрос: «О чем писать и как писать?»
Аркадий Натанович внимательно следил за положением литературных дел.

Он хорошо видел недостатки современной научной фантастики .
И однажды в письме брату он написал:
«Писатели совершенно не имеют собственного стиля, у них нет ни героев, ни личности. Язык изложения скоро надоедает и приедается, к тому же идея у всех одна – патриотизм, но какой-то дешевый и казенный, сюжет примитивен.
В описании технических моментов нет подробности, будто писали их специалисты-недоучки. И самое главное – они (современные писатели фантасты) боятся смешивать жанры.
Понимаешь теперь, какой козырь упускают наши горе-фантасты?
Так что «долой жюльверщину». Описание и формулировки должны быть умные, точные и короткие. Наши произведения должны отличаться разумной смелостью введения предложений «на грани возможного» в области техники и природы и отличаться строгим реализмом в поведении и поступках героев. Сентиментальность, авантюризм, философия – смесь жанров придаст необычный вкус».

Если бы не фантастическая энергия Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, выбиться, реализовать литературное дарование, то – по словам Бориса Натановича – не было бы никогда братьев Стругацких.
Аркадий Натанович и Борис Натанович – это были два очень непохожих друг на друга человека. Стругацкий-старший - очень общительный, открытый – судьба офицера служившего в разных гарнизонах, безусловно, сыграла роль - многие годы он был двигателем их маленького творческого тандема. Он всегда хотел писать.
И Стругацкий-младший исключительно добросовестный человек, умный, вникающий в каждую деталь. И союз таких разных людей состоялся, они дополняли друг друга.

По легенде Стругацкие придумали и начали писать свою совместную повесть «Страна багровых туч» на спор в конце 1954 или начале 1955 г..
«Мне кажется, - пишет Стругацкий-младший, - я даже помню, где это было: на Невском, близ Аничкова моста. Мы прогуливались там втроем, я Аркадий Натанович и его жена Лена, как обычно, костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость, а Ленка слушала, слушала, потом терпение ее иссякло, и она сказала: «Если вы так хорошо знаете, как надо писать, почему же сами не напишете, а только все грозитесь да хвастаетесь. Слабо?» И пари тут же состоялось». Поспорили на бутылку шампузы.
Но на самом деле идея повести о трагической экспедиции на Венеру возникла у Аркадия Натановича еще в самом начале 50-х. Судя по переписке братьев, работа над «Страной» вовсю шла задолго до 1954 года. И как уже было сказано, это был далеко не первый их совместный литературный труд.

Так все-таки легенда или правда?

В 1954 году Аркадий Натанович мечтал об аспирантуре в Ленинградском Государственно университете, безусловно, ждал демобилизации. Но, предчувствуя некоторую неизвестность, мытарства, поиск работы и жилья, в письмах брату писал: «а стоит ли демобилизоваться? Ведь писательский хлеб очень сомнителен и возможно разумнее будет построить свою карьеру в армии?».
Ведь многие молодые люди пробуют свои силы, марают бумагу, участвуют в конкурсах, состоят в кружках и студиях и т.п.
И для того чтобы «поставить» на литературную деятельность в подобной ситуации требуется смелость и решительность.
Так вот эта «бутылка шампанского на спор» послужила своего рода толчком в принятии решения, она означала:
«Литературное баловство закончилось, пришло время литературной работы».

Аркадий Стругацкий - классик современной фантастики. Но мало кто задумывается, читая захватывающие приключения, что это социальная литература.

Стругацкий Аркадий Натанович. Биография писателя

Столица Аджарии по праву гордится своим талантливым сыном. В Батуми в 1925 году у Натана Стругацкого и Натальи Литвинчевой родился мальчик, которого назвали Аркадий. Отец работал редактором большой газеты, а мать - заслуженный преподаватель русского языка.

Почти до 1932 года семья жила в Батуми, затем Натана Залмановича направили по распределению в Ленинград. В 1933 году родился второй сын Борис. День рождения Аркадия Стругацкого 25 августа 1942 года не отмечали. В это время город был уже в блокаде. Так как отец имел полезные связи в силу своей профессии, семью Стругацких было решено одной из первых вывести «дорогой жизни» на Урал.

Но маленький Борис сильно болел, и мать с младшим сыном остались в осажденном городе. 17-й день рождения Аркадия Стругацкого застал в поселке Ташла, где он работал заведующим по закупке продуктов. К тому времени он похоронил отца и мечтал вывести мать с братом из Ленинграда, что удалось ему только через год. В 1943 году, когда юноше исполнилось 18 лет, он был призван в Красную Армию.

Служба и личная жизнь

Его служба состояла в обучении в Бердичевском училище, затем - в институте иностранных языков. По профессии великий писатель - переводчик с японского и английского. Вплоть до увольнения в запас работал по профессии и жил в таких городах, как Канск, Камчатка, Хабаровск, Москва. В Канске женился на Инне Шершовой, второй брак с Еленой Ошаниной подарил дочь Марию, которая вышла замуж за

Карьера писателя

Аркадий Стругацкий начал писать еще в Ленинграде. Но все первые произведения были утеряны во время эвакуации. Первой опубликованной повестью считается «Пепел Бикини» в 1956 году в соавторстве со Львом Петровым. В 1964 году автора принимают в Союз писателей. Практически все книги написаны вместе с братом Борисом в жанре фантастики и утопии.

Есть романы без соавторов. Под псевдонимом С. Ярославцев опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (3 части, 1974-1984 гг.), рассказ о Никите Воронцовом (1984 г.), «Дьявол среди людей» (1993 г.) и незаконченная повесть всего из 10 частей «Дни Кракена» (1963 г.).

В 1975 году написал сценарий для "Таджикфильма". В рабочем варианте название звучит как «Семья Гаюровых». Так как писатель в совершенстве владел английским и японским языками, то в свободное время занимался переводами классиков и современных зарубежных авторов. Его переводы высоко ценятся за художественный реализм.

Парень из преисподней

Повесть «Парень из преисподней» Аркадий Стругацкий считал своим любимым детищем. Она входит в цикл «Мир полудня» и написана в соавторстве с братом Борисом в 1973 году. История повести непроста. Сценарий был заказан "Мосфильмом" и выбирался писателями из пяти вариантов. Одесская киностудия тоже претендовала на съемки. Но фильм запретили за остроту и несвоевременность.

Сюжет для 1973 года и советского строя был в самом деле нетривиальным. На Земле люди будущего живут в социальной утопии. Справедливость и сострадание превыше всего. С этой миссией они наблюдают за прогрессом иноземной цивилизации, которая находится на уровне 20 века. Войны, кровопролития, болезни и жестокость властвуют на планете Гиганта. Для особо опасных задач тренируют «бойцовских котов».

Корней - один из наблюдателей из России - спасает молодого курсанта «котов» Гага, раненого в бою, и для реабилитации привозит домой. У бойца, которого учили только убивать, переворачивается мировоззрение. Гаг пытается бороться с наваждением, цепляется за знакомые лозунги о патриотизме, сбегает домой. Но зерно мира и жалости уже проросло в его душе.

Гаг - это «парень из преисподней». Аркадий Стругацкий заинтересовался самим фактом внешнего взгляда на утопию «светлого будущего». Для 20 века в Советском Союзе это была непозволительная роскошь.

Лучшая библиография

Аркадий которого невероятно популярны, с братом Борисом создал 27 романов и повестей, 3 пьесы, 21 рассказ. Лучшими произведениями считаются:

  • «Пикник на обочине» - повесть о сталкерах, которые тайно посещают место, куда прилетали инопланетяне, на заброшенном заводе игрушек.
  • «Трудно быть богом» - сюжет рассказывает о землянине Антоне, который направлен историческим обществом для наблюдения на планету Арканар.
  • «Понедельник начинается в субботу» - юмористическая трилогия об институте, занимающемся человеческим счастьем.
  • «Град обреченный» - история эксперимента, когда людей из разных эпох помещают в одного города.
  • «Обитаемый остров» - роман о людях будущей Земли, которые волей космоса попадают на другую планету и пытаются не только выжить, но и помочь представителям в решении насущных проблем.
  • «Отель "У погибшего альпиниста"» - детектив с непредсказуемой развязкой.
  • «Малыш» - повесть-рассказ о «космическом Маугли».

Между строк

Аркадий Стругацкий, книги которого на протяжении десятилетий расходятся миллионным тиражом во всем мире, - не просто писатель-фантаст. В период расцвета его творчества советский строй не допускал вольномыслия. Особенно если оно выражалось против сложившихся в стране порядков.

Это был тот период, когда за анекдот на кухне отправляли в лагеря и тюрьмы. Но писатели, чьим пером двигал настоящий талант, не могли молчать. Протест против системы погубил целый пласт одаренных авторов. Братья Стругацкие нашли оригинальный выход своему бунтарству: фантастика. Цензоры не вчитывались в смысл и не принимали «сказки» Стругацких всерьез. Тем самым у писателей был выход на думающего читателя, который видел между строк истинный смысл произведений.

Братья Стругацкие, биографии которых были достаточно разными, являются талантливыми писателями-фантастами, которые сумели рассказать читателям то, про что в советском Союзе не принято было говорить. Их биография началась ещё в первой половине двадцатого века. Тогда Стругацкие жили в Ленинграде. Братья имеют восемь лет разницы. Но, не смотря на это, Стругацкие всегда были дружной семьей. Братья, которых разлучала жизнь, неизменно вновь возвращались назад. Итак, какая же биография этих чудесных драматургов, прозаиков, настоящих гениев советской научной фантастики? Как они творили книги, чтобы стать самыми известными российскими фантастами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье? Почему их называют практически отцами научной Фантастики, особенно советской и, в последствии, российской? Почему их труды трудно переоценить, а ещё сложнее представить мир научной фантастики без братьев Стругацких.

Старший брат - Аркадий Натанович Стругацкий. Он появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми. Вскоре его родители переехали в Ленинград, где и оставались до конца жизни. Родители у братьев Стругацких были образованными и интеллигентными людьми. Отец был по профессии искусствоведом, а мама - учительницей. Когда началась война, Аркадий уже был подростком, поэтому работал на строительстве укреплений, которые должны были защитить город от немецких захватчиков. Потом парень отдавал долг Родине в гранатной мастерской. В 1942 году, когда Ленинград был в блокаде, Аркадию удалось эвакуироваться вместе с отцом, но в вагон попал разряд и он единственный выжил среди всех, кто там находился. Конечно же, для парня это был удар, но в то время некогда было долго плакать и переживать. Он похоронил отца в городе Вологде. Потом поехал в Чкалов (современный Оренбург), а затем оказался в Ташле. Там он работал на пункте приёма молока, а в 1943 году был призван в армию. Аркадий закончил Актюбинское артучилище, но на фронт так и не попал. Парню очень повезло, поскольку вместо того, чтобы воевать, весной 1943 года его откомандировали в Москву, где он должен был учиться в военном институте иностранных языков. Это учебное заведение парень закончил в 1949 году. Он являлся переводчиком с английского и японского языков. Затем попал преподавателем в Каннскую школу военных переводчиков. Благодаря своей специальности, старшему из братьев Стругацких приходилось много путешествовать. Он успел отслужить военным переводчиком на Дальнем Востоке и демобилизировался лишь в 1955 году. С того времени аркадий занялся писательской деятельностью. Помимо созданий романов и повестей, в соавторстве со своим братом, он также работал в «Рефератном журнале», а затем стал редактором в Детгизе и Госполитиздате. К сожалению, аркадий Стругацкий прожил лишь шестьдесят шесть лет. Для такого талантливого писателя это достаточно маленький срок, за который невозможно воплотить в жизнь все те идеи и темы, которые приходят в голову. Конечно же, Аркадий, вместе со своим братом, создали множество уникальных рассказов, которыми зачитывается уже несколько поколений. Но, всё же, стоит отметить, что мы имели бы ещё больше прекрасных примеров научной фантастики, если бы жизнь Аркадия Натановича Стругацкого не оборвалась 12 октября 1991 года.

А вот его младший брат, Борис Натанович Стругацкий, живёт и здравствует по сегодняшний день. Борис родился 15 апреля 1933 года. Родители братьев на то время уже жили в Ленинграде, поэтому Борис мог считать себя коренным жителем этого города. Он также, как и брат, был эвакуирован из блокадного Ленинграда, но только другим поездом, вместе с мамой. Будучи ребенком, он успел увидеть самую страшную зиму блокадного Ленинграда. После того, как война закончилась, вернулся в родной город. Там он поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и получил диплом астронома. В своё время Борис работал в Пулковской обсерватории. Но, после того, как брат вернулся с Дальнего Востока, Стругацкие отправили на задний план свои карьеры и начали активно заниматься творчеством. Поэтому, уже в 1960 году, Борис был членом Союза Писателей. Кстати, братья не только писали свои рассказы и романы, но и переводили американскую научную фантастику. Вот только под переводами они подписывались не как Стругацкие, а как С. Победин и С. Витин . На сегодняшний день Борис Стругацкий является руководителем семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Он передаёт молодому поколению свои знания и умения в этой области литературы, чтобы и современные фантасты могли создавать настолько же сильные и интересные произведения, как в совё время создавали они со страшим братом.

Кстати, успех к Стругацким пришёл довольно быстро. Уже в 1960 году были отмечены такие произведения, как «Шесть спичек» (1959 год), «Испытание СКР» (1960 год), «Частные предположения» (1960 год) . Особенностью Стругацких являлся глубокий психологизм персонажей. Ранее советские фантасты не особо-то задумывались над тем, чтобы создавать полноценных персонажей со своими проблемами и переживаниями. А Стругацкие наделили их чувствами и эмоциями, дали возможность объяснять, почему именно они так поступают и что им нравится или не нравится в их мире. Кроме того, Стругацкие стали прогнозировать мир будущего, о котором также не задумывались советские фантасты, в отличие от зарубежных. Они написали такие шедевры, как «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров». Эти несколько антиутопичные книги можно смело называть шедеврами. А братья Стругацкие по праву зовутся королями научной фантастики.

Аркадий Натанович 28 августа 1925 - 12 октября 1991 и Борис Натанович 15 апреля 1933 - 19 ноября 2012

Краткая биография

Бра́тья Струга́цкие - Арка́дий Ната́нович (28 августа 1925, Батуми - 12 октября 1991, Москва) и Бори́с Ната́нович (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) - советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Творчество

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого - рассказ «Как погиб Канг» - было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство». Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких - повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Братья Стругацкие в течение многих лет оставались ведущими представителями советской фантастики, их разноплановые произведения отражали развитие мировоззрения авторов. Каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого - светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких - нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 - первоначальный вариант; 1989 - сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться - опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» - «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку? » - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы - в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

Главная тема творчества Стругацких - тема выбора - стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1972, опубл. в 1988-1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения ». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром… ». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня - романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) - подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) - многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может! » (Ф. Снегирев, «Время Учителей» - «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) - предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году, Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков , С. Витин , С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Рюноскэ Акутагава , романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло офлайн-интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на более чем 7000 вопросов.

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Память

  • Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.
  • Их имя присвоено площади в Санкт-Петербурге.
  • Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

Библиография

Собрания сочинений

Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1990 году издательством «Московский рабочий» было выпущено трёхтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. , включавшее в себя следующие произведения: «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке» (1 том), «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «За миллиард лет до конца света», «Второе нашествие марсиан» (2 том), «Град обреченный», «Отягощённые злом, или сорок лет спустя» (3 том). Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

К 2017 году существуют:

  • Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991-1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов ) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 года. В 1992-1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, в которые входили некоторые ранние работы, в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей, драматургические произведения и киносценарии. Также была включена литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и то, что было опубликовано А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Дополнительные тома печатались тиражами от 10 тыс. до 100 тыс. экз.
  • Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. Далее издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». В рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия пока остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом. Также в рамках серии был выпущен том избранных ответов Б. Н. Стругацкого «Интервью длиною в годы». Ряд наиболее популярных текстов периодически выпускается в мягкой обложке под логотипом серии и в аналогичном оформлении.
  • Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк), реализованное в 2000-2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же), а в 2007 году это собрание сочинений было перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959 »).
  • Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.
  • Собрание сочинений издательства «АСТ» в 11 томах, реализованное в 2011-2012 годах тиражом от 2000 до 1500 экз. Собрание полностью повторяло издание «Сталкера» 2001 года. Серийное оформление А. А. Кудрявцева.
  • Полное собрание сочинений группы «Людены» . В декабре 2012 года было анонсировано полное 30-томное собрание сочинений, основную работу над которым ведёт по архиву Стругацких группа «Людены»: Юрий Флейшман, Владимир Борисов, а также текстологи Светлана Бондаренко и Виктор Курильский.

В новое издание планируется включить «часть вариантов текстов, которые не были опубликованы или были опубликованы, но существенно изменились».

«Это будет собрание сочинений, приближенное к полному. Там должна быть очень большой позиция и у публицистики. Под этим мы понимаем и переписку братьев не только между собой, но и письма к другим авторам, издателям и переводчикам. И кроме того, мы собрали почти всю публицистику Стругацких, которая печаталась на русском языке», - добавил Борисов.

В 2015-2016 годах группа «Людены» опубликовала 6 томов этого собрания; анонсировано издание 33 томов, расположенных строго по хронологическому принципу. С. Бондаренко объявила, что в электронном виде это собрание будет полностью опубликовано в течение 2016 года. К августу 2017 года представлены 16 томов собрания сочинений, распространяемых в электронном виде иерусалимским издательством «Млечный путь»; они также доступны в бумажном варианте по системе Print-on-Demand. Заявлена также возможность выпуска дополнительных томов.

Полные тексты произведений Стругацких находятся в свободном доступе на официальном сайте писателей, в 2014 году были удалены оттуда по требованию их наследников (А. Б. Стругацкого и М. А. Стругацкой), однако в 2017 году наследниками было принято решение вернуть произведения в свободный доступ.

Романы и повести

Указан год первой публикации.

  • 1959 год - «Страна багровых туч»
  • 1960 год - «Извне» (на основе одноимённого рассказа, опубликованного в 1958 году)
  • 1960 год - «Путь на Амальтею»
  • 1962 год - «Полдень, XXII век» (изначально роман вышел под названием «Возвращение»)
  • 1962 год - «Стажёры»
  • 1962 год - «Попытка к бегству»
  • 1963 год - «Далёкая Радуга»
  • 1964 год - «Трудно быть богом»
  • 1965 год - «Понедельник начинается в субботу»
  • 1965 год - «Хищные вещи века»
  • 1965 год - «Беспокойство» (первый вариант «Улитки на склоне», опубликован в 1990 году)
  • 1966-1968 годы - «Улитка на склоне» (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
  • 1967 год - «Гадкие лебеди» (первая публикация за рубежом - 1972 год, первая публикация в СССР - 1987 год)
  • 1968 год - «Второе нашествие марсиан»
  • 1968 год - «Сказка о Тройке»
  • 1969 год - «Обитаемый остров»
  • 1970 год - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1971 год - «Малыш»
  • 1972 год - «Пикник на обочине»
  • 1974 год - «Парень из преисподней»
  • 1976-1977 годы - «За миллиард лет до конца света»
  • 1980 год - «Повесть о дружбе и недружбе»
  • 1979-1980 годы - «Жук в муравейнике»
  • 1982 год - «Хромая судьба» (опубликована в 1986 году)
  • 1985-1986 годы - «Волны гасят ветер»
  • 1988 год - «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
  • 1988-1989 годы - «Град обреченный» (написан в 1972 году)

Сборники рассказов

Указан год первой публикации.

  • 1960 год - «Шесть спичек»
  • «Извне» (1960)
  • «Глубокий поиск» (1960)
  • «Забытый эксперимент» (1959)
  • «Шесть спичек» (1958)
  • «Испытание СКИБР» (1959)
  • «Частные предположения» (1959)
  • «Поражение» (1959)
  • «Путь на Амальтею» (1960)
  • «Почти такие же» (1960)
  • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
  • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания.

  • 1946 год - «Как погиб Канг» (впервые опубликован в 2001 году)
  • 1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
  • 1957 год - «Извне»
  • 1958 год - «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 год - «Человек из Пасифиды»
  • 1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключённый из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
  • 1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
  • 1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Драматургия

Указан год первой публикации.

  • 1987 год - «Пять ложек эликсира»
  • 1989 год - «Без оружия»
  • 1990 год - «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Переводы

С. Бережков, С. Победин , С. Витин - псевдонимы братьев Стругацких, использовавшиеся для переводов.

  • Кобо Абэ. Совсем как человек: повесть / пер. с японского С. Бережкова
  • Кобо Абэ. Тоталоскоп: рассказ / пер. с япон. С. Бережкова
  • Кобо Абэ. Четвёртый ледниковый период: повесть / пер. с япон. С. Бережкова
  • Айзек Азимов. Как им было весело: рассказ / пер. с английского С. Бережкова
  • Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Акутагава Рюноскэ. Нос: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Джером Биксби. Мы живём хорошо
  • Фредерик Браун. Этаоин Шрдлу: рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Уильям Джекобс. Старые капитаны: новеллы / пер. с англ. С. Бережкова
  • Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Клемент Хол. Огненный цикл . Роман / пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
  • Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение». Роман / пер. с англ. С. Бережкова
  • Кумуока И. Солидарность: Стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Миёси Тору. Девушка для танцев / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Миямото Юрико. Блаженный Мияда: повесть / пер. с яп. А. Стругацкого
  • Морита К. Горняки: стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Моррисон, Уильям. Мешок . Рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Нома Хироси. Зона пустоты: роман / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Андре Нортон. Саргассы в космосе. Повесть / пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
  • Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Сказание о Ёсицунэ: роман / пер. со старояпон. А. Стругацкого
  • Уиндем, Джон. День триффидов. Роман / пер. с англ. С. Бережкова
  • Уэда Акинари. Луна в тумане: новеллы / пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
  • Хотта Ёсиэ. Шестерни: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Эмис Кингсли.

Некоторые писатели, режиссеры и музыканты проявили себя благодаря творческому тандему. К таким относятся братья Коэны, снявшие остросюжетный триллер «Фарго», сестры Вачовски, а также и , порадовавшие завсегдатаев книжных лавок произведениями с участием .

Также стоит выделить и братьев Стругацких, которых знают и взрослые, и дети. Писатели стали предводителями в мире фантастической советской литературы. Наверняка любители книг, где рассказывается о технологиях, вселенной и научном прогрессе, знают такие произведения, как «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и т.д.

Примечательно, что после смерти брата Борис Стругацкий, чья биография изобилует интересными фактами, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».

Детство и юность

Писатель появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Его отец Натан Залмалович Стругацкий пребывал на должности искусствоведа, библиографа и иконографа. На момент рождения сына мужчина был назначен научным сотрудником музея.


Любовь к литературе Борис Натанович и его брат впитали вместе с молоком матери: Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, преподавала русскую литературу в школе. За свои старания эта женщина удостоилась звания «Заслуженного учителя РСФСР» и награждена «Знаком Почета».

Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.


Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде, а в 1942 году Натан Залманович отправились вместе с Аркадием в эвакуацию вдвоем, так как Борис был болен. К сожалению, в семье Стругацких произошла трагедия: глава семейства умер от голода в дороге, в Вологде.

В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.


Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».

После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.

Литература

Пока одни считают, что все писатели занимались сочинением рассказов еще в детстве и знали свое будущее призвание с малого возраста, биография братьев Стругацких доказывает обратное.

Два гения литературы родились в момент из-за бутылки шампанского. Этот алкогольный напиток был призом, который стоял на кону в споре: молодые ученые заявили супруге Аркадия, Елене Ильиничне, что смогут проявить своей литературный талант. В тот вечер предметом дискуссии была слабость современной фантастики.


Таким образом, в 1959 году у братьев Стругацких вышла первая книга под названием «Страна Багровых туч»: черновик был готов уже в 1957-м, а сама книга вошла в цикл «Мир полудня».

Дебютное произведение писателей окунает читателя в эпоху Союза Советских Коммунистических республик. Главный действующий герой–специалист по транспортным машинам Алексей Быков – получает предложение поучаствовать в экспедиции на Венеру.


Литераторы наделили свое произведение детективным элементом: в сюжете книги имеется загадка гибели геолога Тахмасиба, который вместе со своей командой умер в предыдущей экспедиции. В романе рассматривается не только технологический прогресс, но и соотношения общественного блага и индивидуальных желаний человека.

Борис Натанович работал только над заключительной частью романа, которая носит название «На Венере». «Страна багровых туч» стала первым произведением в послужном списке братьев Стругацких, которое написано по частям. В дальнейшем писатели договаривались о фабуле романа или рассказа и составляли определенный сюжетный план. Мужчины привыкли работать в тандеме, но небольшие произведения они сочиняли отдельно друг от друга.


Книголюбы считают, что большинство сочинений братьев написано в жанре научной фантастики, однако Борис предпочитал говорить о «реалистической фантастике». Писатель старался делать главными героями не вычислительные машины, роботов и другие технологические новшества, а человека, раскрывая его характер и судьбу: космос, планеты и техника будущего служили декорацией.

После смерти брата Борис Натанович продолжил заниматься литературой, взяв себе псевдоним С. Витицкий. Из-под пера Стругацкого вышло два полноценных романа. Первый «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) повествует об инженере-программисте Станиславе Красногорове, который считает, что судьба оберегает его от неминуемой гибели и спасает в различных ситуациях.


Другое произведение Бориса называется «Бессильные мира сего» (2003), которое С. Бондаренко назвал самым трудным в библиографии Стругацких. Книга имеет три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом, а имена и прозвища главных героев перемешаны намеренно. Все события романа укладываются в одну неделю зимнего месяца.

Кроме того, Стругацкий занимался переводом зарубежной литературы, познакомив русских читателей с Андре Нортоном, Холом Клементом и Джоном Уиндэмом.

Личная жизнь

Борис Натанович Стругацкий был однолюбом. Большую часть своего времени писатель провел с женщиной, с которой познакомился, будучи студентом. Аделаида Карпелюк стала любовью всей его жизни. В 1959 году у счастливых супругов родился сын Андрей.


Вне литературной деятельности Борис Стругацкий интересовался политикой и имел четко выраженную гражданскую позицию: голосовал за и хотел отдать свой голос партии «Яблоко», а также в 2010-м высказался по поводу десятилетнего правления , назвав Россию «авторитарной страной».

Кроме того, современники вспоминали, что Борис Стругацкий ни при каких обстоятельствах не говорил, над чем он работает, руководствуясь правилом «никогда не говори – я делаю, всегда говори – сделал». В противном случае, по словам писателя, вся работа идет насмарку.

Смерть

Писатель умер в ноябре 2012 года от лимфомы. По завещанию Бориса Стругацкого его тело кремировали, а прах был развеян с вертолета по воздуху над Пулковскими высотами. Жена литератора пережила супруга на один год, один месяц и один день. Аделаида Карпелюк скончалась от онкологического заболевания.

Библиография

  • 1959 - «Страна багровых туч»
  • 1960 - «Извне»
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
  • 1962- «Стажеры»
  • 1962 - «Попытка к бегству»
  • 1963 - «Далекая Радуга»
  • 1964 - «Трудно быть богом»
  • 1965 - «Понедельник начинается в субботу»
  • 1969 - «Обитаемый остров»
  • 1970 год - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1972 год - «Пикник на обочине»
  • 1974 год - «Парень из преисподней»

Самостоятельные произведения:

  • 1994-1995 – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
  • 2003 – «Бессильные мира сего»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры