Царская невеста в большом театре, в лицах и датах. Купить билеты на оперу "царская невеста" Большой театр царская невеста

Главная / Развод

Продолжительность - 03:30, спектакль идет с двумя антрактами

Купить билеты на оперу Царская Невеста

Опера Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста - произведение масштабное, в нем воплотились традиции русской классической музыки, режиссуры, сценографии. Видя на афише имена знаменитых дирижеров и певцов, зритель понимает - впереди яркий спектакль. Его премьера состоялась в 2014-м году, режиссер Юлия Певзнер, музыкальный руководитель и дирижер Геннадий Рождественский, сценограф Альона Пикалова поставили его по мотивам сценографии Федора Федоровского. В заглавных партиях зрители увидят знаменитого баса Владимира Маторина, Кристину Мхитарян, Ксению Дудникову. Опера Царская невеста в Большом театре - заметное событие столичной музыкальной афиши.

Купить билеты на Царскую Невесту

Красавица Марфа Собакина просватана за Ивана Лыкова, молодые люди влюблены и счастливы. Однако,

Образ девушки не дает покоя Григорию Грязному, в попытке завоевать ее сердце, он обращается к лекарю Бомелию за приворотным зельем. Этот разговор слышит Любаша, любовница Грязного, и задумывает извести соперницу. В это время по округе разносится весть о том, что царь Иван Грозный устраивает смотрины невест, Марфу с другими девушками приглашают во дворец. Но кажется, все обходится, но во время поздравления молодых Марфа принимает из рук Грязного чарку, где вместо зелья подсыпан Любашей яд. Лыкова обвиняют в ее отравлении и казнят, а его красавица-невеста погибает.

Побывать на красивом спектакле может каждый, поторопитесь заказать билеты на оперу Царская невеста .

Пирушка

Горница в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это... Любаша?» — спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» — отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, та по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья — «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

Действие II

Приворотное зелье

Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Действие III

Дружка

Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.

Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.

Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.

Действие IV

Невеста

Царский терем. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно. Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», — говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает ее ударом ножа.

Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым.

Пирушка

Горница в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это... Любаша?» — спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» — отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, та по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья — «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

Действие II

Приворотное зелье

Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Действие III

Дружка

Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.

Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.

Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.

Действие IV

Невеста

Царский терем. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно. Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», — говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает ее ударом ножа.

Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым.

За пару минут до начала спектакля в сопровождении гендиректора театра Владимира Урина в зале появился Туган Сохиев, с первого февраля официально занявший пост главного дирижера. Но он был похож скорее на почетного гостя, нежели на руководителя, что находится на своем рабочем месте. По всему видно, что господин Сохиев, наведуясь в Большой в паузах между своими заморскими контрактами, еще далек от повседневной жизни театра и его насущных проблем.

Большой театр уже не первый сезон страдает не только от закулисных дрязг, но, прежде всего, от отсутствия творческой концепции. И лишь грядущей «чисткой» старого репертуара, задуманной директором, тут не обойтись. Череда же будто случайных премьер приносит лишь эпизодический успех. На сей раз было решено сделать беспроигрышный шаг. Взять за основу постановки отнюдь не режиссерскую идею, а сценографию Федора Федоровского спектакля 1955 года – масштабного, державного зрелища из золотой советской эпохи Большого театра. И «картинку» публика, действительно, встречает с неизменным восторгом.

По «Царской невесте» можно познавать историю России - речь в ней идет о третьей жене Ивана Грозного Марфе Сабуровой, отравленной завистниками спустя две недели после свадьбы. В опере история преступления, естественно, приобретает романтический характер. Много места уделено несчастной Марфе, ее жениху Ивану Лыкову, позарившемуся на красавицу царскому опричнику Григорию Грязному и ее сопернице Любаше. Не слишком почитающий мелодраматические сюжеты композитор, в 1899 году решил попробовать себя именно в таком жанре, взяв за литературную основу одноименную драму Мея. И создал абсолютный музыкальный шедевр.

Так что единственным героем, кто лишен в опере всякого слова, оказался Иван Грозный. Зато занимавшаяся в качестве режиссера возобновлением постановки, рожденная в СССР израильтянка Юлия Певзнер, усадила царя на настоящего ретивого коня. И надо заметить, лихо собрала в одном спектакле солидную коллекцию не только режиссерских штампов, но и «импортных» банальностей о России без всякой попытки выстроить драматургию взаимоотношений между героями. Пьяный пляс, поножовщина и любовь с принуждением, естественно, на медвежьей шкуре – хиты ее режиссерской мысли.

В такой ситуации молодым солистам, которым в основном и отдана премьера, было особенно нелегко. У них не велик личностный опыт и их персоналите еще не сформировалось, и, естественно, они не могут пока насытить действие внутренней напряженностью собственных переживаний. Поэтому, несмотря на скромное по современным меркам режиссерское трюкачество, по сути, получается концертное исполнение в чрезвычайно эффектных костюмах.

У девушек – Агунда Кулаева (Любаша), Ольга Кульчинская (Марфа) очень красивые, полнозвучные голоса. Почти все мужчины, к сожалению, оказались в день премьеры, мягко говоря, не в голосе: особенно, Александр Касьянов (Грязной). Очень много ошибок было и в вокале Романа Шулакова (Лыков), а знаменитый бас Большого Владимир Маторин (Собакин) всю свою партию исполнил мимо нот. И только Марат Гали (лекарь-отравитель Бомелий) был удачен в своей роли.

При этом нельзя не заметить, что стоявший за дирижерским пультом 82-летний мэтр Геннадий Рождественский, экстренно заменивший Василия Синайского, который экстравагантно, в один день отказался продолжать работу в Большом театре в минувшем декабре, не обращает особого внимания на возможности и потребности солистов. Он придаёт партитуре Римского-Корсакова замедленно-медитативное, богатое огромной палитрой красок звучание. Получается очень чувственно и прекрасно. Жаль только что певцы иногда расходятся с оркестром на целую вечность.

Ту самую вечность, что еще предстоит преодолеть Большому театру, чтобы стать той «геральдической» гордостью страны, в которой мы все так нуждаемся. Но лишь реинкарнацией былых, даже самых замечательных страниц из легендарной истории театра, этого не достичь.

«Царская невеста» - одна из самых популярных опер Римского-Корсакова, написанная в конце 19 века, но актуальная и популярная на сегодняшний день. В основе сюжета - любовь. Дочь новгородского купца Марфа влюблена в боярина Ивана Лыкова и посватана за него. Но в нее влюблен Григорий Грязнов. Чтобы как-то отвадить девушку от Лыкова и обратить на себя внимание, он решает напоить Марфу колдовским зельем. Но итог этой идеи печален, Марфа выпивает отраву. Опера заканчивается тем, что Григорий Грязной, прощаясь с девушкой, решает отомстить всем обидчикам.

Исторический сюжет оперы «Царская невеста» очень увлекателен. Прекрасное исполнение всех арий, уникальное музыкальное наполнение, отлично сыгранные роли… И все это дополняется прекрасно сделанными декорациями под старину и хорошо проработанными костюмами, соответствующими своей эпохе. Несмотря на то, что опера имеет столетнюю историю, ее популярность не угасает и сегодня. Близость раскрываемой темы любви, предательства и обмана позволяет насладиться просмотром данной постановки. И если есть желание хорошо провести время, то рекомендуем купить билеты на оперу «Царская невеста», которая идет на сцене Большого театра.

Опера «Царская невеста» прозвучит в Большом театре.

Николай Римский-Корсаков

Сценограф - Альона Пикалова по мотивам сценографии Федора Федоровского (1955 г.)
Главный хормейстер - Валерий Борисов

Премьера состоялась в 1899 году в Москве в частной опере Саввы Мамонтова. Публика «непередовую» оперу приняла на ура. И до сих пор «Царская невеста» принадлежит к числу самых любимых и часто исполняемых опер русского репертуара. А ее великолепные «законченные музыкальные номера» неизменно исполняются в концертах. В Большом театре она была впервые поставлена в 1916 году. В первом же спектакле на сцену вышли великая Марфа - Антонина Нежданова и великая Любаша - Надежда Обухова, тогда еще только начинающая солистка Большого. И в дальнейшем в этой постановке блистали самые прославленные артисты. В 1955 году, на второй год своей службы постановку «Царской невесты» осуществил двадцатисемилетний Евгений Светланов. За десять лет до того положили на полку вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: Сталина не устроил зловещий образ кровавого царя-диктатора. Но в 55-м Сталина уже не было и отчетливо ощущалось дыхание наступающей «оттепели». И что-то сродни тому, что воплотил на экране Эйзенштейн, благодаря дирижерской палочке Светланова зазвучало тогда в музыке Римского-Корсакова: история «ожила» и в самой болевой точке пересеклась с современностью. Тот спектакль в свою очередь вышел вон из ряда: по сложившейся изначально традиции в этой опере был подчеркнут историзм с помощью других выразительных средств. Реализм и историческое правдоподобие быта - таков был его неписаный лозунг.

В следующий раз «Царская невеста» была поставлена в Большом в 1966 году. Третья постановка, в которой «заняты» поражающие своим великолепием исторически достоверные декорации Федора Федоровского - классический пример так называемого «большого стиля».

В 2014 году свою режиссерскую версию «Царской невесты» предложила Юлия Певзнер.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры