Чацкий победитель или побежденный с цитатами. Кто же Чацкий: победитель или побежденный? Кратко об истории создания произведения

Главная / Развод

Урок по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Класс: 9

Учитель : Черепова Ольга Андреевна

Оборудование: ручки, текст комедии, презентация, раздаточный материал, схема «рыбий скелет» на ватмане для каждой группы и общий на доске.

Тема: Чацкий: победитель или побежденный? (Урок-исследование по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) Слайд №1

Цели урока:

Образовательная : сформировать личное мнение учащихся о главном герое комедии А. Грибоедова «Горе от ума» А.А.Чацком путём исследования с опорой на текст и высказывания известных писателей и литературных критиков.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательная: прививать навыки демократического стиля общения, формировать умение воздействовать в коллективе

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом окружающим.

А.С.Грибоедов

«Горе от ума» …до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…

Александр Блок

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент – 2 мин

Эмоциональный настрой на работу.

Тема нашего урока «Чацкий: победитель или побежденный?

- Как вы объясните её?

ЭПИГРАФ №1- СЛОВА а.Грибоедова. Слайд №2

Чацкий вступает в противоборство с фамусовским обществом – это основной конфликт комедии. Чацкий и фамусовское общество не просто разные, их взгляды противопоставлены.

2. Целеполагание.

Как вы определите цель нашего урока? (Проанализировать поведение Чацкого, обращаясь к тексту комедии и высказываниям писателей и критиков о герое).

- А вы можете сейчас сказать, победитель или побеждённый Чацкий?

- Как мы можем достичь её?

2. Актуализация знаний .

Обратите внимание на 2-й эпиграф. Слайд №2

Оценивая комедию А. Грибоедова как «неразгаданное…и величайшее творение», А.Блок имел в виду прежде всего её главного героя – Чацкого. Прошло уже около двухсот лет с момента её создания, а споры по поводу героев этого произведения не умолкают и по сей день.

Самые жаркие споры ведутся по образу Чацкого. Я предлагаю вам прочитать высказывания писателей и критиков и определить, о победе или поражении героя говорят они .

Что значит победить? Что такое победа? Слайд №4

Победить – 1. Кого-что. Одержать победу над чем-нибудь, кем-нибудь.

2. Перен. Преодолеть, превозмочь, побороть.

Победа – успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо.

4.Исследование по теме с использованием стратегии «Фишбоун»

(работа в группах)

Мы проведём исследование с помощью приёма «Фишбоун» - «рыбий скелет»

Напоминаю о правилах работы. СЛАЙД №5

Записываем проблему в «голове рыбы».

Беседа по вопросам:

Начнём исследование с оценки эмоционального состояния Чацкого. Соответствует ли оно настроению победителя? Записываем - НАСТРОЕНИЕ

Каково эмоциональное состояние Чацкого в 1 действии? (д.1, явл.7) У вас есть помощник - ЛЕКСИКА для оценки эмоц. состояния.

Каково в 3-м действии? (Д.3, явл.22)

- … в четвертом? (д. 4, явл. 3, явл. 14)

Как и почему меняется настроение?

ЗАПИСЫВАЕМ –радость, возбуждение меняется на страдание, оскорбление, горе.

Чем вызвана такая смена эмоций? – Любовной драмой.

Записываем – ЛЮБОВЬ.

Как развивается любовная интрига в пьесе?

Каким предстает Чацкий в своем чувстве к Софье? (Д.1,явл.7 «Когда все мягко так…»)

- Как от действия к действию меняется интонация реплик Чацкого, посвященных этому чувству? (Д.2,явл.8, Д.3. явл.1)

Как происходит прозрение героя? (Д.4 явл10, 13).

Что его огорчает: знание того, что он отвергнут, или того, из-за кого он отвергнут? (Д.4 явл. 14).

Проанализируйте чувство героя: как оно меняется от действия к действию.

ЗАПИШИТЕ (мечта о взаимной любви, о сватовстве сменяется разочарованием, подозрительностью, горьким прозрением)

О каком конфликте мы сейчас вели речь? А какой конфликт ещё изображён А.Грибоедовым? Давайте посмотрим, как ведет себя Чацкий в столкновении с фамусовским обществом.

Д.1явл 7 «Помилуйте, не вам, чему же удивляться»

Д.2 явл 2 «И точно начал свет глупеть..», явл 4«А судьи кто?...»

Д.3 явл 3,5,6,8, 22

Д.4 явл 14

Служит ли Чацкий? ЗАПИСЫВАЕМ - СЛУЖБА (КАРЬЕРА). Почему? ЗАПИШИТЕ ВЫВОД

(не служит, т.к. хочет служить на благо отечества, «делу, а не лицам»)

Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы? ЗАПИШЕМ – ОТНОШЕНИЕ К ФАМУСОВСКОМУ ОБЩЕСТВУ – ВЫВОД

К кому обращены монологи Чацкого?

Как меняется интонация монологов героя, сила его обличений от действия к действию пьесы? - - Чем объясняется эта эволюция?

ЗАПИШИТЕ ВЫВОД (отрицает законы «века минувшего», непримирим к ним, противопоставляет им передовые идеи «века нынешнего»)

Как фамусовское общество реагирует на открытое противостояние ему?Как вы оцените такой метод борьбы с противником? А Чацкий как борется? ЗАПИШЕМ - МЕТОДЫ БОРЬБЫ и ВЫВОД.

Какая самая слабая сторона в образе Чацкого? – ОДИНОЧЕСТВО – ЗАПИШЕМ. Прокомментируйте эту причину.

Что изменяется в доме Фамусова с приездом Чацкого?

А сам Чацкий изменился? Почему он говорит: «Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена»? Что он имеет в виду?

Разочаровывается ли Чацкий в своих убеждениях или вера его в них крепнет?

ЗАПИШЕМ - ВЗГЛЯДЫ - комментарий

ИТАК, мы исследовали, по-моему, все аспекты проблемы. Или у вас есть ещё предложения?

Тогда пора делать вывод и записать его в «хвосте рыбы». А потом от каждой группы ученик представит результат совместной работы и общую точку зрения.

5. Подведение итогов исследования.

-Сломили ли неудачи Чацкого? Чацкий – победитель или побеждённый?

Чацкий – борец, выступивший один против целого общества, но он жертва лжи, коварства, тех законов, которые царят в обществе.

«Мильон терзаний» - это не пустая фраза. Свой «мильон терзаний» получает главный герой пьесы Грибоедова. Он утратил любовь, людей, которых считал близкими. Но остался верен своим идеалам: патриотизму, гражданственности, чести, порядочности. СЛАЙД №6

«Мильон терзаний» - так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Критик очень точно сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь сокрушительный удар качеством силы свежей Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.». Интересно, что критик глубоко и чутко усвоил общечеловеческое содержание образа: это воин, выступающий на рубеже старого и нового.

Чацкий одерживает нравственную победу: представители фамусовского общества его боятся, а он их нет.

Чацкому снова остается в утешение только дорога.

С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на этот вопрос:

С одной стороны, Чацкий – побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим;

Победа Чацкого уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (с появлением Чацкого начинается отсчет нового времени в комнате ).

И хотя на сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у главного героя единомышленников (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской, профессора педагогического университета – так раскрывается авторская позиция: уверенность Грибоевдова в грядущей победе Чацкого ) .

Слово учителя . В комедии – открытый финал. Смысл его заключается в том, что

Грибоедов сознательно не дает однозначного ответа на вопрос – победитель Чацкий или побежденный. Он разделяет убеждения героя, зачастую вкладывает в уста героя то, что мог бы сказать человек декабристского толка.

Но он видит и слабость позиции своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний. Все это своеобразное воплощение авторского взгляда на мир, события, в нем происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.

6. Домашнее задание. Написать развёрнутый ответ на вопрос урока.Слайд№

7. Рефлексия . Самооценка деятельности. Оценка деятельности.

- Поставленную цель достигли?

- Помог ли вам в этом приём «фишбоун»?

- Изменилось ли у вас мнение о Чацком после исследования?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? В группе?

Оценки

Я благодарю вас за сотрудничество. Мне было интересно с вами общаться.


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, когда отчетливо сложились два взгляда на современное устройство общества: дворяне-крепостники выступали за сохранение старого уклада жизни, отстаивали устоявшиеся нормы, прогрессивная же часть дворянства выступала за свободу личности, развитие образования, отмену крепостного права.

Этот сложный процесс и отразился в основном конфликте пьесы писателя.

С момента опубликования комедии не утихают споры: кто же в этом конфликте Чацкий? Победитель или побежденный? Известно высказывание И. А. Гончарова, который назвал Чацкого победителем, с другой стороны, мы знаем, что герой бежит из Москвы, разве бегство – это победа? На мой взгляд, Чацкого можно назвать и победителем, и побежденным, в зависимости от типа конфликта, который мы будем рассматривать.

Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова? Ответ прост: ради Софьи. В детстве они дружили, в юности были увлечены друг другом, и вот теперь, возвращаясь из путешествия, Чацкий спешит в дом Фамусова. И едва он увидел Софью, чувства возвращаются. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - говорит он Фамусову. Герой эмоционален, порывист:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

И что он видит? – «Удивлены? и только? вот прием!». Чацкий сразу замечает холодность Софьи, но не хочет этому верить, как и всякий влюбленный человек. И он остается в доме Фамусова, чтобы выяснить причину равнодушия возлюбленной. На первый взгляд, кажется, что соперников у него нет. Ведь Молчалин, служащий секретарем в доме Фамусова «прежде был так глуп» (по словам героя). Он называет его «жалчайшим созданием», не способным любить. Скалозуб (которого так горячо встречает Фамусов, надеясь, что он станет его будущим зятем) тоже не рассматривается героем как соперник: разговор с ним убедил Чацкого в том, что Софья не может полюбить человека, который думает только о повышении по службе. В финале пьесы Чацкий становится свидетелем сцены, из которой узнает, что Софья любит Молчалина. И он уезжает из Москвы:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Но параллельно с любовным в пьесе развивается социальный конфликт. Чацкому, который пытается разобраться в чувствах Софьи, постоянно приходится сталкиваться с людьми фамусовского круга. Герой не привык лгать, он прямо говорит все, что думает, поэтому и возникает конфликт. Взгляды героя противоположны устоявшемуся мнению барской Москвы. Например, Фамусов ставит в пример своего дядю, который при Екатерине добился почета и уважения. Но чем? Умением прислужить. Для Чацкого это неприемлемо. Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он в ответ на монолог Фамусова. Герой хочет служить «делу, а не лицам», то есть Родине. Он уверен, что сейчас пришло другое время:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…

Но представители высшего света держатся за старый уклад жизни, потому что он дает возможность жить в свое удовольствие, строить карьеру благодаря многочисленным связям, улучшать свое материальное положение. Вот, например, полковник Скалозуб признается:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Для Чацкого такой путь невозможен («Прошедшего житья подлейшие черты», - так он говорит о жизни, которую ведут крепостники). Герой открыто выступает против крепостного права, при котором человека можно выменять на «борзые три собаки». Или ради крепостного балета забрать детей от матерей и отцов, а потом продать их поодиночке. Чацкий проповедует развитие наук и образования, и именно это вызывает в фамусовском обществе такой гнев, что герой объявляется сумасшедшим. Как было сказано выше, он уезжает из Москвы, но не потому, что побоялся один пойти против света, а потому что Софья предпочла ему другого. Но разве Чацкий изменил своим взглядам? Разве он перестал в одиночку противостоять всей Москве? Нет, до последних минут своего пребывания в доме Фамусова он прямо и откровенно говорил, что думал. И в этом я вижу его победу. Не изменить идеалам, не стать таким, как все, пойти против мнения общества, отстаивая свои взгляды, – вот почему для меня Чацкий победитель. Именно такие, как он, в 1925 году примут участие в декабрьском вооруженном восстании и будут сосланы в Сибирь.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Кто же Чацкий?» - хочу сказать, что для меня он победитель. Да, в любовном конфликте он проиграл, Софья предпочла ему другого. Значит, она была такая же, как все. Муж, подобный Молчалину, ей удобен: «муж-мальчик, муж-слуга». Может, и хорошо, что их пути разошлись. Гораздо важнее, что герой остался верен своим идеалам, и в этом его победа. А время все расставит по своим местам.

СОЧИНЕНИЕ Кто Чацкий: победитель или побежденный

Комедия «Горе от ума» держится особняком в русской литературе и отличается от других произведений слова того времени особой живучестью.

Главная роль в комедии «Горе от ума», конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?

Фамусов говорит о Чацком: «Он славно пишет, переводит». Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся - нетрудно догадаться почему.

«Служить бы рад, - прислуживаться тошно!» - намекает он сам.

Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.

Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, «жалчайшее созданье». А.С. Пушкин писал: «Между мастерскими чертами этой прелестной комедии -недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину - прелестна! - и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия…»

Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии «Горе от ума», прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал «нового человека». Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.

Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий - победитель, передовой воин, застрельщик и - всегда жертва».

Чацкий - один из главных героев комедии «Горе от ума».
Нельзя однозначно утверждать, что он победитель или что он побежденный.
Натура Чацкого сильнее и глубже прочих лиц и потому не может быть исчерпана в комедии. Чацкий отличается от всех остальных тем, что не ставит в свой идеал чины и богатство. Он осуждает каждого за то, что его жизненная философия и образ жизни давно устарели, что старшее поколение, не замечая за собой недостатки, упрекает молодое. Сам Чацкий очень честен и умен. Он выше других героев во всех отношениях.
Эта характеристика, безусловно, представляет нам Чацкого победителем.
Но с другой стороны, Чацкий придирчив и высокомерен. Он выступал против многочисленного лагеря Фамусова, и здесь умственное превосходство Чацкого было бессмысленно.
Чацкий - самый несчастный герой в комедии. Он много путешествовал, так и не отыскав своего счастья: «Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.». Ему отказывает в любви София, которая распространяет слух о сумасшествии Чацкого: «Об Чацком. Он не в своем уме.». затем он становится свидетелем расставания Софьи и Молчалина.
Только личное горе Чацкого произошло, несмотря на другие причины, от одного его ума. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму.
Это показывает нам Чацкого в свете побежденного людьми, уступающими ему в образовании.
Таким образом Грибоедов указывает на разные стороны богатой и разносторонней личности Чацкого.

И.А. Гончаров писал о Чацком, что он «...победитель, но передо­вой воин, застрельщик и - всегда жертва». Мне кажется, что именно в этих словах заключается ответ на поставленный вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Ведь ответить на него одно­значно просто нельзя, поскольку неоднозначны как позиция автора, так и характер самого героя.

Чацкий - один против всех, и финал конфликта, по сути, пред­решен. «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Действительно, с одной стороны, любовная интрига комедии за­вершена, и крах героя в истории его любви к Софье абсолютно очеви­ден. Но, с другой стороны, вопрос, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Недаром автор вводит в комедию внесценических персонажей - князя Федора, «химика и ботаника», и брата Скалозуба, который «службу вдруг оставил», когда ему «чин следовал». Такие люди, как и Чацкий, презирают авторитеты «века минувшего», стараются жить по-новому. И мы знаем, что потом их станет все больше и больше, а в результате они победят, потому что новое всегда побеждает старое. Вот почему следует признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми ус­тоями только начинается. Он - «передовой воин, застрельщик», но именно поэтому - «всегда жертва».

Но есть и внутренние, психологические причины того, что Чацкий обречен на поражение. Его увлеченность и горячность приводят не только к тому, что герой не понял отношения к нему Софьи, недооце­нил Молчалина, но и не смог реально представить силу сопротивле­ния консервативного фамусовского общества. Порой кажется, что Чацкий и не собирается разбираться в этом: герой вдохновенно про­поведует и вдруг неожиданно обнаруживает, что гости «кружатся в вальсе», а вовсе не «внимают» ему. Может быть, потому так легко было изгнать Чацкого, приклеив к нему ярлык сумасшедшего. Полу­чается, что поражение героя комедии - это еще и предупреждение автора тем, кто стремится к переменам, но недооценивает силу сопер­ника как и купить компьютерный стол для школьника . И сама история подтвердила опасения Грибоедова, что еще раз подчеркивает реалистичность его пьесы.

И все же мне кажется, что в комедии есть некое предощущение грядущей победы таких, как Чацкий. Некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь, и даже после изгнания так растревожившего всех человека уже не будет покоя старым москов­ским «тузам» и знатным барыням, потому что у них нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще сильны. Вот поче­му Чацкого можно признать одновременно и победителем, и побеж­денным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры