Чего достигла настя из пьесы на дне. Образ и характеристика насти в пьесе на дне горького сочинение

Главная / Развод

Среди обитателей ночлежки есть и женщины. Их немного, но у каждой своя судьба. Образ и характеристика Насти в пьесе «На дне» вызывают особые чувства: жалость, гнев, усмешку и горечь.

Жизнь в ночлежке

Насте 24 года. Она занимается непристойной работой, проституцией, чтобы иметь средства для существования. Читатель понимает, что денег от такой работы у девушки мало, раз она не может уйти из темного подвала. Настя признается, что никуда не годится, не может ничем другим заниматься. Добрую девушку в пьесе называют по-разному:

  • шалава;
  • таковская;
  • дура;
  • чертова кукла;
  • мразь.

Даже имя меняется в устах жильцов:

  • Настя;
  • Настёнка;
  • Настька.

Жизнь в подвале ведет людей к смерти. Девушка тоже знает, что погибает, но не меняет ничего вокруг себя. Просто погружается в свой внутренний мир и создает новые истории, но все они сходны по сюжету. Везде есть тот, кто искренне влюблен в нее.

Жизнь в «сказке»

Девушка увлеченно читает любовные романы. Она так поглощена сюжетом книг, что начинает путать вымысел с реальностью. Читая романы, Настя плачет над сюжетом, представляет образы из книг. Проникая в суть любовных историй, становится их героиней. Девушка пытается рассказать историю своей любви, но путается, меняет имена. Ее любимый то Рауль, то Гастон. Это злит сожителя грешницы - Барона.

Настя уверена, что возлюбленный хотел на ней жениться, но ему не разрешили родители. Чтобы не быть в тягость любимому, не портить его судьбу, Настя решает жить без него. Она готова любить безумно всю жизнь, но не хочет боли и несчастья семье Рауля.

В другой истории влюбленный студент готовит «леворверт» с десятью пулями. Девушка не дает покончить с жизнью:

«… не лишай себя молодой твоей жизни…».

Здесь особая доброта, самопожертвование и готовность принести себя в жертву ради любимого. Для кого-то это пошло, другие примут действие за благородство.

Настя верит в свои истории, она ощущает любовь, верит в нее. Становится искренне жаль девушку, но больше жаль тех, кто не умеет любить. Романы украшают пребывание в ночлежке, отвлекают от горестных мыслей. Барону кажется, что фантазии - это как краска для лица. Только вымысел красит душу, «румянец на душу наводит».

Настя и Барон

Барон и Настя сожительствуют. Между ними не ощущается доверительных или любовных отношений. Чувствуется со стороны мужчины пренебрежение. Он дворянин, хотя и обедневший, а девушка из низших сословий. Барон постоянно подчеркивает разницу происхождения:

«Я – не чета тебе!».

Но это не останавливает его просить деньги на выпивку. Несчастная девица все понимает, но не может отказать мужчине и терпит его насмешки.

Барон считает сожительницу глупой, называет дурой. Читатель и зритель не слышат глупости в ее словах. Глупо поступает она, прощая оскорбления Барона. Речь девушки высокопарна и красива, рассуждения верны, реплики чувствительны.

Характер героини

Девушка отличается не только любовью к книгам. В ее образе много особенного, причем положительного. Она не становится злым зверем, загнанным в клетку, хотя оскорбления и унижения жестоки и бесчеловечны. Она сохраняет душевную открытость. Какие черты отличают образ:

  • сентиментальна;
  • мечтательна;
  • наивна;
  • дерзка;
  • вольна.

Интересна характеристика девушки из уст Татарина:

«русский баба».

Настя дает отпор мужикам, не боится ответить на слова и удары.

Многим читателям персонаж представляется глупым непосредственным ребенком. Настя беспомощна, она живет в атмосфере грязи, споров и мрака. Как ребенок, девушка ждет тепла и заботы, но получает совершенно другое отношение. Если бы не ее непристойное занятие, можно было считать образ положительным полностью, но в подтексте проглядывает глубокий философский смысл. Встает вопрос, неужели нет другого способа заработать на жизнь? Но таких девушек очень много на Руси того времени.

Настя и Лука

Девушка увидела сожаление и сочувствие только от старца Луки и Натальи. Лука смог ее выслушать без упреков и насмешек. Настя верит в свою мечту, ждет принца и любви. Вероятно, ее будущее сходно с Актером и мужиком из притчи о Праведной земле. Она осознает иллюзорность своих надежд и покончит жизнь самоубийством. Другой вариант судьбы – женщина сопьется, заболеет и умрет. В любом случае – это смерть. Гибель не избежать.

Лука поддерживает веру Насти, он пытается образумить жильцов подвала. Чем мешают глупые рассказы постояльцам, каждый волен верить или не верить. Лука понимает, что слезы над книгами, доставляют девушке удовольствие. Нет других забав,

«…пускай плачет…».

Настя надеется сменить ночлежку, уйти на край света, чтобы не видеть здешних жильцов. В этом она похожа на Луку. Но старик уходит и странствует по свету, а Настя только собирается сделать это.

У читателя сформировывается свое мнение о персонаже. Можно жалеть, никто не запрещает осуждать. Автор убежден, человек обязан верить и идти к своей мечте, а не ждать ее появления.

Пьеса под названием «На дне» написана известным русским писателем Максимом Горьким. В ней поднято не мало важных вопросов о предназначении человека, мечте, счастье и другие. Главные герои произведения – жители ночлежки для бедных. Все они – это люди, которые оказались на социальном дне по разным причинам: пьянство, воровство, нищенство.

Одной из главных героинь пьесы «На дне» является девушка по имени Настя. Она тоже живет в ночлежке Костылева. Что касается возраста девушки, то она относительно молода – 24 года. Жизнь отыгралась на Насте и вынудила пойти на торговлю телом. Она занимается проституцией и потому в свой адрес слышит много оскорблений со стороны Барона и других мужчин обиталища для бомжей.

По сюжету произведения существует большая вероятность, что Настя находится в любовных отношениях с Бароном, который в далеком и светлом прошлом был дворянином, но ввиду некоторых обстоятельств обеднел и тоже оказался среди нищих.

Барон считает Настю очень доброй девушкой, но глупой. Однако речи героини говорят об обратном. Настя терпит моральные издевательства Барона, при этом живет с ним и дает средства на покупку водки и другого рода алкоголя. Барон пренебрежительно относится к ней.

Есть у Насти увлечение – она любит читать романы о любви. Настя девушка жалостливая и постоянно плачет из-за несчастий главных героев. Она умеет сочувствовать и мечтает обрести любовь. Чтение такие добрых и светлых книг – это для героини единственный способ выжить и как-то себя увлечь. Можно сказать, что Настя еще не погибла полностью. Она впечатлительна и духовно жива. Это очень важно. Ведь живость человека определяется его внутренним состоянием. Если он может испытывать жалость, сочувствие к кому-то другому кроме себя, то он не мертв.

Героиня любит фантазировать и придумывать различного рода истории, которые рассказывает другим жителям. Главная выдумка Насти – ее история любви. Девушка придумала молодого человека, который признавался ей в любви и очень хотел жениться на ней, но из-за запрета родителей не смог этого сделать. Она постоянно об этом говорит, но все понимают, что это неправда.

Мне очень жалко такую девушку как Настя, ведь добрая, милая, приветливая и никому не желает зла. Но жизнь ее не пожалела и вынудила заниматься непристойностями. Печально, что так бывает.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Родина начинается с семьи 4 класс

    Родина, что же это такое? У каждого человека свое понятие Родины, но чаще всего родиной называют место рождение человека. Каждый воспринимает это слова по своему и у каждого оно вызывает разные эмоции

  • Рассказы мальчиков (Истории мальчиков из рассказа Бежин луг)

    В рассказе Тургенева «Бежин луг» крестьянские ребятишки, стерегущие ночью лошадей, варят на костре картошку и рассказывают друг другу необычные мистические истории. Особенно много таких деревенских страшилок знает Ильюша.

  • Сочинение по картине Царевна Лебедь Врубеля (описание 3, 4, 5, 7 класс)

    На картине знаменитый русский художник М.А. Врубель изобразил персонажа известного произведения А.С. Пушкина под названием «Сказка о царе Салтане». С помощью холста и красок живописец смог создать

В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя и Василиса – Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями

И желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», – признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как – тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене – ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! – Вытащим…» Она ушла из жизни – словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными.

В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, – один Бог знает. Она пожила замужем, и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала – на всю жизнь памятно…» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно – слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя – не защищена и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она – «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет», – удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет – она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него громадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться – значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и, следовательно, появляется надежда проснуться. Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она – Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует – все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, – «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться – убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа – самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна из всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня!» Наташе ясно – убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Настя в пьесе "на дне" 1) особенности речи 2) прошлое 3) судьба 4) протест героя 5) отношение к Луке и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Настя – падшая женщина, жительница ночлежки.
Жизнь заставила эту героиню стать проституткой.
А это и есть социальное дно.
Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными
романами.
Мечтает долгое время о чистой и большой любви,
продолжая заниматься своей профессией.
Она постоянно читает бульварные романы,
содержание которых и составляют большую часть её мечты.
В реальной жизни её окружает только нищета, унижение и
безысходность.
Поэтому Насте остается только одно - мечтать.
Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной
любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном
У всех это вызывает только смех и издевки, на которые Настя
не реагирует:
"Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки!
Разве… разве вы можете понимать… Любовь?
Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!"
Мечтам Насти вряд ли суждено сбыться и чтобы забыться,
она периодически напивается.
Настя стремятся вырваться на волю со "дна" жизни,
но бессильна что-либо изменить. У неё возникает чувство
безысходности и тяга к иллюзии, которая даёт надежду на
будущее. Когда же иллюзии исчезают, такие люди гибнут.
Нетрудно представить её дальнейшую судьбу.
Лука - утешитель страдающих. Он сострадает всем
несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии.
Лука способен пробудить в душах ночлежников что-то светлое,
подарить надежду, происходит некоторое возрождение:
Настя мечтает о настоящей, светлой любви.

Ответ от Кузьма Алексеев [гуру]
книжку почитать не судьба?


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Настя в пьесе "на дне" 1) особенности речи 2) прошлое 3) судьба 4) протест героя 5) отношение к Луке

Настя – падшая женщина, жительница ночлежки. Она мечтает о романтической любви, чистой и преданной. В реальной жизни ее окружает только нищета, унижение и безысходность.

Она постоянно читает бульварные романы, содержание которых и составляют большую часть ее мечты. Настя рассказывает обитателям ночлежки про своего возлюбленного, но называет его, то Гастоном, то Раулем:

“Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…”

У всех это вызывает только смех и издевки, на которые Настя не реагирует:

“Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать…

Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!”

К сожалению, мечтам Насти вряд ли суждено сбыться, и чтобы забыться, она периодически напивается.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Клещ – слесарь, житель ночлежки, муж Анны. Клещ мечтает вернуть нормальной жизни с помощью честного и тяжелого труда. Он упорно трудится и противопоставляет себя другим жителям ночлежки, осуждая их спсоб жизни: “Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – […]...
  2. Сатин – житель ночлежки, бывший телеграфист. Этот человек устал от нищенской жизни, она вызывает у него отвращение. Он пристрастился к игре в карты, которая не приведет ни к чему хорошему, но Сатин не боится смерти, говорит что “дважды убить нельзя”. Раньше Сатин не был таким человеком. Он был веселым и жизнерадостным, “был “рубаха-парень… плясал великолепно, […]...
  3. Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги. Внешне она очень красива, но это не может скрыть уродство ее души. Она не любит своего мужа. Он стар, а единственная причина их брака – желание Василисы иметь деньги от ночлежки мужа. Василиса постоянно […]...
  4. Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в нее влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет ее уехать с ним в Сибирь: “Я сказал – брошу […]...
  5. Анна – жена слесаря Клеща, больная чахоткой. Болезнь уже подкосила Анну, она умирает. Она устала от жизни и страданий. Сама говорит, что “всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила”. Все обитатели ночлежки сочувствуют страданиям измученной женщины. Только ее муж выражает равнодушие и раздражение. Анна всю жизнь сносила побои и […]...
  6. Актер – обитатель ночлежки, пьяница. Автор не называет настоящего имени героя, да и сам он его давно забыл. Помнит лишь, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский. Память актера уничтожена алкоголем, он постоянно пытается вспомнить и продекламировать стихи и отрывки пьес. Сам признается: “Мой организм отравлен алкоголем”. Странник Лука приносит ему надежду на выздоровление, рассказывая о […]...
  7. Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо все в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность […]...
  8. В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает […]...
  9. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]...
  10. Анастасия Алексеевна Каменских – певица, выступает в дуэте с Потапом. Родилась Настя 4 мая 1987 года в Киеве. Настя – единственный ребенок в семье, поэтому родители ее часто баловали. Еще в детстве в биографии Насти Каменских проявилось желание заниматься музыкой. Не удивительно, что к 15 годам она окончила музыкальную школу. А до этого времени успела […]...
  11. Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Самым трудным для автора оказался выбор точного названия пьесы. Сначала она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. Само название носит огромный смысл. Люди, попавшие на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных […]...
  12. Пьеса Горького была написана в 1902 году для одного из московских театров. Автор долгое время не мог определиться с вариантом написания в названии самой пьесы. Наверное, в самом названии произведения заложен его смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не смогут подняться в своей жизни. Тема униженных и оскорбленных не является новой в русской […]...
  13. В основе сюжета рассказа К. Паустовского “Телеграмма” лежит история отношений матери – Катерины Петровны и ее дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму. Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но […]...
  14. В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу “На дне”. Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было “Ночлежка”, потом переименовал на “Без солнца”, и, наконец, окончательно автор назвал пьесу “На дне”. Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие […]...
  15. 1. История появления пьесы М. Горького “На дне”. 2. Новаторство пьесы. 3. Общая характеристика жильцов ночлежки. 4. Позиция Луки. 5. Противопоставление идей двух героев – Луки и Сатина. Человек – свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек – за все платит сам и потому он – свободен!.. М. […]...
  16. Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести. М. Горький Высказывание Горького, приведенное в эпиграфе, свидетельствует о его отношении к языку драматических произведений. Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель […]...
  17. Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Бог солнца”, “На дне жизни” и только потом “На дне”. В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих […]...
  18. Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом “гуманизм” понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим? Действие пьесы М. Горького “На дне” происходит в грязной ночлежке. […]...
  19. Герой пьесы “Егор Булычев и другие” – купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь “не на той улице”. Перед лицом смерти он признает, что тридцать лет жил с чужими людьми. Человек острого ума, Булычев говорит о мировой войне: “Зря влезли в эту войну”, “Одни воюют, другие – воруют”. Зло мира Егор видит […]...
  20. Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
  21. План Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Костылев – содержатели ночлежки; Наталья, сестра Василисы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картежники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие. Васька Пепел – любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. […]...
  22. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением […]...
  23. Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на […]...
  24. Общее благо создается счастьем каждого. Калио Исправьте условия жизни людей, и люди станут лучше, чтобы быть достойными этих благ. Флетчер Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе “На дне” А. М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели […]...
  25. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о […]...
  26. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на “дно” жизни огромное количество появившихся босяков. Написанная в 1902 году пьеса […]...
  27. Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького “На дне”. Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека […]...
  28. Пьеса “На дне”, написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. “На дне” – […]...
  29. Что есть истина? Истина (так могут ду- мать многие) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Такой прав- ды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, […]...
  30. Я считаю, что четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” – открытый финал. Последний акт раскрывает серьезные последствия пережитого. Здесь нет уже многих героев, остались только воспоминания, переживания. В центре действия беседа оставшихся обитателей ночлежки, которая переходит с воспоминаний о Луке к “текущим событиям”. Некоторые сюжетные линии героев завершаются. Так, например, подходит к концу линия […]...
  31. 1. Правда Луки. 2. Трактовка образа Луки. 3. Роль Луки в жизни обитателей “дна”. Социально-философская драма “На дне” была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве “Знание” спустя год. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни […]...
  32. В пьесе “На дне” Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился “благородный” старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]...
  33. В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой […]...
  34. Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Однако любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев. В центре действия драмы “На дне” не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жизни. Центром этого спора является проблема правды и […]...
  35. Пьеса Горького “На дне” сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы. Огромную роль […]...
  36. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]...
  37. Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель […]...
  38. Пьеса Горького “На дне” глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом “дне” жизни. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, […]...
  39. Искусство – сама жизнь, и оно не знает смерти. О. Уайльд Пьеса “На дне” была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году и поставлена на сцене МХАТа. Знаменательно, что о пьесе сразу же было написано невиданное количество критических статей и монографий. Пьеса всколыхнула весь литературный мир, всю общественность. Действительно, произведение было необычным. Казалось, что там […]...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры