Человек невидимка хиромант борис акимов биография. Борис Акимов: как погадать по руке на любовь

Главная / Развод

Голос за кадром: Борис Акимов - легенда Большого театра, блистательный танцовщик, ученик Мариса Лиепы, партнер несравненной Майи Плисецкой. Сколько выдающихся имен и событий промчалось через полувековую, насыщенную творческую жизнь Акимова в стенах Большого. Его история - это пример для многих артистов балета: получив тяжелую травму и уйдя из первого эшелона солистов на пике своей карьеры, он не сломался и, преодолевая физическую боль, продолжал работать! Нашел себя в педагогике, воспитал десятки выдающихся мастеров балета, ученики Акимова - солисты лучших театров мира. Народный артист СССР, профессора Борис Борисович Акимов вот уже тридцать лет является самым востребованным российским балетным педагогом в мире! Его ждут ученики в Париже и Милане, Токио и Лондоне, везде имя Акимова воспринимается как супербрэнд Российской балетной школы.

Дмитрий Кириллов: Вы один из российских педагогов-хореографов, номер один в мире, можно так сказать?

Борис Акимов: Ну не знаю, я очень скромно отношусь к этой работе.

Дмитрий Кириллов: Борис Акимов - чемпион Москвы среди юношей по фигурному катанию?

Борис Акимов: Да, было такое.

Дмитрий Кириллов: Вы родились в Вене, там, где творил Моцарт, Шуберт, Бетховен, это действительно было так, когда вы первый раз приехали на свою родину, мэрия Вены вас встречала как своего почетного земляка?

Борис Акимов: Да это действительно так было.

Дмитрий Кириллов: Вы пишите музыку - писать музыку сложнее чем заниматься балетом?

Борис Акимов: Балет - это моя профессия, моя вся жизнь, а это то отвлечение, которое мне немножко позволяет уйти от всех сложностей, проблем, которые есть в профессии.

Дмитрий Кириллов: Современный танец с акробатическими элементами скоро вытеснит классический балет?

Борис Акимов: Я думаю никогда.

Дмитрий Кириллов: Многолетние, многочасовые репетиции на сцене могут привести танцовщика к инвалидности?

Борис Акимов: Наверное, чрезмерные могут.

Дмитрий Кириллов: На снимках ваших коленных чашечек обучаются студенты травматологи?

Борис Акимов: Не чашечек, а костей голени.

Дмитрий Кириллов: Диагноз периостит, поставленный врачами - это тот момент, когда вы поняли, что карьера закончилась танцовщика?

Борис Акимов: Для меня нет, хотя многие академики, врачи, которые меня смотрели, они говорили, что надо переходить уже на другую работу, педагогику предлагали, но я не верил в это.

Дмитрий Кириллов: Только жесткие палочные методы могут воспитать звезду балета?

Борис Акимов: Нет.

Дмитрий Кириллов: Вы почти тридцать лет преподаете на западе, в Англии, Японии, во Франции, там работать проще и интереснее?

Борис Акимов: Для меня просто профессиональнее интереснее, потому что разные театры, разные артисты, разные школы и для меня интересно попробовать себя во всем.

Дмитрий Кириллов: Можно ли в нашей жизни, не имея природных данных, стать звездой балета?

Борис Акимов: Для того, чтобы настоящей звездой стать, нужны великолепные природные данные.

Дмитрий Кириллов: Большой театр - это большие интриги, так было всегда, вы варитесь в этом всю жизнь, можно с ума сойти от этого, нет?

Борис Акимов: Да нет, я как-то с годами адаптировался к этому, интриги они всегда, наверное, есть, будут, всегда, но это театр!

Дмитрий Кириллов: Большой театр и сегодня остается вашим главным аккумулятором энергии?

Борис Акимов: Да, к счастью остается так!

Дмитрий Кириллов: Борис Акимов - юный чемпион по фигурному катанию, бросает фигурное катание и бежит в хореографическое училище, откуда появилась эта страсть, с чего?

Борис Акимов: Меня мама привела в парк Сокольники, в замечательную школу фигурного катания, тогда одна из самых больших и известных в Москве, и я стал кататься. В любой школе фигурного катания есть хореографический обязательно урок. Нам преподавал из Большого театра артист балета Анатолий Гаврилович Елагин, который впоследствии стал педагогом Московской академии хореографии. Он все время моей маме говорил: «Отдавайте его в хореографическое училище, он способный к этому». Но дело в том, что у меня ведь папа танцевал, только он был народник, танцевал и в Ансамбле Александрова, тогда он назывался «Ансамбль НКВД», но папа и мама они как-то не видели меня в том, чтобы я продолжил папин танцевальный путь и мама не хотела, всегда говорила: «Это такая тяжелая профессия, ты видишь». Но дело в том, что папа меня брал к себе на репетиции, он иногда меня водил и меня все любили в ансамбле и всегда ждали меня, я там были как сын полка. Я всегда приходил и был к этому видимо способный, они мне говорили: «Боря, ну давай, мы тебе покажем что-то», они показывали кусочки венгерского танца, даже чечетки, я все это схватывал и это была такая замечательная атмосфера для меня, я обучался довольно быстро этому, казалось бы, я должен был в этом направлении пойти и вдруг опять случайность в жизни - я заболеваю. Желтуха, оказалось, что инфекция прошла через всю нашу группу фигуристов, заболело очень много народу, мы потом все встретились в одной инфекционной детской больнице. Когда я вышел, сказали, что шесть месяцев нельзя заниматься физикой. Знаете, шесть месяцев как-то растворили, меня как-то уже отдалили от этого и, когда я вновь пришел на каток, у меня уже не было такого желания мощного и нерва. Мне было 12 лет, я был уже взрослый человек.

Дмитрий Кириллов: В хореографическое раньше же принимают?

Борис Акимов: Раньше, а в то время, я считаю, что это было правильно, было специальное отделение экспериментальное для мальчиков и девочек чуть старше, но способных к этому. Вы знаете, я прошел первые два тура, и я поступаю и мое великое счастье, что я попал в руки к замечательному педагогу, такая была Елена Николаевна Сергиевская, всегда вспоминаю ее, помню, пока я жив, всегда буду помнить, потому что все, что во мне есть, это заложила она. Она просто для меня второй матерью стала, и вообще мои родители боготворили ее, потому что она перевернула всю мою жизни, она была настолько современна, она была педагог, опередивший свое время. У нее у первой была видеокамера, которая заводилась с пружины, она нас снимала, а потом дома на специальном монтажном столике, который крутился, она нам показывала все, что мы делали все элементы и говорила: «Видишь, откуда ты начинаешь, куда приходишь», она меня так организовала! Она во мне что-то увидела такое, это великое счастье!

Дмитрий Кириллов: Еще вашим педагогом был сам Марис Лиепа, каким он был педагогом?

Борис Акимов: Вот в продолжение к этому, Елена Николаевна Сергиевская была очень близка и с Марисом Лиепой, потому что она, отдыхая в Прибалтике, она увидела его, и она сделала все так чтобы он переехал из Риги в Москву, действительно она сыграла в его судьбе очень большую роль и ей хотелось нас передать в руки настоящему танцовщику, который уже закрепит все это. И вот настал тот день, она появилась и за ней стоял человек - это был Марис Лиепа и вот с ним началась наша работа, два года он нас вел, это единственный его класс был. Конечно трудно потому что у него утренние репетиции в театре он активно действующий был артист, потом гастроли, но она его успокоила и сказала: «Эти ребята такие сознательные я их так воспитала и потом Боря всегда может заменить! Тебя нет, он может дать урок». Она меня воспитала так, что я уже мог дать урок! Он приходил, у него всегда была большая сумка за плечами, он очень любил этот баул, у него все было там вплоть до термоса и до завтрака, приходил, выпрыгивал на рояль, доставал булочку калорийную и бутылочку кефира он выпивал и говорил: «Вы знаете, я пришел сказать вам, что я должен уйти». И он говорит: «Бора, старик, начинай»! И он уходил, но он очень интересный был педагог и, что самое главное в нашем искусстве - передача всего из рук в руки Он приходил, например, снимал ботинки, подкручивал брюки, вставал на центр зала и начинал показывать, как это должно быть, подход к прыжку, к чему, потом он так нас вел два года, мы закончили экзамен вместе с девятилетним отделением параллельным и нас троих из шести приняли в Большой театр. Дальше пошла моя жизнь в Большом театре и дальше уже «Спартак», когда я уже вместе со своим учителем выходил на премьеру спектакля.

Дмитрий Кириллов: Вы попали в труппу Большого театра?

Борис Акимов: Я пришел как все, артистом кордебалета, я не пришел солистом, это очень важно для всего, не только для физики, а вообще для понимания себя в театре и вообще. Для оценки того, что потом будет. Я очень много танцевал, бывало так по 28-29 кордебалетных спектаклей в месяц! Практически каждый день и в опере я танцевал, что только я не танцевал, очень много всего.

Голос за кадром: Талантливого трудолюбивого парнишку заметили Наталья Касаткина и Владимир Василёв и не побоялись именно ему дать главную роль в своей постановке балета «Геологи», это был первый триумф молодого солиста Большого театра. Бориса Акимова узнал весь балетный мир.

Борис Акимов: А потом подходит Майя Михайловна Плисецкая и говорит: «Боря мне нужен высокий Иван». Это балет «Конек-Горбунок», она царь-девица была и вот такое предложение! Сама Плисецкая предлагает, какие-то такие этапы в жизни начальные!

Дмитрий Кириллов: Страшно было с Плисецкой?

Борис Акимов: Знаете, она была настолько контактная, я вошел в зал, конечно был трепет, волнение, только я вошел в зал, начали репетировать, у нее такой юмор, что-то скажет веселое и очень спокойно все, нормально!

Дмитрий Кириллов: Григорович я так понимаю еще?

Борис Акимов: А вот это уже работы большие потом, вот здесь уже предложения Юрия Николаевича. Я вошел в обойму тех танцовщиков, это великое счастье, особенно когда он на тебя делает роли! Он на меня делал роли! Я любил всегда роли, я не любил просто танцевать, мне интересно было покопаться, найти своего героя, я набирал танцевал уже много, гастроли в Италию, я в Италии много танцевал и своего репертуара и «Спартак» и «Лебединое» было.

Дмитрий Кириллов: «Злого гения» вы танцевали же?

Борис Акимов: «Злого гения» он на меня делал, принца танцевал, но «Злого гения» Юрий Николаевич делал на меня. Кстати, «Лебединое озеро, принца» он тоже начинал делать на меня, задумывал!

Голос за кадром: Весть о том, что сам Юрий Григорович ставит под Акимова свой новый балет мгновенно распространилась по Большому театру - интриги завить сделали свое дело, роль принца Григоровичу пришлось отдать другим, более именитым коллегам Акимова, а Борис продолжал танцевать по 30 спектаклей в месяц постоянно заменяя травмированных танцовщиков. Акимов крепкий, выносливый настоящая рабочая лошадь, на нем в буквальном смысле пахали, как бы это грубо ни звучало. И закончилось все это по сути инвалидностью…

Борис Акимов: Я с кровати встаю и чувствую адскую боль в двух ногах, в голени. Снимок когда сделали, было на правой голени пять трещин, в левой четыре, они такие как фломастером черным.

Дмитрий Кириллов: Это же адская боль!

Борис Акимов: Первый период конечно, потом я пошел по всем академикам, и я попал к академику Вишневскому, он очень интересный был человек, у него вся комната была в клетках с попугаями, они все время дублировали наш разговор, мы пили с ним чай, и он посмотрел мои снимки и сказал: «Ты знаешь, в чем дело, думай уже о том, чтобы уйти». Все уже поняли, что всё. В театре тоже есть моменты, здесь тоже были моменты довольно тяжёлые. С Юрием Николаевичем тоже было: «Вот видишь, период мы выждали, я не знаю, что делать, как быть, надо уже уходить, решать какой-то вопрос, инвалидность, не инвалидность».

Дмитрий Кириллов: Как это все пережить психологически?

Борис Акимов: Я выручил театр, а уже юридически нельзя было, многие уже начинали писать, что как же, вот этого актера держат, ставки же, борьба, жизнь. Меня вызвал тогда директор Большого театра Муромцев и сказал: «Дорогой мой, сколько вам надо лечиться, столько вы и будете лечиться, поняли? Разочка два выйдете в спектакле просто в «Жизели», в придворных, всё! И вы вылечитесь»! Я подумал, что чтобы выйти, надо себя сохранять как-то и я стал заниматься, придумал себе систему целую лежания на полу. Я по полтора, по два часа в день приходил чтобы режим был, занимался до пота настоящего. Мне легче было, организм мой работал, и я это вырабатывал всю эту систему, я разворачивался, что только я ни делал. А потом подошла Плисецкая, сказала: «Я не могу смотреть, сколько ты мучаешься, я дам тебе своего врача». Замечательный хирург был, он, когда увидел мои снимки, он так спокойно сказал: «Боря, мы с тобой затанцуем месяца через полтора, два»! Я ушел на крыльях, как он мне потом сказал: «Я же должен был психологически… когда увидел снимки, я понял». Он сказал: «Не трать время, не бегай, читай книги, занимайся немножко педагогикой». И я в педагогике уже начал что-то фантазировать, переключил свое творческое начало туда.

Голос за кадром: Акимов - прирожденный педагог, об этом говорили в театре давно, еще когда Борис был юным солистом Большого он часами наблюдал за работой Асафа Мессерера, Алексея Ермолаева и Алексея Варламова. И, переходя из класса в класс искал свой метод, свою дорогу. Пройдут годы и занятия с Борисом Акимовым станут востребованы абсолютно всеми звездами Большого театра!

Борис Акимов: Ко мне стали приходить все ведущие солисты театра, включая и Володю Васильева, и Майю Михайловну Плисецкую, Володя Тихонов стал приходить и многие другие! И мой педагог - Марис Лиепа! Такое даже было, все ходили с удовольствием занимались!

Дмитрий Кириллов: Фантастика - ученик!

Борис Акимов: А я все фантазировал, мне хотелось это все делать, иногда не спал, не ложился, думал, что надо им что-то дать такое интересное! Интерес во мне был, даже доходило до того, что в Бразилии импресарио женщина у нас была, она предложила нашему руководству, узнала, что такой класс и его интересно ведут, она предложила и знаете во что это вылилось? На больших стадионах по двадцать тысяч продавались билеты: уроки Балета Большого театра и вел (было написано) профессор Акимов и тридцать пять или сорок солистов, мы час с лишним полный эмоциональный каскад всего, были страшные аплодисменты совершенно и вот было такое!

Голос за кадром: Весть о том, что Борис Акимов творит чудеса, распространилась далеко за пределы Советского Союза, иностранные делегации, посещая Большой театр, желали видеть этого педагога, профессор Акимов получил мировую известность!

Борис Акимов: Мне звонок из ложа дирекции: «Срочно спускайтесь! Министерство культуры СССР, кабинет такой-то», я вхожу: «Вам приглашение из королевского английского балета»! Уже все распространилось, Акимова приглашают! И вот мое было первое посещение английского Королевского балета которое прошло очень успешно и потом второе, третье и вот с балетом я работаю уже 27 лет в королевском английском балете, это редкий случай такое постоянство.

Дмитрий Кириллов: А вы стали экспортером российской балетной педагогики на запад.

Борис Акимов: Вы знаете, я счастлив, что я представляю русскую педагогическую школу и вообще школу советско-русского балета, российского балета, я вижу, как-то все проходит успешно, чему я очень радуюсь, в моем лице я доказываю ее силу!

Дмитрий Кириллов: Сорок лет вы прожили вместе с Татьяной Николаевной Попко - ваша супруга, но уже десять лет ее нет, вот кто помог и что помогло вам пережить эту трагедию?

Борис Акимов: Ну, во-первых, она балерина была прекрасная, сорок лет прошли как один день, как все в этой жизни проходит. Очень хорошая наша жизнь такая, кроме того, что мы любили друг друга, мы понимали друг друга, она тоже была артисткой, а потом замечательным совершенно педагогом, хотя все педагогические темы мы особо не брали дома никогда! Она у меня на уроках бывала, но практически нет и я у нее тоже практически не бывал. Иногда только утром она мне говорит: «Слушай, ну предложи мне хоть какую-то комбинацию батман-тандю, ты же вчера давал». Вот это вспоминаешь, очень приятно, мы так прожили, это конечно была неожиданность, мы боролись с болезнью, но, к сожалению, победить ее нельзя было. Мы ее провожали, провожала вся Москва, потому что ее очень любили, она была очень скромной, понимание у нас было в жизни полнейшее! Конечно очень тяжело это, мягко говорю, когда она ушла, так получилось, что я приехал на дачу и нет…а рефлекс жизни есть и ты что-то делаешь, нагнулся что-то капнуть и думаешь, сейчас с крыльца ее голос: «Слушай ты проверь», а уже этого нет и вы знаете, у меня какой-то произошел сдвиг, стресс, я начал что-то писать вот все это я писал и к годовщине мы все собрались и я выпустил книгу стихов. Называлась она «Разговор длинной в год», я с ней как-бы разговариваю, а потом второй год пошел «Любовь, длинною в бесконечность» книга и третий год пошел «Тебе одной плету венок», вот эти три года были разговором, и я договорился на разные темы, мы с ней как бы так общались. В 95 году, к столетию Есенина, я предложил сделать спектакль, была вся моя музыка, увертюра, двадцать с лишним песен - романсов, стихи Есенина, я хотел, чтобы помогли реализовать, это было наивно с моей стороны, я приходил, все говорили, что это прекрасно, очень интересно, но помочь не можем. Последним был Тихон Николаевич Хренников, которого я знал по театрам, он был близок к балету, я к нему пришел в Союз композиторов, показал ему свои несколько вещей, он сказал: «Боря, так интересно, у тебя так хорошо это получается, продолжай, но помочь ничем не могу, у меня много студентов». Вдруг я прихожу домой, включаю радио и звучит оркестр народных инструментов, руководитель Николай Некрасов, так красиво и я понял, а что, если к нему пойти. Я пошел к нему, рассказал в двух словах, он сел за рояль и правой рукой мелодию наиграл и говорит: «Боря, это интересно» Мы углубились, сидим, он говорит: «Это в адрес нашего оркестра! Я беру»! Я по-прежнему преподаю, ищу ходы в педагогике, хотя иногда бывает, приезжаю в тот же Лондон, уже 27 год и думаю: надо же что-то еще им дать, я в кольце и выхода нет, буду двигаться по восьмерке и вдруг находятся такие двери, ты открываешь, оказывается вот есть ходы! И ты идешь в них дальше, это потрясающе, ты просто бежишь, летаешь, от того что ты нашел опять! Вот это безумно интересно для меня. Я продолжаю действовать, творить, продолжаю показывать, всегда говорю: «Я провожу опыт интереса, сколько может человеческое тело держаться». Мне даже интересно сколько, как могут связки работать, вообще аппарат, я продолжаю двигаться за учениками. Хочу, чтобы это колесо крутилось, хотелось бы конечно еще что-то повторить и сотворить что-то интересное и тем самым, если это интересно, это приносит радость людям! А что нужно? Нужно приносить радость людям, я думаю, вот в этом жизнь заключается!

Борис Акимов - гуру отечественной хиромантии. Автор множества статей в СМИ, эксперт многих телеканалов, известный хиромант из всеми любимой передачи «Человек-невидимка» на ТВ3.

Врач, мистик, хиромант с огромным опытом. Автор книг "Исповедь хироманта", "Медитация. Самовнушение. Аутотренинг", Зеркало кармы", "Коррекционная хиромантия", "Чудеса лунной диеты". Классик, с которым нужно познакомиться.

Борис Константинович изобрел метод корректировки судьбы, более 10 лет помогает людям исполнять их желания. Хиромантия от Бориса Акимова - это просто и доступно. Вместе с тем необыкновенно эффективно!

Если Вам нужна консультация хироманта - Вы достойны самого лучшего! В вопросах Судьбы нельзя рисковать. Борис Акимов - хиромант №1 в России.

Возможно, вам будут интересны страницы:

Если Вы зашли на эту страницу, Вам интересно познание человека. Я с огромным уважением отношусь к людям ищущим, занимающимся самопознанием. А Вы не пробовали изучать физиогномику? Между прочим, для чтения руки нужно, чтобы эту руку Вам дали для изучения.

А вот физиогномика в этом плане намного лучше!

ЛИЦО ВСЕГДА НА ВИДУ!

ИЗУЧАЙТЕ ФИЗИОГНОМИКУ, это лучший инструмент для жизни!

ЧЕМ ЛИЧНО ВАМ БУДЕТ ПОЛЕЗНА ФИЗИОГНОМИКА?

6 причин изучить физиогномику прямо сейчас:

1. Вы будете знать ВСЕ СЕКРЕТЫ людей, ведь лицо всегда на виду. Для этого Вам не понадобится никаких данных о человеке - ни фамилии, ни имени, ни отчества, ни даты, ни времени, ни места рождения, ни паспортных данных, ни данных его расчетного счета - НИЧЕГО!

3. Вы увеличите свой доход в среднем на 40%

4. Вы построите крепкую семью, без потери времени на ошибки

6. Вам не понадобится детектор лжи

После регистрации Вы получите 7 подарков и бонусов:

ПОДАРОК №1. ИНСТРУКЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Определяйте приоритеты и боли собеседника
- Предлагайте самое подходящее
- Используйте понятные для него фразы

БОНУС №2. КНИГА ЧИТАЙ ЛИЦА

В течение 1 часа Вы сможете приобрести мою книгу "ЧИТАЙ ЛИЦА" за 99 руб.

БОНУС №3

Записи занятий:
- ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЗИОГНОМИКА
- АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОГНОМИКА
НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ!

ПОДАРОК №4. СХЕМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЦА

Перед интенсивом я пришлю Вам 3 полезные схемы:
1. ВОЗРАСТЫ на лице,
2. ДВОРЦЫ удачи
3. БОЛЕЗНИ по лицу

ГЛАВНЫЙ ПОДАРОК . 3 ДНЯ ИНТЕНСИВА ВМЕСТО ОДНОГО!

ТРИ полноценных занятия, чтобы Вы увидели, как проходит наше обучение.
- Вы сможете принять участие из любой точки мира on-line, и задать свои вопросы в чате
- ЭКСКЛЮЗИВНАЯ информация!

ВЫ ВСЕГДА СМОЖЕТЕ ОТПИСАТЬСЯ, ВСЕ ПОДАРКИ ОСТАНУТСЯ У ВАС!

ВСЕ КНИГИ БОРИСА АКИМОВА


Книга Бориса Акимова является одним из первых произведений жанра, который только начинает складываться в нашей стране - оригинальной российской эзотерике. Ее уникальность в позиции автора, которому удалось добиться соединения мистической, эзотерической, бытовой, философской и даже научной струй повествования о своей жизни.

Можем ли мы прочитать свою судьбу по линиям на ладонях? А если мы увидим там беду? Можно ли ее предотвратить? Можно и нужно, уверен Борис Акимов. Ведь его методы коррекции линий на ладони помогли изменить свою жизнь к лучшему уже тысячам людей. Как это сделать - подробно описано и показано на многочисленных фотографиях, которые делают метод хирографии еще доступнее. А бонусом для всех читателей станет небольшая заключительная глава, посвященная рукам известных личностей прошлого и современности.

Многие думают, что линии на ладонях и форма рук неизменны и что хироманты предсказывают ту судьбу, которая была дана нам при рождении. Однако в действительности у нас не изменяются только отпечатки пальцев. Все остальные параметры ладони пластичны и отражают облик нашей личности, сформировавшейся в результате наших же действий. По ним можно определить тенденции нашего развития и предостеречь нас от возможных ошибок.

В наше время сила интеллекта значительно полезнее в жизни, чем сила физическая. К счастью, мозг так же подвержен тренировке, как и мышцы. В книге Бориса Акимова, известного врача-психотерапевта и учителя йоги, читатель найдет ряд самых эффективных методик для духовного и психического развития - от индийской медитации до аутотренинга и самогипноза.
8-е издание.
Купить в Лабиринте

Известный специалист по хиромантии Борис Акимов рассказывает о своей уникальной авторской методике, которая позволяет не только определять, какие события происходили в прошлом и произойдут в будущем в жизни конкретного человека, но и изменять Судьбу в соответствии с его мечтами и желаниями!

Акимов Борис Борисович

Артист балета, педагог;
Заслуженный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист РСФСР (14.12.1981).
Народный артист СССР (18.08.1989).

По окончании Московского хореографического училища (педагоги Е. Н. Сергиевская, М. Э. Лиепа), в 1965-1989 годах - в Большом театре; совершенствовался под руководством А. Н. Ермолаева.
Танцовщику, наделенному ярким даром артистизма, особенно был близок острый, экспрессивный язык современной хореографии. Созданные им персонажи отличались сложным, подчас противоречивым характером, силой скрытых страстей. Член КПСС с 1975 года.

В 1978 году окончил отделение педагогов-балетмейстеров ГИТИСа.
В 1980-1988 годах - педагог кафедры хореографии ГИТИСа, с 1989 года - педагог-балетмейстер Большого театра.
Работал по контрактам в театрах «Ковент-Гарден» (Лондон), «Ла Скала» (Милан), «Асами-Маки-балет» (Токио), в Венской опере, Гамбургской государственной опере и Лондонской королевской школе. Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1978). Борис Акимов - автор музыки, сценария и режиссер-постановщик музыкально-поэтического вечера, посвященного 100-летию С. А. Есенина «Я помню, любимая, помню» (Большой театр, 1995).
В 2000-2003 годах - художественный руководитель балетной труппы Большого театра.
В 2001-2005 годах - профессор кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, в 2001-2002 годах - исполняющий обязанности ректора академии, в 2002-2005 годах - художественный руководитель академии.
12 марта 2013 года принял предложение Большого театра возглавить художественный совет балетной труппы театра.

театральные работы

«Геологи» Н. Н. Каретникова в постановке Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва (1966) - Геолог
«Асель» В. П. Власова в постановке О. М. Виноградова (1967) - Ильяс
«Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, хореография А. И. Радунского (1968) - Иванушка
«Спартак» А. И. Хачатуряна в постановке Ю. Н. Григоровича (1968) - Красс
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина (1969) - Солист
«Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа в редакции М. Л. Лавровского (1970, исполнял на гастролях театра в Австралии) - граф Альберт
«Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Н. Григоровича, 1969) - Злой гений (первый исполнитель)
«Лебединое озеро», хореография А. Горского, М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. М. Мессерера (1972) - принц Альберт
«Лебединое озеро», хореография Ю. Н. Григоровича (1973) - принц Зигфрид
«Иван Грозный» в постановке Ю. Н. Григоровича (1975) - Курбский (первый исполнитель)
«Икар» С. М. Слонимского в постановке В. В. Васильева, вторая редакция, 1976) - Клеон (первый исполнитель)
«Ангара» А. Я. Эшпая в постановке Ю. Н. Григоровича (1976) - Сергей
«Подпоручик Киже» на музыку С. С. Прокофьева, хореография А. А. Лапаури и О. Г. Тарасовой (1977) - Павел I
«Жизель» А. Адана (1977) - Ганс
«Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта в постановке В. В. Васильева (1978) - Прoгулки (первый исполнитель)
«Индийская поэма» в постановке Ю. Г. Скотт, Ю. В. Папко (1981) - Хоруд (первый исполнитель)
«Гаянэ» А. И. Хачатуряна в постановке М. С. Мартиросяна (1984) - Нерсо (первый исполнитель)

призы и награды

Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Сергея в балете «Ангара» А. Я. Эшпая.
Премия Московского комсомола (1974).
Премия Ленинского комсомола (1978).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22.03.2001).
Орден Дружбы (1.10.2005).
III премия Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1965).

Родился 25 июня 1946 г. в Вене. В 1965 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в том числе и у Мариса Лиепы, был принят в балетную труппу Большого театра. Совершенствовал свое мастерство под руководством выдающегося танцовщика и педагога .
Актерское дарование, мощный темперамент и экспрессивность исполнительской манеры делали Акимова незаменимым участником премьер современного репертуара.
В 1979 г. Борис Акимов окончил педагогическое отделение Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
В 1980-88 гг. преподавал в этом институте (кафедра хореографии).
С 1989 г. является педагогом-балетмейстером Большого театра. Кроме того, выступал в этом качестве в лондонском театре Ковент Гарден, миланском Ла Скала, токийском Асами Маки балете, Венской государственной опере, Гамбургской государственной опере, Баварской государственной опере (Мюнхен), Королевском Датском балете (Копенгаген), Парижской национальной опере, Мариинском государственном академическом театре, Балете Базеля (Швейцария), Национальном балете Голландии (Амстердам) и Лондонской Королевской школе.
Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», режиссеры Ю. Григорович, В. Дербенев, 1978 г.) и телеэкранизации балета «Лебединое озеро» (1983 г.).
Пишет музыку, еще в советские времена выпустил диск вокальной лирики (на стихи Сергея Есенина).
В 2000-03 гг. Борис Акимов был художественным руководителем балетной труппы Большого театра.
В 2001-05 был профессором кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, в 2001-02 — исполняющим обязанности ректора академии, в 2002-05 - ее художественным руководителем.
В 2013 г. был председателем Художественного совета балетной труппы Большого театра.
Под его руководством репетируют Вячеслав Лопатин, Александр Войтюк и другие артисты балета.

Борис Акимов

Коррекционная хиромантия. Нарисуй свою судьбу

Линии на человеческой руке начертаны не без причины; они происходят из божественного влияния и собственной человеческой индивидуальности.

Аристотель

© Б. Акимов, 2011

© ООО «Амрита», 2014

Предисловие к пятому изданию

Здравствуйте, Борис Константинович!

Пишет Вам Р. C. из г. Алматы (Казахстан) Занимаюсь хиромантией 12 лет.

В прошлом году у себя я приобрела Ваши книги: «Коррекционная хиромантия» и «Зеркало кармы».

Я сразу сделала себе коррекцию. Проверила на себе. Благодаря треугольнику легких денег, я получила 6 раз деньги, совершенно неожиданные.

Применяю Вашу методику почти ко всем клиентам, причем рекомендую сама и показываю Вашу книгу. Некоторые клиенты слышали о методике и видели Вас и передачи с Вашим участием по телевизору. Сама я тоже видела, но использовать стала после приобретения и изучения Вашей книги.

Учитывая, что к хироманту приходят люди с нелегкой судьбой, то я лично нахожу коррекцию вполне применимой на практике. У меня есть такие клиенты, которые ходят по нескольку раз за «халявными деньгами».

Коррекция ущербных линий дает клиенту надежду и веру в будущее. Мне в работе коррекционная хиромантия помогает.

Борис Константинович, спасибо за знания, приобретя которые, Вы не скрываете, а передаете людям!

С уважением Р. С.

Здравствуй, Боря! Спасибо за «Исповедь хироманта». Проглотила за два дня. Молодец! Рада за тебя! Отличная книга. Реально многим поможет. Хочу тебя повеселить. Так как я все-таки ученый и медик («доктор в квадрате», как говорят друзья), то решила проверить твой метод коррекционной хиромантии на себе (Мечников отдыхает!). Проблем у меня, как и у всех, полно, решить их все я не в состоянии, в основном из-за отсутствия времени. Поэтому решила помочь себе твоим методом, прекрасно понимая, что это такое, для чего делается и как надо делать. Хотя сомнений было больше: ведь нет пророка в своем отечестве, а я тебя знаю уже не один десяток лет. Ну так, думаю, ради шутки, нарисую что-нибудь.

На следующее утро после прорисовки треугольника денег (которых, как всегда, не хватает, пришла в фитнес-центр на занятия по йоге (хожу в этот центр уже 11 лет, из них 5 лет на йогу), и администратор, которую я тоже вижу регулярно несколько лет, попросилась на прием. Прибыток. Значит, метод работает.

Три недели жду. Все спокойно. Надо еще попробовать. Рисую снова. На следующий день звонят коллеги с прежней работы и предлагают договор на разработку экологической программы, хотя с ними уже лет 10 не работаю. Не миллион, конечно, но деньги – они и в Африке деньги. Вот так!

Успехов! Пиши. Марина

Пять лет я хранил молчание. Пять лет применял свой метод почти ежедневно. Пять лет терпеливо ждал отдаленных результатов, чтобы удостоверится в правильности пути. Пять лет анализировал, пробовал и совершенствовал свою методику. Пять лет огранял бриллиант под названием «коррекционная хиромантия».

И сейчас я могу смело сказать: «На сегодня это самая эффективная методика, позволяющая изменить свою жизнь в соответствии с собственными пожеланиями! Да, коррекционная хиромантия работает!»

Долгое время я относился к хиромантии как к развлечению. Я применял ее в своей жизни и врачебной практике, но делал это, совершенно не афишируя своих знаний. У больного я рассматривал интересующие меня линии руки, измеряя пульс. Знакомясь с кем-то и глядя в глаза незнакомому мне человеку, я незаметно фиксировал все движения и анатомические особенности его руки. О его характере и наклонностях ладонь и пальцы говорили мне больше, чем глаза и мимика.

Имея достаточный опыт в хиромантии, все же как врач я видел в хиромантии только возможность диагностики, но не видел возможности лечения. Мне не была интересна хиромантия как предсказание будущего. Я просто не вижу смысла знать будущее. Я вижу смысл его творить.

Но случилось чудо: Судьба открыла мне истинное значение хиромантии – лечить жизнь человека.

Долгое время я не поддавался на уговоры друзей, учеников и добрейшей Гаяны Сергеевны – редактора издательства «Амрита-Русь», издавшего мою первую книгу, написать пособие по коррекционной хиромантии. Первая книга «Исповедь хироманта» посвящена мистике в жизни хироманта, а не хиромантии в жизни мистика, коим я себя считаю.

В тысячу первый раз проверял свой метод на практике, зная, что все должно пройти проверку временем. И справедливо полагал, что авторский метод работает только у автора.

Но час пробил. Знания, копившиеся столько времени и остававшиеся тайной, должны были открыться. Будучи мистиком по жизни, я иногда действую по подсказкам «сверху». Случай не заставил себя ждать: ко мне на прием пришла дама и стала с восторгом рассказывать, что есть такой способ исправления жизни человека, называется – коррекционная хиромантия. Я сделал вид, что не знаю о методе, и попросил ее подробнее рассказать, а потом признался в авторстве. Больше всего меня поразило то, что она употребила мною введенный термин «хирография», далеко не каждому известный.

С этим убеждением и пишу эту книгу.

Надеюсь, она поможет вам сделать вашу жизнь лучше.

Общая хиромантия

История вопроса

Если Судьба и разговаривает с человеком, то ее послания надо искать на его руке. Ведь рука – орган, присущий лишь духовному и творческому существу, человеку, она полностью отражает его индивидуальность. И рука всегда «под рукой». Чаще всего человек видит именно ее. Значит, рано или поздно он обратит внимание на знаки на ладони.

Хиромантия, как и медицина, зарождалась в разных человеческих культурах и в разные времена. Идея читать жизнь человеческую по раскрытой руке приходила на ум мистикам разных эпох и народов.

Первые хироманты появились в Египте, жрецы которого обладали глубокими эзотерическими знаниями примерно 6000 лет назад. В Китае различные гадательные практики были известны чуть позже – с 3000 г. до н. э. Китайские хироманты шли своим путем и в отличие от египетских уделяли большое внимание дерматоглифам – пальцевым рисункам. Это даже отразилось в забавном китайском поверье: «Один завиток – бедность, два – богатство, три, четыре – открывай ломбард, пять – стань торговцем, шесть – будешь вором, семь – встречай несчастье, восемь – ешь солому, девять – голодным не будешь никогда». Это поверье отражает достаточно наивные представления древних китайцев о дерматоглифике.

Упоминается хиромантия и в древних индийских Ведах.

Обычай гадать по пальцам существовал и на Руси. А. Фет пишет в автобиографическом стихотворении:

«Дай-ка ручки! – няня хочет
Посмотреть на их черты. -
Что, на пальчиках дорожки
Не кружками ль завиты?»

От египетских жрецов хиромантия, как и большинство знаний, попала в Древнюю Грецию и Римскую империю. Аристотель преподнес в подарок Александру Великому (Македонскому) трактат о хиромантии, написанный, как говорят, золотом.

Авиценна в своем «Врачебном каноне» упоминает о знаках на руках. Отцы современной медицины Гален и Гиппократ были специалистами в хиромантии. До сих пор студенты-медики изучают симптом, называемый «палец Гиппократа».

В Средние века ученые Иоганн вон Хаген и Парацельс внесли свой вклад в изучение хиромантии. Тогда и стали холмы называться в честь планет: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Аполлон, Меркурий. Считалось, что энергии этих планет формируют холмы на ладонях. В Средние века хиромантия была предметом, изучаемым в европейских университетах. Немецкий врач Ротман представил систему чтения руки, которая стала единым курсом на медицинских факультетах. Впрочем, в это время в Англии и Испании хиромантия считалась колдовством и преследовалась законом. В наше время в Лондоне самое большое количество хиромантов «на душу населения» – около двух десятков официально зарегистрированных специалистов по palmistry . В Москве настоящих хиромантов можно перечислить на пальцах одной руки.

В XIX веке французы д’Арпантиньи и Адольф де Барроль придали хиромантии современный вид, обосновав тезис, что личностные качества играют большую роль в судьбе самого человека и изучение их является обязательным для хироманта. На Востоке судьба считается неизменной. Де Барроль, будучи художником, в 1879 году внедрил технику оттисков ладоней. И он же обнаружил, что линии на ладони постоянно меняют свою форму, появляясь и исчезая. С той поры хиромантия стала хирологией – наукой, изучающей взаимосвязь психотипа, здоровья и событий, происходящих в жизни человека, по структуре, линиям и рисункам ладони. Параллельно хирологии появилась и дерматоглифика – наука о папиллярных рисунках ладони. В отличие от хирологии она официально признана. Ей просто повезло. Ею заинтересовались криминалисты, и дактилоскопия стала неотъемлемой частью криминалистики. А в 1892 году двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон выпустил свой классический труд о пальцевых рисунках, чем привлек внимание общественности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры