Что такое баритон гитара. Баритон-гитара - все об инструменте

Главная / Развод

Гитара уже давно заняла прочные позиции практически во всех известных стилях музыки и стала незаменимой почти во всех жанрах. На ней можно исполнять как раннюю лютневую музыку, так и современный рок, гранж и метал. Можно сказать, инструмент универсальный. Но как всегда есть свои «но»: диапазон гитары достаточно ограничен – всего четыре октавы (сравним с тем же роялем, у которого восемь без малого октав диапазона). Чтобы решить эту проблему, некоторые музыканты прибегают к использованию бас-гитары, другие перестраивают гитару более низко, но при этом теряют в качестве, есть и те, которые осваивают stick- и warr-гитары. Ну а кто-то более осведомленный использует баритон. Такую и другие гитары можно купить в магазине Музлайн, на сайте muzline.com.ua. Именно об этой гитаре пойдет речь в нашей статье.

Баритон, в принципе, устроен точно так же как и обычная гитара. Его корпус, механика и крепления ничем не отличаются. Но главной особенностью баритон-гитары является удлиненная мензура – расстояние от верхнего порожка до подставки.

Так, мензура обычной акустической гитаре с металлическими струнами составляет 23,7-25,7 дюймов при толщине струн 0,11-0,54, в то время как длинна мензуры баритона варьируется от 27 до 30,5 дюймов при толщине струн от 0,17 до 0, 95. Благодаря таким изменениям строй этой гитары можно настраивать значительно ниже EADGBE , к которому мы так привыкли.

Варианты настройки могут быть разными, начиная с легко достигаемого на обычной гитаре пониженного на два тона, заканчивая пониженным на кварту, а то и квинту строем. Последний является самым низким из неэкстремальных строев – ADGCEA.

Баритон-гитару можно назвать промежуточным этапом между обычной гитарой и бас-гитарой.

Датой рождения баритона считается конец пятидесятых годов. В 1957 году фабрикой компании Danelectro была изготовлена первая баритоновая электрогитара, которой был присвоен серийный номер #0001. Популярности сразу же эта гитара не приобрела – музыка того времени не имела особой нужды в низких звуках, которые предоставлял этот инструмент, а если потребность и возникала, ее можно было удовлетворить, используя бас. Но вскоре баритоновые гитары были оценены по достоинству, и популярность их начала стремительно расти. Они нашли свое место в surf-музыке (песни «Dance, dance, dance» и «Caroline, no» группы Beach Boys), а спустя какое-то время вошли в кантри (их неоднократно использовали Джонни Кэш, Вилли Нельсон и Мерл Хаггард).

Но уже в 1961 году фирмой Fender был выпущен инструмент, составивший серьезную конкуренцию баритоновой гитаре – BASS VI.

Эта бас-гитара позволяла расширить не только нижнюю часть диапазона басовых гитар, но высотную. Главной идеей BASS VІ являлась легкость, с которой музыканты, играющие на обычной гитаре, могли бы играть на басу. Есть информация, что BASS VI использовался Джоном Ленноном и Джорджем Харрисоном в некоторых композициях Beatles. Но по словам Майка Фримена, основателя thebaritoneguitar.com, баритоновые гитары создавались как некий промежуточный этап между басом и обычной гитарой.

Такая конкуренция воспринималась серьезно не долго. Произведение Fender, как и все его последующие аналоги, не удержало позицию конкурента надолго, да и не могло. Во-первых, гитаристам было очень не привычно играть на BASS VI, во-вторых, диапазон вверху был расширен благодаря добавочной струне С – это ниже на уменьшенную октаву второй гитарной струны.

Спустя какое-то время в истории баритоновой гитары пришел следующий период, который ознаменовался закреплению ее позиций в рок-музыке. Это заставило задуматься многих производителей о создании аналогов Danelectro baritone, в результате чего были созданы Gretch (модель 5265), Gibson (EB-6) и другие модели фирм PRS Guitars, Music Man, Burns London. Кстати, Danelectro тоже создала несколько модификаций своего детища - innuendo и longhorn. Так как инструмент не пользовался особой популярностью, партии его не отличались особым размахом, именно поэтому они представляют собой особый интерес для музыкальных ценителей.

Истинный интерес музыкальных кругов к баритону разгорелся в период становления рок-музыки в нынешнем понимании, который пришелся на восьмидесятые годы ХХ столетья. В этот период музыкальные группы преследовали одну цель – обрести более тяжелое, басовой звучание, чтобы получить «грув». Для этих целей как ни что другое подходил баритон. Первопроходцами в использовании этого инструмента в роковой музыке стали группы Sonic Youth, которые славились своими шумовыми эффектами, и Butthole Surfers, стоявшие у истоков альтернативного рока.

Тот же Фримен в одном из своих интервью говорит, что еще десять-пятнадцать лет тому назад Соединенные Штаты и Англия ничего не знали о баритон-гитарах, и лишь благодаря развитию тяжелой музыки возросла потребность в гитарах с пониженным басовым диапазоном, а следственно и потребность в подобного рода инструментах. Конкуренцию баритону долгое время составляла семиструнка, и в итоге именно она завоевала популярность, так как музыканты отдавали предпочтение в большинстве случаев ей. Это достаточно странно, ведь освоить баритон-гитару гораздо легче, на ней могут играть музыканты, играющие на обычных гитарах.

Помимо семиструнной гитары, для добавочного баса использовались шестиструнные басы, настроенные вверх. Но все эти попытки не идут в сравнение с удобством и функциональностью баритон-гитары, позволяющей получить низкий басовый звук без потери качества и особых усилий со стороны играющего.

Вечные соперники – семиструнная гитара и баритон – стали объектами рассмотрения гитарного мастера Джима Соловья. Вот что он говорит по этому поводу: «Главным преимуществом баритон-гитары является то, что она не требует от музыканта сверхподготовки: он играет так же, как и обычно, просто все опускается вниз. Теперь о недостатках. Во-первых, все песни нужно транспонировать в другие тональности, но для людей музыкально грамотных это вряд ли будет проблемой. Вторым существенным недостатком является потеря верхнего диапазона инструмента, который особенно важен для исполнения сольных партий, в которых редко встречаются ноты ниже второй октавы.

К преимуществам семиструнки можно отнести то, что все песни остаются в оригинальных тональностях; по сути, к имеющемуся диапазону гитары добавляются несколько басовых низких тонов, сохраняя при этом высоту звука верхних струн. Главным же недостатком является потребность переучиваться, чтобы быть способным легко использовать преимущества гитары с добавочной струной. Подводя итог, скажу, что все зависит от того, чего вы хотите, и ваших возможностей. Если у вас нет времени/желания переучиваться, но нужно получить нужный звук, лучше выбрать баритон. Если же вы готовы переучиваться и не боитесь серьезной работы, возьмите семиструнную гитару».

Одним самых знаменитых музыкантов того времени, отдавших предпочтение баритону, стал Майк Мушок из культовой группы Staind, ставший кумиром для многих музыкантов конца ХХ века. К концу девяностых на пик популярности вышел жанр металла, который имеет много стилевых ответвлений, объединенных тяготением к максимально низкому звучанию. В этот стиль баритон вписался очень органично. В своем творчестве его использовали Дилан Карлсон, игравший в группе the Earth, Терри Тираниши, гитарист арт-рок-метал-альтернатив коллектива Thrice, Ко Мелина из гаражной группы Dirtbombs и многие другие.

Но это далеко не полная картина применения баритон-гитары. Она используется во многих стилях и жанрах музыки, таких как джаз, фолк, рок, акустическую поп-музыку и даже произведения для классической гитары.

Наибольший же интерес привлекают музыканты, посвятившие себя инструментальным жанрам. Они в полной мере используют возможности этого интересного инструмента. К ним относятся:

Andy McKee - тэппинг

Don Ross - фингерстайл

Iain Micah Weigert - кантри

Это далеко не полный список тех, кто отдал предпочтение баритону. Даже больше – практически каждый серьезный гитарист хоть раз, да прикоснулся к этому инструменту.

Гитара уже давно заняла прочные позиции практически во всех известных стилях музыки и стала незаменимой почти во всех жанрах. На ней можно исполнять как раннюю лютневую музыку, так и современный рок, гранж и метал. Можно сказать, инструмент универсальный. Но как всегда есть свои «но»: диапазон гитары достаточно ограничен - всего четыре октавы (сравним с тем же роялем, у которого восемь без малого октав диапазона). Чтобы решить эту проблему, некоторые музыканты прибегают к использованию бас-гитары, другие перестраивают гитару более низко, но при этом теряют в качестве, есть и те, которые осваивают stick- и warr-гитары. Ну а кто-то более осведомленный использует баритон . Именно об этой гитаре пойдет речь в нашей статье.

Баритон , в принципе, устроен точно так же как и обычная гитара. Его корпус, механика и крепления ничем не отличаются. Но главной особенностью баритон-гитары является удлиненная мензура - расстояние от верхнего порожка до подставки.
Так, мензура обычной акустической гитаре с металлическими струнами составляет 23,7-25,7 дюймов при толщине струн 0,11-0,54, в то время как длинна мензуры баритона варьируется от 27 до 30,5 дюймов при толщине струн от 0,17 до 0, 95. Благодаря таким изменениям строй этой гитары можно настраивать значительно ниже EADGBE , к которому мы так привыкли.
Варианты настройки могут быть разными, начиная с легко достигаемого на обычной гитаре пониженного на два тона, заканчивая пониженным на кварту, а то и квинту строем. Последний является самым низким из неэкстремальных строев - ADGCEA.
Баритон-гитару можно назвать промежуточным этапом между обычной гитарой и бас-гитарой.

Датой рождения баритона считается конец пятидесятых годов. В 1957 году фабрикой компании Danelectro была изготовлена первая баритоновая электрогитара , которой был присвоен серийный номер #0001. Популярности сразу же эта гитара не приобрела - музыка того времени не имела особой нужды в низких звуках, которые предоставлял этот инструмент, а если потребность и возникала, ее можно было удовлетворить, используя бас. Но вскоре баритоновые гитары были оценены по достоинству, и популярность их начала стремительно расти. Они нашли свое место в surf-музыке (песни «Dance, dance, dance» и «Caroline, no» группы Beach Boys), а спустя какое-то время вошли в кантри (их неоднократно использовали Джонни Кэш, Вилли Нельсон и Мерл Хаггард).

Но уже в 1961 году фирмой Fender был выпущен инструмент, составивший серьезную конкуренцию баритоновой гитаре - BASS VI .

Эта бас-гитара позволяла расширить не только нижнюю часть диапазона басовых гитар, но высотную. Главной идеей BASS VІ являлась легкость, с которой музыканты, играющие на обычной гитаре, могли бы играть на басу. Есть информация, что BASS VI использовался Джоном Ленноном и Джорджем Харрисоном в некоторых композициях Beatles. Но по словам Майка Фримена, основателя thebaritoneguitar.com, баритоновые гитары создавались как некий промежуточный этап между басом и обычной гитарой.

Такая конкуренция воспринималась серьезно не долго. Произведение Fender, как и все его последующие аналоги, не удержало позицию конкурента надолго, да и не могло. Во-первых, гитаристам было очень не привычно играть на BASS VI , во-вторых, диапазон вверху был расширен благодаря добавочной струне С - это ниже на уменьшенную октаву второй гитарной струны.

Спустя какое-то время в истории баритоновой гитары пришел следующий период, который ознаменовался закреплению ее позиций в рок-музыке. Это заставило задуматься многих производителей о создании аналогов Danelectro baritone, в результате чего были созданы Gretch (модель 5265), Gibson (EB-6) и другие модели фирм PRS Guitars, Music Man, Burns London. Кстати, Danelectro тоже создала несколько модификаций своего детища - innuendo и longhorn. Так как инструмент не пользовался особой популярностью, партии его не отличались особым размахом, именно поэтому они представляют собой особый интерес для музыкальных ценителей.

Истинный интерес музыкальных кругов к баритону разгорелся в период становления рок-музыки в нынешнем понимании, который пришелся на восьмидесятые годы ХХ столетья. В этот период музыкальные группы преследовали одну цель - обрести более тяжелое, басовой звучание, чтобы получить «грув». Для этих целей как ни что другое подходил баритон. Первопроходцами в использовании этого инструмента в роковой музыке стали группы Sonic Youth, которые славились своими шумовыми эффектами, и Butthole Surfers, стоявшие у истоков альтернативного рока.

Тот же Фримен в одном из своих интервью говорит, что еще десять-пятнадцать лет тому назад Соединенные Штаты и Англия ничего не знали о баритон-гитарах, и лишь благодаря развитию тяжелой музыки возросла потребность в гитарах с пониженным басовым диапазоном, а следственно и потребность в подобного рода инструментах. Конкуренцию баритону долгое время составляла семиструнка, и в итоге именно она завоевала популярность, так как музыканты отдавали предпочтение в большинстве случаев ей. Это достаточно странно, ведь освоить баритон-гитару гораздо легче, на ней могут играть музыканты, играющие на обычных гитарах.

Помимо семиструнной гитары, для добавочного баса использовались шестиструнные басы, настроенные вверх. Но все эти попытки не идут в сравнение с удобством и функциональностью баритон-гитары , позволяющей получить низкий басовый звук без потери качества и особых усилий со стороны играющего.

Вечные соперники - семиструнная гитара и баритон - стали объектами рассмотрения гитарного мастера Джима Соловья. Вот что он говорит по этому поводу: «Главным преимуществом баритон-гитары является то, что она не требует от музыканта сверхподготовки: он играет так же, как и обычно, просто все опускается вниз. Теперь о недостатках. Во-первых, все песни нужно транспонировать в другие тональности, но для людей музыкально грамотных это вряд ли будет проблемой. Вторым существенным недостатком является потеря верхнего диапазона инструмента, который особенно важен для исполнения сольных партий, в которых редко встречаются ноты ниже второй октавы.
К преимуществам семиструнки можно отнести то, что все песни остаются в оригинальных тональностях; по сути, к имеющемуся диапазону гитары добавляются несколько басовых низких тонов, сохраняя при этом высоту звука верхних струн. Главным же недостатком является потребность переучиваться, чтобы быть способным легко использовать преимущества гитары с добавочной струной. Подводя итог, скажу, что все зависит от того, чего вы хотите, и ваших возможностей. Если у вас нет времени/желания переучиваться, но нужно получить нужный звук, лучше выбрать баритон . Если же вы готовы переучиваться и не боитесь серьезной работы, возьмите семиструнную гитару».

Одним самых знаменитых музыкантов того времени, отдавших предпочтение баритону , стал Майк Мушок из культовой группы Staind, ставший кумиром для многих музыкантов конца ХХ века. К концу девяностых на пик популярности вышел жанр металла, который имеет много стилевых ответвлений, объединенных тяготением к максимально низкому звучанию. В этот стиль баритон вписался очень органично. В своем творчестве его использовали Дилан Карлсон, игравший в группе the Earth, Терри Тираниши, гитарист арт-рок-метал-альтернатив коллектива Thrice, Ко Мелина из гаражной группы Dirtbombs и многие другие.

Но это далеко не полная картина применения баритон-гитары . Она используется во многих стилях и жанрах музыки, таких как джаз, фолк, рок, акустическую поп-музыку и даже произведения для классической гитары.
Наибольший же интерес привлекают музыканты, посвятившие себя инструментальным жанрам. Они в полной мере используют возможности этого интересного инструмента. К ним относятся:

Andy McKee - тэппинг
Don Ross - фингерстайл
Iain Micah Weigert - кантри
Clifton Hyde.

Это далеко не полный список тех, кто отдал предпочтение баритону . Даже больше - практически каждый серьезный гитарист хоть раз, да прикоснулся к этому инструменту.

Почти в любом музыкальном стиле гитара с давних времен смогла занять надежное место, оказавшись в качестве незаменимого инструмента почти в каждом жанре. Можно говорить, что это инструмент универсального типа. Однако, имеется один недостаток. Обычная гитара имеет ограниченный диапазон. Он состоит из четырех октав. У фортепиано, для примера, диапазон составляет восемь октав. В музыкальных коллективах для использования широкого диапазона частот в дуэте с гитарой применяют . Некоторые гитаристы экспериментируют со звуком и настраивают гитары в . Но существует инструмент, который может исправить недостаток обычной гитары. Это баритон гитара.

Вообще одно из значений понятия баритон в музыке – это мужской голос, который является средним между басом и тенором. Также и у гитаристов.

Баритон – это нечто среднее между бас гитарой и обычной гитарой.

Акустическая баритон гитара

Баритон гитары бывают акустические и электро. По сути внешних отличий от обычных гитар нет. совпадают. Отличия кроются в следующих моментах:

  1. Мензура. Скажу кратко, что обычная мензура электрогитар составляет 24,75 или 25,5 дюймов. Для бас гитары – 34 дюйма. Более подробно можно прочитать в . А вот в баритон гитаре мензура может варьироваться от 27 до 30 дюймов. Всё зависит от производителя и от модели.
  2. . Для баритон гитары применяют струны более толстого диаметра в отличие от обычной электрогитары. Комплекты струн бывают разные. Например, .013 — .060 или.012 — .068. А бывают и такие — .026 .035 .044 .055 .075 .095. Для баритон гитары Schecter Hellcat VI.
  3. Строй гитары. Тут у каждого музыканта своя настройка инструмента. Чаще всего стандартный строй баритон гитары следующий: B-E-A-D-F#-B. Это на два тона ниже обычного гитарного строя.
  4. Звучание. Естественно, звучит баритон гитара низко, басовито. Она хорошо подходит для тяжелых стилей музыки.

Schecter Hellcat VI

Конец 50-х годов двадцатого века считают временем появления баритона. Первая модель электрогитары с баритоновым звучанием (ей дали номер #0001) выпустили в 1957 году на фабрике фирмы Danelectro.

Инструмент не сумел стать быстро популярным – музыка в тот период времени не нуждалась в применении невысоких звуков, представляемым этим инструментом. Когда это и надо было, пользовались басом. Однако, спустя некоторое время баритон гитары оценили и уровень их популярности стал увеличиваться. Они смогли найти себе место в surf-музыке, а также по истечению некоторого времени вошли в стиль кантри (они часто использовались Джонни Кэшем, Вилли Нельсоном и Мерли Хаггардом).

В 1961 году выпустила инструмент, который составил конкуренцию баритоновой гитаре – BASS VI. Спустя какое-то время были созданы такие аналоги Danelectro baritone, как Gretch (модель 5265), Gibson EB-6, а также иные модели фирм PRS Guitars, Burns London, Music Man.

Fender Bass VI


Настоящий интерес к баритону стал разгораться тогда, когда происходило становление тяжелого рока (80-е года двадцатого столетья). В течение этого периода перед музыкальными коллективами ставилась единственная цель, заключающаяся в достижении более тяжелого звучания. Для этого как нельзя лучше подошло применение баритона. Одними из первых, кто воспользовался этим инструментом в роке, были группы Sonic Youth и Butthole Surfers, находившиеся в начале появления направления этого альтернативного жанра.

Баритон гитара

Баритон-гитара представляет собой промежуточный этап между басом и обычной шестиструнной гитарой. Собственно, внешней разницы неофит и не заметит - тот же корпус, тот же гриф, те же крепления - однако впечатление об их идентичности развеется с первыми же звуками: баритон-гитара, как следует из названия, звучит значительно ниже привычной. Диапазон ее настройки варьируется от DGCFAD - что всего на тон ниже стандартной, до ADGCEA - что на кварту ниже. Еще кварта - и будет бас.

Подобного эффекта помогает достичь увеличенная мензура (расстояние от верхнего порожка до подставки) - по сравнению с привычной длиной обычной шестиструнки (от модели к модели она варьируется от 23 до 26 дюймов), мензуральная длина баритона лежит между 27.5 и 30 дюймами (у баса, для справки, она 34). Соответственно, это диктует и другую толщину струн: если золотая середина тенора пролегает от.012 до.054, то у баритона она находится от.017 до.095.

баритон гитара

История баритон-гитары.

Ошибочно полагать, будто баритон-гитара - продукт эволюции и плод любви баса и тенора; были в сфере баритональных струнных щипковых инструментов и другие аналоги. Обычно принято упомянать так называемый гитаррон (guitarron mexicano - мексиканская большая гитара) - действительно огромный инструмент, с виолончель размером, настраиваемый на квинту ниже обычной гитары: ADGCEA, под вдохновением от которого Эрни Бол в 1972 году сконструировал акустический бас.

Баритон же появился в 1954, на фабрике Danelectro, как своего рода предтеча тяжелого звука - но в тогдашней музыкальной общественности надобности в нем наблюдалось. Инструмент "не выстрелил" - мало раскупался, мало использовался, не обрел особой популярности... Собственно, с ним случилось самое страшное, что могло произойти с инструментом в те годы - он начал использоваться в саундтрэках к вестернам. И даром бы режиссером был Клинт Иствуд!

Однако среди авторов кантри, столь распространенного в этом жанре кино, были и такие значимые фигуры как Джонни Кэш и Дуэйн Эдди (оба нонче пребывают в зале славы рок-н-ролла, несмотря на то, что кантри) - и во многом благодаря ним (а также Вилли Нельсону, Мерлу Хаггарду и прочим) баритон постепенно нашел себя в музыке. И вскоре появился в серфе - авангарде зараждающегося рока: пионеры этого жанра Beach Boys и, конкретнее, их гитарист Брайан Уилсон, записали две песни с баритоном: "Dance, Dance, Dance" и "Caroline, No". За ним последовал Джек Брюс из Cream (большой поклонник Bass VI), Джон Энтвистл из the Who и, конечно, Битлы - Леннон и Харрисон..

Долго ли, коротко ли, но количество моделей баритон-гитары возросло до космических масштабов - помимо двух версий у danelectro, таковыми обзавелись еще и Gretsch, Guild, Gibson, PRS, Music Man и кто только не; партии не поражали размерами, в силу специфичности инструмента, однако было видно, что баритон is here to stay.

На поле тяжелого звука конкуренцию баритону составлял Bass VI, выпущенный в 1961 году под знаменами фирмы Fender - инструмент, позволявший расширить диапазон бас-гитары как вниз (добавочная B), так и вверх (добавочная C). Помимо него, популярность обретала русская семиструнка, чей "тяжелый" потенциал к тому времени уже был оценен по достоинству.

Все эти инструменты неоднократно сравнивались - в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Что касается баритона, то картина соотношения pros & cons очевидна: минусами его является потеря верхнего диапазона (вряд ли необходимого для инструмента, играющего ритм) и специфика строя, подразумевающая транспонирование всех партий (не составящее труда для людей, мало-мальски соображающих в музтеории), несомненным плюсом - легкость в освоении: инструмент не требует ни новых аппликатур, ни наращивания особого скилла игры, вся раскладка партий - идентична тенору, ну и, соответственно, отчасти басу.

Так они и шли втроем - Баритон, Семиструнка и Шестиструнный - шли и вошли в эру тяжелой музыки. Первыми сигналами для популярности баритона стало использование его группами Sonic Youth и Butthole Surfers - потом за ними потянулись Staind (гитарист Майк Мушок, создатель собственной линейки, в частности, баритонов), the Earth (Дилан Карлсон), Стив Рэй Вон, Fugazi и многие другие. Послужной список баритона - от кантри до метала, с остановками на гранже, гаражном роке и даже, прости осспади, J-key.

Впрочем, большинство вышеуказанных исполнителей использовали баритон в качестве инструмента ритм-секции - что вряд ли может вдохновить на его изучении при прослушивании их композиций. Самыми интересными в этом плане являются гитаристы-стэндэлонщики: Пэт Метени, Энди МакГи, Дон Росс, Клифтон Хайд и прочие.

Time to make a choice

"..Некоторые музыканты используют ее [баритон-гитару] как замену басовым инструментам, в то время как другие используют баритон для добавления новых оттенков в звук их гитар. Однако используя ее, учтите (факт, подтвержденный опытом) - осторожней смешивайте и связывайте эти гитары. Даже если музыка просто суперски аранжирована, бас, стандартная гитара и баритон в сочетании могут дать жуткую сумятицу и какофонию. ...

Выбирая баритон-гитару для своего арсенала, учтите, что длина мензуры варьируется от производителя к производителю. Некоторые компании делают мензуры баритонов почти той же длины, что и на стандартной электрогитаре, что обычно приводит к более отчетливым средним частотам. Другие баритоны оснащены длинными мензурами - некоторые даже экстремальными 30.5 дюймами - что является промежуточным этапом между гитарой и басом.

Толщина струн, используемых для баритон-гитар, варьируется обычно от.012-.054 до.017-.080. Размер струны и длина мензуры очень сильно влияют на звук и "играбельность" инструмента, так что поэкспериментируйте, что лучше для вас.

Еще одна проблема может крыться в настройке. Некоторые инструменты сделаны для строя на кварту, а то и квинту ниже стандартной гитары, другие - на октаву ниже [редакция имеет заметить, что здесь речь идет о басе]. Альтернативные строи также распространены, в том числе и открытые. Обычные гитарные параметры тоже должны быть вами рассмотрены при выборе: тремоло или стоптэйл, конфигурация звучков, ширина грифа и т.д.

Быстрый поиск выдает несколько компаний, производящий баритон-гитары. Наиболее крупными именами среди них являются Ibanez, Gibson и Fender. Также есть лютье, производящие кастомные инструменты, как электрические, так и акустические. Хорошим выбором может стать Fender Jaguar Baritone Specail HH, с 27 дюймовой мензурой, оснащенной звукоснимателями Dragster.."

Где купить баритон гитару

К нашему стабильному, но оттого не менее громадному сожалению, баритон-гитары в России зверь по-прежнему незнакомый и мало распространенный. Ореал обитания - преимущественно Москва/Питер, да и там их днем с огнем не сыщешь. Можно попробовать найти предложения б/у на форумах, можно - заказать из Америки: цена сильно варьируется от модели к модели, начинаясь где-то от пяти с половиной сотен (это где-то 17.000) - верхней планки, понятно, не существует.

Стоит ли оно того? Да, если есть лишние 17.000 - потому что гитара очень универсальна. По собственному опыту скажу, что ею можно заменять и бас (в случае с акустическими ансамблями, на мой вкус, даже нужно), и обычную шестиструнную гитару (каподастр при случае поможет).

Кроме того, эта гитара идеальна для аккомпанемента вроде "вокал-гитара", где высокий диапазон не нужен - и, в отличие от семиструнок, использовавшихся бардами как раз для привычного вальсового щипка, она еще и не требует дополнительного освоения.


      Дата публикации: 30 января 2012 г.

Гитара - инструмент уникальный прежде всего тем, что подходит практически для любых жанров и стилей. На ней играют метал и раннюю лютневую музыку, гранж и сложнейшие фортепианные этюды. Однако любой гитарист рано или поздно чувствует нехватку звукового диапазона в гитаре. В общем-то, всего четыре октавы - против тех же восьми без малого у рояля. Справляются с этим по-разному: кто-то использует бас, кто-то ухищряется осваивать разнообразные stick- и warr-гитары, кто-то настраивает гитару в экстремально-низкие строи (с предсказуемым качеством звука), а кто-то - без лишней мороки и проблем - берет баритон.

Ч то же такое, по сути, баритон-гитара и чем она отличается от обычной? Это та же гитара - тот же корпус, та же механика, те же крепления - только с удлиненной мензурой, то есть, расстоянием от верхнего порожка до подставки. Для сравнения, на обычной акустике с металлическими струнами длина мензуры составляет от 23.7 до 25.7 дюймов, а диаметр струны варьируется от.011 до.054. Длина же мензуры на баритонах лежит между 27 и 30.5 (у бас-гитары, например, 34), а толщина струн - от.017 до.095. Эта модификация, как не трудно догадаться, позволяет настраивать гитару значительно ниже привычного EADGBE - вариантов настройки много, от пониженного на два тона (строй, легко достигаемый на обычной гитаре) до пониженного на кварту, а то и квинту (самый низкий из неэкстремальных - ADGCEA). Это делает баритон-гитару как бы промежуточным этапом между бас-гитарой и обычной гитарой.

Первые баритон-гитары появились в конце пятидесятых прошлого века: в 1957 году на фабрике компании Danelectro была выпущена баритоновая электрогитара с серийным номером #0001. Особого фурора данное новшество не произвело, потому как низкий звук не был востребован в тогдашней музыкальной среде - а если возникала такая надобность, группы предпочитали использовать бас. Впрочем, постепенно популярность баритоновых гитар росла и вскоре они нашли свое место в surf-музыке (например, басист и вокал группы Beach Boys Брайан Уилсон записал две песни с использованием баритон-гитары - Dance, Dance, Dance и Caroline, No .), а потом мода на баритон перешла в музыку кантри - к этому инструменту неоднократно прибегали Джонни Кэш, Вилли Нельсон и Мерл Хаггард.

Впрочем, уже 1961 году у баритон-гитары возник серьезный конкурент - BASS VI, выпущенный фирмой Fender, позволявший расширить как басовый, так и высотный диапазоны басовых гитар.

"Идея создания Bass VI заключалась в том, чтобы музыканты, играющие на обычных гитарах, могли с легкостью играть на басу (говорят, Джон Леннон и Джордж Харрисон использовали Bass VI в некоторых песнях Beatles, когда Маккартни играл на пианино), - говорит основатель thebaritoneguitar.com Майк “064” Фримен. - Баритон же делался как некий проходной этап между басом и стандартной гитарой."

Настоящей конкуренции между этими инструментами, впрочем, сложиться не могло - BASS VI (как и все его последующие аналоги) был очень непривычен для рук гитариста, да и высотный диапазон расширился лишь за счет добавочной струны С, что аж на уменьшенную октаву ниже второй гитарной струны.

Вскоре баритоновая гитара заняла прочную позицию в рок-музыке - аналогами danelectro baritone (и двух его модификаций - innuendo и longhorn) вскоре обзавелись такие производители как Gretch (модель 5265), Gibson (EB-6), PRS Guitars, Music Man, Burns London и некоторые другие. Ввиду малой популярности инструмента, партии были очень ограничены - и сейчас представляют особенную ценность для коллекционеров.

Настоящий же расцвет популярности данного инструмента наступил в восьмидесятые, на заре становления рок-музыки, какой мы ее сейчас понимаем - группы стремились получить более тяжелый, басовый и "грувный" саунд - и многие обратились к баритону. Пионерами его в рок-музыке стали коллективы Sonic Youth с вечными шумовыми экспериментами и Butthole Surfers, предтечи альтернативного рока.

Вскоре подтянулись и остальные. Некоторые, конечно, использовали "привычную" семиструнную гитару для добавочного баса, некоторые развлекались, настраивая шестиструнные басы вверх - однако в плане удобства и функциональности баритон-гитара давала обоим способам сто очков вперед.

"В Соединенных Штатах и Англии баритон-гитары были толком никому не известны, пока десять-пятнадцать лет тому назад интерес к гитарам с пониженным басовым диапазоном не возрос благодаря тяжелой музыке, - говорит Фримен в разговоре с сайт - Она (баритон-гитара – прим. ред. ) конкурировала с семиструнной, и та в итоге завоевала большую популярность, так как метал-гитаристы играли преимущественно на ней. Это печально, потому что баритон-гитара значительно легче в освоении, она подходит игрокам на обычных гитарах."

Преимущества того и этого инструмента неоднократно разбирал гитарный мастер Джим Соловей: "Преимущество баритон-гитары в том, что в ней нет учебной маяты. Вы играете так же, как всегда, оно просто транспонировано вниз. Недостатки в том, что «а» - все песни получаются в другой тональности (что для людей, минимально знакомых с музтеорией, вряд ли выльется в проблему) и «б» - вы теряете верхний диапазон инструмента (особенно ценный для соло-гитары, в партиях которых редко услышишь ноты ниже второй октавы). Преимущества семиструнной гитары в том, что «а» - все остается в той же тональности, «б» - вы просто добавляете лишние несколько тонов в басовый диапазон инструмента, «в» - сохраняя при этом всю высоту звука на верхний струнах. Недостаток же в том, что вам придется долго переучиваться, чтобы научиться хорошо использовать эти преимущества с добавочной струной. Так что все зависит от ваших целей и обязательств: если вы хотите немедленно получить нужный звук без затраты времени на обучение, берите баритон. Если же вы готовы к мороке с обучением и серьезно подходите к делу, берите семиструнку".

Одним из популяризаторов баритон-гитары того времени стал культовый Майк Мушок из культовой же группы Staind. А ближе к концу девяностых в зенит вошел жанр метала с его многочисленными стилевыми ответвлениями, объединявшимися максимально-низким звучанием - жанр, в котором баритон был органичен, как ничто другое. На нем играл Дилан Карлсон из the Earth, Терри Тираниши из арт-рок-метал-альтернатив-коллектива Thrice, Ко Мелина из гаражной группы Dirtbombs - словом, многие.

Однако помимо кантри-певцов и хард-рок коллективов, баритон-гитара нашла себя и во многих других жанрах, не исключая даже классическую гитару (в которой-таки больше была распространена семиструнка): на баритоне играют джаз, фолк, рок, акустическую поп-музыку - словом, что только не играют.

Однако наиболее интересными являются музыканты-инструменталисты, максимально использующие возможности данного инструмента - среди них особенно интересны:

Впрочем, их много - и мало кто из серьезных гитаристов хоть раз да не прикоснулся бы к баритону.

___

Я неоднократно наблюдал удивленные глаза знакомых музыкантов, когда они видели мою баритон-гитару - эк, мол, ее растянуло-то! Баритон также совершенно неизвестный зверь и на студиях. В некоторых магазинах помельче говорят "о, баритон, можно поиграть?"

Это очень приятно, конечно, обладать такой диковинкой, но вообще же все это скорее печально: баритон-гитара очень мало известна в России - и при том, что она обладает уникальным звучанием (не достигаемым на семиструнке, например). Мало того, что ее почти нигде не найти - ее игнорируют даже поисковые системы, на запрос о баритон-гитарах предлагающие купить тоже баритон - но саксофоны. Какая, дескать, разница, звучит-то низко, и правда что…

Впрочем, ошибочно полагать, будто за рубежом дела обстоят лучше - вот, специально расспросил Майка об этом: уж если не его, тогда кого?..

Freeman: … впрочем, нет, новые модели по-прежнему производятся, большинство серьезных гитаристов о ней [гитаре, то бишь] слышали.. Не знаю, я не предвижу большого увеличения интереса к баритону в ближайшем будущем, но есть все основания полагать, что она не пропадет с горизонта. Другими словами, баритон-гитара is here to stay (укоренилась, букв. осталось здесь – прим. ред. ).

сайт: "Здесь, а не там", к сожалению, - пишу я. - Но мы не намерены с этим мириться!

Freeman: Благое “ненамерение”, - смеется Майк. - Удачи!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры