Доктор Кто. Сумасшедший с будкой

Главная / Развод

Кто такая TARDIS? Этот вопрос заинтересовал меня после разложения этой аббревиатуры на отдельные слова и их перевода. Почему наши переводчики назвали TARDIS «машиной для перемещения в пространстве и времени»? Ни одно из слов, входящих в аббревиатуру не обозначает «машину», однако в самом сериале есть эпизод, где Доктор после расшифровки аббревиатуры добавляет: «в общем, это сложно…»

Итак, давайте внимательно посмотрим на имя корабля. TARDIS – Time and Relative Dimension(s) in Space. В этой расшифровке нет ни единого слова о машине хоть как-либо взаимодействующей с пространством и временем, зато есть само Время и какие-то относительные измерения в Пространстве. Согласитесь, о корабле с таким именем действительно проще сказать: «это сложно».

Ну что ж, в таком случае, а что вообще мы знаем о TARDIS?

Во-первых, самое главное то, что она «живая» - на Галлифрее TARDIS растут, а не конструируются (эп. «The Impossible Planet»).

Во-вторых, имеет свое телепатическое поле (эп. «The End of the World»), а так же телепатический и энергетический симбиоз с пилотом. Упоминается, что для полета и перемещения TARDIS необходима «артронная энергия», представляющая собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей Времени (эп. «The Deadly Assasin», «Four to Doomsday»).

Кстати, вопрос почему «Time Lord» перевели как «Повелитель Времени» тоже весьма интересен, но к нему мы вернемся позже.

Так же между пилотом и TARDIS устанавливается еще и биологический симбиоз, который позволяет избегать физического стресса при перемещениях во времени. Без этого полет может закончиться молекулярной дезинтеграцией (эп. «The Two Doctors»). Но тогда возникает еще один вопрос, как же спутники Доктора могли путешествовать с ним без вреда для себя?

В-третьих, TARDIS может принимать самостоятельные решения, что ярко показано в эпизоде «Грань уничтожения» («The Edge of Destruction»), проявлять эмоции и даже заботу о своем пилоте. С третьей серии от начала показа упорно намекают, что корабль «живой», обладает интеллектом и связан с теми, кто в нем путешествует. Восьмой Доктор так же называет TARDIS «сентиментальной».

Теперь давайте поговорим немного о пространстве и времени, ведь TARDIS – «машина» для перемещения между ними. Начнем, пожалуй, со времени – первая буква аббревиатуры – «Time». В эпизоде «Boom Town», когда часть консоли TARDIS открылась, виден белый ослепляющий свет, который Доктор называет «сердцем TARDIS». Позже, в серии «The Parthing of the Ways » нам рассказывают, что так называемое «сердце» соединено с энергией временной воронки (Time Vortex). То есть получается, что сущность TARDIS – это само Время. Живое, разумное, умеющее чувствовать Время.

Но сущность - это еще не вся TARDIS. Поэтому, посмотрев в начало, давайте посмотрим в конец. Последняя буква аббревиатуры – «Space» - «пространство».

Все спутники Доктора, попав в TARDIS, говорят одни и те же слова: «она больше внутри». Это очевидно, стоит переступить порог полицейской будки, сразу видно, что TARDIS огромна. Конкретная ее вместимость, правда, не уточняется, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею, которая является неработающей станцией, ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько складов (эп. «The Invasion of Time»). Так же в более поздних сериях упоминается кухня и библиотека. В период Пятого Доктора мы узнаем, что в TARDIS есть Нулевая комната, защищенная от остальной Вселенной. Части TARDIS могут быть изолированы друг от друга или изменены. А в эпизоде «Castrovalva» Доктор говорит, что ему известно только 25% помещений TARDIS. После этого конец аббревиатуры незаметно становится почти что бесконечным.

Итак, что же мы узнали? Сущность TARDIS – это Время, но также TARDIS является еще и Пространством. А что находится посередине?

Давайте, теперь разложим мозаику полностью:

TARDIS
Time – время
and – и
Relative – относительный
Dimension(s) – измерение(я)
in – в
Space – пространство

И в середине у нас появляется «Relative Dimension(s)» - «относительное измерение» или «отношение измерений».

В эпизоде «The Robots of Death» то, что TARDIS внутри намного больше, чем снаружи объясняется тем, что TARDIS «пространственно трансцендентальна». Имеется ввиду, что ее внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. Четвертый Доктор пытается объяснить это своему компаньону, используя в качестве аналогии такой пример: «большой куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время».

Исходя из этого, можно сказать, что TARDIS – это Время, Пространство и соединяющие все их измерения.

А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному ранее. Почему «Time Lord» перевели как «Повелитель Времени»?

Начнем, пожалуй, с того, что попробуем разобраться в значении самого слова «Lord». В переводе с английского у этого слова довольно много значений. И если энциклопедия скажет нам, что это «собирательный титул английской высшей аристократии, который присваивался в IX в. за заслуги деятелям науки и культуры», то в лингвистическом аспекте оно имеет гораздо более разносторонний смысл.

«Lord» в переводе с английского означает – «Господин», «Лорд», «Владыка», «Повелитель», «Властитель» и «Супруг».

А теперь добавим к этому слову «Time» и картина заиграет для нас новыми красками. Ведь все эти значения употреблены в отношении разумного, воплощенного Времени.

«Time Lord» - это не только титул, как статус, не только заявление о могуществе. Это отражение симбиоза с TARDIS. В таком контексте становится понятным, почему не все жители Галлифрея считались Повелителями Времени и, зачем была построена Академия Времени, отбирающая кандидатов и обучающая их на Time Lords.

Ну что ж, подведем итог и ответим на самый первый, заданный нами вопрос. Кто же такая TARDIS?

TARDIS – это живое воплощение Времени и Соотношения Измерений в Пространстве.

При написании статьи использовались материалы, взятые из Википедии - свободной энциклопедии. Использованы такие статьи, как «ТАРДИС» и «Галлифрей».
Также использована статья с сайта «wikia» - «ТАРДИС», Большой Энциклопедический словарь. И переводчик Google.

ТАРДИС (анг. The TARDIS [ˈtɑː(r)dɪs] (Time And Relative Dimension(s) In Space) - машина времени и космический корабль из британского телесериала «Доктор Кто ».

Продукт технологии Повелителей Времени, хорошо управляемая ТАРДИС может доставить своих пассажиров в любую точку пространства и времени. Изнутри ТАРДИС намного больше, чем снаружи. Внешний вид её может меняться (система «хамелеон»). В сериале, Доктор плохо управляет кораблём - он украл вышедший из употребления ТАРДИС 40 типа (названный когда-то ТТ-капсула, чья система «хамелеон» была повреждена, и сама ТАРДИС «застряла» в виде полицейской будки Лондона 1963 года). Была украдена с Галлифрея , где была устаревшей.

ТАРДИС в классических сериях также называли просто «корабль», «капсула» или даже «Полицейская Будка».

Доктор Кто стал такой большой частью британской поп-культуры, что не только форма телефонной будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи. ТАРДИС является зарегистрированной торговой маркой Би-Би-Си .

Главные характеристики

ТАРДИС растут, не делаются (The Impossible Planet). Они берут энергию из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искуственной чёрной дыры , Глаза Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. В The Edge of Destruction (1964) источник силы ТАРДИС (он же «сердце ТАРДИС») находится под консолью, а именно под центральной колонной, подъемом и опусканием которой показывает, что функционирует.

Другие элементы, необходимые для качественной работы ТАРДИС и требующиеся время от времени, включают ртуть (используемую в жидком состоянии), редкую руду Цейлон-7 (Vegeance on Varos, 1985) и «артронную энергию». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей, что также помогает работе ТАРДИС (The Deadly Assassin, 1976; Four to Doomsday, 1982 и т. д.).

До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, сначала нужно его соединить с биологией Повелителя, что обычно достигается простым руководством ТАРДИС Повелителем, по крайней мере, на первое время. Это пришло от ещё одного устройства Рассилона, части биологического грима Повелителей, дающее симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени (The Two Doctors, 1985). Без этого приспособления результатом будет молекулярная дезинтеграция; это служит гарантией отсутствия неправильного употребления путешествий во времени, даже если технология ТАРДИС будет копирована. Однажды машина времени совершенно возглавенствовала, но, тем не менее, с запасом в устройстве под названием «бриолевый небулайзер» её могли использовать любые виды.

В соответствии с законами Повелителей, незаконное использование ТАРДИС влечет за собой «только один штраф», в смысле - смерть. Помимо способности путешествовать в пространстве и времени (а периодически - и в других измерениях), наиболее удивительная характеристика ТАРДИС заключается в том, что внутри она намного больше, чем снаружи. Это объясняется тем, что ТАРДИС является «пространственно трансцедентальной» - имеется в виду, что её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. В The Robots of Death (1977) Четвертый Доктор пытается объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример: больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей. Из-за этого непривычного аспекта ТАРДИС, заходящий внутрь корабля впервые обыкновенно в результате бывает шокирован и не верит глазам. Сьюзан, «внучка» Доктора, заявила, что дала имя ТАРДИС: «Я сделала (его) из инициалов». Как бы то ни было, слово «TARDIS» (Time And Relative Dimension In Space) точно так же употребляется для описания других транспортирующих капсул Повелителей.

Также в сериях 2005 на мобильном Розы Тайлер высвечивается «звонит Тардис», что подразумевает - эту аббревиатуру можно писать и так (как Нато вместо НАТО). Как было показано в The Trial of a Time Lord (1986), опыт, собранный ТАРДИС и его командой, может быть записан и пересмотрен в Матрице - компьютерной системе Повелителей, хранящей все их знания. Доктор в этом эпизоде своими протестами подразумевает, что для ТАРДИС общаться с Матрицей не нормально.

ТАРДИС Доктора

ТАРДИС Доктора является устаревшим 40 типом ТТ-капсулы (вероятно, «ТТ» следует воспринимать как «time travel» - «путешествие во времени»), которую он неофициально «позаимствовал», покидая свою родную планету, Галлифрей. В "Planet of the Dead" он утверждает, что украл ее

Было 305 зарегестрированных 40 типов, но все остальные не прошли комиссию и были переделаны в новые, улучшенные модели (The Deadly Assassin). Как бы то ни было, спустя годы появляются изменения в главной консольной комнате, и утверждение Второго Доктора в The Three Doctors (1972) - «А! Я вижу, ты слегка изменл ТАРДИС. Мне не нравится» - наводит на мысль, что Доктор обновлял системы ТАРДИСа от случая к случаю, считая, что это подразумевает: способности корабля с реконфигурацией внутренней архитектуры затрагивают и консольную комнату тоже.

ТАРДИС уже был старым, когда Доктор впервые взял его, но насколько он древний, непонятно. В The Empty Child Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке», имея в виду, что его ТАРДИС по крайней мере настолько стар (а судя по всему, и ещё древнее) на тот момент.

Внешний вид

Как уже было отмечено, хотя ТАРДИС способен превращаться во что-то из внешней среды, у Доктора он застрял в форме общественной полицейской телефонной будки (когда приземлился в 1963 и начал материализоваться вокруг настоящей будки), потому что у него сломалась система маскировки - буквально «устройство-хамелеон». В чем конкретно заключается поломка, никогда не уточнялось.

Система впервые была упомянута во втором эпизоде серий, где Первый Доктор и Сьюзан отметили, что она сломалась, но без технического названия. Первоначально система называлась «камуфляж» (The Time Meddler, 1965). Название было изменено на «систему маскировки» в Logopolis (1981). Попытки починить маскировку были предприняты в Logopolis и Attack of the Cybermen, но успешная трансформация ТАРДИСа в форму оргАна и в замысловатые ворота была недолговечной, и вскоре ТАРДИС вернулся в первоначальное состояние. В Вооm Town (2005) Девятый Доктор намекает, что оставил попытки починить систему лишь некоторое время назад, привыкнув к будке - «Мне и так нравится».

Косметически, внешность полицейской будки практически не изменялась, хотя небольшие изменения с годами всё же появлялись. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся - вместо черных букв на белом фоне появлялись белые по черному и белые по синему - в разное время. Другие обновления включают постоянные перемещения слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. Раньше у ТАРДИСа была аптечка на двери, но она быстро исчезла. В The Empty Child открывается, что ТАРДИС, невзирая на внешний вид, как телефон не работает, поскольку не подключен.

Несмотря на свой анахроничный вид полицейской будки, присутствие ТАРДИСа редко вызывало вопросы, когда он материализовался. В Вооm Town Доктор просто отметил, что люди не замечают странные вещи вроде ТАРДИСа, повторяя схожую мысль Седьмого Доктора в Remembrance of thе Daleks (1988) о том, что люди имеют «удивительную способность самообмана». В большинстве серий наружные двери будки ТАРДИСа действуют отдельно от серьёзных внутренних дверей, хотя иногда оба комплекта могут быть открыты одинаково, позволяя пассажирам выглядывать непосредственно наружу и наоборот. Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит лично у себя, лишь изредка давая копии компаньонам. В сериях 2005 ключ также связан с ТАРДИСом, он способен сигнализировать о его присутствии или задержке его прибытия. Сигнал проявляется в нагревании и свечении ключа. Ключ от ТАРДИСа варьировался в дизайне от обычного ключа «Yale» до похожего на египетский ключ жизни с инопланетным уклоном - во время Третьего Доктора. Он появился вновь в виде ключа «Yale» в сериях 2005.

Уровень охраны ТАРДИСа менялся от истории к истории. Первоначально у него было 21 различное отверстие, и ключ плавился, будучи помещенным не туда, куда следует (The Daleks, 1963). Первый Доктор также был способен разблокировать ТАРДИС своим звонком (The Web Planet) и восстановить его, используя свет инопланетного солнца, направляя его сквозь алмаз в звонке (The Dalek’s Master Plan).

Изменение дизайна ключей наводит на мысль, что Доктор каждый раз менял и блокирующую систему, которая в некоторых случаях не всегда срабатывала. В Spearhead From Space (1970) Третий Доктор сказал, что у замка есть детектор метаболизма, так что даже если кто-нибудь незаконно и будет обладать ключом, двери все равно не откроются. Девятый Доктор утверждал, что через двери ТАРДИСа «не смогли прорваться орды Чингисхана - поверь, они очень старались» (Rose, 2005). В сущности, несколько людей ухитрились попросту забрести в ТАРДИС безо всяких проблем спустя годы, включая и тех, кто в последствии стали помощниками Доктора.

Двери предположительно должны быть закрыты во время полета; в Planet of Giants открытие дверей во время дематериализации привело к тому, что ТАРДИС и все, кто в нем находился, усохли до кукольного размера. В The Enemy of the World (1967) взлет в то время, пока двери ещё были открыты, привел к немедленной декомпрессии - «выдуванию» злобных Саламандр из ТАРДИСа. Второй Доктор и его компаньоны прицепились к консоли, и кризис прошел, только когда Джемми смог закрыть двери. В The Warriors" Gate (1981) двери открылись во время полета между двумя вселенными, впустив тхарила Бирока.

Повелители Времени (также, как и равные им по силе существа) способны перенаправлять полет ТАРДИСа (The Ribos Operation, 1978), как однажды сделала Рани, Повелитель (The Mark of Rani, 1985). Рани использовала удаленный контроль Статтенхейма, чтобы вызвать свой ТАРДИС. В The Two Doctors Второй Доктор также использовал переносной контроль Статтенхейма. В заключительной серии 2005 Девятый Доктор с помощью звуковой отвертки включил ТАРДИС, послал Розу домой и одновременно активировал в ТАРДИС тревожную программу, находясь снаружи. Внешние измерения могут быть усилены через внутренние при экстраординарных обстоятельствах. В Frontios (1984), когда ТАРДИС был разрушен вызванным Трактаторами метеоритным дождем, то, что было внутри, частично вывалилось из будки, но Доктор в конечном счете обманул Грависа, предводителя Трактаторов, воссоздав корабль. В The Father’s Day (2005) темпоральный парадокс привел к ране во времени, выкинув из неё внутреннюю обстановку корабля и оставив ТАРДИС пустой оболочкой телефонной будки (к тому же, как известно, неработающей). Тем не менее, Доктор пытался использовать ключ от ТАРДИСа в сочетании с небольшим электрическим зарядом, чтобы вернуть корабль, хотя процесс был прервал и ТАРДИС восстановился сам, после разрешения парадокса.

Внутренний вид

Даже сквозь двери будки видно, что ТАРДИС огромен. Конкретная вместительность ТАРДИСа не уточнялась, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею (которая вообще-то неработающая станция), ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько кирпичностенных складов (всё показано в The Invasion of Time, 1978). Части ТАРДИСа могут быть изолированны друг от друга или изменены; Доктор в Castrovalva был способен рассказать о 25 % структуры ТАРДИСа для обеспечения дополнительного доверия. Несмотря на распространенное заблуждение, что ТАРДИС внутри безграничен, это не так. В Full Circle (1980) Романа утверждает, что вес ТАРДИСа в схожей с земной гравитации Альзариуса был равен 5*10 6 кг. Возможно, имелся в виду вес его внутренней обстановки, так как несколько раз было показано, что ТАРДИС настолько легок, что его без труда способны поднять несколько людей (как обычную будку).

Явная архитектура будущего в ТАРДИСе «закруглена». В контексте ТАРДИСа это значит, что украшающий стены комнат (включая консольные) и корридоры декор основан на круге. Некоторые кругляшки скрывают устройства и механизмы ТАРДИСа (это показано во многих сериях - The Wheel in Space, 1968; Logopolis, Castrovalva, 1981; Arc of Infinity, 1983; Terminus, 1983 и Attack of Cybermen, 1985). Дизайн кругляшек варьировался от основ, вырезанных на черном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и до прозразных, светящихся дисков в более поздних сериях. Во второй консольной комнате большинство кругляшков были исполнены в деревянной панели, с некоторым декором, проявившемся в стеклянных вкраплениях. В новых сериях кругляшки также присутствуют, встроены в стены новой консольной комнаты.

Прочие комнаты включают жилые помещения для многих компаньонов Доктора, хотя спальня самого Доктора не упоминалась и не показывалась. Также в ТАРДИСе есть Нулевая комната, защищенная от остальной вселенной и и обеспечившая спокойную обстановку для Пятого Доткора на время его пострегенерационного периода - и это только среди известных Доктору 25 %! Хотя внутренние корридоры не были показаны в сериях 2005, факт, что они всё ещё существуют, был отражен в Unquiet Dead, где Доктор давал Розе несколько очень четких указаний пути к гардеробу ТАРДИС. Гардероб несколько раз упоминался в оригинальных сериях и был показан в The Androids of Tara (1978), The Twin Dilemma (1984), Time and Rani (1987). Обновленная версия гардероба, из которой Десятый Доктор выбирал себе новую одежду, былы показана в The Christmas Invasion (2005) как крупная многоуровневая комната со спиральной лестницей. Много комнат обещают показать в последующих сериях.

Чаще всего из комнат показывается консольная, где находится панель контроля полета. В оригинальных сериях у ТАРДИСа есть по меньшей мере две комнаты управления - главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории программы, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, более античного вида, с деревянными панелями.

В серии Третьего Доктора The Time Monster (1972) была драматически изменена консольная комната ТАРДИСа, даже кругляшки. Впрочем, в следующей же серии Доктор всё привел в порядок. В сериях 2005 эта комната стала куполообразной, с органически смотрящимися поддерживающими колоннами. Теперь внутренние двери отсутствуют, зато внешние - двери будки - отчетливо видны изнутри ТАРДИСа. Как произошло такое радикальное изменение, не объяснено, хотя есть мнение, что ТАРДИС самовосстановился после серьезного повреждения, своеобразно «регенерировавшись».

Консоль ТАРДИСа

Главная черта комнат управления, в любой из известных конфигураций, это консоль ТАРДИСа, содержащая инструменты, контролирующие функции корабля. Появления главной комнаты управления широко варьировались, но всегда делились на ведущие детали: пьедъесталы, контролирующие периферию, и движущуюся колонну в центре, подпрыгивающую вверх-вниз при полете ТАРДИСа, как насос. Хотя существуют различные мнения, но расположение панелей подразумевает, что они созданы для управления больше, чем кем-то одним. Поэтому считается (хотя об этом нигде не упоминается), что ТАРДИСом должны управлять от трех до шести Повелителей Времени. Это может объяснить, почему Доктор склонен маниакально носиться вокруг консоли, пилотируя ТАРДИС. Консолью можно управлять вне зависимости от ТАРДИСа. Во время Третьего Доктора он отсоединил консоль от ТАРДИСа, чиня её. В Inferno (1970) Доктор избавился от отсоединенной консоли в параллельной вселенной.

Центральная колонна по-другому называется «временнoй ротор», хотя впервые это название было употреблено в The Chase (1965) по отношению к другому инструменту на консоли ТАРДИСа. Тем не менее, этот термин по отношению к колонне существовал довольно долго. В текущий момент это определение практически не используется. Вторая комната была меньше, с контролем, спрятанным под деревянными панелями, и без центральной колонны.

В новых сериях главная консоль расположена по кругу и делится на шесть сегментов (что подтверждает версию «от трёх до шести»), а колонна и панели слегда светятся зеленым, вновь соединяясь с потолком.

В новых сериях консоль больше бросается в глаза, чем предыдущие, и с кое-каким барахлом из различных докторских эр, включая небольшой звонок и «велосипедный насос», позже идентифицированный в Attack of the Graske (интерактивном мини-эпизоде Десятого Доктора) как контроллер петли воронки. Два других контроллера, пространственный стабилизатор и векторный прослеживатель, тоже были идентифицированы, но как-то расплывчато. А как показано в World War Three, сейчас на консоли закреплен работающий телефон. Насколько Доктор контролирует ТАРДИС, в течение серий описывалось противоречиво. Поначалу Первый Доктор не мог аккуратно пилотировать ТАРДИС, но, естественно, набираясь опыта на практике, он управлял кораблем всё лучше.

После сезона The Key to Time (1978-79) Доктор установил наобумер на консоль, и это мешало ему (и задерживало сильного и злого Черного Стража) узнать, где ТАРДИС окажется в следующий раз. В конце концов это устройство было убрано (Leisure Hive,1980). В новых сериях Доктор демонстрирует неплохое владение ТАРДИСом, хотя иногда он и допускал ошибки, вроде возвращения Розы на Землю годом позже планированного (Aliens of London, 2005) или приземления в 1879 вместо 1979 (Tooth and Claw, 2006). В Boom Town часть консоли ТАРДИСа открылась, и там было видно нечто светящееся, описанное Доктором как «сердце ТАРДИСа» (или его «душа»). В The Parthing of the Ways (2005) было показано, что «сердце» соединено с мощнейшей энергией воронки.

Системы ТАРДИС

Из-за того, что ТАРДИС такой старый, он склонен ломаться. Доктор часто залезает с головой под панели, с некоторой любезностью или без, время от времени давая консоли «поддержку восприятия» (хороший удар кулаком по консоли), чтобы она работала как следует. С другой стороны, сущность ТАРДИСа может основываться на чем-то вроде этого. Усиление восстановления, контроля и поддержки часто составляло «заговор» устройств ТАРДИСа на протяжении всего показа, создавая забавную иронию, весьма продвигавшую пространственно-временную машину, которая иногда становилась устаревшим и ненадежным куском хлама.

Контролирующие системы

ТАРДИС владеет телепатическим устройством, хотя Доктор предпочитает управлять им вручную. В Pyramids of Mars (1975) Четвертый Доктор говорит Сутеку, что контроль ТАРДИСа изоморфичен, подразумевая, что только Доктор может им управлять. Тем не менее, эта характеристика появляется и исчезает в драматически подходящие ситуации, и различные компаньоны Доктора были способны не только управлять ТАРДИСом, но даже и помогать пилотировать его.

Предполагается, что либо Доктор наврал Сутеку, чтобы от него отделаться, либо изоморфическая характеристика - охранная, и Доктор может включать и выключать её в любое удобное для него время.

В Journey"s End (2007) доктор сообщает, что управления ТАРДИСа рассчитано на шесть пилотов, но ему приходится управляться с этим в одиночку - так он объясняет жуткую тряску при полёте и свои метания вокруг консоли.

Помимо шума, сопровождающего дематериализацию, в The Web of Fear (1966) консоль ТАРДИСа также ритмично светилась во время приземления, хотя главный индикатор полета - движение центральной колонны. Ещё у ТАРДИСа есть сканер, с помощью которого команда может исследовать обстановку снаружи до того, как покинуть корабль. В сериях 2005 дисплей сканера установлен на консоли и способен отображать телевизионные сигналы - так же, как и различные компьютерные функции.

В некоторых сериях Первого Доктора консольная комната также содержала машину, распределяющую еду между Доктором и его помощниками. Эта машина исчезла после первых же нескольких серий, хотя и упоминалась в связи с созданием кухни ТАРДИСа.

Защита

Некоторые из прочих функций ТАРДИСа включали силовое поле и Враждебную Переместительную Систему (HADS), которая могла телепортировать корабль, если он атакован (The Krotons, 1968). Силовое поле, возможно, сейчас больше не существует, так как для его обеспечения было подключено внешнее устройство, экстраполятор (The Parthing of the Ways). Звонок Хлойстера звучит при «природных катастрофах» (Logopolis).

Интерьер ТАРДИСа подходит под «межпространственную темпоральную грацию» (The Hand of Fear, 1976). Четвертый Доктор пояснял, что это значит чувствовать вещи, не выходя из ТАРДИСа. Практический эффект от этого выражается тем, что никакое оружие не может быть использовано внутри ТАРДИСа. Но судя по всему, эта система ненадежна и постоянно ломается, так как оружие стреляло и в Earthshock (1982), и в The Parthing of the Ways. В Arc of Infinity Пятый Доктор планировал починить это устройство, но отвлекся событиями серии.

Прочие системы

ТАРДИС также предоставляет своим пассажирам способность понимать и разговаривать на любых языках. Это заранее было описано в The Masque of Mandragora (1976) как «дар Повелителя Времени», которым Доктор поделился со своими компаньонами, но в конечном счете этот «дар» был приписан телепатическому полю ТАРДИСа (The End of the World, 2005). В The Christmas Invasion открывается, что Доктор - сам необходимый элемент для этой способности. Роза была неспособна понимать Сикораксов, пока Доктор был в пострегенерационном кризисе. В The Impossible Planet (2006) сказано, что ТАРДИС в норме переводит и надписи; в этом эпизоде ТАРДИС не был способен перевести инопланетную надпись, и Доктор сказал, что это значит - язык «невероятно» стар.

Временами ТАРДИС показывает признаки своего собственного сознания. В сериях, начиная с The Edge of Destruction - а это вторая серия с начала показа - упорно намекается, что корабль «живой», обладает интеллектом и связан с теми, кто в нем путешествует; Восьмой Доктор назвал ТАРДИС «сентиментальным». В The Parthing of the Ways Доктор оставил послание Розе, где он, в уверенности, что никогда не вернется, просит её «позволить ТАРДИСу умереть». Позже в этом же эпизоде Роза говорит, что «эта штука живая», хотя неизвестно, говорила она в прямом смысле или переносном.

Прочие ТАРДИСы

В сериях появлялись и другие ТАРДИСы. ТАРДИС Рани принимал вид двухэтажного красного автобуса № 22. У Мастера был свой ТАРДИС, более усовершенствованная модель. Его маскировка полностью функционированная, так что он появлялся в различном виде, включая напольные часы, камин и ионическую колонну.

- The TARDIS used from 2005 to 2010 on display at BBC Television Centre … Wikipedia

  • В честь 50-летия британского сериала «Доктор Кто» сотрудники из «UK’s Ordnance Survey» составили карту, на которой разместили полицейские будки, в количестве 73 действующих экземпляров, в их оригинальных расположениях.

    Полицейские будки были установлены по всей Великобритании в начале 20-го века с такой целью, чтобы полицейские, или представители общественности, могли бы связаться со штаб-квартирой полиции. В дополнение к телефону, в будке находились: аптечка, средства первой помощи, различное оборудование и инструменты для полицейских (можно было взять отпечатки пальцев прямо на месте), а так же различные справочники.

    Машина времени и космический корабль из британского телесериала «Доктор Кто», которая, будучи живым существом, росла на родной планете повелителей времени Галлифрей до её уничтожения в Войне Времени. ТАРДИС может доставить своих пассажиров в любую точку времени и пространства. Снаружи она выглядит, как полицейская будка 1963 года, но внутри она гораздо больше, чем снаружи. Википедия

    ТАРДИС на карте

    Можно найти будки на карте или прогуляться по городам с помощью Google Maps.

    Доктор Кто стал такой значительной частью британской поп-культуры, что не только форма синей полицейской будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи.

    Для поклонников сериала есть одна «пасхалка» – на гугл картах можно найти «Earl’s Court police box» – будка в которой воссоздали внутренности ТАРДИС. Предлагаем и вам попробовать заглянуть внутрь ТАРДИС:

    50-летие культового телесериала “Доктор Кто” отмечается одновременной премьерой специальной юбилейной серии на телеканале BBC One и в кинотеатрах по всему миру от Британии до Бразилии и от Австралии до России. Авторы сериала рассчитывают, что премьера “Дня Доктора” поставит рекорд одновременного показа по всему миру среди телесериалов.


    Продолжаем продолжать, сегодня на повестке дня - ТАРДИС. Это исследование Наташа проводила до Юбилея и растянула на три записи под кодовым названием «Любимая женщина механика Смита ». Специально для сообщества текст подправила, сократила и довела до ума. Но всё равно в нем слишком много и мало о доме, друге и корабле Доктора. О будке, с которой начинается всё.

    Эта штука называется ТАРДИС. Т-А-Р-Д-И-С: Время и Относительное Измерение в Пространстве . (TARDIS: Time and Relative Dimension in Space) (с) Девятый Доктор

    Немного поумничаем. ТАРДИС Доктора является устаревшим 40 типом ТТ-капсулы (вероятно, «ТТ» следует воспринимать как «time travel»— «путешествие во времени» ), которую он неофициально «позаимствовал», покидая свою родную планету. Есть другая версия этого события: Доктор уверяет, что он украл ТАРДИС, ТАРДИС уверяет, что это она украла Доктора.

    Из разных серий и сезонов мы знаем, что ТАРДИС не просто машины, они живые существа, которые растут (как растения ) на Галлифрее. Вернее, их выращивают и преобразуют. ТАРДИСы можно модернизировать. Существует музей ТАРДИС, откуда Доктор и увел свою подружку.

    Энергию ТАРДИС берут из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искусственной чёрной дыры, «Глаза Гармонии », созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. В «The Edge of Destruction » (1964) мы узнаем, что источник силы ТАРДИС (он же «сердце ТАРДИС» ) находится под консолью, а именно под центральной колонной, подъемом и опусканием которой показывает, что он функционирует.

    Но «Глаз Гармонии» появился в ТАРДИС не сразу, а именно с Четвертым. Да, у Восьмого он перемещен из консоли в отдельную комнату, которую не так просто открыть. Девятый говорит про «Вихрь Времени», но к этому мы еще вернемся.

    Кроме основной энергии, ТАРДИС нужны другие элементы, необходимые для качественной работы. Они требуются время от времени, включают в себя ртуть (используемую в жидком состоянии ), редкую руду Цейлон-7 («Vengeance on Varos », 1985) и «артронную энергию». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей, что также помогает работе ТАРДИС («The Deadly Assassin », 1976 и «Four to Doomsday » 1982 и т. д.).

    О, это ТАРДИС. Мой дом. Она была им очень много лет . (с) Второй Доктор

    ТАРДИС уже была старой, когда Доктор впервые взял её, но насколько она древняя не очень понятно. Второй утверждал, что она с ним 400 - 450 лет. Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке ».

    Важная деталь: для того, чтобы ТАРДИС могла полноценно работать - её соединяют с биологией Повелителя Времени. Это изобретение Рассилона, дающее симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени («The Two Doctors », 1985). Для чего это? Чтобы защитить ТАРДИС, ее Повелителя от захвата, копирования и даже от того, чтобы ТАРДИС могла восторжествовать над Повелителем. Такое однажды случалось.

    В соответствии с законами Повелителей Времени, незаконное использование ТАРДИС влечет за собой «только один штраф» - смерть. Но кражу именно ТАРДИС Доктора (из музея, где она пылилась ) видимо никто не посчитал … кражей. Думаю, в словах Доктора скорее любовное признание, метафора - обозначающая его вечную связь с любимой.

    Одиннадцатый Доктор : Ты никогда не приводила меня туда, куда я хотел!
    ТАРДИС : Зато, всегда туда — куда тебе было нужно .

    Но самое главное в ТАРДИС иное: она (безусловно ) живая. Пятый часто говорит, что она - как женщина, всегда требует, чтобы её немного поуговаривали. ТАРДИС частенько проявляет свою волю. Например, пытаясь сбросить Джека, она умчалась в конец времени. Она различает спутников. Туго приходится тем, кто раздражает её. Но главное её чувство и забота - сам Доктор. Забавно, что ТАРДИС и Доктор частенько конфликтуют. Видимо это Доктор отчаянно пытается доказать своё «старшинство».

    ТАРДИС : Ты похож на девятилетку, пытающегося восстановить мотоцикл в своей спальне. И ты никогда не читаешь инструкции .
    Одиннадцатый Доктор : Я всегда читаю инструкции .
    ТАРДИС : На моей двери есть надпись. Ты проходил мимо неё в течение семисот лет. О чём она?
    Одиннадцатый Доктор : Это не инструкции.
    ТАРДИС : Внизу есть инструкция. О чём она?
    Одиннадцатый Доктор : «Открывать на себя» .
    ТАРДИС : Да, и что ты делаешь?
    Одиннадцатый Доктор : Толкаю.
    ТАРДИС : Каждый раз, семьсот лет. Двери полицейских будок открываются наружу .
    Одиннадцатый Доктор : Думаю, я заслужил право открывать свою дверь так, как я хочу.

    Если говорить о характере ТАРДИС, то можно смело найти его черты в Докторе. По мне, она еще большая авантюристка, чем он. Уверена, ей нравится взмывать в небо с рёвом, стремительно падать и даже распадаться на части.

    Джейми : Пожалуйста, постарайся хоть на этот раз взлететь плавно. Мы же не хотим её напугать .
    Второй Доктор : Взлететь плавно? Взлететь плавно?! Какие мы нервные!

    Доктор платит своей ТАРДИС той же монетой. Долгие любовные часы проводит в безуспешных попытках отрегулировать её работу, починить любовные мелочи, наладить её ход.

    Пэри : ТАРДИС снова неправильно работает?
    Шестой Доктор : Неправильно работает? Неправильно работает? НЕПРАВИЛЬНО РАБОТАЕТ!? После всей работы, которую я над ней проделал!?
    Пэри : Ведь я всего лишь задала простой вопрос!
    Шестой Доктор: Действительно, но это был неправильный вопрос!

    Но именно ТАРДИС мгновенно отличает Доктора, снимает все вопросы. Любой попавший в нее мгновенно осознает:

    Роза : Эта штука не с Земли .
    Девятый Доктор : Ага .

    Внешний вид и маскировка

    Наверное, людям интересно, что четыре человека делают в маленькой будке . (с) Джек


    Все знают, как именно выглядит ТАРДИС. Точнее неизвестно - почему она выглядит именно так. Доктор несколько раз говорил, что проблема в том, что сломалось «устройство-хамелеон ». В чём конкретно заключается поломка, никогда не уточнялось. Система впервые была упомянута во втором эпизоде серий, где Первый Доктор и Сьюзан отметили, что нечто сломалась, но без технического названия. В 1965 году в серии «The Time Meddler » устройство было обозначено, как «камуфляж», затем изменено на «систему маскировки» в «Logopolis » (1981). Шестой дважды добивался изменения формы, но (увы) лишь в образы органа и неких замысловатых ворот. Девятый Доктор намекает, что оставил попытки починить систему лишь некоторое время назад, привыкнув к будке: «Мне и так нравится ».

    Косметически, внешность полицейской будки практически не изменялась, хотя небольшие изменения с годами всё же появлялись. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся, менялся цвет букв. Другие обновления включали постоянные перемещения слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. В одной из серий Доктор удивляется тому, что ТАРДИС звонит, ведь, невзирая на внешний вид, как телефон она не работает, поскольку не подключена.

    Нельзя сказать, что маскировка не работает. Так Девятый на фразу Джека говорит, что ТАРДИС редко вызывает вопросы, что люди привыкли не замечать странные вещи. Очень схожую мысль высказывает Седьмой в «Remembrance of thе Daleks » (1988) о том, что люди имеют «удивительную способность самообмана ». Что там об этом Пушкин говорил? Да-да, «мы ленивы и не любопытны ».

    Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит лично у себя, лишь изредка выдавая копии компаньонам. С 2005 года такой ключ способен сигнализировать о прибытии Доктора. Тогда он нагревается и светится изнутри. Ключ от ТАРДИС варьировался в дизайне от обычного ключа до очень экзотичной формы во время Третьего Доктора.

    Тем не менее внешний вид ТАРДИС частенько вводит в заблуждение даже спутников. Хрупкая, деревянная. Иногда Доктор активно использует это.

    Ричард Никсон : Но... кто они и... что это за будка?
    Одиннадцатый Доктор : Это полицейская будка. Читать не умеете? Я ваш новый секретный агент по обмену из Скотланд-Ярда. Кодовое имя: Доктор. Это мои лучшие сотрудники : (указывает по очереди на Эми, Рори и Ривер) Ножки, Нос и Миссис Робинсон .

    ТАРДИС изнутри, консоли

    Одиннадцатый Доктор : Просто упал до самого конца, прям в библиотеку. Чертовски трудно было выбраться наверх.
    Амелия Понд : Вы весь мокрый .
    Одиннадцатый Доктор : Я был в бассейне .
    Амелия Понд : Вы сказали, что были в библиотеке .
    Одиннадцатый Доктор : Так там и был бассейн .

    Конкретная вместительность ТАРДИС никогда не уточнялась, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею (которая вообще-то неработающая станция ), ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько кирпичностенных складов (всё показано в «The Invasion of Time », 1978).

    Части ТАРДИС могут быть изолированы друг от друга или изменены; сброшены. Пятый Доктор в «Castrovalva » признался, что сам видел только 25 % от всей структуры. Тиган в ужасе, ведь первый раз попав в ТАРДИС, она потерялась. Адрику требуется нить, чтобы выйти к главной консоли. Но ТАРДИС не безгранична.

    В «Full Circle » (1980) Романа утверждает, что вес ТАРДИС в схожей с земной гравитации Альзариуса был равен 5*106 кг (5000 тонн ). Возможно, имелся в виду вес её внутренней обстановки, так как несколько раз было показано, что ТАРДИС настолько легка, что её без труда способны поднять несколько людей (как обычную будку ).

    Хотите лучше разглядеть консоли ТАРДИС вам в

    . «The Wheel in Space», 1968 год
    . «Logopolis», 1981
    . «Castrovalva», 1981
    . «Arc of Infinity», 1983
    . «Terminus», 1983
    . «Attack of Cybermen», 1985.

    ТАРДИС ньюскула посвящено сразу несколько серий периода Одиннадцатого, включая ключевую «Жена Доктора », 2011.

    Но, так или иначе, ТАРДИС всегда «закруглена». Дизайн кругляшек варьировался от основ, вырезанных на чёрном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и до прозрачных, светящихся дисков в более поздних сериях. Во второй консольной комнате большинство кругляшков были исполнены в деревянной панели, с некоторым декором, проявившемся в стеклянных вкраплениях. В новых сериях кругляшки также присутствуют, встроены в стены новой консольной комнаты.

    Прочие комнаты включают жилые помещения для многих компаньонов Доктора, хотя спальня самого Доктора никогда не упоминалась и не показывалась. Также в ТАРДИС была «Нулевая комната », защищенная от остальной вселенной и обеспечившая спокойную обстановку для Пятого Доктора. Правда, тогда же она и была утрачена.

    Хотя внутренние коридоры не были показаны в ньюскуле, факт, что они всё ещё существуют. Вспомните, Девятый давал Розе несколько очень четких указаний, как пройти гардеробу ТАРДИС, упоминая их.

    Да, есть еще гардероб! Он несколько раз упоминался в оригинальных сериях, несколько раз модернизировался и (наконец ) был показан в «The Androids of Tara » (1978), «The Twin Dilemma » (1984), «Time and Rani » (1987). Обновленная версия гардероба (Десятый выбирает в нем свой знаменитый костюм ) показана в ньюскуле, как крупная многоуровневая комната со спиральной лестницей.

    Сердце ТАРДИС на протяжении всех 50 лет - консольная, где находится панель контроля полета. В оригинальных сериях у ТАРДИС есть по меньшей мере две комнаты управления. Главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории программы, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, более античного вида, с деревянными панелями.

    В серии Третьего Доктора «The Time Monster » (1972) консоль была впервые изменена, что не забыл отметить Второй в знаменитых «Три Доктора ». Тогда же мы узнали, что ТАРДИС, как и Доктор, способна регенерировать. Его фразу повторит Десятый уже Одиннадцатому в "Дне Доктора ".

    А! Я вижу, ты слегка изменил ТАРДИС. Мне не нравится . (с) Второй Доктор

    Отметим еще кое-что. Консоль ТАРДИС предназначена для шести человек (от трех до шести, по разным намекам ). Например, об этом говорит Десятый своей гоп-компании. Ко всему это хорошо объясняет, почему Доктор так маниакально носится вокруг консоли, пилотируя ТАРДИС.

    Консолью можно управлять вне ТАРДИС. Третий Доктор отсоединил консоль от ТАРДИС, пока её чинил. В «Infern o» (1970) Доктор избавился от отсоединенной консоли в параллельной вселенной.

    В ньюскуле главная консоль расположена по кругу и делится на шесть сегментов (что подтверждает версию «от трёх до шести» ), а колонна и панели слегка светятся зелёным, вновь соединяясь с потолком. Она сильнее бросается в глаза, чем предыдущие. Она включает в себя много разных деталей из различных докторских эр, включая небольшой звонок и «велосипедный насос», позже идентифицированный в «Attack of the Graske » (интерактивном мини-эпизоде Десятого Доктора ) как «контроллер петли воронки». У Одиннадцатого появляется на консоли работающий телефон. Иногда он использует телефон, прикрепленный снаружи.

    Специальные возможности

    Забавно, что Первый Доктор учится, реально учится управлять ТАРДИС. Пятый уже устанавливает «определитель», чтобы находить ТАРДИС, фактически сигнализацию от угона. Девятый еще допускает нелепые ошибки (путая года, например ), Одиннадцатый фактически «гоняет» на ней, виртуозно «посадив» ТАРДИС «как самолет во время грозы на крохотном пяточке ». Смешно, но судя по всему, Двенадцатый снова не помнит, как управлять своей ТАРДИС.

    Но, кроме того, что ТАРДИС способна перемещаться во времени и пространстве, она оснащена целым рядом «специфических» возможностей.

    Экстренная Программа Один означает, что я дерусь с врагами, которые ни за что не должны заполучить эту машину. (с) Девятый Доктор

    Спасибо ему, так мы узнали, что ТАРДИС оснащена программой автоматической отправки Спутников в их собственное время. Также она удаляет и отключает ТАРДИС, чтобы никто больше не мог использовать её.

    Другая знаменитая спец. возможность ТАРДИС помогает нам и Спутникам понимать целую вселенную без особого напряжения.

    Десятый Доктор : Ну, она говорила по-французски. Причём на французском того периода.
    Микки : Она говорила по-английски. Я слышал её.
    Роза : (тихо) Это ТАРДИС переводит за тебя.
    Микки : Что, даже французский?

    Не знаю, является ли это спецификой всех ТАРДИС, или только ТАРДИС Доктора, который сам знает миллионы языков, но в спец. эпизоде 2006 года мы видели, что «переводчик ТАРДИС » смолк, когда Десятый потерял сознание, и вернулся с ним.

    Алекс : Подождите он же говорит по-английски .
    Роза : Ты говоришь по-английски?
    Вождь Сикораксов : Я никогда не стану разговаривать этим жалким языком!
    Роза : Если ты не говоришь по-английски (пауза) значит он жив (пауза), он вернулся.

    Еще одна чудесная черта ТАРДИС заключена в ее неустанной заботе о всех живых существах внутри себя.

    Защитный предохранитель. Живые существа из удалённых комнат автоматически переносятся в главную комнату управления. (с) Одиннадцатый Доктор

    ТАРДИС защищает не только внутри себя, но от внешнего вторжения. Уровни «защиты» от проникновения - еще одна специальная возможность.

    Интересно, что этот уровень охраны ТАРДИС менялся от истории к истории. Первоначально у заветного ключа было 21 различное отверстие, и ключ плавился, будучи помещенным не туда, куда следует («The Daleks », 1963).

    Первый Доктор был способен разблокировать ТАРДИС своим звонком («The Web Planet ») и восстановить её, используя свет инопланетного солнца, направляя его сквозь алмаз в звонке («The Dalek’s Master Plan »).

    Изменение дизайна ключей наводит на мысль, что Доктор каждый раз менял и блокирующую систему, которая в некоторых случаях не всегда срабатывала. В «Spearhead From Space » (1970) Третий Доктор сказал, что у замка есть детектор метаболизма, так что даже если кто-нибудь незаконно и будет обладать ключом, двери все равно не откроются.

    Девятый Доктор утверждал, что через двери ТАРДИС «не смогли прорваться орды Чингисхана, поверь, они очень старались » («Rose », 2005).

    Но, что интереснее всего, несколько людей умудрялись попросту забрести в ТАРДИС безо всяких проблем. Например, Тиган. Но что опять говорит о том, что ТАРДИС живет своей волей. Ведь Тиган, Андрик и многие другие, забредая в ТАРДИС, становились и её спутниками.

    Также самовольно ведут себя и двери. Например, в «Planet of Giants » самовольное открытие дверей во время дематериализации привело к тому, что ТАРДИС и все, кто в ней находился, усохли до кукольного размера.

    В «The Enemy of the World » (1967) взлет в то время, пока двери ещё были открыты, привел к немедленной декомпрессии— «выдуванию» злобных Саламандр из ТАРДИС. Второй Доктор и его компаньоны прицепились к консоли, и кризис прошёл, только когда Джемми смог закрыть двери.

    Снова «но», кроме воли Доктора и самой ТАРДИС, ею способны управлять и Повелители Времени. Например, Рани однажды перенаправила полет ТАРДИС («The Ribos Operation », 1978). Повелители Времени «вернули» Шестого в ТАРДИС, а ТАРДИС на Галлифрей. Мастер ТАРДИС угнал у Десятого.

    Удаленный доступ к консоли продемонстрировал и сам Доктор, когда Девятый с помощью звуковой отвертки включил ТАРДИС, послал Розу домой и одновременно активировал программу, находясь снаружи. Десятый заблокировал полет угнанной Мастером ТАРДИС также снаружи, отверткой.

    Мы узнали, что ТАРДИС можно переделать в парадокс (спасибо Мастеру и Десятому ). Что она сама является парадоксом, и что парадокс может её разрушить. Теперь разрешите умолкнуть, иначе мы запутаемся в конец.

    Еще ТАРДИС владеет телепатическим устройством, хотя Доктор и предпочитает управлять «вручную». В «Pyramids of Mars » (1975) Четвёртый Доктор говорит, что контроль ТАРДИС изоморфичен, подразумевая, что только Доктор может им управлять. Но мы своими глазами видели, как компаньоны Доктора были способны не только управлять ТАРДИС, но даже и помогать пилотировать её. Некоторые из спутников «пригоняли» ТАРДИС обратно Доктору: Тиган, Турлоу, Роза. Но возможно, что изоморфическая характеристика— охранная, и Доктор может включать и выключать её в любое удобное для него время.

    В некоторых сериях Первого Доктора консольная комната также содержала машину, распределяющую еду между Доктором и его помощниками. Потом машина безвозвратно исчезла, хотя это объяснило бы, чем питаются Доктор и его спутники.

    Некоторые из прочих функций ТАРДИС включали «силовое поле » и «враждебную переместительную систем у» (HADS), которая могла телепортировать корабль, если он атакован («The Krotons », 1968). Силовое поле, возможно, сейчас больше не существует, так как для его обеспечения было подключено внешнее устройство, экстраполятор («The Parthing of the Ways »).

    «Звонок Хлойстера » звучит при «природных катастрофах» («Logopolis »).

    Интерьер ТАРДИС подходит под «межпространственную темпоральную грацию» («The Hand of Fear », 1976). Четвёртый Доктор пояснял, что это значит чувствовать вещи, не выходя из ТАРДИС. Практический эффект от этого выражается тем, что никакое оружие не может быть использовано внутри ТАРДИС. Но судя по всему, эта система ненадежна и постоянно ломается, так как оружие стреляло, например, в «Earthshock » (1982). Пятый Доктор планировал починить это устройство, но отвлекся событиями очередной серии.

    Одна ТАРДИС может материализоваться в другой, если обе ТАРДИС захвачены точно в одном месте. В «Logopolis » Мастер обманом завлек Доктора в материализацию своей ТАРДИС вокруг ТАРДИС Мастера, что создало повторяющуюся пространственную петлю, в которой каждая ТАРДИС появлялась в комнате управления другой.

    Остановимся на этом, потому что способности ТАРДИС, безграничны, как и возможности человеческой фантазии.

    Устройства

    ТАРДИС является «пространственно - трансцедентальной», имеется в виду, что её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. В «The Robots of Death » (1977) Четвёртый Доктор пытается объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример. Больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей Времени.

    Одиннадцатый Доктор : Трудно переварить? Да, маленькая коробка снаружи и большая комната внутри!
    Рори : Это параллельное измерение...
    Одиннадцатый Доктор : (недоумевая) Да, по сути - это параллельное измерение
    Рори : После случая с Заключенным Ноль я много читал об этом - сверхсветовые путешествия, параллельные миры...
    Одиннадцатый Доктор : Мне больше нравится, когда кто-то говорит «Она внутри больше, чем снаружи».

    Одскул и ньюскул иногда путаются в понятиях, что вполне объяснимо. Из выше перечисленного, уточним только одну деталь. Любое устройство в ТАРДИС такое же живое, как и она сама. Вспомним:

    Роза : Я посмотрела внутрь ТАРДИС… и ТАРДИС посмотрела в меня.
    Девятый Доктор : Ты посмотрела в Вихрь Времени?! Роза, никто не должен этого делать!

    Подвиг Розы почти повторил китайчонок в истории про Восьмого, там Вихрь пытался поглотить Мастер, которому любые правила не по чем. Так или иначе, но ТАРДИС - еще и корабль.

    Виктория : Что это за ручки?
    Второй Доктор : Что, эти? (нажимает на рычаги)
    Джейми : Инструменты для контроля нашего полёта.
    Виктория : (иронично) Полёта?
    Джейми : Ну да. Мы путешествуем во времени и пространстве.

    Приятно осознавать, что ТАРДИС - летит. Летать способны и корабли, и птицы. Живое и техногенное, вдохновленное на полет человеком. Мы давно подметили, что «полет» ТАРДИС сильно зависит от того, кто управляет им.

    Ривер : Они перешли на гиперскорость, мы теряем их! Не отставай!
    Одиннадцатый Доктор : Пытаюсь!
    Ривер : Используй стабилизаторы!
    Одиннадцатый Доктор : Нет тут никаких стабилизаторов!
    Риве р: Голубые кнопки!
    Одиннадцатый Доктор : Голубые кнопки ничего не делают, они просто... голубые.
    Ривер : Ну да, они голубые! Голубые стабилизаторы! (нажимает на кнопку, и шум двигателя ТАРДИС смолкает) Видишь?
    Одиннадцатый Доктор : Ну да. Стало скучно. Это - скукозаторы! Голубые скукозаторы!

    Приятен и тот факт, что всех сложных - инопланетных устройств есть узнаваемые земные аналоги, которые помогают нам … верить.

    Капитан Эвери : Штурвал?
    Одиннадцатый Докто р: Атомный акселератор .
    Капитан Эвери : Он направляет его .
    Одиннадцатый Доктор : Нет! Как бы... да.
    Капитан Эвери : (указывая на различные элементы управления ТАРДИС) Штурвал, телескоп, астролябия, компас. Корабль как корабль.

    Ещё у ТАРДИС есть сканер, с помощью которого команда может исследовать обстановку снаружи до того, как покинуть корабль. В сериях ньюскула дисплей сканера установлен на консоли и способен отображать телевизионные сигналы - так же, как и различные компьютерные функции. Время не стоит на месте.

    О любви


    Роза : (нервничает) А что насчет тебя? Что ты будешь делать дальше?
    Доктор : (удивлен) Ну… Вернусь в ТАРДИС. Как прежде.

    Единственный спутник, не оставлявший Доктора никогда, ТАРДИС. Люди и существа приходили и уходили, но ТАРДИС (дом, друг, средство передвижения ) всегда оставалась. Если верить Доктору, в любой непонятной ситуации нужно делать одно - бежать в ТАРДИС. Потом? Бежать на ней!

    Э, Эми. Это... ну... она моя ТАРДИС. Кроме того, она женщина. Она женщина, и она моя ТАРДИС. (с) Одиннадцатый Доктор

    Да, как бы мы не смеялись, ТАРДИС - очень женщина. Ревнивая, настырная, упорная. Кто еще способен, разваливаясь на кусочки, думать и помогать тому, кто привел тебя к этому.

    ТАРДИС : Свою дверь? Ты понимаешь, насколько это по-детски звучит?
    Одиннадцатый Доктор : Ты мне не мать.
    ТАРДИС : И ты мне не ребёнок.

    За пятьдесят лет ТАРДИС угоняли, взрывали, топили, переделывали. Доктор нещадно сажал её, иногда сам не зная где. На нее устремлялась лава, лив кислотный дождь, в нее врезались корабли. Диву даешься, как часто Доктор оставляет свою ТАРДИС без разницы где, смело устремляясь от нее. В темноте ли, в пустоте ли…

    Одиннадцатый Доктор : Знаешь, так как мы разговариваем ртами, а это не та возможность, которая бывает часто, я просто хочу сказать, знаешь ли, ты никогда не была очень надёжна.
    ТАРДИС : А ты был?

    Всё же привязанность Доктора не заметить нельзя. Её отмечает каждый из спутников. Иногда недоумевая, иногда забавляясь нежностью к (как им кажется ) машине.

    Сара : Он поглаживал ТАРДИС?
    Роза : Да! Да, он так делал! Я уже ему говорю, «не хотите ли вы двое остаться наедине?»

    Совсем другое значение ТАРДИС озвучивает Ривер. Которая сама в какой-то степени - дитя ТАРДИС. Не забываем, что многие способности Повелители Времени обрели именно благодаря путешествиям в ТАРДИС, благодаря тому, что их биологический и генетический код связан с ТАРДИС. Не случайно и то, что «женой Доктора » мы зовем и Ривер, и ТАРДИС.

    Я видела как от него убегали целые армии, а он как ни в чём не бывало возвращается к своей ТАРДИС и открывает двери щелком пальцев. Доктор в ТАРДИС. Следующая остановка: Везде . (с) Ривер

    В ТАРДИС стремится всё. ТАРДИС - не только дом Доктора, не только часть его (настолько, что после смерти она становится его гробницей ), она - его крепость. Не случайно Донна находит единственное, что способно успокоить его: «Доктор, всё в порядке. Мы в ТАРДИС. Мы в безопасности ».

    ТАРДИС меняет людей, попавших в нее. Каждого. Наделяет особой силой. ТАРДИС - величайшая часть мифа о Докторе. Великолепная выдумка, которую так легко подвести к самому главному. Все мы, да-да, мы все - гораздо больше изнутри, чем снаружи.

    ТАРДИС : Все люди такие?
    Одиннадцатый Доктор : Какие?
    ТАРДИС : Настолько больше изнутри?!

    Всё, что нам дорого: изнутри - больше, чем снаружи. Замечали? Возможно, от того нам так трудно говорить о любви. Надеюсь, однажды я еще застану столетний юбилей любимого шоу. Не представляю, как будут выглядеть Доктор и его спутники, как мои потомки будут рисовать себе консоли ТАРДИС, но ясно одно. То, как я узнаю Доктора. Всегда и везде.

    Эми Понд, есть кое-что крайне важное, что ты должна знать обо мне, потому что от этого однажды будет зависеть твоя жизнь. Я определённо псих с будкой! (с) Одиннадцатый Доктор

    Великолепный шум

    Одиннадцатый Доктор : Ты припарковала нас? Но мы же не сели!
    Ривер : Конечно, сели!
    Одиннадцатый Доктор : Но шума-то не было.
    Ривер : Какого шума?
    Одиннадцатый Доктор : Ну, этого... (надрывно дышит, изображая характерный звук ТАРДИС)
    Ривер : Этого шума не должно быть, это ты тормоза не отжимаешь.
    Одиннадцатый Доктор : Но шум-то великолепный! Обожаю этот шум!

    Пройти мимо этого нереально. По этому звуку в телефоне мы определяем единомышленников, этот прекраснейший шум слышим в своих снах, именно с него начинается любая серия. Сложно поверить, но когда-то (например, в «The Web of Fear », 1966) помимо шума, сопровождающего дематериализацию, консоль ТАРДИС также ритмично светилась во время приземления, сейчас главный индикатор полета - движение центральной колонны.

    Эпилог

    Донна : Ты случайно не видел небольшую синюю будку?
    Уилфред Мот : Это что, слэнг какой-то?
    Донна : Нет, я в прямом смысле. Если ты когда-нибудь увидишь небольшую синюю будку летящую в небе, крикни мне, дедуля. Ох, просто крикни .

    Да, Донна! Да! Лучше уже не скажет никто. ТАРДИС - это свобода. Свобода представить, поверить, любить и ждать.

    Преследуют утечки информации, несмотря на атмосферу строжайшей секретности. Новый шоураннер Крис Чибнелл, известный по детективу с Дэвидом Теннантом, выступает строго против любых спойлеров. На Комик-Коне Чибнелл заверил поклонников, что ни крупица лишнего не станет известна раньше премьеры. Даже когда роли Тринадцатой Джоди Уиттакер захотела рассказать незначительный факт о сюжете, ей пришлось консультироваться с шоураннером.

    Однако , он же самый масштабный, случился с отрывком из 1 эпизода. BBC даже в американский суд, чтобы преступник был найден. Позднее один из фотографов «случайно» опубликовал промо-кадры, но их удалось вовремя удалить. И не прошло и месяца, как разразился новый скандал.

    В Сеть выложили фото новой ТАРДИС, машины времени Доктора. После каждой регенерации ТАРДИС, подстраиваясь под нового владельца, а в данном случае, владелицу, меняет свой интерьер. Именно поэтому в конце прошлого сезона она в полете - ТАРДИС необходимо время, чтобы обновиться. Интересно, что фото сделал кто-то из сотрудников съемочной группы, которого хорошо знали все создатели. Это подтвердил художник-постановщик и дизайнер 11 сезона Арвел Джонс, также работавший над , заодно посмеявшись над незадачливым сливом: «Выяснилось, что было слито фото интерьера ТАРДИС, и одно это вгоняет меня в краску! Сам факт того, что эту отвратительную съемку делал человек, понятия не имеющий об искусстве и освещении, заставляет меня пунцоветь от злости!»

    Как мы видим, новая ТАРДИС сделана с большим вкусом. Очевидно, Доктор недолго будет падать и найдет ее вновь. Скептично настроенные по отношению к женщине в роли Доктора шутили, что на этот раз ТАРДИС будет розовой, и, разумеется, оказались неправы. У Девятого и Десятого Докторов преобладала золотая гамма, у Одиннадцатого и Двенадцатого - голубая, теперь на смену им пришел более смелый фиолетовый. Панели на стенах, которые уже стали бессменным атрибутом, трансформировались в своеобразные «соты» (или грани драгоценного камня?). Консоль управления стала смотреться компактнее посреди всего этого великолепия, правда, это может быть обманом перспективы, ведь обычно в сериале мы не видим ТАРДИС с такого ракурса.

    А вам понравился свежий образ самой каноничной «Жены Доктора»? Обязательно поделитесь впечатлениями в комментариях ниже!

    Обновлено 16 октября

    Во 2 эпизоде 11 сезона новая Доктор Кто встретилась со своей ТАРДИС. Космический корабль путешественницы во времени действительно изменился, не только внутренне, но и внешне.

    Специально к выходу новой серии, шоураннеры сериала рассказали подробней о ТАРДИС и показали новый дизайн. Художник-постановщик сериала Арвел Вин Джонс показал, какие атрибуты добавили на панель управления. Новая ТАРДИС не стала цифровой и современной, создатели сделали её более практичной и ручной, чтобы Доктор могла управлять ею с помощью разных рычагов. Центральный кристалл - это воплощение идеи источника энергии для «Жены Доктора». В нём фокусируется вся энергия, необходимая кораблю для путешествий. Вдохновением для дизайна стен ТАРДИС стали верхушки деревьев.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры