Эндрю уайет картины в хорошем качестве. Мир Кристины

Главная / Развод

В 1913 году на «Армори-шоу» были выставлены произведения мастеров, которые относились к различным направлениям постимпрессионизма. Американские художники разделились: некоторые из них обратились к исследованию возможностей цветовой и формальной абстракции, другие: Чарлз Берчфилд (1893-1967), Реджинальд Марш (1898-1954), Эдвард Хоппер (1882-1967), Фэрфилд Портер (1907-1975), Эндрю Уайет (1917- 2009)..., развивали реалистической традиции.

Уайет, Эндрю (Wyeth, Andrew) - американский художник, представитель магического реализм а - певец нордического северо-востока США. Он писал акварелью и темперой трагические портреты домов, дорог, вещей, времен года, ручьев и людей. Его работы, отнесенные искусствоведами к категории реалистических, возбудили, тем не менее, бесконечные дебаты о природе модернизма, и разделили общественное мнение еще резче, чем дебаты по поводу его современника, Эндрю Уорхола .

Предпочитая темперную технику, позволяющую особенно тонко прорабатывать детали, Эндрю Уаёет продолжил традиции американского романтизма и магического реализма, посвятив свое творчество подчеркнуто «почвенным» пейзажным мотивам своего непосредственного окружения, а также своим соседям, представленным в виде архетипических фигур «американской мечты». Его пейзажи и жанровые портреты (Зимний день, 1946, Художественный музей Северной Каролины, Роли; Мир Кристины, 1948; Молодая Америка, 1950; Дальний гром, 1961...) с годами обретали все более символически-обобщенный характер. Обыденные ландшафты сельской глубинки, старые здания и интерьеры, люди провинции, выписанные кистью Уайета, выглядят как наглядные этапы национальной истории, представленные в живых, чуть сентиментальных образах. Среди его поздних циклов наиболее значительны Портреты Хельги, полные мягкой, поэтической эротики.

Музей реки Брэндивайн в Чаддс-Форде ныне в значительной мере посвящен искусству династии Уайетов. Известным художником, анималистом и светским портретистом является сын Эндрю Уайет а Джейми Уайет ( ).

«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине».



Есть такое понятие - великий американский роман. В основном о нем говорят, вспоминая Маргарет Митчелл, Уильяма Фолкнера и Джерома Сэлинджера. Они отразили настроения жителей страны и сформировали литературную традициюи, в значительной степени, культуру в целом. И если представить художников, отразивших на холсте то, о чем писали Фолкнер и Сэлинджер, то одним из важнейшим среди них, несомненно, был бы Эндрю Ньюэлл Уайет.

У Рокуэ лла Кента и Эндрю Уайета очень разные судьбы... Кент всю жизнь странствовал по свету, как будто кто-то за ним гнался, искал единения с природой в самых отдаленных уголках мира. А жизнь Эндрю Уайета протекала между родной Пенсильванией и штатом Мэн, куда он выезжал на лето. Он был убежденным домоседом. И все же есть нечто, что роднит этих двух художников, а еще и Хоппера, и многих менее известных американцев - это Великое Американское Одиночество. Культ индивидуальности - это боль Америки и одновременно ее слава. Каждый американец, самостоятельно решая свои проблемы, создавал тем самым фундамент американского общества. Без этого культа не было бы

великой страны , как без Кента, Уайета, Хоппера не было бы Великой Американской Живопис и XX века.

Эндрю Уэйет и Великое Американское Одиночество

Эндрю Уайет родился в 1917 году в небольшом городе Чеддс-Форде, в Пенсильвании, в семье известного книжного иллюстратора и живописца Ньюэлла Конверса Уайета (). Его отец, иллюстрировавший Стивенсона, Вальтера Скотта и Фенимора Купера, стал в 20-х годах так знаменит, что в доме Уайетов гостили не только художники, но и Скотт Фицджералд, и Мэри Пикфорд и другие звезды. Поля и рощи вблизи дома были уставлены мольбертами. Праздники отмечались театрально. На Халлоуин появлялись такие монстры, что младшие дети дрожали от страха, пока не узнавали под маской знакомого художника. На Рождество отец, изображая Санта Клауса, топал ночью по крыше и спускал подарки в дымоход. Отец разрисовывал костюмы, и дети увлеченно играли в индейцев Фенимора Купера, в «Робин Гуда» и «Остров сокровищ». Энди обучался искусству у отца. Почти безвыездно жил в родных краях (долина реки Брэндивайн), а летние месяцы проводил в Кушинге (штат Мэн).

Взлёт.

Первая же выставка пейзажей 20-летнего Энди в Галерее Макбет принесла ему триумфальный успех - в течение одного дня все работы были распроданы. Успех сопровождал и следующие выставки акварелей, и привел к избранию Энди Уайета членом Национальной академии дизайна.

В 1955 Эндрю Уайет стал членом Американской академии искусств и литературы, в 1977 был избран членом Французской академии изящных искусств, в 1978 стал почетным членом Академии художеств СССР, а в 1980-м его избирают в Британскую Королевскую Академию.

Каков же он, этот романтик ХХ века? "Я сознательно не люблю путешествовать, - пишет в своих дневниках Эндрю Уайет. - После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же - вы делаетесь более эрудированными... Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность".

"Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится."

В 1940 Эндрю Уайет женился на Бетси Дже ймс, которой суждено было сыграть большую роль в его творчестве. Бетси была не только его моделью, но и секретарем, критиком, консультантом. Она придумывала сюжеты его картин, давала им названия, советовала ему отказаться от ярких красок. В 1943 у них родился первенец Николас, а три года спустя - Джеймс, который тоже стал довольно известным художником.

В октябре 1945-го, отец Эндрю и его трехлетний племянник, погибли, когда их автомобиль застрял на железнодорожных рельсах перед движущимся поездом. Гибель отца подвела черту под юностью Уайета. Откликом на смерть отца стала темпера "Зима". Через два года в штате Мэн, на ферме Ольсенов была написана картина мастер а "Мир Кристины".

Мир Кристины. 1948

В 1948 Уайет начал писать Анну и Карла Куернер, соседей по Чeддс-Форду. Их ферма располагалась всего в нескольких ярдах от того места, где погиб его отец.

Поля, луга, леса и холмы Чеддс-Форда, стали для него не просто родиной, но местом встречи с самой большой любовью. Это произошло зимой 1985 года. В своей автобиографии художник пишет: "И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зеленом немодном пальто с пелериной. Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещенный слепящим зимним светом бесконечный этот холм вдруг приблизился. В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу".



По словам Уайета, "это был решающий, поворотный момент в его жизни". Он смотрел в ее серые задумчивые северные глаза и понимал, что вновь хочет жить и писать. Он спросил: "Как тебя зовут?" . Но сердце уже знало - как бы ее ни звали, где бы она ни жила, - он не в его силах забыть эти светлые волосы, этот нежный пшеничный пушок над ее верхней губой, этот застенчивый румянец на бледных щеках.

Это самый известный цикл картин Уайета - всего их 240. Пожалуй, явление исключительное, если не единственное, в истории американской живописи. Свою любимую модель - немку Хельгу Тесторф с соседней фермы, он рисовал и писал её 15 лет, скрывая работу от всех, даже от жены. Это была главная тема и главная любовь всей его жизни.

Далёкое

Отношения между художником и его моделью не прерывались до кон ца жизни Уайета. Хельга вошла в семью и ухаживала за своим немолодым другом, когда пришла пора его физической слабости. Последний по счету портрет своей музы Эндрю Уайет создал в 2002 , когда Хельге было уже за семьдесят. Негоже тут что-то домысливать.

Сам художник не хотел отвечать на вопросы интервьюеров "о Хельге", лишь объяснял, что понятие "любовь" для него не значит плотское наслаждение, но чувство духовное - "к любимому предмету, природе, человеку, теплота отношения". Добавляя: "Так любимая собака садится к тебе на колени, и ты гладишь ее по голове. Любовь - нечто прекрасное и реальное". Эндрю Уайет подтвердил этим циклом свое удивительное творческое долголетие, сплетн и же в конце концов прекратились.

«Человек, освобожденный от случайных обстоятельств времени», вот, пожалуй, тема его работ с Хельгой. Интуиция и воображение — более верный способ познания истины, нежели абстрактна я логика или научный метод. Вслед за Уитменом художник Уайет выводит американское искусство ХХ века на мировой уровень, потому что видит в каждом человеке черты, которые свойственны не только жителям Америки, но и всем людям Земли. В простой женщине Хельге, которая трудилась на соседней ферме, он открывает целый мир и воспринимает его как часть Вселенной. Даже рисуя ее обнаженной, Эндрю

Уайет как бы понимает , что это всего лишь часть того материка, который называется душа. Глаза Хельги, ее неповторимая грустная улыбка пронизаны особым ощущением жизни. Через свою любовь художник размышляет о старости, юности, о смерти и жизни. Об их отношениях можно было догадаться по долгим прогулкам в окрестностях Мэна, которые так любили Эндрю Уайет и Хельга. Она шла и все время глядела вп еред, что-то высматривая, часто не могла разглядеть и оборачивалась на Эндрю. А он торопливо делал зарисовки. В его глазах Хельга видела отражение того, что впереди, а он к этому отражению добавлял что-то от себя.



Что они искали на этом маленьком пятачке Чэддс-Форда под огромным снежным небом над головой? Здравый смысл? Счастье? Или мир и покой, в котором так нуждается человеческое сердце? Самые обыкновенные вещи: поворот головы любимой, ветер за ее спиной, открытое окно — Уайет с великой силой художника сумел поднять на необычайно эмоциональную высоту. Он, как сэлинджеровский герой Холден Колфилд, бережно охраняет свою девочку, играющую во ржи.

На холсте с необычайным чувством нежности изображена спящая девушка. В открытое окно боится залететь ветер, чтобы ненароком не помешать ее долгому сладкому сну. Это модель Эндрю Уайета Хельга, которую он рисовал и писал в течение 15 лет. Пожалуй, явление исключительное, если не единственное, в истории американской живописи

Конечно, опыт поколений не прошел для Уайета даром, в его творческом сознании произошел своеобразный сплав, и в портретах Хельги можно с одинаковым успехом видеть и дюреровскую законченность, и ренессансные принципы картинного пространства. Но это только сумма слагаемых. Главное - не это. Главное - эти всегда живые глаза цвета студеной воды, это ласковое озорство в уголках пухлого рта, и еще ее нежность, как легкий снег, стремительная, летящая...

В творчестве Эндрю Уайета ощутимы черты, свойственные американской реалистической традиции: идеализация фермерской Америки, пристрастие к родным местам, к точности изображения видимого, порою близкое к топографической иллюзо орности. Но все это в сочетании с присущим ему тонким поэтическим восприятием реальност и позволило связать его с направлением магического реализма. В картинах Эндрю Уайета чувствуется некая напряженность. Он, скорее, даже сюрреалистичен, нежели реалистичен.

В 2007 году художник был удостоен Национальной медали искусств, которую ему в Белом доме вручил президент США.

Помимо вышеупомянутого произведения Генри Торо, Уайет называл одним из главных впечатлений детства «Большой парад» Кинга Видора. Это также найдёт отражение в творчестве повзрослевшего Эндрю, которое навсегда, при внешнем статизме, будет нести отпечаток кинематографичности. Много лет спустя Видор снимет документальный фильм о творчестве Уайета, вернув таким образом поклон.

Не меньшее влияние оказала на мальчика и чрезмерная опека отца, который взял воспитание и учёбу сына в собственные руки. После того как Уайет-старший стал знаменитостью (прославившись в жанре оформления и иллюстрации), в их дом зачастили знаменитости вроде Ф.Скотта Фицджеральда и Мэри Пикфорд. Мальчик стал продолжателем художественных поисков отца, безусловно превзойдя его, а сын самого Эндрю окончательно оформил право Уайетов называться художественной династией.

Christina"s World, 1948

Может быть именно благодаря невольному затворничеству (Эндрю даже сравнивал отцовскую «школу» с тюрьмой) подавляющее большинство картин были написаны Уайетом в родном городе Чеддс-Форд в Пенсильвании и в летнем доме в Кушинге, штат Мэн. Даже став знаменитым художником и потеряв в автокатастрофе отца, Эндрю не хотел отказаться от родных пенат, за что получил определение художника-регионалиста.

Отсюда доминирующее на полотнах «одноцветье»: либо сепийная (то ли сгоревшая от солнца летняя, то ли пожухлая к осени) трава, либо снега. Картины Уайета скупы на яркие краски, все цветовые решения кроются в полутонах. Обратные примеры можно наблюдать лишь на ранних полотнах 30-х годов, ознаменовавших начало его творческой жизни, и поздних произведениях датирующихся началом 2000-х. Исследователями творчества художника выдвигалось предположение, что исчезновение яркости на полотнах того времени связано с гибелью Уайета-старшего.


Public Sale, 1943

Главная тема Уайета – тихая деревенская и провинциальная жизнь, не имеющая, впрочем, ничего общего с пасторалью и посконным реализмом. Да, на полотнах есть намёки на то, что герои только занимались или вот-вот займутся ловлей рыбы, охотой или делами по дому, но чаще всего, как ни парадоксально, люди на картинах Уайета не занимаются ничем, находясь в полусомнамбулическом единении с природой.

Многие обманутые Уайетом искусствоведы и по сей день упорно относят его к реалистам, но любой пытливый взгляд сразу заметит в их доводах ошибку. Вопреки твёрдой реалистичности подачи, нутряная жизнь картин наталкивает на мысли о том, что главное происшествие оставлено за кадром и зрителю придётся искать в обычном изображении людей, в пейзажах и натюрмортах разгадку, ответ на вопрос: что именно не успел запечатлеть художник? Именно этот «приём» позволяет Уайету удерживать внимание зрителя при созерцании самых обыденных вещей и явлений.


Spring, 1978

Героями картин художника может стать кто и что угодно: люди, вешалки с одеждой, стены домов, морские раковины, занавески, сугробы, посуда, etc. Удивительное смещение точек взгляда на мир зачастую не даёт назвать портреты Уайета портретами, а натюрморты натюрмортами. Будто сказочные медведи, вернувшиеся в свой дом, зрители смотрят на картину и пытаются понять, кто надевал этот дождевик, кто смотрел в это окно, кому принадлежит висящее на плечиках детское платье; кто жарил на костре омаров, ел морских ежей и лакомился устрицами?

Всё изображённое Уайетом создаёт впечатление недосказанности незримого присутствия некой силы, приводящей мир в движение, но о какой именно силе идёт речь зритель может только догадываться. Всё либо случилось за секунду до появления художника, а вместе с ним и зрителя, либо должно произойти вот-вот. Самое удивительное – эта недосказанность не раздражает, лишь будоражит аппетит смотрящего, подобно аперитиву.


Squall, 1986

Сам Уайет также не преминул отказаться от «обвинений» в реализме, заметив, что люди и предметы на его картинах «дышат по-другому, глубоко внутри каждого из них скрыто волнение, вполне абстрактное» и, если действительно присмотреться к объекту творческого исследования, познать его суть, то «эмоциям, переполнившим тебя, не будет конца».

Подтверждают слова художника и редкие полотна на стыке сюрреализма и магического реализма, которые красной нитью прошли через весь творческий путь Уайетта. Впрочем, даже не прибегая к подобным жанрам, он может создать с помощью гиперболизации тревогу и напряжение у зрителя, как в картине «Лунное безумие». Неудивительно, что многие режиссёры (М. Найт Шьямалан, Ф. Ридли) вдохновлялись атмосферой картин Уайета при создании кинохорроров.


Moon madness, 1982

Показная реалистичность, скрывающая внутри полотна тревогу, а также повторяющиеся мотивы окон, оцепенелых, отстранённых друг от друга героев, в некотором смысле роднит Уайета с другим американским классиком – Эдвардом Хоппером. За портретную серию «Хельга» Уайет получил традиционно характерные для критики Хоппера обвинения в вуайеризме, но если у Хоппера через окно можно увидеть или точнее подглядеть жизнь людей, их однообразный быт, то Уайет часто оставляет комнаты пустыми, обращая взгляд не внутрь дома, а вовне. Тем не менее, всё-таки застигнутые Уайетом герои бывают весьма похожими в своей оцепенелости на героев Хоппера. Однако разница в эмоциях, всё равно не даёт породнить их окончательно.


Sleep

Над героями Уайета довлеет покой, почти левитановский но не светлый, не «вечный», а немного меланхоличный, словно их поразило этакое «Comfortably numb», приятное оцепенение, как у лирического героя в песне группы Pink Floyd.

Эндрю Уайетт прожил долгую жизнь, скончавшись на 92-м году жизни, и оставил ценителям живописи своё внушительное творческое наследие, заслуживающее пристального внимания, изучения и восхищения, конечно же, ведь для художника не столь важны премии (даже если речь идёт о Золотой медали конгресса или Национальной медали искусств), а, в первую очередь, внимание зрителя.


On the Edge, 2001


Adrift, 1982


Love in the Afternoon, 1992


Omen, 1997


Ring Road, 1985


Winter, 1946


Airborne, 1996


Black velvet, 1963


Turkey Pond, 1944


Wind from the Sea, 1947


Faraway, 1952


Embers, 2000


Arctic Circle, 1996


Man and the Moon, 1990


The Kuerners, 1971


Breakup,1994


Charlie Ervine, 1937


The Hunter, 1943


Young bull, 1960


Painter"s Folly, 1989


Winter fields, 1942


Soaring,1950


Scuba, 1994


Brown Swiss, 1957


The Carry, 2003


Winter Carnival, 1985


Two If By Sea, 1995


Black Hunter, 1938


Siri, 1970


Indian summer, 1970


Walking Stick, 2002

"Я сознательно не люблю путешествовать. После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же – вы делаетесь более эрудированными… Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность."

Из дневников Эндрю Уайета


Известный и самый спорный американский художник Эндрю Уайет (Andrew Wyeth) представитель реализма, а позже магического реализма, действительно был убежденным домоседом. Проведя всю свою жизнь всего в двух местах Соединенных Штатов, он нисколько не сожалел об этом. Для него холмы и долы родного города Чеддс Форд штата Пенсильвания и городка Кушинг, расположенного на океанском побережье штата Мэн, куда художник с семьей выезжал на лето, были исполнены глубоким смыслом. На его картинах мы увидим пейзажи только этих мест в разную пору года. Хотя сам художник предпочитал писать зиму и осень, считая, что в эту пору года в пейзаже открывается его остов. Для Эндрю Уайета всегда был интересен именно внутренний, скрытый в глубине, каркас на котором держится все остальное. Чтобы прочувствовать, увидеть эту внутреннюю суть, художник мог часами лежать на земле, вглядываясь в маленькую веточку или цветок – «вживался в их бытие».

В творчестве Эндрю Уайета ощутимы черты, свойственные американской реалистической традиции: идеализация фермерской Америки, пристрастие к родным местам, к точности изображения видимого, порою близкое к топографической иллюзорности. Но все это в сочетании с присущим ему тонким поэтическим восприятием реальности позволяет связать его с направлением магического реализма. У Эндрю Уайета всегда чувствуется некая напряженность. Он, скорее, даже сюрреалистичен, нежели реалистичен.

Dil Huey Farm 1941

Blackberry Picker (Сборщик ежевики) 1943

Весенняя красавица (Spring Beauty, 1943)

Quaker Ladies, 1956

Сарита, 1978
Но не только холмы родных окрестностей интересовали Эндрю Уайета. Также пристально вглядываясь в человека, художник не отделял его от окружавшей природы, видя гармонию жизни в невидимой связи каждого из людей с землей, лесом, океаном. Определяющим фактором при выборе персонажей для работ Эндрю Уайета была эмоциональная связь между художником и моделью. Он рисовал только тех людей, к которым испытывал сильные чувства. Это могла быль любовь, восхищение, страх или что иное, но мистер Уайет находился в длительном эмоциональном контакте с героями своих картин. Можно сказать, что все они были частью его биографии.

Говорят, что однажды на просьбу чиновников от искусства СССР передать на его московскую выставку картины с неграми, художник ответил, что не рисует негров, он рисует друзей.


Christinas World (Мир Кристины) 1948
Например, на картине «Мир Кристины», которая сделала его знаменитым, изображена соседка художника Кристина Ольсен. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе. Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать, а ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу.

Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника.

Corner of the Woods 1954
Albert"s son 1959

Master Bedroom 1965

Spring Fed 1967
Sea Boots 1976

Full Moon 1980
Adrift (По течению) 1982
Уайета называли художником простых людей и певцом севера. Критики достаточно скептически относились к его творчеству, считая его манеру письма тривиальным отображением действительности. Однако музейные работники скупали его картины и выставки его работ пользовались неизменной популярностью. При всей своей простоте сюжета, картины Эндрю Уайета таят в себе некую загадку, заставляющую вглядываться в изображение, размышлять над ним.

Moon Madness 1982

Airborne 1996


Embers 2000
И несмотря на это, гравюры с изображением произведений Уайета пользовались большой популярностью не только у простых смертных, но и у власть предержащих – среди их владельцев были Дуайт Эйзенхауэр и Никита Сергеевич Хрущев.

В 1955 году Эндрю Уайет стал членом Американской академии искусств и литературы, в 1977 году был избран членом Французской академии изящных искусств, в 1978 году становится почетным членом Академии художеств СССР, а в 1980-м его избирают в Британскую Королевскую Академию. В 1963 году президент Джон Кеннеди наградил художника самой высокой гражданской наградой Америки – медалью Свободы. А в 1970 году Уайет стал первым художником, чья выставка картин прошла в Белом доме при жизни их создателя.


В 2007 году художник был удостоен Национальной медали искусств, которую ему в Белом доме вручил президент США Джордж Буш.


В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть". Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пищу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.

Эндрю Уайет прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился Эндрю в небольшом городе Чеддс-Форде, в Пенсильвании 12 июля 1917 года пятым ребенком в семье популярного в США художника-иллюстратора и живописца Ньюэлла Конверса Уайета. Будущий художник был болезненным мальчиком и родители, оберегая его здоровье дали сыну домашнее образование. Отец обучал маленького Эндрю не только чтению, письму и математике, но и дал ему первые уроки живописи. «Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему». Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего». Отец учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка. Сын возражал: "Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится". В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.


Сюжет 27, 1930-40
Первая персональная выставка пейзажей 20-летнего Энди в Галерее Макбет (Нью-Йорк) принесла ему триумфальный успех - в течение одного дня все работы были распроданы. Успех сопровождал и следующие выставки акварелей, и привел к избранию Э.Уайета членом Национальной академии дизайна.

Дочь Маги (Maga’s Daughter) (портрет жены), 1966
В это же время он познакомился с девушкой из старинной уважаемой семьи 18-летней Бетси Джеймс. Она устроила ему тест – повела знакомиться с парализованной Кристиной Олсон и инквизиторски следила за его реакцией. Он тоже провел тест – пригласил Бетси на свою небольшую выставку, и спросил, понравилось ли ей что-нибудь. «Эта», - сказала Бетси и показала на ту единственную картину, которой Эндрю гордился. На следующий день он сделал Бетси предложение, которое она приняла, а в 1940 году женился на ней. Бетси Джеймс суждено было сыграть большую роль в его творчестве. Она была не только его моделью, но и секретарем, критиком, консультантом, агентом и близким другом. Она придумывала сюжеты его картин, давала им названия, советовала ему отказаться от ярких красок. В 1943 году у них родился первенец Николас (впоследствии он стал галеристом), а три года спустя - Джеймс, который тоже стал довольно известным художником. Свою жену художник изобразил на картине "Дочь Маги". Кстати, именно жена Уайета, Бетси, позировала ему для картины «Мир Кристины».


Но будучи сама свободной и смелой душой, Бетси, похоже, не заметила, как поработила тоже рвущийся к свободе эльфовский, причудливый дух художника. Она энергично и умело продавала и распространяла его картины, каталогизировала их, создавала архив, пока не вызвала у Уайета ощущение (как он пишет), что он - “предмет купли-продажи”. Младший из двух сыновей Уайетов - Джеми, тоже художник - то ли шутя, то ли серьезно рассказывал, что однажды полез в ящик стола и увидел фотографию отца с номером на лбу. Отношения между супругами напряглись, Эндрю все чаще исчезал с мольбертом. Биограф рассказывает: "Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной, и в ней было обаяние иностранки. Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и все - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин “Хельга”. Мне и еще двум друзьям он сказал: “Если со мной что-нибудь случится, на чердаке у Кёрнеров - коллекция картин”. Раскрой он свой секрет Бетси, это убило бы его внутреннее возбуждение, и тогда - конец всей затее."

Зима (Winter, 1946)
В октябре 1945-го, отец Эндрю и его трехлетний племянник, погибли, когда их автомобиль застрял на железнодорожных рельсах перед движущимся поездом. Гибель отца подвела черту под юностью Уайета. Откликом на смерть отца стала темпера "Зима". Через два года в штате Мэн, на ферме Ольсенов была написана самая, пожалуй, известная картина мастера "Мир Кристины".

Немец (The German, 1975)
В 1948 Уайет начал писать Анну и Карла Кернеров, соседей по Чeддс-Форду. Их ферма располагалась всего в нескольких ярдах от того места, где погиб его отец. Соседа-немца Карла Кёрнера в детстве и юности Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти своего отца («такие же жестокие немецкие губы», — говорил он). Карл и Анна Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку. Уайет сделал портрет Карла – один из лучших американских портретов.

Поля, луга, леса и холмы Чеддс-Форда, стали для него не просто родиной, но местом встречи с самой большой любовью. Зимой 1971 года в доме Кёрнеров он услышал новый женский голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга Терстоф, 32-летняя дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому… В жизнь Уайета вошла новая любовь. Началась тайная работа над серией картин «Хельга».


Косы (Braids, 1977, Seattle Art Museum)
В своей автобиографии художник пишет: "И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зеленом немодном пальто с пелериной. Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещенный слепящим зимним светом бесконечный этот холм вдруг приблизился. В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу".

По словам Уайета, "это был решающий, поворотный момент в его жизни". Он смотрел в ее серые задумчивые северные глаза и понимал, что вновь хочет жить и писать. Он спросил: "Как тебя зовут?". Но сердце уже знало - как бы ее ни звали, где бы она ни жила, - он не в его силах забыть эти светлые волосы, этот нежный пшеничный пушок над ее верхней губой, этот застенчивый румянец на бледных щеках. "Человек, освобожденный от случайных обстоятельств времени", вот, пожалуй, тема его работ с Хельгой.


Overflow, 1978
«Я отличаюсь от большинства художников тем, что мне необходим личный контакт со своими моделями… Я должен быть очарован. Сражен. Именно это произошло со мной, когда я увидел Хельгу».

Любовники (Lovers, 1981)
Наверное, это была самая большая, самая сильная любовь в его жизни и, пожалуй, исключительное, если не единственное, явление в истории американской живописи. Свою любимую модель - немку Хельгу Тесторф с соседней фермы, он рисовал, скрывая свою работу от всех. Не знала об этом ни жена Эндрю Бетси Уайет, ни муж Хельги Джон Тесторф. Все картины и рисунки хранились у друга и ученика Уайета Джорджа Веймута («Фролика»), жившего поблизости. Это была его главная тема и главная любовь всей его жизни. С 1971 по 1985 год Уайет написал 247 работ, посвященных Хельге: 47 картин (темпера) и 200 акварелей и рисунков.
On Her Knees (Siri), 1987
Когда Бетси увидела картины, она была ранена сильнее, чем Эндрю мог предположить. Журналисты привыкли обращаться к Бетси, как к споксмену Эндрю Уайета, и когда на открытии выставки они замучили ее вопросом «что всё это значит?», она коротко ответила: «Любовь». А дальше все, что мы имеем, - лишь обрывки сведений. Читаем в биографии Меримена “Засекреченная жизнь Эндрю Уайета”: "Эндрю говорил друзьям о Бетси то с раскаянием, то с раздражением: “Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?!. Нет, я знаю, я - змея в овсе. Я - мастер уверток. Художник не должен жениться - где начинается брак, там кончается роман. Единственным мудрецом среди американских художников был Уинслоу Хомер, проживший всю жизнь холостяком."


Интуиция и воображение - более верный способ познания истины, нежели абстрактная логика или научный метод. Вслед за Уитменом художник Уайет выводит американское искусство ХХ века на мировой уровень, потому что видит в каждом человеке черты, которые свойственны не только жителям Америки, но и всем людям Земли. В простой женщине Хельге, которая трудилась на соседней ферме, он открывает целый мир и воспринимает его как часть Вселенной. Даже рисуя ее обнаженной, он как бы понимает, что это всего лишь часть того материка, который называется душа. Глаза Хельги, ее неповторимая грустная улыбка пронизаны особым ощущением жизни. Через свою любовь художник размышляет о старости, юности, о смерти и жизни. Об их отношениях можно было догадаться по долгим прогулкам в окрестностях Мэна, которые так любили Эндрю Уайет и Хельга. Она шла, и все время глядела вперед, что-то высматривая, часто не могла разглядеть и оборачивалась на Эндрю. А он торопливо делал зарисовки. В его глазах Хельга видела отражение того, что впереди, а он к этому отражению добавлял что-то от себя. Что они искали на этом маленьком пятачке Чеддс-Форда под огромным снежным небом над головой? Здравый смысл? Счастье? Или мир и покой, в котором так нуждается человеческое сердце? Самые обыкновенные вещи: поворот головы любимой, ветер за ее спиной, открытое окно - Уайет с великой силой художника сумел поднять на необычайно эмоциональную высоту. Он, как сэлинджеровский герой Холден Колфилд, бережно охраняет свою девочку, играющую во ржи. Конечно, опыт поколений не прошел для Уайета даром, в его творческом сознании произошел своеобразный сплав, и в портретах Хельги можно с одинаковым успехом видеть и дюреровскую законченность, и ренессансные принципы картинного пространства. Но это только сумма слагаемых. Главное - не это. Главное - эти всегда живые глаза цвета студеной воды, это ласковое озорство в уголках пухлого рта, и еще ее нежность, как легкий снег, стремительная, летящая...

Убежище (Refuge, 1985)
Мудрая Бетси самоотверженно заявляла, что “искусство важнее отношений”. Тем не менее, сделав это мудрое заявление, она практически ушла из дома. Она проводила большую часть времени или в Нью-Йорке, или в Мейне, где устроила дом по своему вкусу. Они чаще перезванивались, чем виделись. Уайет писал Хельгу еще пять лет, то есть всего - пятнадцать, но... В конце концов Уайет исчерпал этот источник… У него появились другие модели: Энн Колл, Сюзан Миллер. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, брошенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу и в итоге съехался с ней. “У меня теперь две жены, - говорил он другу. - В моем возрасте я могу делать все, что хочу”. Он жил то с Хельгой в своей студии в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. Старый друг Эндрю Уильям Фелпс писал о нем в письме: “Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил”. В середине 1980-х годов он написал картину «Убежище»: Хельга, в пальто, с опустошенным лицом, стоит, прислонившись к стволу дерева. Это было прощание.

Омен (Предзнаменование), 1997
В последние годы жизни один журналист спросил у Уайета, пригласит ли он Хельгу на свое 90-летие? И Уайет воскликнул: «Обязательно! Ведь она уже стала членом моей семьи!..». И он действительно пригласил ее… Есть фотографии, на которой они сидят вместе за столом: уже очень старый Уайет, одетый во все черное, и пожилая Хельга в ослепительно белом меховом манто. Оба они смеются, глядя в объектив фотоаппарата…


«Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто трудится на земле.»
Трость (Walking Stick, 2002)
Умер художник в 2009 г. в возрасте 91 года. В последние годы жизни он перестал давать интервью и появляться на публике, говоря: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах».

Иной мир (Other world, 2002)
Закончу еще одним высказыванием художника. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути. Который в два раза лучше прежнего ».
Доктор Син, 1981
Работы американского художника Эндрю Уайта пленят, притягивают как магнит, будоражат сердце и душу. Волшебник, работающий в стиле магического реализма. В Америке его называли художником простых людей и певцом севера, я же считаю его романтиком и иконой американского искусства ХХ столетия.

Эндрю Уайет родился в 1917 году в Пенсильвании в семье художника-иллюстратора Ньюела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд. Его отец, иллюстрировавший книги Стивенсона, Вальтера Скотта и Фенимора Купера, стал в 20-х годах так знаменит, что в доме Уайетов гостили Скотт Фицджералд, Мэри Пикфорд и другие знаменитости. Но главными и постоянными его гостями были художники. Поля и рощи вблизи дома были уставлены мольбертами. Праздники отмечались театрально. На Хэллоуин появлялись такие монстры, что младшие дети дрожали от страха, пока не узнавали под маской знакомого художника. На Рождество отец, изображая Санта-Клауса, топал ночью по крыше и спускал подарки в дымоход. Разрисовывал самодельные костюмы, и дети увлеченно играли в индейцев Фенимора Купера, в “Робин Гуда” и в пиратов из “Острова сокровищ”.

В документальном фильме “Реальный мир Эндрю Уайета” (1980) художник, вспоминая об отце, рассказывает и более важные подробности своего детства: “Рисовать я начал очень рано, и меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья - отец считал, что художнику колледж не нужен. Он говорил: ‘Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему’. И он почти добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел не в колледж, а в свой мир”.


"Moon madness", 1982


Что же это был за мир? Отчасти о нем дает представление биограф Уайета Ричард Меримен: "Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мейна, где у семьи был летний дом. Он рисовал только два этих места. Он делал портреты только жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он - крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам. Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: “Я не пишу негров. Я пишу своих друзей”. И отказался. Я как-то спросил его, как он смог перевести свои эмоции в плоскость картин. Он сказал: “Если чувства сильные, рука это знает”.


"Оторвавшиеся от земли", 1996


В Мейне Эндрю познакомился с Кристиной Олсон, больной полиомиэлитом. Кристина могла передвигаться в коляске, но тогда бы ей пришлось все время просить близких возить ее. Она не хотела их утруждать, ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины - духовного (не раздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника. Кристина кажется юной, хотя ей было в ту пору 53 года (умерла она в 1969 году). Уайет никогда не рисовал Кристину калекой. Ее тяжкий крест, ее тихое мужество стали качествами его картин о ней: колдовскими чарами ее дома, пустотой холма... и не только в картине “Мир Кристины”, которая стала американским символом.


"Christina"s world", 1948


Одна из лучших картин Уайета - “Ветер с моря” - тоже связана с Кристиной Олсон. Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали... " Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине." И от картины - холод по спине...


"Wind from the sea", 1947


Именно полотно "Мир Кристины" не только поразило современников и всемирно прославило автора, но и вызвало ожесточенные нападки критиков. Как, впрочем, и всё его творчество. Возмущало отсутствие у Уайета "оригинальности", новаторства, "прогресса", социальной критики и политики, его противостояние моде в искусстве послевоенных лет. Его и в последующие десятилетия упрекали то в иллюстративности, то в излишней чувствительности, "приторной сентиментальности", слезливости, то в болезненном пристрастии к болезненному, ужасному, извращенному, в патологии.

Эндрю Уайет проводил долгие часы “на натуре”: в лесу, на берегу ручья, летом - на жаре, зимой - на морозе, в доме Олсонов или на ферме у соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал. Никто в семье не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается с портретами и не рисует по фотографиям. Вот что отвечает на это художник в документальном фильме 1980 года “Реальный мир Эндрю Уайета”: "Мне важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал “Мир Кристины”, я пять месяцев работал над полем. Делать фон - это как строить дом, чтобы потом в нем жить. Если сдерживать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело".

Как технически художник добивался такого эмоционального эффекта? Он начинал с акварелей, но перешел на древнюю темперу - порошковые краски, размешанные яичным желтком. " Акварель слишком открыто выявляла его порывистость, - писал биограф художника Меримен. - Это просто видно, как его кисть летит... всё в движении. Слишком откровенная, слишком стремительная живопись, почти свирепое выражение чувств. А темпера делается мелкими тоненькими мазками, очень точными и подробными. Для Уайета такая скрупулезность служила компрессором чувств. Обманчиво гладкий покров темперы - как крышка на котле, из которого рвутся эмоции."


"Open and c losed", 1964

Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пишу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.


"Full moon", 1980


В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно - сильное чувство. Например, соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (“Такие же жесткие немецкие губы”, - говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку с крюками для подвешивания колбас на потолке, и под одним таким крюком Уайет сделал портрет Карла - вояки, немца, гордеца - один из лучших американских портретов.


"Карл", 1948

Ферма Кёрнеров тоже стала музеем и доступна посещению. Обе семьи, Олсенов и Кёрнеров, вошли благодаря художнику в историю искусства. Соседскую девочку Сиру Эриксон он рисовал обнаженной много лет, но показал сделанные им ню людям только тогда, когда ей исполнился 21 год. Она начала ему позировать обнаженной в 13 лет, не испытывая смущения: "Он весь постоянно в работе, смотрит на тебя как на дерево". Так она вспоминает о своем общении с "Энди" (близкие люди называли его по-простому), когда ей уже исполнилось 32 года.


Он любил писать обнаженную натуру. Не пользуясь в сельской глуши услугами профессиональных натурщиц, он просил позировать ему соседок, молодых и не очень, те доверяли его скромности и целомудрию и не стеснялись его, как то было в случае с Сирой Эриксон. При этом художник не хотел никого смущать эротическими картинами, особенно семьи своих добровольных натурщиц, да и собственную жену. Вот и отлеживались годами полотна и рисунки, сделанные "для себя", прежде чем попасть в поле публичного обозрения. Доходы от продажи двух-трех картин в год удовлетворяли его материальные потребности, и он мог не спешить с обнародованием своих работ.

В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть".

Когда Уайету был двадцать один год, он встретил в Мейне восемнадцатилетнюю Бетси Джеймс, девушку из старинной, уважаемой семьи. Она устроила ему тест - повела знакомиться с парализованной Кристиной Олсон и инквизиторски следила за его реакцией. Он тоже провел тест - пригласил Бетси на свою небольшую выставку и спросил, понравилось ли ей что-нибудь. “Эта”, - сказала Бетси и показала на ту единственную картину, которой Эндрю гордился. На следующий день он сделал Бетси предложение, которое было принято.

Когда я познакомился с его женой, в 1963 году, - рассказывает Меримен, - я решил, что это самая потрясающая женщина, которую я когда-либо видел. Она была такой красивой, такой обаятельной, веселой, живой. Время, проведенное с ней, всегда было наслаждением. Для Эндрю важно было и то, что она абсолютно понимала его работу. У нее была вдобавок редкая способность анализировать и обсуждать картины с поразительной проницательностью. Она стала менеджером и агентом Эндрю, она давала названия его работам. Ее влияние и вклад в его творчество исключительно важен.

Но будучи сама свободной и смелой душой, Бетси, похоже, не заметила, как поработила тоже рвущийся к свободе эльфовский, причудливый дух художника. Она энергично и умело продавала и распространяла его картины, каталогизировала их, создавала архив, пока не вызвала у Уайета ощущение (как он пишет), что он - “предмет купли-продажи”. Младший из двух сыновей Уайетов - Джеми, тоже художник - то ли шутя, то ли серьезно рассказывал, что однажды полез в ящик стола и увидел фотографию отца с номером на лбу. Отношения между супругами напряглись, Эндрю все чаще исчезал с мольбертом. Биограф рассказывает: " Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной, и в ней было обаяние иностранки. Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и все - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин “Хельга”. Мне и еще двум друзьям он сказал: “Если со мной что-нибудь случится, на чердаке у Кёрнеров - коллекция картин”. Раскрой он свой секрет Бетси, это убило бы его внутреннее возбуждение, и тогда - конец всей затее."

Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. Но когда Бетси увидела, наконец, картины, она была ранена сильнее, чем Эндрю мог предположить. Журналисты привыкли обращаться к Бетси, как к “споуксмену” Эндрю Уайета, поэтому на открытии выставки они замучили ее вопросом: “Что все это значит?” И тогда она коротко ответила: “Любовь”. А дальше все, что мы имеем, - лишь обрывки сведений. Читаем в биографии Меримена “Засекреченная жизнь Эндрю Уайета”: " Эндрю говорил друзьям о Бетси то с раскаянием, то с раздражением: “Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?!. Нет, я знаю, я - змея в овсе. Я - мастер уверток. Художник не должен жениться - где начинается брак, там кончается роман. Единственным мудрецом среди американских художников был Уинслоу Хомер, проживший всю жизнь холостяком."

Мудрая Бетси самоотверженно заявляла, что “искусство важнее отношений”. Тем не менее, сделав это мудрое заявление, она практически ушла из дома. Она проводила большую часть времени или в Нью-Йорке, или в Мейне, где устроила дом по своему вкусу. Они чаще перезванивались, чем виделись. Уайет писал Хельгу еще пять лет, то есть всего - пятнадцать, но...


В конце концов Уайет исчерпал этот источник. У него появились другие модели: Энн Колл, Сюзан Миллер. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, брошенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу и в итоге съехался с ней. “У меня теперь две жены, - говорил он другу. - В моем возрасте я могу делать все, что хочу”. Он жил то с Хельгой в своей студии в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. Старый друг Эндрю Уильям Фелпс писал о нем в письме: “Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил”.


Эндрю Уайет за работой


В 2007 году президент Буш вручил ему Национальную медаль искусства. То был отнюдь не первый его орден: в 1963 году он стал первым художником в истории Америки, удостоенным Президентской медали свободы, а в 1988 году получил Золотую медаль Конгресса, высшую награду, которой удостаиваются гражданские лица. Еще в 1970 году прошла его выставка в Белом доме, первая в истории страны художественная выставка в президентской резиденции, при Никсоне. Признание следовало не только от американских, но и от иностранных учреждений: он был одним из немногих "прогрессивных художников США", которых привечала Москва в пору жесточайшего преследования "искусства в оковах" -- поп-арта, абстракционизма.

Ретроспектива произведений Уайета в Художественном музее Филадельфии в 2006 году привлекла более 175 000 посетителей, что стало мировым рекордом посещаемости выставки современного художника. Последним прижизненным признанием таланта Уайета стало присуждение ему в 2007 году. Национальной медали искусств США, а с 2008 году он перестал появляться на публике и давать интервью. В ответ на просьбы желавших с ним встреться журналистов он говорил: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Эндрю Уайет мирно ушёл из жизни во сне в своём доме в Чедз-Форде 16 января 2009 году в возрасте 91 года.

Продолжая тему об американских художниках, начатую в статье о я хочу рассказать о замечательном американском художнике Эндрю Уайете (Andrew Newell Wyeth) . Надеюсь, вы согласитесь, что его произведения, да и сама жизнь художника представляют в чистом виде.

Эндрю Уайетю Полная луна. 1982.

Эндрю Уайет - один из самых обожаемых и, вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере - в эпоху модернизма это была огромная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек в том, что дискредитировал художественный реализм.

Эндрю Уайет. Альваро и Кристина. 1968.

Эндрю никогда не был модным художником: зачастую, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума - чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, то они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета , - писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, - за то, что носы у его героев там, где им полагается быть ».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец - Ньюэлл Уайет был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд .

Нюэлл делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

У него были десятки учеников. Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.

Художник: предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.

Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты.

Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов - вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет. Весенний выпас. 1967.

Эндрю Уайет очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Художник рисовал только эти два места. Он делал портреты только жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он - крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

«Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, - говорил он. - Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное - возможно, наивность».

Всенародная любовь и признание критиков все-таки настигли художника. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек - отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет - один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль - высшую награду Америки в области искусств .

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 год. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. Незадолго до смерти он сказал:

«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры