Фольи Риккардо: биография, карьера, личная жизнь. Фольи Риккардо: биография, карьера, личная жизнь Сколько сейчас лет riccardo fogli

Главная / Развод
  • Интервью
  • дата: 03.12.2012
    – Синьор Риккардо, готовы ли вы к 21 декабря?
    – Не вижу смысла готовиться к тому, чего не случится. Какое-то древнее, хотя и цивилизованное племя предсказало "конец света". Ну и что? С тех пор цивилизация ушла далеко вперед. И "конец света", следовательно, отдвинулся. Моей маленькой дочке не исполнилось еще и полгода. Поэтому я не готов к тому, что кто-то когда-то определил столь короткий "век" моей любимой малышке. Я откладываю конец света до тех пор, пока не погуляю на свадьбе моей Мари-Мишель и не увижу внуков.
  • – Вашему сыну от первого брака 20 лет. Замечаете ли вы за ним сходства и различия с собой в 20-летнем возрасте? Существует ли в ваших отношениях с сыном "проблема" отцов и детей"?
    – Я в 17 лет покинул отчий дом. А через год был абсолютно самостоятельным человеком. Мой мальчик в свои 20 лет совершенно не подготовлен к самостоятельной жизни. То есть абсолютно. Он инфантилен, как и все его поколение. Он мало чего хочет от этой жизни. И мне кажется, что не совсем понимает свое будущее. Но конфликтов между нами не существует. Я даже голос на него повысить не могу. Все по той же причине: он - инфантил. Такой нежный и ранимый юноша, что даже мое стариковское брюзжание может нанести ему долго не заживающую душевную рану.
  • – Вы знали, что едете не просто в Ульяновск, а на родину Ленина?
    – Конечно. Я даже очень хорошо знаю, кто такой Ленин. Я рабоче-крестьянского происхождения. И моему папе были не чужды идеи марксизма-ленинизма. В нашей семье нередко звучала фамилия Ленина как имя борца за освобождение рабочего класса. Оказавшись в вашем городе, я почувствовал легкую ностальгию по детству. Для меня Ленин и отец неразрывно связаны в моей памяти. Можно сказать, что Ленин мне как папа (улыбается).
  • – Известно, что это не первая ваша русская "одиссея", и вы стали большим знатоком и поклонником российских барышень. Что, на ваш взгляд, в основном отличает их, скажем, от американок или ваших соотечественниц?
    – Американки чересчур прагматичные. Итальянки излишне самостоятельные. И это накладывает отпечаток на их внешность. Она какая-то очень повседневная, такой, как говорят в Америке, "casual". Тогда как у русских девушек и женщин свой особый и неповторимый стиль. Они очень скромны и даже незаметны на первый взгляд. Но это такая маскировка. Копнешь поглубже - а там богатый внутренний мир. И это впечатляет и завораживает. Это и есть любовь, достойная быть воспетой, в стихах, песнях, живописи, великой литературе... Потом, я считаю, что идеальная дама не должна быть очень худой. Мы, итальянские мужчины, любим, когда есть за что ухватиться и подержаться (улыбается). В России, к счастью, мало анорексичных моделей.
  • – Однако же ваш не столь давний роман с русской девушкой закончился ничем. Что не сложилось?
    – Априори должно было так случиться: началось и сразу же кончилось. Россиянки более других нацелены на быт. Вашим женщинам нужен прочный дом, крепкий тыл. Мужчина в семье, одним словом. Для моей русской подружки отношения, когда меня по полгода не бывает дома из-за активной гастрольной деятельности, оказались немыслимыми. А я не захотел делать ее несчастной. Это было бы нечестно по отношению к ней с моей стороны. И мы расстались. Но в сердце эту любовь я сохранил навсегда. Как храню в душе каждую мою любовь к каждой женщине, встретившейся на моем жизненном пути. Именно эта любовь во всех моих песнях...
  • – Говорят, у вас существует собственный рецепт поедания русского борща?..
    – О, да. Я вообще люблю русскую кухню: пампушки, блинчики. В моем меню это отличное дополнение итальянской кухни. Но борщ - это что-то особенное. Я начинаю с того, что отодвигаю мясо на край тарелки. Густо поливаю капусту сметаной. Макаю хлеб в жижу и с удовольствием съедаю. Затем выпиваю бульон. И только после этого принимаюсь за оставшееся мясо. Очень вкусно!.. Еще меня поражают своеобразие и красота русского языка, который я понемногу учу. Недавно узнал новую шутку. В ответ на вопрос "Как дела?" надо отвечать "Пока не родила..." Смешно...
  • – Ваш нынешний тур по России длится с лета. Вы рассказывали о пяти свитерах, взятых с собой, чтобы не замерзнуть. Свитера спасают?
    – Я пока надевал лишь три из них - белый, красный и синий. Зеленый и желтый пока ждут своего часа. В России в этом году слишком теплая, итальянская зима. Я пока холодов не почувствовал.
  • – Для многих ваших русских коллег по поп-сцене считается пафосным выступить перед двумя главными российскими политиками - Путиным и Медведевым. А как складываются ваши отношения с итальянским экс-премьером Сильвио Берлускони, его сменщиком Марио Монти и президентом страны Джорджо Наполитано?
    – Никак. Для меня было бы удивительно узнать, что те, кого вы назвали, еще помнят о существовании такого певца, как Риккардо Фольи. У нас в Италии среди эстрадных исполнителей немодно, что ли, дружить с политиками. Мы даже не пересекаемся в повседневной жизни. У нас и без этого все хорошо. А "придворных" концертов в моей стране тоже не существует. Нет такого явления.
  • – В одном из недавних интервью вы сказали: "Страна, где мое сердце, - это Россия". Если продолжить анатомические сравнения, каким органом вы в родной Италии?
    – В первую очередь, желудком. Люблю поесть: пицца, паста, макароны. Еще глазами. Как человек, который любит смотреть на красоту, я возделываю ее у себя на Фаттории. Люблю выращивать плодовые деревья, обожаю возиться с цветами. Вот думаю, когда окончательно выйду на пенсию и уйду с эстрадной сцены, перееду в Россию и попрошусь к вашему президенту Путину в садовники. Он же наверняка еще долго будет главой государства...
  • – Вы один из самых спортивных певцов в мире. Активно занимаетесь футболом. Уже пять раз бегали марафонскую дистанцию, причем трижды - в Сахаре. Расскажете о главных трудностях пустынной 42-хкилометровки?
    – Постоянно хочется пить. Ноги приходят в негодность. От засушливого климата я уже трижды серьезно их лечил. На ногах образуются неприятные язвы. Еще портится зрение оттого, что несколько дней видишь только солнце и песок. Но все эти неприятности - ничто по сравнению с самими ощущениями - кажется, что бежишь по Марсу. Чувствуешь себя минимум первым человеком на "красной планете", максимум - марсианином...
  • – Через месяц Новый год. Вспомните, какие подарки от Деда Мороза вы любили получать в детстве?
    – У нас в Италии он называется "Баббо Натале". В переводе - Рождественский Дед. Похож больше на Санта-Клауса. Мои родители жили небогато. И в нашей семье рождественские подарки были скромными, бесхитростными. Помню, отец поднакопил деньжат и я нашел на Рождество в сугробе подарок от Натале - игрушечный пароходик. Он заводился ключом, и, пока хватало пружинки, у него крутился винт на юте. Я очень ждал весны, чтобы запустить свой кораблик в первую же лужу. Радости было до небес.
  • – Чего хочется попросить у Баббо Натале сегодня?
    – Для себя - ничего. У меня уже есть все, чтобы быть счастливым. Хотя я попросил бы на время волшебные способности, чтобы сделать столь счастливым все человечество. Планета не должна страдать так, как страдает сегодня. Люди рождаются для счастья.

Беседа получилась непринужденной. Разговаривали о многом: о музыке, воспитании детей и даже политике. Пресс-конференция началась, как только вошел опоздавший маэстро Аль Бано. "Начальник приехал - можем говорить", - пошутил Рикардо Фольи, который до этого уже успел запечатлеть на видео всех присутствующих и пообещать прислать им диск с копией записи.

Внимание журналистов в основном было приковано к Аль Бано и Рикардо Фольи. Даже лидер группы "Love Italy" Марчелло выразил преклонение перед ними: "Я счастлив, что нахожусь за столом с такими великими артистами, творчество которых имеет огромное значение для музыки Италии".

Не успели журналисты итальянским гостям задать и пару-тройку вопросов, как музыканты прервали разговор, увидев молодоженов у дверей. Аль Бано и Рикардо Фольи пригласили пройти к ним жениха и невесту, которые совершенно случайно оказались в нужном месте и в нужный час. Журналисты радостно отметили: "Такая приятная и неожиданная встреча - лучший свадебный подарок!".

Здоровья Вам, Кристоф и Анастасия, - пожелали музыканты интернациональной паре. - И не берите пример с нас: мы несколько раз женились и разводились.

На прощанье все присутствующие закричали немецкому жениху и русской невесте: "Горько!". После этой лирической паузы пресс-конференция продолжилась.

- Вы часто приезжаете с концертами в российскую провинцию?

Аль Бано: - Мы, как врачи, едим туда, куда нас вызывают. Мы лечим музыкой и сердце, и душу.

На фестивале в Сан-Ремо в 1982 году Рикардо занял первое место, Аль Бано - второе. Вы были знакомы до фестиваля? Насколько острой между вами была конкуренция?

Рикардо Фольи: - Мы знали друг друга еще и до Сан-Ремо, но сблизились уже после. У нас есть много общего, например, музыка, дети. Но тогда между нами была конкуренция, это однозначно. Конечно, если бы я в то время был хорошо знаком с Аль Бано, я бы сказал: "Выигрывай ты!"

- Вы дружите с российскими звездами?

Рикардо Фольи : - Да, с Александром Маршалом, Лаймой Вайкуле.

Аль Бано: - Со многими, с Азизой, например. Когда она приезжала ко мне в Италию, я даже готовил для нее еду (удивление журналистов).

Рикардо Фольи: - Я тоже очень хороший повар, но предпочитаю, чтоб готовил ты (смеется). У нас в Италии говорят: "Хороший любовник должен быть хорошим поваром, потому что женщины берут за горло". Нет, не душат, а завоевывают мужчину благодаря умению готовить.

- Аль Бано, но ведь Вы еще и хороший винодел…

Аль Бано : - Любовь к вину - это семейная традиция. Я произвожу вино с 1973 года в самом красивом месте Италии после Тоскании - это восточная область Апулия. Она находится недалеко от Греции, Израиля, Ливии. Уверяю вас, вино очень хорошее, его пьют во всем мире.

- Нам остается только приехать к Вам и попробовать вино (журналисты улыбаются).

Аль Бано : - Я жду вас!

Рикардо Фольи: - Кстати, вилла Аль Бано находится на огромной территории, где есть все: и гостиница, и ресторан, и пиццерия. К нему приезжает много иностранцев, в том числе и русских. Этот маэстро владелец виллы, которая была построена на древнем городе этрусков. Аль Бано ночью встает и начинает там раскопки: находит, к примеру, старинную вазу (смеется).

Аль Бано: Нет, нет, он говорит неправду. Это очень бедная территория этрусков, где когда-то в печах выплавляли металлы. Наверное, специально для меня в то время плавили золото (смеется).

- В Италии многие из звезд, как и Вы, живут вдали от города и ведут собственное хозяйство?

Аль Бано: - Когда я купил землю и переехал в деревню, обо мне все говорили, что я сумасшедший. Теперь же многие звезды - Рикардо Фольи, Адриано Челентано, Джанни Моранди, Дзуккеро - поступили также. Они живут загородом и занимаются сельским хозяйством. Кстати, в Италии сейчас даже среди молодежи стало популярным заводить собственные земельные наделы, селиться в деревне.

Но ведь когда-то у Вас, Аль Бано и Рикардо, не было ничего, Вы начинали с нуля. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь кем приходилось работать?

Рикардо Фольи : - Я менял шины, работал ассистентом фотографа, электриком. В 15 лет я зарабатывал, почти как мой отец. На полученные деньги я сначала купил гитару, затем звукоусилители. После окончания рабочего дня я несколько километров поднимался в гору, чтобы взять уроки игры на гитаре.

Аль Бано: - То время для меня - лучшая школа жизни. Когда я приехал в Милан, устроился на работу в строительную фирму. За то, что я красил двери, мне даже не заплатили. Но когда человек оказывается в нужде, у него хорошо начинает работать голова. Я подумал: "Если я буду официантом, то у меня всегда будет что поесть". И устроился в пиццерию. Но после ссоры с сыном хозяина из-за его сестры, с которой у меня был роман, мне пришлось уволиться. В порыве гнева я ему сказал: "Однажды я вернусь, и ты меня будешь обслуживать". Вскоре я пошел работать на автомобильную фабрику. Ну а спустя какое-то время случилась победа на конкурсе Адриано Челентано "Новые голоса", первый контракт…

- Мы много знаем о Вас, но почти ничего о Ваших детях. Расскажите о них.

Аль Бано: - У меня шесть детей от двух разных жен. Дочь Кристель, ей 28 лет, пишет музыку и создает дизайнерскую одежду. Сын Яри, ему сорок, тоже занимается музыкой, кроме того, он хороший режиссер и бизнесмен.

Рикардо Фольи: - У меня также дети от разных жен. Младшей Мишель Мари годик исполнился 4 июля (показывает фото дочери).

Аль Бано: - Она хорошенькая! Славу Богу, похожа на твою жену, а не на тебя. Иначе она была бы вообще сказочная (смеется).

Рикардо Фольи: - Моему старшему Алессандро сейчас двадцать лет. Он пока ищет себя: один год занимается кикбоксингом, следующие двенадцать месяцев ездит на мотоцикле. Неизменно одно: его очень притягивают красивые девочки, которые, к сожаленью, отвлекают от дел. Но я ему это прощаю, ведь женщины - это женщины, что делать!

- Какой тактики Вы придерживайтесь в воспитании детей?

Аль Бано: - Мир сейчас поменялся. Детей в наше время невозможно уберечь от влияния извне. На них оказываем воздействие не только мы, но и, к примеру, Интернет…

Рикардо Фольи: - Первое, что я всегда спрашиваю у сына: "Где ты? С кем? У тебя есть деньги в кармане? А телефон? Он заряжен? У тебя есть бензин в машине?" Иначе нельзя. Я считаю, нужно давать свободу детям, ведь они должны все же учиться на своих ошибках. Но при этом не стоит забывать их контролировать. Мы рядом находимся, чтобы дети в жизни не совершали серьезных ошибок.

Вопрос к Аль Бано. Ваш отец назвал Вас в честь страны, в которой служил во время войны. На его месте как бы Вы назвали своего ребенка?

Аль Бано: - Русский! (смеется)

Рикардо Фольи: - А если бы родилась дочь - то Водка! (смеется)

- Вам интересна политика?

Аль Бано: - Да, я наблюдаю за политикой. Ведь как говорил Кеннеди, или ты будешь следить за политикой, или политика будет следить за тобой. Кроме того, от власти зависит существование наше и наших детей.

- Как Вы относитесь к Сильвио Берлускони?

Аль Бано: - Я его друг, и не могу говорить о нем плохо. У Сильвио большое сердце, но он, как и все, человек и делал ошибки. Бросьте камень, кто никогда не оступался.

- У Вас есть все: всенародный успех, любимое дело, замечательные дети. А чего не хватает в жизни?

Аль Бано: - Три нефтяных скважины (смеется). Одну бы я использовал во благо бедных Индии, доходом от второй помог бы нуждающимся в Африке, а прибыль от третьей разделил бы поровну между бедными Южной Америки и нами с Рикардо.

Рикардо Фольи: - Когда Аль Бано найдет эти нефтяные скважины, я приеду с грузовиком и залью бензина для себя и своей семьи (смеется).

Час пресс-конференции с итальянскими исполнителями пролетел, как один миг. Журналисты вынуждены были отпустить интересных собеседников, ведь впереди звезд ждал концерт в арене "Металлург".

Риккардо Фольи. Это имя буквально гремело из каждого окна в 80-х по всей Европе, а в Советском Союзе его популярность едва ли не выше, чем на родине. К сожалению информации о нем очень мало в интернете. Таблоид постарается поподробнее рассказать о нем.

Риккардо родился 21 октября 1947 года в итальянском городке Понтедера, область Тоскана, в северной Италии. Музыкой увлекся с раннего детства, благо итальянцы народ музыкальный, да и мама будущей звезды поощряла занятия музыкой. В 1964 году Риккардо увлекся Битлз и… совсем скоро становится бас-гитаристом в группе «Slenders». Самые яркие воспоминания об этой группе, говорят об их победе на локальном песенном фестивале в Северной Италии. Группа «Slenders» заняла на нем шестое место. Несмотря на то, что в 14 лет Риккардо, сын рабочего-металлиста, сам пошел на завод, музыку он не бросил.

Риккардо Фольи второй справа

В 1966 году по приглашению Валерио Негрини, Риккардо становится бас-гитаристом группы «Pooh» (группа очень популярна в Италии и существует успешно и по сей день). И уже в этом году они вместе выпускают первую пластинку «Per quelli come noi».

Риккардо не только бас-гитарист группы, но и певец, он так же пишет музыку для группы. Первый успех пришел практически сразу, песни стали появляться в хит парадах.

Большой успех к ним приходит в 1971 году. Пластинка «Opera Prima» выходит уже на крупном лейбле и достигает 13 место в чартах, а два сингла «Tanta voglia di lei» и «Pensiero» и вовсе доходят до первого места в Италии.

Группа Pooh в 1972 году

В 1972 году выходит диск «Alessandra» (диск стал первым «золотым» на родине), который содержал в себе такие хиты, как «Noi due nel mondo e nell’anima», а сам альбом добрался до пятого места в альбомном чарте. Несмотря на большой успех, в следующем году Риккардо Фольи уходит из группы и начинает сольную карьеру.

В 1973 году году выходит его первый сольный альбом «Ciao amore come stai» и первый сингл «Due Regali». Альбом добрался лишь до 22 места в хит параде.

Хотя еще в 1970 году Риккардо вместе со своей женой Виолой Валентино (они прожили почти 20 лет) записал сингл «Zan zan» под псевдонимом Renzo & Virginia. Правда успеха он не имел и Виола ушла в модельный бизнес, что не помешало ей в конце 70-х вновь занятся сольной карьерой, а в начале 80-х достигнув пика с хитами «Sola» и известным в СССР хитом «Romantici».

В 1974 году Риккардо впервые, как сольный певец участвует в конкурсе песни «Сан-Ремо». Фольи представляет песню «Complici», но не попадает даже в финал.

В 1976 году к нему впервые приходит успех, как сольному артисту. Сингл «Mondo» попал на четвертое место, хотя второй альбом под простым названием «Riccardo Fogli» почти повторил успех прошлого, дойдя до 23 места. На альбоме присутствует песня «Mi Manca», которую написал Umberto Tozzi (известный всему миру хитами «Gloria» и «Ti Amo»). Успех сингла дал ему возможность принять участие в престижном конкурсе «Festivalbar».

В следующем году выходит альбом «Il sole, l’aria, la luce, il cielo» и еще один важный в карьере Рикардо сингл «Stella», который попадает на пятнадцатое место в чартах Италии.

Следующий год и следующий хит «Io ti porto via» достигает верхней двадцатки итальянского песенного чарта. Одноименный альбом имеет успех, в записи диска участвует бывший участник группы Pooh, Roby Facchinetti. С группой Pooh и с ее музыкантами, Риккардо сохранил дружеские отношения и не раз еще выступит вместе с бывшими коллегами.

Риккардо начинает сотрудничество с известным итальянским композитором Маурицио Фабрицио, который к тому же становится его аранжировщиком. Тексты пишет, в основном Гвидо Морра (текстовик другой итальянской звезды Джанни Тоньи). В 1979 году Риккардо записывает альбом в стиле «прогрессив-рок», но он так и не был выпущен (в 1999 году его издала фирма Raro! Records под названием «Matteo»).

В год, когда Умберто Тоцци гремел хитом «Gloria», Пупо выпустил свои первые хиты «Force» и «Gelato al cioccolato», а Адриано Челентано выпустил альбом «Soli», написанный для него Тото Кутуньо, Риккардо выпускает свой известнейший хит «Che ne sai», альбом имеет такое же название.

Альбом 1980 года «Alla fine di un lavoro» приносит сразу два известных хита в коллекцию Риккардо, это «Scene da un amore» и «Ti amo pero», занявшие 15 и 18-е место соответственно.

С каждым годом, Риккардо становится все популярнее и в 1981 году альбом под названием «Campione» достигает 16 места, а сингл из альбома «Malinconia» достигает второй строчки хит-парада. Так же песня становится лауреатом музыкального фестиваля «Gondola D`Oro», который проходит в Венеции в сентябре. А поздно вечером 29 января 1982 года по первой программе, советским зрителям, в рамках передачи «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» транслируют фрагменты этого фестиваля. В СССР впервые показывают Пупо (он участвововал в фестивале с песней «Lo devo sol a te») и Риккардо Фольи. С этого момента в Советском Союзе начинается бум итальянской эстрады.

В Италии сингл с этой песней становится платиновым. Пластинки Риккардо Фольи начинают издаватся за пределами родной страны.

Постепенное движение к успеху в любом случае достигает своей максимальной точки. У Риккардо Фольи она наступила в 1982 году. 19 февраля в театре «Аристон» курортного города Сан-Ремо состоялся 32-ой по счету фестиваль песни «Сан-Ремо-82». Среди участников уже популярные к тому моменту Аль Бано и Ромина Пауэр исполнившие свой самый знаменитый хит «Felicita», упомянутая в нашей статье Виола Валентино с песней «Romantici», а так же Друпи, Анна Окса, Дзуккеро, Фиордализо. Стоя на сцене в элегантном костюме вместе с гитаристом Роберто Пулео, Рикардо исполнил динамичную, не очень похожую на песни, которые исполнялись до этого в Сан-Ремо «Storie di tutti giorni». Это был триумф. Выпущенная синглом она в считаные дни добирается до первого места в итальянском чарте, где задерживается на целый месяц. Приняв правильное решение издать ее в Европе, песня достигает седьмого места в Швейцарии и 30-го в Германии. Вышедший в том же году альбом его лучших хитов «Collezione» достигает в чартах 6-го места и по сей день остается самым раскупаемым альбомом. В 1983 году на волне популярности «итальянцев» этот диск издается по лицензии в Советском Союзе. Кстати, буквально спустя месяц после первого показа Риккардо Фольи на Советских телеэкранах, 26 февраля в программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» показывают номера из «Сан-Ремо-82», в том числе и песню победительницу, укрепив популярность Фольи в СССР.

Не останавливаясь Риккардо выпускает еще один альбом «Compagnia», пять новых песен и пять песен, которые ранее исполняли другие исполнители, такие как Орнелла Ванони, Миа Мартини, Элис, Дарио Балдан Бембо, а так же Pooh с ним как вокалистом в 1972 году. На задней обложке диска за столом восседают его друзья, композитор Маруицио Фабрицио, Робби Фачинетти, Дарио Бембо и Ренато Бриоши. Синглом вышел заглавный трек с альбома. Кстати, песни из этого альбома также выходили в Советском Союзе на двух миньонах.

Прошлогодний успех Фольи позволил участвовать в конкурсе «Евровидение» в 1983 году. Певец представил Италию песней «Per Lucia». Несмотря на то, что композиция становится лишь 11-ой, на родине певца она стала хитом, а в Германии добирается до 63 места в хит-параде песен, став последним синглом попавшим в международные чарты.

Увы с этого момента карьера Риккардо достигнув пика медленно начинает ползти вниз. В 1984 году выходит альбом «Torna a sorridere», с одноименным синглом, представленный на фестивале «Festivalbar», на который он вернулся вновь в следующем 1985-ом году с хитом «Dio come vorrei».

В начале года, после трехлетнего перерыва опять участвует в фестивале «Сан-Ремо». Песня «Sulla buona strada» становится четвертой, входит в новый альбом названный просто «1985» и попадает в чарты.

В июле 1985 года по приглашению Госконцерта, Риккардо Фольи приезжает в Советский Союз, где при огромных аншлагах (билеты раскуплены задолго до концертов и приобрести их можно было уже втридорога у перекупщиков) он дает концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Таллине. Вместе с ним на гастроли приехала и Виола Валентино, но не в качестве певицы, а в качестве жены. В момент прибывания Фольи в Москве, снимается музыкальный фильм, показанный по советскому телевидению 24 ноября, а также в программе «Утренняя почта» повторяют фрагмент этого фильма, песню «Comagnia».

Несмотря на то, что итальянская поп-музыка официально разрешена в СССР, выходят пластинки, песни транслируют по радио и телевидению, на гастроли приезжают итальянские звезды, после концерта Риккардо в журнале «Смена» (номер 23 за 1985) выходит негативная статья «Звезда приехала».

Следующие диски Рикардо выпускает в 1987 году «Le infinite vie del cuore», в его поддержку Фольи воссоединяется со своей старой группой «Pooh» и дает масштабное турне. Альбом 1988 года «Amori di guerra» у поклонников считается одним из лучших, а в следующем 1989-ом Фольи вновь принимает участие в фестивале «Сан-Ремо» и снова, как и в 1985 году становится четвертым с песней «Non finisce cosi». Забавно, но в следующем 1990-ом, опять выступая в «Сан-Ремо», он вновь приходит четвертым с песней «Ma quale amore».

В новом десятилетии Риккардо Фольи продолжает выступать на фестивале в «Сан-Ремо» и несмотря на относительный успех, тираж его пластинок резко падает. В 2002 после череды альбомов-сборников Фольи выпускает концертный диск названный по его самой знаменитой песне «Обыкновенные истории». Только в 2005 году выходит его новый и последний на данный момент альбом «Ci saranno giorni migliori», одноименный сингл впервые за много лет попадает в чарты. В течении следующих пяти лет собирается материал для биографии певца, которая вышла 7 июля 2010 года под названием «Fogli di vita e di musica». Книга написана журналистом Фабрицио Марчезелли и поклонницей Сабриной Панти, в ней содержится полная дискография, редкие фотографии,предисловие Giorgio Panariello и неопубликованные свидетельства различных знаменитостей.


Риккардо Фольи родился 21 октября 1947 года в Понтедера. Этот городок находится на северо-западе Италии, в Тоскане, столицей которой является небезызвестная Флоренция. С детства Риккардо был буквально влюблен в музыку. Этому увлечению способствовала его мать - очень музыкальная женщина. В своем автобиографическом очерке Риккардо с большой теплотой отзывается о ней. Вскоре к детским впечатлениям добавились юношеские - в 60-е годы началась всемирная битломания. Слава "ливерпульской четверки" докатилась и до тосканского городка. В музыку "Битлз" Риккардо влюбился "с первого звука" и на всю жизнь. По его словам, мир музыки для него делится на две части: на "Битлз" и не-Битлз. В те годы многие мальчишки мечтали стать музыкантами, пели, играли на гитаре, создавали небольшие группы. Не был исключением и Риккардо. Но мечты мечтами, а суровая реальность давала себя знать. Необходимо было учиться и зарабатывать на жизнь.

Поэтому мечты многих товарищей Риккардо так и остались всего лишь золотыми грезами юности. Да и ему жизнь сулила вполне прозаический путь: Риккардо учился на металломеханика и и готовился стать рабочим на заводе. И все же юноша чувствовал, что музыка - его призвание. Надо было сделать выбор: сейчас или никогда. И Риккардо решился. В 17 лет он оставляет заводские стены и устремляется в "большие города", чтобы претворить свою мечту в жизнь. В том же году (1964) Риккардо присоединился к группе Slenders. Затем, в июне 1966, он стал вокалистом группы Pooh. Эта группа играла легкий рок. В 1973-м году, после выхода нового альбома группы, Риккардо покинул Pooh. Набравшись певческого опыта, он начал свою сольную карьеру. Кстати, его отношения с группой остались прекрасными. Pooh живет и здравствует до сих пор. Она так и продолжает играть легкий рок и за 30 лет своего существования (уже после Риккардо) ею было создано немало прекрасных песен. Группа не раз участвовала в фестивалях Сан-Ремо и не однажды попадала в десятку финалистов. Несколько раз Pooh и Риккардо пели вместе на концертах. Одна из самых удачных их совместных песен - Giorni Cantati (Дни, когда мы пели вместе). Первой сольной работой Риккардо стал альбом Ciao Amore come Stai (Здравствуй Любовь - как поживаешь?) (1973). После двух лет напряженной работы Риккардо порадовал слушателей песней Mondo (Мир) из альбома Riccardo Fogli (1976). Эта энергичная, жизнерадостная песня сразу же полюбилась слушателям и мгновенно взлетела на верхние строчки чартов. Далее последовали такие хиты, как Stella (Звезда), Io ti porto via (Я унесу тебя с собою), Che ne sai (Что ты знаешь об этом?). В 1977 году выходит альбом Il Sole L`Aria La Luce Il Cielo (Солнце. Воздух. Свет. Небо).

Это нежные, добрые песни о любви человека, что рождается рядом с Любовью и гармонией, разлитой в Природе. Очень интересен альбом Che ne Sai (Что ты знаешь об этом?) (1979). Он совершенно не похож на предыдущий! В первых альбомах Риккардо еще ищет себя, свой стиль исполнения. Поэтому его ранние работы могут показаться странными для поклонников певца. Они могут сказать (эти самые поклонники), что Риккардо в этих песнях не похож сам на себя. В альбоме Che ne Sai - Риккардо уже более ли менее находит свою манеру исполнения. Это переходный альбом - между 70-ми и 80-ми годами (последний период можно считать лучшим в творчестве певца). Поэтому здесь мы встречаем настоящую смесь жанров и стилей. К началу 80-х годов характер песен Риккардо заметно изменился. Песни стали более философскими и вдумчивыми по содержанию, напряженными, пронзительными по исполнению. Здесь и раскрылась удивительноя сила, красота и очарование голоса Риккардо. Одной из таких "новых" песен Риккардо стала Malinconia (Грусть) из альбома Campione (Чемпион). В1981-м году она стала победительницей фестиваля Festivalbar.

Эта песня сразу полюбилась многим слушателям. В России она даже вошла в десятку лучших песен 82-го года (хотя была написана-то в 81-м). Но это была, так сказать, только творческая разминка. В 1982-м году как логическое продолжение темы, заявленной в "Грусти", была написана песня, которая навсегда внесла имя Риккардо Фольи в историю итальянской музыки конца 20-го века и сделала его известным в нашей стране, речь идет, конечно, об обыкновенных историях. Настоящий "звездный час" для Риккардо настал в 1982-м году. Известный в Италии композитор Маурицио Фабрицио написал совместно с Гвидо Морра песню, которой суждено было победить на Сан-Ремо и стать визитной карточкой итальянского певца Риккардо Фольи . Многие итальянцы еще до фестиваля предсказывали ему победу. Так, журнал "Улыбки и песни", за неделю до Сан-Ремо публиковавший информацию об участниках и их песнях, рискнул напечатать на обложке фото именно Риккардо. И, как видим, не ошибся. Но победа песни Риккардо (опередившей прекрасный дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр - Felicita (Счастье)) была справедливой.

"Обыкновенные истории" отличались от других песен Сан-Ремо необычной мелодией, философским содержанием и прекрасным исполнением. Более того: "Обыкновенные истории" сразу же стали известны за пределами Италии, принеся Риккардо мировую извесность. Говорю "мировую" без тени преувеличения, потому что его альбом Collezione ("Коллекция") 1982-го года вышел миллионным тиражом не только в странах Западной Европы, но даже в Японии! Единственные, кто остался равнодушным - это Великобритания и США (там Риккардо малоизвестен до сих пор). Не осталась в стороне и наша Россия-матушка. В СССР отрывки из фестиваля Сан-Ремо были показаны в передаче "Мелодии и ритмы Зарубежной эстрады". Молодой обаятельный "цыганский парень в смокинге" (как называли Риккардо тогдашние газеты) мгновенно полюбился российским зрителям. В результате все тот же альбом "Коллекция", изданный на наших грампластинках, тут же был буквально сметен с прилавков. Его переиздали в 1986-м году, и диск снова разошелся миллионным тиражом. С этих самых пор Риккардо - почетный гость в России и неизменный участник всех Санремовских концертов в Кремле. И хотя минуло 20 лет и появилось много новых кумиров, поклонники у Риккардо в России не переводятся. Его помнят и любят. Хорошее не забывается. У Риккардо есть 10-летний сын Алессандро Зигфридо. Риккардо очень привязан к своему сыну и проводит с ним все свое свободное время. Фольи-младший музыкой пока что не увлекается. Зато ему полюбилось дзюдо и мальчик уже с семи лет серьезно занимается им. Риккардо всегда увлекался футболом. С начала певческой карьеры и по сей день (!) он играет в команде итальянских певцов (с ним в одной команде играет Джанни Моранди). Кроме того, Риккардо никогда не упускает случая попутешествовать, но не как это обычно делают туристы. Он любитель экстремального отдыха. Так, год назад он предпринял поход по пустыне Сахара (марш в 100 километров). Так что Риккардо и в свои 57 лет молод и полон сил.

Риккардо Фольи родился 21 октября 1947 года в Понтедера. Этот городок находится на северо-западе Италии, в Тоскане, столицей которой является небезызвестная Флоренция. С детства Риккардо был буквально влюблен в музыку. Этому увлечению способствовала его мать - очень музыкальная женщина. В своем автобиографическом очерке Риккардо с большой теплотой отзывается о ней. Вскоре к детским впечатлениям добавились юношеские - в 60-е годы началась всемирная битломания. Слава "ливерпульской четверки" докатилась и до тосканского городка. В музыку "Битлз" Риккардо влюбился "с первого звука" и на всю жизнь. По его словам, мир музыки для него делится на две части: на "Битлз" и не-Битлз. В те годы многие мальчишки мечтали стать музыкантами, пели, играли на гитаре, создавали небольшие группы. Не был исключением и Риккардо. Но мечты мечтами, а суровая реальность давала себя знать. Необходимо было учиться и зарабатывать на жизнь. Поэтому мечты многих товарищей Риккардо так и остались всего лишь золотыми грезами юности. Да и ему жизнь сулила вполне прозаический путь: Риккардо учился на металломеханика и и готовился стать рабочим на заводе. И все же юноша чувствовал, что музыка - его призвание. Надо было сделать выбор: сейчас или никогда. И Риккардо решился. В 17 лет он оставляет заводские стены и устремляется в "большие города", чтобы претворить свою мечту в жизнь. В том же году (1964) Риккардо присоединился к группе Slenders. Затем, в июне 1966, он стал вокалистом группы Pooh. Эта группа играла легкий рок. В 1973-м году, после выхода нового альбома группы, Риккардо покинул Pooh. Набравшись певческого опыта, он начал свою сольную карьеру. Кстати, его отношения с группой остались прекрасными. Pooh живет и здравствует до сих пор. Она так и продолжает играть легкий рок и за 30 лет своего существования (уже после Риккардо) ею было создано немало прекрасных песен. Группа не раз участвовала в фестивалях Сан-Ремо и не однажды попадала в десятку финалистов. Несколько раз Pooh и Риккардо пели вместе на концертах. Одна из самых удачных их совместных песен - Giorni Cantati (Дни, когда мы пели вместе). Первой сольной работой Риккардо стал альбом Ciao Amore come Stai (Здравствуй Любовь - как поживаешь?) (1973). После двух лет напряженной работы Риккардо порадовал слушателей песней Mondo (Мир) из альбома Riccardo Fogli (1976). Эта энергичная, жизнерадостная песня сразу же полюбилась слушателям и мгновенно взлетела на верхние строчки чартов. Далее последовали такие хиты, как Stella (Звезда), Io ti porto via (Я унесу тебя с собою), Che ne sai (Что ты знаешь об этом?). В 1977 году выходит альбом Il Sole L`Aria La Luce Il Cielo (Солнце. Воздух. Свет. Небо). Это нежные, добрые песни о любви человека, что рождается рядом с Любовью и гармонией, разлитой в Природе. Очень интересен альбом Che ne Sai (Что ты знаешь об этом?) (1979). Он совершенно не похож на предыдущий! В первых альбомах Риккардо еще ищет себя, свой стиль исполнения. Поэтому его ранние работы могут показаться странными для поклонников певца. Они могут сказать (эти самые поклонники), что Риккардо в этих песнях не похож сам на себя. В альбоме Che ne Sai - Риккардо уже более ли менее находит свою манеру исполнения. Это переходный альбом - между 70-ми и 80-ми годами (последний период можно считать лучшим в творчестве певца). Поэтому здесь мы встречаем настоящую смесь жанров и стилей. К началу 80-х годов характер песен Риккардо заметно изменился. Песни стали более философскими и вдумчивыми по содержанию, напряженными, пронзительными по исполнению. Здесь и раскрылась удивительноя сила, красота и очарование голоса Риккардо. Одной из таких "новых" песен Риккардо стала Malinconia (Грусть) из альбома Campione (Чемпион). В1981-м году она стала победительницей фестиваля Festivalbar. Эта песня сразу полюбилась многим слушателям. В России она даже вошла в десятку лучших песен 82-го года (хотя была написана-то в 81-м). Но это была, так сказать, только творческая разминка. В 1982-м году как логическое продолжение темы, заявленной в "Грусти", была написана песня, которая навсегда внесла имя Риккардо Фольи в историю итальянской музыки конца 20-го века и сделала его известным в нашей стране, речь идет, конечно, об обыкновенных историях. Настоящий "звездный час" для Риккардо настал в 1982-м году. Известный в Италии композитор Маурицио Фабрицио написал совместно с Гвидо Морра песню, которой суждено было победить на Сан-Ремо и стать визитной карточкой итальянского певца Риккардо Фольи . Многие итальянцы еще до фестиваля предсказывали ему победу. Так, журнал "Улыбки и песни", за неделю до Сан-Ремо публиковавший информацию об участниках и их песнях, рискнул напечатать на обложке фото именно Риккардо. И, как видим, не ошибся. Но победа песни Риккардо (опередившей прекрасный дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр - Felicita (Счастье)) была справедливой. "Обыкновенные истории" отличались от других песен Сан-Ремо необычной мелодией, философским содержанием и прекрасным исполнением. Более того: "Обыкновенные истории" сразу же стали известны за пределами Италии, принеся Риккардо мировую извесность. Говорю "мировую" без тени преувеличения, потому что его альбом Collezione ("Коллекция") 1982-го года вышел миллионным тиражом не только в странах Западной Европы, но даже в Японии! Единственные, кто остался равнодушным - это Великобритания и США (там Риккардо малоизвестен до сих пор). Не осталась в стороне и наша Россия-матушка. В СССР отрывки из фестиваля Сан-Ремо были показаны в передаче "Мелодии и ритмы Зарубежной эстрады". Молодой обаятельный "цыганский парень в смокинге" (как называли Риккардо тогдашние газеты) мгновенно полюбился российским зрителям. В результате все тот же альбом "Коллекция", изданный на наших грампластинках, тут же был буквально сметен с прилавков. Его переиздали в 1986-м году, и диск снова разошелся миллионным тиражом. С этих самых пор Риккардо - почетный гость в России и неизменный участник всех Санремовских концертов в Кремле. И хотя минуло 20 лет и появилось много новых кумиров, поклонники у Риккардо в России не переводятся. Его помнят и любят. Хорошее не забывается. У Риккардо есть 10-летний сын Алессандро Зигфридо. Риккардо очень привязан к своему сыну и проводит с ним все свое свободное время. Фольи-младший музыкой пока что не увлекается. Зато ему полюбилось дзюдо и мальчик уже с семи лет серьезно занимается им. Риккардо всегда увлекался футболом. С начала певческой карьеры и по сей день (!) он играет в команде итальянских певцов (с ним в одной команде играет Джанни Моранди). Кроме того, Риккардо никогда не упускает случая попутешествовать, но не как это обычно делают туристы. Он любитель экстремального отдыха. Так, год назад он предпринял поход по пустыне Сахара (марш в 100 километров). Так что Риккардо и в свои 57 лет молод и полон сил.

.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры