Гаршин". Презентация на тему "В.М

Главная / Развод

Так ты не веришь значит? Тут верх врождённой неприязни. Кто, на проверку, Разум чей Сказать осмелится: «Я верю»? Сцена 2 Сад Марты. Гёте по праву называют Великим гением духовного развития человека. Ты добрый человек, каких немного, Но в деле веры просто вертопрах. Мы представляем Вашему вниманию 2 сценки из трагедии И. В. Гёте «Фауст».

«Николай Гумилёв» - Избранное * * * 1917. Холодные звезды тревожного марта Бледнели одна за другой за окном. ИЗБРАННОЕ * * * (продолжение) 1918. Осторожнее! Мне нынче труден мой урок. Ушел продавец, И с явной насмешкой глядит на меня покупатель. Избранное волшебная скрипка 1907. Избранное ягуар 1907. Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам?

«Всеволод Гаршин» - Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Биография В.М. Гаршина. Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка «Лягушка-путешественница».

«Биография Гайдара» - Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Комбат А. Голиков. 1922 г. АВТОБИОГРАФИЯ. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Нет! Горячий камень. Совесть. А. ГАЙДАР. Д. А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 г.

«Стихотворения Гумилева» - Г) перечислите основные художественные образы стихотворения. Какой цвет преобладает и почему? В.Брюсов. Б) сколько раз повторяется в тексте слова «море» и «крокодил»? Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева.

«Гаршин Жаба и роза» - Вопросы: Т е м а. Зачитайте. -Когда распустилась роза? I. Где расцвела роза? Человек жизнь красота любовь вечность. IV. С кем подружился мальчик? Орфоэпический словарь. Как вела себя роза? Словарная работа. Ожил, ожили, но ожила счастлив, счастлива, но счастливые. Физкультурная минутка.

Всего в теме 57 презентаций

Так ты не веришь значит? Тут верх врождённой неприязни. Кто, на проверку, Разум чей Сказать осмелится: «Я верю»? Сцена 2 Сад Марты. Гёте по праву называют Великим гением духовного развития человека. Ты добрый человек, каких немного, Но в деле веры просто вертопрах. Мы представляем Вашему вниманию 2 сценки из трагедии И. В. Гёте «Фауст».

«Николай Гумилёв» - Избранное * * * 1917. Холодные звезды тревожного марта Бледнели одна за другой за окном. ИЗБРАННОЕ * * * (продолжение) 1918. Осторожнее! Мне нынче труден мой урок. Ушел продавец, И с явной насмешкой глядит на меня покупатель. Избранное волшебная скрипка 1907. Избранное ягуар 1907. Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам?

«Всеволод Гаршин» - Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Биография В.М. Гаршина. Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка «Лягушка-путешественница».

«Биография Гайдара» - Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Комбат А. Голиков. 1922 г. АВТОБИОГРАФИЯ. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Нет! Горячий камень. Совесть. А. ГАЙДАР. Д. А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 г.

«Стихотворения Гумилева» - Г) перечислите основные художественные образы стихотворения. Какой цвет преобладает и почему? В.Брюсов. Б) сколько раз повторяется в тексте слова «море» и «крокодил»? Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева.

«Гаршин Жаба и роза» - Вопросы: Т е м а. Зачитайте. -Когда распустилась роза? I. Где расцвела роза? Человек жизнь красота любовь вечность. IV. С кем подружился мальчик? Орфоэпический словарь. Как вела себя роза? Словарная работа. Ожил, ожили, но ожила счастлив, счастлива, но счастливые. Физкультурная минутка.

Всего в теме 57 презентаций












1 из 11

Презентация на тему: Всеволод Михайлович Гаршин

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию.

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1877 г. Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности.

№ слайда 6

Описание слайда:

В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1883 писатель женится на Н.М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливым в своей жизни, создан лучший его рассказ – «Красный цветок». В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка «Лягушка-путешественница». Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия.24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой – он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

№ слайда 8

Описание слайда:

Творческий путь писателя Основные произведения:«Четыре дня» (1877)«Происшествие» (1878)«Трус» (1879)«Встреча» (1879)«Художники» (1879)«Ночь» (1880)«Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)«Красный цветок» (1883)Повесть:«Надежда Николаевна» (1885)Сказки:«Attalea princeps» (1880)«То, чего не было» (1882)«Сказка о жабе и розе» (1884)«Сказание о гордом Аггее» (1886)«Лягушка-путешественница» (1887)Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе.

№ слайда 9

Описание слайда:

В красивом и страшном рассказе "Красный цветок" Гаршин изнутри показывает процесс нарастающего безумия и распада сознания. Пациенту сумасшедшего дома представляется, что цветок, растущий в больничном саду, является средоточием всего мирового Зла. Борьба с цветком требует неимоверной концентрации духовных и физических сил, преодоления массы реальных и воображаемых препятствий. Но больной считает себя спасителем человечества, на которого возложена великая, одному ему подвластная и понятная миссия. Он жертвует собой во имя Добра. Он был одержим идеею уничтожения красного цветка мака, который «в его глазах осуществлял собою все зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества». Если в «Attalea princeps» пальма жертвует своей жизнью ради личной свободы, то героя «Красного цветка» на самопожертвование воодушевила мысль о благе всего человечества.

№ слайда 10

Описание слайда:

В рассказе «Attalea princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. Основная мысль рассказа «Attalea princeps», очевидно, может быть выражена следующим образом: цель борьбы - свобода и сама борьба - прекрасны, результаты ее - пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.

№ слайда 11

Описание слайда:

ВЫВОД: В своих произведениях Гаршин изображал существенные и острые конфликты современности. Его творчество было «беспокойным», страстным, воинствующим. Тяжелая участь народа после реформы 19 февраля 1861 года («Пятнадцать лет тому назад Россия...» 19 февраля 1876 г.), ужасы кровавых войн («На первой выставке картин Верещагина»), мечта об искусстве, «убивающем спокойствие» («Когда науки трудный путь пройдется»), прославление героизма борцов за свободу («Пленница») - все эти темы волновали Гаршина в течение всей жизни.

  • «Всеволод Михайлович Гаршин»
  • (биография и литературное
  • творчество)
  • Презентацию подготовила
  • ученица 5А класса
  • Бондарец Арина
  • Имя при рождении: Всеволод Михайлович Гаршин Дата рождения: 2 (14) февраля 1855 Место рождения: Екатеринославская губерния Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1888 (33 года) Место смерти: Санкт-Петербург Род деятельности: писатель, критик
Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Детство провёл в военной среде (отец
  • Михаил Егорович Гаршин (1817-1870)
  • был офицером). Уже ребёнком Гаршин
  • был крайне нервным и впечатлительным,
  • чему способствовало слишком раннее
  • умственное развитие (впоследствии страдал
  • приступами нервного расстройства).
  • Учился в Горном институте, но не закончил его.
  • Война с турками прервала его занятия: он
  • поступил добровольцем в действующую
  • армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку,
  • отдался литературной деятельности.
  • В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.
  • 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.
  • Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.
  • В. М. Гаршин.
  • Портрет работы
  • И. Репина (1884)
  • На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком.
  • Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
  • Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
  • В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.
  • В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира.
  • Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сигнал», «Сказание
  • о гордом Аггее» «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора.
  • Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости.
  • Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
  • Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
  • Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»).
  • Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.
  • В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы.
  • Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
  • «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов.
  • От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…
  • Спасибо за внимание!



Род Гаршиных старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин () был офицером). Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но не закончил его. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался литературной деятельности. В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.


19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание. Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее- некрополе Санкт-Петербурга.




На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.


В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сигнал», «Сказание о гордом Аггее» «Лягушка- путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполнена грустного юмора.


Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено. Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина. Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит кусты, высокое небо» («Четыре дня»).


Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры. В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.


«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь… Спасибо за внимание!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры