Где родился иоганн себастьян бах. История жизни

Главная / Развод

//
Биография Баха

Композитор, органист

  • Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (земля Тюрингия, Германия).
  • Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».
  • Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.
  • Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.
  • 1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи
  • 1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.
  • 1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.
  • Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.
  • 1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.
  • 1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.
  • 1707 год – Бах принимает приглашение на службу в Мюльхаузене, на должности органиста в церкви Св. Власия. Здесь он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов. В Мюльхаузене Бах проводит год.
  • 1708 год – Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо.
  • Этот же год – переезд в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.
  • 1717 – 1723 годы – Кетен. Бах получает место придворного капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В обязанности Иоганна Себастьяна входило: аккомпанировать пению князя (по свидетельствам современников, обладавшего хорошим голосом), сопровождать его игру на клавесине и гамбе, а также руководить капеллой в составе 18 музыкантов. Здесь им написаны «Хорошо темперированный клавир» (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, шесть Бранденбургских концертов
  • Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.
  • Июнь 1720 года – Мария Барбара скоропостижно умирает. Бах становится вдовцом.
  • 1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро.
  • 1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место.
  • 1723 – 1750 годы – Лейпциг.
  • 1723 год – в Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. Именно здесь Иоганн Себастьян приступает к работе в качестве руководителя школы певчих. Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества. Кроме того, школа певчих содержится плохо, ученики Иоганна Себастьяна постоянно голодны и плохо одеты. Да и о качестве певческих способностей мальчиков начальство школы заботится мало.
  • Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.
  • В Лейпциге на свет появляются три сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоанн Христиан. Все они оказались одаренными музыкантами.
  • Лейпцигский период творчества – Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» и др. Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства выливаются, в конце концов, в открытый конфликт.
  • 1740 год – Бах, формально оставаясь на службе, фактически уходит в собственное творчество. Он пишет инструментальную музыку, пытается напечатать некоторые свои работы.
  • 1747 год – поездка в Берлин. Филипп Эммануэль, сын Баха, служит у Фридриха II. Он обеспечивает отцу выступление при королевском дворе. Бах играет для Фридриха и его приближенных, импровизирует на тему, заданную королем. Вернувшись в Лейпциг, Бах кладет эту импровизацию в основу своего произведения «Музыкальное приношение» и посвящает его Фридриху II Прусскому.
  • В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти композитор решился на операцию, но после нее только окончательно ослеп. Это не остановило композитора – теперь он диктовал свои произведения.
  • 28 июля 1750 года – Иоганн Себастьян Бах умирает.

На нашем сайте Вы можете скачать сообщение об Иоганне Себастьяне Бахе или познакомиться с его кратким содержанием.

Лучше отдать свое предпочтение полному варианту сообщения, в котором содержатся систематизированные сведения о жизни и творчестве композитора, приводятся малоизвестные факты его биографии, мнения современников и потомков.

Скачать полный вариант сообщения

Детские годы

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) родился в провинциальном городке Эйзенах в Тюрингии (Германия). Его семья дала миру несколько поколений музыкантов. Первые уроки музыки были получены от отца, городского скрипача. Родители умерли рано, и с 9 лет он жил в семье брата, который был органистом, хотя как педагог отличался педантизмом и не мог удовлетворить запросы младшего брата. Иоганн Себастьян не просто учился музыке, игре на клавесине, альте, скрипке, но стремился познакомиться с достижениями европейской музыки.

Жизнь в провинции

Германия той поры представляла собой множество мелких государств. И.С. Баху пришлось тесно соприкасаться с косной инертной средой, где его рвение, талант и творческая фантазия вызывали только недовольство. Так было в княжеской капелле Веймара, в Новой церкви Арнштадта, в церкви Св. Власия в Мюльхаузене.

Светская служба

Накопив опыт и имея несколько великолепных церковных сочинений, Бах снова перебирается в 1708 г. в Веймар к местному герцогу. Это была первая светская служба, где он мог развить свои замыслы не только в области церковных жанров. Здесь написаны Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор, Токката до мажор и знаменитая «Органная книжечка» . Став вице-капельмейстером (1714), Бах получает больше свободы для творчества. Он сочиняет кантаты на библейские и хоральные тексты, во многом уходя от стереотипов.

Новый жизненный и творческий этап начинается в Кетене, где Бах получает должность капельмейстера. Здесь написаны «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Английские сюиты», «Хроматическая фантазия и фуга» , вокальные светские сочинения и др.. Отдельного упоминания заслуживают педагогические сочинения, предназначенные ученикам.

Лейпцигский период (1723-1750)

В Лепциге И.С. Бах руководит школой певчих, работает в «Музыкальной коллегии». В эти годы созданы «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса», «Рождественская оратория» и др. На основе импровизации, исполненной для короля Фридриха II, Бах создает грандиозный цикл «Музыкальное приношение» . Композитор выступает с еженедельными концертами, пишет 150 кантат, сочинения для клавира с оркестром. В свои последние годы жизни он много болеет, особенно страдает зрение: не помогает и операция, на которую Бах решился. Он ослеп, но продолжал диктовать новые сочинения.

Личная жизнь

Первая жена Баха, Мария Барбара , скончалась, оставив 4 маленьких детей. Со второй женой, Анной Магдаленой Вильке , одаренной певицей, ставшей его верной спутницей и помощницей, Бах прожил до последнего дня. Два сына Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил получили известность как композиторы.

Посмертная слава

Творчество Баха долгое время не имело популярности. Первое его жизнеописание появилась только через 52 года после кончины. В 1850-е годы началось систематическое изучение творчества, работа по собиранию и изданию сочинений, определению авторства и уточнению биографических фактов. В ХХ веке многие исполнители стали использовать клавесин вместо фортепиано, стремясь воссоздать дух баховской музыки. Существует «Баховское общество», проводятся фестивали и конкурсы им. И.С. Баха, открыто несколько музеев.

Основные произведения

Всего Баху принадлежит более 1000 концертов, клавиров, кантат, ораторий, фуг, симфоний, месс, прелюдий и др. произведений, включающих богатое органное наследие, целый ряд вокальных и скрипичных сочинений:

  • Хорошо темперированный клавир - цикл произведений, который включает в себя 48 прелюдий, фуги для клавира, объединен в 2 тома по 24 произведения
  • Музыкальное приношение - цикл канонов, фуг, трио-сонаты и других произведений
  • Кантата № 211, Кофейная
  • Кантата № 212, Крестьянская
  • Месса си минор
  • Рождественская оратория
  • Страсти по Иоанну
  • Страсти по Матфею
  • Органная книжечка

Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.

Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.

1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи

1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.

1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём .

1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.

1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.

1707 год – Бах принимает приглашение на службу в Мюльхаузене, на должности органиста в церкви Св. Власия. Здесь он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов. В Мюльхаузене Бах проводит год.

1708 год – Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо.

Этот же год – переезд в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.

1717 – 1723 годы – Кетен. Бах получает место придворного капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В обязанности Иоганна Себастьяна входило: аккомпанировать пению князя (по свидетельствам современников, обладавшего хорошим голосом), сопровождать его игру на клавесине и гамбе, а также руководить капеллой в составе 18 музыкантов. Здесь им написаны «Хорошо темперированный клавир» (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, шесть Бранденбургских концертов

Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.

Июнь 1720 года – Мария Барбара скоропостижно умирает. Бах становится вдовцом.

1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро.

1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место.

1723 – 1750 годы – Лейпциг.

1723 год – в Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. Именно здесь Иоганн Себастьян приступает к работе в качестве руководителя школы певчих. Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества. Кроме того, школа певчих содержится плохо, ученики Иоганна Себастьяна постоянно голодны и плохо одеты. Да и о качестве певческих способностей мальчиков начальство школы заботится мало.

Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.

В Лейпциге на свет появляются три сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоанн Христиан. Все они оказались одаренными музыкантами.

Лейпцигский период творчества – Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» и др. Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства выливаются, в конце концов, в открытый конфликт.

1740 год – Бах, формально оставаясь на службе, фактически уходит в собственное творчество. Он пишет инструментальную музыку, пытается напечатать некоторые свои работы.

1747 год – поездка в Берлин. Филипп Эммануэль, сын Баха, служит у Фридриха II. Он обеспечивает отцу выступление при королевском дворе. Бах играет для Фридриха и его приближенных, импровизирует на тему, заданную королем. Вернувшись в Лейпциг, Бах кладет эту импровизацию в основу своего произведения «Музыкальное приношение» и посвящает его Фридриху II Прусскому.

В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти композитор решился на операцию, но после нее только окончательно ослеп. Это не остановило композитора – теперь он диктовал свои произведения.

(1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! - Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен.

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – ИЗБРАННИК МУЗЫКИ

Фамилия Бах и слово «музыкант» были в Германии несколько веков синонимами, ведь этот древний род дал миру 56 музыкантов, но лишь в пятом поколении родился тот, кому суждено было прославить фамилию, – . Его биограф позже писал, что творчество Иоганна излучало настолько яркий свет, что отблеск его попал на всех представителей фамилии. Этот человек стал гордостью своего отечества, казалось, будто само искусство музыки ему покровительствовало. Впрочем, при жизни великого композитора его вряд ли можно было считать избранником судьбы.

Под влиянием брата

На первый взгляд жизненный путь Иоганна Себастьяна Баха может показаться ничем особо не отличающимся от биографий других немецких музыкантов, которые жили в XVII-XVIII веках. Он появился на свет 1685 года в небольшом городке Эйзенах в Тюрингии. Бах рано осиротел – ему было всего 9 лет, когда не стало матери, а через год и отца. Его взял к себе на воспитание старший брат Иоганн Кристоф, который был органистом в соседнем городе. Сначала Иоганн Себастьян учился музыке под руководством брата и школьных канторов, позже он переехал в нижнесаксонский город Люнебург, где посещал школу при церкви. Он овладел техникой игры на клавесине, скрипке, альте, органе, кроме этого, Иоганн Себастьян был певчим в хоре, а позже стал помощником кантора после мутации голоса.

Уже в юности Бах четко осознавал свое призвание в органной музыке. Он постоянно учился искусству импровизации на органе у лучших немецких мастеров того времени. Впоследствии эти навыки станут базой его мастерства. Стоит прибавить к этому и знакомство Иоганна Себастьяна с различными жанрами европейской музыки. Он участвовал в концертах придворной капеллы города Целле, которая отличалась своей любовью к французской музыке, побывал в Любеке и Гамбурге, имел возможность изучать в школьной библиотеке сочинения итальянских мастеров.

Молодой перфекционист

Иоганн Себастьян уже после школы был достаточно образованным и опытным музыкантом, но тяга к учению не покидала его на протяжении всей жизни. Его интересовало все, что могло хоть малость расширить профессиональный кругозор. Карьера Баха отличалась перфекционизмом и извечным стремлением к самосовершенствованию. Он вовсе не по воле случая занимал ту или иную должность, каждую ступень своей музыкальной иерархии (от органиста до кантора) заслужил упорством и трудом. И с каждым шагом музыкант-практик превращался в композитора, чьи творческие побуждения и свершения шагнули далеко за рамки тех целей, которые ставили перед Бахом.

В 1703 году он стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через несколько месяцев о нем заговорили, как о видном исполнителе. Затем Баха пригласили в Арнштадт занять должность церковного смотрителя органа. В церкви Святого Бонифация Иоганн Себастьян работал с хорошо настроенным инструментом, который расширял его исполнительские и композиторские возможности. В Арнштадте он написал немало органных произведений, но со временем у него возникли проблемы в общении с местными властями. Баха не устраивал уровень подготовки хоровых певчих, а местные чиновники выказали ему недовольство музыкальным сопровождением хорового исполнения, которое якобы смущает прихожан.

Многодетное семейство Баха

В Арнштадте Иоганн Себастьян влюбился в свою кузину Марию. Несмотря на родство, возлюбленные решили пожениться, но их семейный союз был недолгим. Мария прожила всего 36 лет, хотя родила композитору 7 детей. Лишь четверо из них выжили. Второй женой Баха стала Анна Магдалена, которая была на 16 лет его моложе. Но такая разница в возрасте не помешала Анне стать заботливой матерью для уже подросших детей супруга. Она подарила Иоганну Себастьяну еще 13 наследников, прекрасно справлялась с ведением домашнего хозяйства и искренне интересовалась достижениями мужа на музыкальном поприще.

В поисках перспектив

Когда Баху в 1706 году предложили стать органистом в Мюльхаузене, он без сомнений сменил место работы. Должность была выгодной и предоставляла Иоганну Себастьяну явно большие возможности, нежели в Арнштадте, однако оказалась недостаточной для того, чтобы способствовать развитию церковной музыки, как считал Бах. К этому времени он уже накопил обширный репертуар и, не видя для себя перспектив, написал магистрату города прошение об отставке.

Разносторонняя деятельность ждала Иоганна Себастьяна Баха в замковой церкви и капелле при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского. В Веймаре композитору удалось закончить несколько своих знаковых произведений – Токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор, а также знаменитую «Органную книжечку» – руководство для начинающих органистов. Бах прославился далеко за пределами города, как знаток импровизации и лучший советчик по части сооружения органа. К веймарскому периоду относится и обросшее мифами несостоявшееся соревнование Иоганна Себастьяна с известным французским органистом Луи Маршаном, который решил уступить сопернику еще до встречи.

Опыт Веймара и Кетена

Мечта композитора о регулярном написании церковной музыки сбылась после его назначения вице-капельмейстером в 1714 году. По условиям договора, Бах должен был ежемесячно создавать новые произведения. Не менее активно Иоганн Себастьян проявлял себя в роли концертмейстера. Интенсивная музыкальная жизнь Веймара давала композитору возможность не просто близко знакомиться с европейской музыкой, но и творить под ее впечатлением. Он сделал органные обработки концертов , клавирные – Томазо Альбинони и Алессандро Марчелло.

В Веймаре Бах впервые обратился к жанру сюиты и сольной скрипичной сонаты. Инструментальные опыты мастера не прошли зря – в 1717 году его пригласили в Кетен и предложили занять пост великокняжеского капельмейстера. Тут царила самая благоприятная творческая атмосфера. Князь Леопольд был страстным меломаном и к тому же музыкантом, который владел игрой на виоле и клавесине и имел незаурядные вокальные данные. Иоганн Себастьян должен был сопровождать пение и игру князя, но основная его обязанность состояла в руководстве оркестрантами капеллы. Здесь творческие интересы композитора переместились в инструментальную сферу. В Кетене он написал оркестровые сюиты, концерты, сонаты для скрипки и виолончели. Тут же он продолжил свою педагогическую работу и создал композиции, как он говорил, для музыкальной молодежи, которая стремится к учению. Первая среди них – «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха». Он начал ее в 1720 году для своего первенца и будущего композитора. Кроме обработок хоралов и танцевальных миниатюр в ней содержатся прообразы «Хорошо темперированного клавира» и двух и трехголосных «Инвенций». Через пару лет завершит эти собрания.

Одновременно с ежегодным увеличением числа учеников Баха пополнялся и его педагогический репертуар. Это наследие Иоганна Себастьяна стало школой исполнительского мастерства для многих поколений музыкантов.

Завершение странствий Баха

С богатейшим опытом и завидным репертуаром Бах шагнул еще на одну ступень выше в своей карьере и стал музикдиректором Лейпцига и кантором школы Святого Фомы. Этот город стал последним пунктом на карте баховских странствий. Здесь он достиг вершины служебной иерархии. Пока магистрат выделял финансирование на создание богослужебной музыки, энергия Иоганна Себастьяна в должности кантора не знала границ. Он привлекал к исполнению опытных профессиональных музыкантов. В его лейпцигском творчестве соединились знания и умения, полученные в Веймаре и Кетене. Еженедельно он создавал кантаты и написал их более полутора сотен, в это же время он сочинил два своих знаменитых произведения на тему Евангелия – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Всего же написал четыре или пять пассионов, но лишь эти полностью сохранились до наших дней.

В Лейпциге композитор вновь взял на себя обязанности капельмейстера и возглавил студенческое «Музыкальное содружество». С этим коллективом Бах еженедельно давал концерты для светской публики, чем внес неоценимый вклад в музыкальную жизнь города. Исследователи считают, что именно в Лейпциге возникла особая разновидность концертов для клавира Иоганна Себастьяна. Это были, говоря современной терминологией, ремиксы – обработки его же концертов для скрипки или скрипки и гобоя.

Незабытый гений

В 1747 году Иоганна Себастьяна пригласи посетить королевскую резиденцию в Потсдаме для импровизации на новинке среди музыкальных инструментов – фортепиано. Тему композитору задавал сам Фридрих II. Вдохновившись этой идеей, Бах создал грандиозный цикл «Музыкальное приношение», который считают несравненным памятником контрапунктического (полифонического) искусства. Параллельно с этим творением композитор завершал задуманный еще много лет назад цикл «Искусство фуги», который содержал все виды канонов и контрапунктов.

К концу жизни Иоганн Себастьян потерял зрение, и в работе помогала ему любящая Анна Магдалена. Его имя постепенно стало теряться в череде других музыкантов, но, вопреки распространенному мифу, великий композитор не был предан полному забвению. скончался 1750 года. Его могила со временем затерялась и только в 1894 году останки композитора случайно обнаружили при реконструкции церкви.

Многочисленные изданные и рукописные произведения Баха собирали его ученики и простые ценители творчества композитора, ведь он как никто в щедрое на таланты время сумел соединить несоединимое, завершив эволюцию многих жанров.

Фамилия Иоганна Себастьяна Баха в переводе с немецкого означает «ручей». Однажды используя эту аналогию, сказал, что «не ручей, а море должно быть ему имя», имея в виду всю масштабность творчества гения.

У старшего брата Баха был сборник произведений знаменитых композиторов того времени, который он прятал от Иоганна Себастьяна в шкафу с решетками. Девятилетний Бах по ночам каким-то способом вытаскивал нотный сборник и под лунным светом переписывал его. Однажды брат застал его, забрал ноты и отправил спать. В слезах Иоганн Себастьян закричал, что сам напишет такую музыку или даже лучше. Время показало, что обещание свое мальчик сдержал.

Обновлено: Июль 29, 2017 автором: Елена

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры