Где сейчас шульгин бывший муж валерии. Александр шульгин наслаждается жизнью холостяка

Главная / Развод

Скандальные подробности личной жизни композитора и продюсера Шульгина всплыли после его громкого развода с Валерией. Жена Александра Шульгина певица Валерия познакомилась с ним в одном из московских клубов, в котором она выступала, а Шульгин зашел туда ради встречи с деловыми партнерами. Как только он увидел молодую певицу, сразу был очарован ее голосом и красотой. После выступления Александр подошел к Валерии, которая в то время выступала под своим настоящим именем - Алла, и предложил поработать вместе.

На фото — Шульгин и Валерия

Он оставил ей свой телефон, по которому на следующий же день будущая звезда позвонила продюсеру. Для певицы это было огромной удачей, ведь Шульгин к тому времени был уже известен, имел большой опыт работы с артистами, в том числе со многими знаменитостями.

Сначала их отношения были только партнерскими, но очень скоро они переросли в настоящий роман. Александр признался Валерии, что любит ее и предлагает выйти за него замуж. В тот период певица была замужем, но, услышав предложения от продюсера, тут же приняла решение разойтись с первым супругом и стать женой Александра Шульгина.

На фото — продюсер с семьей

Через несколько месяцев она родила сына Арсения. Через год Валерия снова забеременела, и это время было ознаменовано взлетом ее популярности. Но успех ее ждал лишь в творчестве, а вот личная жизнь постепенно превращалась в настоящий ад. Шульгина после рождения детей словно подменили - он стал настолько агрессивен, что при любом удобном случае не только кричал на жену, но и поднимал на нее руку.

После развода Валерия призналась, что после побоев ее тело бывало сплошь покрыто синяками. Тем не менее, она решилась на рождение третьего ребенка, потому что хотела сохранить семью и верила, что Александр должен исправиться. Но ее надежды оказались напрасными, и, потеряв надежду и устав от постоянного унижения, жена Александра Шульгина забрала детей и уехала к родителям в Аткарск.

- Саша, ты как-то исчез из поля зрения публики. Чем ты сейчас занимаешься?

Как занимался, так и занимаюсь музыкой, пишу. Я полтора года назад сказал, что продюсерством в нынешнем понимании слова "продюсер" не занимаюсь. В том смысле, которое сейчас вкладывается в слово "продюсер", я - не продюсер.

- То есть, произошло окончательное разделение менеджеров и производителей, собственно, музыки?

На сегодняшний момент – да. На сегодняшний день населению четко навязали, что продюсер – это нечто такое, что связано исключительно с деньгами, человек, который может деньгами или какими-то связями пробить любую бездарность в эфир, и, соответственно, "рубить" с этого деньги.

При этом продюсеру далеко не обязательно знать музыку и вообще иметь к ней какое-то отношение. Это должен быть некий делец, торговец, брокер или еще кто-то. То есть, все, что раньше везде в мире называлось менеджментом, а у нас директорством коллективов и исполнителей, в какой-то момент в России стало называться продюсированием.

Вот есть, например, режиссер в театре. Он занимается постановкой. Есть, скажем, пьеса "Гамлет" - она же много где поставлена, но в постановке именно этого режиссера она смотрится вот так, в постановке другого режиссера – вот этак. И есть песня, и при работе в студии с этой песней у этого продюсера она будет звучать вот так. Будет запись данной песни делать другой продюсер - она будет звучать как-то по-другому.

И еще в театре есть директор, который занимается всеми хозяйственными и коммерческими вопросами, в том числе счетами, оплатами, ценой билетов, какой-то там рекламой или еще чем-то. Это директорская совершенно работа. И чем меньше директор понимает в творческой части, тем меньше он лезет к режиссеру. А режиссер абсолютно не видит какие-то финансовые бумаги, он поглощен творчеством.

Соответственно, в том понимании, котором я сейчас живу, я – не продюсер совершенно в смысле того значения продюсера, как это сейчас масштабируется в медиа. Я не знаю, как себя назвать, я просто работаю в студии, делаю какой-то там оригинальный звук для исполнителя, для песни, для произведения, для альбома, сижу и работаю денно и нощно.

Лучшие дня

- А артисты, которым ты делаешь звук и песни – они потом куда идут с этими песнями?

Они пока никуда не идут, пока идут записи ведь. Да и к тому же был отвлечен от этой работы поступившим предложением поучаствовать в телевизионном проекте ("Фабрика звезд-3" - прим. Дней.Ру). Я в этом телевизионном проекте поучаствовал 100 дней, чуть более 3-х месяцев. И после него там месяца два надо было что-то доделывать, а потом я опять вернулся к тому, что и приостановил на время этого проекта. И вот сейчас я в этой основной работе близок к завершению. Сейчас через месяц, два, три…

- Что произойдет?

Произойдет выход ряда альбомов, условно говоря.

- Можешь ты их назвать, что это за артисты?

Это в первую очередь группа "FM", которой я помогаю. Это очень оригинальные ребята, талантливые. И то, что звучало по радио из "FM" ,хоть песни и полюбились слушателям - не совсем самое лучшее, что у них есть. Это только то, что было принято к ротации.

К сожалению, к ротации у нас принимают не совсем то, что бы тебе хотелось, или что являет собой артист. При этом ротация немного уродует песни, потому что требует еще неких изменений: специфическое звучание, определенная длительность. И поэтому приходится песню в это прокрустово ложе засовывать, приходится ее коверкать.

Поэтому на сегодняшний день все, что будет выпущено, видимо, будет кардинально отличаться от тех двух песен, которые были у группы в эфире. И даже обсуждается вопрос: ставить песни «форматные», то есть те, которые в эфире все же звучали, или не ставить в альбом? Но, наверное, группа будет их ставить, потому что это их история, но видимо как бонус-трек, потому что звук альбома будет совершенно иной.

И будет также сольный альбом Лёки, вокалистки "FM". Ее зовут Алевтина Егорова, а уменьшительное имя – Лёка. Вот у Лёки будет сольный альбом, который будет отличаться даже от "FM". "FM" - это молодежный коллектив, жесткий немножко, там есть какая-то позиция, есть стержень. А это просто песни про любовь: мягкие такие, светлые.

- Ты эти альбомы понесешь мейджору какому-то? Как ты их будешь выпускать? Где происходит разделение продюсера и композитора?

Да, я советую группе, что может альбомы и стоит каким-то дистрибьюторам и отдать. Но ребята хотят, что бы было распространение исключительно в Интернете. Но точно мы не понесем это ни в какие ротации.

- Ты работаешь только с женщинами?

Почему? Нет. Вот я сделал альбом Саше Буйнову, нашел ему звук. К Саше-то я сам нормально отношусь, я его знаю лет 20. Но один из таких известных в этом мире людей, когда узнал, что я взялся писать альбом Буйнову, сказал: "Не знаю, но менее перспективного из старых людей ты мог найти, наверное, только Шуфутинского". Но в результате Буйнов омолодился, совершенно поменял себя, звучание стало достаточно модное. Почему ты решил, что я работаю только с женщинами?

- Публика так считает. Рядом с Шульгиным одни женщины.

Нет, это просто так, как бы некая история, связанная с моей половиной. 1994-5-6-7-й год – там же много в работе у меня было и гитарных молодежных проектов, и всех прочих. "Мумий тролль", "Мечтать"… Я бы с удовольствием помог какому-то исполнителю. Просто такие парни пошли… Сейчас же ведь немножко более испорченное поколение…

- Ты о том, что у нас сейчас большой дефицит мужского вокала?

Вышел весь мужик, да. У нас долго было время таких непонятных унисекс-мальчиков, субтильных. А именно сильных вокалистов, при этом с такой мужской харизмой – у нас их нет абсолютно. Поэтому приходят, условно говоря, какие-то молодые люди, в которых, может быть, и есть некая потенция с точки зрения вокала - но с точки зрения личности они не Мужчины. При этом они хотят ежеминутной славы быстро. А ведь никто за историю мгновенно признан не был, ведь бесплатный сыр в мышеловке только.

Пугачева только к 30-ти годам стала реально популярной, а до этого где-то и на подпевках, и на раскладушках спала на гастролях, тяжелую жизнь прошла. "Pink Floyd" с пятого альбома стал популярен, даже The Beatles с первого альбома не стал популярен. И такую тяжелую жизнь проходили все: "Машина времени", "Воскресенье", "Динамик". Нет такого, что – бац, и ты популярен и всеми любим.

А сейчас – нет, сейчас приходят и говорят: "Сделай меня звездой". Ведь звездой надо родиться, уже что-то иметь внутри, а после этого работать, работать, работать, работать. А ведь что такое работать? Эта молодёжь говорит: "Как работать? Мы же ведь попали в эфир. Все уже. Как работать? А что еще надо делать?" Я не понимаю их - в их возрасте мы ездили на гастроли, по шесть концертов в день, без всякой фонограммы – ее тогда просто не было. Очень утомительно. Но зато сейчас такой популярности, какая была тогда, ни у одного артиста нет.

Просто предложения стало больше.

А интереса стало меньше. Потому что на сегодняшний день музыка, которая звучит, скажем, через эфир - она вообще ничего не несет.

- Валерия – это был первый проект, которым ты занимался?

Если не брать во внимание рок группу «Круиз», где я работал? После «Круиза» первый был такой талантливый музыкант – Гена Рябцев, который мне помогал. Он работал с Володей Кузьминым в "Динамике", - аранжировки делал, в студии работал, играл на саксофоне. И вот он сделал свой сольный альбом, но, практически дописав его, понял, что все это суета сует, и ушел в монастырь. И его теперь очень многие знают как отца Германа, а люди, которые покупают записи церковных песнопений хора Валаамского монастыря, могут его слышать - это как раз отец Герман и есть.

Потом была группа "Скандал", из которой вышел "Моральный кодекс". В общем-то, Коля Дивлет-Кильдеев и пара ребят тот "Скандал" оставили, потом пришел Мазаев и получился "Моральный кодекс". "До свиданья, мама" была сочинена на диване у меня дома.

Потом еще был некий проект, который назывался "Белый камень". Мы записали уже пол-альбома, это был 1989-й год. Там был очень талантливый певец – сейчас я вообще таких не знаю, их нет. Таких вокалистов, с таким уникальным голосом. Он и технически очень сильный певец был, и тембр уникальный. И в какой-то момент его где-то мельком услышала Пугачева, и звонит мне: "Хочу, чтобы ты заехал". Я поехал к ней, она на Тверской жила, приехал, она говорит: "Короче, вот этот парень из "Белого камня" работает сейчас у меня в "Театре Пугачевой". О-па…

Она начала с какого-то такого странного тона, интонации... Как правило, так разговаривают, когда нужно как-то сразу показать свое "я". Я сказал: "Ради Бога, если у вас получится сделать из него хорошего артиста, значит, я за него буду очень рад". Но вот после "Рождественских встреч", это 1989-й год, где он выступил, я так его больше и не видел. То есть, он как-то так и стух там, в театре.

- Как его звали?

Да это не столь важно сейчас.. Я для себя тогда сказал: "Ну, хорошо, это такой маленький урок, эксперимент. Я уже понял - кто есть кто, какие бывают люди в этом мире «искусства»". Да вся жизнь – это урок. Я понял, кто какими форматами, нравами и принципами руководствуется. Я сказал: "Ну, да, замечательно.Спасибо за урок". Перевернул страницу и пошел дальше.

- Ты сейчас пишешь песни, которые предназначены только Валерии?

У меня сейчас пишется много песен, очень много.

- Я именно для Валерии? Имея в виду именно ее?

Так можно писать только тогда, когда ты видишь, представляешь человека, как бы общаешься с ним. Это бывает, когда тебе нужно для него написать какие-то песни. Когда есть некая задача - тогда ты держишь этот образ в голове и пишешь специально для человека. Когда такой задачи нет, то музыка вообще пишется по-другому. Сейчас у меня музыка пишется совершенно по-другому, и пишется очень много песен.

Среди этих песен есть, например, совершенно мужские песни, которые пока откладываются. Но есть среди них, конечно, и какие-то песни, которые, мне кажется, могла бы донести Валерия. Но это не пишется, специально держа образ в голове. Просто есть песни, которые может донести Валерия, потому что есть некий характер у человека. Правда, скорее всего это могла бы сделать та Валерия. Потому что сегодняшнюю Валерию я, действительно не представляю - она достаточно поменялась, и с точки зрения творчества в том числе.

Точно также, когда мы были вместе - у меня писалось очень много песен, которые Лера не могла спеть, потому что это тоже было не ее совершенно. Это естественно, нормально.

- Как ты думаешь, может так случиться, что когда-нибудь она их исполнит?

Не знаю, потому что нам вообще неведомо знать, что будет завтра. Мы можем только думать о хорошем, а что будет - не нам это дано знать.

- Как ты думаешь, для появления певицы такого масштаба, как Валерия, обязательны какие-то особенные взаимоотношения между артистом и автором? Если союз не только творческий, а еще какой-то другой – это усиливает креативную силу?

Нет. Я думаю, что нет единого ответа на это. Это может как помогать, так и мешать. Нет одного рецепта. Конечно, для взаимопонимания автора и исполнителя желательно знать: а что, в общем-то, есть внутри артиста? Потому что есть артист, а есть лицедей, который может выходить на сцену и играть какую-то роль, оставаясь при этом совершенно другим внутри человеком. Вот у нас есть некие люди, которые выходят и играют роль таких мужчин, но они ими не являются в силу каких-то отклонений. Или выходят, играют счастливых, а на самом деле несчастны.

А есть Артисты, кои и на сцене несут слушателю то, что они есть на самом деле. Мне хочется знать, что внутри такого артиста. Для этого нужно понять человека, но для этого не обязательно то, о чем ты говоришь. Мы с Лерой начали работать 4 декабря 89-го года. И только в конце июля 92-го мы поцеловались и стали жить вместе. А до этого шла работа. Просто ты работаешь с артистом, а когда видишь, что есть Любовь, то начинается как бы другая жизнь. Ты можешь работать лучше, спокойней.

- Ты хотел бы, чтобы кто-нибудь из твоих детей занимался музыкой?

Занимался Музыкой – да, потому что Музыка необходима для человека. Музыка расширяет его мировоззрение и делает душу утонченной. Но я говорю именно о Музыке. Я не говорю о том, что сейчас творится на эстраде. То, что сейчас творится на эстраде, я не могу, к сожалению, назвать музыкой. Поэтому я не хочу, чтобы дети занимались тем, что сейчас творится на эстраде - ни в коем случае.

- То есть, на "Фабрику" ты бы детей не отпустил?

Моего благословления на это не было бы.

- С третьей "Фабрикой" у тебя не получилось продолжить. Расскажи, а как все могло бы быть?

Я бы не стал ставить вопрос так, что там не получилось продолжить, потому что я свое дело сделал. Разговоры с правообладателями "Фабрики", с Костей Эрнстом как вещателем, и с Ларисой Синельщиковой как производителем, у меня были изначально исключительно только такие, что я не хотел бы в дальнейшем заниматься участниками телешоу как «продюсер», в том смысле, что мы говорили в самом начале нашей беседы. Для этого есть ряд людей, которые могут успешно делать гастроли. А чего их не делать? Это же легко. У нас есть прокатные компании. Все эти компании знают, и здесь, в общем-то, проблем, вообще никаких нет. А я не хочу иметь дело ни с какими деньгами.

Музыку, альбомы если их нужно было написать для выпускников третьей «Фабрики», я готов был написать по окончании "Фабрики" в течение 6-8 месяцев. Там у каждого фабриканта, которого отобрали – а это 8-9 единиц, сольные артисты и группы, было бы по альбому совершенно спокойно. Пожалуйста, если это надо. Поэтому, что значит - не получилось? У меня все, в смысле творчества, как было, так и получилось: "Фабрика" ездит на гастроли с моими песнями, они получили движение стартовое, а сейчас делаются какие-то свои движения уже в той компании, которая теперь ими занимается.

А гастролями я не хотел заниматься. Дело в том, что эту работу, которая называется "продюсерская", сейчас может делать очень много людей. Любой мало-мальски способный директор любого артиста, условно говоря, может потянуть эту работу спокойно. Они работают с артистами, у которых иногда есть коллектив 30-50 человек, отправляют их на гастроли, возят, договариваются, делают рекламу, то, другое, третье. Поддержка канала обеспечена - что здесь не сделать-то? Но зачем мне тратить на это время? Это время я потрачу лучше – напишу песню, напишу альбом. Вот моё ощущение.

А иное ощущение я не могу там представить. Было так, как есть. Поэтому "не получилось" - это неправильное представление о ситуации. А нерешённые вопросы по «Фабрике» как-то решатся.

Главное, что я постарался для ребят найти чистые образы и попытаться донести им, что б они не пели никогда песни, скажем так пошловатые. Во время телепроекта это получилось, а далее не знаю… Переживаю я за них.

- Ты уже прошел целую "Фабрику" - ты опытный, а Пугачева нет, только начинает, можешь дать ей какие-нибудь советы?

Пугачёвой советы?? От меня??... Мы разные очень. Но если гипотетически, то совет был бы уместен перед "Фабрикой". Ходить туда или не ходить. Но сейчас уже поздно, наверное.

Сейчас в русской поп-музыке наблюдается чудовищная стагнация. Совершенно не появляется новых песен, не говоря уж о новых авторах…

Я совершенно четко сравниваю эту ситуацию с 83-84-м годом. Я прочитал весь самиздат того времени, не поленился, нашел, прочитал всё, что было доступно. Ситуация абсолютно аналогичная. Все те материалы можно публиковать прямо сейчас.

Возьми передачу "Песня-83", поменяй только имена, какую-нибудь Анне Вески на Катю Лель - и ты получишь абсолютно тот же самое. Было то, что разрешено: всего лишь 27 коллективов, перечисленных в знаменитом указе Демичева. "Верасы", "Песняры", еще что-то. Еще там были перечислены не рекомендованные коллективы, но они не были запрещены. Там все было очень просто.

Когда ты читаешь интервью БГ того времени, 83-го года, интервью Макаревича, ты видишь, что в них нет никакого антагонизма, никакой позиции "против". Там было просто: "Мы играем свою музыку". И Макаревичу в "Москонцерте" говорили: "Пожалуйста, приди, мы рады будем". Потому что по всей стране звучал "Поворот" - везде, изо всех углов. Ему и говорили: приди, сдай программу, только в программе должны быть песни советских композиторов. А Макаревич говорит: "Нет, я хочу свои петь". "Ну, свои… Ты тогда не будешь аттестован".

И сейчас абсолютно то же самое. На радио тебе говорят: "Мы же не запрещаем вам. Только формат, давайте формат, и тогда вы будете у нас. А петь мы вам не запрещаем". И тогда никто никого не запрещал. Это все в интервью-то есть. Никто никого не запрещал: "Пожалуйста, давайте песни «Союза Советских Композиторов". И вся страна эти песни слушала, при этом пропаганда была гораздо сильнее, чем сейчас - потому что был один канал, одно радио, одна газета, условно говоря. Были еще какие-то ряд газет, но эта пропаганда накрывала их сразу же, и тиражами, и всем прочим.

Так вот с 83-го года из тех разрешенных песен до нас мало что дошло. Вот этот период времени – 83-й и по 85-й, когда начали чуть-чуть запрещать. Из этого периода из разрешенной музыки до нас мало что дошло. Вот период до 81-82-го - есть какие-то песни, которые хорошо у нас сейчас в бэк-каталоге на радио "Ретро" идут, и потом после 85-го резко идут. Или какие хорошие песни были в 60-70-е. То, что до той «цезуры» писались и пелись.

А с 82-го по 85-й, практически ничего такого нет. Я не говорю, что нет ни одной песни, но резкий спад очевиден. Отличие от сегодняшнего дня лишь в том, что тогда было засилье таких простоголосых мальчиков-дяденек – а сейчас у нас как раз засилье девочек. А тогда были мальчики, которые ушли, их нет, и в жизни их никто и никогда не вспомнит.

Я говорил это, в разговорах в том числе и руководителям "Первого канала". Я говорил им: "Все, что сейчас делается – это вырезание из будущего. Потому что через 10 лет, или через 15 любые радиостанции, которые играют в формате минус 5, 10, 15 лет – им нечего будет играть, потому что даже технологически это все не выживет".

Почему сейчас у радио "Ретро", скажем, в Питере, суперуспех? Там вся молодежь, причем та самая, которая вроде бы должна на диджеев ходить и колбаситься - она вся слушает радио "Ретро". Едут в машинах и поют все эти песни: "Говорят, что некрасиво". "Алешкина любовь", "Мечты сбываются". Потому что там все более-менее правильно записано, более-менее живые инструменты, которые ты можешь постоянно ремастерить. Живые инструменты, гитара – они не устаревают. А самое главное: были Песни.

А все, что звучит сегодня, построено исключительно на сегодняшних звуках. Ты послушай музыку 92-го, 91-го года на всех модных тогда навороченных звуках - она не будет актуально звучать, она будет для тебя также смешна, как мобильный телефон 93-го года. Это устаревает, поэтому через 10-15 лет у нас не будет пласта вот этой музыки. Она устареет. Значит, кто-то займет ее место в эфире массы радиостанций. Конечно, это место вероятнее всего займет западная музыка. Вот какое добро на сегодняшний день делают люди, взявшие на себя ответственность, и заявившие в средствах массовой информации, что они ответственны за музыку в нашей стране.

- Да, это интересная параллель. И на фоне всего этого застоя как раз происходил самый интересный момент в развитии русского рок-н-ролла.

Да, конечно! А представляешь, если бы в 83-м году "Машину времени" показывали бы по телевизору.

- Их стали показывать во второй половине 80-х…

И в народном понимании они почти сразу же стали "Верасами", условно говоря. Или что случилось с "Ленинградом" в итоге сейчас. То есть, они это не осознают, но осознают через три-четыре года. Им не надо было выходить в эту ротацию с тем эпатажем, не надо было.

- А ты слышал альбом "Бабаробот"? Сережа все-таки, мне кажется, это понимает. Он сделал работу, которую никто никогда не поставит на радио. Гениальную, мне кажется.

Ну, давай, подождем немножко.

- Да. Он парень-то очень неглупый…

Никто не говорит, что он глупый, в том-то и дело! Но когда ты попадаешь в некое медиа-пространство, тогда, когда это медиа-пространство вызывает у всех раздражение, то ты сам начинаешь вызывать раздражение как часть этого пространства. На сегодняшний день если ты попадаешь в эфиры любой существующей медиа группы, связки "Первый канал", "Русская медиагруппа", "MTV" – вывод зрителя будет однозначным. Вот если туда сейчас попадет, условно говоря, группа "FM" - сразу же публика скажет: "Ага, блатные, кто-то купил, голоса нет, потому что на компьютере все сделали. Мы знаем, что талантливых туда не берут". И ребята из группы это понимают, поэтому и не навязываются такой музыкальной медиаформе в нынешнем эфире.

Примерно такая же ситуация была в 83-84-м году, соответственно, это давало почву для работы всяких ленинградских рок-клубов, московских рок-лабораторий, екатеринбургских рок-клубов, владивостокских. Люди пытались сделать что-то другое, что-то не такое, как везде. И магнитоальбомы помогали им в этом деле – сделать. Я помню прекрасно весь этот шквал магнитоальбомов в 84-м году. Хорошего, разумеется, попадалось мало. На сегодняшний день, эту функцию магнитной записи совершенно спокойно может взять на себя Интернет.

Просто в стране очень много людей, которые ищут там информацию и готовы слушать хорошую музыку. Пока в Интернете почти нет никакого достойного музыкального предложения, потому музыканты что еще не совсем понимают ситуацию и пытаются делать либо чистый формат, либо "антиформат", то есть, играют в очень прямолинейную оппозицию. Не надо ничего делать оппозиционно, нужно просто играть хорошую музыку, потому что музыка не делится ни по стилям, ни по направлениям. Она делится на две категории: хорошая и плохая.

- Революция грядет?

Скорее социальная. И очень печальная. А в музыке? Я не могу сказать, что это революция, но у нас все равно жизнь-то по спирали идет и по маятнику, хотел бы кто так или не хотел бы. Так что что-то произойдет, хотим мы того или нет. Просто потому, что маятник качнется в другую сторону. И наступит очередной виток спирали. Но уже с новыми именами и новыми героями.

- Ты думаешь, что со стороны Интернета должна придти какая-то новая система дистрибуции музыки?

Да, новая система вообще. И дистрибуции, и понимания того, что эта новая система дистрибуции не может не построиться имен на каком-то новом продукте, на новой музыке.

- При том, что сейчас стало музыку записать-то очень просто…

- Сейчас любой человек на компьютере это может сделать.

Нет, нет, нет. Я считаю, что вообще, цифра убила музыку. Цифра убивает музыку даже не столько по звуку, хотя понятно, что любители-меломаны, которые слушают винил, с этим согласятся. С ней удобно работать, монтировать, скажем, цифра дала единственный плюс - возможность людям, которые не поют и не играют,петь и проявить себя, потому что голос можно подправить, из сэмплов как паззл составить композицию и сказать: я - автор песни. Человек особо не поющий может, используя цифру, спеть хорошо – есть возможность реализации какой-то большей массы людей вообще без образования, навыков, или опыта.

Вот что дала цифра, но как таковую музыку она, условно говоря, убила. Потому что все, что связано с сэмплами и всем прочим - это может уметь уже практически каждый. Это как в "Photoshop" - человек может многое нарисовать, но он не Леонардо да Винчи.

Да воздастся каждому по делам его
Голос истины 29.07.2014 01:01:45

Обязательно прочитайте книгу Валерии. Там об этом Шульгине действительно вся правда написана.

Детство

Свое первое стихотворение Александр написал в начальной школе. И оно, естественно, было посвящено маме.

В шестом классе Саша увлекся музыкой. Он начал брать у старшеклассников музыку и переписывать ее на бобины. Получалось так, что на одной стороне были записи «АВВА», на другой – песни «Led Zeppelin». В 12 лет Шульгин играл в составе школьного ансамбля. Жизнь наполнилась игрой на гитаре, песнями и постоянными репетициями.

Изначально школьный коллектив играл те песни, которые входили в общепринятый школьный репертуар того времени. К примеру, композиции группы «Самоцветы», потом в ход пошли иностранные песни, а так же музыка «Машины времени» и «Воскресенья».

На выпускном вечере коллектив уже играл собственные песни. Естественно, в то время у ребят не было аппаратуры. Участникам ансамбля родителя купили гитары, а вот усилителя ребята делали сами из подручных средств.

Однажды летом старшие ребята утащили из городского парка мегафон. Через него стали пропускать бас гитару. Ансамбль репетировал в здании госучреждения и его директор увидел у музыкантов мегафон. Когда он узнал о его происхождении, то тут же обратился в полицию. В итоге, всем мальчишкам дали по два года условно. Александру же из-за возраста к суду не привлекали – ему было меньше 14 лет.

От музыки этот инцидент не заставил отказаться. Ребята начали конструировать колонки, а потом и вовсе поменяли технику. В это время Шульгин с головой ушел в сочинение музыки. При этом, он успевал хорошо учиться в школе. Кстати, в седьмом классе будущий композитор даже представил Иркутск на математической олимпиаде и вернулся с победой.

После школы Саша поступил в институт, но музыку не забросил. Иногда он вместе с музыкантами выступал на городских танцплощадках.

Начало карьеры

Однажды в Иркутск приехала группа «Карнавал». Музыканты познакомились с Александром Шульгиным и пригласили в Москву. Молодой человек отправился в столицу и познакомился там с группой «Круиз». В то время как раз появился указ о запрете рок-коллективов. Александр начал ходить по инстанциям и добился того, что программу «Круиза» приняла госкомиссия. Музыканты назвались камерно-инструментальным ансамблем, который играл классику в современной обработке. В то время собственные песни были под строжайшим запретом. После ряда концертов ребята оказались в Германии. Там они прожили четыре года. Ну а после «Круиз» перестал существовать. Отношения в коллективе из-за амбиций испортились.


Шульгин остался в Германии и начал узнавать всю систему шоу-бизнеса. Он работал с мировыми знаменитостями в студии, реализовал несколько локальных проектов и вернулся в Москву. И в российской столице Шульгин начал заниматься предпринимательством: открыл фирмы и совместные предприятия.

Однако, про творчество Александр Шульгин не забывал. Он продолжал писать. Музыка и слова рождались и откладывались в памяти.

Знакомство с Валерией

Как раз в то время для реализации проекта в Москву приехали иностранные специалисты. Пригласить их можно было только в одно место – бар на Таганке. Именно его посещали все иностранцы и дипломаты. Шульгин бывал там часто и отлично знал, кто там работает. К слову, там пели Игорь Матвиенко и Сергей Мазаев.

Александр с партнерами пришли в клуб и увидели молодую певицу, которую Шульгин не знал. Коллеги обратили внимание, что у девушки был очень красивый голос. После концерта музыкант набрался смелости и подошел к артистке. Он оставил свой телефон и пояснил, что хотел бы сотрудничать. Этой девушкой оказалась будущая супруга Александра певица Валерия .

На следующий день артистка позвонила, и уже через пару недель она записывалась в студии. Впрочем, сначала сработаться не получилось, потому как были вечные творческие споры. С грехом пополам работа была окончена, к слову, в завершении сотрудничество шло как по маслу.

Александр Шульгин на видео

И на этом этапе Валерия и Саша поняли, что интересуются друг другом не только как партнерами по работе. В итоге, Шульгин признался в любви. В то время певица была замужем, но через два месяца развелась и стала жить со своим вчерашним коллегой. Еще через несколько месяцев Валерия забеременела. Родилась дочка Аня.

Со стороны брак казался идеальным. Но позже Валерия рассказала, что пережила за годы. Непонятная агрессия супруга начала проявляться, как только супругу с дочкой выписали из роддома. Однажды за ужином Александру, говорит Валерия, показалось, что она что-то не то сказала. Шульгин тут же вонзил ей нож в колено так, что во все стороны брызнула кровь.

Но после такого инцидента Валерия не ушла от супруга. Ее держали чувства, потом новый альбом. Во время подготовки пластинки как раз выяснилось, что артистка второй раз беременна – сыном Артемом.

«До сих пор не могу забыть, - говорит Валерия, - как маленького Артема укачало в машине. Шульгин его ударил по лицу так, что у годовалого малыша почернело ухо. Более того, отец запер сына в вольер с собакой – в наказание. Тогда он называл ребенка не иначе, как «кусок дерьма».

Александр Шульгин. Пока все дома 2001

В ноябре 1998 года у Шульгиных родился третий ребенок Арсений. К слову, еще будучи беременной Валерия подавала на развод. Тогда Александр не жил с семьей и ничего не знал о третьем ребенке. Как только он узнал об интересном положении супруги, то начал умолять вернуться. Тогда они заключили брачный контракт – Шульгин обещал исправиться. Но этого не случилось и Валерия вместе с детьми отправилась к родителям. Кстати, сам Шульгин отрицает все обвинения бывшей супруги.

И в это время на Шульгина посыпалась масса приглашений. Его, в частности, позвали в проект «Стань звездой». Позже его обвинили в том, что он бросил коллектив фабрикантов «Другие правила». Шульгин выдержал около 50 судов и ряд скандальных публикаций, в том числе и откровений певицы Валерии.

Сейчас Александр Шульгин управляет своей группой компаний «Фамилия». Она работает в сфере new media, индустрии развлечений, издательском бизнесе.

А в 2008 году Шульгин представил «Триптих». Это три альбома инструментальной музыки собственного сочинения. «Триптих» представляет из себя сочетание традиционного урбанистического джаза и современную стилистику чил-аута.

Певица Валерия в нынешнем году отпраздновала свой 50-летний юбилей. О ней сейчас говорят многие и многое, ведь женщине пришлось пройти нелегкий путь от забвения к славе, от горечи и унижений к счастью в личной жизни. Валерия сейчас счастливая мама и жена, успешная артистка и одно из главных лиц отечественной эстрады. Но многие до сих пор не забывают печальную историю ее второго замужества — от продюсера Александра Шульгина она буквально бежала сломя голову, ведь просто не могла выживать с детьми в аду, в который превратил супруг ее существование.

Судьбой Александра Шульгина, буквально прославившегося на имени Валерии, обсуждают и теперь. Куда пропал продюсер и композитор? Кто из звезд до сих пор сотрудничает с ним? Обо всем этом расскажем в нашем материале.

Как стало известно накануне, дети певицы Валерии, а их у нее от Шульгина целых трое, не общаются с родным папой — они очень живо помнят свое детство, а потому не стремятся восстановить отношения с родителем. Валерия и Шульгин расстались в 2001 году, когда дети были малы, но ребята все равно частично помнят, что Шульгин был извергом по отношению к их матери.

Сыновья Валерии и ее дочь отцом считают нынешнего супруга певицы, Иосифа Пригожина. Он смог стать для ребят авторитетом и поддержкой, завоевал из сердца в первую очередь через сердце матери.

Что же касается Шульгина, то он, по официальной информации, так и не женился во второй раз после развода с Валерией. Некоторое время ему приписывали рома нс певицей Юлией Михальчик, выпускницей «Фабрики звезд 3» — мужчина в финале проекта сделал юному дарованию предложения руки, но как оказалось, не сердца.

Михальчик уже после рассказала, что с Шульгиным ее связывало только творчество и ничего более — замуж он ее так и не позвал. Хотя девушка не слишком и стремилась, ведь воспринимала мужчину скорее как старшего наставника и покровителя, но никак не как любимого мужчину.

По словам Михальчик, роман был вымышленный журналистами, а они с Шульгиным просто не развеяли вовремя слухи.

Валерия и Шульгин расстались громким скандалом — певица на всю страну заявила о том, что много лет терпела от супруга издевательства и унижения. Он не старался защищаться — просто перестал общаться с семьей, в том числе и с троими детьми. Возможно, именно скандальная репутация не дала Шульгину устроить свою личную жизнь? Рассказывать прессе про личное он никогда не стремился.

Что касается рода занятий, что сейчас известный продюсер занимается как творчеством, так и бизнесом. Так, что касается творчества, то в 2016 году Шульгин стал сопродюсером картины «ШахМат» и написал музыку к фильму — главную роль в ленте сыграла Орнелла Мутти.

Немногим ранее мужчина увлекся религией и даже писал музыку для православного телеканала «Спас».

После 2016 о Шульгине известно только как об успешном бизнесмене — он инвестирует средства в новые технологии. В 2017 году Шульгин выступил на площадке «Иннопрома» «Финансы для индустрии 4.0», где представил свое видение будущего страны. По словам Шульгина, роботизация является самым вероятным путем развития общества, а потому и профессии молодежь должна выбирать соответствующие новым веяниям.

В настоящее время Александр Шульгин руководит группой компаний Familia, которая специализируется на инвестициях в технологии блокчейн, новых медиа, издательских и развлекательных секторах. Он считается одним из глобальных экспертов по таким темам, как трансформация мировой экономики, креативной экономики, технологического блока, медиа, развлечений и спорта, а также принимает участие в выставках и конференциях по всему миру.

Накануне стало известно, что Александр Шульгин стал учредителем и директором глобальной ассоциации bComm Association, объединяющей продавцов, разработчиков майнеров и бирж биткоинов. Целью создания bComm Association заявлено создание целостной экосистемы вокруг сообщества Bitcoin Cash. Сооснователями организации также стали глава компании nChain Джимми Нгуен и основатель Rawpool Дэвид Ли, а партнерами - старший научный сотрудник nChain Крейг Райт и CEO Bitcoin.com Роджер Вер.

Простой сибирский парень смог самостоятельно пробиться в российском шоу-бизнесе и сделал из никому не известной провинциальной певицы настоящую звезду эстрады. Почему имя Александра Шульгина сейчас не на слуху, и кто поставил крест на его продюсерской карьере? Почему от него отвернулись дети и бывшие коллеги?

Биография Александра Шульгина

Он родился 25 августа 1964 года в Иркутске. С детства начал писать стихи, а в подростковом возрасте в число его увлечений вошла музыка. Началось все с коллекционирования аудиозаписей, но через некоторое время он уже играл на гитаре в составе школьного ансамбля. Выпускной вечер стал его дебютом в качестве автора слов для песен. Только с музыкальными инструментами была большая проблема. Если гитары коллективу смогли приобрести за счет школьного бюджета, то усилитель парни соорудили сами из украденного в парке мегафона. Пропажу быстро обнаружили и молодых исполнителей привлекли к ответственности. Александра спасло то, что на тот момент ему было всего 14 лет. Остальные ребята получили по 2 года условно.

Окончив школу, поступил в ИГЛУ, но потом последовал перевод в технический вуз, а затем и в университет экономики и права. Нормальной учебе мешали занятия музыкой, поэтому в 19 лет он принял решение сосредоточиться на любимом занятии. В это время на гастролях в Иркутске была группа «Карнавал». Музыканты заинтересовались молодым перспективным поэтом и композитором. Поступило предложение уехать с ними в Москву. Александр не упустил такой шанс.

Начало карьеры

Столица приняла сибирского самородка тепло: в первый же год он познакомился с группой «Круиз». Коллектив переживал пик своей популярности и гастролировал по всему миру. Но именно в это время вышел запрет на исполнение рок-музыки. Это могло поставить крест на всей творческой деятельности музыкантов. Они оставались практически без песен. Шульгин взял на себя миссию уладить эту проблему и отправился по всем инстанциям. Силы его убеждения хватило с лихвой и «Круиз» получил разрешение использовать весь свой репертуар.

На долгие четыре года весь коллектив уехал в Германию. Там Александр смог изучить всю кухню зарубежного шоу-бизнеса и поработать с именитыми исполнителями. Он писал песни для фильмов и исполнителей с мировым именем. Когда группа распалась, он не спешил возвращаться на родину. Однако после того как Советский Союз приказал долго жить, музыкант решил попробовать свои силы в столице. В России уже вовсю гулял ветер свободы и можно было без опаски писать песни и предлагать их голосистым соотечественникам. Имея большой опыт и понимая, что больших денег своими стихами он не заработает, Шульгин решает пойти другим путем.

Встреча

В один из вечеров Александр и его потенциальные партнеры заглянули в бар на Таганке. Это было единственным местом в столице, куда не стыдно было привезти зарубежных коллег. Шульгин часто бывал в этом заведении, где исполняли свои песни Игорь Матвиенко и Сергей Мазаев. Но именно в этот день на сцене была миниатюрная блондинка с невероятно сильным голосом. Гостям очень понравилось ее выступление, и они высоко оценили ее вокальные данные. Александр подошел к начинающей певице и оставил свою визитку, не забыв при этом упомянуть, что он работал с именитыми зарубежными музыкантами.

На Аллу Перфилову произвел впечатление молодой человек в хорошем костюме, но его словам она не поверила. Невысокого роста, худенький и стеснительный парень не был похож на гуру шоу-бизнеса. Но визитку она взяла и перезвонила уже на следующий день. Они встретились, чтобы обсудить детали предстоящей работы. Александр уже знал, что Алла замужем и ее супруг тоже музыкант. Но это не имело никакого значения: он рассчитывал только на плодотворное сотрудничество.

Только бизнес

Через две недели после знакомства они уже записывали альбом. Это были русские романсы в современной обработке. Слушатели хорошо приняли их совместное творение, но особой популярности этот альбом певице не принес. Тогда Шульгин решает записать несколько песен на английском языке и попробовать протолкнуть их за границей. «Симфония тайги» была одним из самых качественных продуктов, которые выпускались в начале 90-х, но народ жаждал другой музыки.

Валерия

К моменту записи второго альбома, Александр признался в любви Алле. Девушка ответила на его чувства взаимностью. Ей нравилась его решительность и сильный характер, которыми не обладал ее супруг. В жизнь Александра Шульгина вошла не только любовь, но и новые творческие идеи. Чтобы не прогореть в третий раз, он делает гениальный рекламный ход. Огромный баннер с изображением певицы появляется в самом удачном месте Москвы. Зовут ее теперь не Алла, а Валерия. Такой сценический псевдоним походил ей как нельзя лучше. «Певица, которую все ждали» было написано на баннере, и люди с интересом рассматривали симпатичную большеглазую девушку. Конечно, никто ее не ждал, но лицо и имя навсегда врезались в память москвичам.

«Анна»

В это время Валерия уже была счастливой матерью. У них с Шульгиным родилась дочь, которую назвали Анной. Альбом был готов и реклама обеспечила бы ему хорошие продажи. Назвав свое новое творение в честь дочери, Шульгин снимает один из самых запоминающихся и стильных клипов того времени «Самолет». Это потом уже станет известно, почему у певицы такие печальные глаза и странная черная одежда в виде балахона. Валерия уже была беременна второй раз, но это не мешало супругу бить ее по лицу. Синяки замазывали опытные гримеры. «Анна» имела оглушительный успех. Альбом раскупался так быстро, что Шульгин не стал откладывать запись нового. Рождению сына он был совсем не рад. Все внимание уделял только дочери.

Популярность

В 1997 году выходит очередной альбом. Новые песни получили не меньше внимания, а Шульгин создал собственную студию звукозаписи. Ее услугами пользовались многие российские и зарубежные исполнители. Продюсерский центр только укрепил его положение в шоу-бизнесе. В 1998 году Валерия рожает еще одного сына и записывает новый альбом. Еще через год случается долгожданный прорыв. «Первый Internet альбом» становится самым успешным проектом супругов. Можно с уверенностью заявлять, что как продюсер Александр Шульгин состоялся именно в этот момент. Практически все песни из альбома стоят в ротации радиостанций, а на дискотеках народ танцует под хиты Валерии. Верхние строчки хит-парадов, оглушительный успех и народная любовь. В 2001 году альбом «Глаза цвета неба» основательно закрепляет за певицей звание одной из самых популярных исполнительниц начинающегося тысячелетия. Впереди только слава и успех, но внезапно девушка пропадает. Долгое время о ней ничего не известно, пока однажды не взрывается информационная бомба.

Бил или не бил?

После разрыва с Александром Шульгиным личная жизнь звездных супругов стала самой обсуждаемой в стране. Певица не стала скрывать причин расставания и поведала репортерам и журналистам обо всех темных сторонах жизни с именитым продюсером. Он не только бил ее, но и измывался над собственными детьми. Натравливал собак на трехлетнего Арсения и поднимал руку на Артемия. Сама Валерия много лет прощала регулярные избиения и надеялась, что однажды супруг изменится. Но даже венчание не принесло облегчения.

Фото Александра Шульгина не сходило со страниц желтой прессы, но сам он отказывался давать комментарии. Так вся страна уверилась в том, что певицу били все эти годы и заставляли петь неугодные ей песни. Вскоре она вышла замуж за другого продюсера, который и стал настоящим отцом ее детям. От своего родного все трое отказались и не общаются до сих пор. Но первый муж Валерии не верит в ее исповеди. Он утверждает, что женщина с таким железным характером, как у Валерии, никогда бы не позволила издеваться над ней, а тем более над детьми.

Еще одна блондинка

Не успел утихнуть скандал, как личная жизнь продюсера Александра Шульгина снова стала достоянием общественности. В этот раз жертвой вспыльчивого характера стала юная и талантливая певица Юлия Михальчик. Дело в том, что Шульгин стал продюсером третьей «Фабрики звезд» и на финальном концерте сделал странное и неоднозначное заявление. Он предложил финалистке руку по жизни. Сама Юлия и все, кто находился в «Олимпийском» так и не поняли, какой смысл он вложил в эти слова. Но вскоре они стали везде появляться вместе, записывали дебютный альбом и даже отправились отдыхать в жаркие страны.

Там и произошел инцидент, который поставил крест на зарождающихся отношениях. Александр грубо толкнул девушку в воду. Она решила не повторять ошибок Валерии и разорвала все, что было между ними. Пресса долго мусолила этот случай, доказывавший жестокость Шульгина и подтверждающий слова его бывшей жены. Вот только годы спустя Михальчик рассказала о том, что она слишком приукрасила события, а журналисты добавили черных красок. Шульгин ее не бил и относился к ней хорошо, а тот инцидент можно было просто забыть, ведь между двумя влюбленными людьми случаются недопонимания. Юлия до сих пор хорошо общается с бывшим продюсером, и он никогда не отказывает ей в помощи. Рука, которую он протянул ей 15 лет назад, до сих пор готова решить ее проблемы.

С тех пор личная жизнь Шульгина покрыта завесой тайны. Никто не знает о его семейном положении, а сам он отказывается давать интервью. Он по-прежнему пишет песни и продюсирует восходящих звезд, но повторить успех так и не смог. Стоит отметить, что самые известные песни для Михальчик написал именно он. Да и у Валерии кроме песни «Часики» за 15 лет не было громких хитов. Не самый лучший муж, не самый добрый человек, но один из самых гениальных продюсеров в России писал поистине народные шлягеры. Может быть его рука зажжет еще одну новую звезду?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры