Главная идея маленького принца экзюпери. Маленький принц антуана де сент-экзюпери

Главная / Развод

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы условия для самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Озерницкая ООШ

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

П.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 2013 «Зорко одно лишь сердце»

(«Маленький принц» Сент-Экзюпери)

Цели урока.

  • Образовательная – провести детальный анализ произведения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво данное произведение.
  • Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
  • Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту произведения; увидеть, услышать мир, созданный Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», прививать любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг Сент-Экзюпери; иллюстрации к его произведениям.

Ход урока

Ищите меня в том, что я пишу…

Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дома учащиеся прочитали произведение «Маленький принц».

Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным человеком, писателем, поэтом, мыслителем, пилотом-профессионалом и его философской сказкой «Маленький принц», которую он написал в 1943 году. В этом году книге Экзюпери исполняется 70 лет. Прежде чем приступить к анализу произведения, мы послушаем сообщения ваших одноклассников о жизни Сент-Экзюпери.

1-й ученик. Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе, в семье графа де Сент-Экзюпери, рано лишился отца и рос под духовным влиянием матери. Разнообразие дарований и интересов, которым была отмечена вся его жизнь, обнаружилось у него с детства. Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и импровизированных детских маскарадах, он мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника.

В технике Сент-Экзюпери разбирается не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в 12 лет впервые поднимается на самолете в воздух, и это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь.

2-й ученик. В школе Экзюпери – рассеянный ученик, не отличающийся усидчивостью и постоянством в работе. Правда, его сочинения находили, как правило, прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Когда обучение в колледже подходило к концу, Антуана постигла тяжелая утрата – умер его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые раздумья над жизнью.

После смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из учеников переросли в дружеские, юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое ценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека.

3-й ученик. После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище. Карьера военного моряка была выбрана в духе традиций французской аристократии, к которой по рождению принадлежал Антуан. Поэтому провал на экзаменах, вызванный нежеланием Сент-Экзюпери писать сочинение на предложенную тему, стал не только крахом надежд на блестящую будущность морского офицера, но и усугубил намечавшиеся уже расхождения с окружающей средой.

Пробовал он найти себя и в архитектуре, однако в Академии искусств проучился немногим более года. Решив, что эта профессия не для него, Сент-Экс, как звали его впоследствии товарищи, уходит из высшей школы и подает прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска.

В 1921 году он был зачислен в истребительную авиацию, затем сдал экзамен на гражданского летчика и с 1922 года начинает работать в различных авиационных кампаниях.

4-й ученик. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!»

31 июля 1944года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание. Долгое время считали его пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документального характера, подтверждающая гибель писателя. В 1986 году «Обществу друзей Сент-Экзюпери» удалось найти очевидца его гибели, которым оказался 15-летний подросток.

Учитель. Ребята, вы познакомились с биографией этого удивительного человека. А сейчас мы поговорим с вами о его сказке «Маленький принц», которую Экзюпери посвятил своему другу – писателю Леону Верту, скрывавшемуся от нацистов во Франции. Иллюстрировал книгу писатель сам. Скажите, ребята, понравилось ли вам произведение «Маленький принц»? Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве?

Ученики. Да, сказка нам очень понравилась, но не все мы поняли из прочитанного. При первом знакомстве хочется выделить детали портрета, поведения Маленького принца. Он небольшого роста, с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый, с «ускользающей душой».

Учитель. Скажите, ребята, кто еще из сказочных героев произвел на вас впечатление и почему?

Ученик. Роза. Она нередко ставит Маленького принца в тупик из-за своего непростого характера. Она красивая, кокетливая, капризная, обидчивая. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то и решился он оставить Розу и уйти. Он отправляется в путешествие.

Учитель. Давайте и мы с вами, ребята, вместе с принцем отправимся в путешествие. Итак, посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. В своих рассказах постарайтесь использовать прием словесного рисования, выразительное чтение отрывков. Какие планеты вам особенно запомнились?

Ученик. На первой планете Маленький принц знакомится с королем, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний. Вместе с тем образ этот несет в себе отпечаток веры французов в просвещенного монарха. «Власть, прежде всего, должна быть разумной» - эти слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем, ибо пронизаны гуманизмом.

Ученик. На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек - он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые – очень странные люди». Писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.

Ученик. Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Ученик. Встречает в своих странствиях Маленький принц и «делового человека», занятого бессмысленным подсчетом звезд. Карикатурная фигура этого ничтожества, пытающегося превратить необозримую красоту вселенной в собственность, вводит в сказку мотивы социальной сатиры. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, потому что «за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».

Учитель. Ребята, мы с вами вместе с Маленьким принцем совершили путешествие по некоторым планетам, познакомились с его обитателями. Скажите, пожалуйста, что хотел писатель донести до читателей через образы жителей планет?

Ученик. Образы почти всех планет – это воплощение человеческих пороков. Они доведены автором до гротеска. Общество бесчеловечных отношений и обесцененных ценностей Экзюпери считал принадлежностью только мира взрослых людей, утративших свою непосредственность. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете. Писатель хотел донести до нас, читателей, что за цифрами доходов, честолюбием, алчностью взрослые забыли о своем призвании.

Ученик. Экзюпери считает, что только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой». «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает у него отец?» И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Учитель. Действительно, в своей сказке Сент-Экзюпери как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя заставлять генералов порхать как бабочки с цветка на цветок, нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил. Все просто и одновременно сложно.

Ученик. На пятой планете принц встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у него восхищение: «Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Из всех встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе». Но ведь мысли автора во многих случаях выражает малыш, а он мечтает подружиться с фонарщиком.

Ученик. Обитающий на шестой планете географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у «которой неплохая репутация».

Учитель. Ребята, я думаю, вы заметили, что путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами (значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). Ребята, обратите внимание на ход мыслей героя, прочитайте этот эпизод и подумайте, чем вызваны горестные слезы малыша («… он лег в траву и заплакал…»). Кто в эту трудную минуту для принца появляется перед ним? Чему он учит принца?

Ученик. В эту трудную минуту для принца перед ним появляется Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Учитель. Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я бы рад…но у меня мало времени». В возражении Лиса («узнать можно только те вещи, которые приручишь…надо запастись терпением») большая мудрость. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им душу, отдавать самое дорогое – свое время («Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни»). В словах Лиса мы слышим веру самого Экзюпери: познать что-нибудь можно лишь приручая; «приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней, - мы ведь в ответе за всех, кого приручили». И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо знает: его Роза – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.

Какова, ребята, главная мысль сказки?

Ученик. Я считаю, в сказке мудро и ненавязчиво проводится мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу. Не случайно, тот повторяет слова Лиса, «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы их запомнил читатель и не прошел мимо основного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Учитель. Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что наш урок сегодня прошел очень плодотворно, а самое главное – эта замечательная сказка открыла вам главные истины жизни: уметь любить, дружить, заботиться о близких, видеть прекрасное.

А сейчас, ребята, обсудим ваше домашнее задание. Каждый из вас вытянет билет с вопросом, на который вы дома ответите письменно (В чем своеобразие посвящения к сказке? Как вы его понимаете? Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? Почему Экзюпери так ценит мир детства? В чем вы согласны с автором, что вызывает сомнение? Заслуживает ли доверия человек, спутавший «удава, проглотившего слона», с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? Какой рисунок барашка понравился Маленькому принцу больше всего? Сам рассказчик может ли себе представить этого барашка? Почему? Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов? Что вы подразумеваете под этим аллегорическим образом? и др.), а также нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Скажите, ребята, какую роль играют рисунки в произведении?

Ученик. Рисунки как бы вводят в духовную атмосферу книги, помогают лучшему раскрытию внутреннего мира героя и рассказчика.

Учитель. На уроке по возможности можно использовать записи с чтением Я.Смоленского или инсценировку А.Петровой. В конце урока желательно поставить пластинку «Маленький принц» (сл.Н.Добронравова, муз.М.Таривердиева) или «Нежность» (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…и т.д. Закончите предложение.


1) История создания произведения. «Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери:

Написан! в 1942 году в Нью-Йорке.

Первое французское издание: «Editions Gallimard», 1946 г.

В русском переводе: Нора Галь, 1958 г. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».

Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

2) Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи.

3) Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.

4) Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»

Эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

5) Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.

6) Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

7) Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок - удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду - по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, - и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам - об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.

Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолёта: лётчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок - крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумлённый лётчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» - разумеется, номер необходим только для скучных взрослых, которые обожают цифры.

Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана - два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Лётчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. А вот Маленький принц всегда приводил свою планету в порядок. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат - особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами - гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной - он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.

Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые - очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей - пьяница, на четвёртой - деловой человек, а на пятой - фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться - к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!

На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своём цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида ещё не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своём покинутом цветке.

Седьмой была Земля - очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и лётчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце - самого главного глазами не увидишь. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за неё в ответе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Так они с лётчиком и познакомились. Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке и даже намордник для барашка, хотя раньше думал, что умеет рисовать только удавов - снаружи и изнутри. Маленький принц был счастлив, а лётчику стало грустно - он понял, что его тоже приручили. Потом Маленький принц нашёл жёлтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришёл, - людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звёздам. Лётчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть лётчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеётся, лётчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов.

Лётчик починил свой самолёт, и товарищи обрадовались его возвращению. С той поры прошло шесть лет: понемногу он утешился и полюбил смотреть на звезды. Но его всегда охватывает волнение: он забыл нарисовать ремешок для намордника, и барашек мог съесть розу. Тогда ему кажется, что все бубенцы плачут. Ведь если розы уже нет на свете, все станет по-другому, но ни один взрослый никогда не поймёт, как это важно.

«Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»- эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни. Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны. Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

Антуана де Сент–Экзюпери

Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц".

Задачи урока:

    воспитывать в учащихся чувство любви к прекрасному;

    учить навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба;

    учить чтению в лицах;

    учить инсценировать эпизоды, сыграть правильно роль, понять её;

    продолжить обучение выразительному чтению.

Оборудование, наглядность :

1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);

2) Портрет А. С – Экзюпери, статья с биографией автора;

3) музыкальная запись “Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).

На доске: тема урока, вопросы для беседы, плакаты с эпиграфом к уроку

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

III. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся более подробно с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения, чтения наизусть, учиться инсценировать литературное произведение. Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.

Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель и профессиональный лётчик, погиб в 1944 году во время боевого вылета.

Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке он пишет своё произведение “Маленький принц” в 1942 г. И издаёт его там же впервые весной 1943 г.

Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.

По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.

Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека- того, кто нуждается в любви и кто способен любить.

Маленький принц” бросает свет на другие произведения писателя, и их не возможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.

Посвящение Леону Верту – “Леону Верту, когда он был маленьким” – символично. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать всю никчемность споров и расхождений перед лицом того прекрасного, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.

Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.

IV. Анализ произведения.

Чтение 1 главы

Вопрос: Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки?

Анализ 2 главы

Эпизод “Встреча с маленьким принцем” зачитывается.

Вопрос: А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (Дети рисуют словесные образы и сопоставляют их со своими рисунками)

Анализ 4 главы

Вопросы: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем?

На какой планете жил принц? Как называлась эта планета?

Как была открыта его планета?

Ответ : Странный народ эти взрослые.

Вопрос : В чём истинная красота? (Когда появился новый друг?”

Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань , а на крыше голуби ”.

Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы…”

Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”.

Вопрос : Почему дети и взрослые смотрят на мир по разному?

Анализ эпизода. Глава 5

На планете маленького принца есть такое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету…”

Вопрос : Баобабы – что это? С чем их можно сравнить?

Но если дашь волю баобабам, беды не миновать”

Анализ 6 главы

Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом…

Мне кажется, что я у себя дома. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.

Вопрос : Почему маленький принц любил закат?

Ответ : Мечты, думы, воспоминания.

Анализ 7 главы

Вопрос : В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?

Анализ эпизода : “Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьёзный”. Он гриб, не человек”.

(Сравнение с цветком – о развитии чувств) “Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…” “Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?”

Инсценировка глав 8–9 (Автор, Роза, Маленький принц)

Анализ эпизода

Вопросы : Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?

В чём проявляется это чувство?

Что такое любовь?

Инсценировка главы 10. (Автор, Король, Принц)

Обращаем внимание детей при анализе на слова Короля: “Власть должна прежде всего быть разумной”. Король, который отдавал приказания, которые должны быть исполнены, был добр.

Инсценировка главы 11. (Честолюбец, Принц)

Он был один на планете и говорил и думал о том, что он лучше всех”.

Вопрос: Что значит слово “честолюбец”? Почему он на планете был один?

Анализ главы 12. Пьяница. “Хочу забыть, что мне совестно, совестно пить”.

Вывод: Пьянство – болезнь века.

Инсценировка главы 13. (Деловой человек, принц)

Вывод: Ничего вокруг себя не видит, значит, это тоже не настоящий человек?

Анализ главы 14. Фонарщик

Вопросы: Почему из всех людей, которых видел маленький принц, больше всех понравился фонарщик? (Зажигает огни, выполняет нужную работу, дарит людям свет)

Анализ главы 15. Географ. Учёный, который не двигается с места и ничего не видит. Следовательно, ничего не может открыть.

Анализ глав 16–18.

Выводы: “Среди людей тоже одиноко”, “Их носит ветром. У них нет корней,- это очень неудобно”.

Глава 20. Встреча с розами. “Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя”. (О единственном друге, возлюбленной). “Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдал свою душу”.

Глава 21. Встреча с лисом. “Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. “Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Ты в ответе за свою розу”.

Вопросы: Что такое дружба? Что значит приручить? (Полюбить, подружиться)

Глава 22. “Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень – очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…” (Рассуждение о счастье)

Глава 25. Обсуждение высказывания. “На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Вывод: Для счастья так нужно мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.

V. Заключение : Золотые колосья пшеницы; оживают звёзды; звон серебряных колокольчиков. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми – столько новых впечатлений и переживаний, потому что всё, решительно всё вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе, и является “подарком сердца”. Серьёзные, деловые люди не получают таких подарков. Да они были бы не способны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом деле они бессильны и нищи. В “Маленьком принце” автор обращается в равной мере и к детям и к взрослым – ко всем, маленьким и большим, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Сказка является философской, оказывается, и об очень серьёзных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и всем понятно, особенно, если обладаешь чувством юмора.

VI. Подведение итогов урока.

«Продолжай поиски самого себя…»

(Урок-размышление по философской сказке

А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Цели урока.

Дидактическая:

    Помочь учащимся в постижении философского смысла повести-сказки.

Развивающая:

    Совершенствовать навыки анализа литературных произведений философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы).

Воспитательная:

    Помочь в определении системы нравственных ценностей современного человека и своих собственных.

    Заставить учащихся заглянуть в свой внутренний мир, дать оценку своему «Я».

Оборудование урока:

    ноутбук, проектор, электронная презентация к уроку.

    Музыкальные записи

    задания для работы

Тип: урок-размышление с использованием СОТ

Ход урока

Оргмомент.

На доске тема урока: «Вернется ли к нам Маленький принц?»

Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». А. Сент-Экзюпери.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.

1 слайд

Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».

2 слайд

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

«Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?»

«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил Гийоме.

Когда он проделывал головоломные трюки, машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

3 слайд

Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.

Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

4 слайд

«Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;

- Прошу вас определить жанровые черты сказки. Докажите их присутствие в тексте произведения. Приведите примеры символов и аллегорий.

- Расскажите о встрече летчика с Маленьким принцем;

- Как Маленький принц жил на своей планете?

5 слайд

Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?

Как вы понимаете слова автора: «Дети, берегитесь баобабов!». Чем же они опасны?

Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

Какое место в жизни мальчика занимала Роза?

6 слайд

Почему же Маленький принц улетает от нее?

Чему учат нас здесь золотоволосый мальчик и Роза?

Зачем герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

Странствия Маленького принца.

Работа в парах.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки записывают на специальные листы, попутно работают со словарями.)

«Астероид» - 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери : «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной».

«Астероид - 326. Планета честолюбца» - выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

«Астероид – 327. Планета пьяницы» - работа над словами: совершенство, вера, деградация. Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

«Астероид – 328. Планета делового человека» - толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы».

Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

«Астероид – 329. Планета фонарщика» - учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.

«Астероид – 330. Планета географа» - работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя.

Вывод:

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.

Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);

Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);

Как вы понимаете слово «приручить»? К нам это относится? Почему мы взяли эти слова в качестве эпиграфа к уроку?;

Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»).

В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.

Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).

С темой любви смыкается тема подвига, тема ответственности. На что решается принц, ради того, чтобы улететь на свою планету? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это, обращаясь за помощью к мудрой змее, у которой «хороший яд»).

Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».

Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.

В финале сказки автор обращается к нам: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем – совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя, жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите – все станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»

Давайте поразмышляем над этими словами.

Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);

Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).

7 слайд

Чтение

(Искать надо сердцем…

Нет в мире совершенства

Слова только мешают понимать друг друга

твоя роза – единственная в мире

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь)

8 слайд

Истина… Чтобы найти её, «надо искать сердцем». А если «сердце видит» - песок не просто жёлтый, а «золотой, как мёд», «звёзды на небе расцветают» и для каждого человека они свои, и вода в роднике среди пустыни, «как музыка». Всё это загадочно и непостижимо, как и то пространство, которое продолжается до неба и выше!

    Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй?

    (Приход и уход человека на этой планете болезнен. Когда уходит человек, будто бы белая планета прекращает своё существование.)

    Ваши ощущения в финале сказки (трагедии)

    Выводы

Ученица читает стихотворение Евг. Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет»

Финал на фоне песни «Нежность» (Хворостовский)

Дома: сочинение «Берегитесь баобабов»

Писатель раскрывает любовь с неожиданной стороны: "Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении". Эта идея лежит во всей философии Экзюпери. Человечность в людях не умирает, она может быть уснувшей и ждать пробуждения. Именно так пробуждается летчик в «Маленьком принце», постепенно с каждой новой историей принца, он становится снова человеком, ни взрослым и ни ребенком, а Человеком. Маленький принц, хозяин далекой планеты, где можно посмотреть закат много раз подряд, просто передвигая стул, покидает свою планету.

Зачем? Именно в момент расставания с цветком, Роза и Маленький принц понимают, насколько они неправильно любят, и какова на самом деле любовь. Это ребенок, который любит цветок и страдает от капризов цветка.

«Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность». Не так ли ведут себя взрослые и не очень люди, пытаясь завоевать любовь?

При прощании Роза признается Маленькому принцу в любви. Как мы похожи! Мужчины, женщины, взрослые, дети и старики капризничая, обижаясь на окружающих, становящиеся «демонами». И все ради одного «докажи те мне, что вы меня любите». Но разве любовь требует доказательств?

Как понять и главное прожить в истиной любви, которой посвящено столько философий, культурных произведений? Ревность, вытекающая от желания властвовать над «любимым», ненависть, от которой всего один шаг до любви, счастье союза и трагедии непонимания – все это время, потраченное человечеством на «любовь». Сколько же его потеряно? И есть ли действительно счастливый конец у сказок о любви?

Сколько мы теряем времени в поисках ее, хотя могли бы скрасить свое одиночество, если бы действительно смотрели в одну сторону. Совершенно не похожая на человека Роза, и совершенно «не взрослый» мальчик, находят ответ на этот вопрос, быстрее, чем мы. А кому-то на это не хватает даже жизни.

Что же такое любовь? Мальчик, заботится о Розе, она беспомощна, ее надо оберегать – точно так же как мы заботимся о своих детях. Любить это еще и давать свободу, как это сделала роза, когда принц отправился в путешествие. Есть ли у нас примеры такой истинной любви? - На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

Не находят, - согласился я. - А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… - Да, конечно, - согласился я. И Маленький принц сказал: - Но глаза слепы.

Искать надо сердцем.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры