Группа мастер. Подробная биография рок-группы "Мастер"

Главная / Развод

"Мастер " - советская, позже - российская метал-группа, исполняющая музыку в стилях трэш-метал и хэви-метал. Является одной из «корневых» и наиболее успешных групп на отечественной металл-сцене. Основатели - Алик Грановский, а также Андрей Большаков, игравший в группе до 1993 года. Образовался ансамбль в результате раскола рок-группы «Ария» на две неравные части. В отличие от «Арии», «Мастер» начал играть в стиле Спид-метал. В конце 80-х этот жанр находился на пике популярности благодаря таким исполнителям, как "Metallica", "Megadeth", "Anthrax", "Slayer" и "Accept". Тематика текстов «Мастера» имела актуальный в перестроечные годы остросоциальный характер, что позволило группе быстро добиться широкой известности.

Итак, история появления группы «Мастер» тесно связана с группой «Ария». В 1986 году после скандала, произошедшего между участниками коллектива «Арии» и художественным руководителем Виктором Векштейном, в группе произошёл раскол. В феврале 1987 года гитарист Андрей Большаков, бас-гитарист Алик Грановский, ударник Игорь Молчанов и клавишник Кирилл Покровский отказались продолжать сотрудничество с Векштейном. Вчетвером они уходят «на вольные хлеба», в течение пары месяцев репетируя на базе административного здания Московской областной филармонии, предоставленное им Валерием Гольденбергом (позднее он отказался от работы с «Мастером» и стал продюсером поп-проекта «Ласковый май»). Музыканты не имели юридических прав на название «Ария», и группе пришлось искать вокалиста, второго гитариста и название. Оставалось лишь дать ансамблю название, и можно было начинать работу. После ряда предложенных вариантов: «Рок-фронт», «Кода», «Щит и меч» ниоткуда вдруг появилось короткое и очень ёмкое слово - «Мастер».

Название «Мастер» придумал Игорь Молчанов во время совместной поездки в метро с Аликом Грановским. Оно прижилось, в оформлении альбомов стало использоваться как логотип, похожий по начертанию на логотип «Арии». Вторым гитаристом стал Сергей Попов, имевший опыт профессиональных концертов с ансамблем «Здравствуй, песня», в составе которого выступил в рамках фестиваля «Рок-панорама-86». Вокалистом группы стал Александр Арзамасков (группы «Только так!», «Форт Росс»).

12 марта 1987 года в Ленинграде, в СКК им. В. И. Ленина, в присутствии 10 000 зрителей, состоялся концерт с участием групп «Зоопарк», «Мастер» и «Союз». Затем «Мастер» в качестве гостей выступил в Ленинградском Дворце молодёжи. Концерты, отыгранные за короткий промежуток времени, в сочетании с песнями из репертуара «Арии», рассчитанными на более высокий вокал, привели к тому, что Александр Арзамасков сорвал голос и покинул группу, вернувшись в Волгоград.

Во время вынужденного отдыха «Мастер» принял участие в съёмках фильма «Ночной экипаж» (реж. Борис Токарев, 1987), записав для него две песни - «S.O.S» и «Встань, страх преодолей!» (пел ещё Арзамасков). Сессионным вокалистом группы стал Георгий Корнеев, до недавнего времени работавший в группе «Каре», проекте Сергея Кудишина (гитариста «Чёрного кофе»), однако после первой гастрольной поездки Корнеев сорвал голос.

Летом 1987 года постоянным вокалистом стал Михаил Серышев, покинувший группу «Час Пик». В 1987 году был выпущен первый альбом, получивший название «Мастер» и выпущенный по стране тиражом более миллиона экземпляров. В следующем году группа выехала на гастроли в Польшу.

В 1989 году вышел второй альбом под названием «С петлёй на шее», тираж которого был вдвое больше первого альбома. В том же году музыканты приняли решение перебраться в Бельгию. В ноябре 1989 года во Франции вышел альбом DESTROIKA, в который вошли записанные «живьём» на концерте в апреле того же года песни групп «Шах», «Чёрный кофе», «Коррозия металла», «Тяжёлый день», «Форт Росс» и «Мастер». В исполнении «Мастера» на пластинке записаны песни «Мы не хотим» и «Руки прочь».

В Бельгии музыканты по заказу фирмы «Two Flags» приступили к записи англоязычного альбома с рабочим названием «Империя Зла» («Empire of Evil»). В связи с банкротством фирмы альбом в Бельгии так и не вышел. В 1991 году «Мастер» возвращается в Россию. К этому времени группа распадается - Игорь Молчанов и Кирилл Покровский остаются в Бельгии, а Сергей Попов продолжает работать с «Мастером» как сессионный музыкант. Англоязычный альбом в итоге был перезаписан в России с участием нескольких сессионных барабанщиков и издан под названием «Talk of the Devil».

В 1991 году Михаил Серышев исполняет партию Иисуса Христа в русской версии рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» (вышла в 1992). После выхода «Talk of the Devil» весной 1992 года группа участвует в туре "На руинах Империи зла" вместе с бразильской группой Sepultura, а также земляками "Черный Обелиск", "Э.С.Т." и "Шах". В 1992 году в стране сложилась тяжёлая обстановка, и гастроли практически прекратились. Группа могла вернуться в Бельгию, но тяжело заболел Андрей Большаков. Он не мог заниматься даже административной работой, и запланированную поездку в Бельгию пришлось отменить. В 1993 году в группу приходят гитарист Вячеслав Сидоров и барабанщик Тони Шендер.

Дожидаясь выздоровления друга, Грановский сочинял новые песни в стиле прогрессив-трэш. Тексты снова были на английском, так как Алик в новом году планировал вернуться в Бельгию. Зимой 1993/94 он договорился со студией Центра Стаса Намина о записи альбома, который получил название «Maniac Party». Андрей Большаков иногда приходил на студию, смотрел, что делают его друзья, и однажды попробовал что-то записать. Эти несколько нот сохранились в песне «Screams of Pain». В итоге он сказал, что больше не может и не хочет заниматься музыкой. В записи альбома «Maniac Party» участвовал Сергей Попов, который вскоре вернулся в группу на место Вячеслава Сидорова. Таким образом, в 1994 году «Мастер» сформировал второй постоянный состав.

Положение группы к середине 90-х было незавидным. Долгое пребывание за границей, угасание интереса к трэш-металу и сложность продвижения англоязычной музыки привели к резкому падению популярности «Мастера». В это время группа начинает выступать в московских клубах, меняет стиль на более соответствующий классическому хеви-металу и начинает тесно сотрудничать с музыкантами «Арии». Так, в 1994 году с «Мастером» выступал временно ушедший из «Арии» Валерий Кипелов, в 1996 году новый альбом группы записывается на студии «Арии», а год спустя Алик Грановский участвует в записи альбома Сергея Маврина и Валерия Кипелова «Смутное время».

Альбом «Песни мёртвых» был лучше встречен публикой, чем предыдущие англоязычные альбомы, и популярность группы снова стала расти. «Мастер» возобновил активную концертную деятельность, а в 1997 году музыканты приняли решение отправиться на гастроли во Францию. Михаил Серышев отказался от турне, и сессионным вокалистом в группу был приглашён Артур Беркут. Однако, по возвращении из Франции и нескольких концертов в Москве, Беркут, Попов и Шендеров уходят из «Мастера» и создают собственный проект. В результате в группе остались только Алик Грановский, звукооператор Андрей Лебедев и директор Александр Ладыченко.

Вскоре «Мастер» сформировал новый состав: в группу были приглашены гитарист Леонид Фомин (экс-«Валькирия») и барабанщик Олег Милованов (экс-«Hellraiser»). Возвращение в состав «Мастера» Михаила Серышева было недолгим - в конце 1999 года он окончательно покидает группу для работы в классической опере.

У группы продолжает меняться состав: Михаила Серышева сменил новый вокалист Lexx, с которым группа записывает новый альбом «Лабиринт», вышедший в 2000 году 30 декабря 2000 года состоялся последний концерт с гитаристом Леонидом Фоминым (присоединившимся к группе "Валькирия"), после чего он был вынужден покинуть группу. На место нового гитариста был приглашен Алексей Страйк (экс-"Страйкъ"), и уже 15 февраля 2001 года в обновленном составе группа принимает участие в фестивале "Крустер-2001", который проходит каждый год и приурочен к дню рождения Андрея Лебедева.

В мае 2001 года по предложению компании Harley-Davidson, группа записывает песню "Ride to Live, Live to Ride" группы TWISTED SISTER на русском языке (перевод - Маргарита Пушкина) для проекта "Tribute to Harley-Davidson". В "Tribute to Harley-Davidson" 2001 года вошли две песни в исполнении группы АРИЯ и одна песня в исполнении группы МАСТЕР.

Лето 2001 года - к грядущему пятнадцатилетнему юбилею группа записывает сборник "Классика 1987-2002", в который вошли старые хиты группы МАСТЕР в обновленной аранжировке, а также композиции Алика Грановского - "Тореро" и "С кем ты?", написанные ещё во времена АРИИ. В ноябре группу покидает Олег Милованов. На его место приходит Александр Карпухин. В обновленном составе группа гастролирует по стране.

27 апреля 2002 года группа празднует свое XV-летие концертом в ДК МАИ. В концерте в качестве гостей принимали участие Андрей Большаков, Геннадий Матвеев (клавиши), Анатолий Шендер, Михаил Серышев и Владимир Холстинин. В июле того же года выходит концертное видео с записью юбилейного концерта. Осенью группа МАСТЕР начинает репетировать песни для нового студийного альбома.

2004 год - выходит сольный альбом Алика Грановского "Большая Прогулка", а также новый, седьмой по счету, альбом группы, получивший название "33 жизни", саунд-продюсером альбома выступает Александр Львов ("Парк Горького").

2005 год - группа решается на эксперимент в акустике: делает несколько акустических концертов и записывает альбом под названием "Акустика".

2006 год - в сотрудничестве с Маргаритой Пушкиной записывается экспериментальный альбом "По ту сторону сна".

27 апреля 2007 года группа отмечает свое XX-летие, в котором принимают участие приглашенные музыканты: Михаил Серышев - вокал, Валерий Кипелов - вокал, Геннадий Матвеев - клавишные, Андрей Большаков - гитара, Кирилл Покровский - клавишные, Анатолий Шендеров - барабаны, Леонид Фомин - гитара.

2008 год - в компании СД-Максимум выходит DVD и CD альбом "ХХ лет". В начале 2008 года группу оставляют Страйк и Карпухин, присоединившись к группе "Пилигрим". В группу возвращается Леонид Фомин (гитара), за барабанами играет Александр "Гипс". В этом составе группа отправляется в тур по Сибири. Летом 2008 года по семейным обстоятельствам барабанщик А. Гипс не смог поехать с группой на гастроли. В этой поездке принял участие барабанщик Олег "Кобра" Ховрин, после чего остается в группе. В лице Олега коллектив обрел хорошего музыканта, человека и кладезь креатива.

Большинство гитарных партий на готовящемся альбоме записал Андрей Смирнов ("Everlost"), который весной того же года на студии группы МАСТЕР записывал треки гитары для проекта М. Пушкиной "Династия Посвященных".Первый концерт в обновлённом составе /Грановский-Lexx-Фомин-Ховрин-Смирнов/ проходит 13 декабря 2008 года в Ставрополе.

2009 год - продолжается концертная и студийная работа. 29 октября состоялся концерт, посвященный юбилею Алика Грановского. В концерте принимали участие: Сергей Скачков ("Земляне"),Кирилл Покровский - клавишные, Дмитрий Варшавский (группа "Черный Кофе"), Вячеслав Молчанов ("Кипелов", Sixth Sense). В Санкт-Петербурге 30 октября проходит концерт вместе с группой "Корсика"

В конце сентября 2010 года выходит новый альбом под названием "VIII", поскольку он является восьмым по счету студийным альбомом группы. В записи приняли участие: Алик Грановский - бас, клавишные; Lexx - вокал; Олег "Кобра" Ховрин - барабаны; Андрей Смирнов - гитара, акустическая гитара; Леонид Фомин - гитара(7), соло-гитара (11-13); Кирилл Покровский - клавишные (1, 7); Александр "Гипс" - барабаны (2, 4). Диск выпущен на лейбле CD-Maximum в формате digibook.

2011 год - гастрольная жизнь. Летом группу покидают Олег Ховрин и Андрей Смирнов. Фомин остается единственным гитаристом, на место барабанщика возвращается Александр Гипс.

4 ноября 2012 - в Live Music Hall (ex-СДК МАИ) состоялся юбилейный концерт, посвященный 25-летию группы. В концерте приняли участие группы: "Ария", "Чёрный Обелиск" и "Эпидемия", а также гости: Михаил Серышев - вокал, Дмитрий Губерниев - вокал, Алексей Страйк - гитара, Кирилл Покровский - клавишные, Олег "Кобра" Ховрин - ударные.


«История группы Мастер»

Популярная рок-группа "Мастер" была образована в апреле 1987 года - после ухода Андрея Большакова, Алика Грановского, Игоря Молчанова, Кирилла Покровского из группы "Ария". Ушли они, как оно часто бывает, из-за конфликта с руководителем "Арии" В.Я. Викштейном. Последний концерт в составе "Арии" состоялся в концертном зале "Дружба". Нечто, что пока еще сложно назвать группой, уходит работать в Московскую Областную филармонию. На место вокалиста приглашают Александра Арзамаскова (из группы"Фортросс"), гитаристом становится С. Попов (экс-"Здравствуй песня"). Название новому музыкальному коллективу рождается в метро в голове И. Молчанова, и он сообщает его ехавшему рядом Алику Грановскому - "МАСТЕР"! В таком составе группа просуществовала до осени 1987г., - после концертов в СКК города Ленинграда Александрдр Арзамасков сорвал голос. Группа вынуждена искать замену. На место вокалиста был приглашен Григорий Корнеев, но тоже сорвал голос (металлисты…). Окончательно место вокалиста занимает Михаил Серышев (экс-"Час пик"). Первый концерт в таком составе группа дала уже через неделю в концертном зале Олимпийской деревни в Москве.

К приходу Михаила Серышева материал первого альбома был уже готов. Примерно через полгода на фирме грамзаписи "Мелодия" записывается альбом группы под одноименным названием "Мастер". Тираж альбома превысил рекордную по тем временам цифру - более миллиона экземпляров! В 1988 году группа впервые выезжает заграницу. "Мастер" в составе советской делегации побывал с концертами в Польше. Концерты состоялись в Кракове, Гданьске.

В 1989 году в том же составе группа записывает второй альбом под названием "С петлей на шее". Запись была сделана на квартире звукорежиссера группы - Юрия Соколова. Альбом "С петлей на шее" был выпущен фирмой "Мелодия" и разошелся тиражом более 2 миллионов экземпляров. Второй альбом "Мастера" был признан лучшим металлическим альбомом года СССР. Летом 1990 года "Мастер" принял участие в фестивале "Монстры Рока СССР", который проходил в Череповце.

В 1989 по 1991 гг. "Мастер" работает в Бельгии, периодически возвращаясь домой. По заказу бельгийской стороны "Мастер" приступает к записи англоязычного альбома с рабочим названием "Империя Зла". Правда, в связи с банкротством выпускающей фирмы альбом в Бельгии так и не вышел. Позже альбом выйдет в России под названием "TALK OF THE DEVIL". В записи альбома из прежнего состава участвовали А.Большаков, А.Грановский, М.Серышев. Барабанщик группы Игорь Молчанов и клавишник Кирилл Покровский остаются в Бельгии, а гитарист С. Попов после гастролей по Бельгии уходит из группы, но участвует в записи альбома как сессионный музыкант. В записи приняли участие аж 4 барабанщика: А. Шатуновский("Danger", "Live to Die", "Tsar"); А. Моисеев("I hate your sex"); П. Чиняков("Paranoid"); C. Ефимов("Heroes") и гитаристы Игорь Кожин ("Heroes") и В. Ермаков ("Talk of the Devil"). Запись сделана на студии SNS, звукорежиссер - Евгений Трушин. Альбом был выпущен на "MOROZ Records"(компакт диск, компакт кассеты, виниловый диск).

В 1991году М. Серышев принял участие в записи русскоязычной версии рок-оперы "Иисус Христос- суперзвезда", где исполнил партию Иисуса Христа (CD-версия вышла на фирме "ANIMA VOX" в 1995 г.).

Весной 1992 года "Мастер" принимает участие в турне со знаменитой группой "SEPULTURA" по городам: Москва, Ленинград, Вильнюс, Рига. В турне участвовали сессионные музыканты А. Шатуновский, И. Кожин. В 1993 в группу приходят два новых музыканта: Вячеслав Сидоров и Анатолий Шендеров. Чуть позже группа прощается сАндреем Большаковым.

В 1994 году группа "Мастер" в составе: А. Грановский, М. Серышев, С. Сидоров, А. Шендеров - записывает второй англоязычный альбом - "MANIAK PARTY". Запись была сделана на студии "SNC". Звукорежиссер - Е. Трушин. Альбом был выпущен на фирме "APEX" (CD и компакт кассеты), фирма "POLYGRAM" делает виниловый диск. В записи альбома в качестве сессионного музыканта принимает участие С. Попов. После записи альбома С. Сидоров покидает группу и на его место приходит С. Попов.

Приходит время, и "Мастер" в составе: А.Грановский, М. Серышев, А. Шендеров, С. Попов - записывает свой первый концертный альбом - "LIVE". Альбом вышел на фирме "БЕКАР" в 1995 году на CD и компакт кассетах.

В марте 1996 на студии "Ария-рекодз" "Мастер" записывает новый русскоязычный альбом "Песни Мертвых". Альбом вышел на фирме "FLAM Records" (CD, компакт-кассеты).В таком составе группа встретила свое 10-тилетие.

В июне 1997 выходит второй концертный альбом группы. Летом 1997 года "Мастер" с сессионным вокалистом Артуром Беркутом (экс - "Автограф") уезжает на гастроли во Францию.

В составе: А. Грановский, А. Беркут, С. Попов, А. Шендеров "Мастер" работает до конца 1997 года. С. Попов и А. Шендеров уходят работать к А. Беркуту в его проект -"ZOOOM" и покидают группу. А. Грановский и М. Серышев приглашают гитариста - Леонида Фомина (экс - "Валькирия"), и барабанщика - Олега Милованова (экс - "Хелрейзер"). Последний концерт группы в таком составе состоялся 23 октября 1999 года в городе Одесса.

27 ноября 1999 года группа дает концерт в Питере с новым вокалистом - Лексом. В составе: А. Грановский, Лекс, Л. Фомин и О. Милованов, группа работает в настоящее время.


Коллектив группы "Мастер" (слева направо): Андрей Лебедев(Крустер) - звукооператор, Алик Грановский - бас, Лекс - вокал, Леонид Фомин - гитара, Олег Милованов - барабаны.

В центре Александр Ладыченко - директор группы.

Дискография:

1987 - "Мастер"

1989 - "С петлей на шее"

1991 - "Talk Of The Devil"

1994 - "Maniak Party"

1996 - "Песни Мертвых"

По материалам официального сайта

МАСТЕР. Готовит два альбома. Название пластинки Большаков пока держит в тайне, а магнитоальбом будет называться "Империя Зла". Про пластинку известно, что по стилю это будет продолжение "С Петлей На Шее", но богаче по музыке.

"Пульс" №2"1991

Среди звезд мирового хард энд хэви сегодня по праву и московская группа МАСТЕР. Она была образована в 1986 году четырьмя музыкантами, ушедшими из АРИИ, - гитаристом Андреем Большаковым, басистом Александром Грановским, клавишником Кириллом Покровским и барабанщиком Игорем Молчановым. Позднее к ним добавились гитарист Сергей Попов и вокалист Михаил Серышев.

МАСТЕР играет трэш. В 1988 и 1989 годах у группы вышло две пластинки в СССР. Кроме того, на ее счету работы в грамзаписи Бельгии, участие в ряде престижных фестивалей тяжелого рока. Сейчас группа заканчивает работу над своим третьим альбомом.

Фото В. ЧЕРНЫШОВА
"Ступени" ("Вожатый") №9-10"1991

МАСТЕР: "Мы не хотим быть чужим отражением"

Группе МАСТЕР - 5 лет! От имени читателей "Пионера" поздравляем старых друзей "Клип-клуба"!

Юбилей - повод оглянуться назад, заглянуть вперед. Вот мы и собрались с участниками МАСТЕРА за чашкой чая дома у руководителя группы Андрея Большакова.

Ну что же, оглянемся назад.

Год 1987-й

Март - первые успешные выступления в Ленинграде на рок-фестивале. Тогда же вместо Александра Арзамаскова приходит солист Михаил Серышев.

Июль - запись первого ("пиратского") альбома в подвале одного из интуристовских отелей в Москве.

Год 1988-й

Апрель - запись дебютной пластинки на "Мелодии", вышедшей полгода спустя. Октябрь - концертное турне по Польше и выступление на фестивале в Локерне (Бельгия). В то же время группу покидает клавишник Кирилл Покровский - он остался в Бельгии для работы над сольным проектом.

Год 1989-й

Март - немецкий журнал "Метал Хаммер" посвящает МАСТЕРУ большую статью.

Июль - запись второго альбома.

Август - турне по Бельгии. Участие в 1-м фестивале "Монстры Рока СССР" (Череповец) в ранге супергруппы.

Ноябрь - две песни, записанные на фестивале "Интершанс" в Москве, вошли в сборный альбом "Дестройка", выпущенный во Франции.

Год 1990-й

Май - 2-й альбом группы - "С Петлей На Шее" поступает в продажу. Лето - участие в различных международных рок-фестивалях. Гастроли по стране.

Год 1991-й

Июнь - контракт с европейской фирмой "Stage Management".

Ребята, с какими результатами идете к юбилею?
- Мы в очередной раз гастролировали по Бельгии и готовим большое концертное турне по Западной Европе. Почти готов новый альбом под рабочим названием "Империя Зла".

- Знакомое словосочетание...
- Мы не хотим вкладывать какой-то особый смысл в это название. Пусть каждый, кто послушает новые песни, решит сам для себя, что он под этим понимает. Кстати, этот альбом будет жестче предыдущих.

К сожалению, ваши поклонники в нашей стране еще не скоро увидят и услышат ваш новый альбом. Сейчас вы в основном работаете на Запад?
- Нам очень жаль, но пока не сможем порадовать фанатов в Союзе, хотя и стараемся выкроить время для отдельных выступлений, но большого концертного турне по стране пока не предвидится. До конца 1991 года мы заключили контракт и, возможно, продлим его еще на три года. Судьба нам дала шанс, и мы постараемся его использовать. И потом - надо как-то зарабатывать на жизнь.

Давайте не будем о грустном. Лучше о музыке. Вы уже не в первый раз за границей. Особенно часто бываете в Бельгии.
- В этой стране мы побывали шесть раз. Там у нас же есть свои поклонники.

Гитарист группы JUDAS PRIEST Глен Тимптон сказал как-то: "Я знаю одну-единственную советскую группу - это МАСТЕР. Надеюсь когда-нибудь сыграть с ними вместе".
- Он, наверное, других советских групп просто не знает, но нам эта оценка приятна. Тем более, что в последнее время интерес к советскому року на Западе заметно ослаб. "Glasnost", "Perestroika" - этим уже тамошнюю публику не возьмешь. Только хорошая музыка и шоу играют решающую роль.

Мы слышали, что кое-какие элементы вашего шоу и оформления альбома для вас сделает дизайнер знаменитого HELLOWEEN Фредерик Моларт.
- Возможно (все вместе стучим по дереву). Но мы и сами кое-что в своем шоу меняем. Например, мы уже не выступаем в традиционных джинсах и майках. У нас новые концертные костюмы.

Кстати, о песнях. Петь будете по-английски?
- Да. Для новой концертной программы написаны тексты на английском языке, кроме того, переведены некоторые наши хиты.

Не боитесь конкуренции с "попсой"? (Дружный смех)
- Нет, у нас очень разная музыка, да мы и не собираемся с ними конкурировать. У нас есть своя публика, свои верные фанаты, и их весьма немало.

Чай с МАСТЕРОМ пил Вит АПЛАТОВ
Фото С. СЕРГЕЕВА, С. ПЛЕВАКО

- гитара. Начинал в 1973 году в группе ШЕСТОЕ ЧУВСТВО. "Обожаю трэш, дэдт и хард-рок, что не мешает мне любить классику - Вивальди, Бетховена, Глюка..."

Александр Грановский - бас-гитара. Мастерски владеет инструментом, в роке с 1974 года, начинал в группе СМЕЩЕНИЕ. "Моя любимая группа RUSH, и этим все сказано!"

Игорь Молчанов - ударные. Он и Алик - неразлучная ритм-секция еще с 1983 года. "Очень люблю выступать!"

Сергей Попов - гитара. Самый веселый из "мастеров". "Пионер" - всем ребятам привет!"

Михаил Серышев - вокал. Закончил педагогический институт и училище имени Гнесиных по классу академического вокала, а посему человек очень серьезный. Хобби - рыбалка. "Люблю петь, особенно хором".

Андрей Лебедев - звукорежиссер. Вместе с А. Грановским играл на гитаре в группе СМЕЩЕНИЕ, впоследствии стал звукорежиссером МАСТЕРА. "Я их всех люблю и очень рад, что работаю с ними вместе".

"Пионер" №12"1991

MASTER

В конце прошлого года из Бельгии вернулась группа МАСТЕР. На этот раз ее концерты прошли в нескольких странах, но и это не является главным итогом двухмесячной поездки. Основной целью на этот раз было записать и выпустить на одной из независимых западноевропейских фирм англоязычный альбом МАСТЕРА "Империя Зла". Первоначально в качестве партнера была выбрана фирма "Rumble records"", но сразу же по прибытии в Бельгию начались серьезные проблемы с менеджментом и фирмой грамзаписи. Выпуск альбома оказался под угрозой срыва, но все стало на свои места, когда поступило новое, более выгодное, нежели предыдущее, предложение от компании "Two Flags".

В итоге альбом был успешно записан и должен, согласно контракту, выйти в свет уже весной этого года. Все бы хорошо, но - одно событие несколько омрачило возвращение в Россию. В Бельгии остался ударник МАСТЕРА Игорь Молчанов.

В середине января Игорь позвонил в Москву, и нам удалось перекинуться пару слов на эту тему.

В Москве ходят слухи, что причиной твоего ухода стали твои проблемы с остальными участниками группы. Тебе приписывают довольно резкие высказывания в адрес МАСТЕРА...

"Полный идиотизм. Я не хотел уходить из группы, но у меня не было другого выбора. Раз решил уходить, здесь делать нечего. Планировал остаться в Бельгии еще летом, но не решился - и договорился с ребятами провести еще одну поездку".

Чем собираешься заниматься сейчас?

"Устроился жить в небольшом городке около Брюсселя и планирую в ближайшее время работать сессионным музыкантом на одной из бельгийских студий".

"Zarraza" №06, весна 1992

Фром MASTER уиз лав

И привиделась мне черная ворона с рубиновым красным глазом под зловещий хор отлученных от церкви маньяков. И стукнула чертова птица несколько раз в дверь стальным клювом с клеймом "Мейд ин Раша". "Тук-тук, кто там?" - "Это я, Сатана, там!"

Говоря о Дьяволе, - сказала моя родная тетя Алиса Куперовна Пойзон, буквально обнюхивая до неприличия фирменно оформленный конверт нового диска группы МАСТЕР, - не забывай, что Он всегда стоит за твоей спиной!

"Говоря о Дьяволе" - так переводит Андрей Большаков английское название лонгплея с классной черепушкой на лицевой стороне - "Talk Of The Devil". Подобный вариант перевода имеет под собой глубинный смысл - заводя толковище о Властелине Тьмы, не забудьте о массе положительных моментов, уравновешивающих чашу человеческого бытия: о добре, красоте, чистоте. Лично я перевел бы тупо - "Разговор Дьявола". Самого. Но хозяин - барин!

Выпуск "Talk Of The Devil" ознаменовал начало 4-го этапа существования МАСТЕРА (о первых двух - в другой раз и в другом месте) - возвращение одной из самых профессиональных команд на вершину трэшевой кучи (применительно к трэшу традиционное "Олимп" просто невозможно употребить, чтоб не сдохнуть). Предыдущий этап несколько разъел коррозией металл "мастеров". Они легкомысленно повторили ошибку КРУИЗА, удалившись на часок за кордон, в Бельгию, где занялись изготовлением англоязычного альбома. За время их отсутствия прыткий молодняк навыпрямлял миллион гнутых гвоздей и оттяпал крепкими молодыми зубами по завидному куску малосъедобного для непосвященных трэш-пирога с булыжниками. Совок встретил музыкантов-возвращенцев в красно-белогвардейские штыки. На вышедшего в прямой эфир Большакова злобно шипели неистребимые коммунальные старухи ("вали в свою Бельгию..."), кое-кто из волчат-трэшеров высказался в духе: "А ваше время, деды, истекло!"

Чтобы выжить, надо было ударить. По мозгам. По нервам. Но не по мордам. Как выяснилось, увлекшийся последнее время Бердяевым и всякими Ин-Янями Большаков - офигительный непротивленец. Если возникает критическая ситуация с гопниками, он всегда пытается начать диалог вербально - хо-хо! - т. е. увещевать задир словом.

Удар был нанесен, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию (везде). Ядро МАСТЕРА в лице троицы А. Большаков - А. Грановский - М. Серышев успешно обросло группой нужных сочувствующих. За барабанами во время записи восседали по очереди С. Ефимов (экс-КРУИЗ, экс- , экс-ВОЛКИ), А. Шатуновский (составов, где он постучал, столько, что лень перечислять), А. Чиняков (). В. Ермаков (), А. Моисеев (). Четыре песни в последний раз с "мастерами" отыграл С. Попов, остальные гитарные художества принадлежат А. Большакову. Одно соло прописал И. Кожин (экс-РАУНД, экс-).

Грановский провел партию баса так, словно играл на собственной натянутой вене, готовой вот-вот брызнуть черной кровью. Моя тетка А. Моторхэдовна бросилась вышивать для любимого бойца трэшевого фронта кисет с надписью: "Крутейшему басисту оставшегося в живых совка"...

Да, альбом так хорош, что сказать о нем нечего. Трэш есть трэш. МАСТЕР есть МАСТЕР. Сделано виртуозно. Разрази меня гром, если "мастера" не насепультурились как следует! Майкл Серышефф отменно научился рычать по-английски. Хотя на наш семейный вкус в его рыке все-таки маловато экологически чистого "мяса". Грешным делом я подумал - как же так случилось, что Михаил, певший в церковном хоре и исполнивший аж самого Христа в чудовищно косноязычной русской виниловой версии "Суперзвезды", вдруг легко перешел с нашего избенного славянского на поганый язык каменных джунглей?

В минуту наивысших терзаний на этот счет над моим гнездом пролетел весьма похудевший от забот Большаков (тут я понял, почему он носит так много металла на руках, голове, на душе - чтоб ветром не сдуло) и быстренько растолковал: ковать диск в России надо было срочно, на изготовление новой трэшуёвины времени просто не было, кроме того, силен в таком выборе и политический момент - лапотная Россия наконец выходит в свет, на мировую арену, а там, как известно, без английского и ни туды и ни сюды... Пора всем учить, как будет "бутерброд" на языке Шекспира. С другой стороны, никто не собирается приглашать МАСТЕР покривляться в эмигрантских кабачках - а в настоящих рок-тусовках на фиг мы с русским не нужны. Однако для утешения металлюг-русофилов группа записала медляк со страшным, но притягательным шляг-словом "смерть" в припеве. Медлячок настолько вываливается из общего крутого контекста "Говоря о..." с Голгофами, падшими ангелами и ненавистью к чьему-то полу, что не войдет и в СД, а будет существовать только на кассетах. Кассетная схема текстов выглядит так: "Гуд бай, майн либедих, гуд бай" + "дык, ёлы-палы!" Но хватит о грустном...

Теперь у МАСТЕРА есть свой собственный барабанщик - Анатолий Шендеров из Казахстана - края, которым руководит самый разумный, на мой взгляд, президент из всех действующих в неумело препарированной стране. Стук Шендерова по-степному могуч и дик, напрочь лишен индустриальной мертвечины. Дело за вторым гитаристом - чую я, что Кожин - переходный вариант, хотя с честью выстоял в дни сепультурско-бизовских туров. А ведь был разбит радикулитом, милые девушки...

Во второй раз пролетая над моим уже разоренным гнездом (тетя, возненавидевшая меня за эту статью, пальнула из спорной армяно-азербайджанской ракетницы), тень Большакова сделала ряд полезных заявлений.

Заявление 1-е. Надо Родину любить!
МАСТЕР с новым диском в кармане готовит грандиозный тур по всем местам, где его ждут.

Заявление 2-е. Не прав тот, кто говорит: "Если в зале есть хоть один человек, значит, мы существуем не зря". Да зря! Значит, вы - плохая группа или непонятая. Вы просто грабите людей (т. е. одного человека).

Заявление 3-е (международное). Среди стариканов - TEN YEARS AFTER просто класс, ХИПЫ что-то опустились, а ФОРИНЕР, как ни рядил бы своего юношу-вокалиста в яркие трусы, ничего не добьется.

Заявление 4-е (также международное). Рок-н-ролл не замыкается на сексе и на пиве. METALLICA, MORBID ANGEL и DEATH - очень интеллигентные люди.

Еще были заявления 5, 6, 7 и 8. Но всего я не запомнил, т. к. пытался удержать в голове, все еще забитой дымом от меткого тетушкиного выстрела, цифры 125129 Москва, а/я 41 - туда в письменном виде можно сбрасывать свои гнев и восхищение группой МАСТЕР.

Айрон МЭЙДЕНОВСКИЙ
"Московский Комсомолец" 17.07.1992

МАСТЕР - "Talk Of The Devil"

Вышел долгожданный и широко разрекламированный альбом "мастеров" "Talk Of The Devil" (что в приблизительном переводе означает "Потолкуем О Дьяволе").

Что сказать про новую работу одной из самых популярных трэшевых команд страны? С одной стороны средства массовой информации, представляя пластинку, громко заявили, что МАСТЕР стал делать музыку плана SEPULTURA. Это, на мой взгляд, не совсем верно. SEPULTURA не открыла какого-либо принципиально нового направления в металлическом роке. Выходит основная масса слушателей посчитала, что "мастера" просто "закосили" под бразильцев. К счастью, это не так. Даже в самых запильных вещах с нового альбома чувствуется стиль группы. Музыка стала более мощной и в какой-то мере даже жестокой, не щадящей слушателя, но если для сравнения взять хотя бы их предыдущую работу "С Петлей На Шее", то сразу становится ясно, что речь не идет о какой-либо совершенно иной тенденции в развитии стиля команды. МАСТЕР всегда стремится играть более жесткую и скоростную музыку (что в свое время, как известно, стало причиной распада первого состава АРИИ).

Текста песен на этом альбоме исключительно англоязычные. Впрочем, любители рок-поэзии, владеющие или не владеющие языком, купив диск, могут попытаться спеть с Михаилом Серышевым "I Hate Your Sex" (я ненавижу секс), "Fallen Angel" (падший ангел) и все остальные вещи (для этого служит цветной вкладыш с распечаткой текстов на обоих языках).

А любителей подрать глотки "мастерам" удалось найти великое множество. В качестве бэк-вокала поговорить о дьяволе и о прочей чертовщине пожелал Валера Кипелов и даже хор храма Михаила Архангела. Заминка с барабанщиком (в записи помогала пятерка ведущих драммеров страны) пошла даже на руку, кое-кто из них не отказался продемонстрировать кроме ударных еще вокальные способности. Короче, наворот...

И еще одна деталь. В качестве продюсеров на альбоме значатся... А. Большаков, А. Грановский, М. Серышев. Что это: крутость или обычная совковая бедность? - на Западе себя продюсируют обычно либо начинающие, либо мощнейшие профессиональные коллективы. "Пионерами" в роке "мастеров" не назовешь - выходит и у нас "профи" размножаются?! Ну и отлично.

"Zarraza" №8, осень 1992

Что новенького?

Знакомьтесь! Это Анатолий Шендеров, новый барабанщик группы МАСТЕР. Он еще молод, практически неизвестен, но очень талантлив. Как сказал мне Андрей Большаков, с Толиком группе крупно повезло. Единственный его недостаток - порой играет ну очень быстро, приходится его сдерживать и просить играть просто быстро. Прежний же ударник группы Игорь Молчанов перебрался в Бельгию, где учит тамошних ребятишек играть на барабанах. Тем не менее, временное отсутствие барабанщика и второго гитариста (Сергей Попов ушел в коммерцию) не помешало МАСТЕРУ выпустить свои новые альбомы "Talk Of The Devil" в России и "Империя Зла" в Бельгии. Оба диска - на английском языке. Приобрести пластинки можно на концертах группы. Более подробно об альбоме рассказывает сам А. Большаков:

Те, кому нравился МАСТЕР за мелодизм, будут, наверно, разочарованы. Но те, кто любил и любит именно группу МАСТЕР, поймут, что мы выросли, музыка стала богаче по аранжировкам (пригодился заграничный опыт). Очень многое изменилось в жизни группы, и изменилось к лучшему. Свежая кровь благотворно повлияла на творческий процесс и не позволила "заплыть жиром". Сейчас работаем над новым материалом и заключили новый, более выгодный контракт с фирмой "Back Stage". В общем, нового у нас много, мы полны энергии, сил и уверенности в правильности выбранной дороги.

Мне остается лишь процитировать надпись на стене подъезда дома, где живет лидер МАСТЕРА: "Большаков Андрей, не уставай!" Дорогие фанаты! Не портите, пожалуйста, стены! Пишите МАСТЕРУ по адресу: Москва, 125129, а/я 41.

Вит АПЛАТОВ
"Пионер" №1"1993

Маргарита, МАСТЕР и другие

"Обычный, среднего уровня трэш умер. Играющие эту музыку не развиваются и стали очень скучными".
Макс Кавальера, СЕПУЛЬТУРА

"Киты", "монстры" тяжелого рока, подобно МЕТАЛЛИКЕ и СКОРПИОНС на Западе, со временем превращаются в исполнителей популярной музыки - куда только деваются их "революционность" и непримиримость? Если же наблюдать за тем, что представляет собой хард-энд-хэви, трэш и прочие разновидности этого направления у нас, то можно увидеть следующее.

Во главе с Пауком. Участники железного марша (ДИВ, ADOLF CASTLE и т. п.) как правило, "творят" нечто выходящее за грань здравого смысла и элементарного чувства меры и вкуса. "Паучата" немузыкальны до отвращения, и творчество их больше имеет отношение к шабашам ведьмаков, нежели к искусству.

Модный учитель экстремального стиля плавания (уменьшенная в масштабе 1:2 копия "мощноштангового верзилы" Генри Роллинза). Пожалуй, только его ученики (IFK, TEQUILAJAZZZ, ШВАХ) пытаются экспериментировать, хотя и их поиски далеко не всегда уходят дальше передирания западных аналогов.

Ветераны же перестроечного хард-рок-движения в лице , либо свалили в Америку набираться ума-разума, наконец-то поняв, что на одном героизме далеко не уедешь - в цене именно профессионализм, либо стали исполнителями утяжеленной эстрадной песни, а то и просто ансамблем металлического шлягера (сначала КАРДАННЫЙ ВАЛ, затем - BONEY NEM).

То, что делает сейчас, например, (последний альбом "Ночь Короче Дня", композиции "Возьми Мое Сердце", "Король Дороги"), - та же тяжелая попса, к тому же обнаруживается поразительное сходство с творениями IRON MAIDEN. То ли из-за манеры исполнения, то ли из-за неудачно снятого малобюджетного клипа на белый танец "Возьми Мою Печень" (ой, простите, сердце), где старик Кипелыч с глумливой физиономией голосит по умершей в "дождливый день" подруге, возникает ощущение, что традиционный, замшелый наш хард превратился в самопародию на стихи известной рок-поэтессы. По поводу чего даже родился экзерсис:

Пусть судьба обошлася резко
Пусть вышло все в этой жизни глупо
Но я сменяю свои железки
На тарелку супа

Маргарита Пушкина: Ну, это вы зря так. "Возьми Мое Сердце" - очень серьезная песня о том, как на твоих глазах умирает человек. А что до тяжелой баллады, то мелодичный хард-рок - это вечная музыка, если, конечно, относиться к этому жанру не так скептически, как вы. Мы все-таки тяготеем не к упырско-помоечной идеологии экстремиста Генри Роллинза, а к романтизму. Я же не ремесленник от поэзии, я - "фантазийная личность". Когда работаю над текстом, то в голове возникает целый фильм. У АРИИ к тому же есть мелодия , ее можно петь и под гармошку, и это здорово, что у группы при чисто мэйденовской "подкладке" сохраняется русская мелодическая основа.

Из старой когорты, пожалуй, лишь МАСТЕР сохраняет все то, что отождествляется с тяжелым стилем. МАСТЕР гораздо злее и по саунду, и по восприятию. Последний альбом "Песни Мертвых" отличается супертяжелым звучанием и наконец-то русскоязычными текстами.

Маргарита: Для МАСТЕРА я поработала от души. Четыре песни для них написала практически за несколько дней, потому что меня никто ни в чем не ограничивал. Заглавная вещь - "Песни Мертвых" посвящена Курту Кобейну. Это не мой герой, но целое поколение тащится от него, хотя все, что он сделал - на грани психического срыва, выражение его комплексов. Но в эту композицию вкладывается другой смысл: песни мертвых для живых. Музыку тех людей, которые давно ушли: Леннон, Джонс, Хендрикс, Джоплин, Моррисон, Бонэм - мы слушаем до сих пор. Вторая, "Дайте Свет", - очень тяжелая, это такой легкий кивок в сторону Паука. "Пепел На Ветру" - красивый медляк, русский вариант вещи группы KANSAS "Пыль На Ветру". "Tattoo" - хулиганская песня о татуировке на плече царя Николая. Если бы он дожил до наших дней, то катался бы на "Харлее" и был бы о-го-го каким крутым чуваком!

Музыканты МАСТЕРА (Александр Грановский (бас-гитара), Сергей Попов (гитара), Михаил Серышев (вокал) и Тони Шендер (ударные)):

Да чего пересказывать, лучше слушать.

Тяжелое направление в музыке зачастую воспринимается как кукольный спектакль или праздник Хэлоуин, когда пугают, но ничуточки не страшно.
- Может, те люди, которые далеки от настоящей рок-музыки, так и воспринимают ее. К тому же сейчас пруд пруди музыкантов, прячущих свое неумение элементарно владеть инструментами за всю эту атрибутику - черепа, могилы и прочие символы, неизменно приписываемые тяжелому стилю. Они-то и создают впечатление театра абсурдистских ужасов. Мы же профессиональная группа, пока еще первая в стране, и к своему творчеству относимся очень серьезно.

Но вот бывает, что из-за вашего серьезного творчества во время концертов возникают серьезные потасовки среди зрителей.
- Потасовки возникают как раз чаще всего между зрителями и охранниками, которым никогда не нравилось бурное проявление эмоций. Хотя фанаты ничего предосудительного не делают. Вот, например, когда толпа рассвирепевших фанатов избивает болельщиков другой команды, из-за этого же футбол не запрещают? А настоящая рок-музыка, это нечто большее, чем спорт. Это социальное явление, сколько ее ни пытались запрещать в свое время, ничего из этого не вышло.

Предполагаемый тираж вашего последнего альбома?
- Это наш коммерческий секрет.

Все говорят, что коммерческий секрет, тогда как это - главный показатель того, первая вы группа в стране или нет.
- Это абсолютно не показатель. Никто не собирается соперничать с нашей попсой. Как можно тягаться с теми, кто один раз в жизни записал фонограмму и поет ее не своим голосом, только открывая рот? А когда люди работают, полностью отдаются музыке, выступают живьем, они никогда не согласятся разыгрывать комедию перед зрителями в какой-нибудь Пырловке, дабы скосить побольше "капусты", и не будут переиздавать один и тот же материал на 150 фирмах.
Когда крутое искусство стоит на грани выживания, то оно всегда уходит на второй план. На первом появляется всякая лабуда, дешевые попевки, которые и искусством назвать невозможно.

Ваши критерии "крутого искусства"?
- В первую очередь это настоящее профессиональное исполнение - в любой музыке, и в популярной тоже.

(автор таких боевиков как "Воля И Разум", "Палачи". В 1992 году покинул МАСТЕР по идеологическим соображениям. В настоящее время - главный редактор журнала "Music Box"): Сейчас я совершенно осознанно пришел к тому, что творчество тяжелых групп, будь то хэви-метал или коллективы экстремального направления, зиждется на низменных инстинктах. Здесь культивируются гордыня, тщеславие. Когда я играл последние два года в МАСТЕРЕ, для меня это было мучительной проблемой: думал, что я такой положительный, делаю добро, пою о мире... А в зале бьют морды друг другу, на улице переворачивают машины.

То есть, по-твоему, герой получался ложный, отрицательный?
- Для меня лозунг рок-н-ролла "Живи быстро, умри молодым" - чертовщина в неприкрытом виде. Да, искусство нельзя судить с позиций нравственности, потому что, когда человек создает шедевры, трудно сказать, что в данный момент им владеет. Но когда художник заведомо выбирает дьявольское, демоническое, это просто страшно.

А по-моему, все это нельзя воспринимать серьезно. Эстетика традиционного отечественного хард-энд-хэви - кожаные штаны, шипы, цепочки-веревочки, героические позы - уже просто пошлость.
- МАСТЕРА это касается в меньшей степени. Группа - сильнейшая в этом направлении, Алик Грановский - лучший бас-гитарист, у которого есть искра таланта. Но им мешает ограниченность. Когда мы начинали, все было по-другому. Ведь трэш отличается от помпезного дурацкого хэви-метала тем, что у него есть жуткая, разрушительная энергетика, но она искренняя, идет изнутри. Только вот беда этих людей в том, что они не понимают, зачем это делают - мне жаль таких музыкантов.
Так что нельзя терять ни секунды - нужно прямо сейчас сесть и подумать (ладно, сорок лет ты этим не занимался, но никогда не поздно), зачем тебе все это нужно.

Разговаривал Андрей МЕЛЬНИКОВ
Фото: Сергей БАБЕНКО
Рисунок: Дмитрий ШИНБИН
"Музыкальный Олимп" №7(74), июль 1996

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры