Халил цискаридзе. Николай цискаридзе

Главная / Развод

Очередным гостем студии «ОК на связи!» стал народный артист и ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе. Артист ответил на вопросы Одноклассников и рассказал об отношении к дресс-коду, любимом спектакле, о том, как попал в балет, и почему мама была против.

О том, нужны ли артисту балета длинные ноги

Важно иметь хорошие пропорции. В моем случае это было удачно. Несмотря на то, что я не очень высокого роста по сравнению с моими коллегами, я всегда казался длиннее них. На сцене все меняется благодаря размеру головы, длине рук, длине ног. Был очень забавный случай. У меня было очень много комплексов в подростковый период. Я учился в хореографическом училище, у нас был такой предмет - изобразительное искусство. В один день педагог вошел в класс и сказал: «Сегодня мы будем изучать пропорции. Сейчас мы поставим на стул Цискаридзе и докажем, что такое бывает и в жизни». А там был такой талмуд, в котором говорилось, что палец должен столько-то раз умещаться в руке, лицо - столько-то раз в теле и так далее. И во всем у меня было 99% попадание. После этого я почувствовал в себе что-то особенное.

Про поступление

Поступал я в Тбилисское хореографическое училище, а мама была категорически против. Все-таки в Грузии в балет мальчики идут не очень активно. Принимали всех, и моя мама считала, что меня приняли просто из-за того, что вот мальчик пришел. До последнего дня, пока я не закончил школу, она меня убеждала, мол, может, бросим, уйдем, займемся нормальным делом. Она обожала театр, она обожала балет, но как зритель. И не хотела для меня такой судьбы. Я вопреки всем это делал, но у меня была с первого дня убежденность, что я какой-то исключительный, никто не мог меня переубедить. Отматывая назад, клянусь вам, я не понимаю, почему был уверен.

Про Барышникова

Я принадлежу к поколению, которое ту культуру воспринимало через телевизор. Когда я заканчивал школу, он уже не танцевал. Я не могу сказать, что у меня был какой-то любимый артист. Для одной роли он был один, а для другой - другой. Артист для меня был как Джомолунгма, и если я за эту роль брался, мне хотелось перепрыгнуть.

О дресс-коде в академии Вагановой

В школе есть школьная форма, и я очень строго слежу за этим. Вообще, я считаю, что самодисциплина - это самая большая победа человека над своим характером и именно то, что нас отличает от мира животных. Хотя там тоже дисциплина очень серьезная. Посмотрите на стаи птиц или понаблюдайте за слонами. Я не приемлю расхлябанность и расхристанность. Прослужив 21 год премьером в Большом театре, я ни разу не позволил себе прийти в зал неряшливо или неопрятно одетым. В свой хлеб не плюют.

Про итоги ректорства

Никогда не поздно подводить итоги. Рыба гниет с головы, и сразу понятно, когда вы заходите на проходную, какой в этом здании хозяин, какой у него внутренний мир. А если вы зайдете в туалетные комнаты, вы поймете, что он из себя представляет. Я глава всему, и я за это несу ответственность.

Как попал в Большой театр

Я сразу сказал, что если меня не возьмут в Большой театр, танцевать больше нигде не буду. Мне эта профессия не интересна была в другом варианте. Меня и за границу пригласили, в другие театры. Я вырос в тот период, когда нам объясняли, что покидать родину неправильно. А потом, когда такие мысли меня стали посещать, мне уезжать было не с руки. Я самый титулованный танцор в России.

Как держит себя в форме

Катастрофа. Худею постоянно. Уходил со сцены я с талией 68 сантиметров и размером 48. Сейчас уже 52. Когда я сейчас вижу на выставках мои костюмы, могу только сказать: «Как в это можно влезть?». Я жру, как паровоз. Даже пришлось себя ограничить и после 16 не есть.

В 1992 г. был включен в число стипендиатов программы «Новые имена».
В 1995 г. был награжден призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда») и завоевал II премию Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония).
В 1997 г. завоевал I премию Международного конкурса артистов балета в Москве и получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
В 1999 г. был награжден призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партии Жана де Бриена в балете «Раймонда» и Национальной театральной премией «Золотая маска» за исполнение партии Графа Альберта в балете «Жизель» (сезон 1997/98).
В 2000 г. получил премию Москвы в области литературы и искусства и «Золотую маску» за исполнение сольных партий в балетах «Симфония до мажор» и «Агон» (сезон 1998/99).
В 2001 г. получил звание «Народный артист Российской Федерации» и Государственную премию России за исполнение ряда ролей классического репертуара.
В 2000 г. был назван лучшим танцовщиком года итальянским журналом «Данца и данца» («DANZA & DANZA»).
В 2003 г. стал обладателем премии «Триумф», вновь получил «Золотую маску» и Государственную премию России (обе за исполнение партии Германна в балете «Пиковая дама») и был награжден орденом Чести Республики Грузии.
В 2006 г. стал стал кавалером французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе».

Биография

Родился в Тбилиси и там же начал учиться в хореографическом училище. В 1992 г. окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Пестова) и был принят в труппу Большого театра, где очень скоро был отмечен Ю. Григоровичем и начал получать сольные партии. В 96-м г. окончил педагогический факультет хореографического института (училище и институт ныне объединены в Московскую государственную академию хореографии). Репетировал под руководством и , Николая Фадеечева .
Вел класс в Большом театре, был педагогом-репетитором Анжелины Воронцовой, Дениса Родькина.
С сентября 2004 г. преподавал в Московской академии хореографии. В 2013 г. стал исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, с 2014-го - ректором этой академии.

Репертуар

1992
Конферансье («Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)

1993
Дон Хуан («Любовью за любовь» Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро)
Французская кукла («Щелкунчик» П.Чайковского в постановке Ю. Григоровича)
Принц Фортюне («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича) - впервые танцевал на гастролях

1995
Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича)
Граф Вишенка («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова)
Джеймс («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен)
Ротбарт («Лебединое озеро» П.Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А.Горского в редакции Ю. Григоровича)
Золотой божок («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Паганини («Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского)
Меркуцио, Трубадур («Ромео и Джульетта», хореография Л.Лавровского)
Солист («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М. Фокина)

1996
Ферхад («Легенда о любви» А.Меликова в постановке Ю.Григоровича)
Король («Лебединое озеро» в редакции В.Васильева) - первый исполнитель
Голубая птица
(«Спящая красавица»)
Солор («Баядерка»)

1997
Принц Дезире («Спящая красавица»)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, затем исполнял эту партию и в спектакле в редакции В. Васильева)
Видение розы («Видение Розы» на музыку К. М.Вебера, хореография М. Фокина)

1998
Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1999
Солист III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) -

2000
Лорд Вильсон-Таор («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)

2001
Злой Гений - первый исполнитель , Принц Зигфрид («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича)
Германн («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) - первый исполнитель (мировая премьера)

2003
Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети) - первый исполнитель в Большом театре

2004
Злая фея Карабос («Спящая красавица»)
Классический танцовщик («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского)
Тезей (Оберон) («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

2007
Конрад («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Учитель («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2010
Люсьен д’Эрвильи (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

Ведет балетный раздел программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».
В 2001 г. выступал в качестве ведущего программы «Взгляд» на ОРТ. Сыграл роль Полифема в балете «Смерть Полифема», поставленном в Лиликанском Большом театре оперы и балета Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума.

Гастроли

В 1997 г. исполнил с труппой Государственного академического Мариинского театра партию Джеймса в балете «Сильфида», в 2001 г.- партию Ферхада в балете «Легенда о любви» и сольную партию в части «Рубины» на музыку И. Стравинского балета «Драгоценности» (хореография Дж. Баланчина), в 2002 г. - партию Раба в «Шехеразаде» на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина), в 2003 г. - партию Солора в «аутентичной» версии балета «Баядерка» (реконструкция постановки М. Петипа С. Вихарева).

В 2001 г. принял участие в I Международном фестивале балета «Мариинский» (программа «Шедевры золотого века советской хореографии»), исполнив партию Ферхада во II акте балета «Легенда о любви».

В том же году дебютировал в Парижской национальной опере, исполнив партию Солора в «Баядерке» в редакции Р. Нуреева. В 2002 г. выступил в партии Раба в балете «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина) на на II Международном фестивале балета «Мариинский» (партнерша - солистка Мариинского театра Ирма Ниорадзе); принял участиев гала-концерте памяти Р. Нуреева, состоявшемся в Милане в театре Ла Скала (партнерша Светлана Захарова).

В 2003 г. исполнил партию Солора в балете «Баядерка» (реконструкция С. Вихарева спектакля 1900 г.) на III Международном фестивале балета «Мариинский».

В том же году танцевал партию Юноши в балете Р. Пети «Юноша и смерть» с труппой Асами Маки балет (на сцене Нового национального театра в Токио); принял участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнершей была Мария Александрова.

Исполнил роль Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика, премьера которого состоялась в 2004 г. на сцене театра «Московская оперетта».

В 2005 г. выступил в партии Кавалера Де Грие в балете «Манон» на музыку Ж. Массне на V Международном фестивале балета «Мариинский». В том же годуна фестивале «Звезды белых ночей» дебютировал в Мариинском театре в балете «Посередине, немного на возвышении» на музыку Т. Вилемса (хореография У. Форсайта).

В 2006 г. принял участие в проекте «Короли танца» (Нью-Йорк сити центр , Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии) - в компании с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей танцевал в специально для них поставленном балете «For Four» на музыку Ф. Шуберта («Для четверых», хореография К. Уилдона), а также выступил в балете «Урок» на музыку Дж. Делерю (хореография Ф. Флиндта) и показал номер «Кармен. Соло» на музыку Ж. Бизе (хореография Р. Пети).

На собственном творческом вечере в Мариинском театре (в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский») танцевал «Рубины», «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина (хореография К. Голейзовского), «Посередине, немного на возвышении», «Кармен. Соло». В 2007 г. выступил на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Солора в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; партнерша - солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина).

В 2008 г. принял участие в гала-концерте, прошедшем в Нью-Йорке в рамках проекта «Звезды XXI века», исполнив со Светланой Лунькиной па де де из балета «Жизель» и «Гибель розы» на музыку Г. Малера (хореография Р. Пети).

в 2009 г. исполнил партию Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» (хореография Р. Нуреева) в Парижской национальной опере. Является постоянным участником проекта «Русские сезоны XXI век», инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века. Стал первым исполнителем заглавной партии в балете «Синий бог» на музыку А. Скрябина (хореография Уэйна Иглинга), премьера которого состоялась в 2005 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца. В 2006 г. со спектаклем «Синий бог» гастролировал в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Перми. В 2007 г. участвовал в премьере балета «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (по М. Фокину, возобновлен И. Фокиной и А. Лиепой), состоявшейся на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, - исполнил партию Золотого раба. Далее балет был показан в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге; в Москве в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и на сцене Дворца фестивалей в Канне - в программе Фестиваля российского искусства. В том же году состоялся творческий вечер артиста на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На этом вечере Николай Цискаридзе выступил в балетах «Видение розы» (с балериной Мариинского театра Жанной Аюповой), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография по В. Нижинскому; Нимфа - солистка Музыкального театра Татьяна Чернобровкина), «Шехеразада» (с Илзе Лиепа). В 2008 г. в рамках «Русских сезонов XXI века» выступал в Риге на сцене Латвийской национальной оперы («Послеполуденный отдых фавна»). 2009 г. - гастроли в Париже на сцене Театра Елисейских полей («Синий бог», «Шехеразада»); Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра («Шехеразада»). 2010 г. - гастроли в Париже на сцене Театра Елисейских полей («Послеполуденный отдых фавна»), концерт в Канне на сцене Дворца фестивалей и в нескольких городах России (Казань, Челябинск, Ярославль, Нижний Новгород - «Послеполуденный отдых фавна»), в 2011 г. - на сцене Михайловского театра («Послеполуденный отдых фавна»), Театра Елисейских полей («Шопениана»), лондонского театра Колизей («Синий бог», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна»).

В 2011 г. вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте России.

В рамках Международного балетного фестиваля Dance Open в финском городе Савонлинна выступит заслуженный артист России, первый солист балетной труппы Мариинского театра Антон Корсаков. Накануне отъезда потомственный танцовщик встретился с корреспондентом «Известий», чтобы рассказать о летних фестивалях и ситуации в Мариинке.

- Летних фестивалей сейчас множество. Чем вас привлек Dance Open?

Прежде всего - высоким уровнем проекта. Я помню, как он начинался, и то, каким он стал сейчас, - небо и земля. Мне нравится, что ежегодно состав участников меняется в зависимости от рейтинга танцовщиков: у кого-то он понижается, у кого-то - наоборот. И нет никого, кого бы взяли просто, чтобы «заткнуть дыру». Для меня Dance Open - это встреча с друзьями и в то же время - большое событие. Появляется соревновательный ажиотаж, ты видишь, что жизнь не останавливается и нужно каждый раз доказывать свое право на участие.

Вы всю жизнь танцуете в Мариинском театре, здесь же танцевал ваш отец. Не было ли желания попробовать что-то другое?

Один раз у меня была попытка перейти в другой театр: это было конкретное предложение от Большого, которое я хотел рассмотреть для смены обстановки. Но прежний руководитель Мариинки Махар Вазиев - он очень профессионально относился к делу - создал все условия, чтобы я остался. Он к каждому человеку относился индивидуально, и это дорогого стоило. Нынешнее руководство в таких вопросах не очень компетентно. Достаточно оглянуться на времена правления Вазиева - сколько людей пришло, и какие это были кадры. Сейчас же даже зритель замечает - что-то не так, а его не обманешь.

- Не пожалели о том, что не ушли в Большой?

Нет. Но если бы мне предложили сменить обстановку сейчас, я бы сделал это сразу. Систему изменить невозможно, под нее нужно подстраиваться. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Ради новых ощущений, вызова, я бы сделал это. Но пока конкретных предложений нет. Сейчас мир таков, что все стараются использовать доморощенных артистов. Везде кризис, приглашать не очень выгодно. Но с удовольствием попробовал бы свои силы в «Ла Скала», где у меня был гостевой контракт.

- В Мариинке вам уже не нравится?

Я переживаю за свой коллектив, в котором уже столько лет. Но сейчас в нем происходит бардак. Труппа омолаживается, приходят новые люди. Это нормальный процесс. Но при Вазиеве это были люди из Академии русского балета, с русским духом, школой, традицией. Сейчас же у нас труппа интернациональная - и кореец, и англичанин. Притом что они не на ведущих ролях, я все равно не понимаю этого ажиотажа. Для небольших вариаций и наших артистов хватило бы. Раньше на сцене был творческий дух состязания между солистами, каждому приходилось доказывать свое место под солнцем. Сейчас же бардак в том, что все танцуют что хотят. Людьми затыкают дыры, чтобы текучка спектаклей не останавливалась. Мне такая конструкция труппы не очень понятна. Люди хотят ходить на имена. А имена нужно создавать.

Не так давно члены профсоюза балета Мариинского театра обращались к министру культуры с просьбой разобраться в этих ситуациях.

К сожалению, я в это время был в отъезде и в обращении не участвовал. Но ничего не изменилось, все осталось, как было. Это очередной показатель отношения руководства к артистам, солистам, которые создавали в какой-то степени славу Мариинки, и к самому театру. Жалко артистов, ведь многие люди просто теряют время своей жизни.

- Валерий Гергиев обещал, что с открытием новой сцены, Мариинки-2, ситуация изменится.

Новая сцена - действительно очень хорошая, профессиональная, сверхоборудованная. Там прекрасная инфраструктура, свет, полы. Но в итоге люди стали работать в три раза больше, потому что надо обслуживать две, а кому-то и три сцены. Стало меньше выходных, а зарплата особенно не изменилась. Мне так точно не стало лучше - меня не могут обеспечить достаточным количеством спектаклей. Последний раз я участвовал в постановке 31 мая, следующий мой официальный выход - 11 июля. Так что я нахожусь в вынужденном театральном отпуске: работы нет. Только за счет сторонних контрактов можно как-то себя стимулировать и поддерживать форму.

- Выступать в Мариинке-2 вам уже доводилось?

Пока нет. Я был там на экскурсии. Люди говорят, что танцевать хорошо. Но этого мало. На сцене должен быть дух балета, его нужно заслужить. В Мариинке-1 танцевали Сергеев, Уланова, Дудинская. Здесь же духа ответственности перед выходом на спектакль еще нет.

- Ваши коллеги жаловались, что гримерки в новом здании не доделаны.

Я только недавно отъезжал от театра на машине и видел, как девочки и мальчики в репетиционных костюмах идут по улице из Мариинки-1 в Мариинку-2, на них все смотрят. Какие-то комнаты, конечно, выделены, но большинство помещений еще не оборудовано. Посмотрим, причешут ли всё к следующему сезону или так же будем бегать.

- Вернемся к русской балетной традиции. Вы, кажется, собирались открыть свою школу в Китае, в США?

Школа в Китае была открыта, но пришлось этот проект продать. Китайцам нужно было перенять у нас опыт, и они поставили жесткие условия: мы должны были набрать китайских педагогов и их обучить. При этом они хотели, чтобы я проводил в школе большую часть своего времени, но постоянно летать туда-сюда тяжело. А в США наша школа - я основал ее в компании с другом - работает, взята под патронат ЮНЕСКО. Две наши бывшие студентки уже танцуют в Берлине у Владимира Малахова.

- Обсуждаются ли в Мариинке события Большого театра?

Обсуждаются. Я хорошо знаю и Сережу Филина, и уволенного Колю Цискаридзе. И с тем, и с другим мы общаемся, созваниваемся. Это люди, которые мне непосредственно близки и по работе, и по отношению к ней. Трагедия в Большом случилась давно, а конкретики до сих пор никакой нет. Дмитриченко жалко, поскольку его, как мне кажется, в какой-то степени сделали козлом отпущения. Это мнение сейчас высказывают очень многие. Люди не до конца верят, что он мог это сделать, - слишком уж изощренно.

- Как вам удается дружить и с Филиным, и с Цискаридзе? Ведь их представляют как противников.

Я общаюсь с ними как с людьми. А внутренние театральные отношения - их личное дело. Я нахожусь в Петербурге, они - в Москве. У нас тоже где-то есть такие противостояния. Коля - именитый танцовщик. Сережа - такого же уровня. Они что-то могли не поделить. Один кому-то что-то сказал, и начались дискуссии. Мы видим, во что они превращаются.

- А увольнение Николая Цискаридзе как вы воспринимаете?

В свете последних событий это абсолютно нормальная ситуация. Для меня лично это увольнение условное, потому что Коля - несвергаемый идол Большого. Но за примерами далеко ходить не надо: в свое время и Григорович, и Васильев приходили и уходили из Большого. Против системы идти бесполезно, лучше сменить театр. Коля пытался бороться, и мы видим, как всё повернулось.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры