Характеристика героев «Собачьего сердца. Характеристика и образ профессора преображенского в повести булгакова собачье сердце сочинение

Главная / Развод

Филиппа Филипповича Преображенского Булгаков в своей повести показал как творца, человека высокоморального, высокоразвитого и интеллигентного.

Профессор всю свою жизнь посвятил тому, что помогал людям обрести здоровье. Он развивался, делал научные открытия, много работал. В середине своей «карьеры» он помог одному студенту, им оказался будущий доктор Борменталь. Между мужчинами завязалась дружба. Борменталь был всему обязан профессору, он благодарил и «боготворил» его.

Булгаков показывает и характер профессора. Мужчина был практически невозмутимым, очень рассудительным, имел превосходное чувство юмора. Он не экономил, несмотря на тяжелое положение в стране, ни на продуктах, ни на жилищных условиях. Профессор много зарабатывал. Из-за заслуг в медицине, мужчина имел неприкосновенность, однако, он не разделял политических взглядов со Шводнером. Часто за беседой с Борменталем, профессор ясно доносил свою «резкую» точку зрения и аргументировал каждое сказанное слово.

Профессор решился на самый рискованный эксперимент. Он считал, что благодаря этому «открытию» люди смогут навсегда вернуть себе молодость, а возможно это были попытки найти путь к «вечной жизни».

Однако, после проделанной операции по пересадки сердца животному, Филиппа Филипповича ждало серьезное разочарование. Появившийся вместо пса, Шариков, напрочь разрушает все теории о «вечной жизни» и молодости. К тому же Полиграф Полиграфович, под воздействием делает жизнь профессора практически невыносимой.

В квартире, где проживал «светила медицины» стали происходить неприятные ситуации. Филипп Филиппович очень тяжело это переживал. Он привык к спокойному и размеренному образу жизни.

Мужчина очень сожалел о том, что все же провел эту операцию. Он видел, какого ужасного человека смог «воскресить», но не мог понять, что же делать дальше.

Изрядно натерпевшись от «своего творения», профессор и Борменталь решают все-таки провести еще одну операцию, и вернуть все на прежнее место.

И снова оперативное вмешательство получает желаемый результат. уходит в небытие, а его место постепенно занимает пес Шарик.

Преображенский больше никогда не захочет поспорить с природой. Он и доктор Борменталь получили большой урок.

Нет, профессор не боялся того, что придется делить жилплощадь с Шариковым, не боялся милиции, не боялся потерять авторитет… Его до глубины души возмущало поведение, отсутствие манер и не желание учиться. Филипп Филиппович понимал, что именно такое поведение ведет к полной разрухе в жизни.

Профессору ничего не оставалось, как признаться, общественности в том, что его эксперимент потерпел «фиаско». Таким образом, он навсегда «скрыл» свое самое великое достижение перед человечеством.

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

Задачи

обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

Оформление доски

1. Портрет М.А.Булгакова.

2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

А) Имя героя

Б) Портрет героя.

В) Поступки героя.

Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

Оборудование урока

Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

Преображенский.

- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

(Слушаем ответы учащихся)

Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

- Таким ли вы представляли себе профессора?

(Слушаем ответы учащихся)

Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

(Портрет дан глазами собаки. При этом

гражданин = господин

товарищ = холуй)

- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

(Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

- Что хотел подчеркнуть автор?

(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

(Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

Сразу же на память приходят державинские строки:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь, икра…

И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

- Почему не случайны ассоциации?

(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

историю)

- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

(Культура жизни – это важная составная общей челове-

ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

ющего есть»).

III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

(Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

(Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

- Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

- Какой вывод можно сделать?

(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

V. Итог урока.

Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.


Профессор Филипп Филиппович Преображенский – один из основных героев романа «Собачье сердце», великолепный доктор и талантливый ученый. Он решается провести рискованный эксперимент над бродячим псом, пересадив ему человеческое сердце. В результате этого опыта, вместо ласкового и доброго пса Шарика получается дармоед и пьяница Шариков.

Профессор стал для Шарикова первым и самым главным учителем человечности. Ведь для того, чтобы стать человеком, недостаточно просто научиться разговаривать. Ученый хотел преодолеть заложенную изначально звериную сущность своего собственного творения, сделать Шарикова высокоразвитой, достойной личностью.

Преображенский является воплощением образованности и высокой культуры. Именно с помощью этого персонажа автор выражает собственные мысли и взгляды. По своим убеждениям профессор относится к сторонникам старых дореволюционных порядков.

Ему глубоко симпатичен прежний режим, при котором жить было «удобно и хорошо», во всем «был порядок». Преображенский тяжело воспринимает наступившую после революции «разруху» и уверен, что пролетарии не смогут с ней справиться. Он считает, что в первую очередь людей нужно обучить элементарной культуре поведения, и только тогда исчезнет беспредел, а порядок восторжествует. Однако эта философия ученого терпит крушение. Ему не удается воспитать в Шарикове человека разумного, несмотря на все усилия, которые окончательно вымотали профессора.

Филипп Филиппович убежден, что с помощью грубой силы ничего хорошего сделать нельзя, а особенно она неприемлема в воспитании и человека, и животного.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Новый 1925 год для Булгакова начался удачно. Альманах «Недра», в котором были напечатаны его «Дьяволиада» и «Роковые яйца», заказал ему повесть. Уже через два месяца (7 марта) на собрании литераторов «Никитинские субботники» он читает первую часть нового произведения, несколько позже - вторую. О повести заговорят, МХАТ предложит сделать инсценировку, поставить спектакль на своей сцене. Всё складывается просто замечательно, если бы не донос. Высокий партийный чин Лев Каменев накладывает роковую резолюцию и запрещает публикацию.

Булгаков, профессор Преображенский: долгий путь на родину

«Собачье сердце» впервые напечатают в 1968 году за рубежом, почти одновременно в двух странах: ФРГ и Англии. Домой она вернётся только в 1987 г., опубликуется в журнале «Знамя», а до этого разойдётся по стране в машинописных текстах самиздата. Уже через год зрители увидят одноимённый двухсерийный телевизионный сериал (премьера состоится 19 ноября) режиссёра Владимира Бортко. В фильме снимались замечательные актёры: Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Нина Русланова, Роман Карцев.

С тех пор для большинства людей, населяющих постсоветское пространство, профессор Преображенский («Собачье сердце»), книга, фильм и образ - слились в Евгении Евстигнееве. Иным Филиппа Филипповича представить невозможно, не хватит фантазии. Две личности: литературный герой и актёр - единое органичное явление, сплав литературы и кино.

Первая экранизация: иная точка зрения из Италии

Итальянское кино открыло Булгакова в 70-е годы прошлого века. Итальянцы сняли фильмы по произведениям Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца». Режиссер Альберто Латтуада, классик итальянского неореализма, с воодушевлением взялся за экранизацию повести. Снимали в Белграде. Главную роль сыграл шведский популярный артист Макс фон Сюдов. Булгаков (профессор Преображенский в прочтении мастера кино - интеллигент, причастный к приходу к власти безумцев шариковых, опьяненных идеями коммунизма и фашизма, возможно, не одобрил бы такую трактовку образа. Интеллигенция здесь не жертва системы - она её идеолог, создатель сверхидей, которые подхватило малообразованное большинство. Руки его замараны, режиссёр долго крупным планом показывает окровавленные медицинские перчатки учёного. Он алчный, помешан на роскоши, ест деликатесы при прислуге, тем самым подчёркивая социальную пропасть между ними. В фильме акцентируется внимание на эпизоде сожжения в печи переписки Энгельса с Каутским. Впоследствии также поступят с неугодными книгами фашисты. Словом, в итальянской интерпретации образ профессора Преображенского - крайне несимпатичный. Нам ближе и роднее другой.

«Есть нужно уметь…»

Преображенский (профессор) - человек 60-ти лет, он носит острую бородку и пушистые усы, которые делают его похожим на французских рыцарей. На лице блестят очки в дорогой оправе, во рту «золотой частокол». Дома он носит лазоревый халат и красные туфли. На улице - шубу на лисе, сверкающую искрой. Под верхней одеждой - чёрный костюм из английского сукна, на животе - золотая цепь. Голос у него разливается по квартире, как командная труба. Он властный, полный величественного достоинства, вальяжен, нетороплив, задумчив.

Тут же вступает деталь, мелкая и подробная, которая превращает Филиппа Филипповича из тяжёлой, живой статуи академического учёного, в немолодого человека с устоявшимися милыми, чуть смешными привычками. Он без конца напевает, любит оперу, курит сигары, знает толк в хорошем алкоголе и с наслаждением ест только полезную пищу. Это умудрённый богатым жизненным опытом человек, любит степенную беседу и считает, что «разруха не в клозетах, а в головах». Его чёткие, ясные, полные иронии мысли, поражают объективностью и последовательностью. Профессор Преображенский, цитаты, которыми он практически говорит, давно стали крылатыми.

Прототипы Филиппа Филипповича

Филологи считают, что прототипов было несколько. Преображенский (профессор) - некий собирательный образ светил того времени. Возглавляет список - дядя писателя, врач-гинеколог Николай Покровский. Во-первых, описание квартир совпадают: такая же роскошная и большая, такая же тяжёлая, дорогая мебель. Во-вторых, внешнее сходство. Первая жена писателя вспоминала, что сразу узнала эту сердитость, раздувающиеся ноздри, вспыльчивость и распевание арий.

Француз и врач Шарль Броун-Секар, достигнув 70 лет, решил омолодиться и придумал лекарство из семенников кроликов. В 1889 году он сделал доклад в Парижском научном обществе, объявив себя молодым и бодрым. Исследования доктора стали сенсацией, но ненадолго. Подъём жизненных сил был больше психологического характера, поскольку врач скоро сник и умер.

Эксперимент продолжил тоже французский учёный, родом из России - Самуил Волков, прививавший ткани обезьяньих яичек, человеку. К нему выстроилась очередь желающих испытать радость второй молодости, но один из богатых пациентов умер, а Волкова прозвали шарлатаном. Исследователи творчества Булгакова склонны причислить к прототипам учёных Бехтерева, Павлова и других известных врачей и исследователей того времени.

Вспомним не фильм, а текст. Преображенский, профессор, принимает пациентов, а за ними наблюдает бездомный пёс Шарик. Ему противен запах духов и кремовые кальсоны, украшенные кошачьими ненавистными мордами, странного вида мужчины. Потом хиикающая женщина, не желающая признаться, сколько ей лет, лепечет о молодом любовнике, карточном шулере. Собачий «свежий глаз» вырывает этих людей из привычного медицинского контекста. Для доктора они всего лишь пациенты, для животного - что-то неприятное и отвратительное. В повести поднимается вечная тема моральной ответственности учёного за мир и его судьбы. Человечество не раз было свидетелем, как научное открытие обращалось против него, убивало, калечило, приносило страдания.

«Какая гадина, а ещё пролетарий!»

Книга начинается удивительным монологом бездомной дворняги. Ему повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства (название-то какое) облил кипятком левый бок. Улица холодная и пустынная, дует ветер. Он бы спрятался в подворотне, зализал рану, но враг дворник, «самая гнусная мразь» из всех пролетариев, обязательно пришибёт. По улице растекается сладкий запах жареного лука и каши. Это ужинают пожарные. Собака с благодарностью вспоминает барского повара графов Толстых Власа. Теперь таких уже нет. Пёс видит, как по улице бежит машинисточка. Ветер треплет юбчонку, под которой застиранное бельишко. На ней фильдеперсовые чулочки, подаренные любовником, за них развратник потребует изощрённой любви. Нет у несчастной радости: с мизерной зарплаты вычли, с лёгкими непорядок, на кинематограф не хватает, а для женщин он - единственное утешение в жизни. Девушка скрывается за дверью столовой, из которой пахнет щами с прогнившей солониной.

«Пёс встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз»

Своим спасителем пёс восхищён до буйной собачьей экзальтации. Он предан и готов терпеть даже ошейник. Учёный с мировым именем предстаёт в ореоле своего величия. Перед ним трепещут жилтоварищи, один звонок к влиятельному покровителю решает проблему грозящего «уплотнения». Он рассуждает пространно и мудро, как человек, глубоко знающий жизнь. Профессор Преображенский о разрухе скажет весомо и в самую точку. Мы запомним. Профессор Преображенский, цитаты, которые мы повторяем - это целый мир, он восхищает проницательностью.

"Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту»

Всё закончится с превращением Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Это уже не милый Шарик, а Клим Чугункин, беспробудный пьяница, играющий на балалайке в трактирах. Наглая, тёмная сила перевернёт налаженную жизнь дома: станет невозможен приём, потоп вынесет воду на лестничную площадку, друзья Шарикова стащат из прихожей калоши и именную дорогую хозяйскую трость. Плод рук человеческих страшнее Швондера: наступит день и Шариков сметёт его со своего пути и уничтожит. Опасность страшна тем, что разрастается изнутри, от неё никуда невозможно деться. На глазах меняется сам хозяин квартиры. Борменталь заметит, как он осунулся, сгорбился, стал меньше, ворчит, словно старик. Преображенский, профессор и учёный глубоко задумался, в нём зреет, ширится и угнетает чёрная мысль об убийстве. Вот расплата за чистоту научной идеи. И он произносит горькие знаменитые слова о бессмысленности искусственного фабрикования Спиноз, когда любая баба их может легко родить, как родила мадам Ломоносова своего знаменитого в Холмогорах. Блестящий эксперимент профессора Преображенского бессмыслен.

Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский — знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор — представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре — петь, в больнице — оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе и уважения можно только трудом и знаниями. Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждения, по мнению профессора, нельзя внедрить в сознание силой: «Террором ничего поделать нельзя».

Профессор не скрывает неприязни к революции и новым революционным порядкам. Он не принимает новых правил жизни. Научный поиск, любимая работа для него важнее всего, поэтому ему приходится идти на компромисс с новой властью: он лечит ее представителей, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость. Открытое противостояние властям означало бы лишение квартиры, возможности работать, а может быть, и самой жизни. Профессор сделал свой выбор, к нему обращается много пациентов. Преображенский уверен, что тот, кто работает, имеет право на нормальные условия труда и отдыха. Как воспитанный и культурный человек, профессор считает, что с живым существом нужно обращаться только лаской. Своему ученику и помощнику Борменталю он дает наказ-предостережение: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».

Уверенность в своей правоте, высокий культурный уровень, талант и масштаб личности позволяют ему в условиях сложной переломной эпохи не только сохранить свою жизнь, но и выйти победителем из столкновения с домкомом и Швондером.

В политических взглядах профессора много противоречий. Он, занимаясь наукой, живет замкнуто, интересуется театром, сознательно отгораживается от проблем. Революционные потрясения его раздражают, мешают работать. Воюя со Швондером, профессор еще не вполне понял, какую страшную, разрушительную силу в его лице допустили к власти, насколько опасны шариковы всех мастей. Ученый наивно считает, что городовой, приставленный к каждому человеку, может враз навести порядок в стране. Но у новой власти роль городовых выполняют швондеры и шариковы, готовые уничтожить и культуру, и неугодных людей.

Булгаков предостерегает человечество от безответственных экспериментов, подводит к осознанию опасности форсирования законов эволюции. Этим повесть актуальна и в наши дни. Писатель называет главную причину всех человеческих бед: уверенность в знании абсолютной истины и в собственной непогрешимости.

Заметим, что ни профессор, ни доктор Борменталь не думали создавать человека. То, что получилось в результате их опыта, — страшное чудовище, перевоспитать которое невозможно. К чести профессора, он раньше доктора Борменталя понял весь ужас подобных «побочных эффектов». Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств. Профессор же говорит, что у Шарикова «человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно имя Шарикова после опубликования повести превратилось в нарицательное.

Профессор Преображенский раскаялся в своих действиях: «Если бы кто-нибудь <…> разложил меня здесь и выпорол, — я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять! <…> Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов. Так вот вам как другу, сообщу, по секрету, конечно, я знаю, вы не будете срамить меня — старый осел Преображенский нарвался на этой операции, как третьекурсник… Вы знаете, какую я работу проделал, уму непостижимо. И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! <…> Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу!»

Страшные результаты опыта заставляют профессора сделать вывод о недопустимости экспериментов по «улучшению» человеческой природы: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!.. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!»; «человечество само заботится <…> и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

В эпилоге доведенные до нервного истощения ученые, спасая свои жизни от покушавшегося на них Шарикова, делают повторную операцию, превращая созданного ими монстра опять в собаку. Все возвращается на круги своя. Булгаков заканчивает свою пронзительную повесть словами:

«В отдалении глухо позвякивали склянки. Тяпнутый убирал в шкафах смотровой.

Седой волшебник сидел и напевал:

К берегам священным Нила…

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, — упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел:

- К берегам священным Нила…»

Исследования профессора, как и других ученых по всему миру, продолжаются. Финал повести остается открытым. Материал с сайта

Полифоническое звучание повести придает смена повествователей: внутренний монолог Шарика сменяется речью повествователя, а как вставка дан дневник Борменталя. Это позволяет придать повести многомерность смысла, а читателям — ознакомиться с позицией нескольких действующих лиц, чтобы составить свое мнение о событиях. Становится понятным, что позиция автора-повествователя близка позиции Шарика, доктора и профессора, но полного совпадения в оценке нет. За сатирой, юмором и гротеском Булгаков прятал важные нравственные и философские проблемы. Он писал о соотношении эволюции и революции, нравственном выборе человека и особенно ученого, о судьбе интеллигенции, о новой власти. Писатель считал, что мир противоречив, меняется ежесекундно, человек еще слишком мало знает, чтобы позволять себе безответственно вмешиваться в законы природы, тем более менять их по своей прихоти.

«Собачье сердце» стало последней сатирической повестью в творчестве Булгакова. Она была под запретом в течение шестидесяти лет. Позже повесть неоднократно переиздавалась и была талантливо экранизирована известным режиссером А. Бортко. Она по сей день вызывает интерес у читателей разных внутренних устремлений. Проблемы, поднятые в повести, актуальны и для людей ХХI века. Писатель с горечью пишет о несовершенстве человека, сожалеет о том, что общество счастья и гармонии пока только мечта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • собачье сердце сочинение на тему эксперимент преображенского-научный опыт или преступление
  • сочинение собачье сердце проблема интеллигенции
  • в чем смысл финала повести собачье сердце
  • характеристика преображенского собачье сердце
  • образ профессора преображенского в повести собачье сердце

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры