Характеристика Скалозуба в «Горе от ума» (с цитатами). Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума Отношение скалозуба к любви

Главная / Развод

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - «И золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах». Источник «военной мудрости» Скалозуба - это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

Я школы Фр’идриха, в команде - гренадеры, Фельдфебеля - мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым. Тогда «на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок»’,- отмечает декабрист Якушкин. Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню «читать книги». О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных… Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги» . Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима - преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку». Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Скалозуб - персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но «масочность» лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. - в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы») в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради С., чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому), потому что в главном С. - фамусов-ский, свой: «ученостью меня не обморочишь!». На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в «московской» среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий». (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: «забрать все книги бы, да сжечь».) С. - это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории «Горя от ума» до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от «масочности», одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал «поэтикой превосходного стихотворения».

В роли Скалозуба

Полковник Серге́й Серге́евич Скалозу́б - один из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .

Следует отметить, что он поступил на службу лишь в 1809 году, но при этом он не доволен, что его «за полком два года поводили»; более того, он уже метит в генералы: Я с восемьсот девятого служу; // Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; // Об них как истинный философ я сужу: // Мне только бы досталось в генералы . Немаловажно, что свой орден он получил не за военные заслуги - в упомянутый день, 3 (15) августа , боевые действия не велись, стороны сели за стол переговоров . В честь этого события многим солдатам и были розданы медали. Фраза Ему дан с бантом, мне на шею даёт основание предположить, что брат Скалозуба получил орден Святого Владимира IV стенени «с бантом», а сам он, вероятно, орден Святого Владимира 3 степени или орден Святой Анны II степени «на шею» .

Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей: Довольно счастлив я в товарищах моих, // Вакансии как раз открыты; // То старших выключат иных, // Другие, смотришь, перебиты . Скалозуб по-военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе. Так, например, когда в третьем действии княгиня Тугоуховская жалуется ему на то, что её племянник Фёдор, учившийся в Педагогическом институте, чинов не хочет знать , полковник с откровенной радостью сообщает собеседникам: Я вас обрадую: всеобщая молва, // Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; // Там будут лишь учить по нашему: раз, два; // А книги сохранят так: для больших оказий . Фамусов же ещё более нетерпим к вольнодумству: Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: // Забрать все книги бы да сжечь .

Сюжет

Впервые Скалозуб упоминается уже в первом действии, где служанка Лиза намекает Софье на него как на выгодную партию: Вот, например, полковник Скалозуб: // И золотой мешок, и метит в генералы . В этом отношении он в глазах Фамусова выгодно отличается от Молчалина и Чацкого . А во втором действии Фамусов весьма откровенно намекает ему на женитьбу, после того как Скалозуб получит генерала (И славно судите, дай Бог здоровья вам // И генеральский чин; а там // Зачем откладывать бы дальше // Речь завести об генеральше? ), на что тот прямолинейно отвечает согласием (Жениться? Я ничуть не прочь ) .

В противоположность Фамусову, его свояченица Хлестова относится к Скалозубу весьма холодно и говорит о нём Софье: Ух! я точнёхонько избавилась от петли; // Ведь полоумный твой отец: // Дался ему трёх сажень удалец, - // Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Но и Чацкий отчасти ревнует Софью к Скалозубу; так в III действии после разговора про Молчалина он её спрашивает: Но Скалозуб? вот загляденье; // За армию стоит горой, // И прямизною стана, // Лицом и голосом герой… , на что она ему отвечает: Не моего романа Далее разговор прерывается, и Чацкий так и остаётся «со своей загадкой» .

В IV действии Скалозуб случайно встречается со своим приятелем Репетиловым. Тот зовёт его на очередной кутёж к князю Григорию: И просим-ка со мной, сейчас без отговорок: // У князь-Григория теперь народу тьма, // Увидишь, человек нас сорок, // Фу! сколько, братец, там ума! // Всю ночь толкуют, не наскучат, // Во-первых, напоят шампанским на убой, // А во-вторых, таким вещам научат, // Каких, конечно, нам не выдумать с тобой. , на что тот отвечает резким отказом: Избавь. Учёностью меня не обморочишь, // Скликай других, а если хочешь, // Я князь-Григорию и вам // Фельдфебеля в Волтеры дам, // Он в три шеренги вас построит, // А пикните, так мигом успокоит . Он явно осуждает такой разгульный образ жизни, предпочитая военный порядок. Скалозуб пользуется лестью, угодничеством, сластолюбием для достижения высших чинов. Считает, что важно оказаться в правильное время в правильном месте.

Образ Скалозуба в литературе

Не меньше замечателен четвёртый тип: глупый фронтовик Скалозуб, понявший службу единственно в уменье различать форменные отлички, но при всём том удержавший какой-то свой особенный философски-либеральный взгляд на чины, признающийся откровенно, что он их считает как необходимые каналы к тому, чтобы попасть в генералы, а там ему хоть трава не расти; все прочие тревоги ему нипочём, а обстоятельства времени и века для него не головоломная наука: он искренно уверен, что весь мир можно успокоить, давши ему в Вольтеры фельдфебеля.

Наполеон женил своих воинов в том роде, как наши помещики женят дворовых людей, - не очень заботясь о любви и наклонностях. Он хотел браками сблизить дворянство пороха с старым дворянством; он хотел оболванить своих Скалозубов жёнами. Привычные к слепому повиновению, они венчались беспрекословно, но вскоре бросали своих жён, находя их слишком чопорными для казарменных и бивачных вечеринок.

Герцен в «Былом и думах» писал, что Английский клуб менее всего английский. В нем собакевичи кричат против освобождения и ноздревы шумят за естественные и неотъемлемые права дворян…

Исполнители роли

  • Боголюбов, Николай Иванович
  • Варламов, Константин Александрович - Александринский театр, 1885
  • С. А. Головин - Малый театр, 1915
  • Григорьев, Пётр Иванович (самый первый исполнитель) - Александринский театр, 26 января 1831
  • Киселевский, Иван Платонович - театр Корша, 1886
  • Ершов, Владимир Львович - МХТ, 1925
  • Леонидов, Леонид Миронович - МХТ, 1906
  • Малютин, Яков Осипович - Александринский театр, 1921
  • Мичурин, Геннадий Михайлович - Александринский театр, 1947
  • Немчинов, Иван Иванович - Малый театр
  • Рыбаков, Константин Николаевич - Малый театр, 1887
  • Сагал, Даниил Львович - Театр Мейерхольда (ГосТИМ), 1928
  • Чекаевский. Александр - Александринский театр, 1941

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Скалозуб" в других словарях:

    Скалозуб … Орфографический словарь-справочник

    Солдафон, зубоскал, весельчак, шутник, насмешник Словарь русских синонимов. Скалозуб см. солдафон Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Персонаж комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Полковник Скалозуб невежественный солдафон карьерист, мечтающий насадить казарменные нравы во всей общественной жизни России. Русский аналог известного французского выражения (см … Словарь крылатых слов и выражений

    СКАЛОЗУБ, скалозуба, муж. (разг. устар.). То же, что зубоскал. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Центральный персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в… … Литературные герои

    СКАЛОЗУБ - Иван Скалозуб, певчий виленского митрополита. XV в. Арх. Сб. VI, 9. Скалозуб, запорожский гетман. Ок. 1580. К. Л. 4. Максимко Скалозуб, донской казак. 1683. Доп. X, 435 … Биографический словарь

Скалозуб служит в армии с 1809 г. (по его собственным словом), но об Отечественной войне 1812 года он даже не упоминает, если не считать его слов о пожаре Москвы, который, по его сужденью, «способствовал ей много к украшенью». Он «отличился» в тринадцатом году, а за 3-е августа, когда он «засел в траншею», получил орден. Профессор Нечкина в своей книге о Грибоедове и декабристах говорит, что в это время не было никаких боевых действий, так что свои ордена и награды Скалозуб получил не за боевые подвиги, а благодаря способности использовать различные «каналы». Скалозуб имеет чин полковника («Давно полковники, а служите недавно», — с одобрением отмечает Фамусов) и стремится стать генералом.

Скалозуб

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы достал ось в генералы, —
сознается он сам, и ясно, что не пренебрегает ни одним из этих
«каналов». Ему, по его собственному признанию, везет по службе:
Довольно счастлив я в товарищах моих
Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В своей наивности и глупости он даже не понимает, какие аморальные вещи говорит: ведь он видит свое счастье в том, что товарищи его убиты, так как это дает ему возможность продвигаться по службе. В своем стремлении к чинам Скалозуб сходен с Фамусовым.
Единодушен он с Фамусовым и во взглядах на просвещение. На балу у Фамусова он объявляет:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Когда же Репетилов зовет его по ехать на заседание умнейших, по его мнению, людей, Скалозуб отвечает:

Избавь. Ученостью меня не обморочишь,
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.

Скалозуб превыше всего ставит муштру, команду, фрунт, казарму, шагистику, шеренги, показывает точное знание различия всех полков по выпушкам, погончикам, петличкам на мундирах (в разговоре с Хлеcтовой), оживляется и становится говорлив, когда об этом зайдет раз говор. Ничем другим он не интересуется и ни о чем не может связно
поговорить, за исключением светских сплетен, которые охотно пересказывает, прибавив «сто прикрас». Так, он с искренним удовольствием рассказывает сплетню о княгине. Скалозуб сыплет военными терминами: дистанция, шеренга, фельдфебель и т. д., И здесь комизм достигается тем, что Скалозуб о вещах, не имеющих никакого отношения к военной жизни, говорит именно таким языком. Когда Фамусов спрашивает его, как ему доводится Настасья Николаевна, Скалозуб отвечает:

Не знаю-с, виноват,
Мы с нею вместе не служили.

Когда речь заходит о Москве и москвичах и Фамусов произносит хвалебную, а Чацкий — обличительную речь, у Скалозуба находится в похвалу Москве только три слова: «Дистанции огромного размера». Он стремится быть вежливым с Фамусовым, но при людях, с которыми он не церемонится, говорит тяжеловесно и грубовато: «Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?». Если Скалозуб похож на Фамусова во взглядах на службу, чины, просвещенье, то в умственном отношении он стоит гораздо ниже Фамусова, который и неглуп, и красноречив, и наблюдателен. Софья говорит о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду», — и Лиза согласна с ней, только выражает это по-своему: «больно не хитер». В заключение вспомним отзывы о Скалозубе двух идейных врагов, представителей противоположных лагерей, — Фамусова и Чацкого.

Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличий нахватал;
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче-завтра генерал, —
так с уважением оценивает Скалозуба Фамусов. Чацкий же дает ему краткую зпиграммическую характеристику:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
«И золотой мешок, и метит в генералы», — в этих метких словах
Лизы — весь Скалозуб.

Именно такие люди — самовлюбленные, тупые, невежественные, не рассуждающие, поклонники, шагистики, казарменного воспитания, палочной муштры, враги свободной мысли — преуспевали во времена Аракчеева в армии. Настоящие же люди, образованные и мыслящие, в знак протеста против аракчеевщины уходили в отставку, как это сделал двоюродный брат Скалозуба, участник Отечественной войны 1812 года.

Характеристика Скалозуба из комедии " Горе от ума"

  1. Скалозуб
    1 вариант

    Скалозуб Сергей Сергеич в его образе выведен идеальный московский жених грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его героем не своего романа. В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден на шею получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. метит в генералы. Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
    *******
    Скалозуб
    2 вариант

    Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует хвастливый воин, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом башнеградопобедителе Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С. , если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но масочность лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи (и золотой мешок и метит в генералы) в контрасте с нежеланным Чацким и тайным Молчалиным. Может быть, ради С. , чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому) , потому что в главном С. фамусов-ский, свой: ученостью меня не обморочишь! . На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты. Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в московской среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: забрать все книги бы, да сжечь.) С. это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории Горя от ума до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от масочности, одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал поэтикой превосходного стихотворения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры