Христианские образы и мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание. Роль библейских мотивов в романе «Преступление и наказание Библейская тема в романе преступление и наказание

Главная / Развод

«Преступление и наказание» — один из идеологических романов Ф. Достоевского — пронизанный идеями христианства. Библейские мотивы придают роману общечеловеческое значение. Образа и мотивы из Библии подчинены единой идее и сгруппированы и полукруг определенных проблем. Одна из них — проблема судьбы человечества. Согласно современному писателю общество соотнесено в романе с апокалипсическими прогнозами. Образ Библии перенесен в видение героев. Так в эпилоге роман обрисовал ужасную картину: «… грезилось в болезни, будто весь мир обречен на жертву какой-то страшной неслыханной и невиданной язвы…» Если сравнить это описание с Апокалипсисом, то можно заметить очевидную похожесть описания конца времен и видение Раскольникова на каторге. Это описание помогает понять предупреждение автора о страшной пропасти бездуховности, к которой может попасть человечество, игнорируя мораль.

Поэтому тема духовного возрождения в романе связана с идеей Христа. Не случайно и Соня Мармеладова во время первого визита ее к Раскольникову читает ему историю о воскресении Лазаря: «Промолвил к ней Иисус: «Я воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, — хотя и умрет, будет жить. И каждый, кто живет и кто верит в Меня, — во веки не умрет». Соня надеялась, что это побуждает Родиона, ослепленного, разочарованного, поверить и покаяться. Она мыслила как глубоко верующая христианка. Ведь путь к прощению и к воскресению духовному лежит через раскаяние и страдание. Она поэтому и советует Раскольникову сдаться власти, лишь бы принять на каторге страдания ради очищения. Не сразу герой понимает все, сначала даже опасается, что Соня назойливо будет проповедовать ему. Она была мудрее. Их обоих воскресила любовь. К Евангелию Раскольников поворачивается сам, стремясь найти там ответы на свои вопросы. Больнее всего в них — вопрос о справедливости в мире. В романе Мармеладов говорит тогда еще совсем другому Раскольникову, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех понимал, он единый, он и судья». Это он о втором пришествии Христа говорил, так как верил, что после беззакония и несправедливости настанет Царство Бога, так как иначе не будет справедливости.

Итак, философская концепция Достоевского — это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства — Библии.

Мы привыкли, что в литературных произведениях важными образами являются образа главных или второстепенных персонажей, т. е. людей, которые действуют в произведении. Через персонажей раскрываются основные проблемы литературного произведения, они воплощают в общие типы или являются неординарными личностями, второстепенные персонажи создают социальный фон, на котором развивается действие произведения и т. п.. Но роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» есть по-настоящему уникальным явлением в русской мировой литературе. Важным образом в этом романе есть образ Петербурга — в котором происходят события.

Внимательный читатель имел возможность заметить, что образ Петербурга так или иначе выделяется во многих произведениях русской литературы. Вспомним пушкинскую поэму «всадник», в котором город Петербург фактически является отдельным персонажем. Петербурга не было бы и известных нам гоголевских «Петербургских повестей». Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно он помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие именно темы и идеи раскрываются через образ Петербурга?

Как возникает новый город? На определенном месте начинают селиться люди, поселок достраивается, увеличивается… Но не так было с Петербургом. Он известен нам как рукотворный город, построенный на болотах по приказу Петра I. Во время его лечения от болезней, которым оказывал содействие климат, и от тяжелой работы умерло много людей, фактически этот город на костях. Прямые улицы, созданные искусственно, величественные и малые здания… Все это не оставляет жизненного простора для существования простому человеку. Поэтому гибнут в Петербурге герои «Медного всадника» Пушкина, » Шинели» Гоголя. Этот город с собственной, жестокой и химерической, душой… Город-Фантом… Город-монстр…

В романе «Преступление и наказание» реалии Петербурга воспроизведены с топографической точностью, тем не менее часто они приобретают символическое значение, становясь, и частью ее. В романе мы видим другой Петербург (не те величественные модные сооружения) — город открывает свое ужасное дно, место существования морально опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, а потому, что город-фантом, город-монстр сделал их такими.

Кварталы, черные подъезды, дворы и подвалы населены людьми, в жизни которых безысходность, город «по венцы» полный жестокости, несправедливости, не существующей морали.

Изображая Петербург, Ф. Достоевский нарочно символизирует этот город. Символическое значения приобретают площадь, ступеньки домов (которые обязательно идут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе — в ад). Важной есть символика в изображении города — желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Я считаю, что для понимания художественного произведения важно уметь находить скрытые, но значащие образы, уметь различать так называемые «декорации» реалистически и символически нагруженные места действия. Именно таким городом-символом есть Петербург в романе «Преступление и наказание». Анализ значения этого образа помогает лучше понять глубокое содержание этого романа.

Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  2. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  3. Сочинения по литературе: Мир «Униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «униженных и оскорбленных» в...
  4. Сочинения по литературе: «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно...
  5. Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  6. Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей...
  7. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  8. Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о...
  9. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  10. На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
  11. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....
  12. В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорбленных», тему маленького человека. Общество, в котором...
  13. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений....
  14. Когда читаешь роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», кажется, от первого знакомства с Родионом Раскольниковым до его страшного преступления и...
  15. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  16. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений.... Впервые роман «Преступление и наказание» увидел мир в 1886 году. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных...
  17. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

    проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

    показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

    • в развенчании теории Раскольникова;

      в понимании образов героев;

    развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

    формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

    создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

    воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Оборудование:

    Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

    «Христос в простыне» И.Н. Крамского;

    Картина И. Глазунова «На складе»;

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    Библия;

    Слайд – шоу;

    Эйдос – конспект;

    Кейс – конспект;

    Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок – исследование.

Метод: частично – поисковый.

Эпиграф:

«Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная».

Н.С. Лесков

Ход урока.

Учитель:

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского – какой – то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но!.. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

    самостоятельная работа с критической литературой

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия.

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

    портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

    «Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении – спасти человечество от греха и смерти.

Учитель:

Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

Ученик:

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель – спасти человечество.

Учитель:

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса – топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть – взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

    самостоятельная работа с критической литературой;

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия;

    результат).

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение , мнение автора, точка зрения Библии (т.к. в Библии истина) и УК Украины .

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

    Можно ли оправдать чье-либо убийство:

    1. да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

    координатора (организатора работы);

    секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

    ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше .

Учитель дает общее задание учащимся:

    В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

    • кто это?

      как вы определили?

      на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

    Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

    В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» - критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов – 10 баллов, у кого меньше – 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Учитель:

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?

    (На экране слайд «Убийство Авеля»)

Работает 1-я группа.

Содержание «кейса»:

    1. Зачитайте стихи из Библии.

      Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок – убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова – это путь к духовному возрождению – через покаяние).

4. О наказании Каина – несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова – 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» - справа от изображения Иисуса Христа и Библии – 1-я параллель).


    Учитель:

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Работает 2-я группа.

    1. Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).

    Учитель:

Слайд Мария Магдалина - грешница.

Работает 3-я группа.

Содержание кейса:

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

(«пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.


    Работает 4-ая группа

Слайд «Воскрешение Лазаря».

Содержание кейса:

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) – воскресение и жизнь . Кто проявляет в меня веру , даже если и умрет, оживет »).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

    Ценить жизнь, свою и чужую.

    В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

    Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос - конспект, составленный на доске по материалам урока.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного – не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.

Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?

Этот сюжет в романе имеет место в 4 части, 4 главе на 4 день после убийства, в то время, как в Евангелии он тоже находится в 4-м томе. После такого совпадения чисел становится очевидно, что данный сюжет явно не случаен, тем более Достоевский вообще просто так ничего не дает.

Во время чтения этого эпизода атмосфера безумия сгущалась. Все это заставило Родиона Раскольникова кинуть в лицо Сони фразу про цель разрушить, задавить получить власть … в Раскольникове сливаются две взаимоисключающие черты: доброта и гордость, поэтому Сонечка и Полечка вызывают в нем нежность и презрение.

Также в нем пробуждается желание взять власть и крушить все вокруг. Воскрешение Лазаря не стало для Раскольникова чудом, не стало его «воскрешением». Он думал, что должен произойти какой-то перелом, но ничего … произошел простой слом (потому и вызван монолог про власть).

Это показывает, что путь Раскольникова к чуду долог и тернист (сначала покаяние на площади, которое ничего ему не дало, потом у следователя, а потом уже и на каторге).

Под подушкой он нашел ту самую книгу (уже на каторге), из которой ему читали этот отрывок … он его читает еще раз … в его душе наконец происходит этот перелом, и он «воскресает». Путь покаяния — единственный правильный путь, по которому может идти человек, по Достоевскому.

«Я не старушку убил,я себя убил», — говорит Родион. Но путь к этому воскрешению будет долог. В этом и есть роль этих двух эпизодов с упоминанием библейского сюжета о воскрешении Лазаря.

На вопрос вопросы" роль библейских мотивов" в романе "преступление и наказание" заданный автором Анастасия Кузнецова лучший ответ это «Преступление и наказание» - один из идеологических романов Ф. Достоевского - пронизанный идеями христианства. Библейские мотивы придают роману общечеловеческое значение. Образа и мотивы из Библии подчинены единой идее и сгруппированы и полукруг определенных проблем. Одна из них - проблема судьбы человечества. Согласно современному писателю общество соотнесено в романе с апокалипсическими прогнозами. Образ Библии перенесен в видение героев. Так в эпилоге роман обрисовал ужасную картину: «… грезилось в болезни, будто весь мир обречен на жертву какой-то страшной неслыханной и невиданной язвы… » Если сравнить это описание с Апокалипсисом, то можно заметить очевидную похожесть описания конца времен и видение Раскольникова на каторге. Это описание помогает понять предупреждение автора о страшной пропасти бездуховности, к которой может попасть человечество, игнорируя мораль.
Поэтому тема духовного возрождения в романе связана с идеей Христа. Не случайно и Соня Мармеладова во время первого визита ее к Раскольникову читает ему историю о воскресении Лазаря: «Промолвил к ней Иисус: «Я воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, - хотя и умрет, будет жить. И каждый, кто живет и кто верит в Меня, - во веки не умрет» . Соня надеялась, что это побуждает Родиона, ослепленного, разочарованного, поверить и покаяться. Она мыслила как глубоко верующая христианка. Ведь путь к прощению и к воскресению духовному лежит через раскаяние и страдание. Она поэтому и советует Раскольникову сдаться власти, лишь бы принять на каторге страдания ради очищения. Не сразу герой понимает все, сначала даже опасается, что Соня назойливо будет проповедовать ему. Она была мудрее. Их обоих воскресила любовь. К Евангелию Раскольников поворачивается сам, стремясь найти там ответы на свои вопросы. Больнее всего в них - вопрос о справедливости в мире. В романе Мармеладов говорит тогда еще совсем другому Раскольникову, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех понимал, он единый, он и судья» . Это он о втором пришествии Христа говорил, так как верил, что после беззакония и несправедливости настанет Царство Бога, так как иначе не будет справедливости. Итак, философская концепция Достоевского - это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства- Библии.
Мы привыкли, что в литературных произведениях важными образами являются образа главных или второстепенных персонажей, т. е. людей, которые действуют в произведении. Через персонажей раскрываются основные проблемы литературного произведения, они воплощают в общие типы или являются неординарными личностями, второстепенные персонажи создают социальный фон, на котором развивается действие произведения и т. п. . Но роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» есть по-настоящему уникальным явлением в русской мировой литературе. Важным образом в этом романе есть образ Петербурга - в котором происходят события. Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно он помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие именно темы и идеи раскрываются через образ Петербурга? В романе мы видим другой Петербург (не те величественные модные сооружения) - город открывает свое ужасное дно, место существования морально опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, а потому, что город-фантом, город-монстр сделал их такими. Изображая Петербург, Ф. Достоевский нарочно символизирует этот город. Символическое значения приобретают площадь, ступеньки домов (которые обязательно идут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе - в ад) . Важной есть символика в изображении города - желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Нестеров А.К. Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание // Энциклопедия Нестеровых

Особенности представления христианских мотивов в романе "Преступление и наказание".

Судить о том, кем является Раскольников, можно только научившись языку, на котором говорит автор.

Для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, в течение четырёх лет, проведённых на каторге, читавшего только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там.

Дальнейшие его мысли развиваются на этой глубине.

Поэтому "Преступление и наказание" нельзя считать психологическим произведением, да и сам Достоевский однажды сказал: "Меня называют психологом, но я лишь реалист в высшем смысле". Этой фразой он подчеркнул, что психология в его романах – внешний слой, грубая форма, а содержание и смысл заключены в духовных ценностях, в высшей сфере.

Фундамент романа стоит на мощном евангельском пласте, практически каждая сцена несёт в себе что-то символическое, какое-то сравнение, какую-то интерпретацию различных христианских притч и сказаний. Любая мелочь имеет своё значение, авторская речь насквозь пропитана специфическими словами, указывающими на религиозный подтекст романа. Имена и фамилии, подобранные Достоевским для героев своих романов, всегда значимы, но в "Преступлении и наказании" они являются важным ключом к пониманию основной мысли. В рабочей тетради Достоевский так определил идею романа: "Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. В его образе (Раскольникова) выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу (ни в коем случае индивидуализма). Его идея: взять во власть это общество". Автор не акцентирует внимание на том, является ли главный герой преступником или нет, – это и так понятно. Главное в романе – это страдание ради счастья, а в этом заключена сама сущность христианства.

Раскольников – преступник, нарушивший закон Божий, бросивший вызов Отцу. Поэтому Достоевский дал ему именно такую фамилию. Она указывает на раскольников, не подчинившихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению церковному. Она отражает раскол в душе героя, восставшего против общества и Бога, но не находящего в себе сил отринуть ценности, связанные с ними. В черновом варианте романа Раскольников так говорит об этом Дуне: "Ну и дойдёшь до такой черты, что остановишься перед ней – несчастна будешь, а перешагнёшь, то, может быть, будешь ещё несчастнее. Такая черта есть".

Но при такой фамилии очень странно его имя: Родион Романович. Родион – розовый, Роман – крепкий. В связи с этим можно вспомнить именование Христа из молитвы Троице: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Родион Романович – розовый Крепкого. Розовый – зародыш, бутон. Итак, Родион Романович – бутон Христа. Родиона в романе постоянно сравнивают с Христом: процентщица называет его "батюшка", что не соответствует ни возрасту, ни положению Раскольникова, но так обращаются к священнослужителю, являющемуся для верующего зримым образом Христовым; Дуня его "беспредельно, больше себя самой любит", а это одна из заповедей Христа: "Люби Бога Своего больше самого себя". И если вспомнить, чем кончился роман, становится ясно, что все, начиная с автора и заканчивая мужиком в сцене покаяния, знают о содеянном преступлении. Они призывают "бутон Христа" распустится, возыметь верх над остальным существом героя, отрёкшимся от Бога. Последнее можно заключить из слов Родиона: "Чёрт его возьми!"; "А чёрт возьми всё это!"; "…чёрт с ней и с новой жизнию!" – это выглядит уже не просто как ругательство, но как формула отречения в пользу чёрта.

Но Раскольников "остановился на топоре окончательно" не в результате причин, напечатанных на бумаге: не теория о "необыкновенных" людях, не беды и горести Мармеладовых и случайно встреченной девочки и даже не отсутствие денег толкнули его на преступление. Настоящая причина скрыта между строк, и заключается она в духовном расколе героя. Достоевский описал её в "страшном сне" Родиона, но сон трудно понять без маленькой, но очень веской детали. Сначала обратимся к отцу героя. В романе он называется только "отец", но в письме матери упоминается Афанасий Иванович Вахрушин, бывший приятелем отца. Афанасий – бессмертный, Иоанн – благодать Божия. Значит, мать Раскольникова получает нужные ему деньги от "бессмертной благодати Божией". Отец же предстаёт перед нами Богом, что подкрепляется его именем: Роман. А вера в Бога крепка на Руси. Теперь вернёмся ко сну, в котором герой теряет свою веру и обретает уверенность в необходимости самому изменить мир. Видя грех людей, он кидается за помощью к отцу, но, поняв, что тот нечего не может или не хочет сделать, сам бросается на помощь "лошадке". Это момент, в который теряется вера в могущество отца, в его способность устроить так, чтобы страдания не было. Это момент потери доверия к Богу. Отец – Бог "умер" в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о нём. "Смерть", отсутствие Бога позволяют человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему, позволяют стать выше законов совести и законов Божьих. Такое "восстание" отделяет человека от людей, позволяет ходить "бледным ангелом", лишает сознания собственной греховности. Раскольников составил свою теорию задолго до сна, но он колебался проверить её на собственной практике, поскольку вера в Бога ещё жила в нём, но после сна её не стало. Раскольников сразу же становится чрезвычайно суеверным, суеверие и вера – вещи несовместимые.

Достоевский на первых страницах романа противопоставляет этому сну сцену с перевозимым в телеге пьяным, и так как это происходит в реальности, то этот эпизод и является истиной, а не сон. Во сне всё отличается от реальности, кроме размеров телеги, значит, только это и воспринимается Раскольниковым адекватно. Родион бросился защищать бедную лошадку потому, что ей дали непосильный воз и заставили его везти. Но на самом деле лошадь справляется со своим грузом. Здесь заложена мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо "всем даётся ноша по силам и никому не даётся больше, чем он может снести. Лошадь во сне – аналог Катерины Ивановны, которая сама придумала себе нереальные беды, которые тяжелы, но сносимы, ведь, дойдя до края, всегда находится защитник: Соня, Раскольников, Свидригайлов. Выходит, наш герой – заблудшая душа, потерявшая веру в Бога и восставшая против него из-за неправильного восприятия мира.

И эту заблудшую душу каждый человек, начиная с процентщицы, вернуть на путь истинный. Алёна Ивановна, называя его "батюшкой", напоминает Раскольникову, что тот, являясь Христом, не должен бросать вызов Богу. Затем Родион встречает Мармеладова.

Сразу бросается в глаза резкое противопоставление фамилий: с одной стороны – нечто "раскалывающееся", с другой – вязкая масса, слепляющее "расколотое" существование Родиона. Но на фамилии значение Мармеладова не исчерпывается. Встреча персонажей начинается со слов: "Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда…" – здесь отображена сцена Сретения, когда пророк Симеон узнаёт Христа и пророчествует о нём. К тому же имя Мармеладова – Семён Захарович, что означает "Бога слышащий, память Божия". В исповеди-пророчестве Мармеладов как бы говорит: "Смотри, у нас беды большие, чем у тебя, но мы не собираемся резать и грабить людей". Отведя Мармеладова домой, Раскольников оставляет на подоконнике "сколько пришлось медных денег". Затем, подумав, "хотел было воротится", "но, рассудив, что взять уже невозможно… пошёл на квартиру". Здесь ярко проявляется двуприродность героя: импульсивно, по первому позыву сердца он действует по-божески, подумав и рассудив, – поступает цинично и эгоистично. Настоящее удовлетворение от поступка он испытывает, действуя импульсивно.

Решившись на убийство, Раскольников стал преступником, но он "себя убил, а не старушонку". Старухе он топор "опустил на голову обухом", лезвие же было направлено на него самого. Сестру он убил лезвием, но здесь и жест Лизаветы: "протянутая рука", – как бы отпустившей ему его грех против неё. Раскольников никого не убил, кроме себя, значит он – не убийца. После преступления он должен выбрать либо Соню, либо Свидригайлова. Они – два пути, предложенные герою.

Правильный выбор Родиону показал Мармеладов, рассказав о своей дочери. В черновиках Достоевского есть такая запись: "Свидригайлов – отчаяние, самое циничное. Соня – надежда, самое неосуществимое". Свидригайлов старается "спасти" Раскольникова, предлагая ему действовать так, как бы он действовал сам. Но истинное спасение может принести только Соня. Её имя означает "мудрость, слушающая Бога". Это имя абсолютно соответствует её поведению с Раскольниковым: она выслушала его и дала ему самый мудрый совет, чтобы он покаялся, а не просто явился с повинной. При описании её комнаты Достоевский сравнивает её с сараем. Сарай – это тот самый хлев, где родился младенец-Христос. В Раскольникове в комнате Сони начал раскрываться "бутон Христа", он начал перерождаться. С Соней ему общаться сложно: она пытается указать ему правильный путь, но он не выносит её слов, потому что не может поверить ей из-за отсутствия веры в Бога. Подавая Родиону пример сильной веры, она заставляет его страдать, страдать ради счастья. Соня тем самым спасает его, даёт ему надежду на счастье, чего никогда не дал бы ему Свидригайлов. Здесь заложена другая важная мысль романа: человек спасается человеком и никак иначе спасён быть не может. Раскольников спас девочку от нового надругательства, Соня – его от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он – Соню от греха и позора, его сестра – Разумихина, Разумихин – его сестру. Не нашедший человека гибнет – Свидригайлов.

Свою роль сыграл и Порфирий, что означает "багряница". Имя в высшей степени не случайное для человека, который будет истязать Раскольникова "И раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову…" это ассоциируется со сценой, когда Порфирий пытался выбить признание из Раскольникова: Родион краснеет во время разговора, у него начинает болеть голова. А также Достоевский неоднократно употребляет глагол "кудахтать" по отношению к Порфирию. Это слово очень странно при употреблении к следователю, но этот глагол указывает на то, что Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо – древний символ воскресения к новой жизни, которую пророчит герою следователь. Он также сравнивает преступника с солнцем: "Станьте солнцем, вас и увидят…" Солнце олицетворяет собой Христа.

Народ постоянно смеётся над Раскольниковым, а осмеяние – это единственно возможное "прощение", включение обратно в народное тело частицы, которая вырвалась из него и нечестиво вознеслась над ним, возомнив себя чем-то сверхъестественным. Но смех прощения кажется герою надругательством над его идеей и заставляет его страдать.

Но страдание – "удобрение", получив которое "бутон Христа" сможет раскрыться. Окончательно цветок распустится в эпилоге, но уже в сцене покаяния, когда Раскольников "стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием", смех не раздражает его, он помогает ему.

"В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников" Именно столько времени нужно для развития плода в утробе матери. В остроге Раскольников все девять месяцев страдает, то есть перерождается. "Вдруг подле него появилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом". Здесь Соня играет роль Богоматери, а Иисусом предстаёт сам Родион. Это описание иконы Божией Матери "Споручница грешных". Внезапный прилив чувств у Раскольникова, следующий после этих слов, является моментом воскрешения, моментом "рождения от Духа". В Евангелии от Иоанна сказано: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе…"

После окончания срока Раскольников обретёт своё счастье, ибо он окончательно выстрадает его. Восстав против Бога, он совершил преступление, после которого он начал страдать, а затем покаялся, следовательно, он – и страдалец, и покаявшийся преступник одновременно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры