Игорь цвирко балет. Игорь Цвирко: «В последнее время на сцене хочется каких-то безумных и жестких проектов»

Главная / Развод
4 января 2016, 14:42

Мария Александрова и Владислав Лантратов

Премьер Большого театра Владислав Лантратов и народная артистка России Мария Александрова знакомы давно, но летом 2014, пока Петруччо укрощал строптивую Катарину на сцене Большого театра, артисты вступили в союз не только творческий.
Пережив ранее травмы эмоциональные и физические, Мария, по версии общих знакомых, приняла чувство Владислава как награду. Совместные прогулки по переулкам Арбата, ювелирные сюрпризы и посиделки в «Кофемании» на Садовой-Кудринской заметно смягчили смех и танец этой сильной женщины, которая даже свою Одетту награждала суровостью страдающей натуры.

До Александровой Лантратов встречался с артисткой балета Анастасией Шиловой.

Для пикантности стоит заметить, что Мария старше Владислава на 10 лет. К тому же ушла к нему от мужа, художника Сергея Устинова, за которого вышла замуж в 2007 году.

На мой взгляд, чисто внешне Владислав уступает мужу-художнику,
но, как говорится, с лица воды не пить)



Иван Васильев и Мария Виноградова

Васильев - премьер Михайловского театра и уже, в свои 26, заслуженный артист России. Виноградова- ведущая солистка Большого театра.

Начало их роману положила совместная работа в постановке "Спартак" в 2013, в которой Васильев танцевал Спартака, а Виноградова - Фригию.

На первое свидание Иван Васильев пригласил Марию Виноградову... в Большой театр, правда, на оперу. Роман пары развивался стремительнее, чем второй акт «Баядерки». Премьер Михайловского театра довольно быстро решил, что для выражения его чувств к возлюбленной лучше всего подойдет кольцо Graff за 50 тысяч долларов. В день «Х» Васильев усыпал пол в гостиной лепестками роз, пал перед Виноградовой на колено и предложил ей руку и сердце. Девушка не устояла.

«Какой он человек? Лучший. Мой. Не в том смысле, что он моя собственность. Он мой человек. Мне с ним удобно », - рассказала Мария Виноградова в интервью журналу Tatler, обложку февральского номера которого и украсила эта яркая пара. Не любоваться Иваном и Марией (так и тянет перейти на фольклорное «Иван да Марья») невозможно - они молоды, прекрасны, счастливы, влюблены и не собираются это скрывать.


Этим летом влюбленные официально расписались)

Брак с Иваном второй для Марии. Ранее она была замужем за братом генерального директора радиостанции "Серебряный дождь" Дмитрия Савицкого - Александром, владельцем компании "Трехмер".
После развода балерину два года связывали отношения с ведущим шоу «Орел и решка» Антоном Лаврентьевым.

Стоит упомянуть, что долгое время, чуть ли не с момента окончания училища, Васильев встречался с прима-балериной Натальей Осиповой . Все уже были уверены, что они поженятся и проживут вместе до гробовой доски, но неожиданно года два назад пара распалась.

Сейчас, как известно, Наталья Осипова встречается с Сергеем Полуниным , который не раз декларировал свою приверженность балетному стандарту))

Помимо романа с Осиповой, он встречался с балериной Ковент-Гарден Хелен Кроуфорд и с начинающей балериной Большого театра Юлией.

Артем Овчаренко и Анна Тихомирова.

Артем и Анна познакомились в хореографическом училище при Большом театре, поступили в Большой с разницей в два года, оба прошли путь от артистов корде_балета до солистов, а Артему 2 года назад присвоили звание премьера.

Молодые люди встречаются уже 7 лет. И недавно заявили, что скоро поженятся).

Из интервью:

С колько лет вы уже вместе?

Анна: В октябре будет семь лет. А встретились мы гораздо раньше, еще подростками. Однажды на новогодней дискотеке в хореографическом училище Артём пригласил меня на танец и сказал, что я ему нравлюсь. Но карьера и уч:) отнимали все силы, было не до отношений.Однако спустя годы мы оказались в одном театре - в Большом. Тогда Артём и принялся всерьез ухаживать за мной. И делал это до тех пор, пока я наконец не поняла, что действительно хочу быть рядом с этим человеком.


Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин

Прима-балерина и ведущий солист Большого театра

поженились в 2011 году)

Денис и Анастасия Матвиенко

Премьер Мариинского театра женат на солистке этого же театра двенадцать лет, растят двухлетнюю дочку Лизу.

Из интервью:

Тем не менее в жены вы все-таки выбрали балерину - Анастасию Матвиенко. Значит, что-то особенное в них все-таки есть?

Балетные женятся на балетных только потому, что они слишком сильно заняты. Если ты целый день тренируешься, репетируешь, а вечером еще и танцуешь в спектакле, то куда ты пойдешь знакомиться? Вот и получается, что большая часть браков - внутрибалетная.

Мы с Настей встретились на Конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря, где я не должен был выступать - просто приехал посмотреть. Стоя за кулисами, я увидел танцующую на сцене девушку - красивую, яркую и очень талантливую - это было видно сразу. Мы познакомились, я пытался ухаживать за Настей, но поначалу особого успеха не имел. Она даже на предложение руки и сердца, которое я сделал, подложив в карман ее куртки кольцо с бриллиантом, ответила не сразу. Но, к счастью, мы вместе уже одиннадцать лет, у нас растет замечательная дочь Лиза, которую я считаю главной победой в своей жизни.

Ваша жена решилась рожать, не опасаясь за свою балетную карьеру?

Сегодня балеринам не надо жертвовать ни карьерой ради личной жизни, ни личной жизнью ради карьеры. Одновременно с Настей - плюс-минус пару месяцев - родили детей еще несколько балерин Мариинского театра. Моя жена очень быстро восстановилась и уже через четыре месяца после родов снова начала танцевать.

Леонид Сарафанов и Олеся Новикова

Премьер Михайловского театра женат на первой солистке Мариинского театра. Познакомились и поженились они, когда Леонид был премьером Мариинского театра.

У пары трое детей. Пятилетний сын Алексей, двухлетняя Ксения. И буквально две недели назад, 16 декабря, родился сын Александр.



Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов

Прима-балерина и ведущий солист Маринского театра Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов могли бы играть неземной красоты вампиров из саги «Сумерки»: пластичные движения, глаза, которые смотрят в самое сердце, вкрадчивые, точнее сказать, завораживающие голоса. Но любимую труппу на съемки в девичьих мелодрамах артисты все равно бы не променяли. Преданность балету и привела их друг к другу десять лет назад.

Екатерина приехала поступать в Вагановское из Москвы, Ислом – из Австрии. Но из-за восьмилетней разницы они даже не были знакомы. Хотя девушка вспоминает: когда Ислом уже служил в Мариинском, а школьница Катя приходила на репетиции, пробегая по коридору она услышала: «О, какие девушки у нас тут ходят!». И, повернувшись, увидела ухмыляющегося красавца.

Сегодня он не только любовь всей ее жизни, но и строгий ментор – Ислом все больше занимается репетиторством и поблажек не дает даже Кате. Дома они любят вместе готовить под музыку, и фоном для запекания баранины со специями служит любая приятная мелодия – от классики до System of a Down. Но только не «Лебединое озеро», пожалуйста!

Из интервью Екатерины 2009 г.:

Я много танцевала с мужем, Исломом Баймурадовым, он тоже солист Мариинского. Очень нам нравится выступать вместе, совсем другое ощущение. Зрители это замечают, в том же Нью-Йорке люди удивлялись: «Прямо какая-то химия между вами». - «Да мы муж и жена!» Нашей семье уже больше года .

- Свадьба была как у Волочковой?

- Никакой не было: встали в 8 утра, в 9 расписались, в 11 по­шли на урок, вечером у нас было «Лебединое». Я была одета в брючный костюм, с галстуком... Считаю, что свадьба - личное дело двоих. Если очень большие торжества, наверное, это на публику. А потом часто потому и живут вместе - ну как же, все же видели свадьбу. А тут - наше желание, никто не участвовал, даже мама не знала до того момента, когда после записи мы пришли уже с кольцами, и перед уроком я позвонила ей в Москву. Она - понимающий человек.

Ислом всегда старается помогать Екатерине, репетирует с ней даже дома. Мне понравилось, как в одной передаче он сказал: "Я звездой не стал, тело, к сожалению, не позволяло. Но если у меня есть дома жена, которая может стать звездой, почему бы не помочь ей " и "Мы стараемся находится вместе 24 часа в сутки. Обязательно. Поэтому я и женился. Ну, я думаю, в этом и есть смысл жизни ".


Виктория Терешкина и Артем Шпилевский

Прима-балерина Мариинского театра и солист Большого театра поженились летом 2008 года.

Из интервью Виктории:

– На сцене партнеры меняются, а в жизни вам какой партнер достался?
– О своем будущем муже я знала с шестнадцати лет. Мы вместе учились в Академии русского балета. Для меня он казался чем-то недосягаемым – мужчиной мечты. Но, как известно, мечты сбываются. После учебы мы встречались во время гастролей по миру, иногда в Москве на концертах. Позднее он мне признавался, что все это время и я нравилась ему. Но долгое время мы с ним никак не общались, кроме изучения друг друга глазами. И вот во время недавних гастролей Мариинского и Большого в Японии мы наконец познакомились, у нас завязалась переписка…
– Е-mail’ом?
– SMS-ками! Я давно знала, что он очень хороший. Для меня в мужчине важны не только внешние качества – красота и “высота”, но и то, какой он внутри. Потому что жить ведь не с красотой. Словом, минувшим летом я вышла замуж за солиста балета Большого театра Артема Шпилевского.
– Как балерины решаются на семейную жизнь?
– Мне замуж поначалу не слишком хотелось. Но в жизни часто многое происходит как бы само собой. Ты вдруг встречаешь человека и понимаешь, что сможешь жить с ним долго и счастливо.
Д умаете о продолжении рода?

– Был момент в жизни, когда я не могла представить себя мамой, казалось, что все еще очень далеко. Но сейчас уже настраиваюсь на это. А пока завела кошечку – русскую голубую. Мне ее подкинула судьба. Кто-то закрыл ее в нашем подъезде в щитке. Она так жалобно мяукала, что мы с мужем не выдержали и пригрели. Вот сейчас сижу с вами, а думаю о ней – она целый день сидит дома голодная и ждет меня. Она с такой укоризной во взгляде всегда провожает меня, зная, что я вернусь поздно.

В 2013 году у пары родилась дочь Милада.

"Почему вы выбрали для дочери такое редкое имя?

Оно древнеславянское и означает «милая», «ладная» - чего еще желать для ребенка? Мы с мужем решили так назвать дочь, еще когда она была в животе.

Как муж помогает с воспитанием?

Самая главная его помощь заключается в том, что благодаря ему моя мама имеет возможность посещать мои спектакли: пока Артем нянчится с дочерью, она может ускользнуть в театр. Потому что когда я на репетициях, с Миладой проводит время именно мама, которая недавно специально переехала в Петербург из моего родного Красноярска, - никакому другому человеку я бы не смогла доверить дочь.

Артем, который был солистом Большого театра, наверное, мог бы еще лет пять спокойно танцевать, но оставил сцену. Почему?

Профессия перестала приносить ему удовольствие, а это самое страшное. Он даже признавался, что когда видел свою фамилию при распределении партий в новых спектаклях, то шел просто как на каторгу. Это при том, что в начале пути он очень любил танцевать - сначала уехал из России в Сеул, где быстро прошел путь от артиста корде.балета до премьера театра, затем принял предложение стать солистом Берлинской штаатсоперы, а потом переехал в Москву. Конечно, все родственники сокрушались по поводу его ухода из театра, но он заранее готовился к такому шагу: окончил юридический факультет МГИМО, а теперь занимается бизнесом. Зато благодаря этому его решению мы наконец объединились. Ведь первые три года после женитьбы жили в разных городах.

И немного о балетных худруках

Сергей Филин и Мария Прорвич

Худрук балетной труппы и артистка корде балета Большого театра вместе уже около 15 лет, растят двух сыновей.

Правда, Сергей Филин не являет собой образец верного мужа. Об этом вся страна узнала в 2013 году, во время слушания по делу о покушении на него. Из протокола дела выяснилось, что у Филина были интимные отношения с балеринами Натальей Маландиной, Ольгой Смирновой
и Марией Виноградовой.Склонить к таким отношениям он также пытался Анжелину Воронцову.

И все это при живой жене Марии Прорвич.

Мария, как настоящий друг, товарищ и брат, мужу своему все загулы простила, и во всем поддерживала, на протяжении лечения, следствия и суда. Впрочем, Филин в суде категорически отрицал любые отношения с другими балеринами. И не устает в интервью говорить, что Мария - его главная любовь, самый верный друг, и что семья - смысл его жизни.

К слову, Прорвич уже третья жена Филина. От второго брака с примой Инной Петровой у Сергея есть сын Даниил.

Игорь Зеленский - Яна Серебрякова

Путь Игоря Зеленского к семейному счастью был долгий и тернистый. Помимо сплетен, что он перевстречался с кучей своих партнерш во всех театрах, из интернета удалось узнать о его романе с балериной Жанной Аюповой . Из воспоминаний ее знакомой: "Жанна рано вышла замуж и родила сына Федю, и казалось, жизнь ее так и будет протекать мирным путем. Но не тут-то было! Один из премьеров театра, пылко влюбившись в Жанну, закрутил вокруг нее такой водоворот... не могу придумать другого более точного определения. И Жанна ушла от мужа... Роман протекал хотя и бурно, но кончился... Я, правда, наблюдая за развитием их отношений с самого начала, считала, что роман способствовал творческому расцвету Аюповой". ​

С Жанной Зеленский расстался, когда встретил фигуристку Екатерину Гордееву . Игорь познакомился с Катей через своих друзей, и те чувства, которые она в нем всколыхнула, заставили танцовщика без памяти влюбиться, пренебрегая всеми условностями. "Катя - самая прекрасная женщина, - заявлял Игорь. - Она была сломлена после смерти Сергея. как близкий друг, я надеюсь, что смогу внести в ее жизнь немного радости и комфорта" . На протяжении всего этого романа Катя и Игорь тайком посещали представления с участием друг друга и, когда появлялась редкая возможность, встречались за кулисами. Все свободные часы они проводили вместе. Несмотря на серьезную конспирацию, на которую они пошли вопреки личному желанию, утаить правду все же не удалось.

До свадьбы с Гордеевой у Зеленского не дошло. А вот с молодой солисткой Мариинки Яной Серебряковой - дошло.
В 2007 году у них родилась старшая дочка, которую назвали необычным именем Мариямия.

После Яна родила Зеленскому еще двоих детей - сына и дочь.

Свою карьеру солистки она оставила. Занимается педагогической деятельностью.

Алексей и Татьяна Ратманские

Они познакомились в конце 80-х в Киеве. Татьяна была балериной в Национальной опере Украины и партнершей Алексея. В 1992 они вдвоем уехали работать в Канаду. В 1995 вернулись в Киев, но столкнувшись со многими препятствиями творческого и бюрократического характера, в 1997 уехали в Данию. В Дании два года спустя родился их сын Василий.

В Дании Алексей развивал свой талант хореографа-постановщика. С 2003 года он был худруком балетной труппы Большого театра, с 2009 - постоянный хореограф Американского театра балета.

Из старого интервью:

- По душе ли вам жизнь артиста-кочевника?

- Главное неудобство состоит в том, что я не могу достаточно
времени уделять сыну.

- На кого он похож?

- Думаю, что на меня, хотя мы с Татьяной очень похожи друг
на друга. Кстати, Ваську мы с женой рожали вместе - в Дании отцы присутствуют во время родов. Между прочим я первый принял сына на руки.

Сильно похожий на отца сын Василий.

До сих пор на фейсбуке Алексей не устает признаваться в любви своей жене Татьяне.

Игорь Цвирко – солист Большого театра, известный партией в спектакле «Спартак» и ролью Рудольфа Нуреева в одноименной постановке Кирилла Серебренникова. В 2018 году артист уехал из России в Будапешт, чтобы работать в Венгерском национальном театре оперы и балета. Но не прошло и полугода, как Цвирко вернулся в Большой. Мы обсудили, почему он не представляет свою жизнь без родных страны и театра, каково приходится артистам, которые покидают Россию, и сравнили сегодняшнюю обстановку в балете с той, которая была во времена Нуреева и Барышникова.

Классический костюм или спортивный?

Зависит от мероприятия, ведь всегда нужно соблюдать дресс-код. В повседневной жизни предпочитаю casual, нежели костюм. В моей профессии достаточно проблематично носить классический костюм, потому что нужно быстро переодеваться из повседневных вещей в репетиционные и наоборот. Стараюсь выбирать то, что быстрее надеть.

При выборе одежды для вас важнее, чтобы она была комфортной или элегантной?

Я стараюсь совмещать комфорт и элегантность. Одеваться как нынешние хипстеры мне, наверное, немного не позволяет воспитание. Возможно, я нахожусь в каких-то модельных рамках, но меня учили одеваться строго, со вкусом и, главное, стараться быть джентльменом в стиле и выборе одежды. Я выбираю такой стиль, который был бы скромным, строгим и не слишком вычурным.

Одеваться как хипстер – это невоспитанно?

Нет, одеваться как хипстер – это быть свободным, когда неважно, что о тебе подумают. Иногда, наверное, я бы хотел так одеваться, но уже вряд ли смогу.

Вы любите экспериментировать со стилем или отдаете предпочтение проверенным вариантам?

Я бы не стал сам специально экспериментировать. Но если находятся люди, которые чем-то меня могут завлечь, предоставить какую-то возможность для экспериментов, то я всегда говорю «да». Потому что жизнь – короткая штука и почему бы не попробовать поэкспериментировать со стилем. Если бы Джон Гальяно предложил мне это, то я бы согласился.

Какую обувь вы носите чаще всего?

Кроссовки. Я стараюсь найти методику, чтобы не зашнуровывать их лишний раз.

Есть на молнии.

Да, но это не то.

У вас есть любимые аксессуары?

Нет, потому что я понял, что я очень рассеянный и забывчивый. Сколько раз я ни пытался носить всякие фенечки, все это оставалось либо в самолетах, либо в поездах, либо в отелях. Даже часы я ношу исключительно редко.

На кого вы ориентировались в вопросах стиля в детстве?

Как мне кажется, в большей степени стиль перенимаешь через актеров. Мне всегда очень нравилось, как выглядит в кино Брэд Питт. Мне нравились фильмы Гая Ричи – с юмором, сарказмом, но при этом всегда очень стильно сделано.

Последние фильмы бондианы – это вообще самая стильная картинка, которая может быть! И конечно, икона стиля – Дэвид Бекхэм.

Вы хотели бы, чтобы ваш сын брал пример с вас в вопросах стиля?

Может быть. Но если он будет не такой, как я, и у него будет свой вектор развития, то я его поддержу. Я не собираюсь ущемлять сына в свободе выбора. Если он захочет одеваться как-то по-другому, то welcome, пожалуйста. Не вижу в этом каких-то преград.

У вас есть мечта о какой-нибудь награде?

Не знаю. У меня нет «Золотой маски», поэтому было бы неплохо ее получить. Ну и Benois de la Danse (ежегодный балетный фестиваль, на котором награждаются артисты балета, хореографы, композиторы и сценографы. – Прим. ред. ). Это все, я думаю, вопрос времени или удачи. Чтобы повстречался и хореограф, и спектакль, в котором заметит жюри. Раньше был статус Principal danseur noble, наивысшая степень признания артистов балета мужского амплуа. Не знаю, что нужно сделать, чтобы обладать этим статусом. Я не гонюсь за наградами. Я больше думаю о том, чтобы творчество, которым я занимаюсь, доходило до зрителей и чтобы они получали удовольствие.

Год назад в одном интервью вы сказали: «Время артиста балета короткое. Наступает момент, когда ты хочешь перемен». Какие главные перемены произошли в вашей жизни за этот год?

За полгода уже столько перемен произошло. Век артиста действительно достаточно короткий. Если ты солист, то твой пенсионный возраст составляет 35 лет, если артист кордебалета, то 38. Ты получаешь пенсионную карточку и можешь ездить на метро бесплатно и пользоваться различными льготами. Поэтому каждый год на вес золота для артиста.

За последние полгода я сначала принял решение покинуть страну, но даже полугода не прошло, когда я понял, что мне очень тяжело без России и Большого театра.

Он был и остается моим домом, где я повзрослел и стал личностью. При этом в качестве примера всегда есть Нуреев, Барышников, которые уезжали и завоевывали себе имена. Но тогда это было другое время, сейчас уже все по-другому происходит. Есть артисты, которые уезжали в 18, сразу после выпуска: Мария Кочеткова, Полина Семенова. Тем, кто оканчивал хореографические училища за границей, было легче освоиться, чем мне в 29. Поэтому адаптационный период был непростой, и я быстро понял, что нужно возвращаться обратно. Вернулся, и опять все то же самое: все спектакли, работа. Все стало динамичным, вернулось в привычный ритм. Я понял, что спокойный ритм европейской жизни не для меня. Мне нужен хаос, мне нужно куда-то бежать, торопиться. В этом мире мне гораздо, как это ни парадоксально, спокойнее.

Про Нуреева и Барышникова вы говорили, что они оба были уникальными артистами и оба покинули Россию, потому что в этой стране они не могли нормально развиваться. Сейчас это изменилось? Теперь в России можно достичь желаемого успеха?

Я думаю, что в России возможно все. Ты можешь добиться чего угодно, главное, четко понимать, чего ты хочешь. При этом, конечно, можно сколько угодно говорить, что можно всего добиться, но, если не будет удачи, если тебе не попадутся люди, которые могут воплотить твою мечту, это будет непросто. Важно разговаривать с людьми, рассказывать им о своих планах. Кто знает, может, сегодня мы с вами поговорим, а через пару месяцев кто-то из нас поможет друг другу в реализации какой-нибудь мечты. Есть много примеров, когда какое-нибудь случайное знакомство оборачивается для людей огромным успехом. Из последнего яркий пример – это Сергей Бурунов. После сериала «Полицейский с Рублевки» этот актер стал появляться везде. То же самое было с Андреем Краско: его не замечали, но потом он снялся в «Агенте национальной безопасности», и его актерская карьера пошла в гору, хотя он был уже далеко не молод. Нурееву было тяжело, потому что его амбиции захлестывали его в советской системе, которой все было подчинено. Ты не мог быть лучше, чем тот, кто был до тебя, и это, наверное, очень сильно зажимало Нуреева – он хотел развиваться, но его пытались остановить, чтобы не выделялся. Быть особенным было в советское время неправильно. Я думаю, что это в какой-то мере помешало и Михаилу Барышникову. Каждый из них нашел себя за границей. Но иногда, когда ты находишься в своей стране, тебе кажется, что в какой-то момент тебя недооценивают, и хочется глобальных перемен. Но стоит тебе уехать, как тебя сразу ждут обратно и ты очень нужен. И ты сам понимаешь, что где было хорошо, а где нет. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Если находишь людей, которым ты доверяешь, которые тебя поддерживают, это очень важно. Главное, найти поддержку. А поддержка всегда в наших близких.

Знаю, что вы хотели сняться в кино. У вас сохранилось это желание?

Да, желание очень большое. Как раз сейчас в апреле выходит фильм Рэйфа Файнса о Нурееве, где снимается мой коллега Олег Ивенко, с которым мы проходили кастинг на роль Рудольфа. В итоге выбор пал на него, и я ему желаю успеха. Своего Нуреева я воплотил в премьерном спектакле в Большом театре. Каждый остался при своем, но сыграть в кино я до сих пор мечтаю. Не знаю, получится ли. Наверное, надо что-то делать в этом направлении.

Можно сказать, что балет и театр – вещи в каком-то смысле родственные. К тому же вы работали с театральным режиссером Кириллом Серебренниковым, который ставил «Нуреева». Хотели бы вы сами попробовать сыграть в спектакле?

Безусловно, я не хочу забирать хлеб у актеров, которые обучаются этому много лет, а потом ищут возможность сыграть несколько ролей. Но, если бы режиссеру было интересно пригласить меня в качестве актера, я бы с удовольствием попробовал. Как я говорил, жизнь одна, и если тебе выпадает шанс попробовать что-то, то почему нет? Конечно, попробовать себя именно в драматическом разговорном жанре очень интересно: в кино, в театре. К сожалению, в балетном спектакле мы ограничены в вопросах языкового аспекта. Надеюсь, что со временем что-нибудь из этого воплотится. Главное же – мечтать.

Что было бы интереснее: классические постановки или что-то современное, перформансы?

Скорее всего, в моем случае это было бы что-то современное, в жанре перформанса. Наверное, то, что сейчас идет в «Гоголь-центре». Там показываются классические вещи, но в современном прочтении.

Балет пока остается искусством «не для всех». Если человек хочет разбираться в балете, какие спектакли нужно посетить в первую очередь?

Есть люди, которые вообще никогда не были на спектакле. Как мне кажется, вести их на «Лебединое озеро» очень опрометчиво, потому что музыка Чайковского и это действие может как заинтересовать, так и вогнать в легкую тоску. Мой совет – выбирать что-то короткое, динамичное или же с глубоким смыслом. Если говорить про Большой театр, то я бы назвал балет «Светлый ручей»: он веселый, с юмором и легко понятен. Второй балет – «Дон Кихот». Там все просто: Испания, солнце, Барселона. «Укрощение строптивой», потому что короткий и динамичный спектакль. Четвертый – «Герой нашего времени», потому что это наше, русское, интересное. И, скорее это должно было быть на первом месте, балет «Спартак», потому что там тоже все понятно: мужской балет, где нет слабых мест и который очень интересно смотреть любому зрителю. Я думаю, что после этих спектаклей зритель захотел бы в театр пойти еще раз и посмотреть что-нибудь другое.

В Большом театре состоялась первая балетная премьера сезона - "Марко Спада" (спектакль Пьера Лакотта). В построении репертуарной политики художественный руководитель Большого балета Сергей Филин всегда учитывает индивидуальности артистов труппы. Включаемые в репертуар спектакли кажутся созданными для определённых танцовщиков, ярко и неожиданно раскрывают их возможности. "Марко Спада" не стал исключением. Балет Пьера Лакотта, как скрипка Страдивари, "звучит" только в ногах исключительных виртуозов, но для Большого театра это не проблема. На сегодняшний день труппа в такой хорошей профессиональной форме, что на сцену в премьерные дни вышел не один, а несколько составов исполнителей - молодые лидеры Большого балета. Исполнителей отбирали сам постановщик спектакля Пьер Лакотт и художественный руководитель труппы Сергей Филин. О вкусах спорить не пришлось. Решения принимались единогласно.

В главной роли бандита Марко Спада выступил Дэвид Холберг. То, что Дэвид великолепно справится с бисерной техникой Лакотта, сомнений не вызывало. Исключительные возможности тела Дэвида, ловкость его изящно вылепленных стоп всем известны. Но манера танца! Мог ли кто-либо предположить, что взятый два года назад в труппу воспитанник иной танцевальной школы, считающий за норму формальное выражение чувств на сцене, сможет так внутренне раскрепоститься, так проникнуться духом Большого балета, стать настолько мужественным, смелым, азартным, артистически свободным. Однако - да! Это случилось. Сергей Филин предугадал успешность творческого союза Дэвида Холберга с педагогом театра Александром Ветровым - в прошлом разностороннего танцовщика Большого балета, исполнявшего, как роли классических принцев, так и роли роковых злодеев, знающего не понаслышке, в чем сила и слава мужчины Большого балета. Агрессивный резкий напор танца Марко Спада Дэвида Холберга впечатляет. По-иному смотрится и его аристократическая внешность в пиратской бандане - черты обостряются, кажутся жёстче - это уже красота с блеском коварства.
Сцена смерти проводится Дэвидом с подлинностью артиста кино. Его глаза - это его голос, и они красноречивее любых слов отчаяния и мольбы. В его руках, обычно таких лёгких, вдруг обнаруживается совершенно иная сущность - теряя классическую форму, они становятся гигантскими, тяжёлыми - и это ещё одно восхищающее неожиданностью преображение Дэвида Холберга. Артист преисполнен чувства, он не представляет, что переживает, он действительно страстно переживает эту сентиментальную балетную трагедию, берёт сердце зрителей своей тяжёлой умирающей рукой и уносит с собой в страдание.

Выразительно Дэвид играет роль заботливого нежного отца. С Евгенией Образцовой (Анжела) у них сложился прелестный "семейный дуэт". Их разница в росте очень трогательна, а исключительная "блондинистость" обоих не оставляет сомнений в родственности крови.
Во второй своей премьерной партии - Князя Федеричи - идеальный красавец Дэвид Холберг в своей природной стихии. Чарующая чистота танца, аристократическая лёгкость поз, кисти рук, звучащие божественно нежно, восторг и трепет тела и души при диалогах с дамой сердца, глаза, в которых утонуло небо - всё это о его Маркизе, в которого невозможно не влюбиться хотя бы на один вечер.
Евгения Образцова(партия Анжелы) внутри хореографии Пьера Лакотта чувствует себя очень уютно. У артистки и балетмейстера давняя творческая связь и абсолютное взаимопонимание. В исполнении партии можно отметить оперетточную лёгкость внутреннего состояния и особую мягкость и деликатность в обращении с текстом. Лакоттовское красноречие, доверенное ногам Евгении, лишено суеты. Танцовщица относится к хореографии просто, искренне и доверительно, будто ласкает движения - самые скорые па кажутся плавными.

Анжела Евгении Образцовой - выросшее в любви, в меру избалованное прелестное розовое дитя. Её тело и лицо дышат свежестью и здоровьем. Душа не ведала страданий. Шляпка и платье разбойницы для маленькой прелестницы, конечно, не более, чем карнавальный костюм, и её желание слиться с разбойничьей стаей - не более, чем восторженно-самоотверженный порыв преданного родителю чада. Быть бандиткой на полном серьёзе девушка явно не способна, лишь светом, согревающим душу диких мужчин.В ней есть шарм невинности и юности, мягкая чувственность, которая не вызывает бешеную страсть, но заставляет потерять голову от умиления.

Великолепен Семён Чудин (партия Князя Федеричи). На балет "Марко Спада" стоит идти смотреть только, чтобы увидеть его энергичные взрывчатые жете антурнан. Он прочерчивает прыжками идеальный круг, расстояние между прыжками равномерно, высота не меняется - это как полёт совершенного механизма, нечеловеческая красота! И весь танец его таков. Математически точный, просчитанный до миллиметра. В его теле чувствуется упругая сила. Танцовщик имеет власть над своими движениями, приносит с собой на сцену чувство гиперуверенности. Его антраша невероятны. Стопы с идеально вытянутыми подъёмами движутся со скоростью света, отчётливо и изящно пропевают виртуозную трель на недосягаемой высоте. На такое способен не каждый. Это действительно премьерский уровень танцевальной техники.
В этой же роли вышел подрастающий Принц Большого Артёмий Беляков. Зрители уже видели его в партии Джеймса (балет "Сильфида") и в партии Юноши (балет "Шопениана"). Партия Князя - прекрасное продолжение романтического пути. Артём сыграл обаятельного юношу, от трогательных, чуть стеснительных ласк которого дрогнет сердце самой гордой красавицы. Артист привлекает культурной спокойно-сдержанной манерой танца. У него красивая фактура, сильный высокий прыжок, аккуратно работают стопы. Даже рядом с такими сильными конкурентами, как Семён Чудин и Дэвид Холберг, молодой солист выглядел достойно, что делает ему честь.

Сергей Филин не боится идти против устоявшихся стереотипов. Если он видит талант в человеке, он даёт ему раскрыться в полной мере. Так прелестно-игрушечной Анастасии Сташкевич, артистке, не вполне соответствующей современным стандартам внешности первой танцовщицы, он не боится доверять партии, требующие балеринского мастерства, и её детское обаяние ничуть не мешает ей с блеском справляться с ними. "Выходя на сцену, Анастасия приносит с собой столько света!" - отзывается о ней художественный руководитель балетной труппы. Такая положительная харизма дана не каждому». Это правда. В Анжеле Анастасии Сташкевич есть особый озорной огонёк, задорная энергия, которая так и рвётся наружу. Cвоей на редкость изящной физической сущностью артистка украшает хореографию Лакотта. Тело танцовщицы чувствует себя так естественно, будто говорит на своём первом, самом родном языке. Выразительна в исполнении Анастасии Сташкевич сцена "урока светских манер". Когда Анжела Анастасии Сташкевич повторяет движения Маркизы, она наполняет их совершенно иным характером, даёт им звук своего вольного сердца, и мы понимаем, что перед нами девушка, которую никогда не усмирят тихие огни бальной залы - смелая, страстная, обаятельно-строптивая. На балу Анжела Анастасии Сташкевич так же неожиданна и опасна, как Одиллия в сцене бала из "Лебединого озера", и если только на минуту представить, что Анастасия Сташкевич на своё творческом пути не встретилась бы с разбойницей Анжелой… станет очень печально. Эта встреча должна была состояться.

Ольга Смирнова - поистинепрекрасная Маркиза. В классическую хореографию она привносит элементы бальной культуры, аромат эпохи рококо.В первую очередь, привлекает стильная работа рук. Её танец изыскан, но лишён вычурности, неприятной манерности, строг и спокоен, несмотря на витиеватость. Интересен и образ, созданный Ольгой. Такой она ещё не представала перед зрителями. Первая дама большого маскарада, скрывающая лёгкую насмешку над страстями людей её окружающих. Светская фальшивость никогда не станет для неё чем-то родным и привычным. Нужные манеры - лишь костюм, который она не забывает одевать выходя из дома. Эта девушка иронична и умна.Безэмоциональная ослепительная улыбка, смелый, ясный, распахнутый взгляд, о который разбивается мелочное подобострастие, ни одной лишней морщины - лицо, никогда не забывающее о том, что оно должно быть красивым, всегда готовое к вспышкам любопытных оценивающих взглядов. Она не двулична. Она ведёт себя, как надо, не испытывая от этого особого удовольствия. Чувствуется, что под светской маской прячется живая душа, не лишённая юношеского задора. Но кто такая Маркиза, мы до конца никогда не узнаем.Она предпочитает в жизни роль наблюдателя и никого не зовёт в путешествие по миру своей души - даже влюблённого в неё мужчину сторонится, и лишь снисходит к его страсти, но не отвечает на неё взаимностью и предельной откровенностью.

Тот же танцевальный текст, та же роль в исполненииКристины Кретовой смотрится иначе, и эта контрастность артисток интересна. В Маркизе Кристины Кретовой нет чистого благородства, но есть капризная надменность. Она небрежно наслаждается тем, что имеет право на вымышленную королевскую усталость. Изрядная доля самовлюблённости проявляется тихо, но настойчиво. Светская фальшивость делает её абсолютно неуязвимой, талантливое подражательство чувств спасает в любой самой сложной ситуации. Однако, тело её намного более искренне, открыто и гармонично, нежели сердце и душа - живое и тёплое, оно будто ждёт ласковых прикосновений, движение для него - отдых, желанный способ самовыражения. И конечно, глядя на такую Маркизу, забываешь о возможном пафосе виртуозности.

Марию Виноградову - с её фигурой фарфоровой статуэтки ифранцузской чувственностью лица - легко можно представить на главных ролях в романтических фильмах о придворной жизни. Кинематограф могбы обрести в ней вторую Мишель Мерсье, Но эта Маркиза Ангелов властвует сегодня на сцене Большого. И эстетическое наслаждение зрителям дарит нетолько её внешность, но танец, Артистка умеет чуствовать особую красоту классических движений, улавливать их внутреннюю музыку, смысл. Её танец очень логичен и очень нескучен (в этом, конечно, немалая заслуга педагога Марии - Нины Львовны Семизоровой). Именно средствами пластики создаётся и характергероини.
Маркиза Марии Виноградовой особа недосягаемая. В ней нет надменности. Отнюдь. Но есть загадочный холодок первой красавицы. Дабы избавить себя от назойливого внимания, не сгореть от восхищённых взоров, она создаёт комфортную дистанцию между собой и окружающими. Главное её оружие - феерическая лёгкость пластики. К её хрупкому, тающему телу страшно прикоснуться. Хочется лишь трепетно наблюдать из далека.

Именно рядом с такой королевой бала особенно уморителен капитан драгунов Дениса Медведева. Денис создаёт жизненно правдивый образ самоуверенного мужчинки, который, с не знающей стыда и совести навязчивостью, всё-таки добивается желанной многими неприступной женщины, заставляя остальных сглотнуть слюну и в недоумении развести руками. Рабское опьянение женщиной, кстати, не мешает его любимой игре в служаку-верного сына отечества. Глядя на персонажа Дениса Медведева, невольно вспоминаешь комедию о жандармах с Луи де Фюнесом в главной роли.

Екатерина Крысанова (Анжела) балетом "Марко Спада" искренне наслаждается. Лакоттовская многословность ей не в тягость. Она обожает жить на высокой скорости. С насмешливой лёгкостью тараторит хореографические скороговорки (третий акт в её исполнении - нечто фееричное), и создаёт пикантный образ девушки-хамелеона, которой скучна одна-единственная в жизни роль, потому как она любит жизнь во всём её многообразии. В силу особой артистической индивидуальности Екатерине очень легко сделать шаг от абсолютной простоты до абсолютной изысканности, под одной маской всегда чуть поблёскивает вторая и манит загадкой. Она и наивная простушка, обучающаяся правилам поведения в светском обществе (этакая Галатея), и элегантная чувственная дама, способная благородством манер затмить Маркизу, и не знающая страха огненная разбойница. Натура неоднозначная, также, как и её отец - разбойник и светский денди в одном лице. В танце Екатерины в равной степени чувствуется горячее юное увлечение и уверенность опытной балерины. Безусловно успешная работа.
Роль отвергаемого любовника блестяще удаётся Андрею Меркурьеву (капитан драгуновПепинелли). Он и слишком настойчив, и слишком уступчив в своей большой любви. Принципиален и серьёзен. Страстен и робок. Настолько противоречив и настолько уязвим, насколько может быть противоречив и уязвим только истинно влюблённый. Либо ответная любовь - либо пожизненное отчаяние с мыслью о смерти. К счастью, зрители становятся свидетелями благополучной развязки любовной драмы: сердце Пепинелли, висящее на волоске от гибели, не разбивается небрежной красавицей. Танец Пепинелли, как и полагается капитану драгунов, привлекает академической дисциплинированностью. Артист в хорошей форме. Скорые вращения и динамичные прыжки прекрасно выражают его горячие чувства.
Денис Савин в роли капитана драгунов Пепинелли был душевен так, как может быть душевен на сцене только Денис Савин. Его герой - тот редкий человек, которому не дано научиться напускать на себя начальственную помпу, на полном серьёзе отвешивать вычурные светские поклоны или обмениваться никчёмными любезностями с дамами. Нет! - он человек-порыв, чуть рассеянный смешной чудак, добрый, милый, чувствительный до крайности. И не получается не ответить в конце концов на улыбку его любви. Самому холодному сердцу становится стыдно за своё равнодушие. Красавица Маркиза невольно сдаётся в плен безумногопоэта в мундире. Ну, а ответную радость капитана нужно видеть. Словами не описать…

У Игоря Цвирко с балетом "Марко Спада" сложились более, чем дружественные отношения. Экзотическая, диковато-яркая внешность артиста требует необычных ролей, и именно в этом балете он нашёл их. Создал два образа, которые раз увидев, забыть невозможно: главного героя Марко Спады и капитана драгунов Пепинелли.
Марко Спада в исполнении Игоря Цвирко - таинственный сумрачный бандит. Смотрящие из глубины глаза увлекают в роковую бездну. Энергия движений сопоставима со смертоносной энергии цунами(вспомнить хотя бы сцену ограбления казначея монастыря).
Заслуживает уважения способность юного артиста к созданию образа возрастного персонажа - без особого грима. Смотря на него, чувствуешь суровость закалённого жизнью мужчины - старого "волка". Именно оттого, что сам Марко давно не святой, его чувство к своей маленькой наивной дочери более, чем свято. Кажется, он хочет уберечь её от всего зла и некрасоты мира - ценой своей преступной жизни сохранить её безгрешность, подарить её жизнибеззаботность. И эта главная благородная миссия его неблагородной жизни в конце концов оказывается выполнена. В финале спектакля, умирая, Марко избавляет дочь от своей тёмной тени, от своего тёмного прошлого, благословляя обрести счастье в свете первой любви к достойному юноше.
В сцене смерти Игорь умело соблюдает баланс между театральной аффектацией и бытовизмом, то есть, сцена натуралистична, но не выходит за грани искусства. В ней есть жуткая, отчаянная, сумасшедшая красота. Глаза закатываются, принимая безжизненное выражение, белки страшно выделяются на смуглой коже, тяжёлые шаги повторяют звуки останавливающего сердца, движения рук становятся судорожными… Безэмоционально наблюдать за этими мгновенными преображениями трудно. Мелодраматический балет с запутанным сюжетом превращается в настоящую драму.
В техническом отношении данная партия стала для артиста экзаменом на прочность. В силу определённых физических данных, Игорю хорошо удаются партии, где не требуется много изящества, но требуется скорость, сила и широта движения. Здесь было не избежать встречи с мелкой техникой, нужно было подумать над манерой танца, и смириться с тем, что актёрские страсти не отменяют щепетильного, порой, изнурительного внимания к каждому па, что хореография Лакотта очень тонкая и к ней нужен сверхделикатный подход. Плата за небрежность суровая - абсолютнаянекрасота. Суетливый измождённый бег по сцене или энергичный в равной степени мощный и изящный танец - все исполнители главных партий в балете "Марко Спада" столкнулись с этой бескомпромиссной реальностью. Для Игоря момент преодоления оказался особенно нужен и желанен. И объём партии, и её сложность, и конечно, первое положение в спектакле были для танцовщика осуществлением мечты. Поэтому он не жаловался, а вдохновенно трудился в репетиционных залах. И смог… прыгнуть выше своих возможностей, дать телу второе дыхание. Ему и сейчас непросто, но при правильной дозе труда и отдыха перед спектаклем, он добивается успеха, и именно такая работа держит его тело в тонусе.

Когда Игорь Цвирко выступает капитаном драгунов Пепинелли, эта роль, вторичная по значению, выходит в балете на первый план, не уступая по значительности роли Марко Спада, несмотря на гораздо меньшее количество хореографического текста и эпизодов присутствия на сцене. Сочный колоритный образ неистового ревниво-влюблённого итальянца даёт балету особую остроту, усиливает настроение опасного приключения. По счастливому стечению обстоятельств партия идеально соответствует и физическим данным танцовщика, позволяя продемонстрировать ему все свои достоинства и не дать обнаружить ни одного недостатка. Здесь можно говорить о не так часто случающемся более, чем стопроцентном попадании в цель при выборе исполнителя - артист явно провоцирует ускорение пульса конкретной балетной истории.
Отличилась Анна Тихомирова в эпизодической партии Невесты, продемонстрировав завораживающе лёгкую и острую пуантовую технику. При помощи силы стопы и силы пресса танцовщица создала иллюзию едва заметного соприкосновения с землёй, это поистине был танец, живущий в воздухе. Было бы прекрасно, если бы танцовщица запомнила это физическое состояние, и в танце её Маши во втором акте балета "Щелкунчик", зрители увидели то же самое (спектакль ожидается в декабре).
Стильно, с пейзанской кокетливостью исполнила это же соло (Невеста) Дарья Хохлова. Как всегда подарили зрителям веру в светлое счастье любящих сердец пара Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин. Муж и жена в жизни, на сцене этот Жених и Невеста необыкновенно трепетны и нежны, понимают друг друга с полувздоха, И конечно, текст партий для этих молодых, но уже опытных артистов не представляет никакой проблемы.
Невозможно не отметить выразительное исполнение небольшой партии (Подруга Маркизы) Ольгой Марченковой. Её очаровательное живое кокетство соответствует игривой музыке, украшает танец и делает небольшую юмористическую сценку обольщения капитана незабываемой.

Хороша в этой же сцене и Ангелина Влашинец- самоуверенная задира, которую ничем не проймёшь - всё равно уйдёт при своём мнении, не потеряв чувства собственного достоинства и оставив несостоявшемуся кавалеру в подарок чувство вины.
Обратил на себя внимание в партии Жениха Михаил Кочан. Показал свою любовь к чистоте танца, хорошую координацию, вращение, благородство манер и способность быть приятным кавалером для дамы.
Алексей Лопаревич (Брат Борромео, казначей монастыря) как всегда порадовал зрителей нетривиальным подходом к своему персонажу. И к удовольствию всех артистов Большого создал великолепный видеоролик о жизни героев "Марко Спада" на сцене и за кулисами (его можно увидеть на просторах интернета).
Артём Овчаренков партии Марко Спада предпочёл не ломать свою "принцевскую природу", и когда этот насмешливый ловкий беспафосный бандит начинает танцевать, мы, всё-таки, видим тень Принца-Щелкунчика и Дезире. Особенно эффектен в исполнении танцовщика финал первого акта (фирменный пируэт "от Артёма Овчаренко") и финальная взрывчатая динамичная вариация третьего акта, которую артист исполняет очень музыкально. К лакоттовскому многословию танцовщик относится с безмятежностью, которой, недалеко даже и до некоторой распущенности, но как раз этого Артём себе, к счастью, не позволяет. Выглядит артист в роли разбойника чрезвычайно эффектно: хищные скулы, цепкий оценивающий взгляд, разгадывающий людей в два счёта, рот, готовый взять быстрый поцелуй и рассмеяться, смелая небрежность манер - молодой человек вполне тянет на секс-символ Голливуда.
После премьеры Артём отметил, что подготовка балета подняла его на более высокую ступень профессионального мастерства, то, что казалось сложным ещё пару месяцев назад, сегодня кажется лёгким. "Я счастлив, что в репертуаре появился балет "Марко Спада", говорит он, - это тот балет, который будет позволять нам - танцовщикам - держать себя не просто в форме, а в суперформе! Я не только получаю удовольствие от того, что создаю на сцене интересный, неоднозначный образ пирата, не только наслаждаюсь тем, что ношу живописные костюмы, но каждый раз уважаю себя, когда мне удаётся достойно справится с заковыристым хореографическим текстом, предложенным Пьером Лакоттом, когда я чувствую себя полновластным хозяином своего тела и понимаю, что могу заставить его творить чудеса. Были моменты, когда на репетициях стучало в висках от перенапряжения. Но мы не сдавались - шли вперёд. И научились сложное превращать в удовольствие. И сегодня мы дарим наслаждение зрителям, не помня об усталости".

Премьерный результат оправдал ожидания художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина. Он высказал слова благодарности танцовщикам: "Я доволен работой каждого из артистов. Они удивили и восхитили меня. Такое подвластно только танцовщикам 21-го века, тем танцовщикам-универсалам, чьё тело мобильно, выносливо, тем артистам, которые обладают уникальным энергетическим запасом, уникальным танцевальным опытом и необыкновенной внутренней свободой. Они сегодня ничего не боятся. Они верят в себя. Они живут в танце - сильные, юные, дерзкие".
Очень хочется надеяться что Большой театр не оставит без внимания прекрасные работы своих артистов, со временем покажет их миру в кинотеатрах и, возможно, выпустит DVD с записьюбалета.



Игорь Цвирко блистал в Большом театре, в этом сезоне перебрался в Будапешт, а 1 декабря те из зрителей, кому повезет, увидят его в постановке "Щелкунчика" в Александринском театре. С премьером Венгерского государственного театра оперы и балета разговор ведет писательница Валерия Вербинина .

- Что для вас значит роль в "Щелкунчике"?

- Планируете ли вы чаще приезжать в Россию, особенно в Москву?

Конечно, планирую. Мне за последнее время посчастливилось почаще бывать в России. Недавно я исполнял роль принца в "Золушке", а в декабре ждёт "Щелкунчик" на сцене Александринского театра, гала вечер, и дебют в восстановившемся в Михайловском театре спектакле "Спартак". Также есть желание приехать в Новосибирск. Спасибо хочется сказать Владимиру Абрамовичу Кехману, который даёт шанс приезжать. Ну и конечно с 1 января, я надеюсь, мы будем видеться чаще в стенах родного Большого театра.

- Среди тех партий, которые вам пришлось исполнять - а их немало - есть ли какая-то самая любимая?

Конечно. Любимая и самая желанная была станцована не так давно – это, безусловно, балет Юрия Григоровича "Спартак". Мужской, силовой спектакль с внутренним миром героя, восхитительной музыкой и, конечно, хореографией. Также любимой могу назвать партию Нуреева в одноимённом балете, но это скорее больше актерская работа в синтезированном многогранном спектакле.

- Есть ли у вас какая-то мечта – в профессиональном плане и не только?

В профессиональном плане - чтобы на меня поставили спектакль. И сделать большой проект классически-современного типа, для популяризации балета в нашей огромной стране.

Балет – очень сложная профессия, а происходят ли там какие-нибудь забавные случаи, на сцене или за кулисами?

Самый забавный случай, который произошёл в моей карьере, это когда мне пришлось выйти на историческую сцену Большого театра в спектакле "Жизель", в партии главного героя Альберта, совершенно не зная порядка, и все артисты, во главе с моим педагогом, подсказывали порядок из-за кулис. Сейчас вспоминать это весело, но в тот момент казалось - вся жизнь проходит перед глазами (смеется ).

С музыкой в классическом балете все понятно, а какую музыку вы слушаете в жизни? Есть ли какие-то предпочтения?

В хореографическом училище я предпочитал слушать хип-хоп и рэп, но потом понял, что это слишком узко, и начал слушать все. Рок, рэп, поп; люблю джаз и блюз. Я меломан. Но если выделять среди исполнителей то это, безусловно, Queen, Michael Jackson, Adele, Alicia Keys, Sia… Из российских исполнителей это "Любэ" - потому что это воспоминания о детстве! Люблю слушать Басту и Noize MC.

Страсть и любовь к футболу началась очень давно, в училище. Из российских команд это безусловно "Локомотив", среди грандов европейского футбола - мой безусловный фаворит футбольный клуб "Челси". Я обожаю синий цвет, и когда-то, очень давно, это стало решающим в выборе команды (смеется ).

- И последний вопрос. Кошки или собаки?

Здесь и говорить нечего: только собаки. У нас их две: петербургская орхидея Тася и бивер-йорк Крош. А если взять общее количество собак в нашей семье, то их 9. Начиная от тойтерьера и заканчивая леонбергером.

О балете «Нуреев»

Балет «Нуреев» очень интересный: он сочетает в себе элементы хореографии, оперного и драматического искусства. От того он мне кажется невероятно свежим. Это не балет в чистом понимании слова, скорее, перед нами полноценный спектакль. Юрий Посохов начал подготовку с дуэта Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна — номер получился трогательным и прекрасно вписался в весь биографической контекст сюжета, ведь Брун занимал очень важное место в жизни Нуреева. Естественно, во всех процессах принимал огромное участие и сам Кирилл Серебренников, потому что он написал либретто, разрабатывал сценографию к балету, да и концепция постановки принадлежит ему. У меня остались очень приятные ощущения от спектакля, и, честно говоря, мы все очень переживали по поводу того негатива, который в какой-то момент появился вокруг: каждый человек, связанный с этим балетом, отдавал ему себя полностью.

О Кирилле Серебренникове

С Кириллом Семеновичем я столкнулся еще во время работы над партией Печорина. Серебренников — театральный режиссер, который явно неровно дышит к балету. Когда ходишь на спектакли в «Гоголь-центр», то это очень заметно: бывает, что его артисты выходят на сцену в пачках, или мелькает где-то изображение лебедя. Если сравнивать постановочный процесс «Героя нашего времени» и «Нуреева», то в первом случае Кирилл Семенович не так много принимал участия в создании танца, но всегда требовал от нас драматических нюансов и говорил, например, «так лучше не делать», а «в этой сцене надо так». За хореографию отвечал все тот же Юрий Посохов, которого я хорошо чувствую – мы даже иногда придумывали какие-то связки вместе. Спектакль получился очень необычным – всегда всем советую его посмотреть.

О начале карьеры в Большом театре

Я мечтал попасть в Большой театр и был очень рад, когда меня зачислили в кордебалет. Безусловно, я смотрел записи великих танцовщиков, но представить не мог, что способен достичь какого-то подобного уровня – просто много трудился и показывал, что я могу, я готов, я справлюсь. Однажды буквально за 15 минут до начала спектакля «Золотой век» мне сказали, что я должен выйти в сольной партии, а я видел разводную репетицию только накануне, но пришлось быстро сконцентрироваться. В итоге, когда я танцевал на первом плане, мне нашептывали, куда делать, например, выпады: вправо, или влево (смеется ), но все получилось. Потом была «Жизель», хотя я никогда «не метил в Альберты» и не исполнял эту роль. Артист получил травму, а я сидел ждал жену – даже не успел опомниться, как меня одели в трико и отправили на сцену. Конечно, что-то всплыло в памяти, например, адажио, но многое просто подсказывали: сколько бризе, какие кабриоли, в какую сторону делать диагональ (смеется ). С этого и начался мой путь экстренного попадания в сольные партии.

О балете «Марко Спада» Пьера Лакотта

На момент, когда меня неожиданно включили в список исполнителей в балете Лакотта «Марко Спада», я даже не существовал в качестве солиста: просто был знаком с его пластикой и работал в разных вариациях в его постановке «Дочь Фараона». А тут такой сюрприз: там ведь даже третьим составом были прописаны мэтры. Во время репетиционного процесса я просто работал, выполняя все требования хореографа, и меня поставили в третий состав. Сам спектакль – тяжелый, с традиционной для Лакотта заковыристой хореографической лексикой. Мне казалось, что он совершенно не по моим ногам: там очень мелкая техника, которую надо выделывать низом стопы. В этом балете больше всего нравится третий акт: он по моему нутру, бандитский (смеется ), хотя и со вторым, где танцуешь в белом трико и парике, я сроднился.

О современных проектах

С первого года работы в театре я участвовал во всех современных проектах – меня сразу включали в постановки и МакГрегора, и Форсайта. В результате я стал и продолжаю оставаться человеком, который может работать в разных направлениях. Для шоу «Большой балет» мы исполняли номер «Тонкая кожа» Марко Геке – тогда это был совершенно новый стиль для меня. Я был в таком восторге, будто это был самый классный номер, который мне довелось исполнить: такой европейский стиль, граничащий с сумасшествием. Да и в последнее время хочется на сцене каких-то безумных проектов, более жестких: например, обмазаться чем-нибудь, только когда это оправданно, конечно, и наполнено подтекстом, иначе все теряет смысл.

О педагоге

Еще в первые годы работы в Большом я понял, что надо развиваться. Мне повезло: в тот момент к нам вернулся мой педагог Александр Николаевич Ветров. Он мне сказал, что работа предстоит непростая, если я хочу добиться большего, и если бы не он, я был не стал таким, как сейчас. Помимо физических нагрузок ты испытываешь огромное психологическое давление: постоянно одолевают сомнения – а получится ли пируэт, который, казалось бы, никому не важен, но на самом деле почему-то важен. Мой педагог помог справиться и с физикой, и с такими моментами. Конечно, огромное влияние оказала на меня и жена – она всегда придает уверенности и смелости.

Текст: Ольга Угарова

Фото Алиса Асланова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры