Иллюстрация к произведению слон куприн. Образовательный портал

Главная / Развод

другие презентации на тему «Рассказ А.И. Куприна «Слон»»

«Куприн рассказ Слон» - Как слон. Русский геолог, исследователь Камчатки. Что самое лучшее лекарство? Сила родительской любви. Сбывшаяся мечта. Подготовить пересказ рассказа от другого лица. Карл Дитмар. Крылатые выражения: Делать из мухи слона. Анализ художественного рассказа Александра Куприна «Слон». Укрепить навыки выборочного чтения.

«Писатель Александр Куприн» - И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Очень скучал по Родине. Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева. Книги А.И. Куприна. Александр Иванович очень волновался. Куприн Александр Иванович - талантливый писатель.

«Рисование слона» - Как нарисовать слона? Поэтапное рисование. Возьмите в руки карандаш. Этап 3: Далее на голове слоника рисуем уши. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Итак, приступим к обучению поэтапного рисования. Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона.

«Где живут слоны» - Тропический лес. Попугай. Индийский слон. Нильский крокодил. Бегемот. Саванная зебра. Растительность саванн. Страус. Желтоклювый токо. Жираф. Обезьяна. Леопард. Африканская саванна. Папоротники. Жители саванн. Африканский слон. Лев. Мартышка. Птица-секретарь. Фламинго. Бабуин. Где живут слоны? Носорог.

«Творчество Куприна» - Товарищи грубы, начальство недоброжелательно.» А.И.Куприн. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Начало литературной деятельности. Там находится 4 года. А.И.Куприн. Повесть "Олеся" (1898). Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии.

«Где живут слоны урок» - Слоны – очень умные животные. Физкультминутка. Повторение изученного. Тема: «Где живут слоны?». Головой кивает слон. Самое удивительное у слона – хобот. Руки вверх поднять пора. Вдох глубокий, выдох полный Разгулялись в море волны. живут в Африке и Индии. Слоны. Спят слоны стоя и мало. Дружно ловим комара.

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор - высокий, седой, в золотых очках - рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами.

Прощаясь, главный доктор говорит громко:

Главное, - не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.

Ах, доктор, но она ничего не хочет!

Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…

Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…

Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, - то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!

Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется ли тебе чего-нибудь?

Нет, мама, ничего не хочется.

Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…

Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!

Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

Тебе что-нибудь нужно? - спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?

Конечно, моя девочка, конечно, можно.

Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:

Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.

Ты погляди только, Надя, - говорит папа. - Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:

Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…

Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах… И потом, где я его достану?

Папа, да мне не нужно такого большого… Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого… Хоть слоненышка.

Милая девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Девочка грустно улыбается.

Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника… настоящего.

И она тихо закрывает глаза и шепчет:

Я устала… Извини меня, папа…

Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:

Ольга! Пальто и шляпу!

В переднюю выходит жена.

Ты куда, Саша? - спрашивает она.

Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.

Я сам, Машенька, не знаю куда… только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.
Жена смотрит на него тревожно.

Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?

Я совсем не спал, - отвечает он сердито. - Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.

И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.

Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки - одни в красных юбках, другие в синих штанишках - ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.

Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.

Извините, пожалуйста, - говорит Надин отец. - Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:

Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.

По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова… Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?

Ну вот… Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но… спаси бог… вдруг ее болезнь окончится плохо… вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего желания!..

Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:

Гм… А сколько вашей девочке лет?

Гм… Моей Лизе тоже шесть. Гм… Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал… Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.

О, конечно, конечно… не беспокойтесь об этом…

Потом: позволит ли полиция водить один слон в один дом?

Я это устрою. Позволит.

Еще один вопрос: позволит ли хозяин вашего дома вводить в свой дом один слон?

Позволит. Я сам хозяин этого дома.

Ага! Это еще лучше. И потом еще один вопрос: в котором этаже вы живете?

Во втором.

Гм… Это уже не так хорошо… Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов.

Надин отец задумывается на минуту.

Знаете ли что? - говорит он. - Поедем сейчас ко мне и рассмотрим все на месте. Если надо, я прикажу расширить проход в стенах.

Очень хорошо! - соглашается хозяин зверинца.

Ночью слона ведут в гости к больной девочке.

В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.

Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.

Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.

Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:

Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.

Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.

Но перед лестницей слон останавливается в беспокойстве и упрямится.

Надо дать ему какое-нибудь лакомство… - говорит немец. - Какой-нибудь сладкий булка или что… Но… Томми!.. Ого-го!.. Томми!

Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. Однако немец оказывается хитрее. Держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним. На площадке Томми получает второй кусок.

Таким образом его приводят в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой… Слона привязывают за ногу к кольцу, ввинченному в пол. Кладут перед ним свежей моркови, капусты и репы. Немец располагается рядом, на диване. Тушат огни, и все ложатся спать.

На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает:

А что же слон? Он пришел?

Пришел, - отвечает мама, - но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.

А он добрый?

Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.

А он смешной?

Немножко. Надень теплую кофточку.

Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна.

Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.

Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:

Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.

Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку.

Здравствуйте, как вы поживаете? - отвечает она. - Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?

Здравствуйте, Томми, - произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». - Как вы спали эту ночь?

Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

Ведь он все понимает? - спрашивает девочка немца.

О, решительно все, барышня!

Но только он не говорит?

Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.

А вы, Томми, уже пили чай? - спрашивает девочка слона.

Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.

Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?

Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.

Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.

Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами:

Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла - это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа - Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это - Матрешка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но все-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети.

Томми согласен. Он смеется, берет Матрешку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка. Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую.

Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет:

Это лошадь, это канарейка, это ружье… Вот клетка с птичкой, вот ведро, зеркало, печка, лопата, ворона… А это вот, посмотрите, это слон! Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?

Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.

Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:

Позвольте, я все это устрою. Они пообедают вместе.

Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон - разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону - теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое - девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве.

После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям.

Не бойтесь, он добрый! - успокаивает их девочка.

Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают.

Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают.

В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота…

Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:

Мо-лоч-ка!

Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:

Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

Уже нарисовал +3 Хочу нарисовать +3 Спасибо +66

На это странице вы обязательно научитесь рисовать слона карандашом поэтапно, для этого мы собрали для вас несколько пошаговых уроков, а также видео урок. Подготовьте карандаш. бумагу и хорошее настроение.

Как нарисовать слона карандашом поэтапно для начинающих

Видео урок: как нарисовать слона карандашом

Как просто нарисовать слона поэтапно


Как нарисовать слона в движении карандашом поэтапно

Видео: как нарисовать милого Слоненка ребенку

Как научиться нарисовать 3Д слона на мяче поэтапно

В этом замечательном и простом уроке вы узнаете как нарисовать 3Д слона стоящего на мяче шаг за шагом

  • Шаг 1

    Привет! Сегодня Вы узнаете, как нарисовать 3Д слона на мяче поэтапно. Начнём с того сто наметим голову и спину.


  • Шаг 2
  • Шаг 3

    Теперь рисуем мяч, глаз, ухо и намечаем хвост.


  • Шаг 4
  • Шаг 5

    Добавляем цвет животному.


  • Шаг 6

    Завершим разукрашивание слона и перейдем к следующему шагу.


  • Шаг 7

    Теперь поэтапное нанесение тени. Начинаем с самого светлого тона.


  • Шаг 8

    Затем следующий тон тени.


  • Шаг 9

    Завершим затенение рисунка, тень на этом этапе будет самой темной.


  • Шаг 10

    Чертим пунктирную линию, по которой удаляем верхнюю часть листа.


  • Шаг 11

    Супер! Наш цирковой слон получился. Творческих успехов и до новых встреч на purmix!


Перед нами книга, напоминающая старинную шкатулку, из которой мы достаем одну за другой винтажные открытки с посланиями, вырезки из старых газет и разные детали быта. В «Слоне» мы погружаемся в историю, рассказанную Александром Куприным и проиллюстрированную всемирно известного художником Геннадием Спириным.

При имени Куприна сразу же вспоминаются повести о неразделенной любви и трудных судьбах: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Но вместе с тем писатель очень любил писать о животных. Их присутствие побуждает нас быть милосерднее, добрее и живее. В рассказе для детей «Слон» больную девочку Надю вернул к жизни большой, добрый, морщинистый великан.

Девочка Надя болеет, и жизнь угасает в ней: ни аппетита, ни сил, ни желаний – полная апатия. Доктор говорит родителям, что единственное средство вылечить ее – развеселить.

И вот однажды сон о слоне пробуждает в Наде тень интереса к жизни. У нее появляется мечта – увидеть слона, и не игрушечного, не нарисованного, а живого.

Милая моя девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно, как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Отец ходит из угла в угол, пытаясь придумать, что же делать. Внезапно идея осенила его, он решительно направился поговорить с директором цирка, где выступали слоны, и упросить его на один день привести слона домой к дочери.

Удивительная доброта объединяет людей в этой истории Куприна. Девочка больна, но изо всех сил старается не расстраивать родителей. Отец делает все возможное и невозможное, чтобы порадовать дочь. Хозяин зверинца, где живет слон, идет им навстречу и разрешает привести того к девочке в дом.

В полном соответствии с реалистичной манерой писателя изобразил Геннадий Спирин слона. Реалистичные, трогательные, детально прорисованные иллюстрации во всем созвучны тексту. На нас с книжных страниц смотрит действительно не нарисованный, а самый настоящий слон, как и просила девочка Надя. «Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые».

Слон пожал девочке руку при встрече и очень обрадовался сладким булкам, которыми его угощали. Девочка пьет чай, а слон Томми сахарную воду. Надя знакомит его со своими куклами, беседует с ним, а потом так и засыпает рядом. Ей снится сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток». Слона уводят утром к себе в зверинец, а девочка просыпается бодрая. Счастливая, она просит передать Томми, что уже совсем здорова.

Вот такое обыкновенное чудо описал Куприн, которое могло произойти в жизни каждого, и причина тому – доброта. Современники называли Куприна «писателем без выдумки», ведь он практически не отходил от реальности, а порой даже перенасыщал текст натуралистическими подробностями. Для писателя чудо – это способность не сломаться ни перед болезнью, ни перед другими трудностями и сохранить в себе все лучшее, доброе, искреннее. Как известно, художник отражает в произведении самого себя. В жизни писателя присутствовала жажда приключений, познания себя, постоянная борьба с внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, поэтому и темы для рассказов Куприн черпал не в сказках и легендах, а в реальной жизни.

Иллюстрации в рассказе «Слон» – сдержанные по цвету, в коричневой гамме, почти монохромные, будто покрытые лаком, пожелтевшим от времени в начале книги и все более яркие, освещенные солнцем по мере возвращения к девочке Наде жизненных сил.

Произведением «Слон» Александра Куприна издательство «Рипол» открывает авторскую серию иллюстратора Геннадия Спирина, в которую войдут как не изданные ранее, так и его знаменитые хиты.

Художник уже много лет проживает в США, однако его творческий путь начался в Москве в 1979 году, когда он начал работать художником-иллюстратором. Его акварельные работы для детских книг получили множество наград, и он является одним из лучших признанных во всем мире художников-иллюстраторов.

Геннадий Спирин в своем творчестве использует прием стилизации иллюстраций под полотна старинных мастеров эпохи Ренессанса. Этот ход завораживает, будто сам Брейгель, Ботиччели, Рафаэль, Тициан продолжают создавать для нас свои полотна. Рисунки в детской книге становятся не просто картинками к тексту, а копилкой шедевров, иллюстрирующих историю.

В данной книге приведены исторические справки о быте того времени, о проделках слонов, о здании цирка, о популярных тогда игрушках. Все это тоже усиливает ощущение старины и реальность истории, которую рассказал автор. Куприну свойственна неспешная беседа с читателем, четкая простая сюжетная линия и детализированное изображение окружающего мира. И, конечно, главное, что воспевает автор – преданность, бескорыстная помощь и дружба. Когда человек стоит на грани жизни и смерти, становится ясно, ради чего стоит бороться. Все лучшее исходит от любви и должно побеждать.

Эта звонкая, трогательная проповедь любви актуальна и теперь. Ребенок после прочтения этой книги может задуматься о том, как важно быть добрым, отзывчивым, о том, как и почему совершается подвиг, о чем же мечтает он сам.

Екатерина Плаксина, специально для

Технологическая карта урока по литературному чтению

А. Куприн «Слон»

Чуприна Светлана Леонидовна
Учебный предмет: литературное чтение Класс: 3 Б класс Школа: ГБОУ СОШ № 145 УМК: Образовательная система «Школа России» Учитель: Чуприна Светлана Леонидовна А. И. КУПРИН «СЛОН» (учебник, с. 25-40; рабочая тетрадь, с. 57) Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему Основные понятия Основная мысль произведения. Межпредметные связи Окружающий мир. Технологии Элементы продуктивного чтения, критического мышления,здоровьесберегающие Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением А. И. Куприна; научатся читать вслух бегло, осо- знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока; коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка...Учебник “«Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс, 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение,2016 2 .Презентация к уроку. 3. Карточки самооценки 4.Сигнальные кубики 5.Карточки для работы групп. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения, развитие чувственного восприятия окружающего мира. Урок увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к семье, близким. Тема урока легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы учащихся.Перед учениками ставятся посильные проблемы для того, чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся. Для активизации мышления учащихся используется систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создаются проблемные ситуации, для воспроизведения материала активно используется работа с учебником  Этапы урока учитель ученик оборудование Организа ционный момент. Эмоциональный настрой - Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. - А сейчас закройте глаза и проговаривайте за мной последнее слово фразы. На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши внимательно слушают и всё слышат. Голова хорошо думает. -Откройте глаза. -Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. (Дневник, учебник) -Хорошо. Тогда мы начинаем. повторяют Актуализация знаний Работа в парах: Речевая разминка Стадия вызова Проблема. Прогнозирование содержания рассказа Работайте в парах. Проверка д/з 1)-С каким произведением мы познакомились на пошлом уроке? -Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? -О чём она заставляет задуматься? -Какие пословицы подходят к этому произведению? -Убрать лишнюю -Объяснить как понимают пословицы. 1. Значит то, что счастье нужно искать внутри, а не во внешних факторах. 2. Если человек стремится к счастью к тому оно и придет. 3. Если ты будешь хорошо относиться к человеку, он будет относиться к тебе так же.) -Что же нас ждёт сегодня на уроке литературы? - Прочитайте загадку, отгадайте её и попробуйте определить тему нашего урока. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит ….(Слон) - Кто это? - Прочитайте слова орфографически - Прочитайте слова орфоэпически --Прочитайте грустно. - Прочитайте весело. -Назовите отгадку -А что вы знаете о слонах? — Кто-нибудь из вас видел живого слона? — Где в СПб можно увидеть героя, о котором говорится в отгадке и видите на иллюстрации? -Почему? -« Верите ли Вы..» Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы,что каждый из вас талантлив и уникален? Учитель: Верите ли вы, что слон может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом? Учитель: Верите ли вы в чудеса? Учитель: Верите ли вы, что чудеса можно сделать своими руками? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что любящие родители ради выздоровления ребенка могут привести в дом слона? - И сегодня мы познакомимся с удивительным слоном. Рассказ так и называется - «Слон». ? -Откройте учебник стр. 25, прочтите название, автора, полистайте и рассмотрите иллюстрацию к тексту. -Кто автор? -Какие книги вы читали этого автора? -Предположите, о чём будет произведение? -Какая тема урока? Дерево «Предсказаний». Получится или нет? -Какая тема урока? Определим цели урока, расставив их по порядку 4-Высказывать свою точку зрения. 3 -Работать над грамотным выразительным чтением. 1-Познакомиться с содержанием рассказа"Слон". 2-отвечать на вопросы по содержанию, подтверждая выдержками из текста(ориентироваться в тексте) (на доске прикрепляю -получается план урока) ответы детей Автор хотел донести мысль, что и в обычной жизни есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Делайте добро другим и оно к вам вернется в трудную минуту. -Счастье в нас, а не вокруг да около. -Кто за счастье борется, к тому оно и клонится -На добрый привет - добрый ответ. - -Жаль друга, да не как себя. читают слон Ответ уч-ся. Живёт в Африке, очень крупное и т.д., Это большое животное, имеет хобот … -В зоопарке, в цирке. -Дети отвечают Предположения -Знакомство с произведением Александра Куприна « Слон» отвечают слайд.Изображение воробья слайд пословицы(одна лишняя, выскакивают по очереди) слайд слайд Иллюстрация - обложка книги. кубики Надпись Дерево «Предсказаний». -Учитель кратко записывает на доске высказывания детей слайд карточки на доску Первичное чтение Прослушивание текста Беседа Словарная работа -Проверим предположения, прослушав часть произведения.Вы следите по ходу прослушивания по тексту для подготовки к грамотному выразительному чтению. Слушайте внимательно. Чтение « Буксир» (Чтение первой части рассказа стр.25 до слов " Через 2 часа..."-29(4 абзац) - Понравился ли вам отрывок произведения? Чем? - Что почувствовали при прослушивании? -Обратите внимание на доску, где записаны ваши предположения до чтения. Подтвердились ли они? Почему есть несовпадения? - Так как рассказ был написан в начале ХХ века в 1907 году, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. -Где мы можем найти объяснение слов. - Объяснить значение этих слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.. Толковый словарик Гостиная Комната для приема гостей. Горничная Работница в частном доме, убирающая комнаты. Равнодушно Безразличный, безучастный к людям, к окружающим. сударыня Вежливое обращение к женщине зверинец Место,где содержат зверей для показа передняя прихожая -Я напечатала лексическое значение некоторых слов. - Мы работали не зря.Ваш словарный запас пополнился новыми словами. Читают со мной (следят) Ответы детей -Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить 1.У нас не было информации о героях и их поступках 2. Не дочитали до конца Толковый словарь Ожегова Читают- объясняют физминутка Работа с текстом I. Физ-минутка. Зрительная гимнастика. Поработали мы дружно, Отдохнуть немножко нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза. (Далее шепотом) Наступает, наступает, Наступает тишина. - В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные фантастические события? - От чьего лица ведется рассказ? 1-ю часть (стр 25-29 до слов «Через два часа......) Ответьте на? - Кто главный герой произведения? - Что вы узнали о девочке? Прочтите -Давно ли больна Надя? Прочтите. - Что посоветовал доктор родителям? Подтвердите. - Найдите подтверждение тому, что с девочкой что-то не так. - Так чем же больна Надя,какой диагноз поставил доктор? -Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения. Как мы видим, это опасно. -Как же помочь девочке? !!- Чтобы вы посоветовали родителям Нади? -Какие еще вопросы по содержанию этой части вы хотели бы задать автору? - История, возможно,была в реальности. автора чтение девочка Надя нездорова давным -давно Главное - не давайте ей скучать. Исполняйте все её капризы -«не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...» Больна равнодушием к жизни и больше не чем -Она больна не физически, а душевно. Ей неинтересно жить. Друга,больше двигаться 2 вопроса листочки с вопросами? на листах заранее на которые надо найти ответ Работа в группе Работа по группам(повтор правила) 1,5,4 группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 2,3 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. -Защита—Кто искал ответ на этот? -У вас есть другой ответ? - Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку? - Как вы думаете, приведет ли папа живого слона? - Об этом мы прочитаем и узнаем на следующем уроке. - Командир читает задание Защита своего выступления Конверты с заданиями Творческая работа. составление Сиквейна Итог урока Рефлексия -Я предлагаю сочинить мини -сочинение Синквейн про девочку Надю. Какой мы её увидели в начале рассказа. Сегодня на уроке я прочитал… Меня удивило… Я сказать спасибо…, за… - -А вы хотите порадовать девочку Надю? Мы можем подарить наших слоников Наде. Может это подымет ей настроение. Если вам понравилось работать сегодня на уроке и вы остались довольны своей работой, прикрепите розового слоника, если вы не очень довольны своей работой, то синего. А я хочу оценить работу на уроке моих помощников и ставлю им оценки 5. Составляют,зачитывают Слайд Предложить гостям(листы) шкала самооценки на доске порадовать Надю Домашнее задание Выразительное чтение по ролям отрывка - базовый уровень Подготовить краткий пересказ отрывка истории. - повыш.уровень Рисунок Мечту девочки. - по желанию показ кубиками - Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам многое узнать, выполнить правильно задания. Спасибо за урок! Приложение 1 Счастье в нас, а не вокруг да около. Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. На добрый привет - добрый ответ. Жаль друга, да не как себя. ____________________________________________ Счастье в нас, а не вокруг да около. Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. На добрый привет - добрый ответ. Жаль друга, да не как себя. ______________________________________________ Счастье в нас, а не вокруг да около. Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. На добрый привет -добрый ответ. Жаль друга, да не как себя. Приложение 2 Толковый словарик Гостиная Комната для приема гостей. Горничная Работница в частном доме, убирающая комнаты. Равнодушно Безразличный, безучастный к людям, к окружающим. Сударыня Вежливое обращение к женщине Зверинец Место,где содержат зверей для показа Передняя Прихожая Толковый словарик Гостиная Комната для приема гостей. Горничная Работница в частном доме, убирающая комнаты. Равнодушно Безразличный, безучастный к людям, к окружающим. Сударыня Вежливое обращение к женщине Зверинец Место,где содержат зверей для показа Передняя Прихожая Приложение 3 1группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 5группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 4 группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 2 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. 3 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. Приложение 4 4- Высказывать свою точку зрения. 3 - Работать над грамотным выразительным чтением. 1- Познакомиться с содержанием рассказа"Слон". 2- Отвечать на вопросы по содержанию, подтверждая выдержками из текста(умение ориентироваться в тексте).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры