Изложение по картине перова тройка. Сочинение: описание картины В

Главная / Развод

Работа над изложением «Вторая встреча»

(отрывок из рассказа В.Г.Перова «Тетушка Марья»)

I . Пояснения для учителя.

Изложение-эффективный вид работы по развитию речи,формирующий умение точно передавать прочитанное.Оно позволяет вести работу над умением сжато и выборочно изложить исходный материал.Упражнения в перестановке частей, включении вставок вырабатывают необходимые умения в совершен - ствовании текста. Написание изложения активизирует работу по обогащению

словаря учащихся.

Текст изложения «Вторая встреча» рассказывает об истории создания кар- тины Перова «Тройка». Изложение состоит из двух частей и ее можно написать с перестановкой материала. Для облегчения работы нужно иметь большую репродукцию картины В.Г.Перова «Тройка».

II . Слово учителя.

Картина В.Г.Перова «Тройка» известна каждому. Знаменитая картина до сих пор волнует наши сердца, вызывает жалость и сострадание к детям. Перов был смелым, прямым и отзывчивым человеком.Он горячо любил искусство,свой народ.С большой любовью он относился к детям, с болью и гневом изображал их тяжелое детство в условиях царской России.

Десятилетия спустя после картины, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который освещает длительный путь творческих исканий художника. В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры для своей картины. III. Беседа по картине В.Г.Перова «Тройка».



Ознакомьтесь с репродукцией картины В.Г Перова «Тройка». (Ученики-мастеровые везут воду ) и ответьте на следующие вопросы:

1).Где происходит действие картины?

2).Чем заняты ребята, которых вы видите на картине?

3).Кто, по вашему, эти дети?

4).В каких условиях трудятся ребятишки?

5).Как художник показал,что на детские плечи возложен непосильный труд?

6).Зачем художник изобразил впереди детей собачонку?

7).Что нравится вам в этих детях?

8).Что говорит вам картина о характере детей?

9).Почему В.Г.Перов назвал картину «Тройка?»

Такая беседа по вопросам подготовит учащихся к написанию изложения.

IV . Чтение текста. Текст размножить и раздать всем ученикам.

Вторая встреча.

Как-то ранним утром к художнику В.Г.Перову постучали.Он вышел и увидел на пороге сгорбленную старушку-крестьянку.Она молча подала свой скромный дар и начала плакать,произнося: «Сыночек-то мой...».Наконец,утерев глаза,крестьян

ка рассказала художнику,что несколько лет назад он писал картину с ее сыночка Васи.Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь свой скарб, про-

работав зиму и скопив деньжонок, пришла купить картину, где нарисован ее Васенька.

Тут вспомнил художник, как бродил он однажды около Тверской заставы в по-исках натуры для задуманного им произведения.Был солнечный день, по дороге

шли мастеровые,они возвращались после праздника в город на работу. И вдруг

в сторонке,на крыльце,где особенно припекало солнце,среди отдыхающих пут-

ников художник увидел крестьянку с мальчиком,именно таким,какого хотелось ему изобразить на картине.Перов упросил мать позволить мальчику позировать

ему.В то время как художник работал,женщина рассказала ему о своем горьком

вдовстве и бедности. Она схоронила мужа и детей и осталась с одним утеше-

нием-сынком Васенькой.

И вот сейчас,одинокая и постаревшая,она вновь стояла перед ним; она при - несла свои скудные сбережения, чтобы купить картину.

Потрясенный до глубины души художник объяснил ей, что картина ему не принадлежит:она куплена известным собирателем П.М.Третьяковым и находит-

ся в его галерее.

Часов около девяти утра Перов повел женщину в Третьяковку.Едва они вошли

в зал, как старушка охнула и упала на колени: она увидела своего Васю.Долго она простояла перед картиной «Тройка».

Наконец,она повернулась к художнику.В глазах ее стояли слезы благодарности человеку, чудесное искусство которого сохранило матери образ сына.

V . Беседа по тексту.

1).Кто и зачем приходил к художнику Перову?

2).Что вспомнил художник?

3).О чем рассказала женщина?

4).Кто такой П.М.Третьяков?

5).Почему старушка охнула и упала?

VI. C оставление плана. В случае перестановки материала последовательность плана может меняться (примерный план).

1. «Сыночек-то мой...»

2. Старушка хочет купить картину.

3. Перов в поисках натуры.

4. Горькая судьба женщины.

5. Картина в галерее П.М.Третьякова.

6. Мать упала на колени...

7. Слезы благодарности.

8. Чудесное искусство.

VII . Чтение и языковой разбор текста.


Так как в тексте говорится о событии, что совершилось, то он насыщен глаголами,обозначающими движение и состояние: постучали, вышел,увидел, плакать, вспомнил, работал и др. Во всем тексте только один случай прямой речи.Автор вводит прямую речь,потому что она особенно важна для развития действия. Для описания женщины дается подробная характеристика: сгорбленная старушка-крестьянка,вдова,одинокая и постаревшая. Говоря о своем сыне, мать употребляет следующие слова: сыночек-то мой, Васенька,одно утешение-сын Васенька.

Слова, нуждающиеся в объяснении: скарб-пожитки,всякие домашние вещи; припекало-сильно печь,греть,обдавать зноем; позировать-приняв определенную позу, служить предметом изображения художнику; вдова-женщина, у которой умер муж; утешение-тот, кто утешает, радует кого-нибудь;галерея-выставка картин, музей; образ-живое,наглядное представление о ком-нибудь

VIII . Чтение текста.Выполнение изложения.

Это наверно самая удивительная и потрясающая по своей простоте картина. Перов долго искал натуру для этих трёх персонажей, которые с огромным усилием тянут на своих детских плечах большую бочку воды. Перов достаточно быстро определился с боковыми персонажами, а вот центрального парня он никак не мог найти. Да и мало кто соглашался тогда идти в мастерскую позировать.

Художник много рисовал этюдных набросков, ища лицо ребёнка, но не мог никак уловить лицо страдания. Уже была найдена композиция, уже составлена тройка – но не было лица центрового. И вот однажды он обнаружил такое лицо среди нищенской детворы. Нашёл родителей этого парня – простых крестьян и стал уговаривать их разрешить нарисовать парня на полотне. Долго не соглашалась мать. Народ тогда был тёмный и верил во всякие суеверия. Одно из суеверий: нарисованный однажды человек вскоре умрёт. Вот это то и пугало бедную женщину. И всё же она согласилась.

Полотно было готово. Его ждало триумфальное будущее. На выставке все были потрясены трагизмом полотна, его печальной безысходностью. Но однажды сам Третьяков заметил, что уже несколько дней подряд одна и та же женщина подходит к полотну и подолгу стоит перед ним плача. А потом выяснил, что это мать того самого «центрового». Вскоре он рассказал про её визиты художнику и тот встретился с нею у полотна. Как выяснилось, мальчик умер от тифа и поэтому она приходит к полотну, потому что на ней он как живой и ещё здоровый. Таким образом, косвенно подтвердилось то самое суеверие.

«Тройка» и сейчас поражает воображение. Но посмотрите, как по-разному хотел создать своё полотно художник. На эскизе совсем другие лица и даже композиция совсем другая. Поворот голов, уходящий прохожий на заднем фоне, стены огромного дома… Всё зарисовано на эскизе иначе, а само готовое полотно пополнилось деталями и немного изменило пропорции подачи. Но от этого творение не стало хуже.

Перов - Тройка

Картина «Тройка» В.Г. Перова, считается одним из известнейших полотен русского художника. Василия Григорьевича по праву можно назвать народным художником, все сюжеты его картин наполнены участливостью и сопереживанием простому крестьянскому люду. Сюжет этого творения – обычный рабочий день юных мастеровых.

Зимний промозглый день, холодный ветер пробирает до костей. А трое ребят – двое мальчиков и девочка, впряглись, словно тройка лошадей в дубовые обледенелые сани и тащат в гору здоровую кадку с водой. Их напряженные отрешенные лица, вызывают грусть и печаль. Титанические усилия прилагают дети, чтобы хотя бы слегка сдвинуть груз. Сани скользят по льду, скатываются назад. Легкие куртки продувает насквозь, ботинки просят каши. Прохожий, сжалившись, над несчастными толкает изо всех сил бочку, желая облегчить их участь. Впереди бежит рыжая собачонка, громко лая.

Измученные и обессилевшие, подмастерья стараются изо всех сил, лишь бы не получить нагоняй от хозяина.
Очень грустно смотреть и больно на это полотно, сколько тоски оно вызывает. Так и хочется вскочить и помочь ребятам! Драматичный сюжет, названный тройкой, весьма правдоподобно изображает жизнь бедного населения. Художник проводя параллель лошадиной тройки с тройкой замерзших ребятишек, пытается подчеркнуть как тяжело приходилось беднякам, а особенно детям, чей труд очень часто эксплуатировали.

4 класс.

  • Сочинение по картине От дождя Маковского (8 класс)

    Картина В.Маковского «От дождя» обладает довольно таки приятной и неимоверно реалистичной цветовой гаммой, тщательно прорисованными персонажами, гармоничными оттенками.

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)

    На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались.

  • Яблонская Т.Н.

    Украинская художница живописец родилась двадцать четвертого февраля 1917 года в городе Смоленске. Семья была творческая, отец – преподаватель словесности, а мать художник график

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Поленов В.Д.

    Семья Поленова принадлежала к просвещенному дворянству. Поэтому в Поленове воспитывали художественный вкус, развивали творческие способности.

Картина «Тройка» - это одно из самых значительных произведений художника В.Г. Перова. На ней изображены дети бедняков, везущие бочку воды по обледенелой дороге. Со времени ее написания прошло много лет. И у современников картины, и у сегодняшних зрителей работа мастера вызывает слезы на глазах и высокое чувство сострадания к людям. Автор картины «Тройка» с помощью попытался воссоздать атмосферу мрачной обреченности, царившей в мире нищих и обездоленных. В настоящее время данное произведение искусства находится в Третьяковской галерее в Москве.

Несколько слов об авторе полотна

Картина «Тройка» - это, пожалуй, одно из самых эмоциональных и известных произведений художника Василия Григорьевича Перова. Он родился в городе Тобольске. Когда его родители переехали в будущий великий мастер поступил на обучение в Арзамасское уездное училище. Там же он с перерывами учился в художественной школе, закончить которою Василию так и не удалось. Зато позже будущий художник получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою жизнь мастер написал множество замечательных картин. Среди них такие работы, как «Приезд станового», «Мальчик-мастеровой», «Плач Ярославны» и многие другие.

Картина «Тройка»: описание

Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для России время. Крепостное право уже отменили, но это не поправило бедственного положения русского крестьянства. Жизнь его по-прежнему была нищей и обездоленной. Многих мастеров искусства тогда волновала тема бесправия и бедноты крестьян, принуждения платить «слезинкой ребенка» за некие жизненные блага.

Это и отразил в своей В центре нее изображены трое детей (учеников мастеровых), везущих огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге - гололедица. Резкий холодный ветер раздувает их плохонькую одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой-то помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо-коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю всю серость, безысходность и ужас ситуации, когда малолетние дети вынуждены выполнять такую черную работу. Обстановку также нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей. У публики рассматриваемое произведение вызывает острую жалость к бедным деткам, на долю которых выпала такая нелегкая участь.

Основная идея

Автор картины «Тройка» здесь обращается к теме детского труда в России тех лет. Сейчас нам сложно представить ситуацию, когда это было вполне законным и абсолютно нормальным, с точки зрения существовавшего тогда строя, явлением. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации. Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты.

Натурщики

Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки и крайнего левого мальчика он их нашел. А вот для изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды на улице крестьянку с сыном, которые шли из рязанской деревни в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына - Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася - ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов предложил женщине нарисовать ее сына. Та согласилась. Так на картине появился новый персонаж.

Судьба главного героя

История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», - так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.

В этой статье дано описание картины «Тройка» Перова, а также рассказано об авторе и фактах, связанных с ее созданием. Надеемся, информация будет интересна широкому кругу читателей.

Картина "Тройка" Василия Перова - одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины - "Ученики мастеровые везут воду".

В те тяжелые времена народ в своей массе был беден, практически не имел никакого выбора. Голод, холод, нужда - вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми. Считалось большой удачей, если находилась возможность отдать ребенка в подмастерье к ремесленнику в город: там ребенок получал жилье, еду, он помогал мастеровому в работе и таким образом овладевал профессией, которая впоследствии могла его прокормить.

На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом, что они просто не выживали, болели и умирали от адской работы. Один из таких примеров мы видим на картине художника.

Раннее морозное утро, город покрыт густым серым туманом, по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой. Видно, мастер пораньше разбудил их и отправил на речку за водой.

День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, их одежда плохо защищает их от холода, но деваться некуда - надо тянуть сани. Мальчик, который впрягся с левой стороны, уже почти падает. Мороз такой, что вода, выплескиваясь, сразу замерзает в сосульки, это только подчеркивает, как замерзли юные работники. Они тянули свои сани в гору, видно, было так тяжело, что какой-то прохожий решил им помочь, подтолкнуть повозку сзади. Дальше дорога идет под горку, будет легче.

Рядом бежит собачка, но и она не добавляет радостных чувств в картину. Все написано серо-тусклыми красками, даже снег. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.

Эта обреченность подтверждается реальной историей, связанной с картиной. Художник искал натурщиков - детей, которые ему позировали для этого произведения. В качестве натурщика для фигуры среднего мальчика, художник пригласил крестьянского мальчика Васю, крепкого и смышленого - на картине он выглядит самым сильным. Этот мальчик, натурщик, умер через несколько лет после написания картины - суровая жизнь не пощадила и его.

Картина "Тройка" - не просто произведение искусства, она - суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры