Какие произведения проиллюстрировала надя рушева. Биография

Главная / Развод

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Выставки

В мае 1964 года - первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению - к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Фильм

В 1969 году на «Ленфильме» был снят фильм «Тебя, как первую любовь...», посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.

Смерть

Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Память о Наде Рушевой

  • Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
  • Также рисунок Нади «Кентаврёнок» стал логотипом Автономной некоммерческой организации "Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентавренку.
  • Её именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей её жизни и творчества.
  • На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Творчество

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.

Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», - говорила Надя.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. Саров Нижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Циклы и работы

  • Автопортреты
  • Балет
  • Война и Мир
  • Западная классика
  • Маленький принц
  • Мастер и Маргарита
  • Мир животных
  • Пушкиниана
  • Русские сказки
  • Современность
  • Тува и Монголия
  • Эллада

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» - лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой девочки.


1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа- Рушева.


Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу . На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время - рисовала то, что в данный момент чувствую <...> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“ ...»


Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции - часто всего несколькими линиями.


Наталья Гончарова, жена Пушкина - пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение - не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади - её удивительное воображение, которому научить невозможно.


Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки - в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.


Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», - написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны - чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка - гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», - писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же - никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», - восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.


«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади - это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.


Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)


Другие известные циклы Нади Рушевой - «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова - и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной - удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».



Мастер и Маргарита




Первая встреча Мастера и Маргариты




Маргарита выхватывает рукопись из огня



Поэт Бездомный

9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма - те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.



Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо - дожить до 17 лет с таким диагнозом.

Никто не знал, что у Нади аневризма - она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, - теперь нечего бояться преждевременной оценки.

- из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков - книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Надя Рушева рисовала легко, безыскусно, детски гениально, стала знаменита и умерла семнадцати лет, в 69-м. 120 листов её графики (а всего их более 10 тысяч) в музей на Делегатской привезли из Тувы, из собрания Национального музея. Мать художницы, живая театральная легенда Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева стала первой тувинской балериной.

Автопортрет

Родившийся через полтора месяца после смерти Нади Рушевой, я застал отблески посмертной её славы, скоро ставшей легендарной. По советскому ТВ часто крутили документальный фильм о девочке с лицом моделей Модильяни, её поездке в Артек. Номер журнала «Юность», в котором опубликовали подборку её писем, рассыпался на отдельные странички, так его зачитали. В этих детских, в сущности, словах и рисунках, более всего похожих на почеркушки, действительно, была, да и до сих пор никуда не делась, сложно формулируемая притягательность.


Танцовщицы Эллады

И дело тут не в преждевременном уходе Нади, хотя «смерть на взлёте» - важное условие возникновения мифа о художнике. Тем более, что её успели признать при жизни, провозгласив беспримерным вундеркиндом. В СССР детей любили и пестовали, возможно, как нигде больше. Однако, внимание к юным дарованиям не было исключительно советским феноменом. В книге «Мифологии» Ролан Барт описывает «дело Мину Друэ», взволновавшее и расколовшее французское общество в 1955-м году, когда даже опытные литературоведы не могли разобраться в подлинности стихов девятилетней девочки. Барт вспоминает ещё подобные случаи и объясняет миф детской гениальности особенностями современного отношения к детству, возникшего ещё в романтическую эпоху:

Прежде всего - перед нами до сих пор неизжитый миф о гениальности. Классики утверждали, что гениальность - это продукт терпения. Ныне же считается, что быть гениальным значит уметь опережать время, уметь в восемь лет делать то, что обычные люди делают в двадцать пять. Оказывается, что это вопрос всего лишь экономии времени…


Надя и художник Василий Ватагин. 1965

Поклонение вундеркиндам Барт сравнивает с образцовым выполнением всякой капиталистической деятельности - выигрывать время… Хотя этот экономический аргумент вряд ли описывает тот эффект, с каким, уже гораздо позже явления Нади Рушевой, в литературу вошла Ника Турбина. Девятилетнего поэта открыл и впервые опубликовал в «Комсомольской правде» Евгений Евтушенко. Все девятилетние дети гениальны, за исключением Мину Друэ , - пошутил Жан Кокто.

Дальнейшее происходило на наших глазах: книга «Черновик» (до сих пор помню некоторые строфы оттуда: Жизнь моя - черновик, На котором все буквы - Созвездья. Сочтены наперед все ненастные дни. Жизнь моя — черновик. Все удачи мои, невезенья Остаются на нем, Как надорванный Выстрелом крик ), «Золотой лев» Венецианской биеннале, гастроли по всему свету, съёмки в кино, встреча с Бродским. В 27 лет Ника выпрыгнула из окна. Ненастных дней вышло много.

Главный вопрос, возникающий в ситуациях с вундеркиндами, звучит так: откуда у хрупкого и совсем ещё молодого создания «взрослый» культурный опыт? Другими словами, насколько это заёмное, снятое с чужого голоса или всё-таки своё? Но то - поэзия, а главное достояние Нади Рушевой - легкая и почти всегда безупречная линия, которая - вот она, перед глазами. Ну да, рука ещё не поставлена, оттого и не Матисс, но - ещё не Матисс, неизвестно что было бы дальше.

Аполлон и Дафна

Отталкиваясь от стиля пушкинского рисования «на полях», Рушева создала собственный почерк, совершенствуя его от проекта к проекту. Если под взрослым словом «проект» понимать циклы иллюстраций к «Войне и миру», греческим мифам, «Мастеру и Маргарите», их, кстати, высоко ценила вдова Булгакова.

Лицеисты

Кроме «высокой культуры», Надя Рушева любила рисовать одноклассников и оставила немало зарисовок из жизни. В одном из писем, Надя говорит, что в человеческом облике ей только одна часть тела кажется уродливой - ухо. Поэтому в набросках, она старается изображать людей без ушного завитка.

Сатиресса

Ну, да, недовоплотилась. Успев состояться. Вроде бы локальное явление советской культуры, вроде Ираклия Андроникова или Микаэла Таривердиева, оставшееся в законченном прошлом, как польские журналы или эстонская графика. И всё-таки достаточно гибкое, детское, чтобы не разломаться в механике времени.

См. также

Александру Сергеевичу - 215, в малой серии ЖЗЛ вышла его новая биография

Фотограф Евгения Зубченко о жизни и работах стрит-артиста Паши 183, идеалиста и анархиста духа

О том, зачем говорить и слушать об изобразительном искусстве, если лучше один раз увидеть; о чайниках и еще о том, почему стоит ходить на выставки

Все материалы Культпросвета Долгоиграющее

Несколько взглядов на собор Парижской Богоматери

В красках и судьбах, а также в химерах, гаргантюа и пантагрюэлях

Тихон Пашков , 17 апреля 2019

Десять картин с бородатыми мужчинами и женщиной

О знакомых незнакомцах

Людмила Бредихина 27 марта 2019

Марлен Хуциев. Пейзаж с героем

Из книги "Живые и мертвое"

Евгений Марголит 19 марта 2019

Николай Носов, писатель без бормотографа. 110 лет

Лидия Маслова 23 ноября 2018

Десять картин с собаками

Охотники Брейгеля, часовой Фабрициуса, мопс Хогарта, вериги из Переславля-Залесского

Людмила Бредихина 15 марта 2018

Люди поля: Шукшин и Феллини

Значит, будем жить! О клоунах алтайском и римском, о легкомыслии и победе жизни над "правдой жизни"

Виктор Филимонов 5 февраля 2018

Христофор-звероглавец. Фрагмент книги "Страдающее Средневековье"

О диковинах, анахронизмах, смехе и трепете, и о том, что все смеют поэт с живописцем

Вероника Бруни 2 февраля 2018

Он был легкий и сама любовь: митрополит Антоний Сурожский

О личном опыте общения с тем, про кого понимаешь, что он, наверное, святой

Наталья Бруни 19 июня 2017

Канн 2017. Андрей Звягинцев. Нелюбовь

О том, что будущее исчезает, и об автобусе 777

Вероника Бруни 18 мая 2017

Десять картин с облаками

Зевс, если верить Овидию, любил принять форму облака


31 января 2008 года исполнилось бы 55 лет Наде Рушевой, замечательной художнице, автору многих прекрасных рисунков – в том числе к роману «Мастер и Маргарита», по мнению вдовы Булгакова, лучших иллюстраций к этому произведению…

На ее выставку стояли по четыре часа

В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж – Маленький Принц. Надя умерла очень рано – в 17. Накануне девочка вернулась из Питера, где снималась в документальном фильме о Пушкине.

– В тот день дочь встретила меня оживленная, радостная, – вспоминает Наталья Дойдаловна, мама Нади. – В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. «Мама, посмотри, как красиво!»

А на следующее утро сгорела сама. Внезапное кровоизлияние в мозг…

Та свеча, с застывшими восковыми слезами, до сих пор стоит на письменном столе художницы. Только вот из алой она стала бледно-желтой. От времени все теряет краски – выгорают сделанные фломастерами рисунки, как ни прячет их Наталья Дойдаловна от света, желтеют страницы книг, которые листала дочь, – не выцветают только воспоминания.

Как это ни цинично, ранняя смерть только подогрела интерес публики к юной художнице. На ее выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди. О графике Рушевой с придыханием говорили искусствоведы. Выставки прошли более чем в двухстах городах – не только в Союзе, но и в США, Японии. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, которая познакомилась с Рушевыми уже после трагедии, утверждала, что Надины иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» – самые лучшие, а дар художницы – на грани ясновидения. Перстень ее Мастера – точная копия перстня, который носил сам Булгаков, Маргарита же – вылитая вдова писателя… Елена Сергеевна собиралась содействовать изданию романа с Надиными иллюстрациями, но не успела – вскоре после встречи с родителями художницы Булгакова умерла.

Рисунки 15-летней девочки на тему культового романа и сейчас выглядят свежо и волнующе – даже странно, что «Мастера» с иллюстрациями Рушевой так толком и не издали (если не считать барнаульского издания начала 90-х, качество печати которого оставляло желать лучшего). Графику художницы в СССР вообще редко печатали из-за плохой полиграфии – это делали в Японии и Германии. Не торопятся издавать альбомы и сейчас, хотя технические возможности улучшились. «Была бы богатая – хоть календарь бы выпустила», – сокрушается Наталья Дойдаловна. На рисунках дочери родители заработали сущие слезы: в 1976 году вышел единственный альбом «Графика Нади Рушевой», отцу и матери заплатили за него 990 рублей. Но Наталья Дойдаловна и не думает о деньгах: «Когда делают экспозицию, это для нас честь. В 80-м году в Японии была Надина выставка. Устроители напечатали рисунки из «Пушкинианы», подарили мне несколько экземпляров». Сейчас подарок в красивой золоченой рамке украшает гостиную Натальи Дойдаловны.

Могла стать балериной

Мама художницы живет в холодной хрущевке без лифта, в четырех остановках от метро. Мне открыла миниатюрная женщина с аккуратной, несмотря на преклонные годы, прической. Показала комнату дочери. На стене – черно-белые снимки Дина Рида и Майи Плисецкой, кумиров 60-х.

А вот «Артек», где Рушева провела не одно лето: группа в купальниках, с краю Надя – веселая, длинноногая, с прямыми темными волосами. Она вообще не была интровертным и замкнутым вундеркиндом. Напротив, тянулась к людям, новым лицам. Прекрасно двигалась – лихо отплясывала чарльстон, с удовольствием ходила на лыжах, каталась на коньках. Могла стать балериной, как мама, – имелись и грация, и высокий, «балетный» подъем стоп. Но Наталья Дойдаловна не хотела для дочери такой судьбы: «Стоять в массовке – нечего делать, а быть первой – очень тяжело».

…Родители Нади познакомились в Туве, куда москвича Николая Рушева, театрального художника, отправили в командировку. Молодого человека привлекал Восток – из этой поездки он привез не только впечатления, но и жену – балерину, девушку экзотической красоты (на старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. – Н.К.). По тем временам – редкий союз.

После рождения Надюши я занялась хозяйством. В 53-м Николай Константинович работал в Большом, и мне хотелось посмотреть все спектакли – укладывала Надюшу в кроватку, просила соседку приглядеть за ней и бежала смотреть постановку. Дочка спокойная была очень, где положишь – там и найдешь. Не капризничала…

Родила я ее в 25 лет, в Улан-Баторе: мужа отправили туда в командировку. Всю беременность мучилась токсикозом. Новорожденная Надюша весила всего 2500. К счастью, молока было много, и она быстро окрепла. В три года, уже в Москве, ее отдали в детский сад. Помню, весь день дочка играет с ребятами, но как только я появлюсь, прибежит, в колени уткнется и плачет – тихо-тихо… Но не жалуется. Целый месяц плакала, пока не привыкла. А вообще, характер у нее был отходчивый, легкий.

Рисовала, пока отец вслух читал сказки

Вот уже полвека Наталью Рушеву спрашивают, как ей удалось вырастить вундеркинда. И за все эти годы она так и не дала готового рецепта. Просто потому, что его нет. Свою единственную дочку Рушевы воспитывали, не впадая в крайности.

– Надюша научилась читать только в школе, в семь с половиной. Дома специально не учили, решили, научим рано – дочка будет скучать в классе. Еще мы никогда на нее не давили. Разве можно ребенка заставлять, ведь он же все наоборот сделает! Рисовать она начала, как и все дети, едва научившись держать карандаш. Муж книгу оформляет, рисунок повесит на стену, чтобы лучше рассмотреть, а Надя подойдет и рядом свой прилепит. Что меня в ней всегда удивляло – не по-детски бережное отношение к вещам. Она никогда не рвала книжки, не ломала игрушки.

Папа каждый день приходил с работы, ложился на диван и с выражением читал ей сказки – а Надюша сидела рядом и рисовала. Так появились многие ее рисунки, в том числе и знаменитый цикл к «Сказке о царе Салтане», которым до сих пор восторгаются специалисты. Она уже взрослой, в 14–15 лет, часто просила: «Папа, почитай мне!» Все дети рисуют, но у Надюши это получалось необычно. Муж показал ее рисунки коллегам, искусствоведам. Самая первая выставка дочери состоялась в редакции журнала «Юность», когда ей было всего 12. После школы она хотела поступать во ВГИК, стать мультипликатором.

Ее обещали взять без экзаменов…

6 марта 69-го года, в серое промозглое утро, Наталья Дойдаловна приготовила завтрак, наказала дочери одеться потеплей и убежала на работу. Больше живой она Надю не видела. Девочка наклонилась, чтобы зашнуровать ботинки, и вдруг упала. Николай Константинович побежал вызывать врача. Телефона у Рушевых не было. Спасти Надю не удалось. Она умерла от врожденного дефекта сосуда головного мозга.

– В феврале дочь перенесла гулявший тогда по Москве гонконгский грипп. Она вся горела, не могла ни писать, ни читать, жаловалась на головную боль. Лежала дома одна – на мою работу нельзя было опаздывать даже на пять минут. Вызывали врача – он выписывал таблетки, теперь уже не помню, какие. Едва оклемавшись, дочка уехала на киносъемки. Если б я тогда знала, как опасен тот грипп…

О смерти Нади я узнала только вечером, вернувшись домой, муж и коллеги просто не решались сразу сказать о трагедии. Открываю дверь – а в доме полно народу… Трудно было это выдержать.

Надю похоронили на Покровском кладбище, где теперь лежит и Николай Константинович – отец пережил дочь всего на шесть лет. А мать не перестает спрашивать себя, почему именно ее ребенка так рано забрала смерть. За какие грехи?

Надя (Найдан) Рушева родилась в городе Улан-Батор (Монголия) в семье деятелей советского театра, направленных в Монголию помогать становлению национального монгольского балета. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, отец - театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. В Монголии родители работали в художественном училище: отец - художником-инструктором театра и педагогом, мать - педагогом-балетмейстером, а также солировала в концертах.

Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Как и многие другие дети, Надя начала рисовать с пяти лет. Её никто не обучал рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семье не принимали её рисования всерьёз лет до семи. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Первая выставка её рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению - к повести Э. Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Л. Толстого и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В связи с этим в 1969 г. на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя Рушева неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Врождённый дефект сосуда головного мозга оборвал её жизнь в 17 лет. Врачи ничем не смогли помочь.

Творчество

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Лучшие дня

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём играла Майя Плисецкая.

Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», - говорила Надя.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры