Какой инструмент гармонь. Какие бывают гармошки? География и биография

Главная / Развод

Музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха.

Россия или Германия?

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - что в России.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник - чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Гармонь и гармоника

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность - мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.


Однорядная гармонь

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Контрукция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапозон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

Все перечисленные гармошки имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Все вышеперечисленные гармони имели одно общее название - тальянки. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Это довольно сложная техника игры и естественным стремлением мастеров и гармонистов было желание упростить и упорядочить работу мехом.

Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следущим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях эже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся опредедленный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка.

Хромки могут быть "порядковыми" или "непоряковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд).

Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит одна, две или три планки, которые настроены между собой различными способами (в унисон или "в разлив" - два голоса звучат в октаву).

Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».

Нужно отметить, что существует обширное понятие – гармонии, так называют все гармоники ручного типа, которые не относятся прямым образом к баяну и аккордеону. Об этих инструментах сегодня и пойдет речь.

История

Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман . Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек , который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.

Конструкция

Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.

На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.

Музыкальные особенности гармонии

Гармонии являются в своем роде уникальными инструментами , каждый инструмент имеет определенную (или несколько) тональностей, чаще всего это мажорная гамма и мажорные аккорды, хотя в некотором случае есть и минор. Чаще всего встречаются гармоники, которые могут играть только в диатоническом ряде, хотя в редких случаях можно встретить модели, где исполнителю предоставлена хроматическая гамма – их называют «хромки». Нужно признать, что играть на них намного сложнее, так как резко возрастает вероятность попадания в диссонанс. Если сравнивать гармоники, например, с баяном, то основное отличие состоит в том, что у гармоней намного меньше октав: обычно достаточно двух, также и габариты меньше.

Виды

Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу , где направление движения полукорпусов не имеет значения:

  • ливенка;
  • русская венка;
  • хромка и др.

Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:

  • тальянка;
  • черепанка;
  • тульская;
  • вятская и др.

Также может различаться расположение кнопок на правой клавиатуре и их общее количество, обычно кнопки считают рядами, указывая, сколько в каждом из них. Чаще всего можно встретить двухрядные модели , так как две октавы это вполне достаточно, чтобы сыграть практически любую народную или эстрадную мелодию, песню.

Тульская гармонь, «тальянка», саратовская

Тульскую хроматическую гармонь по официальной версии изобрел Н. Белобородов и Л. Чулков , сейчас имеется фабрика «Тульская гармонь», где можно купить инструменты как лично, так и заказом через интернет. Данные инструменты востребованы и пользуются большой популярностью, благодаря своим качествам: возможности инструмента широки – и он может быть использоваться для занятий в музыкальной школе, в училище, в консерватории. Второе место по востребованности в народе занимает тальянка, сокращенно от «итальянка», на правой клавиатуре всего 15 или менее кнопок, а на левой три, издающие колокольный звон. Уникальность инструмента заключается в том, что аналогов в мире не существует. Другая интересная гармонь Саратовская, она также считается народной и вряд ли где ещё можно найти такую конструкцию, она также имеет кнопки с колокольчиками, но это вариативно.

Детская гармошка

Часто покупают детские гармошки, которые созданы специально для детей – чтобы развить слух, играть на них очень просто, как правило, они имеют всего одну тональность и минимальное количество кнопок. Некоторые дети начинают именно с такого инструмента, а потом поступают в музыкальную школу по классу баян или аккордеон. Кроме того, взрослым тоже будет интересно играть на такой гармошке, это отличный подарок на любой праздник . Нужно помнить о том, что гармонии сильно отличаются, и играть на них не так просто: если музыкант освоил один инструмент это не значит, что он сможет сыграть на другом типе гармошки. При этом отличаются не только строи, но и техники игры на тех или иных моделях. Лучше всего выбирать (особенно новичку) самый простой вариант и постепенно идти к более сложному.

Вы можете .

Видео

Слушать гармонь Частушки под гармонь Алексей Воробьев Яблочко Лабутены Цыганочка Страдания гармонь Блатная гармонь

Никто на этот вопрос точно ответить не может, "науке это не известно". Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции, и даже в Англии.
Изобретателей гармошки очень много. Памятник же надо поставить тому человеку, кто изобрел гармошечную планку, а именно - додумался извлекать под давлением воздуха звуки из вставленного в миниатюрную металлическую рамку металлического язычка. Кто он был - немец или русский, француз или англичанин - тайна "покрытая мраком".
Академик А.М.Миреку доказывал ее русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец- чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой-- инструмент продемонстрировал питерцам в 1783 году. Своему детищу он дал чешское имя

Гармоника. Но теперь это название,как и "гармошка”, стало в русском языке разговорным.Официальное название этого инструмента - гармонь.
Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими "игрушечными” по тем временам размерами.

Все таки как же гармошка появилась на Руси? Эта история похожа на сказку.
Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием гармошки.
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную - 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу... Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!».
По другим источникам зарождение производства русских гармоник приходится на 30-е годы 18 века в Туле с широкой специализацией по отдельным деталям и операциям. За свою почти двухвековую историю долговечные и звучные, отличающиеся высокими художественными достоинствами, тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. Дальнейшее развитие этому процессу положила привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.
Гармонное производство открылось в одноэтажном доме в Чулковской слободе. Бывшее гармонное подсобное хозяйство вскоре переросло в «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» - первую в России. Ее владельцем являлся Т.П. Воронцов. Музыкальные инструменты на ней изготавливались вначале по образцам, завезенным главным образом из австрийской столицы. В 1848 году ведомость «Вольно-оружейничей гармонной фабрики» отмечала, что на предприятии машин нет, а делаются вещи рабочими людьми, коих находится: мастеров -10, учеников-3, все вольнонаемные, из русских. Наемные рабочие производили инструменты трех видов: большие, средние и малые, ценой от 15 до 25 копеек за штуку - в зависимости от размеров. В год выпускалось до 6 тысяч гармоник. Впоследствии производство достигло 10 тысяч музыкальных инструментов. Продавались они в Москву. После смерти в 1854 году Тимофея Пименовича гармонная фабрика перешла во владение его сыну Гавриилу. Самоварная фабрика досталась другому сыну - Акиму. Впоследствии братья поменялись фабриками. Третий сын - Иван был московским купцом первой гильдии. В 1920 году бывшая гармонная фабрика А.А. Воронцова отошла в ведение патронного завода. В фабричных зданиях разместились детские сады. Жилой двухэтажный дом, построенный для семьи Алексеем Акимовичем на ул. Рождественской (ныне ул. К. Маркса, 128) был передан под общежитие. Он единственный сохранился из всех построек, правда, в измененном виде. Его первый этаж по самые окна ушел в землю, а великолепный декор во многих местах оказался сильно поврежден. Воронцовский дом уже не выделяется своей красотой и величественным видом на фоне соседей, как в былые времена.
В конце прошлого века на краю улицы Штыковой в Чулково появилась новая гармонная фабрика. Ее открыл в 1880 году Леонтий Алексеевич Чулков, живший вместе с шестью сыновьями на соседней улице Замочной. Она была небольшой, но по техническому оснащению с ней в нашем городе не могло сравниться, ни одно предприятие. На выставке гармоней, состоявшейся в Туле в 1888 году, изделия этой мастерской настолько поразили великого князя Михаила Михайловича, что он распорядился тот час в его присутствии наградить Леонтия Алексеевича золотой медалью. В 1907 году его сын -Геннадий Леонтьевич Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которой при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, что делало звучание басов более насыщенным. На это свое изобретение он получил патентное свидетельство. До настоящего времени механика Г.Л. Чулкова применяется во всех венских гармониках, что является особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла.
Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых ,

которая в основном специализировалась на выпуске двух - и трехрядных венских гармоник, в чем достигла значительных успехов. Они сначала работали на оружейном заводе, а по вечерам и в воскресные дни, чтобы получить дополнительный приработок, занимались изготовлением гармоник. Первое время кустари делали простые пятиклапанки. Их гармоники отличались хорошим звуком и красивой отделкой, поэтому сбывались легко. На киселевскую фабрику Н.И. Белобородов привез венскую гармонь, где она с его помощью была переделана в двухрядную с русским строем и стала способна играть русские мелодии. В 1883 году братья организовали мастерские по изготовлению гармоник в своем доме. В 1886 году на их продукцию обратил внимание владелец московского магазина на улице Тверской Петр Павлович Ватутин. Он приехал в Тулу и заключил с братьями сделку на поставку киселевских гармоник на большую сумму. Его заказ позволил тулякам развернуть производство своих голосистых певуней. На деньги, скопленные матерью за счет мелкой торговли, авансы московского торговца братья в 1890 году построили на улице Веневской двухэтажный дом, где располагалась гармонная фабрика. Она находилась в большом деревянном доме, который украшала затейливая резьба. Но особый шик ему придавали ажурные парапетные решетки и непривычные для туляков цветочные вазоны. На гармонной фабрике трудились наемные рабочие, но привлекались также кустари, занимавшиеся на дому изготовлением отдельных деталей. На нее сманивались лучшие тульские мастера. Здесь работали Дмитрий Лялин, Алексей Пастухов, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай и Дмитрий Грязновы и многие другие местные умельцы. Все они были вынуждены отказаться от кустарного труда из-за того, что их собственные мастерские не выдерживали конкуренции с отлично налаженным производством. Им поручалось выполнять наиболее сложные операции, трудиться над сборкой отдельных узлов. Киселевская фабрика в основном специализировалась на выпуске пользовавшихся особенно большим спросом двух и трехрядных венских гармоник русского строя -сокращенно «венок», и добилась значительных успехов. Скопив средств, братья в начале ХХ века расширили ассортимент язычковых музыкальных инструментов. Их фабрика занимала ведущее положение по производству гармоник и баянов в России, конкурируя на мировом рынке.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух - и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905 - 1907гг. фабрика начала также изготавливать трехрядные хроматические гармоники - "левая по правой (выборные) и ножные басы”. В 1914 году они были удостоены золотой, трех серебряных и бронзовых медалей.
Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую, где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 году самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Г.Чулкова применяется на всех венских гармониках, что является еще одной художественно - стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла. Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй, что, естественно, ограничивало музыкально - художественные возможности инструмента. Создание гармоники с хроматическим строем явилось важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из самых ярких пропагандистов гармоники был тульский мещанин

возможности , он предложил мастеру Л.А. Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в ее отделке использовались древесина кипариса и слоновая кость, а поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация, кожа и перламутр. В одной из комнат

экземпляр изобретенной им хроматической гармоники, сделанной руками

Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. Строй ее по -прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре.
Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической, за что и получила свое название.
"Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.
В середине 80-х годов Х1Х столетия Николай Иванович создает кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в начале 90-х из участников

Белобородова продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В

начатое своим учителем. Скромный тульский бухгалтер стал концертмейстером оркестра, который совершал гастрольные поездки по соседним городам. Впоследствии гармонь с хроматическим строем

"баяном”. Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей - гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут у нас перед первой мировой войной, в 1912-1913 гг.

По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. С именем этого мастера, непревзойденного по части наклепки голосов, связано
производство лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет.
Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для переоборудования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании государственных фабрик. Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве одновременно с конкурсом гармонистов была устроена выставка гармоник, после чего для фабрик установили твердый ассортимент и стандарты производимых моделей гармоник. Качество выпускаемой продукции и ее художественно-стилевые особенности отслеживались на проводимых конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, и жюри определяло на слух качество звучания. При этом неизменно победителями оказывались тульские мастера.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!” И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю. В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония” было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.
Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. Эта продукция вошла в число ста лучших товаров России. ООО «Тульская Гармонь» - один из крупнейших российских производителей баянов и гармоней. Предприятие осуществляет производство язычковых музыкальных инструментов любых игровых возможностей, а также металлодеталей для гармоник, баянов, пианино и аккордеонов.
В двухсотлетней истории развития музыкального инструментария гармоника в Тульском крае за короткий срок прошла огромный путь -от игрушки, издававшей один аккорд, до профессионального музыкального инструмента, сохранив в себе лучшие традиции уникального народного промысла.
В 30-х годах ХХ века была создана первая гармонная фабрика (артель); в 70-х годах XX века предприятие, имевшее тогда название «Производственное объединение «Мелодия», выпускало около 110 тысяч баянов в год.

В 2000 году объединение было выкуплено компанией OST WEST CORPORATION и зарегистрировано как ООО «Тульская Гармонь». Материальные вложения и грамотная политика руководства OWK позволили предприятию значительно увеличить объемы производства.
В настоящее время, благодаря постоянному совершенствованию производственного процесса, ассортимент выпускаемых ООО «Тульская Гармонь» музыкальных инструментов, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, расширился в четыре раза. Сегодня предприятие выпускает около трех тысяч музыкальных инструментов в год, которые звучат в профессиональных и самодеятельных оркестрах, музыкальных учреждениях, в руках музыкантов-виртуозов. Среди заказчиков ООО

«Тульская Гармонь» -ансамбль «Россия» ,

Хор Пятницкого ,

и многие другие.
Одним из важнейших направлений развития предприятия является подготовка и повышение квалификации его работников. На сегодняшний день ООО «Тульская Гармонь» -одно из немногих российских предприятий, готовящих мастеров по изготовлению музыкальных инструментов. Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. В 1994 году ОАО «Мелодия» было награждено в Мехико Международной бриллиантовой

национального института маркетинга предприятие было еще раз отмечено столь высокой наградой. В 1997 году «Мелодия» удостоилась в Швейцарии международной награды «Эртсмейкер» в номинации «За сохранение и развитие интеллектуального кадрового потенциала предприятия в период

награды в номинации «За мудрость и гибкость политики управления». В 1998 году в Мадриде ОАО «Мелодия» удостоено международной награды за качество выпускаемой продукции «Платиновая звезда», а в 1999 году в Париже награждено ХШ Международным призом Европы «За качество». В областном конкурсе 2004 и 2007 годах «Флагман малого бизнеса» ООО «Тульская Гармонь» стало победителем в номинации «Лучшее предприятие года в сфере народных промыслов и ремесел». Предприятие является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Достойно продолжает традиции славных тульских мастеров работники ООО «Тульская Гармонь», в цехах которой создаются новые образцы тульских баянов, отвечающие самым современным исполнительским требованиям, такие, как баяны «Русич», «Русь», «Мир», «Тула» и др.

Как устроена гармошка?
Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд напланочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках(правая или левая), которые соединены между собой мехами. Меха имеют свойство складываться с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.
Следующим этапом в развитии гармони были так называемые двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки. Губная гармошка является прадедушкой современной гармони..

Вслушайтесь в ее звучание

Гармонь на Викискладе Гармонь Гармонь

Гармо́нь (разговорное - гармошка, греч. ἁρμονικός - созвучный, стройный, гармоничный) - язычковый клавишно -пневматический музыкальный инструмент. Гармонь считается одним из самых первых музыкальных инструментов. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента - при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд ; на правой играется мелодия . Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии , в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем ) . Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Мирека , первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха) . Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года - уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата Обороны) .

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа - это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней - минорной гаммы ), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков - как у гармони хромки .
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Виды гармоней

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка » (самая распространённая в наше время). Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка », но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Саратовская гармонь
Ливенская гармонь
Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Тальянка

Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой - три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева. В России тальянку можно считать любимым народным музыкальным инструментом татарского народа.

Другие виды

Вятская, саратовская , елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: ингушская (каьхатпандар ), осетинская (хъанздал-фæндыр ), грузинские (батуми ), азербайджанская, чеченская (кехат-пондур ) и др.
  • Других народов России: татарская (татар гармун), марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

Исполнители

Современные исполнители

Галерея

    Garmon Talianka 6.jpg

    Тальянки

См. также

  • Играй, гармонь любимая! (телепрограмма)

Напишите отзыв о статье "Гармонь"

Примечания

Литература

  • Мирек А. М. … И звучит гармоника. - М .: Советский композитор, 1979. - 176 с.
  • ГОСТ 25992-83 - Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гармонь

– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!
– Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?
– Какие глупости…
– Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова.
Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.
Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой.
Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома.
С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.

ХI
На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов.
Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры