Камерно вокальное творчество балакирева. Фортепианное творчество балакирева

Главная / Развод

М илий Балакирев начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года. В 25 лет он возглавлял кружок композиторов «Могучая кучка» и руководил Бесплатной музыкальной школой. Произведения Балакирева были известны во многих городах России и Европы.

«Здоровые цветки на почве русской музыки»

Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром - сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения - романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой . По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным . В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа - наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Николай Римский-Корсаков

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

Всемирно известный солист «Веймарского кружка»

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы - обросли перьями. Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

Александр Бородин

Милий Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто.

Лишь в 1880-х годах композитор вернулся в музыкальную школу. В эти годы он закончил «Тамару» и Первую симфонию, написал новые фортепианные пьесы и романсы. В 1883–1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. По воспоминаниям дочери академика, только в 1898–1901 годах подобных программ в его репертуаре было 11. Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна по всей России и за рубежом - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.


2 января 1837 года родился великий русский композитор, пианист, дирижёр Милий Алексеевич Балакирев.

Воля, энергия и горячий интерес ко всему окружающему - вот что ощущается прежде всего, когда всматриваешься в лицо этого человека.

Таким и был - в жизни и делах - Милий Алексеевич Балакирев, русский композитор и музыкально-общественный деятель второй половины XIX века.

Известный искусствовед В. В. Стасов писал о Балакиреве: «Это был настоящий глава, предводитель и направитель других… Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие…»

Балакирев жил довольно долго: современник Глинки, он успел вступить в 20 век, захватив его первое десятилетие.

Родился Балакирев в Нижнем Новгороде в 1837 г. Блистательные музыкальные способности мальчика - превосходный, как говорят, «абсолютный» слух, поразительная память - обнаружились очень рано. Во всем, что касалось музыки, Балакирев проявлял просто ненасытную любознательность. С детства и навсегда он проникся особенной любовью к народам песням. Они пронизывают многие балакиревские произведения. Два больших сборника русских народных песен составляют драгоценную часть наследия композитора.

Большую часть жизни Балакирев отдал творчеству. Он писал преимущественно симфонические произведения. Лучшие среди них - Первая симфония, поэма «Тамара», увертюра к трагедии Шекспира «Король Лир». Из сочинений других жанров популярны фортепьянная фантазия «Исламей», «Песня Селима» и «Песня золотой рыбки» (на слова Лермонтова), «Грузинская песня» (на слова Пушкина).

Но самой выдающейся заслугой Милия Алексеевича было создание «Могучей кучки», или «Балакиревского кружка»,- содружества передовых музыкантов (Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), вписавшего в историю русской музыки интересную и содержательную главу.

Деятельность кружка, возникшего в Петербурге в 1857 г., разгорелась в 60-е годы. Для России то было время бурного роста демократического движения. Оно ширилось во всех областях жизни, в том числе и в искусстве. «Могучая кучка» под предводительством Балакирева оказалась в центре борьбы за все передовое, демократическое в музыкальном творчестве.

Обладая врожденным организаторским даром, темпераментом вожака, оказывая (по словам Римского-Корсакова) на окружающих влияние, похожее «на какую-то магнетическую силу», Балакирев смело и активно вмешивался в борьбу художественных направлений. Как глава своего кружка, сплотивший группу замечательных музыкантов, он шел сам и вел других по пути, проложенному Глинкой. Высокая идейность, народность, жизненная и художественная правда были для них превыше всего.

Поборник массового музыкального просвещения, Балакирев руководил им же созданной Бесплатной музыкальной школой. Как пианист и дирижер он пропагандировал лучшие произведения западноевропейских композиторов и новые сочинения своих современников. Бесценны заслуги Балакирева как редактора гениальных творений Глинки.

Делами и помыслами вписал Балакирев свое имя в историю отечественного музыкального искусства.

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке.

Детство и семья

Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.

Первые музыкальные опыты

Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи. Для того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у и педагога Александра Дюбюка. Затем дома он продолжает осваивать инструмент под руководством местного пианиста и дирижера К. Эйзериха. Именно музыкант познакомил Балакирева с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, меценатом, музыкантом-любителем, просветителем, который сыграл очень важную роль в жизни композитора. В его доме собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь было заложено основание эстетического мировоззрения Балакирева.

Учеба

Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.

Призвание

Видя несомненную одаренность юноши, Улыбышев в 1855 году берет его с собой в Санкт-Петербург, где знакомит с русским композитором М. Глинкой.

Балакирев Милий Алексеевич, музыка для которого стала важнейшей частью жизни, показал свои произведения мэтру и получил очень высокую оценку и рекомендацию всю свою жизнь посвятить сочинению музыки. Уже через год начинающий автор представляет публике свои первые опусы, а также дебютирует как пианист и дирижер при исполнении его концертного аллегро для фортепиано с оркестром. Это выступление было очень благосклонно принято критиками и публикой, Балакирева стали приглашать для выступлений в богатых домах, это помогло решить финансовые проблемы композитора, но отнимало довольно много времени. Музыкант сразу заявил о себе как о русском творце, национальные мотивы стали его фирменным знаком.

Путь в профессию

Балакирев Милий Алексеевич, творчество которого постепенно набирает популярность, некоторое время ведет активную концертную деятельность, вращается в светских кругах. Но это отнимает у него слишком много сил и времени, а он видел свое предназначение в сочинении музыки и распространении передовых идей. Он сокращает количество выступлений, хотя это отрицательно сказывается на его материальном положении, и решает посвятить себя музыке и просветительству.

Балакирев и "Могучая кучка"

В конце 50-х годов XIX века Балакирев сближается с целым рядом музыкантов: А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым. Так формируется кружок, который впоследствии станет называться «Могучей кучкой». Единомышленники много рассуждали о судьбе национальной музыки, обсуждали произведения. Со временем к группе присоединились самые значительные композиторы Российской империи Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Мусоргский, Ц. Кюи. Балакирев увидел в каждом из этих молодых людей божественный свет музыки, помог им развить дар, сформировать собственный музыкальный стиль. Складывается мощная команда авторов, каждый из которых работает в собственной манере, но при этом они коллективно помогают друг другу вырабатывать единый национальный стиль.

Группа активно общалась с представителями творческой интеллигенции своего времени: с критиками И. Тургеневым, А. Григоровичем, А. Писемским, И. Репиным. Тесные и сложные связи у композиторов установились с П. И. Чайковским, на которого «Могучая кучка» оказала сильное влияние. Музыканты вели активную пропаганду идей народности в искусстве, которые были авангардным направлением для русской культуры.

К 70-м годам группа распалась, но ее идеи продолжали жить и развиваться. «Могучая кучка» оставила значительный след в русской музыке, ее влияние на себя признавали А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов, даже во французской музыкальной культуре появилась известная «шестерка» Эрика Сати и Жана Кокто, повторяющая путь «Могучей кучки».

Педагогическая деятельность

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого навсегда связана с музыкой, большой вклад внес в формирование отечественной школы. В 1862 году вместе с дирижером хора Г. Ломакиным Балакирев создает Бесплатную музыкальную школу, которая стала центром просвещения, пропаганды национального искусства и первым местом массового музыкального образования.

Император поддержал начинание музыкантов, поэтому у организаторов была возможность развить бурную деятельность. Они устраивали концерты учащихся, принимали в учебное заведение всех, кто имел способности, но не мог платить за обучение. В школе преподавались сольфеджио, музыкальная грамота и вокал. Балакирев был директором учреждения и дирижером концертов. Во второй половине 80-х годов XIX века в школе ощущался острый дефицит финансов, что привело к значительному сокращению ее активности. Балакирев в то время переживал сильнейший кризис, он даже покидает пост директора на некоторое время.

Но в 1881 году он возвращается на должность директора любимого детища и остается верным школе до конца жизни. В 1883 году Балакирев при протекции Т. И. Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой, где пригодился его организаторский и педагогический талант. Он улучшает систему преподавания в капелле, усиливает научную составляющую в преподаваемых дисциплинах, приглашает преподавать Н. Римского-Корсакова, организовывает оркестровый класс, значительно повышает качество жизни учеников, строит новое здание капеллы. В 1894 году он оставляет руководство капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, с этого времени он мог всецело посвятить себя творчеству.

Музыкальная карьера

Балакирев Милий Алексеевич всю свою жизнь занимался музыкой, его деятельность началась с написания первых любительских романсов и фортепианных пьес. Деятельность композитора начиналась под сильным влиянием М. Глинки, который сыграл важную роль в жизни музыканта. В 1866 году Глинка пригласил Балакирева руководить постановкой опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» в пражский театр. Музыкант проявил большую активность и показал свой дирижерский талант в этой работе, которая имела большой успех и способствовала укреплению положения Балакирева в музыкальном мире.

В 1860 году композитор путешествует по Волге, где собирает песни бурлаков, которые позже оформит в музыкальный сборник, наделавший немало шума в отечественной культуре. В 1862, 1863 и 1868-м годах он совершает поездки на Кавказ, впечатления от которых повлияли на творчество музыканта. Вскоре композитора приглашают дирижировать Императорскими концертами русского музыкального общества, но в 1869 году он вынужден покинуть эту должность.

Начинается непростой период в жизни Балакирева, композитор подвергается гонениям и клевете, это наносит ему психологическую травму, и на несколько лет он сильно сократил свою творческую активность. В 1881 году он возвращается в музыку, но больше занимается руководством капеллой, пишет немного, но в это время появляется несколько сильных, зрелых произведений, например симфоническая поэма «Тамара».

В конце 90-х годов наступает последний творческий и очень продуктивный период жизни композитора. Он пишет много музыки для фортепиано, работает над симфоническими поэмами «Русь» и «В Чехии».

Творческое наследие

Композитор Балакирев Милий Алексеевич, годы жизни которого отданы поискам средств к существованию, просветительской и педагогической деятельности, оставил небольшое, но значительное наследие. К числу его основных произведений относят музыку к «Королю Лиру», фортепианную фантазию «Исламей», несколько серьезных обработок других композиторов, около 2 десятков романсов и песен, две симфонии.

Личная жизнь

Балакирев Милий Алексеевич был страстной, увлекающейся натурой, помещенной в трудные жизненные обстоятельства. Всю жизнь он был стеснен в средствах, его преследовали недоброжелатели, которые клеветали на него, организовывали кампанию против композитора в прессе. Наибольшей глубины финансовый кризис достиг в 1872 году, когда концерты школы не только перестали приносить прибыль, но и вовсе не могли проходить. В придачу к этому умирает отец композитора, и на его плечи ложится забота о благополучии младших сестер. Музыкант в отчаянии, он доходит до нервного истощения, даже задумывался о самоубийстве.

В 1874 году Балакирев покидает школу и поступает в Магазинное управление Варшавской железной дороги в качестве мелкого служащего, он снова начинает давать уроки музыки. Ни сил, ни времени поддерживать отношения с друзьями у него не было, и он отходит от круга единомышленников, не сочиняет музыку. Это был самый тяжелый период в его жизни. Балакирев нашел выход в религии, он стал очень набожным и постепенно начал приходить в норму. В 1881 году, когда он вновь вернулся к работе в школе, его психическое состояние выравнивается. Жизненные перипетии, увлеченность музыкой не позволили Балакиреву создать собственную семью, он так и прожил холостяком, увлеченным творчеством.

Композитор прожил длинную и насыщенную жизнь, он скончался 29 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище.

Жизнь творческих людей часто полна взлетами и падениями, разными событиями, не исключение и Балакирев Милий Алексеевич. Интересные факты составляют огромный список, среди них есть и грустные. Так, при всех заслугах композитора не только перед русской культурой, но и перед всей европейской музыкой ни в одном городе мира ему так и не поставили памятника. Зато одна из лучших музыкальных школ Европы, если не мира, расположенная в Москве, гордо носит его имя.

Балакирев с детства был болен, его часто преследовали мучительные и неотступные головные боли, которые доводили его до отчаяния. В один из таких затянувшихся кризисов он даже хотел бросить все и уйти в монастырь, но, к счастью, болезнь отступила, и композитор остался в

Своим образованием, по сути, Балакирев обязан самому себе, он много работал над своей техникой и самосовершенствовался. Однако, когда ему предложили уже в зрелые годы занять должность профессора Московской консерватории, композитор отказался, так как у него не было академического образования.

Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры