Коллекционеры 19 века. Любопытная история торговых карточек: какой была реклама в XIX веке, и как её коллекционировали

Главная / Развод

Российские предприниматели 19 века относились к своему делу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не столько источником доходов, сколько миссией, которая была возложена на их плечи Богом или судьбой. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше.

Большинство предпринимателей тех времен являлись достаточно честными коммерсантами, считавшими меценатство чуть ли не своей обязанностью.

Именно за счет меценатов в России появлялись музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции памятников искусства. При этом российские меценаты не стремились предавать свое дело огласке, напротив - многие помогали людям при условии, что их помощь не будет афишироваться в газетах. Некоторые меценаты даже отказывались от дворянских титулов.

Расцвет меценатства, начавшегося в России с 17 века, наступил во второй половине 19 века. Городские дворцы и загородные дворянские усадьбы были переполнены обширными библиотеками редких книг и коллекциями западноевропейского/российского искусства, которые их владельцы подарили государству.

Эпатажные богачи были во все времена. Экзотические домашние животные, странные друзья, необычный внешний вид, странные завещания… При этом часто странности старых русских богачей уравновешиваются благотворительными проектами и яркими идеями для бизнеса. С этой точки зрения самые необычные миллионеры России XIX века не так уж отличаются от современных. Хотя некоторые меценаты в глубине души и лелеяли мечту получить за свои деяния государственную награду или засветить свое имя. Сегодня благотворительно в России переживает возрождение, так что уместно будет вспомнить о самых известных наших меценатах.


Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901). Этот купец стал автором самого крупного в истории России пожертвования. Его состояние составляло около 22 миллионов рублей, 20 из которых Солодовников потратил на нужды общества. Родился Гаврила Гаврилович в семье бумажного торговца. Будущего миллионера с детства приобщили к делу, поэтому он так и не научился толком ни писать, ни излагать свои мысли. Зато в 20 лет Солодовников уже стал купцом первой гильдии, а в 40 лет заработал свой первый миллион. Бизнесмен прославился своей крайней расчетливостью и бережливостью. Говорят, что он не гнушался есть вчерашнюю кашу и ездить в экипаже без резины на колесах. Дела свои Солодовников вел пусть и не совсем чисто, но совесть свою успокоил, составив известное завещание - почти все состояние купца пошло на благотворительность. Первый взнос меценат сделал на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии. Сегодня он стал Театром оперетты, а тогда там разместилась Частная опера другого мецената, Саввы Мамонтова. Солодовников захотел стать дворянином, для этого он решил построить в Москве полезное заведение. Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем самым интересным. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Тогда же в название клиники имя благодетеля отражено не было. По завещанию купца его наследникам осталось около полумиллиона рублей, оставшиеся же 20147700 рублей были пущены на благие дела. А ведь по нынешнему курсу эта сумма составляла бы около 9 миллиардов долларов! Треть капитала пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть - на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть - на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Благодаря завещанию мецената в 1909 году на 2-й Мещанской улице появился первый дом «Свободный гражданин» с 1152 квартирами для одиноких людей, там же был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. С домами появились черты коммун - магазин, столовая, прачечная, баня и библиотека. На первом этаже дома для семейных работали ясли и детский сад, комнаты предлагались уже с мебелью. Только вот в такие удобные квартиры «для бедных» первыми въехали жить чиновники.


Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884). Этот барон и банкир смог из своего состояния в 100 миллионов рублей пожертвовать на благие дела 6 миллионов. Штиглиц являлся самым богатым человеком в стране во второй трети XIX столетия. Свой титул придворного банкира вместе с капиталом он получил в наследство от отца, обрусевшего немца Штиглица, получившего за заслуги титул барона. Свое положение Александр Людвигович укрепил, выступив посредником, благодаря которому император Николай I смог заключить договора о внешних займах на 300 миллионов рублей. Александр Штиглиц в 1857 году стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог. В 1860 году Штиглица назначили директором вновь созданного Государственного банка. Барон ликвидировал свою фирму и стал жить на проценты, заняв роскошный особняк на Английской набережной. Сам по себе капитал приносил Штиглицу 3 миллиона рублей в год. Большие деньги не сделали барона общительным, говорят, что даже стригший его 25 лет парикмахер так и не услышал голоса своего клиента. Скромность же миллионера принимала болезненные черты. Именно барон Штиглиц стоял за строительством Петергофской, Балтийской и Николаевской (позже Октябрьской) железных дорог. Однако банкир остался в истории не своей финансовой помощью царю и не строительством дорог. Память о нем осталось во многом благодаря благотворительности. Барон выделил внушительные суммы на строительство Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей. Сам Александр Людвигович был не чужд искусству, но его жизнь оказалась посвящена зарабатыванию денег. Муж приемной дочери, Александр Половцев, сумел убедить банкира, что растущей промышленности страны нужны «ученые рисовальщики». В итоге благодаря Штиглицу появилось училище его имени и первый в стране музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть его коллекций со временем была передана Эрмитажу). Сам Половцев, являвшийся статс-секретарем Александра III, считал, что страна будет счастливой тогда, когда купцы начнут жертвовать деньги на образование без корыстной надежды получить правительственную награду или преференции. Благодаря наследству жены, Половцев смог издать 25 томов «Русского биографического словаря», однако из-за Революции эта благое дело так и не было закончено. Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Мухинским, а мраморный памятник барону-меценату из него давно выкинули.


Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913). Этот дворянин пожертвовал в общей сложности около 3 миллионов рублей. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Мальцева. Тот оказался единственным, кто выжил во время памятной резни в русской посольстве в Иране (тогда же был убит Александр Грибоедов). В итоге дипломат разочаровался в своей профессии и решил заняться семейным бизнесом. В местечке Гусь Иван Мальцев создал сеть стекольных заводов. Для этого в Европе был раздобыт секрет цветного стекла, с его помощью промышленник стал выпускать весьма выгодные оконные стекла. В итоге вся эта стекольно-хрустальная империя вместе с двумя богатыми домами в столице, расписанными Айвазовским и Васнецовым, по наследству получил немолодой уже холостой чиновник Нечаев. Вместе с богатством ему досталась и двойная фамилия. Годы, прожитые в бедности, наложили на Нечаева-Мальцева свой неизгладимый отпечаток. Он прослыл весьма скупым человек, позволяя себя тратиться только на изысканную еду. Другом богача стал профессор Иван Цветаев, отец будущей поэтессы. Во время богатых застолий он с грустью подсчитывал, сколько стройматериалов можно было бы купить на потраченные гурманом деньги. Со временем Цветаев сумел убедить Нечаева-Мальцева выделить 3 миллиона рублей, требуемые для окончания строительства Музея изящных искусств в Москве. Интересно, что сам меценат славы не искал. Напротив, все 10 лет, что шло строительство, он действовал анонимно. Миллионер шел на немыслимые траты. Так, 300 нанятых им рабочих добывали особый белый морозоустойчивый мрамор прямо на Урале. Когда же оказалось, что в стране никто не может изготовить 10-метровые колонны для портика, то Нечаев-Мальцев оплатил услуги норвежского парохода. Благодаря меценату из Италии были привезены искусные каменотесы. За вклад в дело строительства музея скромный Нечаев-Мальцев получил звание обер-гофмейстера и бриллиантовый орден Александра Невского. Но не только в музей вкладывал средства «стекольный король». На его деньги во Владимире появилось Техническое училище, на Шаболовке - богадельня, а на Куликовом поле церковь в память убиенных. К столетнему юбилею Музея изящных искусств в 2012 году фонд Шуховская башня предложил дать заведению имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова вместо Пушкина. Однако переименование так и не состоялось, зато на здании появилась памятная доска в честь мецената.


Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Богатый купец пожертвовал на благотворительность более 5 миллионов рублей. Солдатенков торговал бумажной пряжей, он являлся совладельцем текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, кроме того на паях владел Трехгорный пивоваренным заводом и Московским учетным банком. Удивительно, но сам Кузьма Терентьевич рос в невежественной старообрядческой семье, не приучаясь к грамоте. С ранних лет он уже стоял за прилавком в лавке своего богатого отца. Зато после смерти родителя никто уже не мог остановить Солдатенкова в утолении жажды знаний. Курс лекций по древнерусской истории ему читал сам Тимофей Грановский. Он же ввел Солдатенкова в кружок московских западников, приучив творить добрые дела и сеять вечные ценности. Богатый купец вложился в некоммерческое издательство, став себе в убыток печатать книги для простого народа. Еще за 4 года до Павла Третьякова купец стал скупать картины. Художник Александр Риццони говорил, что если бы не эти два крупных мецената, то русским мастерам изобразительного искусства попросту некому было бы продавать свои работы. В итоге в собрании Солдатенкова оказалось 258 картин и 17 скульптур, а также гравюры и библиотека. Купца даже прозвали Кузьмой Медичи. Все свое собрание он завещал Румянцевскому музею. На протяжении 40 лет Солдатенков ежегодно жертвовал этому публичному музею по 1000 рублей. Передавая в дар свою коллекцию, меценат просил только разместить ее в отдельных залах. Непроданные же книги его издательства и права на них были переданы в дар городу Москве. Еще миллион рублей меценат выделил на строительство ремесленного училища, а два миллиона отдал на создание бесплатной больницы для бедных, где не обращали бы внимания на звания, сословия и религии. В итоге лечебницу достраивали уже после смерти спонсора, ее назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Сам благодетель вряд ли бы расстроился, узнав этот факт. Дело в том, что с семьей Боткина он был особенно близок.


Братья Третьяковы , Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892). Состояние этих купцов составляло более 8 миллионов рублей, 3 из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактуры. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а вот Сергей Михайлович контактировал непосредственно с зарубежными партнерами. Такое разделение отлично гармонировало с их характерами. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские встречи и вращаться в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины, при этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей - иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московской городской главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков, или же 400 тысяч рублей. Уже с юности братья испытывали потребность сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать свое состояние на создание целой галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой в результате бизнесмен смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. А галерея Павла Третьякова стоимостью в 2 миллиона, да еще и недвижимость, была передана в дар городу Москва. Коллекция же Сергея Третьякова была не столько велика - всего 84 картины, однако оценивалась она в полмиллиона. Свое собрание он успел завещать старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве достался художественный музей, то его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III тот предложил старшему брату дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Зато Сергей Михайлович, успевший стать действительным статским советником, это предложение бы явно принял. Третьяковы помимо собрания галереи содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи и созданного купцами проезда, что оказалось редкостью для страны с бурной историей.


Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Эта яркая личность в истории отечественной культуры оказала весомое на нее влияние. Сложно сказать, что именно пожертвовал Мамонтов, да и подсчитать его состояние довольно трудно. У Мамонтова была пара домов в Москве, имение Абрамцева, земля на Черноморском побережье, дороги, заводы и миллионный капитал. Савва Иванович вошел в историю не просто, как меценат, но и как настоящий строитель русской культуры. А родился Мамонтов в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Свой капитал промышленник составил на строительстве железных дорог. Именно благодаря ему появилась дорога от Ярославля до Архангельска, а потом еще и до Мурманска. Благодаря Савве Мамонтову в этом городе появился порт, а дорога, связавшая центр страны с Севером, спасала Россию дважды. Сперва это произошло во время Первой мировой войны, а потом и при Второй. Ведь практически вся помощь союзников поступала в СССР через Мурманск. Искусство было не чуждо Мамонтову, сам он неплохо лепил. Скульптор Матвей Антокольский даже считал его талантливым. Говорят, что благодаря прекрасному басу Мамонтов смог бы стать певцом, он даже сумел дебютировать в миланской опере. Однако ни на сцену, ни в училище Савва Иванович так и не попал. Зато он смог заработать столько денег, что сумел устроить свой собственный домашний театр и учредить частную оперу, первую в стране. Там Мамонтов выступал и режиссером, и дирижерам, и декоратором, а также ставил своим артистам еще и голос. Купив имение Абрамцево, бизнесмен создал знаменитый мамонтовский кружок, чьи члены постоянно и проводили время в гостях у своего богатого покровителя. На рояле Мамонтова учился играть Шаляпин, в кабинете мецената своего «Демона» писал Врубель. Свое подмосковное имение Савва Великолепный сделал настоящей художественной колонией. Тут были построены мастерские, специально обучены крестьяне, а в мебели и керамике насаждался «русский» стиль. Мамонтов полагал, что народ надо приучать к красивому не только в храмах, но и на вокзалах, и на улицах. Спонсировал миллионер и журнал «Мир искусства», а также Музей изящных искусств в Москве. Только вот поклонник искусства так увлекся благотворительностью, что умудрился влезть в долги. Мамонтов получил богатый заказ на строительство очередной железной дороги и под залог акции взял большой кредит. Когда оказалось, что 5 миллионов погашать нечем, Савва Иванович оказался в Таганской тюрьме. От него отвернулись былые друзья. Чтобы хоть как-то погасить долги Мамонтова его богатая коллекция картин и скульптур была распродана за бесценок на аукционе. Обнищавший и постаревший меценат стал жить при керамической мастерской за Бутырской заставой, где незаметно для всех скончался. Уже в наше время знаменитому меценату поставили памятник в Сергиевом Посаде, ведь сюда Мамонтовы проложили первую короткую железнодорожную ветку специально для перевозки богомольцев в Лавру. Планируется возведение еще четырех памятников великому человеку - в Мурманске, Архангельске, на Донецкой железной дороге и на Театральной площади в Москве.


Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1850-1917). Эта женщина владела состоянием в 10 миллионов рублей, пожертвовав на благотворительность более миллиона. А ее сыновья Михаил и Иван стали известными коллекционерами предметов искусства. Когда у Варвары умер муж, Абрам Абрамович, от него она унаследовала в 34 года Товарищество Тверской мануфактуры. Став единоличной владелицей крупного капитала, Морозова занялась обеспечением несчастным. Из тех 500 тысяч, что супруг ей выделил на пособия бедным и содержание школ и церквей, 150 тысяч пошло на клинику для душевнобольных. После революции клиника имени А.А.Морозова была названа в честь психиатра Сергей Корсакова, еще 150 тысяч было пожертвовано Ремесленному училищу для бедных. Оставшиеся вложения были не столь велики - 10 тысяч получило Рогожское женское начальное училище, шли суммы на сельские и земные школы, на приюты для нервнобольных. Раковый институт на Девичьем поле получил имя своих меценатов, Морозовых. А было еще благотворительное заведение в Твери, санаторий в Гаграх для больных туберкулезом. Варвара Морозова состояла во многих учреждениях. Ее именем в итоге были названы ремесленные училища и начальные классы, больницы, родильные приюты и богадельни в Твери и Москве. В благодарность за пожертвование в 50 тысяч рублей имя мецената было выбито на фронтоне Химического института Народного университета. Для Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке Морозова купила трехэтажный особняк, она же оплатила переезд в Канаду духоборов. Именно Варвара Алексеевна профинансировала строительство первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени Тургенева, открытой в 1885 году, а затем еще и помогла приобрести нужную литературу. Финальной точкой благотворительной деятельности Морозовой стало ее завещание. Фабрикантша, выставленная советской пропагандой образцом стяжательства, приказала перевести все свои активы в ценные бумаги, положить их в банк, а полученные средства отдавать рабочим. К сожалению, те не успели оценить всю доброту своей хозяйки - через месяц после ее смерти случилась Октябрьская революция.


Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Этот меценат пожертвовал около 500 тысяч рублей. Морозов сумел стать образцом современного бизнесмена - он учился химии в Кембридже, а текстильное производство изучал в Ливерпуле и Манчестере. Вернувшись из Европы в Россию, Савва Морозов возглавил Товарищество Никольской мануфактуры, названное его в честь. Директором-распорядителем и главным пайщиком этого предприятия оставалась мать промышленника, Мария Федоровна, чей капитал составлял 30 миллионов рублей. Передовое мышление Морозова говорило о том, что благодаря революции Россия сможет догнать и перегнать Европу. Он составил даже свою собственную программу социальных и политических реформ, которые ставили цель переход страны к конституционному режиму правления. Морозов застраховал себя на сумму в 100 тысяч рублей, а полис оформил на предъявителя, передав его любимой актрисе Андреевой. Там в свою очередь передала большую часть средств революционерам. Из-за любви к Андреевой Морозов поддерживал Художественный театр, ему была оплачена 12-летняя аренда помещения в Камергерском переулке. При этом вклад мецената равнялся взносам основных пайщиков, в число которых входил и владелец золото-канительной мануфактуры Алексеев, известный, как Станиславский. Перестройка здания театра обошлась Морозову в 300 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. И это еще при том, что архитектор Федор Шехтель, автор мхатовской чайки, сделал проект совершенно бесплатно. Благодаря деньгам Морозова за границей было заказано самое современное сценическое оборудование. Вообще, осветительное оборудование в российском театре впервые появилось именно тут. Всего на здание МХТ с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца меценат потратил около 500 тысяч рублей. Как уже было сказано, Морозов сочувствовал революционерам. Среди его друзей был Максим Горький, во дворце промышленника на Спиридоновке прятался Николай Бауман. Морозов помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где инженером служил будущий нарком Леонид Красин. После волны революционных выступлений в 1905 году промышленник потребовал от матери передать фабрики в его полное подчинение. Однако та добилась отстранения строптивого сына от дел и отправила его с женой и личным доктором на Лазурный берег. Там Савва Морозов и покончил с собой, правда, обстоятельства гибели оказались странными.


Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928). Происхождение этой княгини остается загадкой. По одной из легенд ее отцом мог являться сам император Александр II. Тенишева в молодости пыталась найти себя - она рано вышла замуж, родила дочь, стала брать уроки пения с целью попасть на профессиональную сцену, начала рисовать. В итоге Мария пришла к выводу, что целью ее жизни является благотворительность. Она развелась и повторно вышла замуж, на этот раз за видного предпринимателя, князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Его за бизнес хватку прозвали «русским американцем». Скорее всего брак был по расчету, ведь только так выросшая в аристократический семье, но незаконнорождённая, девочка могла получить твердое место в обществе. После того, как Мария Тенишева стала супругой богатого предпринимателя, она отдалась своему призванию. Сам князь также был известным меценатом, основав Тенишевское училище в Петербурге. Правда он все же принципиально помогал самым культурным представителям общества. Еще при жизни мужа Тенишева организовала рисовальные классы в Петербурге, где одним из преподавателей был Илья Репин, также она открыла рисовальную школу в Смоленске. В своей усадьбе Талашкино Мария открыла «идейное имение». Там была создана сельскохозяйственная школа, где воспитывались идеальные фермеры. А в кустарных мастерских готовились мастера декоративно-прикладного искусства. Благодаря Тенишевой в стране появился музей «Русская старина», ставший первым в стране музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Для него в Смоленске было даже построено специальное здание. Однако крестьяне, о чем благе пеклась княгиня, отблагодарили ее по-своему. Тело князя, забальзамированное на сто лет и похороненное в трех гробах, было просто выброшено в яму в 1923 год. Сама же Тенишева, содержавшая с Саввой Мамонтовым журнал «Мир искусства», дававшая средства Дягилеву и Бенуа свои последний годы доживала в эмиграции во Франции. Там она, еще не будучи старой, занялась эмальерным искусством.


Маргарита Кирилловна Морозова (Мамонтова) (1873-1958). Эта женщина приходилось родней и Савве Мамонтову и Павлу Третьякову. Маргариту называли первой красавицей Москвы. Уже в 18 лет она вышла замуж за Михаила Морозова, сына другой известной меценатки. В 30 лет Маргарита, будучи беременной четвертым ребенком, стала вдовой. Сама она предпочитала не заниматься делами фабрики, чьим совладельцем являлся ее муж. Морозова дышала искусством. Она брала уроки музыки у композитора Александра Скрябина, которого долгое время финансово поддерживала, чтобы дать возможность ему творить и не отвлекаться на быт. В 1910 году Морозова подарила художественное собрание своего умершего мужа Третьяковской галерее. Всего было передано 83 картины, в том числе работы Гогена, Ван Гога, Моне, Мане, Мунка, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Перова. Крамского, Репина, Бенуа, Левитана и других). Маргарита финансировала работу издательства «Путь», которое до 1919 года выпустило около полусотни книг, в основном на тему религии и философии. Благодаря меценатке выходил журнал «Вопросы философии» и общественно-политическая газета «Московский еженедельник». В своем имении Михайловское в Калужской губернии Морозова передала часть земель педагогу Шацкому, организовавшему тут первую детскую колонию. И это заведение помещица поддерживала материально. А во время Первой мировой войны Морозова превратила свой дом в больницу для раненых. Революция разбила и ее жизнь, и ее семью. Сын и двое дочерей оказались в эмиграции, в России остался только Михаил, тот самый Мика Морозов, чей портрет написал Серов. Сама фабрикантка доживала свои дни в бедности на летней даче в Лианозово. Отдельную комнату в новостройке персональный пенсионер Маргарита Кирилловна Морозова получила от государства за несколько лет до смерти.

Исследования показывают, что побудительные мотивы благотворительности и меценатства у российских предпринимателей были сложными и далеко не однозначными. Единой идеологической основы для совершения благотворительных поступков не существовало. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий своими истоками к национальным традициям и религиозным ценностям. Иными словами, всё зависело от социального облика благотворителей. С этой точки зрения можно говорить о важнейших побудительных мотивах благотворительности и меценатства российских предпринимателей.

А вы когда-нибудь задумывались, что вы собирали в детстве или кто из ваших близких и знакомых является страстным коллекционером? Или вы сами, подобно мне, более или менее осознанно что-либо собираете? Осознанно я собираю источники, а вместе с тем и факты, позволяющие реконструировать прошлое. Скорее, неосознанно я в своей частной жизни предаюсь довольно необычному увлечению. Несколько лет назад подруга из Барселоны подарила мне изысканную бутылку уксуса. Поскольку эта вещь воплощала в себе определённые чудесные воспоминания, я поместил её в сердце моего дома — в кухне. Там она, неоткрытая, возвышается и по сей день, удостаиваясь моего особого внимания, когда я стираю с неё пыль. Тем временем вокруг королевы моей коллекции собралось целое придворное общество из сортов уксуса всяческого цвета и в бутылках разнообразной формы из многих стран. Это пристрастие таилось в моей душе ещё с детства: дедушка ласково называл меня «Саладио», когда я перед едой украдкой лакомился салатом, приготовленным бабушкой.

Наверняка и вы сможете припомнить подобную историю, связанную с феноменом собирательства, ведь все мы что-то сохраняем, коллекционируем или копим. Так что логично предположить, что наша повседневная жизнь, а может, и вся наша цивилизация основана на практике собирательства. Давайте же отправимся в путешествие в прошлое, чтобы проследить историю коллекционирования на примере людей и эпох, беззаветно посвятивших себя миру вещей.

Охотник из Древнего Рима

Феномен коллекционирования был известен во все эпохи истории культуры. Наши древние предки занимались собирательством и охотой, накапливая продовольствие ради выживания. Совсем иной след в веках — скандально громкий — оставил один знаменитый собиратель античности: от его деяний у историков искусства и археологов просто волосы встают дыбом. Речь идёт о Гае Верресе (115−43 гг. до Р.Х.), который на посту наместника провинции Сицилия, как считается, присваивал произведения искусства и притеснял местное население. О его преступлениях нам сообщает самый знаменитый оратор Рима Марк Туллий Цицерон (106−43 гг. до Р.Х.) в своих речах «Против Верреса» (Orationes in Verrem). Сам Цицерон при этом также выступает собирателем, ведь он собрал для проходившего в 70 г. до Р.Х. судебного процесса против Верреса столько обличительного материала, что ненасытный стяжатель богатств Сицилии уже после первого заседания предпочёл удалиться в изгнание, и обвинительный приговор был оглашён в его отсутствие.

Впрочем, для победоносных римских полководцев было в порядке вещей оставлять себе произведения искусства и демонстрировать их публике как военные трофеи во время триумфа. Хотя изначально такая добыча предназначалась для украшения храмов, римские аристократы постепенно вошли во вкус собирательства. Демонстрировать гостям ценные коллекции греческого искусства стало хорошим тоном. Охотой за сокровищами был одержим не только Веррес, однако он явно выделялся своей беззастенчивостью и отсутствием меры. Среди награбленного им были, к примеру, крупные скульптуры, небольшие украшения вроде перстней и декоративные изделия, в частности, из слоновой кости. Он также питал слабость к золотым канделябрам, отделанным драгоценными камнями, и фигурным ювелирным украшениям. В описании собрания Верреса перечисляются и такие редкости, как слоновьи бивни, гигантские стволы бамбука, бронзовые доспехи и шлемы. Благодаря речи Цицерона против Верреса на второй сессии, помещённой в книге IV «О предметах искусства» (de signis), мы становимся свидетелями поведения самого, пожалуй, известного собирателя римской античности. А ещё — того, как страсть к коллекционированию может перерасти в манию, для которой все средства хороши, даже самые ужасные — например, разбой. Простое коллекционирование превращается в охоту.

Набожный император

В Средневековье и до конца XVI века собирательство оставалось прерогативой церковных и светских правителей, наполнявших свои сокровищницы святыми реликвиями и драгоценностями. В собирании земных вещей выражались их власть и богатство. Наряду с реликвиями, драгоценными камнями и ценными сосудами интерес вызывали также предметы легендарного происхождения, например, рога единорогов (т. е. бивни нарвала) и другие части тела сказочных созданий. Еще в Средние века никто, кроме упомянутых немногих людей, не занимался собирательством, поскольку обладать божьим творением и его красотой было их единоличной привилегией. Перед прочими стояла задача избежать мук ада, что абсолютно исключало возможность предаваться радостям этого мира. К числу наиболее значительных монархов Средневековья относится римско-германский император Карл IV (1316—1378), правивший в период эпидемии чумы в Европе (1347—1351 гг.). Его эпоха была отмечена глубокой религиозностью, которой необходимо было наглядное выражение, для чего, как пишет историк Фердинанд Зайбт, усердно вёлся сбор святых реликвий. При Карле IV сформировался настоящий культ реликвий, даже в свою корону император приказал вставить шип якобы от тернового венца Христа, чтобы уподобить своё пребывание на троне истории страданий Спасителя. Карл IV умело использовал культ реликвий и набожность в том числе в политических целях — усиливая свои властные позиции. Тем самым собрание реликвий служило репрезентации могущества его империи. Для хранения предметов культа и регалий Священной Римской империи монарх в 1348 г. приказал построить в окрестностях Праги замок Карлштейн, который (правда, будучи восстановлен и перестроен в XIX веке) и сегодня открыт для посетителей. На третьем этаже Большой башни находится легендарная Крестовая капелла со стенами, отделанными драгоценными камнями, — излюбленное место уединения императора. Богатство в данном случае позволяло не только окружить себя реликвиями и продемонстрировать свою власть — драгоценным камням приписывали способность препятствовать чуме, бушевавшей в Европе во времена этого монарха. По мнению историков, Карл IV был высокообразованным правителем, владел несколькими языками и прилагал большие усилия по накоплению знаний. Поэтому тот факт, что он собрал также свои воспоминания, записав их в форме автобиографии, отнюдь не выглядит случайностью.

Рождение культуры коллекционирования в Европе

Использование Карлом IV Крестовой капеллы как места уединения является предвестием превращения монаршей сокровищницы в студиоло — специальное помещение для собрания античных древностей, гемм, скульптур, монет, медалей и т. п. Первое упоминание таких кабинетов датируется 1335 годом. В то время как сокровищница служила зримым воплощением богатства и власти, за появлением студиоло стояла идея приватного пространства и стремление к упорядочению. С открытием и исследованием новых континентов в Европу пришло знание, не имевшее античных корней. Спустя столетие после открытия Америки в порты Старого Света ежедневно поступали неведомые и необычные предметы, и коллекционеры откликались на эти перемены.

XVI век стал эпохой рождения музеев и эмпирической науки. Всё больше частных лиц брались за создание естественнонаучных собраний (редких минералов, чучел птиц и т. д.), которые становились движущей силой секуляризации и представляли собой компендиум знания, независимого от церкви.

Историк Филипп Блом вообще говорит о формировании в Европе культуры коллекционирования, приобретающей в XVI веке небывалый размах. Важнейшие факторы этого процесса — книгопечатание (обмен информацией), прогресс в кораблестроении (обмен товарами) и эффективно работающая банковская система, облегчившая денежный обмен. Кроме того, после пандемии чумы XIV века изменяется отношение к земным вещам, поскольку появляется осознание собственной бренности (её символы — горящие свечи и песочные часы), прекрасно проявившееся, к примеру, в гравюре «Меланхолия», созданной Альбрехтом Дюрером в 1514 году. Вначале собиратели обращают внимание на занятные и редкие объекты, выставляя их в шкафах- кабинетах, напоминающих аптечную мебель того времени с её засушенными рыбами и частями египетских мумий на полках.

Из этих коллекций, в свою очередь, выросли кунсткамеры эпохи позднего Ренессанса. Сюда попадало всё, что казалось диковинным и непонятным. Именно так в 1562 году в Европе оказались первые луковицы тюльпанов. Джон Традескант (1570—1638), служивший вначале садовником у герцога Бекингема и известный нам сегодня как страстный коллекционер-ботаник, стоял у истоков «великого переселения растений». В XVII веке начинают также собирать и классифицировать, забальзамировав, целые человеческие тела, что сопровождается накоплением анатомических знаний. Таким собирателем, увлекавшимся в том числе анатомией, был русский царь Пётр Великий (1672—1725), который питал пристрастие к живым лилипутам и имел в своей императорской коллекции гермафродита. В российской истории он был первым серьёзным, хотя и неразборчивым в методах коллекционером: сохранились свидетельства, что он вырывал у прохожих на улице зубы, дабы пополнить своё собрание...

Упорядочение мира

Если в XVI-XVII веках преобладали кабинеты редкостей, отличавшиеся универсальным характером собраний, приметой XVIII столетия стала систематизация и специализация коллекций. В этом отношении одной из наиболее выдающихся фигур считается Карл Линней (1707—1778). Он собрал коллекцию растений и разработал классификацию царства растений на основании половых признаков. На первый план вышло упорядочение мира вещей. В том же XVIII веке, в соответствии с идеями Просвещения, всё больше собраний стало открываться для широкой публики. В XIX веке повсюду в Европе начали массово возникать музеи, служившие определённой миссии — пропаганде складывавшихся национальных государств и помощи им в формировании и воспитании своего гражданина. С 1870 года появилось понятие «китч», введённое торговцами предметами искусства из Мюнхена: они заказывали в рисовальных мастерских картины, которые затем сбывали (нем. «verkitschen») англоязычным туристам. Коллекционирование стало одной из практик потребления.

Турне похитителя

Надо полагать, немало хранителей музеев лишил в своё время сна Стефан Брайтвизер — коллекционер и по совместительству один из самых известных похитителей произведений искусства наших дней: с 1995 по 2001 год им были украдены по всей Европе более 200 произведений общей стоимостью около 20 млн. евро. Похищенное он не продавал, а собирал дома. Первой его добычей стало полотно в 1995 году в Швейцарии, здесь же он и был арестован после очередной кражи в 2001 году. Его сообщницами были мать и подруга. Мать похитителя, как оказалось, уничтожила часть его добычи и, как и его подруга, вынуждена была отсидеть в тюрьме. В 2006 году свет увидела автобиография Брайтвизера под названием «Признание похитителя произведений искусства». Однако в 2011 году уроженца Эльзаса вновь взяли под стражу, поскольку он вернулся к своему занятию. Сам он объяснял своё преступное поведение манией собирательства: «Коллекционер искусства счастлив лишь тогда, когда, наконец, обладает желанным предметом. Но после этого он уже хочет чего-то нового, снова и снова, он просто не может остановиться ».

История коллекционирования в контексте культуры не только рассказывает нам, что, когда и как коллекционировали, но и является отражением нашей собственной природы. Конечно, любые вещи, которые мы собираем, это нечто вожделенное, но самый ценный экземпляр всегда где-то впереди.

УДК 94(470)18.../19...

павлова мария Александровна

Костромской государственный университет [email protected]

ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА

(историко-культурный аспект)

Личность любого человека формируется под влиянием культурно-исторических событий его эпохи. Поэтому в собрании коллекционера отражается уровень его образования, культура, экономика, художественная мода той или иной эпохи. В России XVIII - начала XX в. культурно-историческая ситуация влияла на предметный состав собраний, проявлялась в изменении сословной принадлежности коллекционеров. Если первая половинаXVIII в. в коллекционировании связана с высшими аристократическими слоями общества и западноевропейским искусством, то во второй половине этого столетия свободы, данные дворянскому сословию, расширяют состав коллекционеров; военные успехи России и активный интерес к отечественной истории побуждают собирателей к коллекционированию предметов древнерусской истории. Промышленный подъём вводит в среду коллекционеров купеческое сословие и разночинную интеллигенцию, стремящихся открыть свои коллекции для публичного представления.

Ключевые слова: коллекция, Россия, Западная Европа, дворянская усадьба, музей, собирательство, реформы, культура.

Слово коллекция произошло от латинского «соПесйо» «собирание». В литературе даётся ряд определений этого термина. В справочной литературе коллекция определяется как «систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес...» . Подобные определения мы можем найти во многих словарях и справочниках. Большинство исследователей сходятся во мнении, что коллекция - это, прежде всего, систематизированное собрание, предметы которого объединены по какому-либо признаку. Это является главным признаком процесса коллекционирования. Первоначально собирательство очень часто основывалось на приобретении и использовании по утилитарному назначению предметов, имеющих художественную ценность, они служили показателем финансовой состоятельности владельца, но не фактом целенаправленного сбора определённой коллекции. Особенно это характерно для первых русских собраний, сформировавшихся до XVIII столетия. Коллекционирование же предполагает исключение предмета из сферы хозяйственного употребления и сохранение его в этом качестве как объекта культурного наследия.

Состав частных коллекций имеет субъективный характер, он отражает финансовые возможности собирателя, его интересы и пристрастия. Личность любого человека формируется под влиянием культурно-исторических событий эпохи. Поэтому в собрании коллекционера отражается не только уровень его образования и воспитания, но и экономика, художественная мода, политические события той или иной эпохи. На первоначальном этапе развития частного коллекционирования в России были более всего распространены коллекции универсального типа, и только с течением времени, с развитием художественных рынков в России и Западной Европе, с повышением уровня социокультурного развития общества и его самоиденти-

фикации коллекции стали приобретать узкую направленность. Культурно-исторический контекст развития общества влиял и на формирование стереотипов, норм и основных требований к устройству внешнего и внутреннего пространства, характеризующего сословную принадлежность, поэтому в разные исторические периоды ведущие позиции в собирательской деятельности занимали различные сословия.

Деятельность Пётра I открыла Россию для западноевропейского влияния. Представители знати, желающие иметь привилегированное место при дворе и заслужить милость государя, должны были освоить на практике европейский образ жизни: особенности поведения и бытовых условий. Путешествия Петра I, его знакомство с коллекциями Голландии, Саксонии и других стран положило начало его занятию коллекционированием и дало толчок собирательской деятельности придворных. Подданные ориентировались на личные коллекции царственных особ, так как императорские собрания были публичны, поддерживали имидж государства и задавали модные тенденции в коллекционной моде. Сначала, как дань моде, высшая знать привозила из-за границы всё необычное и непривычное для русского человека (живописные произведения, предметы восточной культуры, мраморные скульптуры, анатомические препараты, экзотических животных), так формировались собрания достаточно разноплановые по тематике представленных предметов . Коллекционирование произведений живописи и скульптуры, требовавшее крупных финансовых затрат, было доступно лишь узкому кругу русской аристократии, поэтому более широкое распространение приобрели нумизматические коллекции. Денежная реформа Елены Глинской 1535 г. отменила монеты удельных княжеств. Поэтому наличие «старых денег» предоставило возможность составления, начиная с XVII века, первых нумизматических собраний, впоследствии пополнившихся предметами из археологических

© Павлова М.А., 2017

Вестник КГУ № 4. 2017

раскопок, приобретениями экспонатов из западноевропейских коллекций, русскими монетами, упразднёнными реформами Петра I. Император, наладив в России производство памятных медалей, посвящённых военным и гражданским историческим событиям, не только приобрёл ещё один инструмент политического влияния на общество, но и дал толчок к коллекционированию западноевропейских и русских предметов медальерного искусства.

Открытость России западноевропейскому влиянию, путешествие русских дворян в Европу повлияли на формирование художественных вкусов собирателей частных коллекций. Устройство европейских дворов служило для русского дворянина примером организации общественной и частной жизни. В России стремление сделать «лучше, чем в Европе» привело не только к масштабному каменному строительству дворцов, загородных резиденций и усадебных комплексов, организации садов и парков, но и к желанию организовать частную жизнь на «европейский манер», сделать её открытой и публичной, демонстрирующей высокий социальный статус и степень просвещённости её владельца. Важной частью этого публичного представления стали усадебные коллекции. Предметы для таких частных собраний приобретались лично - напрямую в Европе либо через агентов-посредников. Французская революция 1789 г. и волнения в других европейских странах насытили художественный рынок Европы и России работами старых мастеров, предоставив возможность активного пополнения частных коллекций русской знати. Дворцы и усадьбы, загородные резиденции императора и его окружения становились образцом, на который ориентировалось общество.

Таким образом, ХУШ в. дал начало широкому распространению собирательской деятельности русской аристократии. Этот процесс был напрямую связан с государственными реформами, начатыми Петром I, культурным влиянием стран Западной Европы и ориентацией России на заимствование жизненного уклада западноевропейских аристократических кругов. Первые частные коллекции были сформированы лицами, приближёнными к императорскому двору, имевшими большие финансовые возможности и ориентирующимися в своей собирательской деятельности на императорские коллекции.

Второй этап широкого распространения коллекционной деятельности связан с дворянскими усадьбами, не только имевшими хозяйственные функции, но и являвшимися центрами культурного развития провинции. Расцвет усадебного строительства приходится на вторую половину XVIII -первую половину XIX в. Он определяется представлением о дворянском сословии как опоре монархии на местах, что обусловило создание ус-

ловий для роста их финансового благосостояния за счёт права владения землёй и крестьянами.

Эпоха Просвещения вдохнула новые силы в развитие русской усадебной культуры. Одним из идеалов этого времени был образ просвещённого человека, предающегося чтению книг и созерцанию предметов искусства на лоне природы. Мелкопоместное дворянство стремилось формировать архитектурный и садово-парковый ансамбль усадьбы, организовать интерьерное пространство и порядок внутренней жизни по примеру столичной аристократии. В частную жизнь усадебного дома привносилась мода на музыку, театр, живопись, знание иностранных языков. Коллекционирование укладывалось в эту схему как способ интеллектуального досуга. Мода на чтение и естественные науки послужила формированию усадебных библиотек, коллекций редких растений, минералогических кабинетов. В этот период формируются собрания, в которых представлено большое разнообразие разнородных предметов, что соответствовало идеалам эпохи Просвещения.

Обязательной частью усадебного собрания стали портретные галереи. По примеру галереи императрицы Анны Иоанновны, стремившейся подчеркнуть законность пребывания на российском троне, в том числе через создание в 1730-е гг. галереи с портретами родственников-членов царской фамилии, дворяне в своих портретных галереях доказывали знатность своего рода. Усадебные собрания, представлявшие портреты предков, друзей, родственников, членов императорской фамилии доказывали древнее происхождение семьи владельца, служили для укрепления его личного престижа. Но не все представители дворянского сословия могли заказывать портреты у западноевропейских художников или известных русских мастеров. Часто коллекции пополняли портреты, написанные крепостными художниками. Эти же художники делали копии с известных живописных произведений для коллекции владельца, не имевшего финансовых возможностей приобретать подлинные произведения европейских мастеров. В результате в дворянских усадьбах воспитывались «свои» художники и скульпторы.

В эпоху Просвещения коллекции начинают открываться для публичного обозрения. На художественные произведения приходят не только полюбоваться, здесь проходят занятия со студентами, работают учёные. Часто такие коллекции становятся частью хорошо продуманной декорации, предъявляемой посетителям усадьбы как предмет особой обеспеченности и образованности хозяина. Например, у князя Николая Борисовича Юсупова, известного коллекционера, выполнявшего поручения Екатерины II о приобретении предметов для её личной коллекции и Эрмитажа, подмосковная усадьба Архангельское напоминала, скорее, му-

Вестник КГУ № 4. 2017

зей, чем жилой дом. Даже планировка дворца, цвет стен, устройство интерьера определялись коллекцией хозяина: так были устроены Венецианский зал, салон Роббера, Античный зал и т. п.

В конце ХУШ - начале XIX в. в странах Западной Европы и в России пробуждается активный интерес к национальной истории и культуре. На предметный состав коллекций имели влияние египетский поход Наполеона 1798-1801 гг. и археологические раскопки греческих колоний в Северном Причерноморье. В частных собраниях России появляются древнеегипетские и античные предметы. В среде русских коллекционеров, особенно московских, началось активное формирование собраний древнерусских рукописей. Самая большая коллекция принадлежала графу А.И. Мусину-Пушкину. Примечательно, что историки могли работать с экспонатами этого уникального собрания. К сожалению, в московском пожаре 1812 г. коллекция Алексея Ивановича погибла. Победа русской армии в Отечественной войне 1812-1814 гг. всколыхнула патриотические настроения в обществе, формируются коллекции оружия, карикатур, гравюр, портретов героев. Коллекционеры пополняют свои собрания артефактами национальной истории. Показательна в этом отношении семейная коллекция графов Уваровых, начавшаяся с предметов античного искусства и картин европейских мастеров и пополнившаяся в первой половине XIX в. старыми рукописями, иконами и археологическими находками, относящимися к русской истории. Как собрание предметов древнерусской истории наиболее знамениты уникальные коллекции Михаила Петровича Погодина, собирателя памятников письменности и русских древностей, основателя общедоступного частного «древлехранилища», известного не только в России, но и в среде европейских учёных .

Оказала влияние на рост интереса к русской истории публикация в 1818 г. восьмитомного сочинения Н.М. Карамзина «Истории государства Российского». В 1820-е гг. члены кружка Н.П. Румянцева представили проект создания всероссийского музея древностей для изучения и показа предметов национальной истории, но проект не был осуществлён. Открытие Николаем I в 1852 г. общедоступного музея Новый Эрмитаж на основе императорских коллекций дало импульс многим коллекционерам для передачи в форме дарения на имя императора своих частных собраний. Таким образом из частных собраний перешли в музейные знаменитые коллекции дипломата Д.П. Татищева, знатока русской истории, П.Ф. Карабанова и др. Такие благотворительные шаги давали возможность коллекционерам получить титул или орден, поэтому передача частной коллекции обществу была ещё и возможностью перехода в дворянское сословие или получения государственной награды.

В целом во второй половине XVШ - первой половине XIX в. в России развитие общества способствует расширению собирательской деятельности и сословного состава коллекционеров. Наличие богатых антикварных рынков, политическая ситуация в Европе, стремление соответствовать идеалам Просвещения способствовали сосредоточению в частных коллекциях больших художественных ценностей не только западноевропейского происхождения, но и отечественной культуры и истории. Идеи Просвещения стали руководством к представлению коллекционерами своих частных собраний широкому кругу зрителей для осмотра, обучения и научного изучения.

Третий период коллекционирования в России связан с постепенной утратой дворянством во второй половине XIX в. доминирующих финансовых позиций и ростом благосостояния предпринимателей нового формата, многие из которых были выходцами из купеческой и крестьянской среды. Представители нового класса стремятся занять своё достойное место в социокультурной жизни России. Промышленники и купцы приобщаются к дворянской культуре, осваивают её ценности: получают образование высокого уровня, путешествуют, включаются в европейскую культуру и т. д. Поэтому процесс увлечения коллекционированием среди купечества и разночинной интеллигенции приобретает в этот период ещё больший размах. Разорение помещичьих усадеб, вынужденная продажа семейных коллекций приводит к перераспределению художественных и исторических ценностей в среде новых собирателей. Понимая роль показа западноевропейского искусства для развития культуры своей страны, новые собиратели коллекционировали не только произведения старых мастеров, но и живопись современных художников. Часто, отдавая предпочтение работам современников, коллекционеры, не имевшие профессионального образования, ограждали себя от подделок и материально поддерживали развитие современного искусства. (П.М. Третьяков, С.И. Морозов, П.И. Щукин и др.). Одной из главных особенностей этого периода в истории коллекционирования в России является начало процесса активного собирания предметов народной культуры. Поиски идеального мира в историческом прошлом (процесс, характерный для рубежа XIX-XX вв.), приводили дворянство в эпоху господства аристократизма, а купечество - к патриархальной народной России. Именно новые коллекционеры - промышленники, выходцы из купеческо-кре-стьянской среды - предъявили миру эстетику народной культуры. Например, в усадьбе Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова собирается коллекция предметов народного быта. Предметы из этой коллекции не только экспонируются, но и служат объектами изучения и образцами для художников

и учеников Абрамцевских мастерских народных промыслов, ведущих работу по возрождению художественных ремёсел и народного творчества России. Таким образом, в начале XX в. формируется большое количество коллекций, представляющих культурно-историческое прошлое России, народную культуру.

В этот же период активизируется процесс собирательства в провинциальных городах России. Главной задачей коллекционеров было не только собрать, но и представить обществу свои коллекции (через открытие музеев, введение предметов в научныё оборот, организацию научных сообществ). В Пскове, Новгороде, Ярославле, Костроме, Иваново Вознесенске и других городах были сформированы уникальные коллекции, оказавшие влияние на культурное развитие региона.

В этот период среди коллекционеров шла активная деятельность не только по пополнению, но и по представлению широкой общественности своих сокровищ. Профессиональные собиратели своё служение обществу видели в создании условий для знакомства широких слоёв населения с культурными достижениями разных стран и исторических эпох. Они печатали каталоги своих коллекций, предоставляли свои коллекционные предметы для выставок, жертвовали их в музеи, образовательные и научные учреждения, основывали частные музеи для всеобщего обозрения. Самыми крупными частными музеями рубежа столетий были музеи С.И. Щукина, А.П. Бахрушина, И.С. Остроухова. Организация частных музеев и передача их в общественное пользование, пожертвования частных коллекций в государственные музеи сыграли большую роль в комплектовании музейных фондов. Частные коллекции стали основой крупнейших музеев (Третьяковской галереи, Театрального музея А.А. Бахрушина) или вошли как составная часть в уже существующие музеи (частные музеи П.И. Щукина, А.П. Бахрушина и другие коллекции, обогатившие собрание Исторического музея в Москве). Кроме пожертвований, фонды многих музеев России на рубеже XIX-XX столетий пополнялись путём приобретения коллекций или отдельных предметов из частных собраний. Некоторые коллекционеры предпочитали продавать свои собрания в музеи, даже если это было им материально невыгодно. Эти поступки были в большей мере продиктованы желанием сохранить своё собрание от дальнейшей перепродажи, а значит, в целостном виде, и, конечно, коллекционерам хотелось сделать что-либо на благо общества для сохранения своего имени в истории.

Организация выставок с привлечением частных собраний, популяризация крупных коллекций на страницах периодической печати, издание каталогов, организация частных музеев, многочисленные

пожертвования и продажи коллекций в музеи все это сыграло большую роль в деле сохранения культурного наследия и знакомства общества с ценнейшими памятниками культуры, находившимися в частном владении. Общей тенденцией для собирательской деятельности в России второй половины XIX - начала XX в. стал её массовый характер и широкий сословный состав коллекционеров.

Третий период в истории русского коллекционирования характеризуется публичным представлением частных собраний общественности. Появляется новое поколение коллекционеров, ориентировавшихся в своей деятельности на собирание предметов народной культуры. Появляются коллекции современных русских и западноевропейских художников. В периодической печати публикуются описания коллекций и статьи о собирателях. Основываются специализированные журналы: «Мир искусств» (1898-1905 гг.), «Старые годы» (1907-1916 гг.), «Художественные сокровища России» (1901-1907 гг.).

Таким образом, частное коллекционирование в России в рассматриваемый период появляется на волне европеизации, начинается с петровскими преобразованиями и включает три этапа. На первом этапе (первая половина XVIII в.) приобщение к западноевропейской культуре и ориентирование на жизнь дворов европейских монархов активизировали частное и государственное коллекционирование предметов культуры и искусства. Этот этап частного коллекционирования в России можно обозначить как придворный , так как ведущими коллекционерами была императорская семья и придворная аристократия. Следующий период (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) связан с развитием усадебной культуры. Дворянство, ориентирующееся на европейские образцы в публичной и частной жизни, сформировало новый тип интеллектуальной досуговой деятельности, являющийся показателем статусно-сти и сословной принадлежности. Во второй половине XIX - начале XX в. происходит расширение социального круга коллекционеров, приобщение к собирательской деятельности провинциальных городов. На протяжении всех трёх периодов мы можем наблюдать в частном коллекционировании отражение экономических и политических событий, происходивших в России и в Европе (войны, революции, экономическую ситуацию и развитие искусств). Культурно-исторический контекст развития общества влиял и на формирование стереотипов, норм и основных требований к устройству внешнего и внутреннего пространства, характеризующего сословную принадлежность, поэтому в разные исторические периоды ведущие позиции в собирательской деятельности занимали различные сословия.

Библиографический список

1. Бильвина О.Л. Частное коллекционирование произведений античного искусства в России: вторая половина XIX - первые два десятилетия XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2007. - 22 с.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 12. - М., 1973. - 432 с.

3. Бессонова Н.А. Частные книжные коллекции в фондах библиотек Самаро-Сибирского региона (в период с 30-х гг. XVIII в. по 20-е гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2003. - 20 с.

4. Игнатьева О.В. Частное коллекционирование в процессе европеизации России в XVIII - начале XX века // Вестник Пермского университета. -Пермь: ПГГПУУ 2014. - Вып. 2 (25). - С. 22-27.

5. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис, 2001. - 224 с.

6. Каулен М.Е. Коллекция // Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20269547 (дата обращения: 21.09.2017).

7. Любимцев С.В. Частное коллекционирование предметов русской старины как фактор сохранения культурного наследия: Конец XIX - начало XX в.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. - СПб., 2000. - 163 с.

8. Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (18611917) // Очерки истории музейного дела в России. -М.: Советская Россия, 1960. - Вып. 2. - С. 66-144.

9. Погодин Михаил Петрович (1800-1875) // Артпанорама. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artpanorama.su/?category=art icle&show=subsection&id=194 (дата обращения: 12.09.2017).

10. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: учеб. пособие / СПбГУ-КИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsii.org/6-106471.html (дата обращения: 10.09.2017).

11. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

12. Хрипко М.Л. Роль частного собирательства в формировании дореволюционной коллекции исторического музея (третья четверть XIX -1918 год): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1991. - 20 с.

13. Шлаева И.В. Частное коллекционирование предметов русской старины как фактор сохранения культурного наследия: Конец XIX - начало XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2000. - 22 с.

Первые русские коллекционеры европейского типа.

Стихийная собирательская деятельность, конечно, существовала в России задолго до наступления восемнадцатого века. Но петровские реформы в области культуры придают ей новое направление - ориентируют на сближение с культурой Западной Европы. Именно Петр I стимулировал развитие частного коллекционирования в России, которое пышно расцвело во второй половине XVIII века. Вслед за русским государем, который привез новое увлечение из заграничных путешествий, многие его сподвижники начинают заниматься собиранием раритетов, и постепенно складывается целый ряд замечательных частных коллекций - А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Д.М., А.М. и Д.А. Голицыных и др.
Первые фамильные собрания составляются под влиянием моды или в угоду царю. Но постепенно складываются коллекции, являющиеся источником исследовательской деятельности ученых и формирующие истинных ценителей искусства. В их числе: собрание графа Я.В. Брюса, который был известен в Европе как ученый-математик, физик и астроном, художественная коллекция архитектора и историка искусства Ю.И. Кологривова, коллекция барона С.Г. Строганова.
Императрица Елизавета Петровна продолжила заложенную ее отцом традицию. В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов великолепного дворцового убранства, которое должно было ошеломлять приглашенных ко двору, свидетельствовать о могуществе российской державы. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Возможность русских дворян много путешествовать и тесно взаимодействовать с европейской культурой способствовала формированию новых эстетических предпочтений русских собирателей.
Богатейшее собрание живописи западноевропейских мастеров составила Екатерина II, частная коллекция которой послужила началом одного из крупнейших музеев мира - Эрмитажа. Крупнейший коллекционер государства, она была покровительницей иностранных художников, законодательницей вкусов, которой стремились подражать. Вместе с тем, она внимательно прислушивалась к советам своих агентов, направлявших ее художественный вкус. Обычно это были российские дипломаты при европейских дворах: А.К. Разумовский, П.М. Скавронский, Н.Б. Юсупов, А.М. Белосельский в Италии, И.С. Барятинский во Франции, Д.М. Голицын в Вене, Д.А. Голицын в Гааге, С.Р. Воронцов в Италии и Англии. Многие из них одновременно создавали собственные коллекции живописи.
Во второй половине XVIII века пополнение государственных и частных галерей осуществлялось как посредством покупок на аукционах Европы, так и заказов картин и скульптур современным мастерам. Удовлетворению спроса на западное искусство со стороны русских вельмож в значительной мере способствовали революционные события во Франции, вследствие которых художественный рынок обильно пополнялся произведениями мастеров европейских школ. Формировался рынок произведений искусства и в России, главным образом в Петербурге, куда ежегодно в большом количестве свозились из Западной Европы предметы искусства и художественной промышленности.

Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719) был одним из первых, кто принял насаждаемый Петром I западноевропейский бытовой уклад и обустраивал свои дома на европейский манер. Его наследник - Петр Борисович Шереметев (1713-1788), стремящийся идти в ногу со временем, начиная с 1740-х годов, целенаправленно приобретает произведения искусства. Под влиянием моды он создает в доме на набережной Фонтанки кунсткамеру, аналогичную той, что была создана Петром I. Составной частью кунсткамер было собрание картин.
Позже, в 1750 году, появляется «картинная комната» со шпалерной развеской. Активное строительство требовало столь же активной собирательской деятельности. Будучи очень богатым человеком, П.Б. Шереметев собрал значительные, главным образом по количеству, коллекции живописи, скульптуры, фарфора, коллекции монет, медалей и оружия. Его наследник Николай Петрович Шереметев (1751-1809), получивший прекрасное образование, продолжил семейную традицию собирательства, но с большим знанием дела, чем его отец.

Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), представитель знаменитой русской дворянской фамилии, владел одной из наиболее ценных художественных коллекций русской аристократии, как по количеству, так и по качеству. В своем дворце на Невском проспекте он создал библиотеку и картинную галерею, которая стала одним из первых русских музеев.
А.С. Строганов являет собой пример не простого собирателя, каких было уже немало в его время, но эрудированного любителя живописи, наделенного любознательностью и любовью к искусству. Именно поэтому ему удалось превратить свое собрание в систематизированную коллекцию, представляющую художественную ценность. Строгановская коллекция включала произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, как часть убранства интерьеров, монеты и медали, а также коллекцию минералов, что свидетельствует о родовой связи с кунсткамерами первой половины XVIII века.
Одним из наиболее образованных коллекционеров XVIII века, наряду с А.С. Строгановым, был Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Собирательством Н.Б. Юсупов занимался на протяжении почти 60-ти лет: с 1770-х до конца 1820-х годов и создал одну из крупнейших в России коллекций западноевропейской живописи.
Собрание Н.Б. Юсупова было обширным и разнообразным. Оно включало станковую живопись, скульптуру , произведения декоративно-прикладного искусства, собрание гравюр , рисунков, миниатюр, прекрасную библиотеку и большой семейный архив. Однако основу собрания составляла картинная галерея, насчитывавшая до 600 полотен. В картинной галерее князя Юсупова были произведения почти всех европейских школ, но особенно хорошо в ней представлены французские, итальянские, фламандские и голландские художники.
Юсупов показал себя подлинным собирателем и знатоком, хорошо ориентирующимся в современном художественном процессе. Он стал проводником новых эстетических вкусов, связанных с художественными процессами грядущего столетия. Князь Юсупов первым ввозит в Россию первоклассные произведения французских художников начала XIX века.

Иван Иванович Шувалов (1727-1797) - один из самых выдающихся представителей фамилии, образованный русский вельможа эпохи Елизаветы, а позже и Екатерины - был меценатом, пользовавшимся европейской известностью знатоком искусства, имел также прекрасную картинную галерею. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа, поскольку был советником Екатерины в вопросах приобретения картин и размещения заказов русского двора заграничным художникам. Эстетические предпочтения Шувалова сыграли свою роль в развитии русской художественной культуры середины XVIII столетия, поскольку, формируя коллекцию Эрмитажа, он в огромной степени влиял на вкусы других коллекционеров эпохи, ориентирующихся на императорское собрание при подборе своих коллекций.
Кроме того, И.И. Шувалов - основатель и первый куратор Московского университета, основатель и первый президент Академии художеств. Личная коллекция Шувалова составила основное ядро картинной галереи Академии художеств. Он подарил Академии свои коллекции живописи и графики, составленные во время его длительного пребывания за границей. Благодаря И.И. Шувалову Академия художеств обладает сейчас уникальным собранием античных слепков, по которым учатся новые поколения художников.
Как отмечалось выше, предметами коллекционирования в XVIII веке были, главным образом, образцы западноевропейской культуры, науки и искусства. Однако, во второй половине XVIII века ощутимы и иные тенденции: возникает интерес к национальному прошлому. В литературе, изобразительном и театральном искусстве появляются сюжеты из русской истории. Начинается собирание, изучение и публикация исторических документов и трудов по русской истории. Это стимулирует интерес к собирательству предметов русской старины. Появляется ряд коллекций древних рукописей и других древнерусских памятников. В числе таких коллекций - собрание П.Ф. Коробанова, П.Н. Бекетова, графа Ф.А. Толстого, Ф.Г. Баузе и др.
Обязательной составляющей частных дворянских собраний во второй половине XVIII века были портретные галереи, которые появились в связи с растущим интересом дворянства к отечественной истории - с одной стороны, и для укрепления личного престижа владельцев - с другой. Портретные галереи были призваны увековечить род и служили доказательством знатности, богатства и древнего происхождения владельцев. Было модным заказывать портреты членов семьи ведущим западноевропейским или русским художникам. Некоторые коллекционеры собирали портреты выдающихся исторических деятелей. Среди самых интересных портретных галерей: галереи в Кускове - графов Шереметевых, Надеждине - князей Куракиных, Зубриловке - князей Прозоровских, Отраде - графов Орловых-Давыдовых, Андреевском - графов Воронцовых и др.
Портретные галереи во второй половине XVIII века получили широкое распространение среди всех слоев дворянства. Они являются ценнейшим документальным материалом эпохи.
В тех случаях, когда коллекционером руководили не только честолюбивые устремления и амбиции, но искреннее желание помочь развитию отечественной культуры, коллекции переставали быть просто предметом собирательства. Они становились тем рабочим материалом, который помогал художникам реализовать свои творческие возможности. К таким меценатам и подлинным знатокам изящных искусств относился граф А.С. Строганов. Картинная галерея Строганова и его великолепная библиотека были доступны для всех знатоков, любителей и иностранных гостей императорского двора. Здесь проходили занятия по истории искусства воспитанников Академии художеств, известные и начинающие художники знакомились с произведениями старых мастеров, копировали их, подобно тому, как это было в знаменитых садах Медичи.

Пройдитесь еще раз по залам Эрмитажа и обратите внимание на таблички под картинами в залах итальянской, фламандской, французской живописи XVII-XVIII вв.

Татьяна Несветайло
искусствовед, старший научный сотрудник ГРМ

Русское частное коллекционирование произведений искусства пережило немало потрясений во время становления СССР. Отечественные коллекционеры и поныне питают недоверие к государству, подозревая его в том, что оно может в любой момент отобрать у них все, что они собрали. Но, несмотря на это, частное коллекционирование в России развивается, а среди новых собраний уже появились настоящие жемчужины. В этой и следующей статьях мы проследим историю русского коллекционирования от его возникновения до наших дней. Первая часть нашего исследования будет посвящена развитию коллекционирования с петровских времен до конца XIX века.

Первый русский коллекционер

Появлению культуры коллекционирования Россия обязана лично Петру I и его реформам. Царь стал по сути и первым коллекционером, который подал пример своим подданным.

Предшествовавшее петровским преобразованиям «великое посольство» — дипломатическая поездка царя по странам Европы — познакомило его с западными частными собраниями. Родиной русского коллекционирования стала Голландия, которая на рубеже XVII-XVIII веков была крупным торговым узлом. В Голландию стекались древности и редкости со всего мира, при этом страна обладала собственным развитым рынком живописи. Собирательство произведений искусства там уже было достаточно сильно развито, голландцы увлеченно составляли кунсткамеры, в которых соседствовали природные редкости и рукотворные предметы. Петр познакомился с известными коллекционерами того времени и посетил мастерские местных художников, чьи работы украшали дома зажиточных голландцев. Сам он за время посольства неоднократно позировал западным живописцам. В Лондоне он посетил музей Королевского общества и коллекции Букингемского дворца, в Дрездене осмотрел собрание саксонского курфюрста Августа II. Под впечатлением от поездки он начал увлеченно собирать естественнонаучные и этнографические редкости, которые стали основой знаменитой Кунсткамеры.

Во время своей второй заграничной поездки, в 1716-1717 годах, Петр стал больше внимания уделять приобретению произведений искусства. При покупке картин царь руководствовался личным вкусом: он предпочитал батальные полотна, морские пейзажи и остроумные бытовые сцены. Поскольку Петра чаще занимал смысл сюжета и правдоподобность в изображении кораблей, в его коллекции оказывались полотна разного качества и художественных достоинств. При выборе скульптуры он отдавал предпочтение аллегорическим фигурам. Увлечение императора и украшение им собственных дворцов и парков задало тон и моду для тогдашнего высшего общества. Подданные императора начали создавать собственные коллекции произведений искусства. Первыми крупными коллекционерами того времени стали сестра царя Наталия Алексеевна, его сподвижники Александр Меншиков и Борис Шереметев.

По иронии судьбы именно основоположник русского коллекционирования Петр I положил начало и традиции конфискации собраний искусства у осужденных. Коллекции состоятельных арестантов входили в состав императорских, по сути становясь имуществом государства. Уже после смерти Петра такая участь постигла собрание Меншикова.

Русские коллекции эпохи Просвещения

Развитие русского коллекционирования на некоторое время зачахло при наследниках Петра I: Екатерина I и Анна Иоанновна не слишком интересовались изобразительным искусством, что повлияло и на увлечения их подданных. Художественные коллекции вновь оказались в центре внимания при Елизавете Петровне, которая всячески старалась подчеркнуть, что она продолжает дела своего отца.

Настоящего расцвета коллекционирование достигло в просвещенное царствование Екатерины Великой. Золотые времена в тот период переживало дворянство, получившее неслыханное количество привилегий. Благодаря идеям просвещения в моду вошло западное образование и европейские путешествия. Молодежь из богатых дворянских семейств отправлялась в Европу, где приобщалась к сокровищницам западной культуры. На родину дворяне возвращались не только с покупками — коллекциями скульптуры и живописи, но и с развитым художественным вкусом. Они становились покупателями работ уже русских художников и продолжали заказывать произведения искусства из Европы. Развитие дворянских коллекций было неразрывно связано с усадебной культурой. Именно загородные резиденции, как правило, становились хранилищами для живописных и скульптурных сокровищ. «Можно подумать, что русские богачи обобрали всю Европу для составления своих замечательных коллекций», — писал английский путешественник Кларк в конце XVIII века.

В рекордные сроки русские коллекции сравнялись с европейскими по качеству и даже начали с ними соперничать. Коллекционеры занялись систематизацией своих собраний, начали составлять каталоги и даже выставлять свои богатства на всеобщее обозрение. Например живописное собрание графа Александра Строганова было открыто для посетителей, в галерее на Невском проспекте проходили занятия студентов Академии Художеств.

Все внимание - русскому искусству

В первой половине XIX века появилась и широко распространилась тенденция коллекционирования национальных художественных ценностей. Победа над Наполеоном привела к волне патриотизма и росту национального самосознания. Одновременно война нанесла серьезный удар по частному коллекционированию, поскольку многие ценности были уничтожены московским пожаром 1812 года.

Дворяне обратили свое внимание на русскую старину, в том числе на древние рукописи. Именно к этому поколению коллекционеров принадлежал Алексей Мусин-Пушкин, открывший «Слово о полку Игореве». В послевоенное время появились и коллекционеры, которые основной своей миссией считали поддержку современных отечественных художников. В этом смысле одним из самых выдающихся собраний того времени была коллекция министра Федора Прянишникова. Именно его собрание русского искусства вдохновило Павла Третьякова на создание собственной известной коллекции. Еще при жизни Прянишникова его коллекция была выкуплена государством и после его кончины стала частью собрания музея Академии Художеств.

В XIX веке новой вехой в развитии русского коллекционирования стало создание музеев, в основу которых легли частные коллекции. География коллекционирования вышла за рамки Москвы и Петербурга — новыми его центрами стали крупные университетские города, в частности Казань. Коллекционированием произведений искусства занялись не только высокопоставленные сановники, но и мелкие чиновники, офицеры и разночинцы.

Демократизация русского коллекционирования

Реформы Александра II привели к масштабным общественным изменениям, которые в свою очередь повлияли и на коллекционирование. Дворянство окончательно перестало быть монополистом в деле коллекционирования: массово собирать предметы искусства начали разбогатевшие купцы и разночинцы. Многие художники, работавшие над историческими полотнами, стали коллекционировать предметы русского быта.

У коллекционеров возрос интерес к современному реалистичному русскому искусству. Они начали поддерживать художников-передвижников, собирая жанровые картины. Известнейшим коллекционером отечественной живописи стал промышленник Павел Третьяков. В 1881 году его коллекция была открыта для широкой публики: на тот момент она насчитывала почти две тысячи предметов, большинство из которых — картины русских художников. В 1892 году Третьяков подарил свое собрание Москве, оставшись распорядителем галереи.

Среди нового поколения русских коллекционеров появились люди, обладавшие исключительной прозорливостью и чутьем к новым тенденциям. Так, промышленник Иван Морозов и купец Сергей Щукин стали одним из первых собирателей картин импрессионистов и постимпрессионистов. Принадлежавшие им картины Дега, Ренуара, Сезанна, Гогена, Ван Гога и Пикассо стали основой нынешних коллекций ГМИИ и Эрмитажа.

Во второй половине XIX века все шире стала распространяться практика создания музеев и проведения выставок, которые часто преследовали благотворительные цели. Коллекционеры стремились показать свои собрания всем желающим. В 1862 году в Москве открылась галерея промышленника Василия Кокорева, в которой были размещены произведения как русской, так и западноевропейской живописи. Впрочем, эта галерея просуществовала недолго: в 1870 году Кокорев был вынужден продать свое собрание из-за финансовых трудностей. Впоследствии оно пополнило коллекцию Русского музея. В 1865 году в Москве заработал Голицынский музей, в котором потомки дипломата Михаила Голицына выставили его художественную коллекцию и библиотеку старинных книг.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры