Кому на руси жить хорошо образы крестьян. Образы крестьян в поэме «Кому на руси жить хорошо

Главная / Развод

Великий русский поэт Н. А. Некрасов родился и вырос в сельской глубинке, среди бесконечных лугов и полей. Мальчиком он любил убегать из дома к своим деревенским друзьям. Здесь же он знакомился с простым рабочим народом. Позже, став поэтом, он создал ряд правдивых произведений о простых бедных людях, их быте, речи, а также русской природе.

Об их социальном положении говорят даже названия деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайко и другие. Об их бедственном положении поведал и встретившийся им поп: «Крестьянин сам нуждается, и рад бы дал, да нечего…».

С одной стороны, подводит погода: то постоянно идут дожди, то нещадно палит солнце, сжигая урожай. С другой стороны, большую часть собранного урожая приходится отдать в виде податей:

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин

Крестьяне у Некрасова – великие труженики:

Не белоручки нежные,

А люди мы великие,

В работе и в гульбе!

Одним из таких представителей является Яким Нагой:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!

Другой представитель «людей великих» - Ермила Гирин показан как честный, справедливый, совестливый мужик. Он пользуется уважением среди крестьян. Об огромном доверии к нему соотечественников говорит тот факт, что когда Ермила обратился к народу за помощью, то все скинулись и выручили Гирина. Тот, в свою очередь, вернул все до копеечки. А оставшийся невостребованным рубль отдал слепому.

Находясь на службе, он всем старался помочь и не брал за это ни копеечки: «Худую совесть надобно – крестьянину с крестьянина копейку вымочить».

Однажды оступившись и отправив в рекруты вместо своего брата другого, Гирин мучается душевно до того, что готов свести счеты с жизнью.

В общем образ Гирина трагический. Странники узнают, что он сидит в остроге за помощь бунтующему селу.

Столь же безрадостна доля крестьянской женщины. В образе Матрены Тимофеевны автор показывает стойкость и выносливость русской женщины.

Судьба Матрены включает и тяжелую, наравне с мужчинами, работу, и отношения в семье, и смерть первенца. Но все удары судьбы она сносит безропотно. А когда дело касается ее близких, она заступается за них. Выходит, и среди женщин нет счастливых:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны, у Бога самого!

Поддерживает Матрену Тимофеевну один Савелий. Это старик, некогда бывший богатырем святорусским, но растратившим силу на тяжелой работе и на каторге:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Савелий ослаб физически, но вера его в лучшее будущее жива. Он постоянно повторяет: «Клейменый, да не раб!»

Оказывается, Савелий был отправлен на каторгу за то, что живым закопал немца Фогеля, опостылевшего мужикам тем, что нещадно издевался над ними и притеснял их.

Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»:

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

У князя Переметьева

Я был любимый раб.

Лакей князя Утятина Ипат восторгается своим барином.

Об этих крестьянах-рабах Некрасов говорит так:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда.

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

На самом деле, психология рабства так въелась в их души, что убила в них полностью человеческое достоинство.

Таким образом, крестьяне у Некрасова неоднородны, как и любое общество людей. Но в большинстве своем они честные, трудолюбивые, стремящиеся к свободе, а значит, и к счастью, представители крестьянства.

Неслучайно поэма завершается песней о Руси, в которой слышится надежда на прозрение русского народа:

Рать подымается неисчислимая,

Сила в ней скажется несокрушимая!

Обновлено: 2017-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне и дворяне - с совершенно непохожей культурой, менталитетом и даже языком. Именно поэтому в произведениях одних русских писателей изображение крестьян есть, а у других - нет. Например, Грибоедов, Жуковский и некоторые другие мастера слова не касались в своих произведениях темы крестьянства.

Однако Крылов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Есенин и другие создали целую галерею

Бессмертных образов крестьян. Их крестьяне очень разные люди, но есть и много общего во взглядах писателей на крестьянина. Все они были единодушны в том, что крестьяне - труженики, творческие и талантливые люди, безделье же ведет к моральному разложению личности.

Именно таков смысл басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». В аллегорической форме баснописец выразил свой взгляд на нравственный идеал крестьянина-труженика (Муравей), девиз которого: работать не покладая рук летом, чтобы обеспечить себе пищу холодной зимой, - и на бездельника (Стрекоза). Зимой, когда Стрекоза пришла к Муравью с просьбой о помощи, он отказал «попрыгунье», хотя, вероятно, имел возможность ей помочь.

На эту же тему, уже намного позже, М. Е. Салтыков-Щедрин написал сказку «О том, как мужик двух генералов прокормил». Однако Салтыков-Щедрин решил эту проблему иначе, чем Крылов: бездельники-генералы, попав на необитаемый остров, не смогли себя прокормить, а крестьянин, мужик добровольно не только обеспечил генералов всем необходимым, но и свил веревку и сам себя связал. Действительно, в обоих произведениях конфликт один и тот же: между тружеником и тунеядцем, - но решается он по-разному. Герой басни Крылова не дает себя в обиду, а мужик из сказки Салтыкова-Щедрина добровольно лишает себя свободы и делает все возможное для неспособных к труду генералов.

В творчестве А. С. Пушкина не так много описаний крестьянского быта и характера, но он не мог не запечатлеть в своих произведениях очень значимые детали. Например, в описании крестьянской войны в «Капитанской дочке» Пушкин показал, что в ней участвовали дети крестьян, ушедшие от земледелия, занимающиеся разбоем и воровством, такой вывод можно сделать из песни Чумакова о «детинушке крестьянском сыне», который «воровал» и «разбой держал», а потом был повешен. В судьбе героя песни восставшие узнают свою судьбу, чувствуют свою обреченность. Почему? Потому что они ушли от труда на земле ради кровопролития, а насилие Пушкин не приемлет.

Крестьяне у русских писателей обладают богатым внутренним миром: они умеют любить. В этом же произведении Пушкин показывает образ крепостного Савельича, который, хотя и раб по положению, наделен чувством собственного достоинства. Он готов отдать жизнь за своего молодого барина, которого воспитывал. Этот образ перекликается с двумя образами Некрасова: с Савелием, богатырем святорусским, и с Яковом верным, холопом примерным. Савелий очень любил своего внука Демочку, присматривал за ним и, явившись косвенной причиной его смерти, ушел в леса, а потом в монастырь. Яков верный любит своего племянника так же сильно, как Савелий любит Демочку, и любит своего барина, как Савельич любит Гринева. Однако если Савельичу не пришлось пожертвовать жизнью ради Петруши, то Яков, раздираемый конфликтом между любимыми им людьми, покончил жизнь самоубийством.

Еще одна немаловажная деталь есть у Пушкина в «Дубровском». Речь идет о противоречиях между деревнями: «Они (крестьяне Троекурова) тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Не эта ли тема прозвучала у Есенина в «Анне Снегиной», когда богатые жители Радова и бедные крестьяне деревни Криуши враждовали между собой: «Они в топоры, мы тож». В результате гибнет староста. Эта смерть осуждается Есениным. Тема убийства крестьянами управляющего была еще у Некрасова: Савелий и другие крестьяне живьем закопали немца Фогеля. Однако, в отличие от Есенина, Некрасов не осуждает это убийство.

С творчеством Гоголя в художественной литературе появилось понятие крестьянина-богатыря: каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников и другие. После Гоголя у Некрасова тоже была ярко выражена тема богатырства (Савелий). Герои-крестьяне есть и у Гончарова. Интересно сравнить героя Гоголя плотника Степана Пробку и плотника Луку из произведения Гончарова «Обломов». Гоголевский мастер - это «тот богатырь, что в гвардию годился бы», он отличался «трезвостью примерной», а работник из О6ломовки был тем знаменит, что сделал крыльцо, которое, хотя и шаталось с момента постройки, стояло шестнадцать лет.

Вообще в произведении Гончарова в крестьянской деревне все тихо и сонно. Хлопотливо и полезно проводится только утро, а потом уже наступает обед, всеобщий послеобеденный сон, чай, занятия чем-нибудь, игра на гармони, на балалайке у ворот. Происшествий в Обломовке никаких не происходит. Покой нарушила только крестьянская вдова Марина Кулькова, которая родила «зараз четырех младенцев». Ее судьба схожа с тяжелой жизнью Матрены Корчагиной, героини поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», у которой «что год, то дети».

Тургенев, как и другие писатели, говорит о талантливости крестьянина, о его творческой натуре. В рассказе «Певцы» Яков Турок и рядчик за восьмушку пива соревнуются в пении, а затем автор показывает безрадостную картину пьянства. Эта же тема прозвучит в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: Яким Нагой «до смерти работает, До полусмерти пьет…».

Совсем другие мотивы звучат в рассказе «Бурмистр» Тургенева. Он разрабатывает образ деспота-управляющего. Это явление осудит и Некрасов: он назовет грех Глеба-старосты, который продал вольные других крестьян, самым тяжким.

Русские писатели были единодушны в том, что в большинстве своем крестьяне имеют талант, достоинство, творческое начало, трудолюбие. Однако среди них есть и такие люди, которых нельзя назвать высоконравственными. Духовное падение этих людей в основном происходило от безделья и от материальных благ, нажитых да несчастьях окружающих.,

Важный исторический период нашел свое отражение в произведении Н.А.Некрасова. Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо» типичны и очень реальны. Их образы помогают понять, что происходило в стране после отмены крепостного права, к чему привели реформы.

Странники из народа

Семь мужиков – все крестьянского происхождения. Чем они отличаются от других персонажей? Почему автор не выбирает в ходоки представителей разных классов? Некрасов гениален. Автор подсказывает, среди крестьян начинается движение. Россия «очнулась ото сна». Но движение медленное, не все осознали, что получили свободу и могут жить по-новому. Некрасов делает героями простых мужиков. Раньше по стране бродили только нищие, богомольцы и скоморохи. Сейчас пошли искать ответы на вопросы мужики из разных губерний, волостей. Поэт не идеализирует литературных персонажей, не пытается отделить их от народа. Он понимает, что все крестьяне разные. Многовековой гнет для большинства вошел в привычку, мужики не знают, что делать с полученными правами, как дальше жить.

Яким Нагой

Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким

«до смерти работает, до полусмерти пьет».

Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.

Холоп Яков

У жестокого помещика долгие годы живет в услужении Яков. Он примерен, усерден, верен. Холоп служит хозяину до старости, заботится о нем во время болезни. Автор показывает, как может мужик проявить непокорство. Он осуждает такие решения, но и понимает их. Сложно Якову встать против помещика. Всей своей жизнью он доказывал ему преданность, но не заслужил даже небольшого внимания. Раб завозит обезножившего помещика в лес и кончает жизнь самоубийством у него на глазах. Скорбная картина, но именно она помогает понять, насколько сильно вжилось раболепие в сердца крестьян.

Любимый раб

Дворовый мужик пытается предстать перед странниками самым счастливым. В чем его счастье? Холоп был любимым рабом первого знатнейшего князя Переметьева. Жена холопа – любимая раба. Хозяин позволил дочери холопа учиться вместе с барышней языкам, наукам. Девчушка сидела в присутствии господ. Глупо выглядит крестьянин-раб. Он молится, прося у Бога сохранить ему благородную болезнь, - подагру. Рабское повиновение привело холопа к абсурдным мыслям. Он гордится дворянской болезнью. Хвастается перед ходоками винами, которые пил: шампанское, бургонское, токайское. Отказывают ему мужики в водке. Отправляют дальше лизать тарелки после барской трапезы. Не по губам раба из мужиков русский напиток, пусть допивает из рюмок заморские вина. Смешон образ больного холопа.

Староста Глеб

В описании крестьянина нет привычной интонации. Автор негодует. Ему не хочется писать о таких типах, как Глеб, но они есть среди крестьян, поэтому правда жизни требует появления образа старосты из народа в поэме. Среди крестьян таких было немного, но горя они принесли достаточно. Глеб уничтожил вольную, которую дал барин. Позволил обмануть своих земляков. Раб в душе, староста предал мужиков. Он надеялся на особые льготы, на возможность возвыситься над равными себе по социальному положению.

Мужицкое счастье

На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.

Какие крестьяне подошли к ходокам:

  • Крестьянин – белорус. Его счастье в хлебе. Раньше это был ячменный, от него болел живот так, что сравнить можно только со схватками во время родов. Сейчас хлеб дают ржаной, его можно есть, не боясь последствий.
  • Мужик со свернутой скулой. Крестьянин ходил на медведя. Его троих друзей сломали лесные хозяева. Мужик остался жив. Счастливый охотник не может посмотреть влево: скула свернута медвежьей лапой. Посмеялись ходоки, предложили сходить еще раз на медведя и подставить другую щеку, чтобы уравнять скулы, но водки дали.
  • Каменотес. Молодой олончанин радуется жизни, потому что силен. У него есть работа, если встать пораньше, то можно заработать 5 серебряных.
  • Трифон. Обладая огромной силой, парень поддался насмешке подрядчика. Попытался поднять столько, сколько положили. Внес ношу в 14 пудов. Не позволил над собой посмеяться, но надорвал сердце и заболел. Счастье мужика – добрался он до родины, чтобы умереть на своей земле.

Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.

Однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот ). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

I. Образы крестьян и крестьянок в лирике.
2.Герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
3. Собирательный образ русского народа.

Крестьянская Русь, горькая народная доля, а также сила и благородство русского народа, его вековая привычка к труду — одна из основных тем в творчестве Н. А. Некрасова. В стихотворениях «В дороге, «Школьник», «Тройка», «Железная дорога», «Забытая деревня» и множестве других предстают перед нами образы крестьян и крестьянок, созданные автором с большим сочувствием и восхищением.

Он поражен красотой молодой крестьянской девушки, героини стихотворения «Тройка», которая бежит за пролетевшей мимо тройкой. Но восхищение сменяется размышлениями о ее будущей горькой женской доле, которая быстро погубит эту красу. Героиню ждет безрадостная жизнь, побои мужа, вечные упреки свекрови и тяжелый ежедневный труд, который не оставит места мечтам и стремлениям. Еще более трагична судьба Груши из стихотворения «В дороге». Воспитанная по прихоти барина как барышня, она была выдана за мужика и возвращена «на село». Но вырванная из своей среды и не приученная к тяжелому крестьянскому труду, прикоснувшаяся к культуре, она уже не может вернуться к прежней жизни. В стихотворении почти нет описания ее мужа — ямщика. Но то, с каким сочувствием рассказывает он о судьбе «злодейки-жены», понимая весь трагизм ее положения, говорит нам очень много о нем самом, его доброте и благородстве. В своей неудавшейся семейной жизни он винит не столько жену, сколько «господ», погубивших ее напрасно.

Не менее выразительно изображает поэт мужиков, пришедших однажды к парадному подъезду. Их описание занимает лишь одну шестую произведения и дано внешне скупо: согнутые спины, худой армячишко, загорелые лица и руки, крест на шее и кровь на ногах, обутых в самодельные лапти. Видно не близок был их путь до парадного подъезда, куда их так и не пустили, не приняв скудной лепты, которую они могли предложить. Но если все прочие посетители, «осаждающие» парадный подъезд в будни и в праздники изображаются поэтом с большей или меньшей долей иронии, то о мужиках он пишет с откровенным сочувствием и уважительно называет их русскими людьми.

Нравственную красоту, стойкость, мужество русского народа воспевает Некрасов и в поэме «Мороз, Красный нос». Автор подчеркивает яркую индивидуальность своих героев: родителей, на которых обрушилось страшное горе — смерть сына-кормильца, самого Прокла — могучего богатыря-труженника с большими мозолистыми руками. Многие поколения читателей восхищались образом Дарьи — «величавой славянки», красивой во всякой одежде и ловкой в любой работе. Это подлинный гимн поэта русской крестьянке, привыкшей своим трудом добывать достаток, умеющей и работать и отдыхать.

Именно крестьяне являются основными действующими лицами и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Семь «степенных мужиков из временнообязанных», как они сами называют себя, из деревень с говорящими названиями (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неуро-жайка), пытаются решить непростой вопрос: «кому живется весело вольготно на Руси?». Каждый из них представляет себе счастье по-своему и счастливыми называет разных людей: помещика, попа, царского министра и самого государя. Они являются обобщенным образом крестьянина — упорного, терпеливого, порой вспыльчивого, но и готового стоять за правду и свои убеждения. Странники не единственные в поэме представители народа. Мы видим там множество других мужских и женских образов. На ярмарке мужикам встречается Вавила, «торгующий внучке козловые башмачки». Уезжая на ярмарку, он наобещал всем подарков, но «пропился до грошика». Вавила готов терпеливо вынести попреки домашних, но мучается от того, что не сможет привезти обещанного подарка внучке. Этот человек, для которого лишь кабак — отрада в трудной беспросветной жизни, вызывает у автора не осуждение, а скорее сострадание. Сочувствуют мужику и окружающие. И все готовы помочь ему хлебушком или работой, а помочь деньгами смог лишь барин Павлуша Веретенников. И когда он выручил Вавилу и купил для него ботиночки, все вокруг были рады так, словно он каждого одарил рублем. Эта способность русского человека искренне радоваться за другого добавляет еще одну важную черту в собирательный образ крестьянина.

Та же широта души народной подчеркивается автором в рассказе про Ермила Ильича, у которого богатый купец Алтынников решил отобрать мельницу. Когда потребовалось внести задаток, Ермил обратился к народу с просьбой выручить его. И герою собрали необходимую сумму, а ровно через неделю он честно вернул долг каждому, и все честно забрали лишь столько, сколько давали и даже остался лишний рубль, который Ермил отдал слепцам. Не случайно крестьяне в один голос избира-ют его старостой. И он судит всех честно, наказывает виновных и не обижает правых и не берет себе ни одной лишней копеечки. Лишь раз Ермил, говоря современным языком, воспользовался своим положением и попытался спасти брата от рекрутчины отправив вместо него другого юношу. Но его замучила совесть и он перед всем миром повинился в своей неправде и оставил должность. Ярким представителем народного характера стойкого, честного, ироничного является и дед Савелий. Богатырь с большущей гривой, похожий на медведя. О нем рассказывает странникам Матрена Тимофеевна, которую странники тоже спрашивают о счастье. Родной сын зовет деда Савелия «клейменым, каторжным», в семье его недолюбливают. Матрена, претерпевшая много обид в семье мужа находит у него утешение. Он рассказывает ей о временах, когда не было над ними ни помещика, ни управителя, не знали они барщины и не платили оброка. Так как не было в их местах дорог, кроме звериных троп. Такое вольготное житье продолжалось до тех пор, пока «через леса дремучие и болота топкие» не подослал к ним барин немца. Этот немец обманом вынудил мужиков сделать дорогу и начал управлять по-новому, разоряя крестьян. Они терпели до поры до времени, а однажды, не выдержав, столкнули немца в яму и закопали живьем. От выпавших на его долю невзгод тюрьмы и каторги Савелий загрубел и ожесточился, и лишь появление в семье младенца Демушки вернуло его к жизни. Герой научился вновь радоваться жизни. Именно ему тяжелее всего пережить гибель этого младенца. Он не корил себя за убийство немца, а за гибель этого младенца, за которым недоглядел корит так, что не может жить среди людей и уходит в лес.

Все изображенные Некрасовым персонажи из народа создают единый собирательный образ крестьянина-труженника, сильного стойкого, долготерпеливого, исполненного внутреннего благородства и доброты, готового помочь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается. И хотя живется этому крестьянину на Руси не сладко, поэт верит в его великое будущее.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры