Конспект занятия "мой родной татарстан". «Татарское гостеприимство» Развлечение в старшей группе Мой татарстан беседа для детей

Главная / Развод

Никитина Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Малолызинский детский сад"
Населённый пункт: село Малые Лызи, Балтасинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" "Символики России и Татарстана"
Дата публикации: 23.10.2019
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «Малолызинский детский сад»

Балтасинского муниципального района РТ

Конспект занятия для старшей группы

по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом

регионального компонента

«Большая и малая Родина»

«Символики России и Татарстана»

Выполнила: воспитатель Никитина Н. В.

Октябрь, 2018 год

Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи :

Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;

Воспитывать у детей любовь к Родине,

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;

Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка,

дедушка, дом, страна, деревня, село, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)

Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы

Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Развивать память, сообразительность, находчивость.

Словарная работа : родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Татарстан,

Малые Лызи, Большие Лызи, Нижняя Ушма, Балтаси.

Материалы :

Изображения президента РФ, гербов и флагов;

Наглядно-дидактические пособия;

Фотографии с видами села и деревень, страны;

Слайды с достопримечательностями;

Аудио записи.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике;

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

Рассматривание фотографий деревень;

Рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Татарстана

Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, вопросы, указания, дополнения, напоминания,

художественное слово, самооценка.

Ход занятия .

Звучит песня «У моей России»

Воспитатель : Здравствуйте мои дорогие ребята! Вам понравилась песня, которую вы послушали? А о

чем в ней пелось? (О России, о маме…)

Воспитатель : А что такое Россия? (ответы детей)

Воспитатель :Сегодня, мы поговорим о нашей стране, о нашем родном крае в котором живём.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение

«Россия Родина моя!»

Россия, Родина моя!

Храни себя!

Свои просторы голубые

До боли милые, родные.

Россия – Родина моя, твоя,

И наших близких

За все спасибо говорим!

И кланяемся низко!

А что означает слово «Родина»

- «Родная сторона» – это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное.

Такое место по-другому называется Родина ! Наша Родина- Россия!

Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва )

Как зовут президента нашей страны?

– Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн.)

Кто мне назовёт цвета Российского флага? (Белый, синий, красный)

Ребята, эти цвета выбраны неслучайно. Они издавна считались на Руси самыми красивыми. Часто, читая

русские сказки мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый цвет. Что

обозначает каждый цвет флага.

Воспитатель : Белый цвет означает мир, благородство, чистоту.

Синий цвет – небо и верность.

Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

Стихотворение:

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Стихотворение :

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

Звучит «Государственный гимн Российской Федерации»

Муз. А.В. Александрова, сл. С.В. Михалкова

Воспитатель : А какая музыка у гимна? (Музыка была торжественная, величавая, гордая.)

Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча

городов, их очень много. Всё это наша с вами Большая Родина!

Пословицы Дети .

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы

Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится

наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша Малая Родина.

У каждого из нас есть малая Родина. Как называется село, деревня, в котором вы живёте? (Нижняя

Ушма, Балтаси, Малые Лызи, Большие Лызи ).

Место, где находится наши деревни и сёла, называется Республика Татарстан .

Многие поэты Татарстана, художники, писатели, посвятили Малой Родине свои стихи, картины.

Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Татарстан . Наша

республика очень большая и красивая. У неё есть свой государственный флаг и герб (показ флага и

герба)

А ещё у неё есть свой гимн, который написал татарский композитор

Рустем Яхин

Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Татарстан (звучит гимн). Садитесь ребята.

А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Татарстан

Скажите мне пожалуйста, на какие цвета разделён флаг Татарстана? (зелёную, белую и красную)

Воспитатель : Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – цвет солнца, огня. Зелёный

цвет живой природы и молодости, а белый цвет означает символ чистоты и мира (показ флага) .

На государственном гербе Республики Татарстан (показ герба) изображён крылатый белый барс на

фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором

изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба

напоминают цвета государственного флага. Внутри зелёного кольца золотом написан татарский орнамент,

символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Воспитатель : Какая самая широкая река протекает в нашей республике?

(Волга)

Воспитатель : Молодцы. Волга, одна из самых длинных и полноводных рек России.

Вы наверно уже чуть-чуть устали? Давайте с вами немного отдохнём. Выходите все ко мне.

Физминутка

«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны ).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх ).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображаем медведей, серые зайцы (прыжки, рыжие лисицы

(изображают лисиц).

На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зелёные кузнечики (прыжки) ».

Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике

Татарстан.

Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Татарстан?

(Столица Республики Татарстан – Казань)

Город Казань, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Казан –

по-татарски

приготовления

татарски

Республики Татарстан вы ещё знаете?

(Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Чистополь, Альметьевск, Елабуга и другие.

Воспитатель : Молодцы, всё правильно. Ребята, знаете ли вы, как называется этот автомобиль? (Показ

картинки КАМАЗА.)

Воспитатель :

Правильно,

автомобиль

выпускают?

городе

Набережные Челны .)

Воспитатель : - Каждый город Татарстана чем-то славится, но в нашей республике, кроме городов есть

ещё и сёла, в которых выращивают богатый урожай. Татарстан – это земледельческий край. На его полях

выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас? (На полях выращивают гречку,

овёс, горох.)

Воспитатель :

Правильно,

основное

богатство

республики

Труженики

выращивают рожь и пшеницу.

Республика Татарстан многонациональная республика. Во всём Татарстане, проживают люди разных

национальностей: татары, удмурты, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии.

Вместе трудятся, отдыхают, строят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нём.

Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах

вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство.

Любить свою Родину, природу – это, значит, и беречь её, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Воспитатель: Ребята, а вы любите свою Родину?

Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем селе?

Просмотр слайдов с видами села.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

(ответы детей)

Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей.)

Почему в народе говорится: «На чужой сторонушке рад своей воронушке»? (Ответы детей.)

Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей.)

Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и

истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.

Цель : Познакомить детей с Республикой Татарстан, с национальным флагом, гербом с народом и его традициями обычаями. Уточнить и дополнить объём знаний имеющихся у детей, воспитывать дружбу, развивать разговорную речь.

Материал к занятию : Стихи Татарских поэтов.

Иллюстрации, флаг, герб, альбом о профессиях.

Мелодии татарских композиторов. Книги Г. Тукая, С. Хакима, М. Джалиля и др. дет. книги татарских поэтов и писателей.

Тат-ий национальный костюм национальное угощение. Татарская нац. вышивка. Книга- «Татарская поэзия и фольклор в дет. саду» Национальная хороводная игра.

Ребята тема нашего занятия « мы живём в Республике Татарстан» Сегодня мы с вами побеседуем о нашей Родине, о Татарстане.

В начале я вам прочитаю, очень хорошее стихотворение называется оно: «Мы с Волги, из Казани» А написал его Татарский поэт Сибгат Хаким.

Послушайте:

Спросите нас: - откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода

Мы хлеб растим, пасем стада

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане

Спросите нас: - откуда вы?

Мы родом из Казани

Где пел Сайдаш

Писал Такташ

О милом Татарстане

Спросите нас: - откуда вы?

Мы вольные Волжане

Из края, где избыто зло

Где солнце Родины светло

На веки вечные взошло

В свободном Татарстане»

Ребята, а как вы думаете,

Что такое Родина?

Дети: Родина-это земля, где мы родились и где живём это моя улица, мой дом, мой город, там, где трудятся родители где я хожу в детский сад.

А в каком городе мы живём?

Буинске.

Какие заводы и предприятия?

Ответы детей.

А где работают ваши родители?

Ответы детей.

Показ альбома о профессиях и о Буинске

А как называется наша Республика?

Татарстан.

Наша Республика очень большая, в ней очень много сел, деревень, больших и маленьких городов.

А какой главный город в Татарстане?

Почему именно этот город главный?

Дети: Потому что там находится наше правительство, Кремль, наш президент.

Кто знает, кто наш президент?

Дети: Шаймиев.

Показать портрет

Как и у любой другой Республики у нас есть свой гимн, свой флаг и герб.

Флаг представляет собой прямоугольное полотно с тремя полосками: зелёной, белой, красной.

Зелёная полоска - означает: цвет, обновляющийся живой природы.

Белая символ чистоты, чести, мира.

Красная полоска – это символ солнца, огня и жизни.

На гербе изображён барс – это символ силы.

Татарстан – суверенное государство – значит самостоятельное и сильное.

Поговорим о столице Татарстана городе Казани

Казань очень большой город. Там много различных заводов, фабрик, там находятся все институты, университеты, техникумы. Очень большие театры. Промышленные предприятия необходимые для всей страны, такие как обувная фабрика «Спартак», меховая фабрика, химический завод и много других очень важных предприятий, очень много кинотеатров, очень большой цирк, зоопарк, свой авиационный завод, где делают детали самолётов. Очень большой аэропорт и речной порт. Большой железнодорожный вокзал, откуда идут поезда в разных направлениях.

А кто был в Казани и что там запомнил?

Ответы детей.

Показ фотоальбома о Казани.

Ребята, а чем богата наша Республика?

Дети: У нас своя нефть, минеральные источники. Вода « шифалу – су» которой лечат в санаториях Татарстана. Знаменитый на всю страну Автомобильный завод, который выпускает КАМАЗЫ.

Ещё богат Татарстан лесами.

Есть большие и маленькие реки.

В Татарстане выращивают свой хлеб.

Развито животноводство.

А какие реки есть у нас в Буинске?

Дети: Карла, Свияга.

А в Татарстане?

Дети: Волга, Кама.

Физкультминутка .

Течет Волга река (руки влево - направо)

Крутые берега (руки верх)

Широка она (руки в стороны)

Глубока (достать носки ног)

Красавица наша река (встряхнуться).

Подумайте ребята, чем же ещё славится наша Республика?

Дети: очень много татарских поэтов, писателей.

Показать детские книги и назвать имена писателей, поэтов, по книгам.

А каких известных писателей и поэтов вы знаете, которые мы учили в группе?

Дети: Г. Тукай «Шурале», М. Джалиль стих-е «Вольные ветры».

Показ портретов.

Динара рассказывает стих-е «Вольные ветры».

Ребята, а ещё наша Республика богата композиторами, которые пишут музыку к песням, а талантливые певцы поют песни под эту музыку.

Самый известный композитор Татарстана. Салих Сайдашев.

Давайте послушаем его музыку.

Теперь давайте вспомним какие народы населяют нашу Республику?

Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры, мордва.

Но основное население составляют татары.

Дети: Потому что это Татарстан.

У татарского народа есть свои традиции, обычаи, национальный костюм.

К нам в гости пришла девушка. Она живёт в Татарстане, звать её Алсу, она хочет показать вам свой национальный костюм.

Алсу показывает свою одежду и рассказывает про неё.

Алсу показывает вышивку.

Алсу: А теперь я хочу с вами поиграть в национальную хороводную игру.

После игры Алсу оставляет национальное угощение и уходит (По нашему древнему обычаю, я хочу угостить вас своим национальным блюдом, отдаёт воспитателю)

Дети я раздам вам угощение после занятия, а сейчас мы ещё немного поговорим.

Ребята, а дети каких национальностей ходят в нашу группу?

Дети: Татары, чуваши, русские.

Вы дружите между собой?

Дети: Да.

Что вы делаете вместе?

Дети: Вместе играем, занимаемся, поливаем цветы, убираем игрушки, бываем всегда вместе и не ссоримся.

Вос-ль: Так ли в нашей Республике народы разных наций вместе дружат, вместе работают, отдыхают, живут мирно в согласии.

И пусть в нашей Республике никогда не будет войны и слёз, пусть все люди живут так же дружно, как живём мы сейчас.

Итог занятия.

О чём же мы с вами сегодня беседовали.

Ответы детей.

Как называлась тема нашей беседы?

Дети: Мы живём в Республике Татарстан.

Цель: воспитание патриотических чувств - любви к Родине, родному языку, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

  1. Воспитать любовь к родному языку, родному краю, к природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ.
  2. Развивать интерес к русским и татарским традициям.
  3. Дать детям представление, что такое Родина, познакомить с историей и символикой Республики Татарстан, рассказать о природных богатствах родного края.
  4. Обогащать и активизировать словарь: президент, мечеть, храм, флаги, древко, герб, знакомство с пословицами о родине татарского и русского народов, художественное слово.

Предварительная работа: беседы о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РТ, чтение сказок Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, разучивание стихотворений о родине.

Ход занятия-игры

Дети одеты в национальные костюмы народов Поволжья.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о родине и о родном языке. Наша родина - Республика Татарстан - часть огромной страны, России. Все мы любим нашу родину. Ведь дороже её нет ничего на свете. Об этом расскажут стихотворения и споют ребята группы №10.

Дети читают стихотворения о родине.

Мин яратам сине Татарстан,
Арыш кырың, урманнарың өчен,
Ал таңнарың өчен яратам.
Күк күкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгырларың өчен яратам.

Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам.
Җан эретә торган әнкәм теле-
Татар теле өчен яратам.

Здесь так спокойно и надежно.
Здесь все ласкает глаз и слух,
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух.

Тугайларың өчен яратам.
Тукайларың, Сәйдәшләрең өчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Ты - замечательная сказка,
Наш современный Татарстан.
Спокойные тона и краски,
И юный, величавый стан.

Идел ярларынанурларсибеп,
Матур булып ата бездә таң.
Таң шикелле якты туган илем,
Бәхет биргән җирем – Татарстан.

Над землей сияет солнце.
Голубь кружится в синеве
Наша песня льется звонко
Слава Родина тебе!

Ведущий: В Татарстане проживают люди разных национальностей. Всем хватает места под небом Татарстана. Жители Татарстана живут мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов. Основная часть жителей Татарстана- татары и русские. Но есть и удмурты, чуваши, башкиры, марийцы, мордва и другие народности. И у каждого народа свой родной язык. Родной язык- это тот, на котором говорили когда-то ваши прадедушки и прабабушки, а сейчас разговаривают в семье бабушки и дедушки, мамы и папы. У русских людей - родной язык русский. У татар - татарский. Все люди должны знать свой родной язык, разговаривать на нём, читать книги, петь песни на родном языке. Об этом написал стихотворение великий татарский поэт Г.Тукай. (Слайд Г. Тукай)

О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Ведущий: А сейчас послушайте песню на эти стихи Г. Тукая. «Туган тел»

И туган тел. и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәмбишектәкөйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Ведущий: У каждого народа сложились свои национальные традиции, обычаи. Это праздники, песни, танцы, сказки, игры, пословицы, костюмы. Наши дети сегодня надели национальные костюмы народов Поволжья и хотят их продемонстрировать. Звучит музыка. Дети демонстрируют национальные костюмы -воспитатель комментирует, называет детали костюмов. Татарский национальный костюм для девочек. Татарский костюм для мальчиков. Русские костюмы. Удмуртский национальный костюм. Чувашский национальный костюм.

Ведущий: А сейчас давайте вспомним пословицы русского и татарского народа, прославляющие любовь к Родине.

Дети:

  • «Человек без Родины своей, что без песни соловей»
  • «На чужой земле и весна не красна»
  • «Родина - мать, умей за неё постоять»
  • «Родина - краше солнца, дороже золота»
  • «Без Родины милой будешь птицей бескрылой»

Ведущий: Ребята, чему учат нас эти пословицы» - Любить родину.

Ведущий: Во все времена дети любили играть в народные игры.

Сейчас ребята группы № 3 поиграют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

А теперь мы хотим познакомить вас, дорогие ребята, с татарской народной игрой, которая называется «У детишек Тимербая».

Игра «Удетишек Тимербая»

Ведущий: Ребятки, в нашей Республике два государственных языка: русский и татарский. Все жители Татарстана должны знать оба эти языка. Вот поэтому в детском саду и в школе изучают татарский язык наравне с русским. Сейчас мы проверим, как же вы изучаете на занятиях татарский язык.

Игра «Мин кем?»

Детям предлагаются маски диких и домашних животных. Ребёнок берёт маску и говорит на татарском языке: «Мин куян», « Мин аю» и т.д. При этом нужно изобразить движения и повадки животного.

Ведущий: А сейчас мы отправимся в интересное путешествие по нашей республике.
Просмотр альбома «Татарстан мой край родной».

Ведущий: Понравилось вам путешествие? А сейчас, ребятки, вы разгадаете кроссворд, и мы проверим, внимательно ли вы слушали, понравилось ли вам путешествие по нашей республике.

Кроссворд:

  1. Республика, где мы живём, называется... (Татарстан)
  2. Столица Татарстана (Казань)
  3. Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Барс)
  4. Какой поэт сочинил сказку «Шурале»? (Тукай)
  5. Река, на берегу которой стоит башня Елабужское Городище. (Кама)
  6. Город, в котором мы живём.. (Елабуга)
  7. Великий художник, певец русской природы (Шишкин)
  8. Какая птица изображена на гербе Елабуги? (Дятел)
  9. Национальный праздник.... (Сабантуй)
  10. Главное богатство Татарстана. (Нефть)
  11. В каком городе делают автомобили КАМАЗ? (Набережные Челны)

Ведущий: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая окружает вас. Вы - маленькие россияне, потому что живёте в России, И татарстанцы, потому что живёте в Республике Татарстан. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего для родины сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: "Если дружба велика - будет Родина крепка!"

В заключение дети поют песню на татарском языке «Мин яратам сине, Татарстан»
Слова Р. Ракипова муз. Р. Андреева

Мин яратам сине, Татарстан,
Ал таңнар ыңөчен яратам,
Күккүкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгыр ларың өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам,
Җан эретк әнәнкәм телең өчен -
Татар телең өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Тугайларың өчен яратам,
Тукайларың, Сәйдәшләреңөчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Конспект занятий

Мой родной Татарстан

Ознакомление детей со своей малой родиной должно носить системный характер, то есть мы обеспечиваем взаимосвязь всех явлений и объектов, которые познает ребенок. Цель занятия: дать детям представление, что такое Родина, родной край; познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан; расширить знания детей о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Цель:

1. Дать представление, что такое Родина, родной край.

2. с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить детей о столице Татарстана Казань..

4. монологическую речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.

Казань очень большой и красивый город, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством. Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань. А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

" В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."

В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши:

В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? (Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.)

Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Словесная игра «Какому городу принадлежит достопримечательность?»

Я буду называть вы будете отвечать.

К какому городу относится башня Сююмбике,

К какому городу относится памятник Д.И. Менделеев

К какому городу относится Спасская Башня

К какому городу относится ДК им. Гассара

К какому городу относится мечеть Кул-Шариф

К какому городу относится Ледовый дворец «Айсберг»

К какому городу относиться легенда о черном коте.

К какому городу относится Бассеин «Нептун»

Физкультминутка.

    Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

    Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

    По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

    В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

    В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

    На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

    Молодцы. Сели на свои места.

Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля?

При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? (На ней расположены часы.)

Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего столицы.

Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

Дети, мы сегодня много говори о нашем крае нашему краю, а сейчас я хочу, чтобы вы нарисовали, про него, а что вы будете рисовать, подумайте, это может быть лес, поля, речки, красивые места города Рыбное. Из ваших рисунков составим книгу о красоте природы наших родных мест.

Воспитатель: Предлагаю сесть за столы, взять материал и приступать к работе.

Дети рисуют восковыми карандашами под музыку, все работы рассматривают.

Ой, ребята, какие красивые рисунки вы нарисовали, замечательная книга получится. Разрешите на прощанье, угощенья вам раздать.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России и по родному краю. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Рефлексия

Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

Назовите столицу Республики Татарстан?

На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

Что изображено на гербе республики?

Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

Любите ли вы свой город?

Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.

Мингазова Э.Н., воспитатель д/с №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Ведущий: Здравствуйте, дети! Исәнмесез балалар!

Сегодня мы празднуем День независимости Татарстана. Каждый год,

30 августа наша Республика празднует свой день рождения. Когда мы говоим о Татарстане, мы говорим о своей родине. Потому что, Татарстан это наша Родина. Мы здесь родились, мы здесь живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан. Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европыэто наши реки: Кама, Волга. На наших землях прекрасно растет пшеница, рожь. Самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике. И все, кто здесь живет крепко любят свой родной Татарстан, народы живут дружно и мирно.

Ребенок:

Татарстанты край родной

Ты с малых лет всегда со мной

Милый край, лесной, сиреневый, грибной

Для меня поют здесь песни соловьи

И для меня журчат весенние ручьи.

Песня: “Татарстан” муз. Андреева Р. слова Ракыйпова Р.

Ребенок:

Наш Татарстан

Дружбой славится

И жить нам в Татарстане

Очень нравится

Ребенок:

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә Татарстаным

Синтуган ягым

Синминем Татрстаным!

Ребенок:

Татарстан үз илебез

Безнең газиз җиребез

Шушы газиз җиребезнең

Балалары инде без

Песня: “Кояшлы ил”

Ребенок:

Живут унас в округе

Удмурты и марийцы

Я руский, я татарин

Вместе: Но очень дружны мы.

Ребенок:

Мы в Татарстане родном

Дружно весело живем

По-татарски, и по-русски

Мы танцуем и поем.

Танец: “Разноцветная игра”

Заходит Клоун:

Что за праздник? (ответы детей)

А хорошо ли вы знаете про республику Татарстан, я сейчас вам задам вопросы, кто у вас больше всех знает, ну-ка я проверю.

Как называется наша Республика?

Как называется столица нашей Республики?

Какие реки протекают в нашей Республике?

Какие города вы знаете?

Какой национальный праздник проводится летом?

Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин?

Какие цвета на флаге Татарстана?

Что нарисовано на гербе Татарстана?

Клоун: как вы много знаете! А играть умеете?

Ведущий: наши дети играют татарскую хороводную игру «Капкалы».

Хороводная игра «Капкалы»

Клоун: какие вы все умные, веселые, а теперь посмотрим какие вы ловкие.

Игры:

  1. Бег в мешках
  2. Прыжки на большом мяче.

Клоун: Молодцы! Как было весело, а сейчас мне пора обратно в цирк, до свидания!

Ведущий: На этом наш праздник закончен. Всем спасибо! Зур рәхмәт!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры